НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ TAXES AND TAXATION
УДК 336.221:332.7 ББК 65.261.41 H 23
A.B. Осенняя,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой кадастра и геоинженерии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: + 7 (903) 453-22-67, e-mail: [email protected]
И.В. Будагов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры кадастра и геоинженерии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (928) 412-37-18, e-mail: [email protected]
Б.А. Хахук,
кандидат экономических наук, доцент кафедры кадастра и геоинженерии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 397-00-57, e-mail: [email protected]
Е.С. Бондаренко,
магистрант кафедры кадастра и геоинженерии Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 694-96-36, e-mail: [email protected]
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
( Рецензирована )
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта
№ 16-12-23016
Аннотация. В статье представлены особенности систем налогообложения объектов недвижимости в зарубежных странах. Подробно рассмотрены основные элементы налога на недвижимость. В связи с тем, что практики единого налогообложения земли и ее улучшений в России почти нет, сделан вывод о необходимости изучения опыта развитых стран, где предусматривается наличие единого взаимосвязанного комплекса.
Ключевые слова: налогообложение, объект недвижимости, кадастровая оценка, зарубежные страны.
А.У. Osennyaya,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Cadastre and Geoengineering Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: + 7 (903) 453-22-67, e-mail: [email protected]
I.V. Budagov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Cadastre and
Geoengineering Department, Kuban State Technological University, Krasnodar.
Ph.: +7 (928) 412-37-18, e-mail: [email protected]
B.A. Khakhuk,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Cadastre and
Geoengineering Department, Kuban State Technological University, Krasnodar.
Ph.: +7 (918) 397-00-57, e-mail: [email protected]
E.S. Bondarenko,
Master Student, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.:
+7 (918) 694-96-36, e-mail: [email protected]
TAXATION OF REAL ESTATE OBJECTS: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
The study was carried out with the financial support of the Russian State Regional Scientific Fund and the Administration of the Krasnodar Territory within the framework of the scientific project No. 16-12-23016
Abstract. In the article it is presented the features of systems of the taxation of objects of the real estate in foreign countries. The main elements of the property tax are discussed in detail. Due to the fact that there is almost no practice of unified land taxation and its improvements in Russia, it is concluded that it is necessary to study the experience of developed countries, where a single interconnected complex is envisaged.
Keywords: taxation, real estate object, cadastral valuation, foreign countries.
Практически во всех развитых странах система налогообложения недвижимого имущества является эффективным инструментом при принятии решений об использовании земельных ресурсов, эксплуатации зданий и сооружений, обосновании инвестиционных проектов, создании механизма ценообразования и определении базы арендных и налоговых платежей. Налоговая политика нацелена на решение многих проблем [1-5]. Зарубежные исследователи отмечают, что несмотря на то, что налоги на недвижимое имущество могут быть основным источником доходов местных бюджетов, они недостаточно используются в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой.
Структура системы налогообложения недвижимого имущества за границей отличается от российской. В связи с тем, что в России давно обсуждается возможность введения единого налога на недвижимость,
а практики единого налогообложения земли и ее улучшений в стране почти нет, следует изучить опыт развитых стран, где продолжительное время уже взимается налог на недвижимость.
При анализе зарубежных источников методологии оценки и налогообложения недвижимости можно выделить работы Р. Боста, Д. Вельда, Д. Томпсона, Ф. Розье, Т. Кауко и другие, содержащие значительное количество наработанных методик. Первые исследования были проведены физиократами Ф. Кенэ,
A.Р.Ж. Тюрго, М. де Ла Рильвер,
B. Мирабо и представителями классической школы политической экономии А. Смитом, Д. Рикардо, Т. Де Куинси, К. Марксом, изучавшими вопросы ценности земельных участков с целью совершенствования налоговой системы [5-7].
В большинстве стран налогообложение недвижимости предусматривает наличие единого
взаимосвязанного комплекса «земля + строения, здания и сооружения, которые на ней находятся». Существующие в мировой практике системы взимания платежей за недвижимость отличаются налоговой
Как свидетельствует мировая практика, большинство развитых стран, расставляя приоритеты в имущественном налогообложении, в основу ее закладывают, как правило, налогообложение единых объектов недвижимости, тогда как другие страны значительную роль отводят налогообложению земли как ограниченному и невоспроизводимому ресурсу, при этом значительно уменьшая налоговое бремя
базой и способами ее расчета, составом налогоплательщиков, порядком определения платежей и прочим. Основные элементы налога на недвижимость за рубежом представлены в табл. 1.
в отношении налогов на улучшения. Однако, как показывает опыт развитых стран, выбор единых объектов недвижимости как объектов налогообложения является методически более простым и понятным, так как определение стоимости единых объектов позволяет упростить процедуру оценки.
В целях расчета стоимости объекта недвижимости чаще всего используются два исторически
Таблица 1
Основные элементы налога на недвижимость за рубежом
Элементы сравнения Показатели
Налогоплательщики — собственники недвижимости; — арендаторы недвижимости; — паритетная уплата налога собственниками и арендаторами.
Объект налогообложения - земля и ее улучшения (здания, сооружения, находящиеся на земле и превышающие ее стоимость); - только земля; - дифференцированное налогообложение земли и улучшений.
Налоговая база — рыночная стоимость недвижимости; - оценочная стоимость, которая формируется на основе рыночной путем применения понижающих коэффициентов или составляет определенную долю рыночной стоимости.
Методика определения рыночной стоимости недвижимости - доходный подход; - рыночный подход; - затратный подход.
Органы, осуществляющие оценку рыночной стоимости недвижимости - налоговые органы; - специфические государственные органы; - профессиональные оценщики (коммерческие организации).
Ставки налога - фиксированные ставки; — плавающие ставки.
Налоговые льготы — социально незащищенным слоям населения; — в зависимости от вида недвижимости и характера ее использования.
Уровень бюджета, за которым закреплен налог — чаще всего налог является местным
сложившихся способа: на основе рыночной стоимости (Канада, Германия, Литва) и оценка на основе годовой арендной платы (Франция, Великобритания). При определении оценочной стоимости для налогообложения могут применяться: метод сравнения продаж и изучения цен рыночных сделок с недвижимостью (Австралия, Дания, Швеция, а также Индонезия и Япония - для земельных участков), метод капитализации дохода от потенциально лучшего и наиболее выгодного использования недвижимости (некоторые кантоны Швейцарии, некоторые объекты недвижимости в Дании и Швеции) или затратный метод, или расчет расходов, требующихся на полное восстановление данного объекта недвижимости (Япония, Индонезия и Южная Корея - для зданий). Эти методы иногда сочетаются, как, например, в США, Канаде, Нидерландах.
Практически во всех странах собственник объекта недвижимости обязан уплатить налог на недвижимость, лишь в некоторых странах налогоплательщиками являются арендаторы или пользователи имущества. Например, в Испании налог на пашню или сельскохозяйственные угодья платят арендаторы. В Сингапуре налог платит тот человек, который занесен в налоговую ведомость, это может быть собственник, арендатор, наниматель и другой. В Китае налогоплательщиками по налогу на недвижимость являются собственники и пользователи недвижимости, а также держатели залога, доверительные управляющие [8-11].
Ставки налога зависят от налоговой политики каждого государства, они могут быть фиксированными или переменными. Фиксированные ставки устанавливаются органами государственной власти и рассчитываются как процент от налогооблагаемой базы, но размер налоговых поступлений заранее неизвестен, так как налогооблагаемая
база часто пересчитывается. Фиксированные ставки применяются в Великобритании, Индонезии, Швеции, Южной Корее, Японии. В таких странах, как Австралия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, ставка является переменной, то есть местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.
Льготы в международной практике налогообложения недвижимости физических лиц предоставляются, как правило, либо социально незащищенным слоям населения (например, во Франции от уплаты налога освобождаются лица старше 75 лет или лица, получающие пособия из государственных фондов), либо в зависимости от вида недвижимости или вида ее использования. При этом приоритет отдается второму подходу, так как считается, что облагается налогом непосредственно сама недвижимость, а не физическое лицо - владелец недвижимости.
В основном в зарубежных странах недвижимое имущество облагается самостоятельным налогом, но в некоторых государствах применяется подоходное налогообложение. Это практикуется в таких государствах, как Испания, Швейцария, Италия, где каждому виду недвижимости приписывается определенный размер дохода от потенциальной сдачи ее в аренду. Такой потенциальный доход от недвижимости облагается подоходным налогом. А в том случае если недвижимость действительно сдается в аренду, с фактически полученного дохода уплачивается дополнительный налог на доход.
Распространенной международной практикой является также то, что для физических и для юридических лиц принимаются одинаковые налоговые режимы в отношении недвижимости, лишь в некоторых
странах, включая Россию, предусматриваются разные налоги.
В некоторых странах вторая недвижимость подлежит дополнительному налогообложению. Например, в Испании собственники более чем одного объекта недвижимости должны заплатить дополнительный налог на предполагаемый доход от сдачи в аренду, при этом даже в том случае, если недвижимость фактически не сдается в аренду. В Италии налог на недвижимость на второй дом увеличивается на 30%.
В международной практике налогообложения недвижимости существуют различные подходы к распределению поступлений налогов в бюджеты разных уровней. В одних государствах налоги на недвижимость полностью поступают в бюджет уровня налоговой системы, соответствующего статусу налога. В других - местные имущественные налоги направляются в местные бюджеты, а общегосударственные - по бюджетам различного уровня.
В Канаде налогооблагаемой базой по налогу на имущество выступает земля и те объекты, которые к ней «присоединены». К таким «присоединенным» объектам относят здания, а в некоторых провинциях - машины и оборудование, которые обслуживают здание или земельный участок. Имущество в провинциях Канады делится на классы для проведения его оценки. Это такие классы недвижимости, как: жилье, коммерческие здания и сооружения и имущество промышленных предприятий. При оценке объекта недвижимости учитываются три фактора: расходы на создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу, и учет рыночной стоимости на момент оценки. Налоговые ставки в Канаде пересматриваются практически ежегодно исходя из общей суммы доходов, поступление которых ожидается в бюджете
конкретного муниципалитета. То есть муниципалитеты формируют ставку налога на недвижимость для финансирования своих издержек. В Канаде многие социально значимые объекты недвижимости вообще освобождены от налогообложения. Это такие объекты, как:
- собственность правительства, органов власти;
- школы, колледжи, университеты;
- государственные больницы;
- собственность благотворительных организаций;
- сельскохозяйственные общества - частично освобождаются.
В Великобритании в отношении недвижимости существуют 2 вида налога: местный налог на жилую недвижимость и налог на деловую собственность. Налогоплательщиками жилых зданий являются собственники или арендаторы недвижимости, налоговой базой является оценочная стоимость объекта, близкая к рыночной стоимости. Переоценка стоимости осуществляется раз в 5 лет. Налог на деловую собственность представляет собой налог на коммерческую недвижимость, ее налогооблагаемой базой выступает годовая арендная плата. Местные власти только занимаются сбором этого налога, сами средства поступают в национальный бюджет и там распределяются между муниципалитетами.
Налог на недвижимость Франции является местным налогом, представляет собой отдельный земельный налог и налог на жилье, однако плательщик одного налога будет являться плательщиком другого, то есть фактически этот налог включает в себя налог на здание и налог на землю.
Налог на застроенные участки во Франции применяется к зданиям, сооружениям и земельным участкам, на которых они расположены, и исчисляется путем применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного
самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. Объектами обложения этим налогом являются сооружения, укрытия для людей, складские помещения, набережные, мосты и прочее.
Налог на незастроенные участки - земельный налог, исчисляется путем умножения 80% стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления на основе земельного кадастра. Земельный налог на незастроенные участки затрагивает леса, поля, карьеры, рудники, болота, пруды и так далее. От такого налога освобождаются находящиеся в государственной собственности дороги, участки, занятые телекоммуникациями, общественные сады. Также освобождаются от налогообложения земельные участки, на которых были посажены деревья - на 30 лет с момента посадки.
Налог на жилье во Франции применяется для зданий и помещений, находящихся в собственности или распоряжении физических лиц на 1 января налогооблагаемого года. Сюда входят жилые помещения, занимаемые в личных или семейных целях. Ставка налога на жилье является постоянной для конкретного вида помещений и рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта. Таким образом, во Франции собственники жилых домов, проживающих в них, платят налог на жилье и земельный налог на застроенные участки, а арендаторы жилья - только налог на жилье.
Во Франции предусмотрен специальный налог на недвижимость для организаций, которым облагаются все виды недвижимого имущества, используемого в качестве жилья, коммерческой и промышленной недвижимости. Налоговая база - оценочная стоимость недвижимости. Ставка налога на промышленное имущество и жилье,
которое сдают в аренду, составляет 0,5%, а для коммерческой недвижимости ставка составит 1%.
Недвижимое имущество в Швеции, как и в большинстве развитых стран мира, облагается самостоятельным единым налогом на недвижимость, который относится к земле или строениям, производственной или жилой недвижимости. Стоимость земли и зданий, сооружений устанавливается отдельно. Стоимость единицы недвижимости формируется путем суммирования стоимости земли и стоимости улучшений. Единица недвижимости может состоять из двух и более единиц оценки. К примеру, объект недвижимости, включающий в себя жилой дом и мастерскую, где владелец занимается бизнесом, делится на две, а иногда и более единицы оценки, в зависимости от использования различных частей собственности. А для производственного объекта к единице недвижимости также могут относиться станки и оборудование.
Налогооблагаемой базой единицы недвижимости выступает ее оценочная стоимость, которая составляет примерно три четверти от рыночной цены. Налогообложению подлежит суммарная стоимость имущества семьи. Каждый год проводится индексация оценочной стоимости, в ходе которой базовая стоимость пересчитывается с учетом коэффициента, включающего в себя изменения цен. Также периодически проводится переоценка кадастровой стоимости объекта недвижимости. Данная «семейная» система налогообложения недвижимого имущества в Швеции может быть взята примером российским законодателям на пути реформирования налоговой системы РФ.
В Земельном кодексе Швеции отсутствует как таковое деление земель на категории. При оценке земли учитываются плодородие почв и рыночная стоимость земли. Вся территория поделена на стоимостные
зоны, где стоимость аналогичных объектов одинакова, существуют поправочные коэффициенты. Оценочная стоимость строений зависит от размера, качества, характера и времени постройки. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит, обозначение
этой зоны отражается в налоговой декларации.
В Германии под кадастровой стоимостью понимают общую, совокупную (рыночную) стоимость, включающую стоимость улучшений (зданий) на единую дату. Для оценки жилых домов, земельных участков, используемых для коммерческих
Таблица 2
Особенности проведения оценки объектов недвижимости для целей налогообложения за рубежом
Страна Объект оценки База налогообложения Организации, ответственные за проведение оценки Периодичность оценочных работ
Канада Единый объект недвижимости Рыночная стоимость Данные отсутствуют Данные отсутствуют
Великобритания Единый объект недвижимости Арендная плата Данные отсутствуют 10 лет
Франция Земля; строения Арендная плата Государственные органы по управлению земельными ресурсами 10 лет
Швеция Единый объект недвижимости Рыночная стоимость; кадастровая стоимость Государственные органы по управлению земельными ресурсами и имуществом 5-6 лет
Германия Земля; строения Рыночная стоимость Налоговые органы 8-20 лет
США Единый объект недвижимости Рыночная стоимость Данные отсутствуют 5-6 лет
Дания Единый объект недвижимости Рыночная стоимость Налоговые органы 4 года
Австралия Единый объект недвижимости Рыночная стоимость Налоговые органы 8 лет
Испания Единый объект недвижимости Кадастровая стоимость Государственные органы по управлению земельными ресурсами и имуществом 8 лет
Китай Единый объект недвижимости Рыночная стоимость; арендная плата Налоговые органы Данные отсутствуют
целей, а также многофункционального использования применяется упрощенная процедура оценки (массовая оценка), основанная на доходном подходе. Налог рассчитывается в процентах от оценочной стоимости недвижимого имущества и зависит от вида имущества, а также от решения органов власти. Так как здание является неотъемлемой частью земельного участка и не обладает самостоятельным правовым статусом, при сложении стоимости земельного участка и стоимости здания образуется единая цена объекта недвижимости как комплексной единицы. Федеральная базовая ставка равна 0,35%, далее сумма налога корректируется на муниципальный коэффициент, в итоге налоговая ставка составляет от 0,98% до 2,1%. Не во всех случаях земля и здания подлежат одинаковому налогообложению. Иногда возможно налоговое аннулирование зданий, т.е. разделение стоимости зданий и земельных участков.
В Соединенных Штатах Америки налогообложение недвижимого имущества является способом финансирования деятельности государственных социальных учреждений (школ, парков, больниц и др.), отличается широким разнообразием методов и ставок. Оценка проводится на местном уровне, но при ее проведении применяется законодательство соответствующего штата. Штат с помощью своих законодательных актов определяет и тип стоимости, который должен использоваться. Во многих штатах государства оценка недвижимого
имущества для целей налогообложения определяется на уровне округов (районов), и ответственность за нее несет специальный налоговый оценщик.
Обобщение зарубежного опыта проведения оценки объектов недвижимости для целей налогообложения представлено в таблице 2.
Определение оценочной стоимости недвижимости для объектов налогообложения в США представляется очень эффективным и может быть в дальнейшем введено в российское законодательство. Объектом налога в США является земельно-имущественный комплекс, объединяющий в себе землю и строения на ней. Оценивается каждый объект отдельно, далее оцененная общая стоимость объекта недвижимости уменьшается на вычеты, предусмотренные для ее владельца.
По опыту Швеции, Германии, США, налогооблагаемой базой следует признать оценочную стоимость единого объекта недвижимости, формирующуюся на основании сложения стоимости земельного участка и улучшений на нем. Из системы налогообложения недвижимости в США можно позаимствовать технологию оценки недвижимости налоговыми оценщиками. По примеру Канады, следует освободить от налогообложения социально значимые объекты. Однако, несмотря на эффективность данных систем налогообложения за рубежом, в России подобные преобразования могут быть произведены только с учетом особенностей существующей российской правовой системы.
Примечания:
1. Осенняя A.B., Осенняя Е.Д., Хахук Б.А. Реализация процедуры кадастровой оценки земель населенных пунктов в Краснодарском крае // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2016. № 4 (190). С. 239-243.
2. Кадастровая оценка и налогообложение недвижимости в Краснодарском крае на примере земель населенных пунктов: монография / A.B. Осенняя, A.M. Середин, И.В. Будагов [и др.]. Краснодар, 2016. 140 с.
3. Эволюция исследовательских подходов к оценке и налогообложению недвижимости / И.В. Будагов, Б.А. Хахук, A.A. Кушу [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2016. № 3 (185). С. 201-216.
4. Совершенствование экономического механизма рентных отношений в сельском хозяйстве: монография / П.И. Ламанов, И.В. Будагов, Б.А. Хахук [и др.]. Краснодар, 2015. 151 с.
5. Анализ методов налогообложения земельной ренты / А.В. Осенняя, И.В. Будагов, Э.В. Кравченко [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2016. № 3 (185). С. 218-224.
6. Совершенствование институционально-экономического механизма оценки земель в современных условиях: монография / А.В. Осенняя, Е.Д. Осенняя, Б.А. Хахук [и др.]. Краснодар, 2013. 135 с.
7. Хахук Б.А. Методологические подходы к исследованию земельной ренты // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1. С. 68-78.
8. Земельная рента как основа кадастровой стоимости / А.В. Осенняя, И.В. Будагов, Э.В. Кравченко [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2016. № 4 (190). С. 253-258.
9. Осенняя А.В., Будагов И.В., Хахук Б.А. Проблемы методики кадастровой оценки в современных условиях // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.Т. Насретдинова. - Казань, 2017. С. 742-743.
10. Осенняя А.В., Будагов И.В., Хахук Б.А. Кадастровая оценка объектов недвижимости в современных условиях. В сборнике: Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. / под общ. ред. Ж.А. Шаповал. Белгород, 2017. № 4, ч. 5. С. 85-89.
11. Сидоренко М.И., Осенняя А.В. Совершенствование методики кадастровой оценки объектов недвижимости // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 4. С. 42-43.
References:
1. Osennyaya A.V., Osennyaya E.D., Hahuk B.A. Realization of the procedure of cadastral valuation of lands in settlements in the Krasnodar Territory // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2016. No. 4 (190). Pp. 239-243.
2. Osennyaya A.V., Seredin A.M., Budagov I.V., Hahuk B.A., Kushu A.A., Gura D.A., Pastukhov M.A. Cadastral valuation and taxation of real estate in the Krasnodar Territory on the example of the land of settlements: monograph. Krasnodar. 2016. 140 pp.
3. Budagov I.V., Hahuk B.A., Kushu A.A., Gura D.A. Evolution of research approaches to valuation and real estate taxation. // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2016. № 3 (185). Pp. 201-216.
4. Lamanov P.I., Budagov I.V., Hahuk B.A., Kushu A.A. Perfection of the economic mechanism of rental relations in agriculture: monograph. Krasnodar, 2015. 151 pp.
5. Osennyaya A.V., Budagov I.V. Kravchenko E.V., Kushu A.A., Hahuk B.A. Analysis of methods of taxation of land rent // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2016. No. (185). Pp. 218-224.
6. Osennyaya A.V., Osennyaya E.D., Hahuk B.A., Gura D.A., Kolomytsev A.A. Improvement of the institutional and economic mechanism for assessing land in modern conditions: monograph. Krasnodar. 2013. 135 pp.
7. Hahuk B.A. Methodological approaches to the study of land rent // Actual problems of economics and law. 2008. No. 1. Pp. 68-78.
8. Osennyaya A.V., Budagov I.V. Kravchenko E.V., Kushu A.A.., Hahuk B.A. Land rent as the basis of cadastral value // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2016. No. 4 (190). Pp. 253-258.
9. Osennyaya A.V., Budagov I.V., Hahuk B.A. Problems of the methodology of cadastral valuation in modern conditions // Modern researches of the basic directions
of humanitarian and natural sciences. Materials of the International Scientific and Practical Conference / Edited by Nasretdinov I.T. Kazan. 2017. Pp. 742-743.
10. Osennyaya A.V., Budagov I.V., Hahuk B.A. Cadastral valuation of real estate in modern conditions // Modern trends in the development of science and technology. Collection of proceedings on the materials of the International Scientific and Practical Conference. In 5 parts / Under the general editorship of J.A. Shapoval. Belgorod. 2017. Pp. 85-89.
11. Sidorenko M.I., Osennyaya A.V. Improving the methodology of cadastral valuation of real estate // Science. Equipment. Technologies (polytechnic messenger). 2013. No. 4. Pp. 42-43.