One of the existing strategic planning problems in Russia is the lack of interconnection between the strategic objectives, performance indicators of the program, the specific projects and their implementation plan under the strategy. Insufficient degree of this issue elaboration leads to cost overruns and failure to achieve the planned values of the indicators.
In this article, the methodical approach to the selection of the projects to be implemented in the framework of the strategic development program of the mining industry of regional importance was proposed. The basis of the approach is a system of indicators, which was developed in a previous article (see References).
Key words: strategic program, the program of projects, sectoral strategy, the mining industry, non-metallic materials
Plotnikov Vladimir Aleksandrovich, doctor of economy science, professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of Economics,
Peshkova Galina Yrievna, candidate of economy science, docent, doctoral, [email protected], Russia, St. Petersburg, Saint-Petersburg University of aerospace instrumentation
УДК 336.2 25.3
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Л.А. Гузикова, А.М. Колесников
Обосновывается инвестиционная привлекательность туристического бизнеса и спецификация рисков отрасли. На примере ряда стран анализируется влияние налогообложения на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность туристического бизнеса.
Ключевые слова: туристический бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, налогообложение
Вложение капитала в динамично развивающиеся секторы экономики - это распространенный способ активного инвестирования. Инвестиции в туризм считаются одним из наиболее перспективных направлений такого вложения.
В настоящее время туризм обеспечивает до 15% внутреннего валового продукта, более 10% потребительских затрат и 30% объема услуг в мировой экономике. Для трети стран поступления от туризма составляют основную статью в бюджете. По данным европейской статистики прямой вклад туризма в ВВП Европы превышает вклады таких отраслей, как автомобильная промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль. Темпы развития туристической отрасли растут, что позволяет ей со-
хранять инвестиционную привлекательность. Особенностью развития туризма и связанной с ним деятельности является интенсивное освоение новых сегментов рынка.
Согласно оценкам мировых экспертов, туризм как сфера экономической деятельности обладает большим потенциалом развития, однако реализация этого потенциала требует организации целенаправленного и планомерного притока инвестиций, что невозможно без внимания государства к проблемам развития туризма. Эффективные инвестиции в туризм, независимо от их объемов и объектов, - это не только повышение доходов инвесторов и предпринимателей. Рост этой отрасли способствует наполнению бюджетов всех уровней, увеличивает занятость и доходы населения, является одним из наиболее эффективных решений для возрождения депрессивных регионов.
Участие государства, по нашему мнению, в первую очередь должно заключаться в разработке стратегических программ развития отрасли, подкрепленных мерами, направленными на создание благоприятных условий деятельности субъектов бизнеса и инвесторов. Основные направления стратегической программы должны предусматривать:
- создание нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательства и притоку инвестиций;
- повышение конкурентоспособности туристических услуг;
- сохранение существующих и создание новых объектов, обеспечивающих привлечение туристических потоков;
- инновационные решения в сфере инфраструктуры;
- природоохранные мероприятия.
В туризме сочетаются практически все виды обслуживания потребителя. В совокупности они образуют туристскую индустрию [1] Важную роль в создании привлекательного для потребителей и конкурентоспособного туристического бизнеса играет формирование инфраструктуры, гарантирующей предоставление услуг заявленного качества. В свою очередь, качество туристических услуг должно регламентироваться соответствующими законодательными и организационными нормами и подтверждаться соответствующими удостоверяющими документами. Основные объекты и элементы туристической инфраструктуры показаны в табл.1.
Создание элементов туристической инфраструктуры осуществляется преимущественно за счет частных инвестиций, которые могут осуществляться в форме участия в инвестиционных фондах соответствующей направленности и в виде индивидуальных вложений в частный бизнес, связанный с туризмом. Первое направление обеспечивает инвестору невысокий доход с относительно невысоким уровнем риска. Второе направление может оказаться существенно более доходным, но и уровень рисков здесь значительно выше.
Таблица 1
Состав туристической инфраструктуры [2]
Объекты туристической инфраструктуры Элементы инфраструктуры
1 2
Транспорт(предприятия, ведомства, департаменты) Автомобильный Железнодорожный Воздушный Водный (речной, морской) Канатный Подземный и т.п.
Средства размещения Гостиницы, мотели, кемпинги Пансионаты, апартаменты, дома, квартиры Туристические базы, дома отдыха, приюты и т.п.
Объекты питания Рестораны, бары Кафе Столовые Пункты быстрого питания и т.п.
Организации, предоставляющие туристские и экскурсионные услуги Туроператоры Экскурсионные бюро Туристские агентства Переводчики, сопровождение и т.п.
Рекламно-информационные туристские организации Рекламные агентства и бюро Информационные агентства Компьютерные, программно-информационные организации Издательства
Производственные туристские предприятия Фабрики по производству гостиничной, туристской и прочей мебели Предприятия по производству туристского снаряжения, экипировки Предприятия по изготовлению сувенирной продукции
Предприятия торговли Магазины по реализации туристского снаряжения и экипировки Магазины по реализации сувенирной продукции Пункты проката Киоски, ларьки
Предприятия сферы досуга и туризма Киноконцертные залы Ночные клубы, казино Театры, музей Выставочные центры Торгово-развлекательные центры Парки, водоемы и т.п.
Организации самобытного туризма Туристские и альпинистские клубы Туристские велосипедные, водные, аэроклубы Горные привалы, приюты и т.п.
Научно-проектные организации Научно-исследовательские институты, лаборатории
267
Окончание табл.1
1 2
Учебные туристские заведения Высшие и средние специальные туристские заведения Институты повышения квалификации и переподготовки Учебные центры
Кредитно-финансовые и страховые организации Банки Пункты обмена валюты Банкоматов Страховые организации
Консультационные организации Юридические фирмы Организации по бронированию и продаже проездных билетов Организации по бронированию мест отдыха, развлечений и т.п.
Органы управления туризмом Комитеты и департаменты туризма федеральных и муниципальных органов и органов местного самоуправления Общественные туристические организации и объединения
Особенность риска в туристической сфере состоит в том, что он обладает мультипликативностью: благодаря сопряженности включаемых в туристическую индустрию отраслей, позитивный эффект от туризма усиливаются. Однако действие механизма мультипликатора может происходить и в противоположном направлении. «Обратная сторона» мультипликатора проявляется в том, что каждая отрасль обладает собственной структурой и источниками риска, которые в совокупности формируют отраслевую спецификацию риска. В силу сопряженности, каждая отрасль вносит добавочный вклад в общий уровень туристского риска [3]. Таким образом, туризм имеет комплексную спецификацию рисков.
Невозможность предоставления заявленных услуг, и, следовательно, получения доходов в сфере туризма чаще всего связана с возникновением непредвиденных обстоятельств, управление которыми невозможно. К таким обстоятельствам относятся:
- стихийные бедствия (аномальные погодные явления, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, и т.д.);
- эпидемии и объявленные карантины;
- социальные потрясения (массовые забастовки, военные действия, политические перевороты), а также проявления терроризма.
Последствия реализации рисков этой группы отрицательно влияют на активность туристов даже после ликвидации источников и последствий их проявления.
Другая группа рисков, негативно влияющих на доходность туристической деятельности, связана с повышенным уровень угроз для людей, находящихся вне места проживания. Она включает в себя несчастные случаи, за-
болевания и пищевые отравления, потерю имущества, конфликты с местным законодательством ввиду недостаточной информированности и т.д.
Реализация такого рода угроз сопряжена с выплатой компенсации, что отрицательно влияет на результаты деятельности туристической компании, причем наряду с прямыми финансовыми потерями, как правило, имеют место и репутационные потери, сказывающиеся на привлекательности туристского объекта и его будущих доходах. Риски этой группы субъекты туристического бизнеса могут снизить за счет системы страхования и диверсификацией ответственности.
Риски первой группы неуправляемы на уровне отдельной туристической организации и, в большинстве своем, неуправляемы на уровне государства. Следовательно, с позиции инвестирования в туристическую отрасль их можно рассматривать как одну из составляющих странового риска.
Другая составляющая странового риска определяется условиями ведения деятельности и инвестирования, создаваемыми государством: законодательство и действия государственной власти являются источником риска для работы отрасли и инвесторов. Важным фактором инвестиционной привлекательности страны и туристической отрасли является режим налогообложения.
Влияние условий налогообложения на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность туристической отрасли было исследовано на примере группы стран со сходными природно-климатическими условиями, в ВВП которых туризм вносит значительный вклад (табл.2), -Греции, Испании, Италии, Кипра, Турции, Хорватии. Все рассматриваемые страны за исключением Хорватии входят в десятку популярных туристических направлений, разрабатываемых российскими туроператорами и предлагаемых российскими туристическими агентами.
Изучение ситуации в туристической отрасли этих стран представляется важным для российских туристических компаний с точки зрения перспектив развития деятельности в соответствующих направлениях, а также с точки зрения выбора контрагентов для заключения договоров при разработке и реализации туристических продуктов. Для инвесторов правильная оценка рисков, обусловленных режимом налогообложения, является необходимым условием для принятия решений.
Таблица 2
Общий вклад туризма в ВВП в 2015 году, % [4]
Греция Испания Италия Хорватия Кипр Турция
Общий вклад туризма в ВВП 18,5 16,0 10,2 23,2 19,3 12,9
В табл.3 приведены результаты экспертной оценки дружественности систем налогообложения. Страны, получившие большее количество
баллов, обладают более дружественной налоговой системой с точки зрения операционной и инвестиционной деятельности. Греция создала серию налоговых антистимулов как для функционирования туристических предприятий, так и для привлечения инвестиций. Лучше всего ситуация на Кипре, второе место занимает Хорватия, третье - Турция, четвертое и пятое -Испания и Италия. Греция находится на последнем месте как с точки зрения операционных, так и инвестиционных налогов. Суммарные балльные оценки у Кипра и Греции различаются в два раза.
Таблица 3
Результаты экспертной оценки дружественности систем налогообложения туристического бизнеса [5]
Страна Налоги на инвестиции Операционные налоги Суммарная оценка
Кипр 42 42 84
Хорватия 42 39 81
Турция 37 32 69
Испания 31 29 60
Италия 24 25 49
Греция 25 17 42
Объекты налогообложения, возникающие в анализируемых странах в процессе ведения деятельности туристического бизнеса и при инвестировании в него, показаны в табл.4.
Таблица 4
Объекты налогообложения в туристическом бизнесе
Объекты налогообложения, возникающие в туристическом бизнесе
при инвестициях в ходе операционной деятельности
Прибавочная стоимость Лицензионные платежи
Недвижимость Услуги
Передача недвижимости Расходы на заработную плату
Строительные сборы НДС
Специальный налог на недвижимость Акцизные марки
Концентрацию капитала Сбор за пребывание в стране
Доходы Налоговое списание
Дивиденды Операции между компанями группы
Недофинансирование Вознаграждение членам совета директоров
Проценты Налог на доходы физических лиц
Налог на вознаграждение персонала
Муниципальные налоги и сборы
Стоимость первоначальных инвестиций в туристические объекты является объектом обременения налогом на передачу недвижимого имущества, или НДС, в зависимости от обстоятельств. Повышенные ставки НДС, применяемые при передаче недвижимости в Италии и Греции, препятствуют инвестициям в новые объекты. Для Греции характерны задержки с возвратом НДС по инвестициям, что приводит к серьезным проблемам с ликвидностью предприятий.
До недавнего времени в Греции действовали законы, которые предлагают налоговые льготы для новых инвестиций в экономику на территории страны. Однако, в последнее десятилетие эта законодательная практика была приостановлена, что лишило эту страну одного из инструментов привлечения инвестиций.
Во всех анализируемых странах основная налоговая нагрузка создается налогом на прибыль и дивиденды. Процентная нагрузка на прибыль, распределенную между акционерами с долей более 20%, показана на рис.1. Очевидно, что Кипр имеет особенно благоприятный налоговый режим для компаний из-за низкого налогообложения прибыли и отказа от налогообложения дивидендов.
0,5 0,4 0,3 0,2 0,1
39,25% ЗС 1ПО/
32 ,69 %3 2% 2% 'о
I
I
1
Рис.1. Нагрузка на распределенную прибыль туристических
организаций [5]
Показанные на рис.1 ставки были рассчитаны на основе общих нормативов. Однако, следует отметить, что испанское законодательство предусматривает более низкие ставки для многих островов и туристических направлений и применяет ставку 15% в течение первых двух лет прибыльной деятельности компании, что делает страну не менее привлекательной для инвестиций, чем Греция и Италия.
В Италии самые высокие расходы на заработную плату: отношение зарплаты с начислениями к брутто-зарплате, включающей оклады и вознаграждения работников, выше, чем в других рассматриваемых странах и составляет 133%. Далее следуют Испания (130%) и Греции (125%). Хорватия
имеет самый низкий показатель (117%) и относительно низкий уровень в Турции и на Кипре (120,5% и 120% соответственно)
Что касается соотношения расходов на оплату труда и чистых окладов, то на Кипре оно имеет самый низкий уровень 130%, а в Греции - самый высокий, что составляет 198%. Италия и Хорватия следуют с коэффициентами 190% и 178% соответственно. Приблизительно такой же уровень, в Испании и Турции, где расходы на заработную плату/ за вычетом вознаграждения составляют 173% и 170% соответственно.
Конкурентоспособность туристического бизнеса зависит от конечной цены услуг для потребителя и, следовательно, от налогового бремени, предусмотренного законодательством. Основную нагрузку в цене для конечного потребителя составляют НДС и сбор за размещение. В табл.5показан конечной цены при оказании туристических услуг на сумму 100 евро (50 евро - проживание и 50 евро - питание) в разных странах.
Таблица 5
Формирование цены для конечного потребителя с учетом нагрузки
Греция Испания Италия Хорватия Кипр Турция
НДС 18 10 10 13 9 8
Сбор за размещение 0,5 1 4 1 0 0
Конечная цена 118,5 111 114 114 108 108
Недавние поправки к греческому законодательству, увеличившие ставку НДС на гостиничные услуги (с 6 до 13%) и питание (с 13% до 23%) и отмена пониженных ставок НДС на островах с небольшим населением, увеличили нагрузку на цену в греческой туристической индустрии, в результате произошло снижение ее конкурентоспособности по сравнению с другими странами.
Следует отметить, что во всех странах, кроме Греции, объектом налогообложения является стоимость проживания, рассчитываемая, исходя из числа ночевок, в Греции объектом налогообложения является оборот туристического бизнеса. Кроме того, в странах, кроме Греции, сбор за пребывание уплачивается клиентом. С точки зрения нагрузки в конечной цене наиболее конкурентоспособными оказываются Турции и Кипр.
Во всех рассматриваемые странах налог на прибыль уплачивается авансовыми платежами в размере до 100% в течение года, за исключением Испании, где величина авансового платежа колеблется в пределах 50-75%. Для планирования ликвидности предприятий существенное значение имеют налоговые вычеты по выплачиваемым процентам и лицензионным платежам, а также полученным услугам и производственным затратам.
Все страны считают приоритетной задачей применение договоров об избежании двойного налогообложения таких выплат. В этой сфере,
наиболее благоприятный режим имеет место на Кипре, где предусмотрена уплата только концессионных прав, в частности, в пределах страны.
Другие страны применяют ставки в пределах от 10% до 30%; в Италии, Греции и Испании применяются более высокие ставки налога с удержанием у источника. Особо следует упомянуть удержание у источника налога на строительные услуги, предусмотренного законодательством Греции и Турции в размере 3%, а в Италии - 8%.
Операционные расходы предприятий обременяются и другими обязательными платежами, например, гербовыми сборами, применяемыми в Греции, Турции и на Кипре. Установленные греческим кодексом о тарифах и сборах ставки является самым высоким из всех рассматриваемых в данной статье стран.
Что касается налога на имущество, то в Хорватии недвижимость не подлежит специальному налогообложению. На Кипре, напротив, установлены высокие ставки налога на недвижимость, доходящие до 1,9% от рыночной стоимости. Относительно высокие ставки применяются в Италии, тогда как в Испании ставки дифференцированы и, как правило, находятся в диапазоне от 0,6% -0,8% с максимумом 1,1% от стоимости недвижимости. Наконец, относительно низкий уровень налогообложения недвижимости установлен в Турции.
В Греции действуют менее эластичные и привлекательные налоговые условия, чем в большинстве стран-конкурентов. Туристическая отрасль в стране страдает от высокой ставки налога на прибыль, высокой бюрократической нагрузки на предприятия, отмены освобождения от НДС на островах и восьми изменений, связанных с уплатой НДС при оказании услуг по размещению и питанию туристов, введенных в действие с 2008 года. Последние изменения, практически удвоившие НДС, негативно повлияли на туристический бизнес, который, по общему признанию, является в настоящее время практически единственной отраслью, практически поддерживающей усилия страны по преодолению кризиса. В 2017 году греческое правительство должно принять необходимые меры, чтобы установить НДС на конкурентоспособном уровне, в противном случае, реальность будет очень сложной для законных предпринимателей, вынужденных работать в очень трудных условиях.
Сравнение режимов налогообложения, применяемых для регулирования деятельности туристических предприятий в анализируемых странах, позволило выявить составляющие благоприятных условий для инвестирования в туристическую отрасль на Кипре и отсутствие налоговых преимуществ для привлечения инвестиций в туристическую отрасль в Греции по сравнению с другими рассмотренными странами.
В целом по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что установление доверия между государством и бизнесом является важнейшим условием для притока инвестиций в туристический бизнес.
Обязательным условием установления доверия являются стабильность инвестиционного климата и налоговой системы.
Список литературы
1. Каблов А.А. Особенности налогообложения предприятий туристской индустрии //Сервис в России и за рубежом. № 3. 2010. - с.54-58
2. Шматько Л.П. Формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. №8(68). 2014 http://uecs.ru/uecs68-682014/item/3020-2014-08-20-07-10-39
3. Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Управление рисками при ведении туристического бизнеса: риск-менеджмент на туристских предприятиях //Российское предпринимательство. № 6-2 (161), 2010. с.79-84
4. Сайт компании Knoema. Мировой атлас данных. кйр://кпоета.т/а^Л:ор^/Туризм
5. Сайт Ассоциации туристических предприятий Греции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //sete. gr/el/statistika-vivliothiki /statistika/?c=43476&cat=43516&key=&dates=2016&thematics
Гузикова Людмила Александровна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,
Колесников Александр Михайлович д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
TAXATION AS A FACTOR OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND COMPETITIVENESS IN TOURISTIC BUSINESS
L.A. Guzikova, A.M. Kolesnikov
In the paper investment attractiveness of touristic business is substantiated and risk specification of this business is identified. By the example of some countries the impact of taxation on investment attractiveness and competitiveness of the tourism business is analyzed.
Keywords: touristic business, competitiveness, investment, taxation.
Guzikova Liudmila Aleksandrovna, doctor of economy science, professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, St.-Petersburg Polytechnic University Peter the Great,
Kolesnikov Aleksandr Michailovich, doctor of economy science, professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, St. Petersburg state University of aerospace instrumentation