Налогообложение
УДК 336.221
ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ*
Л. Е. МАРШИРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: marshirova@gmail. com
Н. В. МАКСИМОВА,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: nvmaksimova@hse. ru Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород
Внедрение и совершенствование специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей имеет большую актуальность, поскольку состояние и темпы развития малого бизнеса во многом зависят от системы налогообложения. В статье проанализировано развитие патентной системы налогообложения, выделены ее преимущества и недостатки в отдельных регионах. Анализ нормативных документов федерального и регионального уровня позволил сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию патентной системы налогообложения.
Ключевые слова: налоги, индивидуальный предприниматель, патент, законодательство.
Развитию малого и среднего бизнеса во всем мире уделяется пристальное внимание. Малые предприятия ввиду своей мобильности способны
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.
в короткий срок переориентировать свою деятельность для быстрого насыщения рынка товарами и услугами, пользующимися в данный момент наибольшим спросом. Одним из направлений поддержки малого предпринимательства является упрощение налогообложения их деятельности, что представлено в таблице.
Новый 2013 г. принес изменения в специальные режимы налогообложения [3]. Теперь применение системы налогообложения в виде единого налога на
Льготные системы налогообложения малого предпринимательства
Специальный режим налогообложения Дата начала действия
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 01.01.2002
Упрощенная система налогообложения 01.01.2003
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 01.01.2004
Патентная система налогообложения 01.01.2013
вмененный доход стало добровольным. Упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента с 1 января 2013 г. отменена. Вместо нее введен новый специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей - патентная система налогообложения. В Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс, НК РФ) добавлена новая гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» [1].
Система налогообложения на основе патента не является чем-то новым для России. Принятый Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [2] предусматривал для индивидуальных предпринимателей замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой ими предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Годовая стоимость патента устанавливалась решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности и с учетом ставок единого налога. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась ежеквартально.
Сначала считалось, что данная система налогообложения введена из желания получать с предпринимателей хоть какие-то деньги в бюджет. Время показало, что патентная система уплаты налогов достаточно выгодна и, несмотря на то, что стоимость патента постоянно росла, многие предприниматели пользовались этой системой. Эта система налогообложения просуществовала до 2003 г. и вместе с указанным законом утратила силу.
В 2005 г. в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ была введена новая статья (ст. 346.25.1), которая определяла новый налоговый режим для индивидуальных предпринимателей -упрощенную систему налогообложения на основе патента. Новая статья содержала закрытый перечень видов деятельности, в отношении которых может быть введена данная система налогообложения, и требование к индивидуальным предпринимателям не иметь наемных работников. Список видов деятельности состоял в основном из работ и услуг, в отношении которых государству было трудно проконтролировать обороты и получить достоверные сведения о полученных индивидуальным предпринимателем доходах. Из предложенных 58 видов предпринимательской деятельности субъекты
РФ должны были выбрать те виды деятельности, в отношении которых на их территории будет применяться новый налоговый режим, и установить для них размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Поначалу субъекты РФ выбирали на пробу небольшой список видов деятельности. Например, на территории Нижегородской области упрощенная система налогообложения на основе патента была введена только для 13 видов предпринимательской деятельности [8]. В них попали тренерские услуги, работа в кружках и студиях, озеленительные работы, услуги носильщика и др. С течением времени круг видов деятельности расширялся, а с 2009 г. приведенный в Налоговом кодексе перечень стал действовать на всей территории РФ. С этого же года индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, было разрешено привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пяти человек. Сам предприниматель в этот расчет не включался. И, наконец, с 2009 г. налоговым периодом могло стать любое количество месяцев - от одного до двенадцати. Это было очень удобно, ведь некоторые виды деятельности носили сезонный характер, например услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству, выпас скота и др.
Таким образом, нетрудно видеть, что с течением времени система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента развивалась и совершенствовалась. В перспективе данная система налогообложения должна заменить с 2018 г. систему налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход, поэтому выделение патентной системы налогообложения с 2013 г. в отдельную главу Налогового кодекса представляется логичным и закономерным.
Итак, с 01.01.2013 индивидуальные предприниматели вместо стоимости патента при упрощенной системе налогообложения будут уплачивать единый налог при патентной системе налогообложения (ПСН).
У индивидуальных предпринимателей есть право не только добровольно переходить на ПСН, но и совмещать ее с другими специальными режимами: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСНО) (см. таблицу).
Однако есть ограничения на применение ПСН. Во-первых, применять патентную систему можно лишь на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых приняты соответствующие законы. Во-вторых, на этот режим налогообложения индивидуальные предприниматели могут переходить, если они занимаются определенными видами деятельности. И, в-третьих, есть ограничения по численности наемного персонала и объему полученного дохода.
Патентную систему можно использовать для 47 видов предпринимательской деятельности, которые приведены в НК РФ [1]. До 2013 г. упрощенная система налогообложения на основе патента распространялась на 69 видов деятельности. Изменение произошло, во-первых, за счет укрупнения некоторых позиций, и, во-вторых, наименование некоторых видов предпринимательской деятельности приведено в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН). Например, автотранспортные услуги разделены на 2 вида деятельности:
1) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
2) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Самое существенное изменение - в список
добавлены популярные среди индивидуальных предпринимателей виды деятельности, которые относятся к розничной торговле и общественному питанию:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 м2 по каждому объекту организации торговли;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 м2 по каждому объекту организации общественного питания. Кроме того, субъекты Российской Федерации
имеют право вводить патентную систему в отношении иных бытовых услуг, указанных в ОКУН, но не упомянутых в Налоговом кодексе [1].
При применении патентной системы индивидуальный предприниматель может привлекать до
15 чел. наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), что в три раза больше, чем до 2013 г., при УСНО на основе патента. Однако указанное ограничение относится ко всем видам деятельности, которые осуществляет предприниматель. То есть, если предприниматель приобретает на год два патента на два вида деятельности и по третьему виду деятельности применяет режим ЕНВД, то в течение этого года средняя численность наемных работников по всем трем видам деятельности не должна превышать 15 чел.
Налоговой базой для исчисления налога (стоимости патента) является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Законы субъектов Российской Федерации должны определить значение этого показателя для каждого вида деятельности. Налоговый кодекс определяет лишь диапазон значений этих показателей: от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.
По некоторым видам предпринимательской деятельности Налоговый кодекс разрешает регионам увеличивать максимальный размер потенциального дохода:
- не более чем в три раза - по пяти видам деятельности (техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом; занятие медицинской или фармацевтической деятельностью; обрядовые услуги; ритуальные услуги);
- не более чем в пять раз - по всем видам патентной деятельности, которая ведется на территории города с численностью населения более 1 млн чел.;
- не более чем в 10 раз - по трем видам деятельности (сдача в аренду или наем жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих предпринимателю на праве собственности; розничная торговля; услуги общепита).
Таким образом, допустимый диапазон значений налоговой базы при патентной системе налогообложения составляет от 100 тыс. руб. до 10 млн руб.
Кроме этого региональные власти вправе дифференцировать сумму потенциального дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств. А в отношении сдачи в аренду жилья и земельных участков, а также услуг розничной торговли и об-
щественного питания потенциальный доход может различаться в зависимости от количества обособленных объектов или площадей.
Ежегодно начиная с 2014 г. потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход будет индексироваться путем умножения на коэффициент-дефлятор, который будет утверждаться на федеральном уровне.
Налоговая ставка для расчета налога (стоимости патента) единая и составляет 6 %. Учитывая допустимый диапазон значений налоговой базы, минимальная стоимость патента за месяц по одному виду предпринимательской деятельности в 2013 г. составляет 500 руб. (100 000 руб. х 0,06 / 12 мес.), а максимальная - 50 000 руб. (10 000 000 руб. х х 0,06 / 12 мес.).
На примере Московской, Нижегородской, Рязанской областей и Красноярского края [4-7] проанализируем, как воспользовались своими правами субъекты Российской Федерации при определении стоимости патентов на их территориях.
1. Количество видов деятельности. Только для Московской области предусмотрено 53 вида деятельности путем добавления некоторых бытовых услуг, указанных в ОКУН, но не упомянутых в Налоговом кодексе (например строительство жилья, выполнение переводов с одного языка на другой). В других анализируемых регионах виды деятельности индивидуальных предпринимателей, на которые распространяется ПСН, полностью совпадают с перечнем из Налогового кодекса [1].
2. Факторы, от которых зависит увеличение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:
а) территории городов с численностью населения более 1 млн чел.
В Нижегородской области и в Красноярском крае по всем видам деятельности стоимость патентов в Нижнем Новгороде и в Красноярске выше, чем для прочих муниципальных образований. А для Московской и Рязанской областей стоимость патента для одного вида деятельности одинакова для областного центра и провинции;
б) численность наемных работников.
В Рязанской области для каждого из 43 видов предпринимательской деятельности определены 16 вариантов стоимости патента в зависимости от численности персонала: без наемных работников, 1 чел., 2 чел. и так далее - до 15 чел. При таком
мелком дроблении предпринимателю сложно определить, какой патент необходимо приобрести, например на 12 мес., так как ситуация на рынке может резко измениться, а вместе с ней - и потребность в наемных работниках.
В Московской области для каждого из 47 видов предпринимательской деятельности определены лишь 3 варианта стоимости патента в зависимости от численности персонала: без наемных работников, от 1 до 3 включительно и от 4 до 15 включительно.
В Красноярском крае выделено 4 диапазона стоимости патента в зависимости от численности персонала. В Нижегородской области стоимость патента не зависит от численности персонала, что представляется нецелесообразным, поскольку размер бизнеса, а значит, и дохода предпринимателя обычно зависит от числа наемных работников;
в) количество транспортных средств.
Во всех анализируемых регионах, кроме Рязанской области, величина потенциального дохода от оказания транспортных услуг зависит от количества транспортных средств. Выделено 3 или 4 диапазона стоимости патента в зависимости от этого фактора. В Рязанской области стоимость патента на транспортные перевозки зависит от численности наемного персонала, а этот показатель коррелирует с количеством транспортных средств;
г) количество обособленных объектов или площадей.
Во всех четырех регионах стоимость патентов по розничной торговле и сдаче недвижимости в аренду зависит от указанного показателя.
3. Минимальная стоимость патента. В Рязанской области и в Красноярском крае для более чем 30 % видов предпринимательской деятельности минимальная стоимость патента - 500 руб. в месяц, если у предпринимателя нет наемных работников. В Нижегородской области минимальная стоимость патента - 630 руб. в месяц для изготовления изделий народных художественных промыслов, а в Московской области - 880 руб. в месяц для большинства видов деятельности, если у предпринимателя нет наемных работников.
4. Максимальная стоимость патента. Самые дорогие патенты во всех четырех регионах - по сдаче недвижимости в аренду, розничной торговле и транспортным перевозкам: от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. в месяц.
Результаты 2013 г. покажут, насколько привлекательной окажется для предпринимателей патентная
система налогообложения в каждом регионе. Законы субъектов Российской Федерации по ПСН на 2014 г. должны будут учесть результаты первого года использования этого специального налогового режима.
Индивидуальный предприниматель может приобрести патент на срок от 1 до 12 мес. в пределах одного календарного года. Процедура получения патента несложная. Заявление на получение патента подается в налоговый орган по месту жительства, где предприниматель состоит на учете, не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы (в 2012 г. заявление надо было подавать за один месяц до начала использования патента). Инспекция обязана в течение 5 дней со дня получения заявления выдать патент или отказать в его выдаче. Если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в другом субъекте Российской Федерации, то он должен подать заявление в любой территориальный налоговый орган этого субъекта РФ. Таким образом, если предприниматель планирует использовать ПСН, например по трем видам деятельности в двух регионах, то он должен получить 6 патентов, причем стоимость патентов по одному виду деятельности в разных регионах может существенно различаться.
Имеется здесь и позитивное изменение: подавать отдельное заявление о постановке на учет в налоговом органе (в случае подачи заявления на получение патента в налоговый орган субъекта Российской Федерации, на территории которого предприниматель не состоит на учете) более не требуется. Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом именно на основании указанного заявления, а не заявления о постановке на учет. Это еще одно преимущество патентной системы налогообложения.
Если патент получен на срок до шести месяцев, то вся сумма налога (стоимость патента) должна быть уплачена в течение 25 календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок более шести месяцев, треть суммы должна быть уплачена в течение 25 календарных дней после начала действия патента, а две трети суммы налога -не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода. Такие сроки позволяют платить за патент уже после получения предпринимателями дохода, что является поддержкой малого бизнеса.
С другой стороны, любая предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. И даже если у налогоплательщика образуются убытки, он будет обязан уплатить полную стоимость патента. Налоговые органы могут отказать предпринимателю в выдаче второго (третьего и т. д.) патента, если стоимость предыдущего патента не уплачена в бюджет в установленный срок. По сравнению с УСНО на основе патента в Налоговом кодексе для ПСН содержится закрытый перечень причин, по которым может быть отказано в выдаче патента. Это, несомненно, позволит предпринимателям защищать свои права в спорах с налоговыми органами успешнее, чем это было до 2013 г.
На практике большое значение имеют вопросы исчисления и уплаты налогоплательщиками ПСН иных налогов. До 2013 г. этот вопрос применительно к индивидуальным предпринимателям, применяющим УСНО на основе патента, часто разрешался на основании разъяснений официальных органов. Глава 26.5 НК РФ [1] не оставляет правовых пробелов по данному вопросу, предусматривая, что налогоплательщики ПСН освобождаются от уплаты НДФЛ и налога на имущество (в части доходов и имущества, соответственно полученных и использованных в отношении деятельности, по которой применяется ПСН), НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при осуществлении других видов деятельности и при импорте товаров).
Иные налоги (в частности транспортный и земельный налоги) уплачиваются налогоплательщиками ПСН в общеустановленном порядке, также ими исполняются обязанности налоговых агентов. Налогоплательщики ПСН признаются и плательщиками страховых взносов, однако имеют право на применение пониженных тарифов.
Нарушения, при которых налогоплательщик теряет право на использование ПНС:
- если с начала года доходы налогоплательщика по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб. В случае если налогоплательщик одновременно с ПСН применяет УСНО, при определении величины доходов от реализации учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам;
- если в течение действия патента средняя численность работников превысит 15 чел., причем по всем видам деятельности, а не только по тем, по которым получен патент;
- если нарушены сроки оплаты налога (стоимости патента).
Если допущено хотя бы одно из перечисленных нарушений, то налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и переходит на общий режим налогообложения индивидуальных предпринимателей с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. В этом случае налоги исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Положительные моменты для предпринимателя при потере права использовать патент и при переходе на общий режим налогообложения:
- пени с авансовых платежей по НДФЛ не уплачиваются;
- сумма НДФЛ, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение ПСН, уменьшается на сумму налога, уплаченного при ПСН.
Индивидуальный предприниматель вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности со следующего календарного года. Следует отметить, что до 2013 г. при утрате права на применение УСНО на основе патента только через три года можно было вновь вернуться к этой системе.
Рассмотрим другие преференции, которые предоставляются индивидуальным предпринимателям, использующим патентную систему налогообложения.
Безусловным преимуществом ПСН является разрешение не применять контрольно-кассовую технику при получении наличных денег за товары (работы, услуги), которые предприниматели продают в рамках патентной деятельности. По требованию покупателя вместо кассового чека они должны будут выдавать любой документ, подтверждающий прием денег (например товарный чек или квитанцию).
Введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых у предпринимателя в патентных видах деятельности. С 2013 г. за этих работников нужно будет платить только взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 20 % от их заработной платы, а взносов в Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования платить не надо. Но эта льгота не распространяется на предпринимателей, которые
получили патент по таким видам деятельности, как сдача в аренду недвижимости, розничная торговля и общественное питание. Такие работодатели в 2013 г. будут уплачивать страховые взносы с выплат в пользу своих работников по общей ставке 30 %. Поэтому, если предприниматель купил патенты, по которым страховые взносы имеют разные ставки, то для расчета страховых взносов необходимо обеспечить ведение раздельного учета.
Отчетность в виде декларации при патентной системе налогоплательщиками представлять не надо. В качестве налогового учета предприниматели должны вести книгу учета доходов отдельно по каждому полученному патенту. Сведения из книг учета доходов позволят зафиксировать тот момент, когда доходы налогоплательщика по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН и УСНО, превысят 60 млн руб. и предприниматель потеряет право использовать этот специальный налоговый режим.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», сфера действия которого распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Но из этого правила есть исключения для индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (ст. 6 этого Закона). Поскольку налогоплательщики ПСН обязаны вести налоговый учет доходов в специальных книгах, бухгалтерского учета они могут не вести, что, безусловно, сокращает расходы предпринимателей.
Патентная система налогообложения вобрала в себя преимущества УСНО на основе патента и ЕНВД (добровольность, ясность, простота в применении), устранив спорные вопросы и неясности налогового законодательства, существовавшие ранее. Однако есть и определенные недостатки, среди явных выделяется отсутствие закрепленного законодательством права уменьшать налог при патентной системе налогообложения на сумму страховых взносов, уплаченных предпринимателями. До 2013 г. такая льгота предоставлялась предпринимателям, которые использовали УСНО на основе патента.
Через пять лет с 1 января 2018 г. утратит силу гл. 26.3 НК РФ, устанавливающая систему налогообложения в виде ЕНВД. Заменить этот специаль-
ный налоговый режим призвана патентная система налогообложения. Поэтому совершенствование ПСН на федеральном и региональном уровнях является важной задачей. Можно предложить следующие направления развития патентной налоговой системы:
- уточнение и увеличение перечня видов деятельности, на которые будет распространяться ПНС;
- снижение стоимости патентов;
- совершенствование льгот по ставкам страховых взносов как с доходов индивидуального предпринимателя, так и с доходов наемных работников;
- еще более упростить взаимодействие предпринимателей с налоговыми органами в части постановки и снятия с учета. Например, приобретая патент, физическое лицо автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя, а по окончании срока патента этот статус утрачивается;
- проводить разъяснительную работу среди населения, чтобы объяснить преимущества нового налогового режима и привлечь в малый бизнес новых предпринимателей;
- осуществлять налоговое планирование поступлений в бюджеты от ПСН. Для этого в регионах в конце каждого года перед уточнением «правил игры» по ПНС на следующий год необходимо проводить анализ количества выданных патентов по каждому виду деятельности и их стоимость в текущем году. Это позволит определить наиболее значимые для субъектов Российской Федерации виды деятельности, которые больше всего пополняют региональные бюджеты. Для этих видов деятельности стоимость патентов можно будет повышать. Одновременно в результате этого анализа будут определяться виды деятельности, по которым установленные региональными законами стоимости патентов не выгодны для предпринимателей, а значит, почти не используются. В этом случае потребуется корректировка стоимости патентов в сторону
уменьшения. Только в этом случае деловая
жизнь предпринимателей станет проще, а налоговое администрирование - эффективнее.
Таким образом, патентная система налогообложения при ее гибком использовании позволит не только привлечь население к предпринимательской деятельности и легализовать малый бизнес, но и будет способствовать увеличению региональных бюджетов и поступлению средств во внебюджетные фонды.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
2. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 № 11-П).
3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ.
4. О патентной системе налогообложения на территории Московской области: закон Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ.
5. О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области: закон Нижегородской области от 21.11.2012 № 148-З.
6. О патентной системе налогообложения на территории Рязанской области: закон Рязанской области от 08.11.2012 № 82-ОЗ.
7. О патентной системе налогообложения на территории Красноярского края: закон Красноярского края от 27.11.2012 № 3-756.
8. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Нижегородской области: закон Нижегородской области от 07.06.2006 № 44-З.