Зарубежный опыт
налогообложение доходов граждан В германии: ВЗГЛЯд иЗ РОссии
н. н. ТЮТЮРЮКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конкретной экономики и финансов
E-mail: [email protected] Российская академия государственной службы
при Президенте РФ
В статье рассматриваются вопросы налогообложения доходов граждан Германии, нацеленность антикризисных налоговых мер на оздоровление потребительского рынка и снижение социальной напряженности. Сделан вывод о социальной направленности германского налогового законодательства.
Ключевые слова: налоговая политика, Германия, антикризисные налоговые меры, НДФЛ, минимальный размер оплаты труда, НДС, государственный долг.
Антикризисные налоговые меры, принимаемые в странах ЕС, уже неоднократно рассматривались автором статьи и ранее. В данной статье автор обращается к опыту Германии. Почему? Статистика последних лет говорит о том, что с этой страной у России налажены тесные торговые связи. С одной стороны, по данным германского статистического ведомства, Россия замыкает первую десятку важнейших внешнеторговых партнеров Германии. С другой стороны, по данным Росстата, Германия занимает второе место среди важнейших внешнеторговых партнеров России после Нидерландов. Вывод вполне логичен: при разработке и реализации в нашей стране антикризисных мер стоит учитывать опыт нашего основного экономического партнера. Научный интерес к немецким разработкам вызван также тем, что Россия и Германия имеют сходное государственное устройство.
Выборы в Германии проходили в трудный период экономического кризиса. В табл. 1 показаны итоги выборов в бундестаг (федеральный парламент) Германии на досрочных выборах в 2005 и в 2009 гг. Для сравнения в табл. 2 приведены
итоги выборов в Государственную Думу РФ в 2003 и 2007 гг.
Заметим, что в Германии нет явно выраженной правящей партии, и принятие решений может осуществляться только в ходе создания коалиций. В России, как показано в табл. 2, партия «Единая Россия» для продвижения своих решений не нуждается в коалиции. Одновременно такая ситуация возлагает на выигравшую политическую партию большую ответственность.
В 2009 г. немецких избирателей интересовали следующие вопросы (в порядке убывания их ценности для избирателей): укрепление экономики Германии; социальная справедливость; борьба с
Таблица 1
Политические предпочтения избирателей Германии, %
Партия 2005 г. 2009 г.
Христианские демократы 35,2 33,8
Социал-демократы 34,2 23,0
Либералы 9,8 14,6
Зеленые 8,1 10,7
Левые 8,7 11,9
Прочие 4,0 6,0
Таблица 2
Политические предпочтения избирателей в России, %
Партия 2003 г. 2007 г.
Единая Россия 37,4 64,30
КПРФ 12,7 11,57
ЛДПР 11,5 8,14
Родина 9
Справедливая Россия 7,74
Прочие 15,1 (без учета «против всех») 8,25
56
финансы и кредит
35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
безработицей; улучшение системы образо- 45, о вания; защита окружающей среды. Все эти 4С, Э вопросы, так или иначе, связаны с налогообложением. В России наиболее важными, с точки зрения населения, являются темы, затронутые в Послании Президента РФ 2009 г. (в порядке убывания их ценности1): доходы населения, безработица, бедность. Вопросы развития экономики находятся на 7-м месте, образования — на 8-м, на последнем месте — инфляция. Весьма странно, что россиян волнуют их доходы в отрыве от развития экономики.
В Германии развитие экономики увязывают с ростом покупательной способности населения, именно в ней видят гарантию минимизации последствий экономического кризиса. Один из инструментов стимулирования покупательной способности населения, применяемых германским руководством, — уменьшение налоговой нагрузки на доходы низкодоходных граждан.
Необходимо обратиться к рис. 1, где изображена динамика удельного веса налоговых поступлений в ВВП Германии и России. Налоговая нагрузка в Германии выше и при этом она стабильно составляет около 40 % ВВП. Это обеспечивает финансовую базу, достаточную для реализации социальных задач государства. В России проводится политика снижения налогового бремени на бизнес, что приводит к сокращению финансового обеспечения социальных программ.
Самым крупным «поставщиком» финансовых средств в бюджетную систему Германии является подоходный налог с физических лиц: в 2005 г. он составлял 22,2 % в структуре налоговых поступлений, а в 2007 г. — уже 23,4 %2 (для сравнения: доля НДС составляла 16,1 и 17,8 % соответственно).
Приведем некоторые необходимые для анализа сведения о налогообложении немецких граждан. Годовой доход менее 7 834 евро налогом не облагается (в 2010 г. эта сумма выросла до 8 004 евро). С сумм выше приведенной границы налогообложение начинается по минимальной налоговой ставке в 14 %. Для граждан, чей годовой доход более 52 552 евро, номинальная ставка возрастает до 42 %. Начиная с дохода в 250 тыс. евро для одиноких (500 тыс. евро для семейных пар) действует максимальная налоговая ставка — 45 %, которую в Германии называют «налогом на богатых».
•Германия -Россия
2001 2002 2003
2004 2005 Год
2006 2007
1 Парламентская газета. 2009. 13 ноября. С. 8.
2 Taxation trends in the European Union. Eurostat. 2009.
Рис. 1. Динамика удельного веса сумм всех налогов в ВВП Германии и России, в 2001-2007 гг. %
Стоит оговориться, что на практике ставка налогообложения несколько ниже, поскольку поэтапно возрастающие ставки применяются к доходу, из которого вычитается не облагаемая налогом сумма. В нее включают, например, вычеты на детей и неработающих иждивенцев (1 824 евро в год на каждого), на обучение и страхование ребенка (до 1 080 евро), на оплату первого профессионального обучения (до 4 000 евро в год), взносы в бесприбыльные организации (до 20 % дохода), пожертвования в политические партии (до 1 650 евро), уплаченный церковный налог. Можно также в течение 10 лет амортизировать взносы до 1 млн евро во вновь созданный благотворительный фонд. Поэтому вполне реальна ситуация, когда представитель среднего класса, зарабатывающий в год 48 тыс. евро, платит в казну не 39 % (это номинальная ставка налога для такого дохода), а только 25 % с дохода за минусом полагающихся вычетов.
Напомним, что в России действие «плоской» ставки в 13 % начинается с первого рубля доходов граждан, а предусмотренный НК РФ стандартный налоговый вычет в 400 руб. далеко не эквивалентен минимальному, не облагаемому налогом доходу, который в развитых странах обычно приравнивается к минимальной потребительской корзине, необходимой для простого воспроизводства рабочей силы. Более того, этот микроскопический вычет с 2001 г. не изменялся, а ведь с учетом инфляции он должен был бы составить в 2008 г. 883 руб., в 2009 — 954 руб. в мес. Граница его применения до 2009 г. оставалась на уровне 20 тыс. руб. (хотя с учетом инфляции в 2008 г. она должна была бы подняться до 44 136 руб.), а с 01.01.2009 она была повышена только до 40 тыс. руб. Соответственно, для низкодоходных слоев на-
Таблица 3
динамика среднемесячной номинальной заработной платы и инфляции
Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Германия
Размер заработной платы, евро 3 184 3 263 3 338 3 413 3 475 3 532
Инфляция, % 1,9 1,4 1,0 1,8 1,9 1,8 2,3 2,8
Россия
Размер заработной платы, руб. 3 240 4 360 5 498 6 739 8 554 10 633 13 593 17 290
Инфляция, % 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3
Размер заработной платы по обменному курсу на конец соответствующего года, евро 122 132 149 178 250 306 378 417
Источник: составлено автором по данным Росстата.
12,0
10,0
6,0
4,0
2,0
•Россия ■ Германия
0,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Год
рис. 2. Динамика удельного веса сумм НДФЛ в ВВП Германии и России, %
селения (МРОТ сейчас составляет 4 330 руб. или 51 960 руб. в год) НДФЛ распространяется на суммы дохода, необходимые для простого воспроизводства (прожиточный минимум со II квартала 2009 г. составляет 5 607 руб. в мес., или 67 284 руб. в год).
Более реальное экономическое обоснование имеет вычет на образование (лечение) и на покупку квартиры. Однако следует учесть, что в России для применения, скажем, налогового имущественного вычета (до 2 млн руб.) при приобретении квартиры гражданин сначала должен найти средства, чтобы эту квартиру купить. Соответственно, данным вычетом пользуется в основном далеко не малоимущее население.
Подчеркнем, что налоговые вычеты обычно применяются для реализации социальной функции налогов, т. е. должны в первую очередь использоваться как механизм социального выравнивания дохода в целях налогообложения.
Поскольку в России НДФЛ практически представляет собой налог на начисленную зарплату, сосредоточим проводимый анализ именно на этом аспекте налогообложения доходов граждан.
Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в Германии и России представлена в табл. 3, а на рис. 2 представлена динамика удельного веса сумм НДФЛ в ВВП Германии и России. Возьмем для анализа период с 2001 по 2006 г. Зарплата в Германии выросла в 1,11 раза, а доля подоходного налога в ВВП уменьшилась в 1,11 раза. В России зарплата выросла в 3,28 раза (в евро — в 2,51 раза, без учета инфляции), а доля НДФЛ в ВВП выросла в 1,21 раза.
В целях выработки налоговой политики немецкие граждане делятся на три категории: бедные, обеспеченные, богатые.
В Германии в настоящее время нет минимально установленной на государственном уровне заработной платы. Она устанавливается не законом, а трехсторонним договором с участием государства, профсоюзов и работодателей. Независимость тарифных партнеров может по-разному сказываться на положении работающих. В ряде случаев закрепленная в коллективном договоре минимальная зарплата обеспечивает хотя бы прожиточный минимум. Но возможна ситуация, когда в той или иной отрасли договор или не заключается вообще, или же фиксирует чрезвычайно низкую минимальную оплату труда. В Германии по сравнению с другими европейскими странами с тарифной автономией (например Австрией) коллективные договоры охватывают относительно небольшое число работающих. По данным Фонда имени Ханса Бёклера, они действуют для 68 % занятого населения в западных землях и 53 % — в восточных. Поэтому в некоторых отраслях германской экономики работники получают 4—5 евро в час3
3 В западноевропейских странах, где существует установленный государством минимум оплаты труда, ситуация намного лучше: там зарплата не опускается ниже отметки в 8 евро в час.
58
финансы и кредит
(разумеется, речь идет о минимальной зарплате для работников неквалифицированного труда). Такие заработки, тем более с учетом полагающихся вычетов, в налогообложении не участвуют.
За законодательное установление минимума оплаты труда высказались в своих предвыборных программах «левая» партия (10 евро в час), а также социал-демократы и «зеленые» (7,5 евро в час). Христианские демократы и либералы, наоборот, считают, что государство вообще не должно вмешиваться в тарифные переговоры, а уровень зарплаты должен формировать рынок труда, в котором участвуют работодатели и работники. Тем более что доходы бедных граждан в формировании бюджета практически не участвуют. На сегодняшний день мнение коалиции христианских демократов и либералов пока побеждает.
В России на выборах 2007 г. партия «Справедливая Россия» выдвигала предложение установить минимальную почасовую ставку в 90 руб. (около 2 евро, что могло бы составить 15 840 руб. в мес. при 8-часовом рабочем дне и 22 рабочих днях в месяц) с тремя видами повышающих коэффициентов: региональным, отраслевым, квалификационным. Странно, что эта партия не сумела донести такое весьма заманчивое для россиян предложение до избирателей. Более того, в целях выравнивания общественно значимых доходов «Справедливой Россией» предлагалась прогрессивная шкала НДФЛ.
В основе социальной программы «Единой России» — партийный проект «Достойный труд», направленный на улучшение условий труда и повышение его оплаты, на решение проблем занятости. Проектом предполагалось, что уже в 2008 г. МРОТ в России достигнет прожиточного минимума (МРОТ в 2008 г. составлял 2 300 руб., а с 01.01.2009. он увеличился до 4 330 руб. 4) Прожиточный минимум в России для трудоспособного населения в 2008 г. изменялся от 4 755 до 5 086 руб., в 2009 г. от 5 497 до 5 607 руб. (во II квартале). К концу 2008 г. МРОТ отставал от минимального прожиточного минимума в 2,2 раза. Свои предвыборные обещания победившая с большим отрывом партия выполнять, как видно, не торопится.
Богатые в Германии составляют примерно 10 % налогоплательщиков. По данным Немецкого института экономических исследований, они платят
4 Ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О
внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».
более половины собираемых сумм подоходного налога. Росстат таких данных, к сожалению, не публикует. Но активный вывоз капиталов за границу через офшоры наводит на мысль о том, что богатые в России могли бы быть более ответственными перед обществом.
Вторую половину собираемых в Германии сумм подоходного налога обеспечивает средний класс, поскольку доходы бедных практически не дают налоговых поступлений в бюджет. Повышение зарплаты представителям среднего класса тут же приводит к тому, что повышается налоговая ставка, т. е. получается, что по закону они приравниваются к богатым. В результате этого процесса, именуемого холодной прогрессией, реальная покупательная способность, как считают сами немцы, едва поспевает даже за инфляцией, которая в 2008 г. составила в Германии 2,8 %. Налоговая политика Германии строится таким образом, чтобы доходы обеспеченных граждан не попадали в зону юридического налогообложения богатых.
Средний доход наиболее обеспеченных россиян почти в 40 раз больше среднего дохода наименее обеспеченных граждан. По подсчетам Института социологии РАН, за девять месяцев с начала 2009 г. в 57 регионах уровень доходов населения снизился на 30 %. Заметим, что сами по себе доходы еще не говорят о благополучии человека. Гораздо важнее то, чем он владеет, что успел за долгие годы скопить. Например, по разным оценкам, сегодня до 70 % российских граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. Даже до кризиса теоретически способны были оплатить ипотеку только 15 % населения. Коэффициент доступности жилья (срок, за который человек может накопить на квартиру), по европейской норме, составляет 5 лет. В России гражданам, входящим в низкодоходную группу, нужно копить на среднюю квартиру площадью 50—60 м2 80 лет. А если исходить из европейских стандартов (там средний размер квартиры составляет 100 м2), то коэффициент доступности жилья составляет почти 200 лет. К сожалению, в России пока нет внятной политики налогообложения разных категорий населения.
На располагаемые доходы граждан влияют и другие налоги. В Германии взимается так называемый налог солидарности, который введен для финансирования восточных федеральных земель и составляет 5,5 % от облагаемого дохода. Есть еще налог на автомобили (аналог российского транспортного налога): не заплатив его, можно лишиться права ездить на своей машине. Верующие платят
в Германии церковный налог, но его государство только собирает и передает церквам.
Нельзя обойти вниманием и НДС. Там, где конечным потребителем товаров, работ и услуг является население, данный налог, в конечном итоге, «ложится» на кошелек граждан. Чтобы уменьшить бремя этого налога на низкодоходных граждан, государство устанавливает пониженные ставки НДС на продукты первой необходимости. Более того, получается, что государство дотирует определенные, общественно значимые виды деятельности (компания платит НДС по пониженной ставке, а к вычету берет суммы входящего НДС, исчисленного по основной ставке).
До 2007 г. основная ставка НДС в Германии была 16 %, с 01.01.2007 она повышена до 19 %. Заметим, что хотя основная ставка НДС на 1 % выше, чем в России, но при реализации всех продуктов питания, всех книг, газет и периодических изданий, услуг общественного транспорта, а также при осуществлении некоторых других операций в Германии применяется пониженная ставка в 7 %.
В России под пониженную ставку в 10 % попадает весьма ограниченный перечень групп товаров (что, кстати, приводит к дополнительным затратам на налоговое администрирование), услуги общественного транспорта от НДС освобождены.
Многие товары облагаются не только НДС, но и множеством иных косвенных налогов. Один из примеров — это топливо для автомобилей. В Германии бензин и дизельное топливо облагаются налогом на энергетическое сырье, налогом на защиту окружающей среды, затем вся сумма облагается НДС. Если немецкий автолюбитель платит 1,20 евро за 1 л бензина, то примерно 70 центов (58 %) уходят в государственную казну в виде налогов. Для сравнения: в России налоги составляют 50—60 % розничной цены бензина, в США — 40 %5.
Косвенно на политику в отношении налогообложения доходов граждан влияют еще два момента.
Если у государства на реализацию его программ не хватает бюджетных средств, оно привлекает внешние и внутренние кредиты. Но кредит, полученный сейчас, возвращать придется следующим поколениям. И средства на это им придется откуда-то брать. И, чем больше у страны заимствований, тем менее вероятно снижение налогового бремени.
По данным Союза налогоплательщиков, общая государственная задолженность Германии достигла
5 URL: http://www.greytek.ru/article/gasoline (дата обращения: 19.12.2009).
суммы в 1 557 810 000 000 евро. В расчете на душу населения это 18 984 евро.
В России в 2010—2012 гг. предусмотрено привлечение внутренних заимствований на сумму примерно 1,1 трлн руб. и внешних — на сумму 1,6 трлн руб. К концу 2012 г. общая государственная задолженность России вырастет более чем в 2 раза, ее объем достигнет свыше 15 % ВВП6 и составит 6 250 200 000 000 руб.7 В расчете на душу населения это 44 046 руб.
Не нужно забывать, что эти цифры космического масштаба неизбежно станут цифрами экономической размерности для наших детей.
Налоговое администрирование также стоит немалых денег, которые берутся из бюджета. Необходимо отметить факт сложности налогового законодательства Германии по сравнению с российским. Консультанты по налоговым вопросам уверяют, что более половины всей литературы по налоговому законодательству в мире издается в Германии. Все попытки реформ налогового законодательства в Германии приводили лишь к дальнейшему его усложнению. Впрочем, в России в последнее время проявляются те же тенденции.
В качестве мер по совершенствованию налогообложения НДФЛ можно предложить автоматическую индексацию налоговых вычетов и разработку внятной политики по переходу в кратчайшие сроки к необложению налогом дохода в размере прожиточного минимума.
Список литературы
1. Бедность как бедствие. Кризис еще больше увеличил разрыв между богатыми и бедными // Российская газета. 2009. № 5062. 11 декабря.
2. Европа в цифрах: Ежегодник Евростата 2009 / Евростат. 2009
3. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. Сборник /Росстат. М., 2009.
4. Тенденции налогообложения в Европейском Союзе: данные по странам — участницам ЕС и Норвегии / Евростат. 2009.
5. Тютюрюков Н. Н., Тернопольская Г. Б. Налоговые новации в программах партий // Финансы и кредит. 2008. № 17.
6. Тютюрюков Н. Н, Тютюрюков В. Н., Тернопольская Г. Б. Антикризисные налоговые меры: страны Европейского Союза и Россия // Финансы и кредит. 2009. № 41.
6 В долгу у самих себя // Российская газета. 2009. 8 октября.
7 Рассчитано по статистическим данным 2008 г. без экстраполяции на 2012 г.