Научная статья на тему 'НАЛОГИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

НАЛОГИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоги / экономическая безопасность / финансовая устойчивость / стабильность экономики / налоговая политика / развитие экономики страны / taxes / economic security / financial stability / economic stability / tax policy / development of the country's economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Левшукова, А С. Генкель, М А. Бортникова, А В. Варченя

Налоги являются основным источником дохода государства, именно за их счёт оно реализует свои функции. Являясь основной составляющей финансовых ресурсов государства, налоги напрямую влияют на обеспечение и совершенствование экономической безопасности страны. В данной статье рассматриваются различные аспекты взаимосвязи между налогами и экономической безопасностью, выявляются основные проблемы и вызовы, стоящие перед системой налогообложения в контексте обеспечения стабильности и развития национальной экономики, рассматриваются консолидированный и федеральный бюджеты Российской Федерации с целью определения в них долей налоговых доходов. Целью данной статьи является определение значения налогов как фактора обеспечения экономической безопасности страны. При написании статьи были использованы методы анализа статистических данных, изучение информации, а также её обобщение. Авторами предложены рекомендации по совершенствованию налоговой политики с целью эффективного обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES AS A FACTOR OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Taxes are the main source of income for the state; it is for them that it realizes its functions. As the main component of the state's financial resources, taxes directly affect the provision and improvement of the country's economic security. This article examines various aspects of the relationship between taxes and economic security, identifies the main problems and challenges facing the taxation system in the context of ensuring stability and development of the national economy, and examines the consolidated and federal budgets of the Russian Federation in order to determine the share of tax revenues in them. The purpose of this article is to determine the importance of taxes as a factor in ensuring the economic security of the country. When writing the article, methods of analyzing statistical data, studying information, and summarizing it were used. The authors proposed recommendations for improving tax policy in order to effectively ensure the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

EDN: FCKNUO

ОА Левшукова - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

АС. Генкель - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.S. Genkel - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

М.А. Бортникова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.A. Bortnikova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.В. Варченя - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A. V. Varchenya - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

НАЛОГИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ TAXES AS A FACTOR OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Аннотация. Налоги являются основным источником дохода государства, именно за их счёт оно реализует свои функции. Являясь основной составляющей финансовых ресурсов государства, налоги напрямую влияют на обеспечение и совершенствование экономической безопасности страны. В данной статье рассматриваются различные аспекты взаимосвязи между налогами и экономической безопасностью, выявляются основные проблемы и вызовы, стоящие перед системой налогообложения в контексте обеспечения стабильности и развития национальной экономики, рассматриваются консолидированный и федеральный бюджеты Российской Федерации с целью определения в них долей налоговых доходов. Целью данной статьи является определение значения налогов как фактора обеспечения экономической безопасности страны. При написании статьи были использованы методы анализа статистических данных, изучение информации, а также её обобщение. Авторами предложены рекомендации по совершенствованию налоговой политики с целью эффективного обеспечения экономической безопасности страны.

Abstract. Taxes are the main source of income for the state; it is for them that it realizes its functions. As the main component of the state's financial resources, taxes directly affect the provision and improvement of the country's economic security. This article examines various aspects of the relationship between taxes and economic security, identifies the main problems and challenges facing the taxation system in the context of ensuring stability and development of the national economy, and examines the consolidated and federal budgets of the Russian Federation in order to determine the share of tax revenues in them. The purpose of this article is to determine the importance of taxes as a factor in ensuring the economic security of the country. When writing the article, methods of analyzing statistical data, studying information, and summarizing it were used. The authors proposed recommendations for improving tax policy in order to effectively ensure the economic security of the country.

Ключевые слова: налоги, экономическая безопасность, финансовая устойчивость, стабильность экономики, налоговая политика, развитие экономики страны.

Keywords: taxes, economic security, financial stability, economic stability, tax policy, development of the country's economy.

Понятие «налог» подразумевает собой систематическую выплату, которая взимается государством как с организаций, так и с граждан, безвозмездно и в принудительном порядке. За счёт налогов государство реализует свои функции и выполняет задачи, стоящие перед руководством страны.

Впервые налоги появились в XVIII веке до нашей эры. Они были представлены различными формами, варьируясь от шкур животных до продуктов питания, которые шли на содержание армии. По мере развития общества было принято решение об установлении единой денежной единицы. С самого начала своего существования налоги имеют большое значение для экономики государств и общества в целом, так как являются основным источником доходов для государственных бюджетов.

В Российской Федерации, согласно статье 19 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками признаются физические лица и организации, которые, в соответствии с настоящим Кодексом, обязаны уплачивать налоги, сборы и страховые взносы. Налогоплательщики формируют основную часть бюджета государства, тем самым напрямую влияя на обеспечение экономической безопасности государства, гражданами которого они являются.

Экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономики, при котором государство обладает довольно высоким, устойчивым ростом макроэкономических показателей (рис. 1), отвечающих за оценку текущего и будущего состояния экономики страны.

Валовый

Рисунок 1 - Основные макроэкономические показатели экономической безопасности.

Налоги являются одним из самых главных инструментов обеспечения экономической безопасности, так как принимают активное участие в перераспределении национального дохода государства и выступают формой производственных отношений.

В настоящий период налоговая система Российской Федерации достаточно широка. Любой налог самостоятелен, так как подразумевает свою правовую систему, захватывая точную позицию в финансовой концепции.

Для более структурированного определения налогов существует их классификация по различным признакам. Классификации могут различаться между собой характеристиками налогов, а также признаками, по которым они распределяются. Признаки, выделяемые при классификации, являются отпрядёнными критериями, по которым происходит распределение рассматриваемого объекта.

В различных подходах выделяются разнообразные признаки для классификации налогов, однако среди них можно выделить основные, которые встречаются чаще всего: вид плательщика, форма обложения, территориальный признак, канал поступления, характер использования и периодичность взимания (таблица 1). Данные критерии позволяют упорядочить существующие типы налогов, а также охарактеризовать их. В Российской Федерации имеются разнообразные типы налогов, которые связаны в категории, что дает возможность наиболее подробно установить их юридическую суть.

Таблица 1 - Классификация налогов по различным признакам

Признак Тип Характеристика

По виду плательщика Налоги, взимаемые с организаций Платежи, взыскиваемые только с различных организаций, такие как, налог на прибыль и налог на имущество организаций.

Налоги, взимаемые с физических лиц Платежи, которые взимаются конкретно с индивидуальных физических лиц., такие как налог на доходы физ. лиц, налог на имущество и др.

По форме обложения Прямые Взимаемый государством с доходов налогоплательщика. Подразделяются на: - личные - налоги, взимаемые с плательщика в соответствии с его доходом, имуществом, учитывая предоставленные льготы; - реальные - налоги, облагаемые конкретные виды имущественных благ Налог на доходы от ценных бумаг и др.

Косвенные Налоги на товары и услуги, устанавливающиеся в виде надбавки к цене.

По территории государства Федеральный уровень - НДС; - Налог на доходы физических лиц; - Акциз; - Налог на добычу полезных ископаемых. - Налог на прибыль фирмы;

Региональный уровень - Налог на имущество; - Налог на игорный бизнес; - Транспортный налог

Местный уровень - Земельный налог; - Налог на имущество физических лиц.

По каналу поступления Государственные Поступают непосредственно в государственную казну.

Муниципальные Поступают в бюджеты муниципалитетов.

Пропорциональные Распределяются между бюджетами разных уровней.

Внебюджетные Поступают во внебюджетные фонды.

По характеру использования Общего значения Используются для реализации обобщённых целей, не конкретизируются мероприятиями или затратами, на которые они расходуются.

Целевые Зачисление происходит в целевые внебюджетные фонды, либо с целью финансирования конкретного мероприятия.

По периодичности взимания Разовые Взимаются один раз в конкретный период времени.

Регулярные Взимаются на постоянной основе с определённой периодичностью.

Консолидированный бюджет - суммарный свод всех бюджетов (федеральный, региональный и местный), выделяющихся на все субъекты страны (рисунок 3). Налоги - основной источник доходов для всех бюджетов и составляют значительную часть консолидированного бюджета.

Рисунок 2 - Составляющие консолидированного бюджета РФ.

К основным целям консолидированного бюджета относятся:

- обеспечение стабильности финансовой системы;

- эффективное распределение финансовых ресурсов;

- выполнение социальных обязанностей перед гражданами государства;

- субсидирование крупных инвестиционных, а также социальных проектов;

- обеспечение стабильного развития экономики и поддержка ключевых секторов.

Консолидированный бюджет позволяет централизованно управлять финансовыми потоками на уровне всей страны, координировать бюджетные политики различных уровней власти и обеспечить прозрачность и ответственность в использовании бюджетных средств.

Ведение консолидированного бюджета требует: тщательного планирования; анализа бюджетных показателей; системы мониторинга.

Чрезмерное увеличение налоговых ставок может повлечь за собой увеличение давления на налогоплательщиков и экономику в целом, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на консолидированных финансах бюджета.

Формирование консолидированного бюджета государства имеет прямую взаимосвязь с обеспечением экономической безопасности страны, так как объединяет в себе федеральные, региональные и муниципальные доходы, что обеспечивает связь финансовых потоков, а также эффективное распределение ресурсов. Доходы, которые поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации расходуются на необходимые для стабильной экономической ситуации аспекты, такие как: инфраструктура; здравоохранение; оборона; образование; наука.

Экономическая безопасность государства непосредственно зависит от эффективного и рационального использования бюджета, стабильности финансовых потоков, а также от степени эффективности реализации программ социальной защиты населения. Сбалансированный консолидированный бюджет способствует поддержанию финансовой стабильности и развитию внутренней экономики. Состояние консолидированного бюджета также влияет на уровень государственного долга, так как при превышении расходов над доходами правительство будет вынуждено брать государственные займы. К тому же, эффективная финансовая политика может ускорить экономический рост страны и привлечь иностранные инвестиции. Всё это способствует обеспечению экономической безопасности и долгосрочному развитию национальной экономики.

Налоговые доходы являются основным источником финансирования консолидированного бюджета Российской Федерации (таблица 2) [1]. Для определения налогов как фактора обеспечения экономической безопасности страны необходимо рассмотреть степень их влияния на финансовые ресурсы государства, за счёт которых происходит реализация государственных функций и задач. Анализируя налоговые поступления в контексте консолидированного бюджета, можно понять, как именно работает налоговая система и за счёт каких именно налогов в наибольше степени увеличивается бюджет в тот или иной период. Такой анализ способен помочь в определении областей, нуждающихся в улучшении или изменении.

Оценка налоговых поступлений в государственный бюджет позволяет принимать рациональные решения при разработке экономической политики государства.

Таблица 2 - Динамика доходов в консолидированный бюджет за период 2021-2023 г., млрд. руб.

Доходы в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб. 2021 г. 2022 г. 2023 г Темп роста, % 2023 г. к 2021 г Доля в консолидированном бюджете РФ, % 2023 г

Всего 48118,40 53074,20 59073,45 122,77 100,00

В том числе:

Неналоговые доходы | 6832,35 | 7061,31 | 6691,00 | 97,93 | 11,33

Из них:

доходы от внешнеэкономической деятельности 3563,91 3444,83 2453,34 68,84 4,15

доходы от продажи материальных и нематериальных активов 301,16 348,82 344,80 114,49 0,58

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 280,59 257,12 298,76 106,48 0,51

прочие неналоговые доходы 100,74 202,99 0,34

штрафы, санкции, возмещение ущерба 426,33 351,07 402,91 94,51 0,68

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1475,36 1977,49 2101,34 142,43 3,56

иные 67,36 50,10 61,51 91,32 0,10

платежи при пользовании природными ресурсами 717,64 531,14 825,34 115,01 1,40

Налоговые доходы 40813,76 45629,35 51673,34 126,61 87,47

Из них:

налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 3865,73 3167,34 4596,36 118,90 7,78

страховые взносы на обязательное социальное страхование 9018,29 9397,18 11651,9 129,20 19,72

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 6154,7 5504,67 6505,53 105,70 11,01

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 8400,04 12705,78 11241,89 133,83 19,03

налоги на имущество 1446,09 1633,38 1683,14 116,39 2,85

налоги на совокупный доход 816,79 994,52 1056,17 129,31 1,79

налоги на прибыль, доходы 10965,59 12085,07 14777,14 134,76 25,01

иные 146,52 141,4 161,21 110,03 0,27

Безвозмездные поступления 472,3 383,54 709,12 150,14 1,20

Из них:

доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 91,2 99,82 270,68 296,80 0,46

прочие безвозмездные поступления 251,2 39,04 50,8 20,22 0,09

безвозмездные поступления от негосударственных организаций 28,21 31,15 148,75 527,30 0,25

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 99,56 212,01 236,51 237,56 0,40

иные 2,13 1,52 2,39 112,21 0,00

Источник: данные Единого портала бюджетной системы Российской федерации за период с 2021 по 2023 г.

Анализируя консолидированный бюджет Российской Федерации, можно сделать вывод, что общие доходы, включающие в себя как налоговые, так и неналоговые источники, увеличиваются постепенно с каждым годом, что выделяет положительную динамику формирования бюджета. Основную часть дохода консолидированного бюджета РФ составляют налоговые доходы (87,47 %), при этом, среди налоговых доходов за 2023 год

наибольшую долю в консолидированном бюджете составляют страховые взносы на обязательное социальное страхование (19,72 %).

Налоговые доходы включают различные виды налогов, такие как налоги на товары, налоги на прибыль и налоги на прибыль, доходы. Важно отметить, что налог на прибыль и доходы представляет собой значительную долю в общей структуре налоговых доходов. Безвозмездные поступления также вносят свой вклад в бюджет. Эти данные позволяют оценить структуру доходов в федеральном бюджете РФ и выявить тенденции изменения доходов по различным источникам.

Федеральный бюджет представляет собой основу экономической стабильности государства - план доходов и расходов на конкретный финансовый год (таблица 3) [1]. Он является частью консолидированного бюджета. При помощи него определяются направления распределения финансовых ресурсов на социальные программы, оборону, образование, здравоохранение и многое другое.

Разработка, а также исполнение Федерального бюджета является довольно сложным и многогранным процессом, начинающимся за год до начала планируемого бюджетного периода.

Таблица 3 - Динамика доходов в федеральный бюджет за пе

)иод 2021-2023 г., млрд. руб.

Доходы в федеральный бюджет РФ, млрд. руб. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Темп роста, % 2023 г. к 2021 г. Доля в федеральном бюджете РФ, % 2023 г.

Всего 25286,38 27824,39 29124,05 115,18 100,00

В том числе:

Неналоговые доходы 5874,80 5702,17 5224,22 88,93 17,94

Из них:

доходы от внешнеэкономической деятельности 3563,91 3444,83 2453,34 68,84 8,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доходы от продажи материальных и нематериальных активов 133,76 163,69 154,52 115,52 0,53

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 186,07 152,19 162,29 87,22 0,56

прочие неналоговые доходы - - 134,70 - 0,46

штрафы, санкции, возмещение ущерба 263,71 125,29 141,45 53,64 0,49

административные платежи и сборы - - 58,92 - 0,20

иные 84,27 99,50 - - -

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 976,56 1235,39 1346,51 137,88 4,62

платежи при пользовании природными ресурсами 666,52 481,28 772,48 115,90 2,65

Налоговые доходы 19111,61 22044,81 23455,63 122,73 80,54

Из них:

налоги на товары, реализуемые на территории РФ 5204,37 4387,71 5315,75 102,14 18,25

налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 3865,61 3167,24 4596,23 118,90 15,78

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 8297,75 12573,47 11041,77 133,07 37,91

налоги на прибыль, доходы 1643,11 1818,50 2393,64 145,68 8,22

иные 100,78 97,88 108,24 107,40 0,37

Безвозмездные поступления 300,00 77,41 444,20 148,07 1,53

Из них:

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 47,52 55,67 262,13 551,62 0,90

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 47,48 16,53 61,48 129,49 0,21

безвозмездные поступления от негосударственных организаций - 2,95 116,48 - -

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций - 1,52 - - -

прочие безвозмездные поступления 204,99 - - - -

иные - 0,75 4,10 - 0,01

Источник: данные Единого портала бюджетной системы Российской федерации за период с 2021 по 2023 г.

Анализируя федеральный бюджет Российской Федерации, можно сделать вывод, что общая сумма всех доходов имеет тенденцию к увеличению (темп роста составляет 115,18 %), налоговые доходы и безвозмездные поступления также имеют положительный темп роста 122,73 % и 148,07 % соответственно. При этом, темп роста неналоговых доходов составил 88,93 %, что свидетельствует о сокращении суммы данного источника дохода федерального бюджета в 2023 году. Наибольшую долю в федеральном бюджете Российской Федерации, как и в консолидированном, в 2023 году занимают налоговые доходы (80,54 %), что говорит об их прямом и значительном влиянии на формирование государственного бюджета и обеспечение экономической безопасности страны. Кроме того, из налоговых доходов наибольшую долю в федеральном бюджете РФ за 2023 год занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (37,91 %). Практически не задействованы, либо задействованы незначительно в формировании федерального бюджета РФ административные платежи и сборы, безвозмездные поступления от негосударственных и государственных организаций, а также прочие безвозмездные поступления.

В современной экономике налоги являются ключевым аспектом в регулировании социальных и экономический процессов, способствуя развитию сбалансированной экономики, привлечения инвестиций и поддержке малого и среднего бизнеса [2].

Налоги обеспечивают не только государственный бюджет, но и являются эффективным инструментом в регулировании экономики (рисунок 5).

Налоги, как эффективный инструмент регулирования экономики

сти мул и ров а н и е или торможение экономической активности стимулирование инвестиций распределение ресурсов создание регулирующего фонда поддержка социальной справедливости

Рисунок 3 - Налоги, как эффективный инструмент регулирования экономики.

Характеристика данных аспектов регулирования экономики подразумевает собой:

- стимулирование или торможение экономической активности: из-за изменения налоговых ставок происходит стимулирование или торможение развития определённых отраслей экономики. Например, снижение ставки НДФЛ на доходы от инвестиций может способствовать расширению производства и созданию новых рабочих мест;

- стимулирование инвестиций: налоговая политика способна привлекать инвестиции как изнутри, так и за пределами государства. Налоговые льготы и стимулы для инвесторов могут увеличить объём инвестиций, способствуя экономическому росту и развитию;

- распределение ресурсов: налоги способствуют распределению ресурсов в экономике. Государство способно вводить налоги на определенные товары или услуги, для сокращения потребления или ограничения использования ресурсов, угрожающих окружающей среде;

- создание регулирующего фонда: с помощью налогов государство может создавать регулирующий фонд, который можно использовать для поддержки экономики в кризисные периоды;

- поддержка социальной справедливости: налоговая система непосредственно используется как инструмент снижения неравенства доходов между различными слоями населения и обеспечения социальной справедливости, так как прогрессивная шкала налогообложения перераспределяет доходы от больших доходов к меньшим.

Упрощение налоговой системы, снижение налоговых ставок, введение льгот для инвесторов и субъектов малого и среднего бизнеса способствует привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, стимулированию экономического роста и повышению конкурентоспособности [3].

Поддержка инвестиций способствует улучшению социально-экономической ситуации в регионах, снижению уровня безработицы, а также стимулирует увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Развитие малых и средних предприятий и инвестирование инвесторов ведет к росту налоговых поступлений в бюджет, тем самым, создавая финансовую устойчивость государства, что позволяет финансировать в различные социальные программы и инфраструктурные проекты.

Ввиду этого, привлечение инвестиций и поддержка малых и средних предприятий в налоговой системе играют важную роль в развитии экономики, увеличении конкурентоспособности, создании новых рабочих мест и улучшении качества жизни граждан.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации сталкивается с различными проблемами, которые замедляют эффективность её функционирования (рисунок 4).

уклонение от налогов

неэффективное использование налогов

изменяющиеся экономические условия

коррупция налоговой системы

сложная структура налогов

Рисунок 4 - Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации

Данные проблемы несут в себе определённые угрозы для налоговой системы Российской Федерации, и, следовательно, для обеспечения экономической безопасности страны:

- уклонение от налогов: в 2023 году сотрудниками федеральной налоговой службы активно проводились проверки доходов популярных российских медийных личностей. Рынок интернет-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы, в 2022 г. составил порядка 12 млрд руб. В федеральной налоговой службе был создан специальный отдел для проверки россиян, зарабатывающих с помощью информационных продуктов и социальных сетей. После проведения проверки было установлено, что долг, возникший из-за уклонения различных представителей российских интернет-медиа от налогов превышает 1 млрд. руб. Усиление контроля уплаты налогов в сфере интернет-бизнеса необходимая мера, так как в последние годы этот вид деятельности стал одним из самых влиятельных для экономики государства, и его доля в общем объеме

экономической деятельности постоянно увеличивается. В большинстве случаев для этой сферы характерна непрозрачность и недостаточный контроль со стороны налоговых органов, так как данный вид дохода является относительно новым в современной налоговой практике;

- неэффективное использование налогов: в России существует проблема неэффективности сбора налогов, которая приводит к утечкам бюджетных средств.

- изменяющиеся экономические условия: быстрые темпы изменений в экономической среде, такие как цифровые инновации, международная торговля и мобильность капитала, создают вызовы для налоговой системы, к которым она может быть не готова. Налоговая политика должна быть способной адаптироваться к изменяющимся условиям, чтобы справиться с вызовами, возникающими в результате таких изменений;

- коррупция налоговой системы: злоупотребление должностными лицами своими полномочиями в целях получения незаконных выгод или взяток от налогоплательщиков проявляется через подделку документов, незаконное уменьшение налоговых обязательств, оказание преференций за взятки и другие способы несанкционированного извлечения прибыли. Коррупция в налоговой сфере подрывает прозрачность и справедливость налоговой системы, ущемляет интересы государства и честных налогоплательщиков [4];

- сложная структура налогов: налоги в России достаточно разнообразны, они имеют свою структуру и различные нюансы, которые требуют внимательного изучения налоговой системы и может вызывать проблемы в понимании её функционирования [5].

Таким образом, основные проблемы в области налогообложения в России включают в себя различные угрозы, устранение которых должно быть приоритетной целью финансовой политики государства для обеспечения экономической безопасности страны. В настоящее время в Российской Федерации предпринимаются различные меры, направленные на совершенствование налоговой системы. Основные направления этого процесса включают в себя такие аспекты, как: цифровизация и автоматизация процессов налогообложения, улучшение налогового климата для бизнеса, борьба с теневой экономикой и налоговыми преступлениями, развитие налоговых стимулов для экологически чистых технологий и инноваций, улучшение качества налогового администрирования. Данные аспекты направлений совершенствования системы налогообложения позволяют стимулировать экономику государства, улучшать инвестиционный климат, обеспечивать государственный бюджет необходимы ресурсами, и следовательно, повышать уровень экономической безопасности страны. В Российской Федерации государственный бюджет напрямую зависит от налоговых доходов. За их счёт государство реализует свои функции и задачи, именно поэтому налоги, как фактор экономической безопасности страны имеет колоссальное значение для национальной экономики в целом.

Источники:

1. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный источник]. - Режим доступа: https://budget.gov.ru/, свободный.

2. Левшукова О.А. Налоговый контроль как фактор повышения финансовой безопасности организации / О. А. Левшукова, М. А. Борисова, Д. В. Ткачева // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 390-394.

3. Левшукова О.А. Перспективы развития электронного документооборота в налоговой системе Российской Федерации. / Левшукова О.А., Денисова О.Г., Кирячек В.В. // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 272-276.

4. Левшукова О.А. Проблемы борьбы с налоговыми преступлениями и пути их решения / Левшукова О.А., Дзюба Е.А. // Деловой вестник предпринимателя. 2023. № 2. С. 59-62.

5. Левшукова О.А. Теневизация экономики как дестабилизатор налоговой системы России / Левшукова О.А., Дорошенко Н.М., Платонова А.А. // Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 389-395.

EDN: GKPXVO

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, [email protected],

0.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Н.А Скиба - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

N.A Skiba - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.С. Третьяков - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.S. Tretyakov - student ofthe Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

И.Ю. Реуцкий - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

1.Yu. Reutsky - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ ANALYSIS OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

Аннотация. В статье изучена значимость малого и среднего бизнеса, а также проблемы и вызовы налогообложения в России. После детального изучения малого бизнеса в России предложен ряд рекомендаций по улучшению налоговой системы для поддержки развития малых и средних предприятий. Рекомендации о снижении налоговой нагрузки на предприятия, по упрощении налоговой системы бизнеса и поддержке развития малого и среднего бизнеса которые могут способствовать улучшению нынешних условий для предпринимательства в Российской Федерации. Важно продолжать работу над улучшением налоговой политики с целью создания более благоприятной среды для малого бизнеса в России. В статье также отмечается важность дальнейшего совершенствования налоговой политики в отношении малого и среднего бизнеса.

Abstract. The article examines the importance of small and medium-sized businesses, as well as the problems and challenges of taxation in Russia. After a detailed study of small businesses in Russia, a number of recommendations are proposed to improve the tax system to support the development of small and medium-sized businesses. Recommendations to reduce the tax burden on enterprises, to simplify the tax system of business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.