В качестве инструментов регулирования вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов, органы ФНС используют современные разработки, предназначенные для выявления недобросовестных налогоплательщиков, среди которых можно выделить внедрение высокотехнологичных информационных сервисов, таких как АИС «Налог-3», АСК НДС-2 и ККТ, цель которых заключается в осуществлении контроля деятельности хозяйствующих субъектов, анализе налоговых деклараций, обнаружении незаконно осуществленных налоговых вычетов, а также в отслеживании в режиме реального времени розничных операций, влекущих за собой нарушение налогового законодательства [7].
Помимо этого, в работе налоговых органов наблюдается совершенствование кадровой структуры, циф-ровизация процессов обмена финансовой информации как внутри государства, так и с иностранными ведомствами, а также расширяется область анализа финансовой информации, включающей в себя как традиционно исследуемые данные бухгалтерского учета и налоговых деклараций, так и открытые базы данных, что позволяет в значительной мере повысить эффективность работы контрольных органов, что уже наблюдается по итогу анализа статистики правонарушений и преступлений в налоговой сфере РФ в 2022 г., которая представлена на рисунке 4 [6].
Рисунок 4 - Статистика правонарушений и преступлений в налоговой сфере РФ в 2022 г.
Таким образом, решение вопросов, касающихся противодействию уклонению по уплате налогов, в настоящее время является одним из приоритетов развития налоговых органов Российской Федерации для обеспечения устойчивости как экономики в целом, так и бюджетной безопасности страны в частности. Также стоит отметить необходимость в осуществлении не только технологической и правовой модернизации установленных механизмов налогообложения и работы ФНС, но и в поддержании высокого уровня налоговой культуры среди населения и благосклонного отношения к существующей налоговой системе страны.
Источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 № 146 -ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 28.12. 2022) [Электронный ресурс] // СПС КонсультатнПлюс. -Режим доступа : www.consultant.ru. - Загл. с экрана.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации №63 - ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс] // СПС КонсультатнПлюс. - Режим доступа : www.consultant.ru. - Загл. с экрана.
3. Агаронян Э. А. Актуальные проблемы расследования налоговых преступлений / Э. А. Агаронян, А. А. Сукманова // Аллея науки. - 2021. - Т. 1, № 6(57). - С. 545-551.
4. Осипов, Р. В. Проблемы расследования налоговых преступлений / Р. В. Осипов, Я. В. Хрущев // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. ст. XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза - Наука и Просвещение - 2020. - С. 206-208.
5. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ на 2022 год Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В. Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 197-202.
6. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/.
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/.
EDN: JTEACD
Н.В. Липчиу - д.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, N.V. Lipchiu - doctor of economics, professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Khramchenko - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
С.Р. Аванесова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.R. Avanesova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia. К.Э. Дошоян - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.E. Doshoyan - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ РОСТА REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET AND ENSURING THEIR GROWTH
Аннотация. В наши дни главным инструментом со стороны управленческих структур, оказывающим влияние на различные социальные, экономические и политические течения, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и функционирования макро- и микроэкономических процессов, для поддержания стабильности экономики страны в целом, является федеральный бюджет. Основным источником формирования федерального бюджета являются различные классификации доходов. В статье проводится анализ разновидностей доходов федерального бюджета, проводится оценка состояния основных источников бюджета за несколько лет. В ходе исследования используются такие научные методы как анализ и синтез, сравнительная оценка разных показателей федерального бюджета. Целью исследования является анализ различных классов доходов федерального бюджета, их динамика на протяжении нескольких лет. Результатом данной работы является выявление условий и действий государственных органов, нацеленных на обеспечение роста доходов федерального бюджета.
Abstract. Nowadays, the main tool on the part of management structures, influencing various social, economic and political currents, in order to create the most favorable conditions for the development and functioning of macro- and microeconomic processes, to maintain the stability of the economy of the country as a whole, is the federal budget. The main source of formation of the federal budget are various classifications of revenues. The article analyzes the varieties of federal budget revenues and assesses the state of the main sources of the budget for several years. The study uses such scientific methods as analysis and synthesis, comparative evaluation of different indicators of the federal budget. The purpose of the study is to analyze different classes of federal budget revenues, their dynamics over several years. The result of this work is the identification of conditions and actions of state agencies aimed at ensuring the growth of federal budget revenues.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, фонд денежных средств, налоговые доходы.
Keywords: federal budget, revenues, oil and gas revenues, cash fund, tax revenues.
В настоящее время основным фактором, играющим ключевую роль в процессе формирования и дальнейшего развития экономического сектора, является государственное регулирование. Государство, в свою очередь, оказывает это воздействие посредством финансового механизма, основой которого является бюджет. В целом под государственным бюджетом понимается общий план сбора доходов и их дальнейшего использования на покрытие расходов федеральных и местных органов государственной власти за определенный срок. Он составляется таким органом власти как правительство, а утверждается Федеральным собранием РФ.
Финансовая система Российской Федерации строится на основе федерального бюджета. С экономической точки зрения под бюджетом понимаются отношения, складывающиеся между разными социальными слоями/группами и государством по поводу решения экономических вопросов. От федерального бюджета зависит состояние макроэкономики, улучшение условий развития отраслей экономики при помощи снижения и оптимизации налоговой нагрузки. При формировании фонда денежных средств, необходимых для финансирования государственных и в последствии общественных нужд ведущую роль играют доходы федерального бюджета. Можно отметить, что они являются своеобразным предметом экономических отношений между государством, организациями, предприятиями и населением по поводу формирования фонда денежных средств. Их влияние можно рассматривать как в положительном ключе: оказывают влияние на хозяйственную деятельность организаций и самого государства, на равновесие цен на рынке, на масштабы выпуска продукции, так и в отрицательном: чрезмерное изъятие денежных средств у организаций и населения может привести к снижению хозяйственной активности в стране, к снижению спроса на рынке и как следствие снижению объемов производства продукции [3].
В структуре доходов федерального бюджета выделяют две основные группы: налоговые и неналоговые доходы. Налоговые доходы - это основной способ изъятия денежных средств в условиях рыночной экономики. Налоговые доходы - это платежи, обязательные к исполнению и взиманию безвозмездно и безвозвратно в пользу государственного бюджета. Это различные федеральные налоги и сборы, выписанные штрафы и начисленные пени. Среди федеральных налогов можно перечислить такие как:
- акцизы;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- государственная пошлина
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
Под неналоговыми доходами подразумеваются различные платежи, для получения которых бюджет может иметь разные причины [7]. Они в отличие от налоговых поступлений могут быть обязательными и необязательными к уплате, взиматься добровольно или принудительно, они не имеют четко фиксированных сроков по уплате, налоговых ставок и льгот. Согласно Бюджетному кодексу РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (с последними изменениями) их можно разделить на следующие разновидности:
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- иные неналоговые доходы.
Согласно Федеральному закону о Федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, учитывающий продление действия имеющегося пакета санкций, наложенного рядом стран по отношению к Российской Федерации, на период ближайших трех лет произойдет спад объемов денежных поступлений от добычи нефтегазовой продукции. Помимо этого, закон учитывает все возможные варианты проведения денежно-кредитной политики Центрального Банка России, вероятность возникновения инфляционных процессов. В принятом ФЗ рассматриваются результаты бюджетной политики, проведенной за 2022 год, а также рассматриваются и прогнозируются примерные показатели на период 2023 -2025 гг.
Согласно закону, доходы бюджета РФ на 2023 год будут насчитывать 26,1 трлн руб., в 2024 - 27,2 трлн руб., а в 2025 эта цифра будет равняться 28 трлн рублей. Расходная часть будет составлять на 2023 - 29,1 трлн руб., 2024 - 29,4 трлн руб., 2025 - 29,2 трлн рублей (рисунок 1).
Рисунок 1 - Показатели доходной и расходной частей федерального бюджета РФ, трлн руб.
Согласно этим данным, можно сделать предположение, что в течение трех лет бюджет РФ будет находиться в состоянии дефицита. Это может быть вызвано тем, что в результате действия санкционного пакета, исчерпаемости нефтегазовых ресурсов, а также ухода многих иностранных компаний с российского рынка, происходит резкое сокращение доходной части федерального бюджета. Для того, чтобы проанализировать данную ситуацию и выявить причины, по которым доходной части не хватит, чтобы покрыть расходную, нужно изучить структуру доходов федерального бюджета.
Согласно найденной статистике о классификации доходов федерального бюджета, за период 20212023 гг. они составляли следующие доли (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация доходов федерального бюджета, млрд руб.
Графа доходов, млрд руб. 2021 г. (фактическое значение) 2022 г. (оценка) 2023 г. (прогноз)
Нефтегазовые доходы 9056,5 11666,2 8939
Ненефтегазовые доходы, в т.ч. 16229,9 16027 17191,3
оборотные налоги 11216,6 11181,8 12614,1
налоги на доходы 1643,1 1705 1786
дивиденды 550,7 850,1 544,1
рентные налоги ГМК 279,5 269,6 367,7
прочее 2540,0 2020,5 1879,4
Всего 25286,4 27693,1 26130,3
В структуре доходов федерального бюджета можно выделить различные источники в зависимости от видов деятельности объектов изъятия денежных средств (в млрд руб.) (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные составляющие федерального бюджета в 2023 году, млрд рублей
(в процентном отношении к ВВП)
Отсюда, можно сделать вывод о том, что основную часть доходной строки в федеральный бюджет РФ отражают налоговые платежи, затем идут доходы от операций с нефтегазовой продукцией, и завершают этот круг налоги на прибыль (доходы) населения. Это может говорить о том, что на данный момент налоговая база превосходит нефтегазовые поступления.
Рассматривая данную структуру доходов, можно проанализировать её динамику с точки зрения изменения нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в течение нескольких лет (рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика показателей нефтегазовых доходов в бюджет, млрд руб.
Анализируя данные графика, можно сделать вывод, что в 2022 году заметен рост показателей как базовых, так и дополнительных нефтегазовых доходов. Это может быть связано с тем, что с 2022 года доходная часть бюджета находится в зависимости как от экономических, так и политических событий (факторов), происходящих в стране: влияние оказывают объемы добываемых нефтегазовых продуктов и нестабильная цена на них, налоговые ставки, экспортные пошлины. Также это может говорить об успешном экспорте нефтегазовой продукции, что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие экономики и ускоренный рост инвестиционной активности. К 2023 г. базовые нефтегазовые доходы продолжают расти, а вот в дополнительных заметен резкий спад, что может быть связано с уменьшением объемов добычи нефтегазового продукта.
Говоря о динамике ненефтегазовых доходов федерального бюджета, его показатели находятся в относительно стабильном положении (рисунок 4).
14000 12000
11216,6 11181,8 ^^^^^^^^ 12614.1
10000
ЙХЙ 3430,2
2791,2
2000 1643.1 1705
2021 г. 2022 г. 2023 г.
^^Цборипше 1Ш101 и и тиры аа ирноыль'лохолм 1|киее
Рисунок 4 - Динамика показателей ненефтегазовых доходов в бюджет, млрд руб.
Анализируя состояние данных показателей, можно отметить, что доходы от налогов на прибыль (доходы) на протяжении трех лет находятся примерно на одном уровне, а по графе оборотных налогов и сборов заметен небольшой рост.
Изучая данную статистику, можно сказать, что на протяжении трех лет (2021-2023 гг.) произошли изменения в соотношении показателей нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета. На нефтегазовые доходы влияние оказывают цены на различные энергоносители и валютный курс на данный период.
Согласно Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в результате сниженных темпов роста мировых экономических показателей, продлившихся санкцион-ных ограничений со стороны ряда стран, разрыва многих торговых и экономически выгодных связей со странами экспортерами (импортерами), предполагается снижение уровня доходов федерального бюджета. Это отражается на рассмотренных ранее графиках, которые говорят о том, что нефтегазовые доходы в 2023 году -26103,3 млрд руб. - сократились по сравнению с 27693,1 млрд руб. в 2022 году.
Однако к 2024-2025 гг. планируется восстановить этот показатель приблизительно на 2-4 %. Для того, чтобы обеспечить восстановление и в последующем даже рост доходов федерального бюджета, необходимо выявить основные проблемы, препятствующие данному процессу, а также разработать определенный план действий по их преодолению. Увеличение показателей доходов федерального бюджета благоприятно влияет на состояние всей бюджетной системы страны.
Сейчас можно сказать, что бюджет страны находится в несбалансированном состоянии. Под несбалансированностью бюджетной системы понимается нехваток ресурсов, необходимых для того, чтобы деятельность органов власти находилась на соответствующем уровне. К проблемам формирования доходов федерального бюджета можно отнести следующие:
- зависимость от нефтегазовых ресурсов (продуктов);
- низкий темп роста доходов населения;
- неэффективное планирование по формированию и распределению бюджета государства;
- несбалансированная бюджетная система страны в целом;
- нарушения в работе налоговой системы;
- усиление налогового давления на физические лица.
Доходы государственного сектора являются первостепенным и важнейшим элементом для всего общества. Поэтому можно выделить следующие направления, обеспечивающие рост доходов федерального бюджета (таблица 2).
Данные мероприятия в совокупности с поставленными на данный период целями и задачами бюджетной политики государства обеспечат положительное влияние с фискальной точки зрения, а также позволят создать благоприятные условия для стабильного состояния экономики страны [8].
Подводя краткий итог проведенному исследованию, можно сказать, что основополагающим элементом любого современного общества является доходная составляющая государства. Они сопутствуют решению различных социально-экономических, некоторых политических задач.
Таблица 2 - Основные направления роста доходов федерального бюджета
Направление роста Характеристика действий по реализации
Выявление резервов увеличения налоговых поступлений (доходов) в бюджет Правильная организация и методика по обеспечению контрольных функций, выбор методов контроля и его форм, слаженный механизм работы налоговых органов
Оптимизация налогов Четко разработанный комплекс мероприятий и способов повышения эффективности процесса минимизации налогов, зачисляемых в бюджет, в результате которого расширяется рынок отечественных производителей
Мотивация для персонала (рост з/п) За счет роста заработной платы персонал будет работать более эффективно, продажи будут расти, предприятие будет получать больше прибыли, следовательно доходная часть бюджета будет больше
Оценка налогового потенциала субъектов РФ, муниципальных образований, округов -
Создание и внедрение специального аппарата для увеличения доходов регионов, округов, областей
Рост денежных поступлений в бюджет государства Происходит с использованием механизма взимания налогов, и в результате рационального распределения государственного бюджета
Необходимо трансформировать существующую систему налогообложения имущества Налоги на имущество - основной источник поступления доходов в бюджет государства и его образований
Следование принципу прозрачности Публикация и открытый доступ к информации о состоянии бюджетов: формирование, утверждение, зафиксированные поступления
Совершенствование системы государственных закупок Необходимо для того, чтобы создать условия конкуренции на рынке, мотивировать производителей товаров и услуг государству
Трансформация экономических систем Определенный этап, при котором осуществляется переход с составляющих элементов какой-то одной системы на элементы другой
Оптимизация в соотношении прямых и косвенных налогов Способствует как снижению теневых оборотов в экономическом секторе, так и увеличению денежных поступлений в бюджет страны
Основная задача доходов федерального бюджета - это перераспределение поступивших в федеральный бюджет доходов в более перспективные на данный момент сферы народного хозяйства, удовлетворение нужд организаций, осуществляющих свою деятельность на территории государства. В своей структуре поступления в федеральный бюджет представлены в налоговой и неналоговой формах, которые находятся в отношении приблизительно 90 % и 10 % к общему числу доходов. Больше 1/3 части бюджета РФ в прогнозе на 2023-2025 гг. будут составлять нефтегазовые поступления (экспортные по8шлины, налоги нефтегазового сектора). Данный показатель может охарактеризовать РФ как страну с сырьевой экономикой. Второе место в доходной части будет отведено налогу на добавленную стоимость, затем будет идти налог на прибыль, акцизы и лишь после -налог на доходы физических лиц [10].
Кроме того, можно отметить, что на данный момент состояние системы доходов федерального бюджета нестабильно, и необходимо ее усовершенствование и сбалансированность. Этого можно добиться, следуя таким принципам как (рисунок 5).
Рисунок 5 - Положения государственной программы по повышению доходов бюджета
Данная программа позволит обеспечить как восстановление бюджетной системы, так и рост ее доходной части. В перспективе в 2023 г. вероятнее всего произойдет снижение уровня доходов федерального бюджета из -за снижения объемов добычи нефтегазовой продукции, но к 2024-2025 гг. планируется восстановление уже имеющихся показателей и даже вероятное их увеличение.
Также на структуру доходов немалое влияние окажет законодательная база страны, посредством установления различных налоговых и таможенных пошлин, предоставления определенных льготных условий для стимулирования отечественных производителей. Если придерживаться данного курса, то в ближайшее время удастся достичь новых, более высоких результатов в экономическом секторе, а следовательно, и в фискальной политике.
В таблице 3 можно рассмотреть статистические данные за прошедшие периоды и прогнозные данные в периода с 2020 по 2024 гг.
Таблица 3 - Статистика доходов федерального бюджета 2020-2024 гг.
Графа доходов 2020 2021 2022 2023 2024
Нефтегазовые доходы 5235,2 8466,3 9542,6 9194,6 8564,6
в т.ч. в % от ВВП 4,9 6,8 7,2 6,5 5,7
Базовые нефтегазовые доходы 5557,6 5893,2 6145,0 6483,8 6467,9
Дополнительные нефтегазовые доходы -322,3 2573,0 3397,7 2710,8 2096,7
Ненефтегазовые доходы 13483,8 15316,1 15479,3 16345,6 17267,2
в т.ч. в % от ВВП 12,6 12,3 11,6 11,5 11,4
Оборотные налоги и сборы 8906,8 10874,5 10893,6 11674,1 12461,0
Налоги на прибыль (доходы) 1091,4 1420,5 1634,4 1700,1 1793,7
Дивиденды 633,9 554,9 979,5 1005,7 1021,1
Прочие доходы 2804,3 2251,7 1705,4 1702,4 1727,0
Итого 18719,1 23782,3 25021,9 25540,2 25831,8
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2022 году отмечался рост нефтегазовых поступлений, что может быть связано с активной торговлей данным видом продукции, однако в последующие годы прогнозируется их спад, что может быть связано с повышением цен на данный вид продукции. Что касается ненефтегазовых поступлений, то здесь отмечается рост на протяжение всего периода времени с 2021 г. по 2024 г. Это происходит за счет увеличения денежных средств с налогов на прибыль, оборотных налогов и сборов. Суммарное значение доходов федерального бюджета с каждым годом только возрастает. В период с 2023 г. по 2025 гг. прогнозируется, что расходы федерального бюджета будут превышать доходы приблизительно на 2 % (в отношении к ВВП эта разница составит 1,4 %). Для разрешения данного вопроса планируется обратиться к средствам с ФНБ (фонда национального благосостояния) в размере 4200 млрд руб. за два предстоящих года. А к 2025 г. наметится стабилизация бюджета.
Подводя итоги исследованию, можно отметить, что в 2023 г. планируется, что 1/3 федерального бюджета РФ будет состоять из нефтегазовых доходов, то есть от поступлений от экспортной платы и налогов от нефтегазовых предприятий. Они будут составлять примерно 9 трлн рублей. Далее бюджет пополнит внутренний НДС -приблизительно 7 трлн рублей, и импортный НДС - 3,5 трлн руб. Налог на доходы будет равен 1,6 трлн руб., акцизы - 1,2 трлн руб., пошлины - 700 млрд руб.
Источники:
1. Абдуразаков Р. А. Проблемы налоговой системы Российской Федерации // Проблемы совершенствования законодательства: сб. статей. - Махачкала, 2019. - С. 48-50.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020)
3. Быкова, Н. Н., Шайдуллова, А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2019. — №14. - С. 141-146.
4. Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в российской федерации//Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 1. С. 159-169
5. Государственные и муниципальные финансы. (Бакалавриат). Учебник: учебник / В.А. Слепов, под ред., А.Ю. Чалова, под ред. - Москва: КноРус, 2019. - 335 с.
6. Информация об исполнении Федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального казначейства РФ. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 21.03.2023)
7. Храмченко А.А. К вопросу ускорения оборачиваемости оборотных средств и улучшения финансового состояния в целом на примере молочнотоварной фермы Краснодарского края / Храмченко А.А.//Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 561-567.
8. Храмченко А.А. Антикризисный финансовый менеджмент как инструмент финансового оздоровления в РФ / Храмченко А.А.//Международные научные исследования. 2017. № 4. С. 325.
EDN: JQKJZB
А.Б. Мельников - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
A.B. Melnikov - doctor of economics, professor of the department of economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Т.О. Бодякина - соискатель, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
Т.О. Bodyakina - applicant, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Д.В. Суптеля - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.V. Suptelya - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.К. Шлом - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.K. Shlom - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF FINANCIAL RESOURCES MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE KRASNODAR KRAI
Аннотация. Совокупность методов, мероприятий и стратегий, ориентированных на управление финансового сектора организации, подразумевают под собой процесс распоряжения и рационального использования денежных средств компании или предприятия. Для выявления уровня эффективности рационального использования денежных средств в организации необходимо провести оценку финансовой устойчивости организации. Анализ и оценка устойчивости позволяют определить на какой из стадий производственного цикла происходят замедление денежных потоков, также появляется возможность в качественной и количественной оценке состояния уровней ликвидности и платежеспособности, удается изучить организацию производственного процесса в целом на предприятии и сделать вывод о том, насколько рационально используются ресурсы.
В статье проанализировано финансовое состояние предприятий аграрного сектора Краснодарского края, выявлены потенциальные угрозы, с которыми предприниматели могут столкнуться, а в соответствии с этим - выделены пути повышения финансовой устойчивости.
Abstract. A set of methods, activities and strategies focused on the management of the financial sector of the organization, imply the process of disposal and rational use of funds of a company or enterprise. To identify the level of efficiency of the rational use of funds in the organization, it is necessary to assess the financial