Налог на имущество организаций за 2007 год и изменения в 2008 году*
Н.А. Гаврилова
заместитель начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации
Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет
Внимание! Фактическая сумма налога на имущество по результатам календарного года исчисляется по окончании налогового периода. Сумма налога за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, определенной за указанный налоговый период, и ставки налога, установленной на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
В течение года организация вносит в бюджет авансы, исчисленные от величины средней стоимости имущества за отчетный период и ставки налога, без их увязки с начислениями прошлого отчетного периода.
В соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля и 1 октября) по итогам отчетных периодов уплачивается сумма авансового платежа, рассчитанная в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
В то же время в главе 30 НК РФ установлена норма, которая делегировала законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации право не определять отчетные периоды при установлении налога. В связи с этим, если законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций не предусмотрены отчетные периоды, то налоговый расчет по авансовым платежам в течение налогового периода в налоговый орган ор-
ганизация не представляет и в бюджет налог не уплачивает.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества:
• подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
• подлежащего налогообложению по местонахождению обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Напомним, что понятие «отдельный баланс» было исключено из ПБУ 4/99 и в настоящее время не имеет нормативного определения, поэтому в целях применения главы 30 НК РФ под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений и отражающих их имущественное и финансовое положение на отчетную дату28. Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе его уставом и положением
о филиале (представительстве). Выделение иных обособленных подразделений организации на отдельный баланс (полный, с незаконченным финансовым результатом и т. п.) и порядок его формирования определяются учетной политикой организации;
• объекту недвижимого имущества.
Напомним, что состав объекта недвижимого имущества определяется исходя из технического паспорта на объект и проектной документации с учетом последующих капитальных вложений.
* Окончание. Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008. № 6.
28 См. письмо Минфина России от 29 марта 2004 года № 04-05-06/27.
Важно! Организации не уплачивают налог на имущество по местонахождению обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс.
В то же время если по месту обособленного подразделения без баланса имеется недвижимое имущество (здание, сооружение и т. д.), то в отношении такого объекта организация должна уплатить налог по его местонахождению. Что касается движимого имущества обособленного подразделения без баланса, то за него налог уплачивается по месту его учета в бухгалтерском учете. В этом случае имущество (движимое и недвижимое) может учитываться на балансе как организации, так и одного из ее филиалов с отдельным балансом, что должно быть отражено в учетной политике организации (обособленного подразделения, имеющего ба-ланс)29.
Пример
Место постановки на учет в налоговых органах российской организации - город Санкт-Петербург. У организации имеются два филиала - в городах Владимире и Твери. Филиал в городе Твери выделен на отдельный баланс. Подразделение в городе Владимире отдельный баланс не ведет. В каждом из подразделений имеется движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения. Кроме того, организация имеет в собственности здание в Москве и земельный участок в Московской области. В этом случае организация формирует базу по налогу на имущество в следующих субъектах Российской Федерации:
• в городе Санкт-Петербурге - по местонахождению организации в отношении имущества, находящегося на балансе головной организации и движимого имущества, находящегося в филиале в городе Владимире;
• в городе Твери - по местонахождению выделенного на отдельный баланс филиала в отношении движимого и недвижимого имущества, находяще-
гося по месту его нахождения и на его балансе;
• в городе Владимире - по местонахождению недвижимого имущества филиала, не выделенного на отдельный баланс;
• в городе Москве - по местонахождению здания (то есть вне местонахождения организации).
Стоимость земельного участка в Московской области объектом налогообложения не является, поэтому в Московскую область по месту расположения земельного участка налоговую декларацию организация представлять не должна.
Отдельно определяется налоговая база в отношении недвижимого имущества, имеющего одновременно местонахождение в разных субъектах Российской Федерации, либо в субъекте Российской Федерации и на территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).
В этом случае организация самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). Налоговый орган по месту уплаты налога вправе затребовать справку-расчет доли стоимости имущества, фактически находящегося на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитанной исходя из физических или стоимостных показателей объекта.
Если доли стоимости имущества, по данным организации, приходятся, например, на два субъекта Российской Федерации в соотношении 30 и 70 процентов, то налоговая база для исчисления налога к уплате в каждый субъект Российской Федерации составит соответственно 369,2 тысячи рублей (1 230,8 тысячи рублей х 30 процентов) и 861,6 тысячи рублей (1 230,8 тысячи рублей х 70 процентов).
29 Письмо Минфина России от 7 июня 2005 года № 03-06-05-04/156.
Внимание! Если у организации возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций по местонахождению объектов недвижимого имущества, но при этом отсутствуют основания для постановки на учет в налоговых органах, предусмотренные статьей 83 НК РФ (например, сведения об объекте не поступили в налоговую инспекцию из регистрирующих органов), налоговые органы по местонахождению такого имущества (месту уплаты налога), то указанную организацию ставят на учет с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет30.
Исчисление налога на имущество при создании, реорганизации или ликвидации организации
При расчете среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода, должен применяться общий порядок, определенный в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ31.
При определении налоговой базы, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году и в соответствующем отчетном периоде (квартале, полугодии и 9 месяцах), например с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года включительно. Такой порядок позволяет учитывать период времени фактического нахождения имущества на балансе организации. Указанный подход соответствует порядку заполнения налоговой декларации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) от 23 марта 2004 года № САЭ-3-31/224.
Фактически это означает, что при заполнении налоговой декларации в месяцах, когда «отсутствовала» (не зарегистриро-
вана) организация по состоянию на 1 число каждого месяца, когда на балансе не учитывалось имущество, проставляются нули.
Например, организация зарегистрирована в налоговой инспекции 10 февраля
2007 года, оплата оборудования произведена со счета 2 марта, которое поступило в организацию из города Калининграда 25 марта и с этой даты с учетом всех затрат на приобретение, доставку, учтенных на счете бухгалтерского учета 08 в размере 1 100 рублей, переведено в состав основных средств.
Расчет производится в следующем порядке:
• за I квартал:
(0 + 0 + 0 + 1 100) : 4 = 275 тысяч рублей;
• за полугодие:
(0 + 0 + 0 + 1 100 + 1 300 + 1 500 + 1 600) :
: 7 = 785, 714 тысячи рублей;
•за 9 месяцев:
(0 + 0 + 0 + 1 100 + 1 300 + 1 500 + 1 600 +
+ 1 500 + 1 400 + 1 300) : 10 = 970 тысяч рублей.
Среднегодовая стоимость за 2006 год составит:
(0 + 0 + 0 + 1 100 + 1 300 + 1 500 + 1 600 +
+1 500 + 1 400 + 1 300 + 1 200 + 1 700 +
+1 900) : 13 = 1 115, 384 тысячи рублей.
Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации имущества в течение налогового (отчетного) периода, по которому в соответствии с пунктом 1 статьи 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно.
При расчете налога при проведении реорганизации организации обратите внимание не только на положения НК РФ, но и на Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 № 44н.
30 Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 мая 2001 года № ММ-6-12/410@; письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2004 года № 03-06-01-04/35.
31 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 03-06-01-02/26 в адрес Федеральной налоговой службы.
Существенными факторами, оказывающими влияние на оценку полноты и своевременность исчисления и уплаты налога, в период проведения реорганизации являются следующие основания:
• положения о правопреемственности,
• приказ о проведении инвентаризации и переоценке основных средств,
• дата фактического завершения реорганизации и передачи имущества вновь образованному юридическому лицу,
• дата государственной регистрации вновь созданных юридических лиц,
• дата исключения из реестров юридических лиц,
• особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации.
Пример
В соответствии с решением собственника организация должна быть реорганизована путем присоединения к другому юридическому лицу до 1 июля 2007 года. Имущество было передано по передаточному акту 15 июля, организация была исключено из государственного реестра юридических лиц 5 августа 2007 года. Согласно решению собственника инвентаризация и переоценка передаваемого при реорганизации имущества должны быть произведены реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта.
На основании пункта 4 статьи 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организации за период с 1 января по 1 августа 2007 года должна быть определена за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (основных средств) на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля, 1 мая, 1 июня, 1 июля, 1 августа 2007 года, на количество месяцев в календарном году, увеличенное на единицу (то есть 12 + 1).
Учитывая, что по акту имущество было передано и списано с баланса по разделительному балансу 15 июля, то на 1 августа
2007 года и на первые числа следующих месяцев календарного года, а также на
1 января 2008 года остаточная стоимость равна нулю.
В заключительной бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности присоединяемой организации имущество (основные средства) отражается в оценке исходя из правил, установленных соответствующими положениями по бухгалтерскому учету в соответствии с решением о реорганизации, утвержденным учредителем. При этом юридическое лицо, которому передано имущество присоединенной организации в соответствии с решением, с момента постановки на баланс по акту передачи имущества (основных средств) должно включить его в расчет по налогу на имущество организаций, в рассматриваемом случае -по состоянию на 1 августа 2007 года (дата передачи - 15 июля).
Освобождение имущества от налогообложения
Подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке основные средства организации могут быть освобождены от налогообложения только на основании использования предоставленной статьей 381 главы 30 НК РФ льготы, а также в случае использования организациями специальных налоговых режимов, в рамках которых установлены особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
Так, организация по находящемуся у нее на балансе имуществу, используемому в деятельности, переведенной на уплату единого налога в соответствии с главой 26.3 НК РФ, не признается плательщиком налога на имущество.
Если же невозможно обеспечить раздельный учет имущества, используемого для ведения деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) при ведении иных видов деятельности, то при определении для целей налогообложения остаточной стоимости налогооблагаемого имущества на ЕНВД на 1 число каждого месяца налогового (отчетного) периода организация должна применять к стоимости всего имущества, находящегося на балансе, долю выручки, приходящую-
ся на иные виды деятельности в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), отражаемой в отчете о прибылях и убытках (форма № 232).
Обратите внимание! Остаточную стоимость облагаемого имущества (имущества, не используемого для ведения деятельности, переведенной на уплату ЕНВД) для целей исчисления налога на имущество организаций по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля целесообразно формировать исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) за I квартал (январь - март); по состоянию на 1 мая 1 июня и 1 июля - исходя из показателя выручки за II квартал (апрель - июнь); по состоянию на 1 августа,
1 сентября и 1 октября - исходя из показателя выручки за III квартал (июль - сентябрь); по состоянию на 1 ноября,1 декабря и 1 января года, следующего за налоговым периодом, - исходя из показателя выручки за IV квартал (октябрь - декабрь)33.
Обратите внимание! Организация, имеющая обособленное подразделение с отдельным балансом и использующая имущество этого обособленного подразделения одновременно в деятельности, связанной с общим режимом налогообложения и режимом ЕНВД, может исчислить налог в отношении обособленного подразделения по имуществу, используемому в деятельности по общему режиму налогообложения, в указанном выше порядке исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) этого обособленного подразделения, а не организации, если в соответствии с учетной политикой организации этот показатель предусмотрен в бухгалтерском учете подразделения. В то же время необходимо иметь в виду, что для целей налогообложения при расчете не должна учитываться выручка от реализации продукции (работ, услуг) обособленного подразделения, полученная от непосредственного использования имущества, обособленный учет ко-
торого обеспечен в рамках деятельности, связанной с общим режимом налогообложения или режимом ЕНВД (например холодильное оборудование, отдельное здание и т. п.)34.
Внимание! Если организация в течение
2007 года осуществляла деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, а с 1 января
2008 года прекращает деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, и переходит на общий режим налогообложения, то остаточная стоимость не используемого в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, имущества по состоянию на 1 января 2008 года в расчет налоговой базы и в налоговую декларацию по строке 130 раздела 2 по налогу на имущество организаций за 2007 год не включается, а учитывается в расчетах за
2008 год35.
Подтверждение права на применение налоговых льгот
Существующее законодательство по налогу на имущество организаций предусматривает, что льготы могут быть федеральными (ст. 381 НК РФ) и региональными (законы субъектов Российской Федерации).
Обратите внимание на разделение льгот по видам:
• полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога (например коллегий адвокатов);
• освобождение организаций при условии соблюдения определенных НК РФ условий (например, общероссийские организации инвалидов или созданные ими организации освобождаются от уплаты налога при наличии общероссийского статуса организации инвалидов, установленной численности инвалидов и их представителей, установленном фонде заработной платы, а также определенном статусе учре-
32 Форма № 2 утверждена приказом Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н.
33 Письма Минфина России от 26 октября 2006 года № 03-06-01-04/195 и от 1 ноября 2006 года № 03-11-04/3/482.
34 Письмо Минфина России от 24 октября 2006 года № 03-06-01-04/194.
35 Письмо Минфина России от 27 июня 2007 года № 03-05-06-01/72.
дителей, производстве определенных видов продукции).
Для обоснования правомерности использования организацией налоговых льгот во многих случаях необходимо на начало и конец налогового периода подтверждать соответствие вида деятельности или отдельных показателей деятельности организации критерию, установленному НК РФ или законом субъекта Российской Федерации о налоге.
Напомню, что Федеральным законом от
11 ноября 2003 года № 139-ФЗ отменен ряд налоговых льгот с 1 января 2006 года. Если организации не использовали предоставлявшиеся до указанной даты льготы, то им дано право пересчитать налоги за предшествующие периоды (ст. 56. НК РФ), в частности в отношении:
1) объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (п. 6 ст. 381 НК РФ);
2) объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НК РФ);
3) научных организаций отраслевых академий наук в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (п. 16 ст. 381 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения:
1) памятники истории и культуры федерального значения (п. 5 ст. 381 НК РФ). В отношении пристроек к таким объектам следует отметить, что необходимо иметь подтверждение соответствующего органа о том, что объект с учетом пристроек сохраняет статус памятника истории и культуры, следовательно, в этом случае необходимо внести изменения в паспорт объекта и охранное свидетельство после завершения окончания строительства;
2) организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Организации, имеющие на балансе такие объекты, должны иметь в виду, что льготированию подлежит составляющее указанные объекты имущество, включенное в Перечень имущества, утвержденный Правительством Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 504 (п. 11 ст. 381 НК РФ).
Если имущество, поименованное в указанном Перечне, соответствует коду ОКОФ и примечанию Перечня, то оно подлежит льготированию. При этом определение признака льготирования имущества, относящегося к соответствующему разделу указанного Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ коду по ОКОФ, указанному в Перечне, производится при условии совпадения фактического наименования имущества примечаниям Перечня, а также если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект такое имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень36.
Внимание! Если магистральные трубопроводы сдаются в аренду или приобретаются по договору финансовой аренды (лизинга), то вне зависимости от того, на чьем балансе (собственника, арендатора, лизингодателя, лизингополучателя) учитываются такие объекты, эти основные средства не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций37.
В отношении федеральных дорог общего пользования льгота предоставляется только федеральным государственным учреждениям, включенным, в раздел 2 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
36 Письмо Минфина России от 1 июня 2006 года № 03-06-01-04/ 111.
37 Письма Минфина России от 29 июня 2007 года № 03-05-05-01/33 и от 19 апреля 2007 года № 03-05-06-01/37.
2004 года № 1731-р. Причем в случае передачи этих объектов в аренду, льгота сохра-няется38;
3) имущество организации - резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), находящегося на территории особой экономической зоны и используемого в рамках соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (п. 17 ст. 381 НК РФ).
Речь идет об имуществе организаций, находящихся на территориях, имеющих статус особых экономических зон, решение о создании которых принято (будет принято) Правительством Российской Федерации и оформлено его постановлением (п. 1 ст. 6 Закона № 116-ФЗ).
Напомню, что особые экономические зоны, которые определяются Правительством Российской Федерации, создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры (статьи 1 и 3 Федерального закона № 116-ФЗ).
Так, особые экономические зоны созданы на территориях муниципальных образований Ставропольского края (постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 71), Алтайского края (постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 69 и № 67), Республики Татарстан (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 784), в городе Томске (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 783), Липецкой области (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 782), Московской области (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 781), городах Санкт-Петербурге и Москве (постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 780 и № 779).
Налоговая льгота по налогу на имущество организаций будет предоставляться в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет в качестве основных средств.
Организация - резидент ОЭЗ может пользоваться этой льготой на все расположенное в пределах ОЭЗ имущество, если с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету прошло не более пяти лет. По требованию налогового органа резидент ОЭЗ обязан представить документы, подтверждающие дату постановки имущества на учет.
По истечении пятилетнего срока указанное имущество подлежит налогообложению исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Имущество организации, утратившей статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соответствующего соглашения, облагается налогом на имущество организаций на общих основаниях (п. 6 ст. 9, п. 9 ст. 1 1, п. 7 ст. 9 Закона № 116-ФЗ).
Обратите внимание! Особые экономические зоны, созданные до дня вступления в силу Закона № 116-ФЗ, утратили статус ОЭЗ. Статус ОЭЗ оставлен только особым экономическим зонам в Калининградской и Магаданской областях (ст. 40 Закона № 116-ФЗ), порядок функционирования которых урегулирован соответствующими федеральными законами. Таким образом, согласно пункту 17 статьи 381 НК РФ налоговая льгота по налогу на имущество организаций, являющихся резидентами особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, не распространяется,
38 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 03-05-05-01/21 в адрес Федеральной налоговой службы.
поскольку специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на этих территориях урегулирован федеральными законами об этих ОЭЗ (например Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ в НК РФ введена статья 385.1, которой установлены специальные ставки налога для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области на имущество, которое создано или приобретено при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом № 116-ФЗ.
Ставка налога на это имущество составляет:
• в течение первых шести лет со дня включения организации в единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области -
0 процентов (п. 3 ст. 385.1 НК РФ);
• в период с седьмого по двенадцатый год ставка определяется в соответствии с законом Калининградской области и уменьшается на 50 процентов (п. 4 ст. 385.1 НК РФ).
При этом льготный порядок уплаты налога не распространяется на ту часть стоимости имущества, которая использована для производства тех товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. Доля стоимости имущества, на которое не распространяется льготный порядок, определяется исходя из доли дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента (п. 5 ст. 385.1 НК РФ).
Важно! Иное имущество, находящееся на балансе резидента особой экономической зоны, подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, то есть по ставкам, установленным нормативным актом Калининградской области о налоге на имущество организаций, - в пределах 2,2 процента.
При этом резиденты Калининградской ОЭЗ должны обеспечить обособленный учет такого имущества и исчислять по нему налог отдельно.
Учитывая нормы статьи 385.1 НК РФ во взаимосвязи с требованиями Федерального закона № 16-ФЗ, основными условиями, при которых налогоплательщик вправе применять налоговые ставки, являются следующие:
• организация должна быть резидентом ОЭЗ и иметь свидетельство о внесении в Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области;
• инвестиционный проект должен выполняться в соответствии с условиями, определенными инвестиционной декларацией;
• движимое имущество (основные средства), созданное (приобретенное) в рамках реализации инвестиционного проекта, должно учитываться на балансе по месту нахождения резидента ОЭЗ в Калининградской области (месту государственной регистрации) или его обособленных подразделений с отдельным балансом, зарегистрированных на территории Калининградской области;
• недвижимое имущество, созданное в рамках реализации инвестиционного проекта, должно находиться в Калининградской области39.
Обратите внимание! Согласно статье
4 Федерального закона № 16-ФЗ инвестиционный проект может предусматривать инвестиции в основной капитал (основные средства). При этом установлено, что капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на стро-
39 Письмо Минфина России от 31 мая 2007 года № 03-05-06-01/61.
ительство и реконструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта);
4) освобождаются от налогообложения организации в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) (п. 18 ст. 381 НК РФ - введен Федеральным законом от
20 декабря 2005 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов».
Организациям - владельцам судов, зарегистрированным в РМРС, при применении этой льготы нужно учитывать следующее.
Внесение изменений в НК РФ связано с созданием Российского международного реестра судов и внесением изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, устанавливающего порядок регистрации судов и ведения РМРС. В РМРС регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа также относится сдача судов в аренду для оказания таких услуг.
Важно! Регистрация судна в РМРС подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в РМРС устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
Порядок документального подтверждения права на льготу по налогу на имущество организаций разъяснен письмом ФНС России от 10 мая 2006 года № 21-4-04/225.
Кроме того, следует учитывать, что Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 21 июля 2006 года № 87 определило форму свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдаваемого при
регистрации судна в Российском международном реестре судов. В связи с этим льгота подтверждается также при наличии такого свидетельства.
О порядке заполнения налоговой декларации в отношении данного кода налоговой льготы в 2006 году ФНС России направила в территориальные налоговые органы массовое письмо от 27 февраля 2006 года № ГВ-6-21/197;
5) освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ)40.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть любые дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и основания для их использования. Причем льготы, установленные статьей 381 НК РФ, применяются вне зависимости от их упоминания в законах субъектов Российской Федерации.
Важно! Разъяснения по применению установленных дополнительных льгот по налогу дают финансовые органы субъектов Российской Федерации (ст. 34.2 НК РФ).
Отчетность по налогу на имущество организаций
По итогам 2007 года налоговая декларация представляется не позднее 30 марта
2008 года.
Порядок заполнения формы налоговой декларации (налогового расчета) по налогу на имущество организаций и представления в налоговый орган приведен в Инструкции, утвержденной приказом МНС России от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224@.
Напомню, что в письме МНС России от 28 апреля 2004 года № 21-3-05/155@ уточнен порядок заполнения раздела 4 такой формы отчетности.
Декларация по налогу на имущество организаций (расчет по авансовому платежу) содержит пять разделов, не считая титуль-
40 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2005 № 03-06-02-02/ 41 в адрес Федеральной налоговой службы.
ного листа. Однако, как правило, большинство российских организаций заполняют только разделы 1 и 2.
В разделе 1 должны быть указаны суммы налога на имущество, которые должны быть доначислены по лицевому счету организации по итогам конкретного отчетного периода. Раздел 1 после заполнения разделов 2,
4, 5 заполняется итоговыми показателями с указаниями кодов бюджетной классификации (КБК) согласно приказу Минфина России от 10 декабря 2004 года № 114н.
Раздел 2 заполняется данными обо всех объектах налогооблагаемого имущества, в том числе подлежащих льготированию.
Следует иметь в виду, что основные средства, используемые исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, не облагаются налогом на имущество организаций согласно статье 346.26 НК РФ. В связи с этим согласно пункту 5.3 Инструкции по заполнению налоговой декларации, утвержденной приказом МНС России № САЭ-3-21/224@ стоимость указанного имущества (в том числе недвижимого) в налоговой декларации не указывается.
По авансовым платежам строка 160 раздела 2 «Налоговая база» не заполняется. Этот показатель рассчитывается только по итогам налогового периода.
В раздел 2 включаются данные раздела
5. Организация, имеющая льготы на налог (как федеральные, так и региональные), должна заполнить раздел 5 декларации. Заполняя декларацию, проверьте соответствие суммы остаточной стоимости необлагаемого имущества по строке 150 раздела 2 значению показателя строки 160 раздела 5.
При заполнении налоговой декларации по налогу на имущество организаций необходимо использовать коды налоговых льгот, установленные в разделе 9 Инструкции по заполнению налоговой декларации.
Раздел 3 заполняют только иностранные организации, которые не осуществляют деятельность, но имеют объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Раздел 4 заполняют только ОАО «Газпром», а также налогоплательщики, на ба-
лансе которых находятся линейные объекты недвижимости, расположенные в разных субъектах Российской Федерации.
Организация, на балансе которой находится недвижимое имущество, фактически находящееся на территориях разных субъектов Российской Федерации, самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября,
1 января следующего налогового периода). Налоговый орган по месту уплаты налога вправе затребовать справку-расчет доли стоимости имущества, фактически находящегося на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитанной исходя из физических или стоимостных показателей объекта.
Выбор уполномоченного налогового органа, ведущего учет начисленных и уплаченных сумм налога и авансовых платежей по налогу в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется управлением МНС России по субъекту Российской Федерации с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с этим налоговым органом, территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества.
Обратите внимание на то, что сводная налоговая декларация в целом по организации (в том числе по крупнейшему налогоплательщику) не составляется.
Особенности заполнения налоговой декларации в зависимости от порядка зачисления сумм налога в бюджет, если организация имеет обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества в муниципальных образованиях, определены пунктом 1.4 Инструкции по заполнению декларации.
Налоговая декларация формируется из сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по отдельным кодам ОКАТО муниципального образования, соответствующим территории, которую курирует налоговый орган. Такая налоговая декларация составляется на имущество, подлежащее налогообложению на территории соответствующего муници-
пального образования (без обособления имущества разных подразделений, недвижимого имущества).
Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований (например в городах Москве и Санкт-Петербурге), то в налоговую декларацию вносится полная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Такая декларация составляется на все имущество, подлежащее налогообложению на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (без выделения обособленного подразделения, недвижимого имущества). При этом об изменениях налогового администрирования в указанном порядке организация должна уведомить налоговые органы41.
Обратите внимание! Налогоплательщики, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность (отсутствует движение денежных средств на счете и в кассе) и не имеющие имущество, представляют предусмотренную статьей 80 НК РФ единую упрощенную налоговую декларацию (то есть нулевую декларацию) по окончании налогового (отчетного) периода до 20 числа по месту нахождения организации42. Такой порядок применяется в отчетности по налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года и распространяется в основном на некоммерческие организации, например садоводческие товарищества, общественные учреждения, клубы, жилищные и гаражно-строительные кооперативы и т. п.
Обратите внимание! С 1 января 2008 года крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (межрегиональные и межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам). Эта норма введена в статью 386 НК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2006 года
№ 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Критерии крупнейших налогоплательщиков и порядок их постановки на налоговый учет определены приказом МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290.
При этом изменился только порядок администрирования крупнейших налогоплательщиков в части представления налоговых деклараций по крупнейшим налогоплательщикам (в том числе по обособленным подразделениям и объектам недвижимого имущества), а место уплаты налога не изменилось.
Важно! Налоговые декларации за 2007 год крупнейшим налогоплательщикам необходимо представлять в МРИ (в том числе по обособленным подразделениям и объектам недвижимого имущества, по которым декларация заполняется в ранее установленном порядке, отдельно).
Внимание! В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации.
Необходимо иметь в виду, что статьей 67 Конституции Российской Федерации определено: «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
41 Письмо Минфина Росси от 1 декабря 2006 года № 03-06-01-04/208.
42 Приказ Минфина России от 10 июля 2007 года № 62н.
В отношении понятий «территория Российской Федерации», «континентальный шельф Российской Федерации» и «исключительная экономическая зона Российской Федерации» необходимо иметь в виду, что статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного закона внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 этого же закона.
Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 3 Федеральным закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ).
Кроме того, статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», а статус исключительной экономической зоны Российской Федерации - Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Внимание! Главой 30 НК РФ не установлен особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций
для случаев изменения местонахождения юридического лица (места государственной регистрации). В этом случае налоговую декларацию следует заполнять в установленном порядке как по новому, так и по старому месту учета за период с 1 января текущего налогового периода по 1 января следующего налогового периода с указанием стоимости имущества по месту учета налогоплательщика на дату отсутствия имущества по нулевой стоимости, как при реорганизации организации.
Пример
С 26 декабря 2006 года ООО «Свет» (далее - Общество) снято с налогового учета по местонахождению в городе Москве в связи с изменением юридического адреса и поставлено на налоговый учет в городе Сочи, где Общество состояло на налоговом учете в отношении объекта недвижимого имущества. С 26 декабря 2006 года в городе Москве Общество имеет обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс, и объект недвижимого имущества. В связи с этим за 2006 год Общество должно представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций по месту постановки на налоговый учет в городе Москве, исчислив и уплатив налог в отношении движимого имущества за период с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года, с указанием при исчислении среднегодовой стоимости имущества остаточной стоимости движимого имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода, включая остаточную стоимость движимого имущества по состоянию на 1 декабря 2006 года и остаточной стоимости движимого имущества на 1 января 2007 года по нулевой стоимости. Остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, находящегося в городе Москве, должна быть включена в налоговую декларацию при исчислении среднегодовой стоимости имущества в общеустановленном порядке - с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года.
Что касается налоговой декларации, представляемой Обществом за 2006 год в городе Сочи (по новому месту государственной регистрации), то среднегодовая
стоимость имущества должна включать остаточную стоимость движимого имущества, налог на имущество организаций, в отношении которого налог на имущество организаций ранее уплачивался в городе Москве, начиная с 1 января 2006 года по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода по нулевой стоимости движимого имущества и остаточной стоимости движимого имущества по состоянию на 1 января 2007 года. Остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, находящегося в городе Сочи, должна быть включена в налоговую декларацию при исчислении среднегодовой стоимости имущества в общеустановленном порядке - с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года.
Изменения по налогу на имущество с 2008 года
В 2007 году Федеральным законом № 216-ФЗ в главу 30 НК РФ внесены изменения, которые введены с 1 января 2008 года, за исключение статьи 386,1, введенной с 1 января 2007 года (ст. 4 Федерального закона № 216-ФЗ). Изменения и дополнения уточняют отдельные установленные нормы налогообложения по налогу с учетом правоприменительной практики.
1. Пункт 1 статьи 374 НК РФ после слов «на балансе» дополнен словом «организации», а также дополнен словами «, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса»: «Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса».
Изменения имеют уточняющий характер и обусловлены требованиями законодательства о бухгалтерском учете и ГК РФ о том, что на балансе организации должно учитываться исключительно имущество, находя-
щееся на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения, если иное не установлено законодательством, например о лизинге. Указанные изменения необходимо рассматривать также во взаимодействии с изменениями, которые внесены в статью 378 НК РФ, касающуюся особенностей налогообложения имущества, переданного в доверительное управление.
Учтено, что согласно статье 1 0 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевые инвестиционные фонды не являются организациями - юридическими лицами. В отношении деятельности, связанной с доверительным управлением активами паевых инвестиционных фондов, управляющей компанией ведется отдельный баланс, однако «отдельный баланс» не является балансом организации.
2. Внесены изменения в редакцию пункта 4 статьи 376 НК РФ, и с 1 января 2008 года среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Напомним, что налоговая база (среднегодовая стоимость имущества) формируется в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, а налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Согласно статье 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Вместе с тем в действующей редакции пункта 4 статьи 376 НК РФ предусматривается, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу на конец года включаются данные о балансовой (остаточной) стоимос-
ти имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), что не соответствует концепции налогообложения имущества организации, поскольку включает данные следующего налогового периода.
По существу, сегодня организации при расчете налоговой базы за налоговый период включают в расчет стоимость имущества, которая по экономической природе является стоимостью имущества следующего налогового периода, поскольку переоценка основных средств, проведенная в налоговом периоде, проводится по состоянию на
1 января следующего налогового периода, то есть влияет на результаты финансовохозяйственной деятельности следующего налогового периода.
Напомню, что аналогичное мнение по этому вопросу Минфин России высказал, в частности, в письме от 22 марта 2006 года № 03-06-01-04/69, в котором разъяснил, что исходя из данной нормы НК РФ в ее взаимосвязи с положениями пункта
1 статьи 374 и пункта 1 статьи 375 НК РФ следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом). Вместе с тем Минфин России также обратил внимание, что этот вопрос требует законодательного регулирования и будет рассмотрен в рамках работы по совершенствованию законодательства о налогах и сборах.
По этой причине внесены поправки в пункт 4 статьи 376 НК РФ, согласно которым с 1 января 2008 года по окончании налогового периода в расчет включаются данные остаточной стоимости имущества не по состоянию на 1 января календарного года,
следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (то есть 31 декабря).
Внимание! Такой порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества по итогам года будет применяться только по окончании налогового периода при расчете налога на имущество организаций за 2008 год.
Обратите внимание! Расчет налога на имущество организаций за 2007год должен производиться по старой методике, то есть в порядке, действовавшем до введения в действие Федерального закона № 216-ФЗ.
Внимание! Порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей не меняется.
3. Статья 378 НК РФ после слова «налогообложению» дополнена словами «(за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд)»: «Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления».
Как видно, изменения распространяются на паевые инвестиционные фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Как уже было сказано, паевые инвестиционные фонды (открытый, закрытый, интервальный) не являются юридическими лицами. Минфин России и МНС России давали совместные разъяснения по вопросу налогообложения имущества паевых инвестиционных фондов, переданного в доверительное управление43.
Паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителя-
43 Письмо Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июня 2004 года № 01-СШ/45 / № 01-3-03/666.
ми) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (ст. 10 Федерального закона № 156-ФЗ).
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, а права на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, подлежат государственной регистрации. При этом раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются. В то же время имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и, следовательно, сам по себе не может быть субъектом гражданского и налогового права. Таким образом, с учетом положений статьи 378 НК РФ налогоплательщиком по налогу на имущество организаций можно признать только учредителей доверительного управления - владельцев инвестиционных паев.
Вместе с тем согласно положениям главы 30 НК РФ объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а налоговой базой - их среднегодовая стоимость, определяемая как остаточная стоимость по данным бухгалтерского баланса.
Организация - владелец инвестиционного пая учитывает свой пай в составе финансовых вложений в качестве ценной бумаги, удостоверяющей ее долю в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Однако, как уже было сказано, ценные бумаги не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Обратите внимание! Переданное в доверительное управление имущество со-
зданных в соответствии Федеральным законом № 1 56-ФЗ акционерных инвестиционных фондов (инвестиционных фондов), которыми признаются открытые акционерные общества, исключительным предметом деятельности которых является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом, признается объектом налогообложения в части основных средств (движимое и недвижимое имущество).
Напомню, что имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда. Инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании.
В этом случае переданное в доверительное управление имущество (инвестиционные резервы) учитывается на балансе являющегося юридическим лицом акционерного инвестиционного фонда в порядке, установленном приказом Минфина России от 28 ноября 2001 года № 94н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом». Указания устанавливают правила отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности при осуществлении договора доверительного управления имуществом для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). При этом согласно пункту 7 Указаний при составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим, об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях путем суммирования аналогичных показателей.
4. Пункт 17 статьи 381 НК РФ после слов «на территории особой экономической зоны» дополнен словами «используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны»: «организации -в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества».
Внесенные изменения уточняют порядок предоставления налоговой льготы резиденту особой экономической зоны. При этом учтено, что резидент ОЭЗ может иметь имущество за пределами особой экономической зоны. Кроме того, на балансе резидента ОЭЗ может учитываться имущество, используемое для других видов деятельности.
Резиденты особой экономической зоны освобождаются от налога на имущество организаций в течение пяти лет с момента постановки на учет имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории этой особой экономической зоны.
5. Пункт 5 статьи 382 НК РФ дополнен новым положением: «В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций, указанный в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный
объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.».
Необходимость внесения изменений в НК РФ вызвана неопределенностью в налоговом законодательстве расчета суммы налога на имущество организаций в случае приобретения (продажи) недвижимого имущества иностранной организацией, не используемого в течение налогового периода в деятельности на территории Российской Федерации, налоговой базой по которому признается инвентаризационная стоимость имущества.
Минфин России и ФНС России по этому вопросу давали разъяснения44, из которых следует, что в случае если права собственности на объект недвижимого имущества, не используемого в деятельности на территории Российской Федерации, зарегистрированы иностранной организацией после начала календарного года, налог на это имущество в этом календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.
В целях законодательного регулирования этого вопроса и внесены изменения в главу 30 НК РФ, которые предусматривают, что при исчислении суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) за налоговый (отчетный период), в котором зарегистрированы права собственника на объект недвижимого имущества, должно быть учтено количество месяцев нахождения имущества в собственности иностранной организации в течение календарного года.
В связи с этим напомним, что иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской федерации через постоянные представительства, сумму налога и авансовые платежи по налогу на имущество организаций исчисляют исходя из данных бухгалтерского учета, порядок ведения которого уста-
44 Письма Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 03-08-05 и Федеральной налоговой службы от 19 мая 2005 года № 21-4-04/179.
новлен в Российской Федерации. Причем остаточная стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета, следовательно, и амортизацию основных средств также необходимо исчислять по правилам, установленным в Российской Федерации. Правилами ведения бухгалтерского учета основные средства учитываются в бухгалтерском учете с даты постановки их на баланс на основании первичных документов. В этом случае также соблюдается аналогичный принцип исчисления налога и авансовых платежей, при котором учитывается количество месяцев нахождения в собственности имущества (нахождения на балансе).
6. В статье 384 НК РФ слова «(средней стоимости имущества)» заменены словами «(одной четвертой средней стоимости имущества)»: «Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения».
Аналогичные изменения внесены в статью 385.
Необходимо отметить, что пунктом 4 статьи 382 НК РФ определено, что сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере % произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в установленном пунктом 4 статьи 376 НК РФ порядке.
В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со статьей 382 НК РФ и внесены соответствующие изменения в статьи 384 и 385 НК РФ, касающиеся исчисления авансовых платежей по налогу по обособленным подразделениям и объектам недвижимого имущества, находящимся вне местонахождения организации или обособленного подразделения с отдельным балансом.
Следует иметь в виду, что в правоприменительной практике положения статьи 384 и 385 НК РФ применялись в соответствии с требованиями статьи 382 НК РФ, поэтому внесенные изменения имеют редакционный характер. Расчет авансового платежа приведен в действующей Инструкции по заполнению налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом МНС России от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224.
7. Глава 30 НК РФ дополнена новой статьей 386.1 «Устранение двойного налогообложения». Включение этой статьи в НК РФ обусловлено необходимостью определения порядка исчисления налога на имущество организаций и зачета уплаченных за пределами Российской Федерации сумм налога на имущество, принадлежащее российской организации. При этом новая статья предусматривает, что размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в России. Для зачета организация должна представить в налоговый орган по месту нахождения организации заявление и документ, подтверждающий уплату налога в иностранном государстве. Данные об исчисленном и уплаченном налоге должны найти отражение в налоговой декларации.
Внимание! Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 216-ФЗ положения статьи 386.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, поэтому нормы статьи 386.1 должны быть учтены при представлении и заполнении налоговой декларации за 2007 год.
Пример. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций в соответствии с Соглашением от
21 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов и имущество»
Соглашение от 21 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов и имущество» распространяется применительно к Российской Федерации на налог на имущество организаций, а применительно к Республике Беларусь - на налог на недвижимость (ст. 2 Соглашения).
Из статьи статье 19 Соглашения следует, что находящееся в Республике Беларусь имущество, являющееся собственностью российской организации, может облагаться налогом в Республике Беларусь. При этом статьей 20 Соглашения, в частности, установлено, что если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве владеет имуществом в другом договаривающемся государстве, которое в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на имущество, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким имуществом в первом упомянутом государстве.
При заполнении организацией, уплатившей налог на недвижимость в Республике Беларусь, налоговой декларации по налогу на имущество организаций следует учитывать, что статьей 20 Соглашения также предусмотрено, что «такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого государства (в данном случае России) на такое имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами».
Необходимо также иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе налогоплательщика по стоимости, исчисленной исходя из правил ведения бухгалтерского учета, установленных в России. При этом движимое и недвижимое имущество облагается налогом по установленной региональным законом о налоге ставке, не превышающей 2,2 процента.
Также следует иметь в виду, что согласно Закону Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года № 1337-ХІІ «О налоге на недвижимость» налогом на недвижимость облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, а также стоимость незавершенных строительных объектов.
В связи с этим при заполнении налоговой декларации по налогу на имущество организаций по месту нахождения организации (месту государственной регистрации в России) по форме по КНД 115200145, организация, уплатившая налог на имущество по законодательству Республики Беларусь в отношении имущества, находящегося на этой территории, должна:
1) исчислить в Разделе 2 налоговой декларации сумму налога на имущество организаций в отношении всего имущества, находящегося у нее на балансе, в том числе, включив в налоговую базу по налогу балансовую (остаточную) стоимость основных средств (недвижимого имущества), подлежащих налогообложению на территории Республики Беларусь;
2) в целях подтверждения права на вычет суммы налога на недвижимость, уплачен-
45 Форма по КНД 1152001 утверждена приказом МНС России от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224.
ного в Республике Беларусь, организация должна заполнить дополнительно вне основной налоговой декларации Раздел 2 (далее - дополнительный Раздел 2), исчислив отдельно налог на имущество организаций в отношении основных средств (недвижимого имущества), находящихся вне места ее нахождения в Республике Беларусь, в установленном главой 30 НК РФ и Инструкцией по заполнению налоговой декларации порядке.
Обратите внимание, что сумма налога на имущество организаций рассчитывается исходя из налоговой базы, определенной по балансовой (остаточной) стоимости основных средств, исчисленной по установленным в России правилам бухгалтерского учета, и по ставке налога, установленной региональным законом о налоге на имущество организаций по месту нахождения организации (месту государственной регистрации). В этом случае строки 220 и 230 дополнительного Раздела 2 не заполняются;
3) с учетом особенностей, установленных абзацем 2 статьи 20 Соглашения, указать сумму начисленного и уплаченного налога на недвижимость в Республике Беларусь, подлежащую вычету из исчисленного налога на имущество организаций, в Разделе 2 налоговой декларации по строке 230 (сумма налоговой льготы) с указанием по коду строки 220 кода соответствующей налоговой льготы. При этом необходимо учесть следующее:
а) если исчисленная в дополнительном Разделе 2 сумма налога на имущество организаций, определенная в отношении основных средств (недвижимого имущества), подлежащих налогообложению на территории Республики Беларусь, меньше суммы налога на недвижимость, уплаченной в Республике Беларусь, то в Разделе 2 налоговой декларации по строке 230 указывается исчисленная в дополнительном Разделе 2 сумма налога на имущество организаций;
б) если исчисленная в дополнительном Разделе 2 сумма налога на имущество организаций, определенная в отношении основных средств (недвижимого имущества), подлежащих налогообложению на территории Республики Беларусь, больше суммы
налога на недвижимость, уплаченной в Республике Беларусь, то в Разделе 2 налоговой декларации по строке 230 указывается сумма налога, исчисленная и уплаченная в Республике Беларусь;
4) представить налоговую декларацию по месту нахождения организации (месту государственной регистрации).
Внимание! Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет налога и подтверждение об уплате налога за пределами территории Российской Федерации.
Эти документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
8. Федеральный закон от 16 мая 2007 года № 77-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внес изменения в пункт 2 статьи 372 НК РФ, который приведен в соответствие с требованиями части первой НК РФ, на основании которых право утверждать формы отчетности по налогу предоставлено Минфину России.
Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2008 года зарегистрирован приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения» (регистрационный № 11334). Приказ вступил в силу, начиная с представления налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года. Приказ направлен в ФНС России Минфином России письмом от 19 марта 2008 года № 03-05-04-01/13.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 27н утверждены две формы отчетности по налогу на имущество организаций. Предусмотрены форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (приложение № 1 к приказу) и Порядок ее заполнения (приложение № 2 к приказу). Также
утверждены отдельная форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (приложение № 3 к приказу) и Порядок его заполнения (приложение № 4 к приказу).
С вступлением в силу приказа Минфина России № 27н приказ МНС России от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» отменяется (п. 6 приказа Минфина России № 27н).
В утвержденных Минфином России формах предусмотрены три раздела. Необходимые для исчисления налога и авансовых платежей показатели, в том числе о налоговых льготах, указываются в Разделе 2 декларации (расчета).
Декларация (расчет) по налогу на имущество организаций заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.
Как уже было сказано, декларации по налогу на имущество организаций состоят из титульного листа и трех разделов:
• раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
• раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
• раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».
В Порядке по заполнению формы декларации указано, что декларация представляется налогоплательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:
• по месту нахождения российской организации;
• по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
• по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
• по месту нахождения недвижимого имущества;
• по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.
Российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, декларация представляется в одном и том же составе - титульный лист, раздел 1 и раздел 2.
По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации, не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, декларация представляется в следующем составе: титульный лист, раздел 1 и раздел 3.
В Порядке по заполнению декларации для крупнейших налогоплательщиков предусмотрены особенности форм заполнения титульного листа. Пунктом 1.5. Порядка предусмотрено, что налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации (расчеты) в части сумм налогов, исчисленных в отношении имущества, находящегося по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, имеющих баланс, месту нахождения объектов недвижимости, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. При этом в декларациях указываются реквизиты (код причины постановки на учет (КПП), код налогового органа) по месту уплаты суммы налога в соответствии со статьями 383-385 НК РФ и место представления деклараций - по месту учета крупнейшего налогоплательщика. Декларация заполняется в зависимости от установленного региональными законами о бюджете на соответству-
ющий год порядка зачисления сумм налога в соответствующие бюджеты (региональный и местный), предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Этот порядок предусмотрен в пункте 1,6 Порядка по заполнению декларации.
Пунктом 1.6. Порядка по заполнению декларации определено, что декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее - код по ОКАТО). При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
Кроме того, предусмотрено, что в случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по этому субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.
При применении такого Порядка необходимо согласование с налоговыми органами.
В пункте 1.7 Порядка по заполнению декларации установлен порядок заполнения уточненных деклараций. Так, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неот-ражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию (расчет) и представить в налоговый орган уточненную
декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ. В Порядке по заполнению декларации указано, что уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, за который производится перерасчет налоговой базы и суммы налога. Также указано, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Общие требования к порядку заполнения декларации установлены разделом 2 Порядка по заполнению декларации.
Декларация представляется на бумажном носителе, может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 апреля 2002 года № БГ-3-32/169. В Порядке по заполнению декларации предусмотрено, что деклара-
ция на бумажном носителе представляется в налоговый орган законным либо уполномоченным представителем налогоплательщика. Эта норма установлена статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Декларации налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, представляются в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. Нумерация страниц декларации ведется сплошным способом, начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов декларации. В верхней части каждой страницы декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации.
В декларации указывается не наименование и номер налогового органа, в который представляется декларация, а только его код.
Порядок заполнения титульного листа налоговой декларации установлен в разделе 3 Порядка по заполнению формы. Отметим, что при заполнении отдельных показателей проставляются соответствующие коды, указанные в приложениях к Порядку по заполнению форм (приложения № 1-3), в частности коды налоговых льгот, коды по месту представления деклараций, коды способов представления декларации и другие коды.
Важно обратить внимание на особенности заполнения раздела титульного листа, где налогоплательщик должен подтвердить достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.
Раздел 1 декларации заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство), месту нахождения
обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс, месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с пунктом 1.6. настоящего Порядка.
При заполнении раздела 1 указываются код по ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма налога, код бюджетной классификации (КБК), по которому подлежит зачислению в бюджет сумма налога, а также сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления декларации по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.
Сведения, указанные в этом разделе декларации по строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю», подтверждаются подписью законных или уполномоченных лиц.
Раздел 2 декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Раздел 2 декларации заполняется отдельно:
• в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (осуществление деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
• в отношении имущества каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
• в отношении недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
• в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
• в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС) в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1 999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
• в отношении каждого объекта недвижимого имущества российской ор-
ганизации, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
• в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства;
• в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключе-
нием налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.
Раздел 3 декларации заполняется иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Порядок заполнения расчета по авансовому платежу аналогичен порядку заполнения декларации по налогу на имущество организаций.
Лицензия ФССН С № 2290 50
МОСКОВИЯ
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
17 ЛЕТ В СТРАХОВАНИИ
Каждому клиенту - бесплатные консультации п предложение иаилучших условии страхования!
СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ:
• обязательное (ОСАГО) и добровольное (ДСАГО) страхование автогражданской ответственности
• страхование автотранспортных средств (КАСКО)
• страхование граждан, выезжающих за рубеж и путешествующих по России
• страхование от несчастных случаев
• страхование имущества
• страхование гражданской ответственности перед третьими лицами и другие услуги
Вы можете воспользоваться нашими услугами в Москве и Московской области, в Туле,Рязани,Брянске,Орле,Пскове, Смоленске,Твери и Петрозаводске
Бесплатный звонок по России 8-800-100-70-18
Подробная информация о компании на сайте www.skmoskovia.ru
Центральный офис 142190 Московская область, г. Троицк, Октябрьский проспект, д. ЗА тел./факс: (495) 7777-018, 334-04-71, (4967) 51-04-71 e-mail: [email protected]