Научная статья на тему 'Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений'

Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на добавленную стоимость бюджетных учреждений»

Налогообложение

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.Н. МЯКИНИНА, консультант по налогам ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ»

Федеральный налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21НК РФ. Он является косвенным налогом. Это означает, что сумма налога включается в цену товара (работ, услуг) и оплачивается покупателем, но в бюджет перечисляется продавцом.

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Согласно параграфу 5 гл. 4 ГК РФ бюджетные

учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, бюджетные учреждения являются плательщиками НДС и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности.

Налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Бюджетные организации согласно ст. 145 НК РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если:

1) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности одного миллиона руб.;

2) организации не реализовали подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных мес;

3) освобождение в соответствии с п. 1 не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Бюджетные организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

а) уведомление об использовании права на освобождение об исполнении обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС по утвержденной приказом МНС России от04.07.2002 № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» форме;

б) выписка из бухгалтерского баланса.

Для целей налогообложения НДС в выписке из баланса должны содержаться сведения о выручке бюджетной организации и сумме дебиторской задолженности. Информацию о выручке бюджетной организации необходимо взять из формы № 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» (строка 020 графы 8):

в) выписка из книги продаж;

г) копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти учреждения используют право на освобождение.

Получив право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, бюджетные организации при реализации товаров (работ, услуг) не предъявляют суммы НДС покупателю и, соответственно, не выделяют ее в счете-фактуре.

Что касается сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками, то орга-

низация, получившая освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не выделяет этих сумм на субсчете 171 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам», а включает в стоимость этих ценностей, работ и услуг.

Организации, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных мес, за исключением случаев, если в течение периода, в котором организации используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров. Налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

На практике восстановление НДС может быть произведено одним из следующих способов:

1. Выделить сумму НДС из общей стоимости товаров (работ, услуг), указанных в счете-фактуре, предъявленном покупателю путем пересчета.

Пример. Учреждение, имеющее освобождение от обязанностей налогоплательщика, предъявило заказчику счет-фактуру за выполненные работы в сумме 10 000руб. без выделения НДС. Если эта организация теряет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, то она обязана из полученной выручки 10 000руб. выделить сумму НДС. Она это делает следующим образом:

• определяет сумму НДС:

10 000руб. : 118 х 18 = 1 525руб.;

• определяет стоимость услуг без НДС: 10 000руб. - 1 525руб. = 8 475руб.

Таким образом, в результате расчетов определена стоимость услуг без НДС — 8 475 руб. и сумма НДС в размере 18 % — 1 525 руб. При этом не обязательно переоформлять счет-фактуру, выставленную ранее для того, чтобы выделить в нем НДС.

Но при данном варианте бюджетное учреждение неизбежно понесет убытки, так как его доходы будут уменьшены на сумму НДС. Поэтому многие организации используют другой метод.

2. Переоформить счета-фактуры, предъявленные заказчикам, увеличив стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС.

Обращаем внимание! НК РФ не запрещает в данной ситуации восстанавливать и сумму налога, уплаченную поставщикам. Для этого нужно определить сумму НДС, выделенную в счетах-фактурах поставщиков, и сделать соответствующую запись по дебету субсчета 171 «Налог надобавленную стоимость, по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам». Восстановлению подлежат лишь те суммы налога, предъявленного поставщиками, по материалам, работам и услугам, приобретенным до утраты права на освобождения и использованным после утраты этого права.

В случае если налогоплательщик не представил документов (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает установленных ограничений, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке со взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

По истечении 12 календарных мес не позднее 20-го числа последующего месяца организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

• документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная без учета налога на добавленную стоимость, за каждые три последовательных календарных мес в совокупности не превышала одного миллиона руб.;

• уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных мес или об отказе от использования, данного права.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления

об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 171 и 172 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Имущественные права стали относиться к объектам налогообложения после введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 209 ГК РФ имущественными правами являются вещные права (права владения, распоряжения, пользования вещами, например право аренды), обязательственные права (право, на возмещение вреда, причиненного имуществу, права авторов и изобретателей на вознаграждение за созданные ими произведения, сделанные изобретения) и наследственные права. В целях налогообложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (крайне опасный пункт для бюджетных учреждений, практикующих бесплатную раздачу товаров, и оказание бесплатных услуг, не обусловленные их бюджетным финансированием);

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, которые в соответствии п. 3 ст. 39 НК РФ не признаются реализацией товаров, работ или услуг:

• осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

• передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

• передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

• передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

• изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;

• иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Как видно из вышеприведенного, основную долю не признаваемых объектами налогообло-

жения являются операции как раз бюджетных организаций.

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

• работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

• работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

• услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

• покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Операции бюджетных учреждений, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данное положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим

отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

2.1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

• важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 «Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

• протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

• технических средств, включая автомототранс-порт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

• очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 № 240 «Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

2.2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финан-

сируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

• услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

• услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

• услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

• услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

• услуги патологоанатомические;

• услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

2.3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

2.4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

2.5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

2.6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

2.7 услуг по перевозке пассажиров: — городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в

том числе маршрутного). К услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

— морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

2.8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

2.10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

2.11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств. К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

• монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

• монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств);

2.12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

2.13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

2.14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организаци-

ями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;

2.15) ремонтно-реставрационных, консерваци-онных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консерва-ционных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);

2.16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:

• работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;

• работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями,

подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;

2.17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

2.18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

2.19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

• контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

• удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

• выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый

орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);

2.20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

• услуги по предоставлению на прокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культурного инвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

• реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

• реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические

сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

2.21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

2.22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

2.23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;

2.24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подп. 1 п. 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи.

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

3.1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

3.2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

• общественными организациями инвалидов (в

том числе созданными как союзы обществен-

ных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

• организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;

• учреждениями, единственными собственниками , имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

• лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3.3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);

3.4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

3.5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка РФ;

3.6) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ;

3.7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами;

3.8) проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса;

3.9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы и прочее;

3.10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

3.11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3.12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;

3.13) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;

3.14) оказание услуг адвокатами;

3.15) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

3.16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Согласно Методическим рекомендациям МНС России от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР), так и соисполнители. Основанием для освобождения НИОКР от налогообложения является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования или справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов. Понятие и правовые основы выполнения НИОКР определены в ст. 769 гл. 38 ГК РФ. По договору на выполнение НИОКР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования и разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее;

3.17) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, распо-

ложенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Под санаторно-курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг. Формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха приравниваются в целях налогообложения к формам путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации, в детские оздоровительные учреждения (форма № 1), в оздоровительные учреждения (форма № 2) и курсовок в оздоровительные учреждения (форма № 3), образцы которых утверждены приказом Минфина России от 10.12.1999 № 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности";

3.18) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

3.19) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 %, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Если операции, не подлежащие обложению НДС, должны лицензироваться в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими законодательными актами, то освобождение этих операций от налогообложения предоставляется только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий.

Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких операций.

Освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) в соответствии со ст. 150 НК РФ

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз бюджетными учреж-

дениями на таможенную территорию Российской Федерации:

1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

2) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов.

Налоговая база. Налоговый период

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

На практике налогооблагаемая база определяется исходя из фактических цен, указанных участниками сделки без включения в них налогов. Но налоговые органы имеют право пересчитать сумму НДС исходя из рыночных цен, если возникло подозрение, что налогоплательщик искусственно занизил цены с целью уменьшения суммы налога.

Правильность применения цен налоговые органы имеют право проверять лишь в некоторых случаях. К таким случаям относятся следующие:

• сделка происходит между взаимозависимыми лицами;

• сделка совершается на условиях товарообмена (бартера);

• при совершении внешнеторговых сделок;

• если применяемые налогоплательщиком цены отклоняются от рыночных в сторону увеличения или уменьшения более чем на 20 % по

идентичным товарам в непродолжительный период времени.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 — 162 НК РФ.

Мы остановимся только на некоторых моментах, которые наиболее часто встречаются в практике бюджетных организаций.

1. При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем на-

логовом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога;

2. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение;

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговым периодом (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается календарный месяц.

Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион руб., налоговым периодом устанавливается один квартал.

(Окончание следует)

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru Е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.