© Г.Д. Трифанов, 2012
УДК 622.673 Г.Д. Трифанов
НАЛАДКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ШАХТНЫХ ПОДЪЁМНЫХ УСТАНОВОК С ПОМОЩЬЮ АППАРАТУРЫ «СИЛЬКАН»
Приведено описание современной аппаратуры для проведения ревизии наладки тормозной системыI шахтных подъёмных установок и технология проведения наладки на основе получаемой информации. Приведен пример обработки результатов испытаний.
Ключевые слова: шахтная подъёмная установка, тормозная система, наладка.
К тормозным устройствам шахтных подъемных машин установлен ряд требований, выполнение которых должно быть обеспечено постоянно. При регулярно проводимом техническом контроле, наладке и испытаниях подъемных установок осуществляется проверка выполнение этих требований, производится инструментальная проверка состояния тормозных устройств и их испытание.
Наряду с требованиями к величине коэффициента статической надежности тормоза необходимо выполнение требований к быстродействию предохранительного тормоза и средним значениям замедления подъемной установки в процессе предохранительного торможения.
Действующим в настоящее время Руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъёмных установок [1] рекомендуется проводить испытания тормозных устройств методом осциллографирования. Продолжительность холостого хода и время срабатывания тормоза при предохранительном торможении и замедления подъемных сосудов при предохранительном торможении при спуске и подъеме расчетного для дан-
ной установки груза определяются обработкой полученных осциллограмм скорости. Пример обработки осциллограмм приведен на рис. 1.
Из рисунка видно, что 1:х х - продолжительность холостого хода (1:х х) и время срабатывания тормоза (1:с т ), а так же время торможения машины определяются положением точек А, В и С, место установки которых зависит от квалификации специалистов. С скорость движения по осциллограммам определяется с неизвестной погрешностью так как большинство установленных на подъёмных установках тахогенераторов не сертифицированы как средство измерения. Таким образом, рекомендуемый Руководством [1] метод испытания тормозных устройств не обеспечивает выполнения требований статьи 3.6 Федерального закона РФ от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Эта проблема решается внедрением в практику ревизии и наладки
Рис. 1. Обработка осциллограмм изменения скорости при предохранительном торможении: а — при спуске расчетного груза; б — при подъеме расчетного груза
подъёмных установок переносной аппаратуры «Силькан», которые измеряют величину давления в гидравлической или пневматической системе тормоза, положение и скорость движения подъёмных сосудов, силу тока в катушке регулятора давления. Усилие в тормозных качественно определяется с помощью датчиков деформации. Графики изменения деформации тормозных тяг позволяют оценить качество протекания процесса предохранительного торможения, точно определить момент соприкосновения колодок с тормозным ободом.
Аппаратура „Силькан« сертифицирована как средство измерений Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии (Сертификат об утверждении типа средств измерений RU.C.34.004.A №24737) и имеет разрешение на применение Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Разрешение № РРС 00-25231).
Пример обработки результатов испытания тормозной системы шахтной подъёмной машины при подъеме груза приведены на рис. 2.
На рисунке представлены следующие графики:
• сигнал ТП — определяет момент подачи сигнала на предохранительное торможение;
• линейное перемещение (Ц - позволяет определить момент остановки подъемной машины и тормозной путь;
• скорость (V) - значение скорости, вычисленное по данным с датчика перемещения;
• деформации тяг (£1, £2) - характеризуют изменение тормозного усилия;
• напряжение с тахогенератора позволяет качественно сравнить изменение скорости по данным аппаратуры «Силькан» и тахогенератора.
Для определения продолжительности протекания процессов на графиках устанавливаются специальные метки, которые позволяют рассчитать продолжительность холостого хода, время срабатывания тормоза и торможения машины. Установка меток осуществляется специалистами с учетом особенностей работы тормоза, изменения скорости и другой информации.
Испытания тормозной системы проводят в два этапа: при неподвижном барабане подъемной машины -определяют время холостого хода и время срабатывания; при движении подъемной машины с максимальной скоростью - определяют все регламентируемые параметры тормозной
Рис. 2. Регистрация и расчет параметров работы тормозной системы: ТП — сигнал разрыва цепи ТП; €1, €2 — деформация тормозных тяг; L — линейное перемещение, м; V — скорость, рассчитанная программным комплексом, м/с; Ш — напряжение с тахогене-ратора, В
системы. В случае отклонений параметров тормоза аппаратура «Силькан» позволяет определить причину или место проявления неисправности. После устранения неполадок и проведения наладки тормозной системы проводят повторные испытания.
Возможность проведения испытаний на неподвижной машине позволяет существенно повысить безопас-
1. Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъёмных установок/ В.Р. Бежок, Б.Н. Чайка, Н.Ф. Кузьменко и
ность наладочных работ, особенно на многоканатных подъёмных установках, для которых можно рассчитать ожидаемые величины замедлений системы при спуске груза и при спуске более нагруженной ветви канатов при перегоне порожних сосудов и определить фактические динамические коэффициенты безопасности против скольжения.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
др. 2-е изд., переаб. и доп.. М., Недра, 1982. 391 с. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Трифанов Г.Д. — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Горные и нефтепромысловые машины», Пермский государственный технический университет, e-mail: [email protected]