количества пропущенных обьемов и УН = 2 ч"1.
Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Природные цеолиты, модифицированные ГМДС и ТЭОС, являются эффективными сорбентами ионов тяжелых металлов - N1(11} 2п(П) из модельных растворов. Более высокими сорбционными свойствами по отношению к ионам никеля обладает новый сорбент Цг (природный клиноптиллолит, модифицированный ГМДС).
Оптимальным элюентом для регенерации сорбентов на основе природных цеолитов, модифицированных ГМДС и ТЭОС, является соляная кислота с концентрацией 6 %, что соответствует разбавлению 1:5. Установлено, что при температуре 293 К десорбция тяжелых металлов с адсорбентов Цг и Цт протекает достаточно эффективно (десорбируется до 98,83 %) и, поэтому, увеличивать температуру для достижения более глубокой десорбции экономически нецелесообразно.
Использование неорганических сорбентов в очистке сточных вод и разработке технологического регламента сорбционного извлечения тяжелых металлов из промышленных растворов требует глубокого изучения механизма процесса. В связи с этим, в дальнейшем будет проведен комплекс физико"химических исследований (ИК" спектроскопия, порометрия, рентгенография, электронная микроскопия), который позволит получить надежные данные об изменении свойств изучаемых объектов в полном объеме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Дударева Г.Н., Нгуен Н.А.Т., Сырых Ю.С. Изучение адсорбционной активности углеродных сорбентов к ионам никеля.//Вестник ИрГТУ. -2010. - №7(47) - с. 147 - 151.
2. Макаров А.В., Руш Е.А., Игнатова О.Н. Современные адсорбционные технологии очистки сточных вод предприятий железнодорожного транспорта // Современные технологии. истем-ный анализ и моделирование.- Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2012.- №1 (33). с. 153-159
3. Стромберг А.Г., Семченко Д.П. Физическая химия. - М: Высшая школа, 2006. - 526 с.
4. Смирнов А.Д. Сорбционная очистка воды. - Л.: Химия, 1982. - 168 с.
5. Фролов Ю.Г. Курс коллоидной химии. - М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009. - 464 с.
6. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Часть 2. Массообменные процессы и аппараты. М.: Химия, 1995. - 368 с.
7. ГОСТ 20255.2 - 89 Иониты. Методы определения динамической обменной емкости.
8. Леонов С.Б. Углеродные сорбенты на основе ископаемых углей.- Иркутск.: Изд-во ИрГТУ, 2000. - 268 с.
9. Тарасевич Ю.И., Овчаренко Ф.Д. Адсорбция на глинистых минералах. - Киев.: Наукова Думка, 1975. - 351 с.
10.Лукин В.Д., Анцепович И.С. Регенерация адсорбентов. - Л.: Химия, 1993. - 216 с.
УДК 628.5:656.2
Машуков Андрей Александрович,
к. т. н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология»,
тел. 89643503278, e-mail: [email protected]
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
A.A. Mashukov
BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES FOR DECISION OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF RAILWAY ENTERPRISES
Аннотация. Рассматривается подход к организации природоохранной деятельности на основе наилучших доступных технологий (НДТ) и возможность его адаптации для железнодорожного транспорта: сжигание и пиролиз отходов, переработка отработанных шпал и нефтешламов, мойка подвижного состава, очистка сточных вод.
Ключевые слова: наилучшая доступная технология, сжигание отходов, переработка отходов, отработанные шпалы, нефтешламы, мойка подвижного состава, очистка сточных вод.
Abstract. Approach to organization of nature protection activity on a basis of best available technologies (BAT) and possibility of its adaptation for railway transport is considered: waste incineration
and pyrolysis, treatment of fulfilled cross ties and oil slimes, rolling stock sink, sewage treatment.
Keywords: best available technology, waste incineration, waste treatment, fulfilled cross ties, oil slimes, rolling stock sink, sewage treatment.
Практика природоохранного нормирования в России в настоящее время основана главным образом на необходимости соблюдения хозяйствующими субъектами нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, которые, в свою очередь, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Технологическое нормирование в России находится в стадии становления. В ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [1] предусмотрена возможность разработки технологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции. Там же приведено понятие наилучшей существующий технологии (НСТ): «наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов»
[1, с. 3].
Фактически категория НСТ остается невостребованной в практике охраны окружающей среды в России. Основной причиной этого является отсутствие правового механизма и критериев отнесения технологий к наилучшим существующим.
Разработан законопроект на основе программы гармонизации экологических стандартов Европейского Союза и России, в котором вместо НСТ предложено понятие наилучшей доступной технологии (НДТ). НДТ также имеет целью снижение или исключение негативного воздействия на окружающую среду, но должна быть фактически и экономически доступной для субъектов, заинтересованных в ее внедрении. Именно «наилучшая доступная технология» является аутентичным переводом термина «Best Available Techniques» (BAT), заимствованного из IPPC-Директивы 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» [2].
Возможны два варианта воплощения европейских Справочных рекомендательных документов по НДТ (BREF-документов), адаптированных к российским реалиям: либо в виде технических регламентов, либо в виде национальных стандартов.
Стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный [2].
Целесообразна разработка документов по НДТ для отдельных отраслей с учетом особенностей их воздействия на окружающую среду.
Железнодорожный транспорт не является экологически проблемной отраслью. Доля негативного воздействия ОАО «РЖД» в общем объеме загрязнении окружающей среды в масштабах страны составляет [3]:
- 0,72 % по выбросам в атмосферу от стационарных источников;
- 1,00 % по выбросам в атмосферу от передвижных источников;
- 0,09 % по сбросу загрязненных сточных вод в водоемы;
- 0,08 % по образованию отходов производства.
Несмотря на такие незначительные проценты (а также на регулярное снижение загрязнения в последние 20 лет), многие предприятия железнодорожного транспорта создают серьёзные локальные проблемы с загрязнением окружающей среды. Значительно сократилась за последние годы и доля сверхлимитного загрязнения, однако некоторые объекты ОАО «РЖД» до сих пор не соблюдают установленные нормативы допустимых выбросов и сбросов. Это относится и к отведению производственных сточных вод в канализационные системы городов, посёлков и промышленных предприятий - это основная статья природоохранных затрат железнодорожных предприятий.
Отдельно стоит проблема отходов - как накопленных в течение прошлой хозяйственной деятельности, так и вновь образующихся. Самыми проблемными являются отходы III класса опасности, поскольку они не подлежат захоронению на полигонах твёрдых бытовых отходов и для них отсутствуют применяемые в промышленных масштабах технологии обезвреживания и утилизации.
Для решения этих проблем необходима эффективная организация природоохранной деятельности, в том числе и на основе НДТ.
Стандарты по НДТ применительно к железнодорожному транспорту актуально разработать в первую очередь для следующих технологий:
Сжигание и пиролиз отходов. Эти технологии следует выделить в отдельную категорию, так как некоторое оборудование может использоваться для сжигания различных отходов. Например, в инсинераторах «Турмалин» [4] могут сжигаться и шпалы в измельченном виде, и нефтешламы, и другие виды отходов.
Обращение с отработанными деревянными шпалами. Этот вид отходов является специфиче-
иркутским государственный университет путей сообщения
ским для железнодорожного транспорта. Именно на долю отработанных шпал приходится свыше 70 % отходов III класса опасности.
Обращение с нефтесодержащими отходами. Сюда относятся шламы нефтеотделительных установок, всплывающая пленка из нефтеуловите-лей, промасленная ветошь и другие отходы, относящиеся, как правило, к III классу опасности. Специфика железнодорожного транспорта заключается в небольших объемах образования таких отходов на предприятиях. Этот стандарт должен включать также и сведения о технологиях микробиологической очистки грунта.
Мойка подвижного состава и его деталей: применяемые моющие средства и оборудование. При составлении стандарта должен учитываться опыт применения этих технологий на железнодорожных предприятиях, а также существующий BREF-документ по НДТ для поверхностной обработки металлов и пластмасс [5].
Очистка производственных сточных вод: применяемое оборудование и реагенты. Стандарт актуален для производств, для которых технологическое решение проблемы на данный момент невозможно (например, локомотивное хозяйство).
Для эффективного формирования стандарта необходимо соответствующее информационное обеспечение, а именно - создание базы данных по этим технологиям.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» [6] частью государственного кадастра отходов является банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания. Однако работы по созданию такого банка данных начались только в 2010 г. [7]. Создание баз данных других технологий российским законодательством не предусмотрено.
Для создания отраслевого стандарта по НДТ необходимо:
- отобрать информацию по технологиям, уже применяемым на железнодорожном транспорте в России;
- дополнить ее информацией по технологиям, потенциально возможным для применения и реально доступным для предприятий.
Источниками информации для базы данных являются:
- технологическая документация предприятий,
- характеристики оборудования,
- периодические издания,
- специализированные интернет-ресурсы (сайты производителей и поставщиков оборудова-
ния и технологии, электронные журналы по промышленной экологии и т. п.).
Далее необходима систематизация сформированной базы данных. Она осуществляется по определенным характеристикам оборудования, таким как производительность, эффективность очистки от различных загрязняющих веществ, потребление материалов (топлива, реагентов и др.), габаритные размеры, стоимость и т. п.
В дальнейшем разрабатывается база данных технологий железнодорожного транспорта (БД ТЖТ), которая базируется на сервере управления железной дороги. Доступ к информации осуществляется в режиме реального времени через корпоративную сеть дороги (Интранет).
БД ТЖТ должна содержать следующую информацию:
- о существующих природоохранных технологиях;
- о существующих технологиях основного производства (например, мойки подвижного состава и его деталей, включая информацию о моечных машинах, моющих средствах и локальных очистных устройствах для оборотной воды, и др.);
- об отечественных и зарубежных разработках, конструкторских решениях в области охраны окружающей среды, перспективных направлениях научных исследований;
- об опыте (как положительном, так и отрицательном) применения технологий на предприятиях железнодорожного транспорта и путях решения возникающих проблем;
- сведения о разработчиках, производителях и поставщиках технологий, а также предприятиях, где эти технологии внедрены.
Следует подчеркнуть необходимость наличия опыта применения технологий в БД ТЖТ, поскольку технология, которая формально внедрена на предприятии, но фактически не работает по различным причинам (технологическим, климатическим, экономическим и др.), не может быть отнесена к наилучшим доступным.
Пользователями БД ТЖТ являются:
- природоохранный персонал железных дорог, а также специалисты по охране труда и промышленной безопасности;
- руководители и специалисты вагонного, локомотивного и других хозяйств, чья деятельность связана с негативным воздействием на окружающую среду;
- работники отраслевых научно-исследовательских учреждений.
БД ТЖТ должна регулярно пополняться. Информацию в БД ТЖТ могут добавлять зарегистрированные пользователи из числа указанных
специалистов. Администрирование этой БД должно осуществляться сотрудниками отдела охраны природы дороги, которые имеют право корректировать информацию или удалять ее с сервера (например, в случае ее недостоверности).
С помощью БД ТЖТ формируются и впоследствии при необходимости редактируются стандарты по НДТ.
Рассмотрим подробнее технологии, которые должны быть включены в эти стандарты.
Сжигание и пиролиз отходов. BREF-документ по сжиганию отходов [8] посвящён в основном твёрдым бытовым отходам, однако в нём достаточно подробно раскрыты процессы сжигания, пиролиза и газификации.
Сжигание отходов в качестве топлива можно не включать в этот стандарт, так как этот способ обращения с отходами не требует подробного разъяснения. Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (всплывающая плёнка из нефтеловушек) могут сжигаться как топливо в мазутных котельных либо передаваться для переработки на предприятия нефтехимической промышленности. Возможно создание собственных объектов по переработке этих отходов в нефтепродукты, но, во-первых, такие объекты экономически целесообразны только при промывочно-пропарочных станциях (I II 1С), а во-вторых, произведенные ими нефтепродукты могут не отвечать возрастающим экологическим требованиям. Сжигание
нефтешламов, образующихся в вагоноремонтных депо, практиковалось в угольных котельных, однако оно приводит к прогоранию колосников, так как теплота сгорания этих отходов сопоставима с теплотой для антрацита [9]. Сжигать в качестве топлива пропитанные деревянные шпалы, а также твердые бытовые и большинство промышленных отходов не допускается по причине попадания в атмосферный воздух токсичных, в том числе канцерогенных, веществ. Например, каменноугольное масло, которым пропитаны деревянные шпалы, содержит 20,1 % фенолов, 17,2 % фенантренов, 16,9 % пиренов, 22 % ацетона и 12 % бутанола [10].
Сжигание отходов в специализированных установках. Здесь прежде всего надо отметить инсинераторы (англ. incinerator, от incinerate -сжигать) - установки для экологически безопасного термического обезвреживания отходов. Например, инсинератор «Турмалин» состоит из камеры сжигания, камеры дожигания, водогрейного утилизатора (теплообменника), системы очистки отходящих газов (циклон, скруббер, при необходимости - адсорбер), дымососа и дымовой трубы (высота не менее 8 м). В качестве топлива приме-
няются природный газ или дизельное топливо. Производительность инсинераторов от 20 до 5000 кг отходов в час [4]. Дожигание и очистка отходящих газов позволяют минимизировать содержание вредных веществ в выбросах.
Камера сжигания может быть вращающейся либо подовой. Вращающаяся камера представляет собой барабанную печь, она предназначена для жидких, сыпучих или пастообразных отходов. Твердые отходы сжигаются в подовой камере, где сгорание происходит на нескольких уровнях.
Недостатком инсинераторов является высокая стоимость - установка минимальной производительности в настоящее время стоит от 5 млн руб., а позволяющая сжигать 500 кг отходов в час - от 35 млн руб.
Также отходы могут сжигаться в установках типа «Форсаж» [11], гораздо более дешёвых (от 150 тыс. руб.) и простых по конструкции, однако обладающих следующими недостатками:
- невозможность сжигания замазученных грунтов и подобных отходов;
- низкая высота дымовой трубы (менее 2 м), что может приводить к задымлению рабочей зоны;
- низкая надёжность из-за отсутствия футеровки в камере сжигания.
Пиролиз - процесс разложения органических соединений под действием высокой температуры в отсутствие или при недостатке кислорода. В процессе пиролиза образуются твердый остаток, жидкие продукты и газы. Пиролизу могут подвергаться нефтешламы, отходы пластмасс, резины и другие твердые производственные отходы. По сравнению со сжиганием при пиролизе образуется меньший объем отходящих газов, требующих очистки, а также меньшее количество твердого остатка. К тому же газообразные, жидкие и твердые вторичные отходы пиролиза могут быть использованы, т. е. некоторые схемы этого процесса являются безотходными.
В настоящее время известно более 30 систем пиролиза в зависимости от обрабатываемого отхода, температуры процесса и технологических решений переработки. В соответствии с температурным уровнем процесса, пиролизные установки подразделяются на низкотемпературные (350...500 °С) с минимальным выходом газа и образованием максимального количества смол, масел и твердых остатков, среднетемпературные (500.800 °С), в которых увеличивается выход газа, а количество смол и масел уменьшается, и высокотемпературные (свыше 800 °С), отличающиеся максимальным выходом газов и минимальным - смолообразных продуктов. Высокотемпературный пиролиз по
сравнению с другими имеет ряд преимуществ, а именно: более интенсивное преобразование исходного продукта, большая скорость реакции, более полный выход летучих веществ и уменьшение количества твердого остатка.
В установках ЭЧУТО образовавшаяся концентрированная парогазовая смесь направляется в камеру дожигания, где происходит перевод токсичных веществ в менее токсичные или вообще безопасные [12].
Установки FORTAN для переработки нефтешламов методом низкотемпературного (350450 °С) пиролиза [13] производительностью от 3000 кг/отходов в сутки позволяют получить 43,8 % ЖПП (жидкого пиролизного продукта), 30,7 % полукокса и 25,5 % газов.
Обращение с отработанными деревянными шпалами. В настоящее время доступной и практически применяемой технологией является сжигание шпал в инсинераторе. При этом необходима камера сжигания специальной конструкции, адаптированная под размеры шпал. Также шпалы могут сжигаться в инсинераторе с подовой камерой сжигания при условии предварительного измельчения шпал. Измельчение путём распиливания и раскалывания - малопроизводительный процесс, требующий к тому же предварительной проверки металлоискателем с целью обнаружения костылей и других металлических деталей. В настоящее время существуют валковые дробилки, позволяющие измельчать шпалы без применения других операций.
На базе ПМС-67 Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) на ст. Тагул создан комплекс по обезвреживанию отработанных деревянных шпал на базе инсинератора ИН-50.5 производительностью 500 кг/ч (стоимость объекта 84 млн руб.). Это покрывает только четвертую часть потребности дороги в обезвреживании шпал, поэтому необходимо создавать подобные объекты и на других станциях или внедрять другие технологии.
Из прочих известных технологий обращения с отработанными шпалами можно отметить:
Переработка шпал в гранулированные активированные угли. Позволяет получить полезный продукт, который может быть использован как сорбент для очистки стоков от нефтепродуктов [14]. Таким образом, могут быть решены сразу две актуальные экологические проблемы железнодорожного транспорта. Однако эта технология не нашла практического применения из-за высокой стоимости утилизации.
Получение композиционных шпал. Данная технология разработана во ВНИИЖТ. Отработанные шпалы очищаются от мусора, металла, гравия;
измельчаются в щепу, которая в смеси с феноль-ными смолами подвергается формовке в пресс-формах под давлением 200 кг/см2. Этим способом из двух отработанных шпал получают одну новую, то есть кардинально проблема не решается, а только несколько смещается по времени [10]. Кроме того, сделать вывод о пригодности этих шпал к эксплуатации можно будет только по факту пропуска по ним 100 млн тонн груза [15].
Технология производства шпалобетона разработана в Петербургском университете путей сообщения, когда в смесь для производства бетона добавляется щепа отработанных деревянных шпал в количестве 0,5 ... 5 % [16].
Шпалы также могут быть подвергнуты газификации и пиролизу, но по применению этих технологий пока очень мало информации [9].
Таким образом, ни одна из технологий обращения с отработанными шпалами, кроме сжигания их в специализированных установках, не может быть пока отнесена к категории наилучших доступных.
Обращение с нефтесодержащими отходами. Наиболее проблемными здесь являются нефтешламы очистных сооружений, представляющие собой густую, вязкую, пастообразную массу с отдельными включениями механических примесей, сгустков тяжелых масел и консистентных смазок. Примерный состав нефтешламов: вода 30-85 %, нефтепродукты 10-55 %, твердые примеси 10-45 % [10].
Основными способами обезвреживания и использования нефтешламов являются:
- сжигание в специальных установках;
- пиролиз;
- гранулирование. Для этого применяется специальный препарат «Эконафт» [17], состоящий из двух компонентов: негашеной извести (95 %) и модификатора (5 %). В процессе гашения извести и обработки модификатором получают гранулированный продукт, используемый для строительных нужд;
- центрифугирование. Нефтешламы с содержанием твердых примесей до 15 % подвергаются одностадийному разделению, в процессе которого выделяются две фракции: 1) нефть; 2) твердая фаза и вода. При содержании в шламе твердых примесей до 50 % применяется трехступенчатый процесс разделения, при котором образуются три фракции: 1) нефть; 2) твердые примеси; 3) вода.
Особенностью проблемы нефтешламов на железнодорожном транспорте являются их относительно малые количества, образующиеся на
предприятиях. Например, в крупных вагонных и локомотивных депо образуется около 30 т таких отходов в год. В то же время большинство существующих технологий использования этих отходов рассчитаны на нефтедобывающую отрасль, где этих отходов образуется намного больше. А значит, внедрение этих технологий в неизменном виде на железнодорожных предприятиях будет экономически невыгодно.
Например, минимальная производительность смесителя для гранулирования нефтешламов составляет 0,5 т/ч и при внедрении этого оборудования в депо все образующиеся за год отходы могут быть переработаны в течение менее 2 суток. Однако для смешения нефтешламов с негашеной известью, водой и модификатором можно использовать бетоносмеситель, что делает внедрение этой технологии экономически выгодным. Также целесообразно организовать транспортировку нефтешламов с более мелких объектов.
Мойка подвижного состава и его деталей. В этом стандарте основное внимание должно уделяться технологиям нового поколения, основанным на самоочищающихся моющих средствах нового поколения (О-БИС и т. п.). Эти моющие средства не растворяют в себе отмываемый нефтепродукт, а позволяют выделить его из раствора и полезно использовать. Однако обязательно должны учитываться:
- методы очистки моющего раствора (в первую очередь - удаление всплывающих нефтепродуктов);
- применение этих технологий в условиях низких температур. Рабочая температура моющих средств нового поколения составляет всего 4560 °С против 80-90 °С для традиционных моющих средств (кальцинированная сода и др.). Такой низкой температуры недостаточно для качественной отмывки цистерн в зимнее время в условиях Восточной Сибири;
- пригодность деталей и подвижного состава к использованию по назначению после отмывки. Так, на стенках цистерн, отмытых с использованием препарата О-БИС, образуется антикоррозийная защитная плёнка, мешающая погрузке в них нефтепродуктов.
Очистка производственных сточных вод. Здесь условия отбора технологий следующие:
- очистка от нефтепродуктов, обеспечивающая возможность приёма стоков канализационными системами (до 0,6 мг/л);
- объём стоков 5-20 м3/ч.
Этим условиям соответствуют технологии отстаивания (механическая очистка) и флотации (физико-химическая очистка).
Методики отнесения технологий к наилучшим доступным. Самым простым подходом является качественный анализ на соответствие определенным требованиям: производительность, возможность получения полезных продуктов и др.
В табл. 1 перечислены основные экологические и эксплуатационные показатели для технологий.
Т а б л и ц а 1
Технологии Показатели
Экологические Эксплуатационные
Обращение с отходами - выбросы вредных веществ, у.т./т отходов; - образование вторичных отходов, т/т отходов - потребление топлива, т/т отходов; - установленная мощность, кВт; - выход полезных продуктов, т/т отходов; - наработка на отказ, ч
Мойка подвижного состава и его деталей - содержание нефтепродуктов в моющем растворе, мг/л - производительность, шт./час; - температура моющей жидкости, °С
Очистка производственных сточных вод - эффективность очистки от нефтепродуктов и других веществ, % - производительность, м3/ч; - дозировка реагентов, кг/м3
Также следует отметить методологию, предложенную в работах Т.С. Титовой [18 и др.], основанную на формировании индекса экологичности и качества (IEQ), позволяющую выполнить оценку влияния технологий на геоэкологическую обстановку. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что утилизация отработанных деревянных шпал в шпалобетон имеет преимущество перед складированием, при этом использование специальных могильников эффективнее [18]. Однако очевидно, что размещение отходов нельзя отнести к наилучшим технологиям, поскольку оно является временной мерой.
Таким образом, установлен перечень технологий железнодорожного транспорта, для которых необходима разработка стандартов по НДТ, определён порядок формирования этих стандартов. Выбраны конкретные технологии для решения экологических проблем железнодорожного транспорта, указаны их преимущества и недостатки. В качестве инструмента отнесения технологий к категории НДТ предложена методика на основе индекса экологичности и качества (IEQ), учитывающая как экологические, так и эксплуатационные показатели.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
2. ГЭС II - Россия. Гармонизация Экологических Стандартов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.ippc-russia.org/
3. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc? 8ТЯиС-TURE_ID=5155&layer_id=3368&refererLayerId= 3339^=3863
4. Сайт ЗАО «Турмалин» [Электронный ресурс].
Режим
доступа
ресурсу:
http: //www .turmalin.ru
5. Reference Document on Best Available Techniques for the Surface Treatment of Metals and Plastics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://eippcb.jrc.ec.europa.eu/ /reference/brefdownload/download_STM.cfm
6. Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
7. Банк данных технологий использования и обезвреживания отходов [Электронный ресурс]. -Режим доступа к ресурсу: http://www.solidwaste. ru/ technology.html
8. Reference Document on Best Available Techniques for the Waste Incineration. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу : http: //eippcb.jrc.ec.europa.eu/reference/brefdow nload/download_WI.cfm.
9. Утилизация шпал: решения проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://fssp39.ru/content/view/75/!.
10.Обращение с опасными отходами : учеб. пособие / В.М. Гарин и др.; под ред. В.М. Гарина и Г.Н. Соколовой. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
11.ООО «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://ecooilgas.ru/
12.ЭЧУТО (Экологически чистое уничтожение твёрдых отходов). ООО «ВП-Сервис» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://эчуто.рф
13. Переработка нефтешламов методом низкотемпературного пиролиза на установках FORTAN. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.biodiesel-ua.com/pir_oil-slime.php.
14. Сайт научно-производственной фирмы «Нефтехимэкология». [Электронный ресурс]. -Режим доступа к ресурсу: http://waste-sorbent.narod.ru/
15. Композиционные материалы на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.css-rzd.ru/zdm/10-1998/8105.htm
14.Шпалобетон. Описание изобретения к патенту РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.ntpo.com/ patents_building_ materials/
16.Рудник М.И., Кичигин О.В. Технология и оборудование для переработки и утилизации нефтемаслоотходов. // Экология производства.
- 2004. - № 4 - стр. 40-45.
17.Титова Т.С. Методология комплексной оценки влияния новых технологий на геоэкологическую обстановку. // Вестник ВНИИЖТ. - 2005.
- № 5 - стр. 20-21.
к