Load step method for determining the residual life of the safe operation of the bus body Kalmykov B. , Ovchinnikov N. , Garmider A. ,
Kalmykova Ju.4 (Russian Federation)
Нагрузочный этап метода определения остаточного ресурса безопасной
эксплуатации кузова автобуса Калмыков Б. Ю. , Овчинников Н. А. , Гармидер А. С. ,
Калмыкова Ю. Б.4 (Российская Федерация)
1 Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris - кандидат технических наук, доцент;
2Овчинников Николай Александрович / Ovchinnikov Nikolay - старший преподаватель;
3Гармидер Александр Сергеевич / Garmider Alexandr - аспирант, кафедра техники и технологий автомобильного транспорта,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область;
4Калмыкова Юлия Борисовна / Kalmykova Julia - студент, кафедра исторической политологии,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье представлен третий (нагрузочный) этап метода, позволяющего определить остаточный ресурс безопасной эксплуатации кузова автобуса.
Abstract: the article shows a third (load) step of a method to determine the residual resource of safe operation of the bus body.
Ключевые слова: безопасность, автобус, кузов, эксплуатация.
Keywords: safety, bus body, operation.
В данной статье рассмотрен третий (нагрузочный) этап метода, структура которого представлена в [1]. Предварительные этапы метода представлены в [2, 3].
На третьем этапе определим значения разрушающей нагрузки р1 ' для каждой стойки, изготовленной
из жесткопластического материала (рис. 1, график а):
E
Ppp,= • (D
Уг
Для идеально упругопластического материала (рис. 1, график б) разрушающая нагрузка Ркр определяется по формуле:
р = AP + P
Pkpi ЛPkpi ' Pkpi ,
где ЛР^. - разность между значениями разрушающих нагрузок Ркр и Ркр’. Её можно определить,
приравняв площади треугольника ОАЕ и трапеции АВСБ.
о = о
SЛ Зтрап.
Произведя несложные математические действия, можно получить следующее квадратное уравнение:
А ■ЛРкрi + В■ ЛР1р1 + с = о, (2)
где А =
L
2 ■ Р,
B = Р . ■-*•-- У.
rptp Si
C = Р
'2 L
2 ■ Р,
------- площадь прямоугольника OEDG, соответствующая энергии деформации E..
Jj
и используемая для определения ;
55 - площадь трапеции OBCG, соответствующая энергии деформации E ■■ и используемая для определения P
Рис. 1. Диаграмма деформирования стоек кузова: а - для материала, обладающего жесткопластическими свойствами; б - для материала с идеальными упругопластическими свойствами
Из уравнения (2) видно, что на угол наклона прямой ОВ влияет расположение точки F(lsti;P]). Эта точка
может быть получена в результате статического нагружения комплектного автобуса на специальном стенде
[4] до усилия Р], кН с измерением соответствующих ему перемещений стоек lsti.
Литература
1. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура // Наука, техника и образование, №9 (15) 2015 г.
2. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Подготовительный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса // Проблемы современной науки и образования, №11 (41), 2015 г.
3. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса // International scientific review, № 8 (9), 2015 г.
4. Прокопов А. Ю., Калмыков Б. Ю. Метод определения разрушающих нагрузок несущих элементов по энергоемкости кузова автобуса и деформации стоек боковины. Научное обозрение. 2014. № 11-2. С. 425429.