The power stage of the method for determining the residual resource of safe operation of the bus body Kalmykov B. , Ovchinnikov N. , Garmider A. ,
Kalmykova Ju.4 (Russian Federation)
Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной
эксплуатации кузова автобуса Калмыков Б. Ю. , Овчинников Н. А. , Гармидер А. С. ,
Калмыкова Ю. Б.4 (Российская Федерация)
1 Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris - кандидат технических наук, доцент;
2Овчинников Николай Александрович / Ovchinnikov Nikolay - старший преподаватель;
3Гармидер Александр Сергеевич / Garmider Alexandr - аспирант, кафедра техники и технологий автомобильного транспорта,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область;
4Калмыкова Юлия Борисовна / Kalmykova Julia - студент, кафедра исторической политологии,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье представлен второй (энергетический) этап метода, позволяющего определить остаточный ресурс безопасной эксплуатации кузова автобуса.
Abstract: the article shows a second (energy) step method to determine the residual resource of safe operation of the bus body.
Ключевые слова: безопасность, автобус, кузов, эксплуатация.
Keywords: safety, bus body, operation.
В данной статье рассмотрен второй (энергетический) этап метода, структура которого представлена в [1]. Исходные данные, необходимые для проведения расчетов, приведены в [2].
На втором этапе необходимо учесть неравномерность распределения нагрузки на оси автобуса, а, соответственно, и энергии удара, выделяемой при опрокидывании, учитывая, что:
М=Мп+М3, (1)
где Мп - масса автобуса, приходящаяся на переднюю ось, кг;
Отсюда, подставив выражение (4) [2] в формулу (1), получим:
E = (Мп + Мз )• ^ -Ah, (2)
Или:
Еп - Мп - g-Ah ; (3)
Ез - Мз • g -Ah , (4)
где Еп Ез - энергия удара, приходящаяся соответственно на переднюю и заднюю оси автобуса, Дж.
Зная координату центра тяжести, рассчитанную по формуле (3) [2], можно предположить, что энергия Еп распределяется на интервале [0; Хцт], а Ез - [Хцт; Хк], где Хк - координата центральной части конечной стойки [3].
Среднее значение энергии Е^ср, приходящейся на i стойку передней или задней части автобуса, определяется по формуле:
E E Е» - -. <»
где Е^ - энергия, приходящаяся на переднюю часть автобуса при j = п, или на заднюю часть при j = з; n - количество стоек боковины кузова j части автобуса.
Рассмотрим подробнее распределение энергии, приходящейся на переднюю часть автобуса Еп. Распределение энергии Ез будет аналогичным.
Пусть х1, х2, ..., хп - координаты точек на оси Х, соответствующие проекциям центральных частей стоек, расположенных в интервале [0; Хцт]. Тогдаy1, y2, ... yn - координаты точек на оси Y, полученные в результате деформации стоек при опрокидывании автобуса и измеренные на уровне 1250 мм от места установки сидений.
Зная координаты двух точек и используя уравнение прямой, можно рассчитать значения неизвестных
— 1 П
значений у,. Далее, определив среднее значение у = _ V у и значение абсолютной погрешности
n ~_ ‘
Лу = у — у, необходимо определить коэффициент, учитывающий неравномерность распределения энергии по стойкам кузова автобуса по формуле:
Л
(6)
Y =
IN
i=1
Определив среднее значение Е]ср по формуле (5), можно рассчитать скорректированную долю энергии, приходящуюся на каждую стойку по формуле:
Е„ = Е. (_ +Yi). (7)
Литература
1. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура // Наука, техника и образование, №9 (15) 2015 г.
2. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Подготовительный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса // Проблемы современной науки и образования, №11 (41), 2015 г.
3. Прокопов А. Ю., Калмыков Б. Ю. Метод определения разрушающих нагрузок несущих элементов по энергоемкости кузова автобуса и деформации стоек боковины. Научное обозрение. 2014. № 11-2. С. 425429.