Научная статья на тему 'Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса'

Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / автобус / кузов / эксплуатация / safety / bus body / operation

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Овчинников Николай Александрович, Гармидер Александр Сергеевич, Калмыкова Юлия Борисовна

В статье представлен второй (энергетический) этап метода, позволяющего определить остаточный ресурс безопасной эксплуатации кузова автобуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Овчинников Николай Александрович, Гармидер Александр Сергеевич, Калмыкова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The power stage of the method for determining the residual resource of safe operation of the bus body

Тhe article shows a second (energy) step method to determine the residual resource of safe operation of the bus body.

Текст научной работы на тему «Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса»

The power stage of the method for determining the residual resource of safe operation of the bus body Kalmykov B. , Ovchinnikov N. , Garmider A. ,

Kalmykova Ju.4 (Russian Federation)

Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной

эксплуатации кузова автобуса Калмыков Б. Ю. , Овчинников Н. А. , Гармидер А. С. ,

Калмыкова Ю. Б.4 (Российская Федерация)

1 Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris - кандидат технических наук, доцент;

2Овчинников Николай Александрович / Ovchinnikov Nikolay - старший преподаватель;

3Гармидер Александр Сергеевич / Garmider Alexandr - аспирант, кафедра техники и технологий автомобильного транспорта,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область;

4Калмыкова Юлия Борисовна / Kalmykova Julia - студент, кафедра исторической политологии,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье представлен второй (энергетический) этап метода, позволяющего определить остаточный ресурс безопасной эксплуатации кузова автобуса.

Abstract: the article shows a second (energy) step method to determine the residual resource of safe operation of the bus body.

Ключевые слова: безопасность, автобус, кузов, эксплуатация.

Keywords: safety, bus body, operation.

В данной статье рассмотрен второй (энергетический) этап метода, структура которого представлена в [1]. Исходные данные, необходимые для проведения расчетов, приведены в [2].

На втором этапе необходимо учесть неравномерность распределения нагрузки на оси автобуса, а, соответственно, и энергии удара, выделяемой при опрокидывании, учитывая, что:

М=Мп+М3, (1)

где Мп - масса автобуса, приходящаяся на переднюю ось, кг;

Отсюда, подставив выражение (4) [2] в формулу (1), получим:

E = (Мп + Мз )• ^ -Ah, (2)

Или:

Еп - Мп - g-Ah ; (3)

Ез - Мз • g -Ah , (4)

где Еп Ез - энергия удара, приходящаяся соответственно на переднюю и заднюю оси автобуса, Дж.

Зная координату центра тяжести, рассчитанную по формуле (3) [2], можно предположить, что энергия Еп распределяется на интервале [0; Хцт], а Ез - [Хцт; Хк], где Хк - координата центральной части конечной стойки [3].

Среднее значение энергии Е^ср, приходящейся на i стойку передней или задней части автобуса, определяется по формуле:

E E Е» - -. <»

где Е^ - энергия, приходящаяся на переднюю часть автобуса при j = п, или на заднюю часть при j = з; n - количество стоек боковины кузова j части автобуса.

Рассмотрим подробнее распределение энергии, приходящейся на переднюю часть автобуса Еп. Распределение энергии Ез будет аналогичным.

Пусть х1, х2, ..., хп - координаты точек на оси Х, соответствующие проекциям центральных частей стоек, расположенных в интервале [0; Хцт]. Тогдаy1, y2, ... yn - координаты точек на оси Y, полученные в результате деформации стоек при опрокидывании автобуса и измеренные на уровне 1250 мм от места установки сидений.

Зная координаты двух точек и используя уравнение прямой, можно рассчитать значения неизвестных

— 1 П

значений у,. Далее, определив среднее значение у = _ V у и значение абсолютной погрешности

n ~_ ‘

Лу = у — у, необходимо определить коэффициент, учитывающий неравномерность распределения энергии по стойкам кузова автобуса по формуле:

Л

(6)

Y =

IN

i=1

Определив среднее значение Е]ср по формуле (5), можно рассчитать скорректированную долю энергии, приходящуюся на каждую стойку по формуле:

Е„ = Е. (_ +Yi). (7)

Литература

1. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура // Наука, техника и образование, №9 (15) 2015 г.

2. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Подготовительный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса // Проблемы современной науки и образования, №11 (41), 2015 г.

3. Прокопов А. Ю., Калмыков Б. Ю. Метод определения разрушающих нагрузок несущих элементов по энергоемкости кузова автобуса и деформации стоек боковины. Научное обозрение. 2014. № 11-2. С. 425429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.