#Ученичество. 2024. Вып. 1. С. 18-26. #Apprenticeship. 2024. Issue 1. P. 18-26.
Научная статья УДК 37.026.4
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-1-18-26
НАГЛЯДНОСТЬ В ЖУРНАЛЕ «ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО» ИЗДАТЕЛЬСТВА М. О. ВОЛЬФА
Тульский государственный педагогический „ „ „ университет им. Л. Н. Толстого,
Геннадии Евгеньевич Тула, Россия
Аннотация: На примере журнала «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа рассмотрен дидактический принцип наглядности - как он понимался и реализовывался в детских периодических изданиях России второй половины XIX в. В статье представлены результаты количественного анализа визуального ряда журнала. Рассмотрен конкретный пример иллюстрирования рассказа А. Н. Купреяновой «Встреча».
Ключевые слова: наглядность, иллюстрация, периодическое издание, детский журнал.
Крылов
Scientific Article UDC 37.026.4
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-1-18-26
VISIBILITY IN THE MAGAZINE "ZADUSHEVNOYE SLOVO" BY WOLF PUBLISHING HOUSE
Krylov
r, , ~ . , Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Gennady Evgenievich 3 5 5 3,
J ° Tula, Russia
Abstract.: Using the example of the magazine "Zadushevnoye Slovo" published by M. O. Wolff, the paper deals with the didactic principle of visibility - how it was understood and implemented in children's periodicals in Russia in the second half of the 19th century. The article presents the results of a quantitative analysis of the magazine's visuals. The author considers a specific example of an illustration for the story by A.N. Kupreyanova "Meeting".
Keywords: visuality, illustration, periodical, children's magazine.
© Крылов Г. Е., 2024 © Кгу1оу в. Е., 2024
Он не был ни писателем, ни ученым, ни общественным деятелем. Он был только издателем и книготорговцем. Но и как издатель, и как книготорговец - он сыграл незаметную лишь на первый взгляд, а на самом деле очень видную роль в русской жизни.
С. Ф. Либрович о М. О. Вольфе
Издательство М. О. Вольфа одним из первых в России начало выпускать богато иллюстрированную детскую литературу [9; 12; 13]. Это был вполне осознанный шаг с точки зрения просветительской миссии книжного дома, и, как отмечал Маврикий Осипович в публичном отчете за десять лет работы, «мы первые перенесли на нашу почву столь важное педагогическое нововведение, как наглядный способ обучения» [2, с. 4].
Наглядность являлась принципом издательства не только при печати книг, но и при выпуске детской периодики. Первым подобным опытом для М. Вольфа стал журнал «Забавы и рассказы» (1863-1867, редактор А. А. Цейдлер), содержание которого было богато иллюстрировано. Но как коммерческий проект журнал оказался несостоятельным, и его пришлось закрыть.
Новая попытка была предпринята Вольфом в 1876 г. - в декабре вышел в свет первый выпуск «Задушевного слова». Журнал оказался «долгожителем», он выходил вплоть до 1918 г., что составило сорок один год. Это был широкомасштабный проект: по замыслу Вольфа ежемесячно должны были публиковаться четыре отдела журнала - по возрастным категориям читателей.
1. Для детей от 5 до 8 лет с картинами для наглядного обучения, небольшими рассказами, повестями, с объяснениями игр и т. д.
2. Для детей от 8 до 12 лет с рисунками, повестями, стихотворениями, театральными пьесами, биографиями, рассказами из истории и естественных наук.
3. Для детей старше 12 лет с заметками о путешествиях, историческими повестями, обзорами произведений лучших современных русских и иностранных писателей, с рассказами об открытиях и изобретениях в технических производствах с рисунками.
4. Для семейного чтения, предназначенный как для детей, так и для взрослых, включающий в себя повести, романы, мемуары и т. д.
Цена подписки на один отдел составляла 5 руб., с пересылкой - 6 руб. При подписке на два любых отдела цена составляла уже 9 руб. 50 коп., с пересылкой - 11 руб., подписка на три отдела - 13 руб. 75 коп., с пересылкой - 15 руб. 75 коп., и при подписке на все четыре отдела - 18 руб., с пересылкой - 21 руб. [3]. В конце года каждый из отделов формировался в сборник, который дополнялся особыми приложениями.
Журнал был иллюстрированным. Представим количественный анализ отделов с точки зрения наглядности (таблица 1).
Таблица 1
Количество иллюстраций в журнале за 1877 г.
Отдел I Отдел II Отдел III Отдел IV
Выпуск 1 44 17 7 0
Выпуск 2 41 29 5 0
Выпуск 3 42 28 6 0
Выпуск 4 40 27 7 0
Выпуск 5 30 17 9 0
Итак, наглядности в данном журнале отводилась важная роль, причем для самых маленьких читателей иллюстраций было представлено больше. В первом выпуске журнала в Листке для воспитателя было дано пояснение: «У ребенка воображение играет одну из главных ролей при процессе толкового запоминания <...> необходимо заставить его воображение живо представить то, о чем ему говорят <...> так можно развить ребенка гораздо скорее, чем изустными объяснениями» [3].
При отборе издательством литературных произведений к авторам предъявлялись определенные требования, в их числе «картинность изложения» - чтобы в памяти ребенка выстраивался ассоциативный ряд происходящего; а также -«занимательность рассказа для легкого восприятия» [3].
В марте 1878 г. в одном из выпусков журнала М. О. Вольф объявил, что «по независимым от редакции и издателя обстоятельствам номера "Задушевного слова" не могли выходить аккуратно в прошедшем 1877 году, <...> начиная с 1 сентября 1878 г. книжки появлялись к 1 числу каждого месяца» [8]. Поэтому отныне журнал будет представлен в двух следующих отделах:
1. Для детей младшего возраста (от 5 до 10 лет) с картинками как подспорье для наглядного обучения, с азбукой, первыми чтениями, сказками и рассказами и т. д.
2. Для детей старшего возраста (от 10 до 14 лет) с повестями, рассказами, театральными пьесами, биографиями замечательных людей, с рассказами из истории, географии и естественных наук и т. д.
Именно в таком виде журнал просуществовал до 1918 года (за исключением заминки в 1881-1883 гг. из-за болезни и смерти М. О. Вольфа).
Сокращение отделов и, следовательно, количества выпусков можно объяснить недостаточным количеством подписчиков, о чем писал сам М. О. Вольф: «Откровенно сознаемся, что число подписчиков далеко не осуществило наших надежд и до сих пор расходы издания не окупились <. > не далеко то время, когда русская публика станет обращать больше внимания на детское чтение, мы решились продолжать наш журнал» [11, с. 3].
О тех же сложностях говорит и объявление в журнале за 1878 г.: некоторое количество выпусков за 1877 г. осталось нераспроданным. За все восемь томов (каждый отдел составлял два тома) была назначена цена в 20 руб., с пересылкой -24 руб.; цена одного тома - 3 руб., с пересылкой - 3 руб. 50 коп. [8]. Это было в разы дешевле, учитывая первоначальную стоимость.
Чтобы сохранить подписчиков журнала, издатель также позволял себе хитрость: рассказы и повести при публикации разделялись на несколько частей, сюжет прерывался на самом интересном месте с пометкой «продолжение в следующем выпуске».
Уменьшение объема журнала сказалось на количестве иллюстративного материала (таблица 2).
Таблица 2
Количество иллюстраций в журнале: 1879, 1880, 1885 гг.
Отдел I Отдел II
1879
Выпуск 1 16 13
Выпуск 2 18 9
Выпуск 3 21 10
1880
Выпуск 2 13 12
Выпуск 3 22 16
Выпуск 4 15 11
1885
Выпуск 1 19 17
Выпуск 2 15 16
Выпуск 3 19 12
Выпуск 4 15 9
Отметим, что в выпусках для детей младшего возраста иллюстраций по-прежнему было больше, хотя имелись исключения (1885, вып. 2). Это можно объяснить тем, что второй выпуск первого отдела за 1885 год по объему материала меньше: в нем представлены пять рассказов, тогда как в выпуске для детей старшего возраста - семь.
Для того чтобы продемонстрировать, как в журнале реализовывался заявленный подход к наглядности, проанализируем рассказ А. Н. Купреяновой (псевдоним А. Н. Смирновой) «Встреча», помещенный в отделе для детей младшего возраста за 1885 г. [4, с. 8-11]. Действие его происходит в лесу, что дает понять уже изображение на буквице (рис.1): ребенок включает воображение и начинает представлять то, что может находиться в лесу, погружается в обстановку рассказа.
Рис. 1. Рисунчатый инициал. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 8.
Все иллюстрации к рассказу снабжены подписями, которые не являются прямыми цитатами из текста, но играют роль «оживления» картин, превращают статичные изображения в действие.
Главные герои рассказа вполне традиционны для русской бытовой сказки -мужик и медведь. С наступлением весны пробуждается весь лес, и медведь после зимней спячки решает отправиться в гости к своему товарищу. На иллюстрациях ребенок видит последовательность действий медведя: «Вот и пошел...», «Начал пробираться...», «И побрел.» (рис. 2-3).
bort 11 cohic.iv
Рис. 2. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 9-10.
Рис. 3. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 11.
В лесу сонному медведю попадается человек. «В эту минуту шел мужик», - сообщает подпись
к иллюстрации (рис. 4).
Бъ эту мае у ту шехь мужикъ...
Рис. 4. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 10.
На картинке он изображен в статическом положении, но читатель, прочитав подпись, может представить мужика, идущим навстречу медведю. Нежданная встреча происходит на узком мосту. Находчивый мужик снимает свою шляпу -«высокую, старинную, из овечьей шерсти скатанную» и натягивает ее «Мишке на морду». Медведь пугается такого «наряда», падает в воду и уплывает с места происшествия. Мужик подбирает полы кафтана и «во всю прыть» убегает к дому. Кульминационной сцены нет на иллюстрациях, но повторяющиеся мелкие детали позволяют ребенку установить взаимосвязь всех рисунков и объединить сюжет. Занятно, что на финальной иллюстрации - концовке рассказа изображен медведь отнюдь не со шляпой - как можно было бы предположить по сюжету - но с огромной книгой, развернутой к читателю. Он как бы приглашает каждого познакомиться с этой правдивой историей (рис. 5).
-п. .
Рис. 5. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 11.
На примере данного рассказа удается проследить использование наглядности в журнале: иллюстрации позволяют развивать воображение читателя, который может проиграть сюжет в своем сознании и одновременно получить сведения об окружающем мире, в данном случае об обитателях леса - медведе, белках, куницах, птицах.
В отделе журнала для детей старшего возраста было меньше сюжетных иллюстраций к художественным произведениям, но зато помещались портреты писателей: И. С. Тургенева, А. К. Толстого, И. А. Гончарова и др. (рис. 6).
Ивапъ СергЬевичъ Тургепевъ. графт, а, к, Толстой. и. л. гончарова
Рис. 6. Задушевное слово. 1877. Т. I, III, V.
Также журнал знакомил читателя с историей, географией, и другими науками, не забывая при этом о наглядности. Например, в выпуске № 5 за 1877 г. было описано путешествие по Египту [7, с. 35]. Иллюстрация знакомила юных читателей с Суэцким каналом - одним из главных инженерных сооружений того времени, соединяющим Красное и Средиземное море (рис. 7). Изображение позволяло представить движение кораблей, расширяло кругозор читателя.
Отврьше Суецлаго канала
Рис. 7. Задушевное слово. 1877. Т. V. С. 35.
Таким образом, в периодическом издании «Задушевное слово» наглядности уделялось большое внимание. Сотрудники издательства осознавали важность своей педагогической миссии и при отборе литературы обращали внимание на «картинность» и занимательность текста, стремясь выстроить для ребенка ассоциативный ряд, облегчающий восприятие информации, пробуждающий воображение и стимулирующий память.
Литература
1. Вольф М. О., т-во (Петербург). Каталог книгам, отпечатанным в 1875 и 1876 гг., журналам на 1877-й год, детским книгам на елку 1876 г. и другим изданиям книгопродавца Маврикия Осиповича Вольфа, которые продаются в его книжных магазинах. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, ценз. 1876. 48 с.
2. Вольф М. О., т-во (Петербург). Отчет М. Вольфа за десять лет работы. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, ценз. 1866. 16 с.
3. Задушевное слово. Отдел I (для младшего возраста от 5-8 лет). 1877. Вып. 1.
4. Задушевное слово. Отдел I (для младшего возраста от 5-10 лет). 1885. Вып. 1.
5. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 1.
6. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 3.
7. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 5.
8. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1878. Вып. 11-12.
9. Кравченко Е. В. Конструирование детства в России конца XIX - начала XX вв.: от теории к изучению дискурсивных практик (на примере детской периодической прессы для среднего и старшего возраста) / / Балтийский гуманитарный университет. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 143-146.
10. Либрович С. Ф. На книжном посту: Воспоминания, записки, документы. Пг. ; М.: т-во М. О. Вольф, 1916. [8], 496, III с.
11. От издателя // Задушевное слово. 1879. Вып. 12.
12. Ромашина Е. Ю. Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. T. 14, вып. 3 (125). URL: https://history.jes.su/820798784002.502.3-4-1/. Дата публикации: 10.04.2023.
13. Ромашина Е. Ю. Каталоги издательства М. О. Вольфа как источник по истории детской книги в России / / Детские чтения. 2022. Т. 22, № 2. С. 196-216. URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/.з.. Дата публикации: 19.12.2022.
Статья поступила в редакцию: 03.04.2024 The article was submitted: 03.04.2024
Одобрена после рецензирования: 18.04.2024 Approved after reviewing: 18.04.2024
Принята к публикации: 07.05.2024 Accepted for publication: 07.05.2024