педагогические науки
Корбаков Вениамин Валерьевич НАГЛЯДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ...
УДК 37.011.33
НАГЛЯДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© 2018
Корбаков Вениамин Валерьевич, подполковник полиции, адъюнкт 3 факультета кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрывается значимость наглядно-художественного оформления помещений в деле патриотического воспитания граждан. Автор рассматривает примеры оформления коридоров и помещений таких кадетских корпусов и суворовских училищ дореволюционного периода как Санкт-Петербургский кадетский корпус, Первый московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус, Пажеский корпус. На ряду этим, описывается положение дел на современном этапе. Автор подчеркивает традиционность описываемого феномена и его эффективность при воздействии на эмоциональную сферу обучающихся ведомственных образовательных организаций. В развитие темы, автор рассматривает суть и содержание явлений «агитации» и «пропаганды», описывает их схожесть, различие и взаимосвязь. В статье уделяется внимание такому виду наглядной агитации XIX века как советский плакат, раскрываются его специфика, особенности и основные характеризующие черты. Также, в статье приведены аспекты информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел на примере нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность комнат воспитательной работы, рекомендующей использование тех или иных средств наглядной агитации. Описываются цели и задачи, преследуемые наглядно-художественным оформлением помещений и территории органов внутренних дел, к которым относится как информационная нагрузка, так и эстетическая.
Ключевые слова: наглядная агитация, пропаганда, художественное оформление, патриотизм, воспитание, информационно-пропагандистская работа, плакат, общество, нравственность, традиция, патриотическое воспитание, органы внутренних дел, культура, идеология, полиция, история, социальные отношения, эстетика.
EVIDENT DECORATING IN THE DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION:
TRADITIONS AND PRESENT
© 2018
Korbakov Veniamin Valeryevich, lieutenant colonel of police, post graduate of 3 faculty of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of management of Interior Ministry of Russia (125993, Russia, Moscow, street Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy, 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the importance of evident decorating of rooms in patriotic education of citizens. The author reviews examples of registration of corridors and premises of such military schools and Suvorov Military Schools of the pre-revolutionary period as the St. Petersburg military school, the First the Moscow military school of the Empress Catherine II, the Pazhesky school. Also, the author describes a situation at the present stage. The author emphasizes traditional character of the described phenomenon and its efficiency at impact on the emotional sphere of the studying departmental educational organizations. In development of a subject, the author considers an essence and the maintenance of the phenomena of "propaganda" and "promotion", describes their similarity, distinction and interrelation. In article attention is paid to such type of evident propaganda of the 19th century as the Soviet poster, its specifics, features and the main characterizing lines are revealed. Also, in article aspects of information and propaganda work are given in law-enforcement bodies on the example of the regulatory legal base regulating activity of rooms of the educational work recommending use of these or those means of evident propaganda. The purposes and tasks pursued by evident decorating of rooms and territories of law-enforcement bodies to which both information loading, and esthetic belongs are described.
Keywords: propaganda, artistic design, patriotism, education, information propaganda work, poster, society, morality, tradition, patriotic education, internal affairs bodies, culture, ideology, police, history, social relations, aesthetics.
«В воспитании нет ничего незначительного».
Н.И. Пирогов
Эти строки русского хирурга, естествоиспытателя и педагога, профессора актуальны и в наши дни.
Сегодня, в век прогресса и цифровых информационных технологий, вопрос об эффективности наглядной информации становится особенно актуальным. Новое время диктует новые правила. Средства наглядно-художественного оформления, которые были приемлемы раньше и воспринимались сотрудниками органов внутренних дел и обучающимися ведомственных образовательных организаций, сегодня не могут оказывать полноценного воспитывающего и обучающего эффекта.
Без сомнения, оформление помещений средствами наглядной агитации - хорошая традиция, пришедшая к нам из прошлого. Развитие и становление современного российского общества происходило во взаимосвязи с традиционными религиозными конфессиями. В момент появления полиции и образовательных организаций -прототипов современных суворовских военных училищ, российское общество находилось под широким влиянием русской православной церкви. Данный факт не мог не оставить свой отпечаток на уклады и обычаи, бытующие в различных сферах и областях деятельности общества. Сложно представить любое публичное помещение или
служебный кабинет, где наравне с портретами правителей, не были бы представлены творения иконописцев и священные образа.
С.В. Нитц, выпускник Суворовского кадетского корпуса, описывая свою альма-матер, упомянул две трофейные пушки 1812 года, расположенные возле подъезда, на площадке перед залами - громадную фигуру А.В. Суворова. Помимо этого, в здании кадетского корпуса был размещен большой портрет императора Николая II, который основал этот корпус. Здесь же, на мраморном основании находился бюст великого полководца А.В. Суворова, переданный корпусу в дар Великим князем Константином Константиновичем, который пожелал кадетам, что бы они всегда черпали уроки доблести «в деяниях дивного выразителя русской силы и русской славы».
В ротных помещениях стены увешаны гравюрами с изображением военных подвигов армии. В одной из рот находилось изображение перехода А.В. Суворова через Альпы. Данное оформление ротных помещений позволяло суворовцам с младших классов впитывать в себя героизм русской армии. В церкви Суворовского кадетского корпуса, которая была освящена в честь Православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, был иконостас, принадлежавший ранее суворовской армии [1].
Korbakov Veniamin Valeryevich EVIDENT DECORATING ...
pedagogical sciences
Как писал выпускник первого Санкт-Петербургского кадетского корпуса Л.Л. Драке, при училищах, как правило, имелись свои церкви, в которых помимо общепринятых атрибутов устанавливались мраморные доски с фамилиями бывших кадет корпуса, которые погибли в боях, умерли от ранений или болезней в период военных действий. Рядом с мемориальными досками располагалось знамя корпуса, а также витрины с мундирами императоров Александра I и Николая I [2, с. 13]. Данные экспозиции можно назвать прототипами современных уголков истории и памяти, где наряду с мраморными досками есть и стенды наглядной агитации.
В отличие от Санкт-Петербургского кадетского корпуса в сборном зале Первого московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса (1778-1918) на стенах располагались доски с именами не погибших кадет, а получивших высшее боевое отличие - Орден святого Георгия Победоносца. А памятная витрина содержала изображение Екатерины II, рядом с которым были помещены письмо императрицы основателю Шкловского благородного училища и рескрипт императора Николая I к 50-летию корпуса.
Мраморные таблички были чрезвычайно популярны. К примеру, в Пажеском корпусе - одном из самых привилегированных военных учебных заведениях, в коридорах над дверьми размещались мраморные доски с высеченными на них девизами мальтийских рыцарей: «Ты будешь любить страну, в которой родился», «Ты не будешь говорить неправду и останешься верен данному слову», «Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла» [3, с. 65].
Как видно из примеров, художественно-эстетическое оформление кадетских корпусов преследовало собой не только цель продемонстрировать уровень материального благополучия учреждения, бытующий уют и подчеркнуть престиж корпуса, но и являлось важнейшей составляющей процесса воспитания.
Не случайно, призванием наглядной агитации принято считать воздействие на объект воспитания именно через призму эмоций, созерцания.
Само слово «агитация» с латинского (agitatio) переводится как «приведение в движение». Также, в словарях можно встретить разные определения и понятия агитации как распространение идей с помощью средств массовой информации для воздействия на сознание и общественную активность масс [4, с. 26], как печатную деятельность по распространению идей и взглядов среди граждан для создания общественного мнения [5, с. 28], как активную популяризацию политических идей [6, с. 18], а также влияние на формирование мировоззрения и политических убеждений [7, с. 10].
Педагогический смысл агитации предусматривает знакомство аудитории с идеями, побуждающими к действиям. В целях усиления эффекта используются наглядные и графические средства. Агитация схожа с пропагандой по целям, методам и содержанию. Пропаганда, наглядная агитация, как и наглядно-художественное оформление - есть разновидности психологического воздействия.
Наметим черты различия между пропагандой и агитацией. С помощью пропаганды в основном происходит информирование о чем-либо. Агитация ориентирована на конечный результат и носит более настойчивый характер.
Разницу между агитацией и пропагандой также можно увидеть и при рассмотрении их целей и объектов их воздействия: у агитации они конкретные и четко определены, у пропаганды - обобщенные.
Положительная роль агитации и пропаганды в формировании и развитии через воздействие на уровни правосознания личности индивидуальных знаний о праве. В основе агитации и пропаганды - как интеллектуальная, так и психологическая составляющие [8]._
Говоря о наглядно-художественном оформлении в органах внутренних дел, можно прийти к выводу, что наглядность - средство информации, формирующее имидж ОВД. Именно поэтому, необходимо комплексное использование всех средств воздействия на личность, ее восприятие заложенной информации, а также формирование сознательной социальной активности. А в ведомственных образовательных организациях этому следует обратить особое внимание. Причиной является тот факт, что именно там ведется работа с людьми, которые в будущем будет формировать социальный фон.
Средства наглядно-художественного оформления служебных помещений как в органах внутренних дел в целом, так и в образовательных организациях в частности, являются дополнительным инструментом для внушения, убеждения, воспитания, обучения. Эффективным для создания стенгазет и плакатов можно считать использование различных вырезок из газет, изображений разбитых автомобилей, фотографий с мест происшествий [9].
Как показывает практика, на данный момент художественная сторона наглядной агитации становится все более предпочтительней. Сегодняшний день предъявляет особенные требования к оформлению стенгазет, плакатов и т.д. Первичность наглядно-художественного аспекта продиктована тем, что информация поступает сотруднику через цифровые интернет-площадки и доступ к ней практически не ограничен.
Таким образом, текстовая информация, представленная на средствах наглядно-художественного оформления должна быть по существу, лаконичной, точной и доходчивой. «С той информацией, которая... непонятна, не нравится, не сходится с убеждениями, представлениями, привычками, индивид поступает сообразно: или не потребляет ее совсем, или воспринимает частично, а иногда и трансформирует заложенную в ней идею определенным образом» [10].
И все же некоторые правила остаются неизменными и требуют своего неукоснительного исполнения. Так, для эффективной работы, любые средства наглядно-художественного оформления должны быть актуальными, содержать новую интересную, а главное - достоверную информацию с использованием эмоционального художественного решения. Обновление должно иметь оперативный характер. Агитационная идея должна просматриваться, ситуации должны быть узнаваемыми, образная трактовка темы - понятной, внешний вид - привлекательным. Для достижения большего эффекта, в текстовой информации или некоторых изображениях приветствуются юмор и сатира.
Ярким тому доказательством является советский плакат - самый популярный вид графического искусства. В 20-е годы XX века плакат нес в себе функцию убедительной политической агитации, служил инструментом инструктажа, был средством распространения различной информации. Данная форма наглядно-художественного оформления в советское время была широко распространенной. К созданию плакатов был очень строгий подход. Советскими искусствоведами была выработана формула описания и оценки плакатных произведений: «идейно-художественное качество» [11]. Современники отмечали, что плакаты, безусловно, захватывали внимание огромного количества зрительских масс, так как являлись настоящими произведениями искусства. Таким образом, политическая система советского периода при реализации социальных реформ, не просто обеспечивала связь между народом и правительством, а практически создавала идеологическое оружие в виде средств наглядной агитации и пропаганды [12].
Из-за того, что миллионы советских граждан в то время были малограмотными, оформлению плакатов была свойственна наглядность. Грандиозная тиражность плакатов, масштабность воздействия на огромную аудиторию, размещение в людных и общедоступных местах,
педагогические науки
Корбаков Вениамин Валерьевич НАГЛЯДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ...
все это обуславливало необходимость создания плаката, способного привлечь внимание человека на расстоянии, побудить его подойти, приглядеться к деталям. Задача плаката - действовать мгновенно [13].
Особенно это касается оформления социальных плакатов, при просмотре которых у человека складывался определенный образ, рождались те мысли, которые требовались для создателей плаката. Эти изделия исполнялись в таком стиле, чтобы они «били» по человеческому восприятию. Такие плакаты были скорее мотивацион-ными, чем агитационными.
Феномен советского плаката, как в прочем и вся графика 20-х годов XIX века имел достаточно активное развитие. Он способствовал утверждению самых передовых, прогрессивных идей правящей партии. Таким образом, художники при помощи творчества принимали активное участие в политической жизни страны, кладя свой талант на алтарь великих и благих целей победы коммунизма [14 с. 71].
Данный эффект преследуется и в наши дни при наглядно-художественном оформлении помещений в органах внутренних дел. Сегодня формирование объективного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, а также создание и укрепление положительного образа сотрудников органов внутренних дел отводится информационно-пропагандистской работе. Таким образом, в различные периоды реформирования в органах внутренних дел руководство МВД России уделяло особое внимание совершенствованию информационно-пропагандистской работы, в связи с чем, издавались нормативные правовые акты, способствовавшие улучшению данной деятельности.
Одним из первых в постсоветском ведомственном законодательстве актов, регламентирующих вопрос наглядно-художественного оформления помещений органов внутренних дел, стало принятое в системе МВД России в 1997 году Положение о комнате воспитательной работы.
Согласно этому положению, оформление комнаты воспитательной работы наглядной агитацией должно осуществляться исходя из решаемых органом или подразделением оперативно-служебных задач с учетом региона и местных традиций. Был определен перечень наглядной информации для обязательного размещения: стенды с изображением государственной символики, картой места дислокации, изображением Знамени МВД России, текста Присяги сотрудника органов внутренних дел. В целях патриотического воспитания необходимо было размещать плакаты с изображением и описанием подвигов и героизма сотрудников ОВД, Доски Почета, а также историей и повседневной жизнь органа внутренних дел. Дополняли эту композицию планшеты с нормативными актами о службе в органах внутренних дел и Кодексом чести рядового и начальствующего состава. Было рекомендовано размещение в комнате воспитательной работы стенгазеты, боевые листки и плакаты.
Конечно же, такой арсенал средств наглядной агитации не мог не повлиять на палитру проводимых в комнате воспитательной работы мероприятий. В комнатах воспитательной работы осуществлялось государственно-правовое информирование сотрудников, принятие Присяги, вручение погон, проводились занятия в системе социально-гуманитарной подготовки, собрания личного состава, культурно-досуговые мероприятия, торжественные ритуалы. Эта комната служила для реализации воспитательных, общеобразовательных и культурно-просветительных задач в системе органов внутренних дел.
В сентябре 2000 года для МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России издаются Методические рекомендации по организации воспитательной работы, которые раскрывали и суть наглядной агитации, как инструмента воздействия через эмоцио-
нальную сферу восприятия на морально-психологическую подготовку [16].
Методические рекомендации стали развитием нормативного закрепления наглядно-художественного оформления в органах внутренних дел. Был расширен перечень средств наглядной агитации. Обязательными стали стенды по тематике Великой Отечественной войны (стенды с изображением и информацией о ветеранах службы - участниках Великой Отечественной войны). В образовательных организациях пропагандировались отличники учебы и выпускники-медалисты. В дополнение к вышеуказанным стендам появились такие как «Лучшие наставники», «Передовики службы», «Они награждены государственными наградами». Для повышения профессионализма сотрудников в подразделениях формировались «Уголки правовых знаний» с ведомственными нормативными правовыми источниками и периодическими изданиями.
В 2007 году, в целях результативного реформирования воспитательной работы в органах внутренних дел были созданы комплекты наглядной агитации. «Летопись славы» содержала информацию о сотрудниках - Героях Российской Федерации, кавалерах ордена Мужества. Комплект «Россия - великая наша держава» включала в себя плакаты с государственной символикой России. Символика, структура, традиции и нравственные основы службы в правоохранительной системе были отражены в комплекте «Служа закону - служим народу».
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, утвержденный в 2008 году, уделил внимание не только оформлению, но и содержанию служебных помещений. Так, согласно Кодексу, оформление и содержание служебных помещений должны соответствовать правилам и нормам эстетической культуры, обеспечивать поддержание благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе, комфортные условия для работы и приема посетителей. Также, отмечается, что цветовая гамма интерьера служебных помещений должна быть выдержана в неярких, спокойных тонах, а служебная документация, плакаты и другие изображения должны оформляться на стендах или в рамках. Даны рекомендации сотрудникам соблюдать скромность и чувство меры при размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений. Рекомендовано не вывешивать в служебном кабинете плакаты, календари, листовки и иные изображения или тексты циничного, низкопробного содержания [17].
В феврале 2010 года издается приказ МВД России, регламентирующий морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел, который рекомендует наряду с комнатами воспитательной работы создание комнат истории органов внутренних дел. Наглядной информации уделяется все большее внимание, и активно используются все технические средства для пропаганды и агитации.
Информационно-пропагандистская работа является составной частью воспитательной работы в органах внутренних дел и нацелена на формирование и развитие государственно-правового мировоззрения сотрудников, их убеждения в правильности государственной правоохранительной политики.
Как следует из документа, при грамотной организации информационно-пропагандистской работы в полной мере могут решаться конкретные воспитательные задачи - подготовка профессионала, обладающего государственно-правовыми знаниями, взглядами и убеждениями, умеющего ориентироваться в процессах и явлениях общественно-политической жизни, а также способного проводить их анализ давать им оценку. Информационно-пропагандистская работа способствует поддержанию у сотрудников состояния готовности к действиям, создает соответствующий морально-психологический настрой
Korbakov Veniamin Valeryevich pedagogical
EVIDENT DECORATING ... sciences
на исполнение своих служебных обязанностей. Выпуск информационных бюллетеней, наглядно-художественное оформление актуальной информации в расположении органа внутренних дел и стенная печать, согласно приказу, входят с число обязательных основных форм проведения информационно-пропагандистской работы [18]. В июле 2018 года приказ утрачивает силу. Таким образом, нормативное закрепление деятельности органов внутренних дел в части наглядно-художественного оформления снова отсутствует.
Отдельной категорией помещений рассматриваются помещения для личного приема граждан. Согласно нормативным правовым актам, в них должны быть размещены информационно-справочные стенды (информационные терминалы), обеспечивающие возможность ознакомления с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел и предоставление государственной услуги, а также схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации [19].
Как показывает практика, при использовании наглядной агитации, помимо пропагандистских, мобилизующих и профессионально-воспитывающих средств оформления помещений, большой популярностью пользуются и элементы эстетического воспитания. Так, в 1969 году для укрепления авторитета советской милиции, а также в целях повышения уровня культурного развития личного состава, по инициативе Н.А. Щёлокова в органах внутренних дел появилась студия художников имени В.В. Верещагина. Усилия художников Студии были направлены в первую очередь на создание в произведениях изобразительного искусства положительного образа сотрудника правоохранительной системы, отображение истории Министерства внутренних дел, героических будней его представителей. Своей целью творческий коллектив ставил воспитание у молодого поколения защитников правопорядка таких человеческих качеств, как героизм, патриотизм, самоуважение и любовь к выбранной профессии [20]. Творчество художников Студии по праву считается вкладом в популяризацию истории полицейской профессии. Оно мотивирует на преемственность среди сотрудников и работников органов внутренних дел, создает атмосферу патриотизма, способствует правильному позиционированию полиции и формирует верный образ защитника правопорядка в глазах общественности. Картинами художников студии В.В. Верещагина украшены стены коридоров и холлов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департамента государственной службы и кадров МВД России, Следственного управления МВД России, Академии управления МВД России, Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Московского Университета МВД России им.
B.Я. Кикотя и иных ведущих подразделений системы МВД России.
Таким образом, можно прийти к выводу, что с использованием средств наглядности решаются основные задачи воспитания в лучших патриотических и интернациональных традициях, как сознательных граждан правового демократического государства; у сотрудников, курсантов, слушателей и суворовцев формируется современное научное мировоззрение не лишенное эстетической составляющей, что способствует с первоначального этапа подготовке профессиональных кадров в системе органов внутренних дел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. — М.: КНИГА-РЕГИОН, 2017.
2. Драке Л.Л. Кадетский быт 50-х годов. Спб., 1911.
3. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса. Научно-историческое исследование. — М.: Граница, 2003.
4. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. — М., 1998.
5. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред.
C.А. Кузнецов.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч.
7. Ефремова Т.Ф. Указ. соч._
8. Тимко С.А., Жайворонок А.В. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 4(55).
9. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. — 248 с
10. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов. — СПб., 2003. С. 178.
11. Повышение идейно-художественного уровня наглядной агитации [Текст] : сб. материалов I Всесоюзного семинара. (Москва, февраль 1975 г.). Центральная учебно-экспериментальная студия Союза Художников СССР. ХФСССР / сост. С.М. Ерлашова. — М.: Советский художник, 1977. — 118 с.
12. Демосфенова Г. Советский политический плакат. — М., 1962.
13. Сырова Н.В. Искусство советского плаката начало XX века // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81583 (дата обращения: 10.06.2018).
14. ЗвонцовВ.М. «Основы понимания графики» -М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963.
15. Положение «О комнате воспитательной работы органа (подразделения) внутренних дел». Объявлено указанием заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником милиции Федоровым В.И. от 24 ноября 1997 года № 1/14227. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901857419 (дата обращения: 12.06.2018).
16. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России от 28 сентября 2000 года № 5 1/18470 [Электронный ресурс]. URL: http://ndpr.ru/taxes3/методические-рекомендации-по-органи/ (дата обращения: 12.06.2018).
17. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884/ (дата обращения: 12.06.2018).
18. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 №80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902252453 (дата обращения: 13.06.2018).
19. Приказ МВД РФ от 12.12.2011 № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70047138/ (дата обращения: 13.06.2018).
20. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологических подход. Дисс... канд. пед. наук — М. 2015.
Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018