Антонова Светлана Алексеевна
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ ЗАХАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТЫ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА А. П. ЕВЛАШЕВА
Статья содержит исследование ранее не опубликованных материалов, архивных документов, касающихся истории создания Надвратной церкви-колокольни Захария и Елизаветы Донского монастыря. Автором исследуется проблема взаимодействия заказчика и архитектора при выполнении частного заказа, рассматриваются композиция, декор, аналогии, индивидуальный стиль архитектора, выдвигается достоверная версия художественной преемственности в создании культовой архитектуры XVIII века. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/2.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 20-26. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 7
Искусствоведение
Статья содержит исследование ранее не опубликованных материалов, архивных документов, касающихся истории создания Надвратной церкви-колокольни Захария и Елизаветы Донского монастыря. Автором исследуется проблема взаимодействия заказчика и архитектора при выполнении частного заказа, рассматриваются композиция, декор, аналогии, индивидуальный стиль архитектора, выдвигается достоверная версия художественной преемственности в создании культовой архитектуры XVIII века.
Ключевые слова и фразы: секуляризация церковного зодчества; московская гофинтендантская контора; елизаветинское барокко; процессы формообразования в культовой архитектуре; надвратная церковь-колокольня; разорванный фронтон; крестообразная композиция.
Антонова Светлана Алексеевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ms. tigradze@mail. гы
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ ЗАХАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТЫ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА А. П. ЕВЛАШЕВА
Проблема, рассматриваемая в статье, - процессы формообразования в культовом зодчестве при выполнении частного заказа в период «елизаветинского барокко» - создание Церкви Захария и Елизаветы под колокольней в Донском монастыре (1750-1753) - и формирование стилистических особенностей архитектора.
Мы пока привлекаем фактический материал только выполнения частного заказа, никаких документов, регламентирующих подобную деятельность архитектора гофинтендантской конторы, на сегодняшний день обнаружить не удалось. Заказчиком в нашем конкретном случае выступал Донской монастырь. Основные сведения почерпнуты нами в работе Ю. И. Гренберга «Надвратная колокольня Донского монастыря в Москве». Строительство колокольни имело два этапа - 1730-1733 гг. и 1750-1753 гг. Причиной тому являлось наличие или отсутствие финансирования. Заказчик, представителем которого в самом начале строительства был архимандрит Илларион, обращаясь с просьбой к императрице Анне Иоанновне о строении новой колокольни в Донском монастыре, определяет её конструкцию: «колокольнею на вратех, под которою колокольнею и церковь прилично сделать» [1, с. 75]. Монастырское начальство и в дальнейшем самостоятельно выбирает проект, определяет сроки работ, соответственно оплачивая их. Проект колокольни делал князь Д. В. Ухтомский, но 25 мая 1750 года с подрядчиком был подписан контракт, в котором, кроме прочего, говорилось: «На тех вратах, которые уже построены в два апартамента построить им... колокольню каменную да под нею церковь против рисунка данного от показанного господина Алексея Петровича Евлаше-ва» [Там же, с. 92]. Приведённый документальный материал фактически подтверждает возможность выбора частным заказчиком одного из нескольких предложенных проектов, в монастыре из двух оплаченных проектов предпочли проект архитектора А. П. Евлашева. В частном заказе заказчик также утверждает декорацию фасадов, предложенную архитектором. «На тое церковное и колокольное строение белый камень на фронтоны на капители и к ординам и на базы на карнизы на цымазы и базаменты. тесать им и мастеровым людям гладкою столярною тескою по указыванию оного господина архитектора Евлашева или кому от него поверено в том будет по данным им шаблонам во всём неотменно беспрекословно» [Там же]. Но он (заказчик) мог и отменить своё решение. Хорошо известно, что отделочные работы по созданию церкви-колокольни были закончены к осени 1753-го года, но капители колонн и пилястр и картуши во фронтонах оставались не вырезанными. Ю. Н. Гренберг в своей работе сообщает, что это не явилось следствием болезни А. П. Евлашева, не позволившей ему закончить отделку, как на это указывает И. Э. Грабарь, так как Алексей Петрович закончил строительство полностью, что следует из приведённых документов [Там же, с. 93, 95]. Причину, почему не были вырезаны декоративные элементы, он не называет. Мы предполагаем, что детали декорации недоработаны «принудительно», такой была воля заказчика. Аналогичный случай декорирования фасадов Смоленской церкви в Троице-Сергиевом монастыре, построенной на вклад гр. А. Г. Разумовского в 1746-1748 гг., может служить подтверждением данному предположению. На фасадах Смоленской церкви капители пилястр, рельефы оконных наличников не вырезаны, хотя место для этой работы оставлено, значит, для этой цели в проекте был рисунок, но детали остались недоработанными [9, т. 1, с. 135-136]. Как мы считаем и указали, причина и в том и в другом случае одинакова - желание заказчика.
Основной фигурой по указанию заказчика являлся архитектор-проектировщик, помощником, ведущим строительство, кроме него самого, выступал тоже архитектор, но в звании «гезель». Работал А. П. Евлашев вместе с К. И. Бланком. К началу строительного сезона 1750-го года было «дано архитектору Алексею Петровичу Евла-шеву за дело колокольного рисунка десять рублев. Езелю Карлу Ивановичу Бланку дано пять рублев» [1, с. 89]. В августе 1753 года на колокольню были подняты колокола и установлены часы.
В октябре графиня Софья Головина отправила в Синод прошение о разрешении оборудовать под колокольней церковь. После полученного разрешения церковь была устроена. В 1755 году по желанию графини она была освящена во имя Захария и Елизаветы [Там же, с. 96]. Исходя из приведённых сведений, необходимо заметить,
что данное строение точнее называть «Надвратная церковь-колокольня Донского монастыря», «Церковь Заха-рия и Елизаветы под колокольнею в Донском монастыре», как она и называлась в XVШ веке [10, с. 329, 436]. «В 1890-х гг. переделана часть окон; в 1935 утрачены колокола, часовой механизм, убранство интерьеров церкви, при этом внутреннее пространство храма было разделено перекрытием на два этажа. К настоящему времени межэтажное перекрытие разобрано» [8, а 280-281]. Это сведения статьи из серии «Памятники архитектуры Москвы» [8]. Мнение о перекрытии первого и второго яруса у реставратора Ю. Н. Гренберга иное: «Основное (не принципиальное) отличие заключается в том, что церковь у Евлашева занимает только четверик, а не четверик и восьмерик, как в церквях XVII в. При этом купольное завершение интерьера церкви не выявлено на фасаде, а скрыто стенами» [1, с. 101].
Сами ворота, то есть первый ярус, были созданы по проекту Д. Трезини. В основу конструкции колокольни положен тип церквей «иже под колоколы». Конструкция ярусная, по принципу восьмерик на четверике. Церковь находилась в четверике, в восьмерике сделаны сквозные арки для колоколов, покрытие купольное с люкарнами, верхний восьмерик является барабаном главы. Силуэт колокольни Донского монастыря отличается выразительностью и чётким абрисом благодаря тектоническому распределению масс. Мастерское распределение поэтажной ордерной декорации, сочетание кирпича с белым камнем, пропорциональная высотность каждого яруса, элептическая форма купола - все художественные приёмы направлены на создание вертикальной композиции, хорошо акцентирующей въезд в Донской монастырь. Силуэт здания получился не только чётким, но и соотносимым с силуэтом Тихвинской церкви, расположенной над северными воротами, которая относится к тому же типу башенных храмов. У Евлашева-архитектора в данном случае проявляется чувство ансамбля. Всё это делает надвратную церковь-колокольню Донского монастыря одним из лучших произведений московского зодчества середины XVIII века. Полный и подробный анализ этого замечательного произведения русской архитектуры можно найти в указанной работе Ю. И. Гренберга [1]. Наша задача - рассмотреть данный памятник в ещё не исследованном аспекте.
Аспектов - два. Первый: рассмотреть формообразование культового сооружения указанной типологии -надвратная церковь-колокольня. В связи с раскрытием вопроса затронуть тему символики архитектурной формы центрических храмов. Второй: художественное решение декора и объёмно-пространственной композиции культового сооружения как проявление творческой индивидуальности А. П. Евлашева.
Надвратная церковь Захария и Елизаветы представляет собой центрический храм, что соотносит её по этому признаку с Тихвинской. Такое решение способствует прорисовке чётких вертикалей в масштабе города, определяющих вход в монастырь.
Д. Трезини. А. П. Евлашев. Надвратная церковь-колокольня Донского монастыря
Если говорить о соблюдении традиций церковного зодчества, определяющих допустимость или недопустимость определённой композиции культового сооружения конкретной типологии, то надо считать, что они не нарушены, по той простой причине, что проект был утверждён, значит, заказчик не нашёл отклонений от существующих правил, и необходимо признать это мнение достаточно компетентным, потому что представители управления монастырём, надо полагать, образцово разбирались в сакральной символике.
Нивелирование или отсутствие в плане апсиды в надвратной церкви под колокольней нельзя назвать типичным явлением в формообразовании культового зодчества. Тем не менее впервые этот выбор воплотил зодчий
Яков Бухвостов в 1694 году, когда по его проекту построили надвратный храм в Воскресенском Новый Иерусалим, именуемый монастырем. Надвратная церковь имеет лепестковый план, когда к четверику основного объёма примыкают четыре равновеликих в плане криволинейных придела. Исследователь П. А. Тельтевский утверждает, что апсида «имеет слабо намеченное трёхпластное в плане очертание» [13, с. 24], но и в этом качестве она почти не отличается от других приделов. Тот же автор свидетельствует: «Появившийся новый тип ярусного центрического сооружения "восьмерик на четверике" был талантливо использован Бухвостовым для традиционного надвратного храма. <.. .> приём постановки центрического ярусного храма на проездных воротах был позднее применён в Донском монастыре в Москве» [Там же, с. 30]. Заметим, приём использован в монастыре в двух церквях - в надвратной Тихвинской и надвратной Захария и Елизаветы, во втором случае приём был талантливо использован А. П. Евлашевым. В Высоко-Петровском монастыре в 1694 году была закончена Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами, надвратная церковь также центрическая в плане. Отсутствие апсиды определило назначение храма: «церковь служила молельней настоятелей монастыря» [4, с. 183-184].
Особенностью объёма надвратной церкви Захария и Елизаветы в Донском монастыре также является «отсутствие» апсиды [8, с. 281].
Д. Трезини. А. П. Евлашев. Надвратная церковь-колокольня Донского монастыря
Если обратиться к подобной композиции без учёта указанной типологии, то «популярной» она была в первой четверти XVIII века при строении храмов в дворянских усадьбах: восьмилепестковая церковь иконы Божьей Матери «Знамение» в Перово (1690-1725), построенная по заказу П. А. Голицына; церковь Успения при Головинском доме, церковь Исаакия Далматского в селе Степановском (1706-1732), почти восьмигранная с «крестчатостью», обозначенной ризалитами; церковь Свт. Николая (рубеж Х^1-Х^П веков) в усадьбе Хорошёво-Троекурово - безусловно, список можно продолжить [2, с. 154-164; 6, с. 102-106; 7, с. 98-100]. Причина их появления - личностные предпочтения хозяина усадьбы, которые он претворяет при строительстве домового храма. Как нам представляется, несколько другое дело - позиция управителей монастырей. (В данном случае Донского монастыря.) По нашему мнению, объяснить причину допустимости наличия подобных церквей в монастыре может следующий случай. С указанной особенностью плана редко, но встречались башенные храмы. Они по конструкции и другим определяющим чертам ближе к церкви под колокольней в Донском монастыре А. П. Евлашева.
В родовой вотчине бояр Шереметевых в селе Чиркино в конце XVII века была сооружена Церковь Васильевская, находящаяся рядом с Покровской, построенной там же. По типологии это вотчинный храм-колокольня, по конструкции - ярусный столпообразный храм «под звоном», «крестчатый в основании» [9, т. 2, с. 292-293]. Крестообразность, образованная выступами-ризалитами, минимальная, почти как в храме Захария и Елизаветы. В ней очертания креста образуются четырьмя портиками с разорванным фронтоном, лежащем на сдвоенных колоннах.
Какова символика рассматриваемого архитектурного объёма? В данном случае мы можем её частично «разгадать», так как известно назначение церкви: она служила по замыслу В. Б. Шереметева, построившего её, родовой усыпальницей [Там же]. Крест как символ вечной жизни - таково одно из значений символики крестообразного в плане объёма. В таком «семантическом» варианте крестообразный храм вполне приемлем и в монастыре. Этим не исчерпывается символическое значение крестообразных храмов вообще, и в монастыре тоже.
А. П. Евлашев. Церковь Захария и Елизаветы под колокольней
Принцип «усиления» квадратного в плане или ротондального объёма колонными портиками или пиляст-ровыми использовался в культовой архитектуре второй половины XVIII века. Композиция квадратной в плане церкви «под звоном» с классическим портиком, которым обработаны фасады, часто архаична для времени создания.
В пример можно привести летнюю церковь в Гребнево, построенную в 1786-1791 годах. «Кирпичный с белокаменными деталями храм центрического типа выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, увенчанная бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом, заменившей традиционное церковное завершение. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и портиками дорического ордера» [Там же, с. 336-337]. При сопоставлении названной церкви с «евлашевской» мы обнаружили аналогии: во-первых, использование полихромии, в то время это считалось элементом «готического стиля»; во-вторых, способ обработки фасадов портиками дорического ордера; в-третьих, установка «ангела с крестом», эта деталь была запроектирована также и А. П. Евлашевым для завершения колокольни в Донском монастыре; в-четвёртых, для усиления вертикалей фасада Алексей Петрович колонны тоже дублировал пилястрами [1, с. 95, 99]. Вполне возможно, что заказчики данной церкви желали соотнести её с надвратным сооружением Донского монастыря, заказ которого исполнил А. П. Евлашев.
Исполняя частный заказ для Донского монастыря, архитектор создаёт церковь, плановые и объёмные характеристики которой впоследствии характерны для конкретной типологии церквей - храмов-усыпальниц, возведённых в дворянских усадьбах. Сооружённый в 1838 году Мавзолей С. П. Румянцева в усадьбе Троицкое-Кайнарджи представляет квадратное в плане здание, обработанное по фасадам тосканскими портиками с фронтонами. В 1845 году по заказу А. И. Муханова была построена церковь Воздвиженская.
В любом случае мы убеждаемся в том, что творческая манера этого архитектора, сформировавшаяся и проявившаяся при выполнении частного заказа по созданию Надвратной церкви-колокольни в Донском монастыре, имела продолжение в работах других архитекторов и XVШ, и XIX веков.
Разорванный фронтон, лежащий на сдвоенных колоннах, мы считаем, стал знаковым для А. П. Евлашева. Это отражают работы его учеников - К. И. Бланка и И. П. Жеребцова. В Спасской церкви в Вороново, крестообразной в плане, фасады обработаны аналогичным портиком - с разорванным фронтоном, лежащим на боковых спаренных колоннах [9, т. 2, с. 120-121].
Этот элемент использует и другой ученик А. П. Евлашева - Иван Петрович Жеребцов (1724-1783) при создании «новой четырёхъярусной колокольни Новоспасского монастыря» (1759-1785) [12, с. 239]. Построенная по проекту И. П. Жеребцова, она является свидетельством творческого дарования ученика А. П. Евлашева и достойного воплощения художественных предпочтений его учителя. Тяжеловесная пластика вертикали характеризует объём колокольни как барочный. Это одно из лучших произведений культовой архитектуры периода барокко в России [8, с. 165-166].
Во втором ярусе был расположен престол церкви Сергия. В плане надвратная церковь крестообразная, как церковь Захария и Елизаветы, фасады обработаны портиками с разрывными фронтонами, лежащими на двойных колоннах. Арка входа с замковым камнем надвратной церкви Сергия, овальный проём окна над ней аналогичны оформлению фасада церкви Захария и Елизаветы.
Прообразом колокольни Новоспасского монастыря может считаться колокольня церкви Никиты Мученика на Старой Басманной. Объём её по-барочному пышный и тяжеловесный, но благодаря пропорциональному решению ярусов, хорошо обозначенным вертикалям их углов, на которых сходятся колонны и пилястры поэтажного ордера, формы купола со стройным восьмериком-барабаном под главу, увенчанную крестом, колокольня вытягивается вверх и облегчает тяжеловесность основного объёма церкви.
При проектировании колокольни и церкви архитектор уравновешивает входящие объёмы с расчётом на обозрение с дороги, вдоль дороги, в результате во время движения мы постепенно обозреваем её, церковь играет с нами, поворачиваясь то одним боком, то другим. Вот эту способность проектирования какого-то сооружения в городе, учитывая его практическое назначение как основную задачу, выделение его в связи с этим для глаза жителя Москвы А. П. Евлашев прекрасно продемонстрировал при проектировании Церкви-колокольни в Донском монастыре [Там же, с. 281].
Мы считаем, что проект колокольни церкви Никиты Мученика принадлежит А. П. Евлашеву. Основательным доводом этому являются художественные характеристики второго яруса. Ярус крестообразный, фасады обработаны колонными портиками с разорванными фронтонами, лежащими на сдвоенных колоннах. Ни у одного архитектора Москвы и Петербурга мы не встречаем использования данных художественных особенностей в этот период, кроме как у него.
Церковь Захария и Елизаветы под колокольней в Донском монастыре являлась для Москвы значительным сооружением уже для современников Алексея Петровича Евлашева. Совершенно очевидно, что она стала образцом для колокольни с церковью Иоанна Предтечи, построенной в 1764-1768 годах по заказу А. А. Гончарова в Серебряниках. Основным мотивом обработки фасадов двух ярусов колокольни становится ордер с разорванным фронтоном, лежащим на сдвоенных колоннах.
Мы не будем говорить об архитекторе церкви Климента Папы Римского на Пятницкой (1762-1769, 1774), коснёмся вопроса авторства надкладезной часовни при церкви. Фасады объёма «Павильона в ограде церкви Климента на Пятницкой» обработаны ордером с разорванным фронтоном, лежащим на сдвоенных колоннах. М. В. Нащокина считает автором данного памятника архитектуры А. П. Евлашева, в чём мы с ней абсолютно единодушны [3, с. 62]. Ограда, в которой находится павильон, соотносится с оградой церкви Никиты Мученика и чертежом ограды в Головинском доме А. П. Евлашева [2, с. 279]. Ольга Сергеевна Евангулова опубликовала этот чертёж, сделанный И. П. Жеребцовым, в своей книге [2]. Нам удалось обнаружить подписной чертёж А. П. Евлашева. «Для огорожения саду по обе стороны большой першпективной что ездят из лефортовской слободы ко дворцу тако и по той першпективной мимо церкви до казённого двора против Головинских полат по 1330: саженей стоять воротам... при сём прила(гать) чертёж...» [11, д. 69286, л. 12, 17 об., 18 об. - 19 об.].
ж
¡гогот^шщ 4 1 ■шшптнштииштаилтип
1 1 ..........В
1 у.1 (. у з : о ) [
—
А. П. Евлашев. Чертёж деревянного забора с воротами. 1747 г.
Ограда церкви Никиты Мученика на Старой Басманной
Крестообразные основания столбов ворот ограды, обработка столбов ограды ордерной пилястрой, одинаковая форма покрытия столбов с украшениями, рустовка, полихромия - всё перечисленное, мы считаем, выдаёт руку одного мастера.
Стиль Евлашева отражает основную черту московского зодчества - связь с традицией. Во всех своих церквях он применяет характерную для древнерусской архитектуры композиционную схему «восьмерик на четверике», для церкви-колокольни - конструкцию «иже под колоколы». Для памятных и обетных храмов выбирает крестообразные, центрические композиции.
Как архитектор XVIII века, он удачно сочетает в своих проектах новое и традиционное. Основным художественным элементом для его творческой манеры стал ордер. «Фирменным приёмом» А. П. Евлашева можно считать обработку фасадов колонным портиком с разорванным фронтоном, который использовали впоследствии его ученики - Карл Иванович Бланк и Иван Петрович Жеребцов. Ордер, включённый в ярусную систему, служит её раскрытию. Для этого эффекта в созданных им колокольнях он пользуется приёмом, отличающим его манеру, усиливая «пучки» колонн пилястрами, расположенными за колоннами.
В московской школе этого периода нет ни одного архитектора, который так последовательно следует полихромии, определённой самим материалом, что в результате придаёт облику здания мажорное звучание и в то же время усиливает вертикаль композиции.
Одним из стилевых признаков обновления стало для манеры А. П. Евлашева последовательное использование прямоугольной апсиды, все его церкви созданы с прямоугольной в плане апсидой или безапсидны-ми, к данным особенностям можно отнести предпочтение композиционных вариантов (либо центрической, либо кораблём-блоком) для строения церкви.
Отличительной чертой объёмной характеристики культовых сооружений Евлашева является устойчивость силуэта и монументальность. Достигается этот эффект слиянием четверика основания и широкого восьмерика почти в единый объём. Можно согласиться с мнением Ю. И. Гренберга в том, что «устойчивость... силуэта церкви-колокольни подчёркивается возможностью зрителю вписать здание в пирамиду» [1, с. 99]. Эту особенность придавать массам пластическую тяжеловесность, но при этом сохранять динамику вертикали унаследовал у А. П. Евлашева его ученик И. П. Жеребцов. По мнению Ю. И. Гренберга, эффект достигается путём расчётов при проектировании [Там же, с. 101].
Замечательной чертой А. П. Евлашева как архитектора является органическое чувство ансамбля, которое проявляется при проектировании с учётом особенностей расположения объекта в городской среде.
Ворота ограды церкви Никиты Мученика на Старой Басманной Список литературы
1. Гренберг Ю. И. Надвратная колокольня Донского монастыря в Москве // Памятники культуры. Исследование и реставрация. 1963. Вып. 4. С. 75-106.
2. Евангулова О. С. Московская архитектура и её создатели (первая половина XVIII века). М.: Прогресс-Традиция. 2014. 432 с.
3. Нащокина М. В. Москва середины XVIII века // Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX века / НИИ теории архитектуры и градостроительства; под общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1998. 448 с.
4. Памятники архитектуры Москвы. М.: Искусство, 1989. 280 с.
5. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. М.: Искусство, 1994. 320 с.
6. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М.: Искусство - XXI век, 2004. 296 с.
7. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М.: Искусство - XXI век, 2007. 360 с.
8. Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного Камер-Коллежского вала). М.: Искусство, 2000. 344 с.
9. Памятники архитектуры Московской области: каталог: в 2-х т. М.: Искусство, 1975. Т. 1. 384 с.; Т. 2. 376 с.
10. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским / составление, статья С. С. Илизарова. М.: Янус-К; Московские учебники, 2009. 560 с.
11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1239. Оп. 3.
12. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 784 с.
13. Тельтевский П. А. Зодчий Бухвостов. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 148 с.
THE GATEWAY CHURCH-BELFRY OF SAINTS ZACHARY AND ELIZABETH IN THE DONSKOY MONASTERY AND A. P. EVLASHEV'S INDIVIDUAL STYLE
Antonova Svetlana Alekseevna
Lomonosov Moscow State University ms. tigradze@mail. ru
The article provides a study of the previously unpublished materials, archival documents regarding the creation history of the Gateway
Church-Belfry of Saints Zachary and Elizabeth in the Donskoy Monastery. The author analyzes the problem of the interaction
of the customer and the architect on developing the private project, examines the composition, décor, analogues, the architect's individual style, proposes a reliable version of artistic continuity in the cult architecture of the XVIII century.
Key words and phrases: secularization of church architecture; Moscow Hoff Intendant's Chancery; Elizabethan baroque; forming processes in cult architecture; gateway church-belfry; broken pediment; cruciform composition.