Научная статья на тему 'НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СООБЩЕСТВ'

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕПУТАТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киричук Степан Михайлович

Рассматривается проблема парламентаризма, которая характеризуется ролью представительных органов в системе власти, обеспечивающая согласование интересов, прежде всего общества, при обсуждении и принятии решений, определяющих правила и нормы жизнедеятельности граждан и их объединений на примере российско-белорусского межгосударственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPRANATIONAL PARLIAMENTARIANISM - A MECHANISM OF SOCIETIES INTERACTION EFFECTIVENESS IMPROVEMENT

The problem of parliamentarism, which is characterized by the role of the representative bodies of the power system, which provides coordination of the interests above all of society in the discussion and adoption of solutions, which determine the rules and standards of life of citizens and their associations on the example of the Russian-Belarusian interstate education.

Текст научной работы на тему «НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СООБЩЕСТВ»

7. Управление в обществе XXI века: проблемы и решения: коллективная монография / отв. ред. С. В. Бойко. - Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2013.

8. Фуко М. Психиатрическая власть. - СПб., 2007.

Сведения об авторах

Берсенева Надежда Васильевна, к. п. н., доцент кафедры конфликтологии, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, тел. 89817106515, e-mail: nvberseneva@rambler.ru

Сметанкина Людмила Васильевна, к. с. н., д. ф. н., профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного, г. Санкт-Петербург, тел. 89052028159, e-mail: lsmetankina.umo@mail.ru

Шабанов Лев Викторович, к. психол. н., д. ф. н., профессор кафедры конфликтологии, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, тел. 89112544804, e-mail: lev.shabanov@mail.ru.

Berseneva N. V., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair of conflictology, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, phone: 89817106515, e-mail: nvberseneva@rambler.ru

Smetankina L. V., Candidate of Science in Sociology, Doctor of Philosophy, professor of the chair of philosophical and socio-economical disciplines of the Military Academy of Communications named after S. M. Budennyi (St.Petersburg), phone: 89052028159, e-mail: lsmetankina.umo@mail.ru

Shabanov L. V., Candidate of Science in Psychology, Doctor of Philosophy, professor of the chair of conflictology, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, phone: 89112544804, e-mail: lev.shabanov@mail.ru.

УДК 342.533

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СООБЩЕСТВ

SUPRANATIONAL PARLIAMENTARIANS — A MECHANISM OF SOCIETIES INTERACTION

EFFECTIVENESS IMPROVEMENT

С. М. Киричук

S. M. Kirichuk

«Белоруссия — наш стратегический партнер и ближайший союзник»

В. В. Путин, 18.09.2015, г. Сочи

Ключевые слова: политические проблемы, депутаты, исполнительные органы власти, парламентаризм,

наднациональный парламентаризм

Key words: political issues, deputies, executive bodies, parliamentarianism, supranational parliamentarianism

Рассматривается проблема парламентаризма, которая характеризуется ролью представительных органов в системе власти, обеспечивающая согласование интересов, прежде всего общества, при обсуждении и принятии решений, определяющих правила и нормы жизнедеятельности граждан и их объединений на примере российско-белорусского межгосударственного образования.

The problem of parliamentarism, which is characterized by the role of the representative bodies of the power system, which provides coordination of the interests above all of society in the discussion and adoption of solutions, which determine the rules and standards of life of citizens and their associations on the example of the Russian-Belarusian interstate education.

Современное общество вступило в XXI век со сложными политическими, экономическими, социальными проблемами. Особенно они проявляются на фоне кризисов в экономике, локальных военных конфликтов, природных катаклизмов. Недостаток благ у населения «обнажает» многие различия в подходах к управлению, к религии, к мультикультурализму, к пониманию миропорядка и др. Жить в мире и согласии желают практически все, а могут очень не многие.

Экономический детерминизм, основанный на получении прибыли, повышении производительности труда, мобильности сил производства, неограниченном использовании природных ресурсов, не всегда в полной мере учитывает свое воздействие на социальные сферы жизнедеятельности человека и общества. Благосостояние личности, общностей, в целом личностное развитие должны быть основными в политическом развитии общества.

Пути решения сложных политических, экономических и, как следствие, социальных проблем не простые, порой болезненные для людей, требуют постоянных консультаций, объяснений. А это диалог в прямом и переносном смыслах, диалоги личностей, сообществ, поиск взаимопонимания,

путей решения проблем, обмен практиками решений, стремление к взаимовыгодному сотрудничеству и, наконец, взаимопомощь.

Эти задачи решают «управленцы» властных структур, предприятий, общественные организации, ученые и, наконец, сами граждане, проявляя свою активность.

В этом контексте особая роль принадлежит депутатам от местного до национального уровня. Депутатам, не только передающим в исполнительные органы обращения от жителей-избирателей (автор их называет «депутаты-почтальоны»), а людей ответственных, аккумулирующих боль и нужды избирателей в себе, и на этой основе мобилизующих и жителей, и власть, и в целом общество на безусловное решение проблемы, на действия, улучшающие качество жизни в наших селах и городах.

О роли парламентариев подготовлено немало материалов учеными, проходят различные конференции, слушания, обучение и другие мероприятия.

В обществе парламентаризм воспринимается по-разному: от «говорильни» до «системы правления» с характерным разделением законодательных, исполнительных и судебных функций верховной государственной власти [1].

Парламентаризм на современном этапе — это категория, характеризующаяся ролью представительных органов в системе власти, обеспечивающая согласование интересов, прежде всего общества, при обсуждении и принятии решений, определяющих правила и нормы жизнедеятельности граждан и их объединений.

Это вступление необходимо лишь в меру того, чтобы предложить дискуссию о роли депутатов, о неограниченных возможностях парламентаризма на примере функционирования наднационального парламента Союзного государства Беларуси и России.

Истоками парламентаризма Союзного государства стало традиционное в прошлом единение народов Беларуси и России на основе духовного единства, общности судеб, многовековых традиций. Стремление к эффективному развитию стран может стать тем фундаментом, который будет способствовать развитию личности, счастливой жизни в мире, достатку и равенству.

Российско-белорусское объединение в современной истории — это путь от Сообщества России и Беларуси (1996 год) к Союзу Беларуси и России (1997 год) и Союзному государству (1999 год).

Прочным фундаментом развития межгосударственных интеграционных процессов являются судьбоносные документы - символы многовекового братства народов России и Беларуси. 2 апреля

1996 года подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В этот же день учрежден День единения народов Беларуси и России [2].

2 апреля 1996 года можно назвать началом качественно нового этапа сближения народов Беларуси и России (производственные кооперационные и торговые связи на уровне предприятий и регионов никогда не прерывались). Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, подписав Договор, определили руководящий орган Сообщества — Высший совет, в который вошли главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух стран.

29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран (Санкт-Петербург) было положено начало Парламентского собрания Сообщества России и Белоруссии, определена дата сессии и место размещения Парламентского собрания — город Минск. А 25 июня 1996 года в Смоленске состоялась сессия Парламентского собрания Сообщества, на которой были решены организационные вопросы: избран Председатель, образован исполнительный орган Сообщества — Исполнительный комитет.

В Москве 29 августа 1996 года состоялся обмен грамотами о ратификации Договора об образовании Сообщества.

Договор о Союзе Беларуси и России был подписан президентами двух государств 2 апреля

1997 года, на этом же заседании утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе. Парламенты Беларуси и России ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года.

Сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12-13 июня 1997 года в Бресте, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского собрания Сообщества в Парламентское собрание Союза. Началось формирование союзных органов: об-

разованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной телерадиовещательной организации.

Значение принятых документов позднее высоко оценил Председатель Государственного совета Союзного государства Беларуси и России, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко:

«Сформирована и активно функционирует концептуальная основа нашего двустороннего сотрудничества, которой нет ни у одного из государств. Это Союзное государство с его органами и программами. Да, мы многое еще не решили, реализуя этот проект. Но то, что у нас есть в рамках Союзного государства, не имеет ни одно из государств в мире. Более того, наши наработки и достижения стали базисом для продвижения процессов интеграции на постсоветском пространстве. Союзное государство является локомотивом создания Евразийского экономического союза. Без сомнения, в новом интеграционном формате будут широко востребованы наши наработки и по межрегиональному сотрудничеству. По сути, это один из ключевых факторов повышения устойчивости национальных экономик» [3].

На схеме представлена основная структура Парламентского собрания (рис. 1).

Парламентское собрание Союза Беларуси и России

Председатель

Секретариат Парламентского собрания

Первый заместител ь Председателя

Заместител ь Заместитель Заместител ь Заместитель

Председателя Председателя Председателя Председателя

(Россия) (Россия) (Беларусь) (Беларусь)

Комиссии Парламентского собрания

По законо- По По бюджету и По социальной

дател ьству и экономической финансам политике,

Регламенту политике науке, культуре

По внешней По По экологии, По

политике безопасности и прирсдо- информацион-

обороне пол ьзованию ной политике

Рис. 1. Основная структура Парламентского собрания Союза Беларуси и России

Договор о создании Союзного государства был подписан 8 декабря 1999 года, принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Предусмотрено создание Высшего Государственного совета, Парламента, Совета министров, суда и Счетной палаты Союзного государства (рис. 2).

Рис. 2. Органы Союзного государства 61

Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный совет, в состав которого вошли главы государств и правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. Государственный совет назначает выборы в палату представителей Парламента Союзного государства, решает другие жизненно важные вопросы союзного строительства.

Председателем Высшего Государственного совета является один из глав государств-участников, если Стороны не договорились об ином. С 2000 года эту должность занимает Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Представительным и законодательным органом Союзного государства является двухпалатный парламент, состоящий из палаты представителей и палаты Союза. В соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Парламент Союзного государства функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание.

Главными задачами деятельности Парламентского собрания неизменно остаются достижение целей, вытекающих из Договора о создании Союзного государства, в том числе участие в решении основных вопросов строительства Союзного государства, содействие унификации и гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

В целях обеспечения глубокого и комплексного рассмотрения вопросов на сессии Парламентского собрания и заседания комиссий приглашаются представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств и ведомств России и Беларуси, Счетной палаты Российской Федерации, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также представители заинтересованных организаций и научного сообщества.

К примеру, в 2014 году состоялось 34 регламентных парламентских мероприятия, в том числе две сессии Парламентского собрания — 46-я (21 июня, г. Брест, рассмотрено 6 вопросов) и 47-я (5 декабря, г. Сочи, рассмотрено 11 вопросов), а также два заседания Совета Парламентского собрания (21 июня, г. Брест, рассмотрено 10 вопросов; 5 декабря, г. Сочи, рассмотрено 11 вопросов).

В соответствии с ранее принятыми планами в течение 2014 года было проведено 29 заседаний всех восьми комиссий Парламентского собрания (в том числе одно совместное) и одно рабочее совещание, на которых рассмотрено в общей сложности 276 вопросов, связанных с различными аспектами строительства Союзного государства [4].

Практикуются совместные заседания Комиссий. Так, состоялось совместное заседание Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам и Комиссии Парламентского собрания по экономической политике (рассмотрено 13 вопросов). В качестве одного из основных участников бюджетного процесса Союзного государства Парламентское собрание в течение всего периода работы уделяло особое внимание работе над проектами декретов о бюджете Союзного государства.

Практикуются выездные заседания депутатов Парламентского собрания, повестка дня этих заседаний и мероприятий актуальна времени и событиям.

27-29 мая в г. Минске по инициативе Парламентского собрания Союза Беларуси и России была проведена научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», приуроченная к празднованию 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Постоянно совершенствуются методы работы, идет поиск новых перспективных форм парламентской деятельности.

27 февраля в г. Москве председатели и заместители председателей комиссий Парламентского собрания приняли участие в рабочей встрече с членами Постоянного Комитета и Государственным секретарем Союзного государства. Встреча была посвящена рассмотрению проблемы совершенствования системы парламентского контроля за исполнением решений высших органов Союзного государства, определению приоритетных направлений развития Союзного государства на среднесрочную перспективу, формированию системы мониторинга и контроля за соблюдением положений российско-белорусских договоров и соглашений при принятии нормативных правовых актов Союзного государства, развитию взаимодействия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Постоянного Комитета Союзного государства.

Логическим продолжением взаимодействия Комиссии по экономической политике и Комиссии по бюджету и финансам стало проведение 9-10 октября в г. Тюмени 38-го заседания постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России по вопросам строитель-

ства Союзного государства на тему «Актуальные инновационные и бюджетные аспекты строительства Союзного государства».

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, представители бизнес-сообщества, ведущие эксперты в области инноваций и специалисты бюджетной сферы Союзного государства.

В ходе семинара были подробно проанализированы:

• состояние, ключевые проблемы, связанные с созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей бюджетный процесс в Союзном государстве, и основные механизмы его реализации;

• перспективы сотрудничества государств-участников Союзного государства в научно-технической, инновационной и инвестиционной сферах;

• необходимость государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе в рамках программ Союзного государства.

В ходе пленарного заседания семинара было заслушано и обсуждено почти 50 докладов. Они касались вопросов межрегионального сотрудничества в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза.

Соответствующие рекомендации внесены на рассмотрение органов Союзного государства, заинтересованных министерств и ведомств государств-участников.

Перспективной и востребованной формой работы является деятельность Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

В целях подготовки проекта Конституционного акта Союзного государства в 2003 году образована комиссия для работы над проектом Конституционного Акта. При одобрении Конституционного Акта объединительный процесс перейдет в заключительную фазу формирования единого государства. В настоящее время степень готовности документа высока.

На современном этапе наиболее действенным и продуктивным звеном в процессе формирования союза двух государств является Парламентское Собрание. Парламентарии заложили основы формирования правовой системы Союзного государства. Перечень вопросов, рассмотренных на заседаниях сессий, свидетельствует о проделанной большой работе депутатов. При этом следует учесть, что она проводилась в режиме согласованных действий с национальными парламентами государств-союзников.

За весь период функционирования Парламентского Собрания, с апреля 1996 года по настоящее время, проведено более 45-ти сессий.

Главными на сессиях были вопросы:

• о полномочиях членов Парламентского собрания Сообщества Беларуси и России, о Комиссиях, их составе;

• об основных направлениях законопроектной деятельности и плане первоочередных мероприятий;

• о концепции и плане мероприятий по унификации законодательства в сфере реформирования экономики;

• о союзной собственности;

• о финансово-промышленных группах;

• о механизме трансформации союзных законодательных актов в правовые системы государств-участников;

• о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих;

• об обязательном социальном страховании;

• о ходе работы над проектом законодательного акта, определяющего равный статус граждан Беларуси и России;

• об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь и гражданами Российской Федерации.

На IV сессии Парламентского собрания (апрель 1997 года) при рассмотрении проекта Договора о Союзе Беларуси и России парламентарии пришли к выводу, что объединение получает более высо-

кую стадию интеграции — союз двух государств. Именно этот период — это время нового ускорения процесса формирования правовых основ Союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерной особенностью этого периода можно назвать активизацию интеграционных усилий союзников. Именно в этот период начали разрабатываться многие совместные программы, которые обеспечили интеграцию ряда отраслей экономик государств-союзников. В рамках Союзного государства реализуется около 40 программ. Идет разработка передовых технологий для нужд космической промышленности, спутниковой навигации, геологоразведки, сельского хозяйства.

Принятие депутатами Парламентского собрания закона «О порядке разработки, рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза» явилось серьезным шагом в совершенствовании всего бюджетного процесса. За последние годы бюджет российско-белорусского союза увеличился в пять раз.

Это позволило в рамках реализации совместных программ дополнительно создать около 300 тысяч рабочих мест. Иными словами, бюджет стал действенным средством реализации целей и задач Союза.

Подписание Договора о создании Союзного государства ознаменовало собой не только начало нового этапа в процессе единения народов Беларуси и России. Появление этого документа потребовало поднять на новый уровень работу союзных депутатов Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Парламентарии занимаются не только вопросами дальнейшей унификации законодательств двух государств, уровнем эффективности интеграции, но и проблемами, без решения которых нельзя создать конкурентное образование, способное противостоять вызовам мировой экономики, быстро меняющегося мира. В повестке парламентариев экономика, внешняя политика, наука, медицина, экология и многие другие вопросы.

Не менее важной является проблема укрепления международного авторитета Союзного государства, его признания мировым сообществом. У Парламентского собрания сложились устойчивые отношения с Межпарламентской ассамблеей государств Содружества Независимых Государств, Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сотрудничества, ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Парламентской ассамблеей ОДКБ, Межпарламентской ассамблеей Православия. При указанных структурах, а также при Межпарламентском Союзе государств-членов Организации Исламского Сотрудничества (ПС ОИС), Парламентское собрание Союза имеет статус постоянного наблюдателя.

В своей деятельности Парламентское собрание использует практику принятия политических заявлений и обращений по ключевым вопросам международной жизни.

Наднациональное образование — Парламентское собрание Союза Беларуси и России в постоянном поиске новых форм укрепления интеграции двух стран. Важнейшим этапом укрепления связей в экономике, взаимодействии стало развитие межрегионального сотрудничества. Практически нет регионов России, которые не имели бы договоров о совместных действиях в разных областях жизнедеятельности с регионами Беларуси или республикой в целом. Это приносит значительные преимущества гражданам обеих стран.

Востребованной формой сотрудничества становятся Форумы регионов Беларуси и России. Первый из них состоялся в 2014 году в Минске и был посвящен поискам путей эффективного развития агропромышленного комплекса Беларуси и России. Участники обсудили вопросы продовольственной безопасности Союзного государства, выработали рекомендации по достижению указанных целей. На втором Форуме регионов обсуждались вопросы промышленной политики, интеграции законодательства, производств, научных разработок в промышленности. Прошли заседания тематических секций, обмен мнениями между депутатами, специалистами, учеными.

В 2015 году создана Комиссия по межрегиональному сотрудничеству. В. В. Путин, выступая на Форуме регионов России и Беларуси в сентябре в городе Сочи, высоко оценил результаты работы в интеграционных процессах всех участников строительства союзного государства: «идет общая работа над углублением интеграционных процессов на евразийском пространстве, совершенствуем нормативно-правовую базу. Стремимся создать все условия для усиления наших производителей на внутреннем и внешних рынках. Считаю, что вместе с белорусскими коллегами удалось выстроить добрую инфраструктуру сотрудничества. Его составной частью является взаимодействие по линии регионов. 80 из 85 субъектов Российской Федерации поддерживают прямые связи, контакты со своими коллегами в Беларуси. Наиболее активно с белорусскими партнерами сотрудничают Тюменская,

Московская, Смоленская области, Санкт-Петербург. Традиционно тесно работают друг с другом столичные города — Москва и Минск. Заключено порядка 270 межрегиональных соглашений в самых разных сферах. При этом межрегиональная договорно-правовая база регулярно пополняется новыми договоренностями. Так, на полях Форума подписаны еще почти два десятка соглашений... наша общая задача - обеспечить устойчивый рост наших экономик, повысить их эффективность, улучшить деловой климат, стимулировать приток инвестиций, в том числе и, прежде всего, частных инвестиций» [5].

А. Г. Лукашенко отметил роль регионального взаимодействия. Региональное взаимодействие — это прочная соединительная ткань, которая скрепляет дружбу наших народов и государств. Вообще экономика, торговля — это фундамент любых отношений. В этом кроется сильный интерес не только государств, но и народов. За этим стоят интересы миллионов белорусов и россиян.

Процесс создания российско-белорусского межгосударственного образования будет непростым. Однако результаты деятельности белорусских и российских депутатов в рамках Парламентского собрания Союза Беларуси и России можно назвать уникальными, а парламентскую практику — достоянием мирового сообщества.

Список литературы

1. Бакушев В. В. Парламентаризм: вводный курс / Учебное пособие. - М., 2012. - 96 с.

2. Бакушев В. В., Лихачев В. Н. Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти. Учебник. -М., 2015.-744 с.

3. Бакушев В. В., Хазин А. Л. Электронный муниципалитет: на пути развития. - М., 2008. - 258 с.

4. Гриценко Е. В., Маркварт Э., Мохов В. П. Местное самоуправление и развитие территорий: российский и европейский опыт. -Пермь, 2014. - 529 с.

5. Киричук С. М. Управление муниципальным образованием: учеб.пособие. - СПб., 2008. - 480 с.

6. Гонтмахер Е. Ш., Загладин Н. В., Семененко И. С. Этносоциокультурный конфликт: новая реальность современного мира: коллективная монография. - М.,2014. - 280 с.

7. Бабичев И. В., Шугрина Е. С. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М., 2015, - 672 с.

8. Киричук С. М. В ЕАЭС «отверженных» не будет // Союзное государство. - 2014. - № 8-9.

9. Первый Форум регионов Беларуси и России // Вестник Совета Федерации. - 2014. -№ 7-8.

10. Евтушенко Е. В. Стратегии инновационного развития ведущих компаний РФ // Инновации и инвестиции. - 2012. - N° 4. - С.

21-23.

11. Валинурова Л. С., Казакова О. Б., Исхакова Э. И., Евтушенко Е. В. Инструментарий финансового менеджмента на инновационно-ориентированном предприятии учебное пособие. - Уфа, 2012.

12. Дорожкин Ю. Н., Коршак А. А., Гайсина Л. М. Некоторые аспекты экономики и кадровой политики в нефтегазовом комплексе // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. - 2008. -№ 3. - С. 122-130.

13. Прикладная социология / под ред. Ю. С. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с.

Сведения об авторе

Киричук Степан Михайлович, д. с. н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Институт государственной службы и управления РАНХ и ГС, г. Москва, тел. 89199257030

Kirichuk S. M., Doctor of Sociology, professor, Tyumen State Oil and Gas University, Institute of Public Administration and Management, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, phone: 89199257030

УДК 327.7

ДИСКРЕТНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ИСПАНИИ И РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА DISCRETENESS OF SPAIN AND RUSSIA COOPERATION AT THE BEGINNING

OF THE XXI CENTURY

И. В. Шамин, А. С. Куклина

I. V. Shamin, A. S. Kuklina

Ключевые слова: Испания; Россия; внешняя политика; российско-испанские отношения Key words: Spain; the Russian Federation; foreign policy; the Russian-Spanish relations

Первые взаимоотношения королевства Испания и России зародились в 16 веке, Московское государство к этому времени укрепило свои границы, и королевство Испания королевы Кастилии Изабеллы и Арагона Фердинанда стало цельной и неделимой страной. Цель настоящего исследования — анализ общности исторического становления двух стран, которое к началу XXI века привело к резкому, но достаточно нестабильному развитию испано-российских промышленно-экономических отношений. В статье проводится анализ разных лет политических, экономических и культурных связей государств. Авторами рассматривается вопрос негативной значимости Украинского конфликта на

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.