Научная статья на тему 'Начальствующий, административный и преподавательский состав 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции: особенности формирования и структурирования (1925-1928 гг. )'

Начальствующий, административный и преподавательский состав 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции: особенности формирования и структурирования (1925-1928 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITIA / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / NKVD / TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / MILITIA PERSONNEL / МИЛИЦИЯ / МВД / НКВД / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

В статье рассматриваются особенности формирования и структурирования начальствующего, административного и преподавательского состава 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции. Проанализированы некоторые особенности регионального опыта подбора соответствующих кадров и их профессиональной деятельности в 1925-1928 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMANDING, ADMINISTRATIVE AND TEACHING STAFF OF THE 3rd VORONEZH REGIONAL SCHOOL OF JUNIOR CHIEF OF POLICE: FEATURES OF THE FORMATION AND STRUCTURING (1925-1928)

The article considers features of the formation and structuring of the commanding, administrative and teaching staff of the 3rd Voronezh Regional School of Junior Chief of Police. Some features of the regional experience of selection of relevant personnel and their professional activities in 1925-1928 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Начальствующий, административный и преподавательский состав 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции: особенности формирования и структурирования (1925-1928 гг. )»

К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОМ РЕГИОНЕ

А.П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А.В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В.А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ, АДМИНИСТРАТИВНЫМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ 3-й ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ШКОЛЫ МЛАДШЕГО НАЧСОСТАВА МИЛИЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ

(1925—1928 гг.)

THE COMMANDING, ADMINISTRATIVE AND TEACHING STAFF

OF THE 3rd VORONEZH REGIONAL SCHOOL OF JUNIOR CHIEF

OF POLICE: FEATURES OF THE FORMATION AND STRUCTURING

(1925—1928)

В статье рассматриваются особенности формирования и структурирования начальствующего, административного и преподавательского состава 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции. Проанализированы некоторые особенности регионального опыта подбора соответствующих кадров и их профессиональной деятельности в 1925—1928 гг.

The article considers features of the formation and structuring of the commanding, administrative and teaching staff of the 3rd Voronezh Regional School of Junior Chief of Police. Some features of the regional experience of selection of relevant personnel and their professional activities in 1925—1928 are analyzed.

Середина 1920-х гг. ознаменовалась очередным крестьянской милиции, связанным с развертыванием серьезным реформированием профессионального сети школ для младшего начальствующего состава образования и подготовки сотрудников рабоче- РКМ. Как указывалось в подписанном 23 апреля

9

1925 г. заместителем наркома внутренних дел РСФСР М. Ф. Болдыревым циркуляре НКВД РСФСР № 223, «надлежащая постановка обучения милицейского состава может быть осуществлена лишь путем... создания мощных школ областного или краевого характера, материально обеспеченных и при большем внимании мест к делу подготовки работников Милиции и Уголовного Розыска» [1. — Л. 32].

Важной составляющей данного процесса должен был стать грамотный подбор кадров, способных обеспечить быстрое формирование и бесперебойное функционирование новых школ, качественную организацию учебного процесса. Уже при самом подборе городов для планировавшихся к открытию школ должен был учитываться тот факт, что «расположение школ в культурно-промышленных центрах позволит использовать лучшие педагогические силы, идеологическое руководство и содействие мощных методических органов Наркомпроса, применить более усовершенствованную систему преподавания» [1. — Л. 33].

В организационно-структурном (административном) плане новые областные школы младшего командного (с 1926 г. — начальствующего) состава милиции, согласно Положениям об областных школах 1925 и 1926 гг., подразделялись на учебно-строевую и административно-хозяйственную части. Личный состав школ разделялся на постоянный — «начальствующий, административный и обслуживающий персонал» и переменный — курсантов [2. — Л. 27; 3. — Л. 154]. Преподавательский состав школ первоначально планировался как внештатный (по терминологии тех лет — «приватный»), приглашаемый на работу на основе трудового договора, исходя из специфики текущего учебного плана, обычно сроком на один семестр.

В приложении № 1а к вышеупомянутому циркуляру № 223 содержались планировавшиеся варианты штатов новых областных школ (табл 1.)

Таблица 1

Штат областных школ младшего комсостава милиции [1. — Л. 10]

Наименование должности Число лиц

Вне 1-го 2-го 3-го

разряда разряда разряда разряда

Начальник школы 1 1 1 1

Учебная часть. Начальник учеб. части 1 1 1 1

Преподаватели приглашаются по мере надобности

Зав. строев. и милиц. обучен. (Комбат) 1 1 1 1

Пом. зав. строев. обучен. (Комроты) 3 2 2 2

ИТОГО: 5 4 4 4

Адм. хоз. часть. Начальник части 1 1 1 1

Старший делопроизводитель 2 1 1 1

Младший делопроизводитель 1 1 1 1

Машинистка-переписчица 2 1 1 1

Каптенармус 1 1 1 1

Повар 1 1 1 1

Пом. повара (служащий при столовой) 1 1

Истопник 2 1

Уборщик помещен. и строев. лошадей 4 3 2 2

ИТОГО: 15 11 8 7

ВСЕГО 21 16 13 12

Перем. состава (курсантов) 300 200 150 100

ОБЩЕЕ ЧИСЛО 321 216 163 112

ПРИМЕЧАНИЕ: к областным школам относятся:

Вне разряда 1-го разр. 2-го разр. 3-го разр.

1-я Московская 2-я Ленинградская 10-я Ростовская краевая 3-я Волгоградская 7-я Казанская 8-я Орловская 9-я Саратовская 11-я Ново-Николаевская 12-я Иркутская 13-я Ташкентская 4-я Смоленская 5-я Вятская 6-я Уральская 14-я Киргизская 15-я Крымская

Согласно приложению № 4, заработная плата постоянного и переменного состава (73,824 тыс. руб.) вкупе с 8% отчислением на социальное страхование (5,906 тыс. руб.) и

оплатой учебных часов преподавателей (8,02 тыс. руб.) должна была составить весомую часть ежегодных расходов на содержание областной школы (111,2 тыс. руб.) [1. — Л. 17].

Как нами уже указывалось ранее [4], изначально размещение областной школы в Воронеже не планировалось, приоритет отдавался г. Орлу, и немаловажную роль в изменении выбора сыграла активность руководства Воронежского губернского административного отдела. В конце мая 1925 г. врид. начальника адмотдела губисполкома и милиции губернии Тимашов в своем ответе на соответствующий запрос Президиума Воронежского губернского исполкома не только заявил, что открытие в Воронеже областной школы младшего комсостава 2-го разряда было бы «не только желатель-

Планируемый штат кадрового состава Воро

ным и крайне необходимым» [5. — Л. 29 об.], но и приложил разработанный адмотделом проект организации такой школы, включивший в себя и весьма подробный подсчет расходов на ее открытие. Он исходил из того, что планируемая школа 2-го разряда должна была бы принимать 150 курсантов переменного состава, иметь «14 человек руководителей, инструкторов, преподавателей и технического персонала» (табл. 2) и, «согласно экономическому принципу районирования», обслуживать Воронежскую, Курскую, Тамбовскую и Орловскую губернии [5. — Л. 50—56].

Таблица 2

:ой областной школы РКМ [5. — Л. 51 об.].

№ Наименование должности Количество Содержание в месяц Содержание в год

Руб. коп Руб.

1 Начальник школы 1 86 50 988

Учебная часть

2 Начальник учебной части, он же комбат 1 46 80 561

3 Пом. начальника учебной части, комбаты 2 78 936

Административно-хозяйственная часть

4 Начальник админ.-хоз. части 1 46 80 561

5 Старший делопроизводитель, он же счетовод 1 38 - 456

6 Младший делопроизводитель 1 35 - 420

7 Машинистка-переписчица 1 27 50 330

8 Каптенармус 1 29 25 351

9 Повар 1 27 50 350

10 Помощник повара 1 25 05 300

11 Уборщик помещений, он же истопник 1 19 15 229

12 Повозочные конюхи 2 19 15 459

Итого на содержание 14 человек 5933

Планируемые расходы «на оборудование и содержание школы» были оценены в 105486 руб. 13 коп., в том числе на кадровый состав — 5933 руб., на зарплату преподавательского состава — 3648 руб., на переменный состав — 50400 руб., на социальное страхование 6956 руб. [1. — Л. 54—56 об.]

В итоге приказом № 149, подписанным 17 сентября 1925 г. врид. начальника Центрального административного управления НКВД — Начальника милиции Республики Зайцевым, было объявлено о создании с 1925/26 бюджетного года при народном комиссариате внутренних дел лишь трех областных школ младшего комсостава милиции: 1-й — в Свердловске, 2-й — в Саратове и 3-й — в Воронеже. Приказом были объявлены как Положение об областных школах младшего комсостава, так и их штаты [3. — Л. 154; 6].

Согласно «Положению об областных школах младшего комсостава 1925 г.», на начальника школы было возложено «общее руководство деятельностью школы в учебном, строе-

вом и административно-хозяйственном отношениях, за каковую он и несет полную ответственность». Он пользовался правами начальника уездной милиции и назначался на должность по представлению начальника соответствующего административного отдела губернии (области), губернским (областным) исполкомом и начальником милиции Республики [1. — Л. 1; 2 — Л. 154].

В обновленном Положении о школах от 22 ноября 1926 г. статус начальника школы был уточнен: 1) указывалось, что ему «подчиняется в служебном отношении весь личный состав школы»; 2) определялось, что ответственность за свою деятельность он несет непосредственно перед начальником ЦАУ НКВД — начальником милиции Республики; 3) фиксировалось, что взаимоотношения начальников школ с начальниками адмотделов исполкомов краев, областей, губерний и округов, на территории которых эти школы расположены, определяются особой инструкцией ЦАУ НКВД [2. — Л. 28].

В течение первого года функционирования новых школ при оформлении делопроизводства регулярно возникал ряд неточностей в фиксации наименований должностей начальников школ и лиц, их замещающих. Это повлекло за собой издание 13 декабря 1926 г. специального циркуляра ЦАУ НКВД, в котором давались следующие уточнения: «Исходящие отношения должны иметь подпись в редакции: Начальник школы (в скобках фамилия начальника и скрепа Помощника по той части, по которой исходит отношение)». Также указывалось, что «отношения в ЦАУ НКВД должны представляться за подписью Начальника Школы, а не за подписью его Помощников без указания, что они в данный момент подписывают отношение за Начальника школы или как временно исполняющий эту должность» [7. — Л. 21]. Все эти уточнения позволили нашему авторскому коллективу существенно оптимизировать процедуру выявления персонального состава начальников 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции.

Вопрос о полном списке конкретных лиц, осуществлявших функции начальника 3-й Воронежской школы милиции, среди отечественных исследователей достаточно долго оставался открытым. Так, С. Н. Токарева указывала, что «временно исполняющим ... был Безгин» [8]. В свою очередь, В. М. Смирных, ссылаясь на воспоминания ветеранов милиции, писал, что первым начальником школы «временно назначили инспектора адмотдела губисполкома А. Дра-чева», которого позже сменил В. Г. Косарев [9. — С. 153, 155].

Однако реальная ситуация была несколько иной. Углубленный анализ сохранившихся в архивах документов позволил нам уточнить, что еще 12 сентября 1925 г. врид. начальника ЦАУ Зайцевым было подготовлено предписание на имя начальника административного отдела Воронежского гу-бисполкома. В его тексте было указано: «назначенному на должность начальника П/отдела Милиции Адм. отдела Воронежского губисполкома т. Фернебок Илье Исаевичу поручается организация в г. Воронеже Областной Милицейской Школы» [10. — Л. 3]. Такая же информация содержалась и в распоряжении врид. начальника ЦАУ, подготовленном в тот же день на имя И. И. Фернебока [10. — Л. 4]. В выписанном И. И. Фернебоку удостоверении уточнялось, что «на него возлагается под его личную ответственность организация областной школы младшего комсостава Милиции в г. Воронеже и ему поручается вести по данному вопросу переговоры со всеми советскими общественными и партийными органами и организациями. Действительно по 1 января 1926 г.» [10. — Л. 5]. Но дополнительных документальных свидетельств непосредственного руководства И. И. Фернебоком процессом создания 3-й Воронежской областной школы найдено не было. А согласно выписке из

приказа по административному отделу Воронежского губисполкома от 14 октября 1925 г. № 4, «временно начальником 111-й Областной школы младшего комсостава милиции» с 15 октября 1925 г. был назначен «Инспектор Адмотдела т. Драчев» [11. — Л. 4].

На первый взгляд выбор данной кандидатуры на должность начальника новой школы вполне обусловливался педагогическим образованием и жизненным путем Александра Павловича Драчева, его участием в формировании первых губернских милицейских курсов в г. Воронеже. Однако отраженные в архивных документах результаты его практической деятельности показали несколько иную картину. Сотрудник ЦАУ НКВД Зайцев, проводивший в декабре 1926 г. обследование школы, так охарактеризовал Драчева: «Начальник школы — беспартийный, хороший педагог, энергичный, но как администратор в условиях школы... слаб, а отсюда и авторитет последнего целиком в руководстве жизнью школы не может стоять на должной для него высоте, о чем высказал опасение и Нач. Адмотдела тов. Плаксин в вопросе организации ячейки и Месткома при школе... » [10. — Л. 36]. Кроме того, 9 марта 1926 г. народным следователем 2-го участка г. Воронежа Тишкевичем было вынесено постановление об отстранении А. П. Драчева от должности в связи с привлечением его в качестве обвиняемого по ст. 108 ч. 1 и ст. 116 Уголовного кодекса, так как «дальнейшее пребывание его на службе в означенной должности может иметь влияние на ход следствия и . по роду совершенного им преступления пребывание его в этой должности невозможно» [11. — Л. 6 об.].

Исходя из того, что А. П. Драчев впоследствии был назначен на должность инспектора губ-адмотдела и преподавал в Воронежской школе милиции, можно предположить, что вопрос о привлечении к ответственности закончился для него благополучно. Но к руководству школой он возвращен больше не был. Более того, в докладе начальника ЦАУ НКВД — начальника милиции Республики Сергиевского на коллегии НКВД о подготовке личного состава милиции и угрозыска (1927 г.) было указано: «При выяснении непригодности к исполнению служебных обязанностей были сняты с работы Начальник 1-й Ленинградской школы, Начальник 3-й школы среднего комсостава Милиции, Начальник 3-й школы младшего командного состава» (курсив наш. — Авт.) [12. — Л. 95].

После отстранения А. П. Драчева временное исполнение должности с 16 по 29 марта 1926 г. было возложено на Якова Трофимовича Плакси-на [13]. Впоследствии эти полномочия сначала на временной (до 26 мая 1926 г.) [2. — Л. 48; 14 — Л. 1—2], а потом и на постоянной основе перешли к Василию Григорьевичу Косареву, ранее

занимавшему должность начальника милиции Воронежского уезда.

В. Г. Косарев был сыном крестьянина. В 1926 г., в возрасте 28 лет, он имел, согласно анкете, «низшее образование», но зато являлся членом РКП(б) с 1918 г. и имел 9-летний стаж службы в РКМ [3. — Л. 157]. Руководство адмотдела ГИК так характеризовало Косарева: «Инициативу в своей работе проявляет. Умеет подобрать работников и хорошо руководит ими. С работой справляется и может поставить ее на должную высоту. Настойчив. Работе предан. Вполне улучшил ее. Возможно использовать в более высших органах милиции, на административной работе» [9. — С. 155]. Он неоднократно выполнял задания уездного комитета партии и уисполкома, прямо не связанные с деятельностью школы. За усердную службу неоднократно награждался, в том числе в 1927 г. — орденом Трудового Красного Знамени и именным оружием [15. — Л. 74 об.]. Самоотверженная служебная деятельность оказала негативное влияние на состояние его здоровья: материалы медицинского обследования 1928 г. выявили у 30-летнего мужчины немало серьезных заболеваний [16. — Л. 107], а школьная ячейка РКП(б) обосновала ходатайство в ЦАУ о предоставлении Косареву

Первоначальный постоянный состав 3-й ВШ

отпуска для лечения в санатории тем, что он «как коммунист, потерял здоровье на поприще революционной работы» [16. — Л. 108].

В. Г. Косарев занимал должность начальника 3-й Воронежской школы младшего комсостава милиции (3-й ВШМКСМ) со второй половины 1926 г. до ее коренной реорганизации в 1928 г. В период его отсутствия по причинам нахождения в командировках или в отпусках обязанности начальника школы обычно исполнял начальник учебно-строевой части П. В. Рождественский и, реже, начальник административно-хозяйственной части В. К. Безгин [17. — Л. 67; 18 — Л. 76], речь о которых пойдет ниже.

Постоянный состав школы назначался согласно «Положению о службе Р. -К. Милиции» и специальным инструкциям. Увольнение слушателей и служащих школ РКМ по болезни осуществлялось согласно трудовому законодательству и Приказу начальника милиции Республики 1922 г. № 207 [19. — Л. 577, 579, 582].

В 1925/26 и 1926/27 учебных годах штатный состав школы был укомплектован согласно Приказу НКВД 1925 г. № 146. Он включил в себя 15 человек (в т.ч. повар с помощником и 4 уборщицы) (табл. 3).

Таблица 3

на декабрь 1925 г. [10. — Л. 27 об. — 28, 42]

Должность по штату. Фамилия, имя и отчество Возраст Стаж РККА/ РКМ Образов. ценз Соц. положение

общее спец.

Начальник школы Драчёв Александр Павлович 38 4 /5 средн. учит. служ.

Начальник учебно-строевой части Рождественский Павел Валерианович 58 2/2 высш. филол. воен. служ.

Нач. администрат.-хозяйственной части Артемов Митрофан Герасимович 3/5 средн. воен. служ.

Помощник заведующего строевым обуч. Виноградов Николай Александрович 31 6/1 средн. воен. служ.

Помощник заведующего строевым обуч. Смелков Вениамин Вениаминович 30 7/1 средн. воен. служ.

Ст. делопроизводитель Лазаренко Иосиф Романович средн. крест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Младший делопроизводитель Певцова Вера Адамовна высш. незак. служ.

Машинистка Дианова Зинаида Кузьминична средн. крест.

Каптенармус Аристов Николай Николаевич средн. служ.

Информация о непосредственных обязанностях штатных сотрудников школы содержится в «Сведениях о фактически проводимой работе каждым штатным сотрудником Школы», предостав-

ленных 28 января 1928 г. руководством 3-й Воронежской школы в Отдел милиции НКВД РСФСР (табл. 4) [16. — Л. 321—325].

Таблица 4

Сведения о фактически проводимой работе каждым штатным сотрудником Школы (1928 г., январь)

Наименование должности ПРОИЗВОДИМЫЕ РАБОТЫ

Начальник учебно-строевой части школы «Детально обязанности Начальника Учебно-Строевой части сводятся к следующему: приглашению преподавательского состава и руководству его деятельности в соответствии с новейшими методическими требованиями; наблюдению за успешностью занятий строевым и милицейским обучением в связи с непосредственным руководством всей работой Зав. Строевым и милицейским обучением /Комбата/; ведению отчетности о посещаемости уроков как преподавателями, так и курсантами; контролированию успешности последних и взысканию всевозможных мер к поднятию её; составлению производственных планов и расписаний учебных занятий; выработке и проведению в жизнь мероприятий к поднятию как классной, так и внеклассной дисциплины; составлению всех донесений по Учебной части и отчетов о работе Школы; сношению с органами Милиции и Уголовного розыска для ведения практических занятий по милицейскому делу и уголовному розыску; к подготовке вопросов, намеченных к внесению на обсуждение Педсовета и Предметных комиссий; руководству деятельностью Учебного Бюро; своевременному снабжению учащихся учебными пособиями, а также заботе о своевременном пополнении библиотеки необходимыми руководствами и пособиями; заботе о своевременном пополнении учебно-вспомогательных учреждений (кабинетов и лабораторий) всеми необходимыми материалами, наглядными таблицами, картами, диаграммами, картограммами, коллекциями и проч.; заботе о снабжении всем необходимым для нормального хода учебных занятий предметных классов и всех помещений, предназначенных для занятий курсантов как в урочные часы, так и в неурочное время; заботе о планомерном ходе культурно-просветительной работы; организации экскурсий и предварительному сношению с администрацией государственных учреждений, музеев, заводов и т.п. в связи с этой организацией; наблюдению за плановостью проведения как экскурсий, так и всех практических работ, проводимых курсантами в стенах Школы и вне её».

Зав. строевым и милицейским обучением (комбат) «Ведает строевым обучением и физподготовкой Школы, постановкой военно-милицейского обучения всего батальона, являясь одновременно и командиром 1-й роты. Руководит воспитательной работой командного состава и курсантов. Проводит в жизнь и наблюдает за выполнением всех правил внутреннего распорядка в общежитии Школы, классах, столовой, научных кабинетах, кухне и т.п. Читает лекции по военным предметам и руководит этой работой среди военных кружков. Является председателем военно-цикловой предметной Комиссии по разработке методических вопросов, связанных с прохождением программы. Отвечает за сохранность оружия, состоящего на вооружении батальона. Участвует в комиссиях по хозяйственной части. Выполняет все работы по Учебной части Школы в отсутствие Пом. Нач. Школы по Учебно-строевой части, являясь его заместителем».

Пом. зав. строевым и милицейским обучением (комроты) «Руководит воспитательной работой курсантов роты, ведает военной подготовкой младшего комсостава и курсантов. Читает лекции по военным предметам. Наблюдение за внутренним распорядком роты, за исправным содержанием оружия роты. Ведет учет постельных принадлежностей роты. Заведывание и ведение книг и отчетности артиллерийского имущества. Надзор за опрятным содержанием обмундирования роты. Ведение всех ротных списков, а также проведение в жизнь мероприятий, предусмотренных Внутренним Уставом РКК. Руководство работой кружка по топографии. Является руководителем кружка "Профлото". Ведет учет в роте учебных пособий, принадлежащих Школе, а также выписанных за наличный расчет курсантами. Выдача 2 раза в месяц жалования курсантам. Участие в кружке Осоавиахима».

Начальник Адмхозчасти «Получение из Кассы Госбанка сумм зарплаты и авансов, раздача зарплаты, покупка необходимых для Школы материалов и предметов, общий надзор за помещениями Школы, за её имуществом, за работой технических канцелярских работников и низших служащих Школы. Снабжение топливом школы и надзор за состоянием кухни, столовой и общежития курсантов».

Счетовод «Ведение денежных книг, установленных Инструкцией Финотдела НКВД. Выписка ассигновок и учет их. Составление отчетов к каждой выписанной ассигновке. Составление раздаточной ведомости на оплату зарплаты (2 раза в месяц). Составление поквартальных сличительных ведомостей по движению и расходованию кредитов для Финотдела НКВД и Финконтроля. Составление расходных смет по Школе. Учет инвентаря и проч. имущества Школы. Переписка по денежным операциям».

Делопроизводитель «Получение почтовой корреспонденции, учет таковой и раздача адресатам. Ведение журналов входящих и исходящих бумаг. Ведение книги приказов по Школе и представление их в НКВД (Отдел Милиции). Всякого рода переписка как с центр. учреждениями, так и адмотделами, командировавшими в Школу курсантов. Учет окончивших Школу (библиотека). Составление отчетов, сводок и т.д. Просмотр всех руководящих инструкций, положений, приказов и т.д. Учет Личного состава служащих и курсантов».

Машинистка-переписчица «Перепечатка всей канцелярской переписки, приказов по Школе и подшивка бумаг в дела. Печатание по учебной части — планов, расписаний, положений, инструкций, докладов, программ, протоколов всех Комиссий, Учебного Бюро, Педсовета, конспектов и т.д. Печатание для ячейки ВКП/б/ — протоколов, планов, расписаний и т.д. Печатание протоколов всех кружков внеклассной работы курсантов, организованных при Школе, и т.п».

Каптенармус «Прием и выдача обмундирования и постельных принадлежностей. Ведение книги по обмундированию и арматурных списков. Закупка и выдача пищевых продуктов для столовой курсантов. Надзор за имуществом школы и санитарным состоянием кухни и столовой».

Повар «Изготовление горячей пищи к обеду довольствующимся курсантам».

Помощник повара «Помогает повару в изготовлении горячей пищи к обеду курсантов и кипячении куба воды к утреннему чаю для курсантов».

Дворник «Содержание в чистоте двора и тротуаров Школы, отопление в помещениях Школы и разнос по городу служебных пакетов».

Уборщицы «Уборка помещений Школы: канцелярии, 4-х классов, 4-х кабинетов, общежития на 150 человек, врачебного кабинета с мытьем полов до двух раз в неделю, приготовление воды в рукомойниках при общежитиях курсантов и уборка таковых».

Заработная плата постоянного и переменного состава 3-й Воронежской школы в условиях нэповского бюджетного дефицита по-прежнему оставалась невысокой, хотя и имела тенденцию к повышению: ставки окладов содержания 1925/26 и 1926/27 уч. г. выражались в следующих цифрах (табл. 5):

Таблица 5

Ставки окладов содержания постоянного и переменного состава 3-й ВШМНСМ в 1925/26 и 1926/27 учебных годах (рублей) [3. — Л. 157 об. —158]

Наименование должности Месячный оклад Наименование должности Месячный оклад

1925/26 г. 1926/27 г. 1925/26 г. 1926/27 г.

Начальник школы 120 160 Машинистка 40 40

Нач.уч.-строев. части 100 120 Каптенармус 30 35

Нач. адмхозчасти 100 120 Повар 30 35

Зав. строевым и милицейским обучением 80 95 Пом. повара 25 30

Комроты 75 85 Уборщица 20 25

Ст. делопроизводитель 50 60 Курсант 19,5-33-35 35

Мл. делопроизводитель 40 45

Указанные ставки 1925/26 учебного года были введены предписанием от 18 октября 1925 г. № 23/24/2. В 1926/27 учебном году распоряжением начальника милиции Республики от 13 октября 1926 г. №25/9212/21 ставки комсостава были повышены на 25—40% (в т.ч. начальнику школы до 198 руб.) при условии образования экономии ассигнованного на зарплату кредитования. Но в условиях недополучения средств из регионов (до 50%) руководством школы было принято решение понизить ставки окладов комсостава, «дабы образовавшаяся экономия средств соответствующего кредита позволила регулировать бесперебойно зарплату в определённых размерах в период всего учебного года... и учитывая необходимость повышения зарплаты низ-

шего состава Школы за счет сокращения ставок комсостава» [3. — Л. 157 об. — 158].

В соответствии с штатным расписанием начальник школы имел двух помощников: по учебно-строевой и по административно-хозяйственной части. Помощник по учебно-строевой части одновременно являлся заместителем начальника школы и начальником учебно-строевой части. Эту должность на протяжении всего существования 3-й Воронежской школы занимал Павел Вале-рианович Рождественский, первоначально — единственный специалист с высшим образованием среди штатных сотрудников, сыгравший огромную роль в учебно-методическом обеспечении курсовой подготовки милиции, пожилой опытный работник с 35-летним (к 1927 г., в возрасте 60 лет)

педагогическим стажем, высоко оцениваемый как руководством школы, так и лицами, проверявшими ее: «старый педагог», «отношение к работе глубоко-серьезное; решителен и тверд, благодаря чему имеет большой авторитет среди учащихся» [20. — Л. 19; 10 — Л. 35].

Обязанности начальника административно-хозяйственной части (АХЧ) первоначально по совместительству исполнял Митрофан Герасимович Артемов, бывший по основной должности заведующим строевым и милицейским обучением (командиром батальона). Это был единственный на 1925 г. член партии в штатном составе сотрудников школы, охарактеризованный как «военный человек с большой инициативой и выдержкой» [10. — Л. 35]. Однако проработал он недолго: полномочия начальника АХЧ у него вскоре принял Н. И. Копытин, а с должности комбата он был освобожден «по личной просьбе» с 15 августа 1926 г. [20. — Л. 18] В свою очередь, Н. И. Копы-тина с 25 мая 1926 г. заменил бывший начальник женского отделения государственного исправительно-трудового дома Василий Кузьмич Безгин, утвержденный в должности приказом ЦАУ НКВД от 1 июня 1926 г. № 97. В. К. Безгин, 39-летний выходец из крестьян, с начальным образованием, член партии с 1919 г., с 8-летним стажем службы в РКМ, бессменно и достаточно успешно исполнял эту должность в течение всего последующего существования 3-й школы [3. — Л. 157].

Должности командиров рот заняли Н. А. Виноградов, бывший помощником командира полка РККА, и В. В. Смелков, пришедший в школу с должности помощника начальника штаба дивизии. Они характеризовались как «командиры... с достаточным военным образованием и могущие вполне справиться с работой» [10. — Л. 35]. Н. А. Виноградов, впоследствии назначенный комбатом, зарекомендовал себя и на новой должности. По характеристике, данной В. Г. Косаревым, «имеет достаточный военный стаж, а также в части милицейской работы вполне подготовлен; глубоко-серьезно относится к своей работе и имеет большую любовь к ней. Тверд, настойчив и решителен» [20. — Л. 19].

На должность ротного командира вместо Виноградова с 24 августа 1926 г. был назначен Мит-рофан Петрович Талдыкин, еще один выходец из крестьян, член партии с 1919 г., «командир запаса средней группы» с 5-летней выслугой в РККА [20. — Л. 18]. Но приказом по школе от 7 октября 1928 г. № 140 в соответствии с приказом Начальника ЦАУ от 25 августа 1927 г. № 124 одна из должностей командиров рот была сокращена. В. В. Смелков приказом по школе № 142 с 11 октября 1927 г. был уволен, а его полномочия были вновь возложены на командира батальона Н. А. Виноградова [18. — Л. 20]. В свою очередь, в том же 1927 г. командиром 2-й роты стал И. Т. Елесеев [16. — Л. 25].

Наблюдавшееся в середины 1920-х гг. усиление партийного контроля за деятельностью образовательных организаций рабоче-крестьянской милиции, в частности, повлекло за собой издание Приказа по НКВД от 31 декабря 1925 г. № 207 о временном введении с 1 января 1926 г. в штат 3-й Воронежской областной школы младшего командного состава милиции должности «помощника начальника школы по политической части. С окладом жалования, одинаковым с начальником школы» [21]. Его непосредственные обязанности были фиксированы следующим образом: «Является непосредственным руководителем в деле политического воспитания курсантов, принимает все необходимые меры и проводит политико-воспитательную работу среди переменного и постоянного состава Школы и непосредственно сам ведет эту работу. Непосредственно руководит партийной организацией, через которую проводит все решения и лозунги партии, тесно увязывая данную работу с местными партийными и профессиональными организациями. Непосредственно ведет наблюдение и контроль за всей внеклассной работой кружков и ведет общее руководство кружков клуба, вечеров самостоятельности, вечеров вопросов и ответов, увязывая клубную работу с фракцией и самим Правлением клуба. Помимо основной работы Помощника Начальника, работает ответственным секретарем ячейки и руководит политическим кружком внеклассной вечерней работы» [16. — Л. 322]. С 1 января 1926 г. и на протяжении всего времени существования школы на этой должности работал Алексей Григорьевич Зайцев, до перевода в резерв НКВД занимавший должность комиссара 3 -й школы среднего комсостава милиции в Новочеркасске [9. — С. 162].

В течение 1926—1928 гг. в штатном составе 3-й Воронежской школы произошел и еще ряд изменений: делопроизводитель остался лишь один, но были добавлены должности счетовода, машинистки и повозочного, каптенармус стал исполнять обязанности кассира, у школы появился собственный врач [20. — Л. 19; 22 — Л. 120]. Он проводил санитарно-медицинское обслуживание школы согласно инструкции от 17 марта 1925 г. № 42. В его обязанности входили: дежурство в часы занятий, прием больных служащих и курсантов, лекционная работа с курсантами по санитарному просвещению, ежемесячный телесный осмотр личного состава и т.д. [16. — Л. 325].

В ходе ряда проверок начальствующий состав школы оценивался достаточно высоко: его качества «не вызывают сомнения в том, что как руководство Школой, Учебно-строевой и Хозяйственной частями, так и обучение военному делу находится в надежных руках» [3. — Л. 157], он «представляет собой спаянное и авторитетное в глазах курсантов ядро, способное повлиять на них морально и поддерживать достаточную дисциплину. Персонально каждый член данного состава в достаточной степени

дисциплинирован, проявляет самостоятельность и инициативу в своей работе, соответствует своему назначению. Дисциплинарных взысканий по отношению к кому-либо из них ни разу не было применено» [18. — Л. 20].

Преподавательский состав школы первоначально был внештатным и приглашался начальником учебно-строевой части, как уже отмечалось выше, исходя из специфики текущего учебного плана. Соответствующие кандидатуры рассматривались на педагогическом совете и утверждались начальником школы при обязательном соответствии ряду критериев: это должны быть «лица, обладающие достаточным педагогическим и научным стажем и имеющие права на преподавание в школах 2-й степени Наркомпроса, в губернских совпартшколах и в Военно-учебных заведениях (по военным предметам и спорту)» [23. — Л. 3].

Хроническая нехватка компетентных специалистов привела к изданию еще 4 ноября 1924 г. циркуляра ЦАУ, согласно которому к преподаванию в школах РКМ начали допускать их начальников, комиссаров и начальников учебных частей. Вторым основанием для такого решения было стремление «к большему сближению работников указанных категорий с педагогической работой и к большему непосредственному ознакомлению с обучающимися». При этом вводились ограничения на общий объем преподаваемых часов (в целом до 30, максимум — 48 часов в месяц). В 1925 г. в 3-й Воронежской школе уже все представители начальствующего состава дополнительно проводили учебные занятия: А. П. Драчев — до 10 часов в неделю, П. В. Рождественский — 8 и по 4 — остальные [10. — Л. 27 об.].

Вторым ограничением для допуска начсостава к данной деятельности был профессионально-образовательный ценз: преподавание милицейских предметов требовало наличия минимум годового стажа на ответственных милицейских

Преподавательский состав 3-й ВШМКСМ на

должностях или шестимесячного стажа при законченном милицейском образовании в объеме школ среднего комсостава милиции, для преподавания военных и правовых предметов — специальное образование или стаж не менее двух лет на командных и судебно-следственных должностях [24; 25. — С. 133]. В феврале 1928 г. В. Г. Косарев обращался в ЦАУ с просьбой разрешить командиру 2-й роты И. Т. Елесееву, «получившему специальное военное образование, преподавать топографию во 2-ом семестре текущего учебного года по примеру минувшего учебного года». Разрешение было получено [16. — Л. 24, 25].

В декабре 1925 г. ЦАУ был издан циркуляр «Об учете педагогического персонала по милицейским и уголовно-розыскным предметам школ среднего и младшего комсостава». Предусматривалось введение для данных категорий преподавателей месячного испытательного срока и предоставление начальникам школ по согласованию с ЦАУ новой возможности зачислять наиболее значимых из таких преподавателей в постоянный штат [26; 25. — С. 149]. Однако подобные зачисления в Воронежской школе милиции начали производиться преимущественно в 1930-е гг. На период работы в школе «приватные» преподаватели находились в ведении начальника учебно -строевой части.

В состав первых приглашенных преподавателей вошло немало тех, которые уже успели зарекомендовать себя в ходе работы на прежних милицейских курсах. Все лица, читавшие общеобразовательные, правовые дисциплины и общество-знание, имели высшее образование, милицейские и военные — среднее. Большинство преподавателей также работали в Воронежском государственном университете и на рабфаке. Среднее количество выполнявшихся ими часов в неделю было около 10 (табл. 6).

Таблица 6

брь 1925 г. [10. — Л. 27—28, 42, 52, 52 об.]

Фамилия имя и отчество Образовательный ценз/специальность Пед. стаж Фамилия имя и отчество Образовательный ценз/специальность Пед. стаж

Щемелинов Петр Иванович Высшее / юридич. 7 Юшков Петр Николаевич Высшее / физмат. 21

Панов Виктор Иванович Высшее / милиц. 5 Ватутин Михаил Тимофеевич Высшее / обществозн. 15

Щемелинов Дмитрий Иванович Высшее / естест. 20 Шугуров Владимир Георгиевич Высшее / военное 4

Томкевич Василий Васильевич Высшее / учит. 25 Павша Всеволод Николаевич Высшее / юридическое 10

Глушков Александр Иванович Высшее / естеств. 19 Александров Иван Константинович Высшее / обществозн. 5

Григоров Петр Андреевич Высшее / естеств. 7 Успенский Сергей Вениаминович Среднее/ милиц. 4

С течением времени преподавательский состав активно менялся, что объяснялось как его загруженностью по основной работе, переводами на новые места службы, так и спецификой распределения предметов в учебных планах. Тем не менее постепенно сложился

относительно устойчивый костяк из 17 преподавателей, обладающих значительным педагогическим стажем и в большинстве своем имеющих «высший образовательный ценз» (табл. 7) [3. — Л. 161].

Таблица 7

Преподавательский состав 3-й ВШМНСМ в 1926/27 учебном году

Фамилия, инициалы Основная должность Преподаваемый предмет Фамилия, инициалы Основная должность Преподаваемый предмет

Нахамкин Н. Я. Губпрокурор Конституция Глушков А. И. Преподав. Рабфака Физика, Химия

Александров И. К. Преподав. Рабфака Политграмота Щемелинов Д И. Преподав. 2-й ступени География

Станкевич Зав. Губсобразом / бывший учитель. Политграмота Драчев А. П. Инспектор Адмотдела Организация милиции

Щемелинов П. И. Нач. инспекторской части адмот-дела Совет. право / кодексы Фернебок И. И. Помощн. Губпрокурора Прох. службы, Дисц. Устав

Хромов Зам. Губпрокуро-ра Политграмота Успенский О. В. Пом. Нач. Умилиции Служба милиции

Ватутин М. Т. Преподаватель 2-й ступени Русский язык Чертков Д. Д. Помощн. Губпрокурора Советское право

Юшков П. Н. Преподаватель Рабфака Математика Паршин М. Инструктор физкультуры Физкультура

Шушоров В. И. Бывший учитель Математика Гельднер Л. Л. Нач. 3-го Отд. Гормилиции Письмовод. и делопроизв.

Григоров П. А. Преподаватель университета Естествознание

Характерным для Воронежской школы было закрепление одной учебной дисциплины за несколькими преподавателями, что вызвало критику начальника Отдела милиции Республики И. Ф. Киселева на совещании начальников школ (25 сентября 1926 г.) [27. — Л. 32].

Вместе с тем подобная практика в условиях, когда «приватные» преподаватели уходили в отпуск или откомандировывались по основному месту службы, позволяла несколько минимизировать потери учебных часов и впоследствии относительно безболезненно восполнять диспропорции в нагрузке между преподавателями: так, с 1 сентября 1927 г. по 15 февраля 1928 г. в связи с болезнями было пропущено 14, а из-за командировок — 44 учебных часа, основная часть которых была возмещена [18. — Л. 25].

Активным было и внеурочное взаимодействие преподавателей и курсантов школы, заключавшееся в беседах, экскурсиях, кружковой работе и посещениях курсантского общежития в свободные от занятий часы [18. — Л. 28].

Оплата преподавательского состава за проведение лекционных, практических занятий, экскурсий, приемных и выпускных испытаний и за участие в заседаниях различных комиссий была «аккордной» и производилась по часовой норме тарифных ставок, согласованных с профсоюзами. В

частности, при заключении коллективного договора в губернском союзе работников просвещения в 1925 г. оплата за академический час лекции колебалась от 1,5 до 2,5 рублей [10. — Л. 28]. Профсоюзы активно выступали за оплату труда преподавателей и в случае срыва занятий по вине школы. Это в глазах сотрудников адмотделов, проверявших школу, было дополнительным аргументом в пользу включения преподавателей в штат: «При этом условии Школа будет иметь в своем распоряжении состав, преданный исключительно интересам Школы, и будет иметь возможность бесплатного проведения Комиссий и экскурсий в любое время, в любом количестве, чего в настоящий момент не имеет» [3. — Л. 173].

Отметим и тот факт, что, согласно данным обследований, хорошо знакомой с практикой милицейской службы оказывались лишь та часть преподавателей, которая была непосредственно связана с ней по основным должностям, а также отдельные лица из начсостава, много лет служившие раньше в рядах милиции. Но проверяющие отмечали и то, что «значительный интерес к милицейской работе и стремление к изучению милицейского дела проявляет весь командный состав школы и та часть преподавателей, которая теснее связана со школой, служа в ней с первых дней существования» [18. — Л. 21].

Вместе с тем в целом, как отмечалось в материалах проверок, «преподавательский состав школы безусловно должен быть признан сильным, авторитетным в глазах курсантов и со стороны мето-дико-педагогической стоящим на должной высоте». Подавляющее большинство преподавателей «с интересом относятся к своей специальности, и значительная часть преподавателей интересуется свежими течениями педагогической мысли». Ряд преподавателей работали методистами-руководителями по переподготовке работников школ 1-й и 2-й ступени и техникумов Воронежа и губерний, некоторые состояли «в Секции ученых работников при Воронежском Госуниверситете» [20. — Л. 17, 19; 18 — Л. 21].

Деятельность начальствующего, административного и преподавательского состава 3-й Воронежской областной школы младшего начсостава милиции в целом достаточно высоко оценивалась руководством РКМ РСФСР — в благодарности начальника милиции Республики отмечалось: «Воронежская школа милиции с первого же момента стала на верный и правильный путь, сумела в Воронеже подыскать педагогов, отвечающих своему назначению, близко стоящих к курсантской массе и чутко относящихся к их нуждам и потребностям. Много внимания уделяется в школе преподаванию для милицейско-уголовного розыска. В подготовке специалистов 3 -я Воронежская школа милиции занимает одно из первых мест» [25. — С. 160].

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). — Ф. Р-5. — Оп. 2. — Д. 285.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. Р-393. — Оп. 51. — Д. 6.

3. ГАВО. — Ф. Р-5. — Оп. 2 доп. — Д. 13.

4. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Предпосылки перестройки милицейского образования в Воронежской губернии в 1923—1925 гг. // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 4. — С. 9—19.

5. ГАВО. — Ф. Р-5. — Оп. 2. — Д. 85.

6. Сборник приказов Начальника Центрального Административного Управления Народного Комиссариата Внутренних Дел — Начальника Милиции Республики. — 1925. — № 15. — С. 241.

7. ГАВО. — Ф. Р-5. — Оп. 2. — Д. 472.

8. Токарева С. Н. Профессиональная подготовка милиционеров Центрально-Черноземной области // Концепт. — 2016. — Т. 15. — С. 2446—2450.

9. Смирных В. М. Люди тревожного времени. — Воронеж, 2010. — 191 с.

10. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 65. — Д. 64.

11. ГАВО. — Ф. Р-38. — Оп. 2. — Д. 1097.

12. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 47.

13. Российский государственный архив социально-политической истории (ГАСПИ). — Ф. 17. — Оп. 9. — Д. 538.

14. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 65. — Д. 74.

15. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 72. — Д. 43.

16. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 53.

17. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 45.

18. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 31. — Д. 331.

20. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 65. — Д. 91.

21. Бюллетень НКВД. — 1926. — № 3 (190).

— С. 29.

22. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 48.

23. ГАВО. — Ф. Р-285. — Оп. 2 доп. — Д. 285.

24. Бюллетень НКВД. — 1924. — № 41. — С. 1.

25. Кожевина М. А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук. — Москва, 2005. — 416 с.

26. Бюллетень НКВД. — 1925. — № 45. — С. 443.

27. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 65. — Д. 88.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj arkhiv Voronezhskoy oblas-ti (GAVO). — F. R-5. — Op. 2. — D. 285.

2. Gosudarstvennyj arkhiv Rossiyskoy Feder-atsii (GARF). — F. R-393. — Op. 51. — D. 6.

3. GAVO. — F. R-5. — Op. 2 dop. — D. 13.

4. Nakhimov A.P., Kirnos A.V., Kolesnikov V.A. Predposylki perestroyki militseyskogo obrazovaniya v Voronezhskoy gubernii v 1923—1925 gg. // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — № 4. — S. 9—19.

5. GAVO. — F. R-5. — Op. 2. — D. 85.

6. Sbornik prikazov Nachal'nika Tsentral'nogo Administrativnogo Upravleniya Narodnogo Komis-sariata Vnutrennikh Del — Nachal'nika Militsii Respubliki. — 1925. — № 15. — S. 241.

7. GAVO. — F. R-5. — Op. 2. — D. 472.

8. Tokareva S. N. Professional'naya podgotovka militsionerov Tsentral'no-Chernozemnoy oblasti // Kontsept. — 2016. — T. 15. — S. 2446—2450.

9. Smirnykh V. M. Lyudi trevozhnogo vremeni.

— Voronezh, 2010. — 191 s.

10. GARF. — F. R-393. — Op. 65. — D. 64.

11. GAVO. — F. R-38. — Op. 2. — D. 1097.

12. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 47.

13. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). — F. 17. — Op. 9.

— D. 538.

14. GARF. — F. R-393. — Op. 65. — D. 74.

15. GARF. — F. R-393. — Op. 72. — D. 43.

16. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 53.

17. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 45.

18. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 56.

19. GARF. — F. R-393. — Op. 31. — D. 331.

20. GARF. — F. R-393. — Op. 65. — D. 91.

21. Byulleten' NKVD. — 1926. — № 3 (190).

25. Kozhevina M. A. Milicejskoe obrazovanie v Sovetskoj Rossii: organizacija i pravovoe reguliro-vanie : dis. ... d-ra jurid. nauk. — Moskva, 2005. — 416 s.

— S. 29.

22. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 48.

23. GAVO. — F. R-285. — Op. 2 dop. — D. 285.

24. Byulleten' NKVD. — 1924. — № 41. — S. 1.

26. Byulleten' NKVD. — 1925. — № 45. — S. 443.

27. GARF. — F. R-393. — Op. 65. — D. 88.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нахимов Александр Павлович. Начальник института. Кандидат философских наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-50-10.

Кирнос Андрей Викторович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-50.

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-56.

Nakhimov Alexander Pavlovich. Head of the Institute. Candidate of Philosophical Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-50-10.

Kirnos Andrey Viktorovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-50.

Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-56.

Ключевые слова: милиция; МВД; НКВД; обучение; образовательные организации; кадры.

Key words: militia; the Ministry of Internal Affairs; the NKVD; training; educational organizations; militia personnel.

УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.