Научная статья на тему 'Начало школьного духовного образования в Сибирском регионе (XVIII-XIX вв. )'

Начало школьного духовного образования в Сибирском регионе (XVIII-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The beginning of school religions education in Siberian the XVI- II—XIX centuries.

The author regards the history of religions education since 1701 up to the XIX century, and underlines a serious contribution of religions schools to education of the inhabitants of Siberia.

Текст научной работы на тему «Начало школьного духовного образования в Сибирском регионе (XVIII-XIX вв. )»

Т. А. Быкова. Начало школьного духовного образования в Сибирском регионе (XVIII XIX вв.)

тия промышленности, торговли и сельского хозяйства - это создание проекта единой сословной образовательной системы России, централизации управления образованием в едином органе. В развитии школы и просвещения этого периода выделяют четыре этапа. Первый охватывает первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформирования государства. Второй период связан с возникновением закрытых сословных дворянских учебных заведений. Третий этап С1766 1801гг.) характеризуется распространением педагогических идей эпохи Просвещения, подготовкой к екатерининской школьной реформе. Организация сети народных училищ, ряда закрытых образовательных учебных заведений подготовила образовательную реформу Александра I.

Модернизация системы образования в России носила «догоняющий» характер по сравнению с государствами Западной Европы, в которых в начале и первой трети XIX в. на Западе произошли промышленные революции. В их ходе возникла потребность в большом количестве грамотных специалистов в области техники, как высшей профессиональной, так и начальной квалификации. Как следствие появление образовательных систем в европейских государствах. В XIX в. решались две важнейшие задачи: введение всеобщего начального и относительно доступного среднего образования; переподчинение школы от церкви государству. Эти задачи решались с учетом национальных особенностей и степени участия государства в управлении школьным делом.

В России стержнем последнего периода «государственной педагогики» стала попытка создания государственной системы народного образования. Самое начало XIX в. охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. Реформы Александра I в области образования привели к созданию в России новой системы образования, в основу которой были положены принципы бесплатности, бессословности и преемственности учебных заведений. Результатом «государственной педагог ики» стало формирование системы образования в ее современном понимании.

К концу XIX в. в России была создана сеть непреемственных учебных заведений, существовали и различные органы управления. Каждому типу образовательного заведения соответствовал свой нормативный документ («Устав», «Положение»), Сформировавшись в конце XIX в., система образования фактически в основе своей осталась неизменной до октября 1917 г.

Она практически не соответствовала уровню развития российской цивилизации. Но, несмотря на различные проекты, не была реформирована ввиду политико-идеологических причин; власти изыскивали возможности усиления влияния воздействия официальной идеологии на массы, в том числе и через школы.

Таким образом, видится, что предпосылками формирования системы образования стало развитие сети образовательных учебных заведений под влиянием потребностей индустриальной экономики, ведущей роли 1 осударства, официальной идеологии, деятельностью выдающихся реформаторов России и Запада.

Т. Л. Быкова

НАЧАЛО ШКОЛЬНОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ (XVIII—XIX ВВ.)

Томский государственный университет

Проблема образования и просвещения русского населения в Российском государстве всегда стояла очень остро. Всеобщая безграмотность, невежество не только низших слоев населения, но и высших, требовало от государственной власти серьезного внимания. До Петра Великого русское образование исходило от церкви и носило церковный характер. Начиная с XVII в. произошло разделение науки, литературы, образования на светское и духовное.

Специальным указом 1701 г. повелевал царь Петр архиереям «заводить училища для поповских, диаконских и церковных детей», обучая их грамоте, словесной грамматике и прочим наукам. Если в центральной России эти задачи решались более успешно, то в Сибирском регионе сложно и медленно. К началу XVIII в. Сибирь представляла собой огромную епархию, которая простиралась от берегов Ледовитого океана до Пермской и Оренбург ской губерний. Насчитывалось

230 тыс. христианского населения, проживавшего в городах и селениях, отстоявших друг от друга на 300-400 км.

Первым и единственным учебным заведением в епархии стало духовное училище в Тобольске, открывшееся в 1701 г. Впоследствии духовный регламент определил открыть школы во всех епархиях, содержать их на средства архиерейских доходов, на сборы с церковных и монастырских земель. Однако этот процесс шел очень медленно. Сибирское духовенство предпочитало обучать своих детей дома, а затем отправлять в Тобольск для продолжения образования. В 1723 г. государь объявил Святейшему Синоду, чтобы уклоняющихся от обучения забирать поневоле или записывать в податное население, или отдавать в солдаты. Тем не менее даже эти суровые меры не способствовали быстрому открытию учебных заведений и увеличению численности грамотных людей. Главной причиной препятствия быстрому и широкому развитию просветительских учреждений в Сибири являлся недостаток материальных средств духовенства. Митрополит Тобольский Филофей в 1702 г. в челобитной царю указывал на «великую нищету духовенства». Вследствие малонаселенности Сибири, бродяжничества населения, громадности, скудности и неустроенности приходов, практически не было церквей, приносивших доход. А для учреждения школы требовались значительные денежные затраты и расходы. Необходимо было выплачивать жалованье учителю, приобретать школьные принадлежности, нанимать и содержать квартиры, кормить и одевать учеников-си-рот. Делу просвещения не могла помочь и епархиальная власть. Вследствие неустроенности и бедности церковных приходов, скудности различных доходных статей, епархиальные доходы были настолько мизерными, что не имелось возможности выделить даже малую часть на образование.

Большие пространства приходов, неудобные и часто совсем непригодные пути и средства сообщения приводили к тому, что исполнение пастырских обязанностей отнимало у духовенства много времени и лишало их всякой возможности заниматься обучением детей. Практически полное отсутствие книг и учебных принадлежностей не позволяло обучать детей дома и в открывшихся школах. Особенно веской причиной был недостаток способных учителей. Именно по этой причине долго не могли открыть школу в Томске. Эта проблема оставалась острой и в конце XVIII в. В 1791 г. Томское духовное правление просило прислать учителя, так как в Тюмени и в других приходах при церквях способных педагогов не имелось. В г. Ачинске в 1792 г. не открыли

школу по той же причине. В 1803 г. томский игумен Даниил писал, что нет ни в среде братии Томского монастыря, ни в среде белого духовенства достойных учительской должности [1].

Большую роль в создании томской духовной школы и в поддержке образования в Сибири сыграл тобольский митрополит Антоний Нарожниц-кий. В 1744 г. Антоний велел настоятелю Томскою монастыря иеромонаху Авксентию открыть при монастыре школу, собрать детей духовенства, которые не имели средств отправить их для обучения в Тобольск. Открытие школы, как явление совершенно новое, встретило мало поддержки и сочувствия со стороны приходского духовенства. С великим трудом было набрано 30 детей, но приняты из них только 22, остальные 8 были «забракованы», так как они «при разборе являлись возрастными (35 и 45 лет) и к учению не способными» [2].

Наконец, в 1746 г. школа открылась и была названа Томским русским духовным училищем. Однако духовенство неохотно отдавало своих детей в школы, под разными предлогами удерживало их дома. В 1767 г. было решено штрафовать родителей, если они укрывают детей: протоиереев на 2 р., священников на 1 р. 50 к., дьяконов-на 1 р., дьячков и пономарей -на 50 к. с человека за каждый месяц [3]. Училище состояло из двух классов и преподавались в нем следу-ющие предметы: чтение по церковным и гражданским книгам, чистописание, катехизис и арифметика. При открытии школы не были получены рекомендации, программа и правила подготовки учеников, поэтому учитель проводил занятия по собственному усмотрению, не имея соответствующего опыта. За период 1746-1760 гг. духовная школа не смогла приобрести расположения у приходского духовенства, не заняла прочного положения и в результате не дала ощутимых результатов своей деятельности. Вследствие примитивных методов первоначального обучения, большинство детей неглупых от природы, оказались малоспособными и ленивыми, поэтому, не пройдя всего курса обучения, они устраивались только пономарями и причетниками. Лучшие и способные, а таких были единицы, отправлялись в Тобольское высшее училище или в семинарию для продолжения учебы, прочие устраивались писцами в духовные правления. За 15 лет школа выпустила 100 человек, умеющих читать и более или менее писать, поэтому состав дьячков и пономарей пополнялся относительно грамотными людьми.

В царствование императора Николая I школы при церквах и монастырях получили официальное признание, так как в 1836 г. был принят указ «Правила касательно первоначального обу-

Т. А. Быкова. Начало школьного духовного образования в Сибирском регионе (XVIII XIX вв.)

чения поселянских детей». В нем отмечалось, что православное духовенство должно было повсеместно открывать при церквах и монастырях школы для обучения сельских детей Закону Божьему, чтению, письму, счету. Если в 1839 г. число церковноприходских школ (ЦПШ) по стране составляло 2 тыс. с числом учащихся 19 тыс. человек, то в 1851 г. соответственно 2 700 с 25 тыс. учащихся, а в 1860 г. количество учебных заведений насчитывалось 7 907, учеников - 133 660 [4].

Особенно усилилась деятельность духовенства в ходе открытая церковных школ после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако 14 июля 1864 г. появилось положение о начальных нароДных училищах, по которому церковноприходские и воскресные школы были подчинены губернским и уездным училищным советам. Хотя духовенству позволялось совместно с другими сословиями заведовать народными училищами, тем не менее оно отнеслось к этому без особого энтузиазма. Таким образом, самостоятельность духовенства в деле начального народного образования была ликвидирована. Активно стали появляться министерские и земские школы, которые получали полное материальное обеспечение, в то время как церковные школы не имели никакой материальной поддержки.

Серьезным конкурентом духовенству в деле начального обучения стали земские школы. Их успех обусловливался тем, что земства сами организовывали подготовку учителей начальных школ и оплачивали их труд. Это облегчало расход сельских обществ на содержание школ, поэтому они охотнее соглашались на открытие земских, нежели церковноприходских учебных заведений.

Однако земские школы попали под подозрение после того, как в 70-е гг. ряд земских учителей оказались замешанными в революционной пропаганде. Правительство стало опасаться, что земские школы вместо служению истинному просвещению могут быть превращены в «орудие растления» народа. Оно вновь обратилось к насаждению церковных школ. Эта мера была одобрена в 1879 г. особым совещанием по борьбе с «крамолой» под председательством министра внутренних дел Валуева. При разработке нового проекта о церковных школах и Комитет министров, и Синод признали, что влияние духовенства должно распространяться на все виды элементарных училищ. Было принято решение о сосредоточении всего дела начального образования в духовном ведомстве и изъятии его из рук земств. Однако проведение данных мероприятий потребовало бы значительных ассигнований из казны, поэтому было решено ограничиться расширением и улучшением сети церковных школ с тем, чтобы постепенно заменить их земскими.

После тщательной подготовки в июне 1884 г. были опубликованы правила о церковноприходских школах. Цель, кроме распространения элементарной грамотности, заключалась в том, чтобы воспитать в детях страх божий, вселить в их сердца любовь к святой церкви и преданность царю и Отечеству. Заведовать этими учебными заведениями и обучать в них детей должны были приходские священники.

Закон 1884 г. благоприятно сказался на открытии в Сибирском регионе церковноприходских школ. Этому способствовало и то, что в ноябре 1886 г. был опубликован циркуляр томского епархиального начальства, в котором говорилось о роли и значении церковноприходских школ. Речь шла, в частности, о подготовке кадров и материальной поддержке данных учебных заведений. Все эти меры позволили значительно увеличить число школ. Так, в Томской епархии в 1886/87 уч. г. действовало 37 церковноприходских школ, в Енисейской и Иркутской епархиях, соответственно, 51 и 130 школ. Несмотря на то, что число приходских школ увеличивалось, колличество учащихся в них росло медленно. В Томской епархии в 80-е гг. в среднем на одну школу приходилось 18 учеников, в Енисейской - 15. Школы Министерства народного образования имели в среднем до 50 60 учащихся и даже вынуждены были отказывать желающим учиться в них. Церковноприходские школы отпугивали от себя значительную часть сибирского крестьянства, принадлежавшего к различным направлениям старообрядчества. и других иноверцев своей религиозной пропагандой. В Томской губернии число старообрядцев и иноверцев достигало 400 тыс. человек, в Тобольской - 809 тыс., а число учащихся из этой группы населения в церковноприходских школах составляло в среднем 3 человека в Тобольской губернии и 16 - в Томской [5].

Однако главной причиной недоброжелательного отношения к приходским школам являлось неудовлетворительное качество обучения. Уровень образования учителей церковноприходских школ был очень низким. Преподаватели с высшим образованием вообще отсутствовали, а учителя со средним образованием были всецело сосредоточены в городских церковноприходских школах. Ничтожная плата за заведование и преподавание совершенно не соответствовала тем хлопотам, труду и ответственности, какие приходилось нести священникам, в приходе которых открывалась школа. Полуграмотные причетники и епархиалки также не могли быть авторитетными и у мелыми педагогами. Обширность сибирских приходов и крайняя их разбросанность требовали от духовенства постоянной работы. Не оставалось времени для образовательной дея-

тельности. Сибирскому духовенству сложно было решать вопросы материального обеспечения учебных заведений школьными принадлежностями. Порой школа становилась в тягость причту и местному обществу. Нередко священники перепоручали преподавание Закона Божьего учителю-псаломщику, а за собою оставляли лишь наблюдение за школою. Все это отрицательно сказывалось на качестве преподавания. Епархиальное начальство контролировало деятельность церковных школ, награждало активных священников, проявлявших наибольшую заботливость, наказывало нерадивых, вычитая из их жалованья часть средств или публикуя их фамилии в печатных изданиях.

Исходя из отчета Томского епархиального училищного совета за 1891/92 уч. г. (в состав Томской епархии входила Томская губерния и Семипалатинская область) детей школьного возраста насчитывалось более 130 тыс. человек, обучалось в 360 школах духовного ведомства 7 тыс. В этот же период в 260 школах гражданского ведомства училось до 9 тыс. детей. Таким образом, около 114 тыс. детей школьного возраста оставалось без образования. Число всех учившихся к числу иеучившихся соотносилось как 1:8 [6].

Тем не менее к концу XIX в. ситуация в церковноприходских школах постепенно начинает меняться. В 1892-1893 гг. данные учебные заведения уже снабжались учебными пособиями в достаточном количестве. Так, в названный учебный год Томский епархиальный училищный совет купил и разослал 7 660 учебников на сумму 1 911 р. 2 к. [7]. Письменные и классные учебные принадлежности (чернила, перья, карандаши и т.д.) приобретались на средства попечителей, благотворителей и родителей учеников.

Помещениями для церковных школ, как правило, служили собственные здания или церковные сторожки. Например, в Томском округе 90-е гг. из 20 школ 13 имели самостоятельные здания, 7 находились в церковных сторожках. Подобная картина наблюдалась и в других округах. Однако в Бийском, Каинском округах, соответственно, 10 из 50 и 3 из 16 церковных школ размещались в наемных помещениях. Но здания были пригодны для обучения детей в них, некоторые имели земельные участки под сад и огород.

Финансирование содержания церковноприходских школ осуществлялось главным образом за счет местных средств и пожертвований. По Томскому округу главным источником доходов были средства, полученные от Архиерейского дома в размере 528 р. от попечителей - 435 р., от городских и сельских обществ - 408 р. (Дан-

ные на 1893 г.) Наиболее крупные пожертвования в пользу церковноприходских школ поступали от попечителя градособорной школы купца А.Е. Ельдештейна, который жертвовал деньги на приобретения новой классной мебели и на ремонт старой, а также на покупку классных и письменных принадлежностей в размере 100 р. Попечитель Никольской церковной школы Е.В Шмурыгин содержал на свои средства учительницу с жалованьем 180 р. в год и школьную прислугу с оплатой 3 р. ежемесячно. Им же были приобретены стенные часы, книги для чтения, 40 пар зимней обуви для бедных учеников. Общая сумма пожертвований составляла 335 р. 75 к. [8]. Всего за 1892-1893 гг. по всей епархии поступило средств на содержание церковноприходских школ в сумме 6 803 р. 81 к. [9].

Особое внимание уделялось подготовке и переподготовке педагогических кадров. Для этого было предложено открыть краткосрочные педагогические курсы. Занятия проводились как теоретические, так и практические для изучения методики преподавания различных предметов школьного курса. Затем Епархиальный училищный совет проводил испытание учителям. Успешно выдержавшие экзамены получали свидетельства с оценками их педагогического мастерства. Те, кто в силу разных причин не могли пройти подобные курсы переподготовки, должны были посещать образцовые школы в г. Томске для наглядного ознакомления с методами и приёмами обучения. Только после получения от руководителей этих школ удостоверения определялись соответствующая должность и оклад.

Епархиальный училищный совет предполагал открыть в каждом уезде хотя бы одну двухклассную церковноприходскую школу с целью подготовки и переподготовки учителей для церковных школ. Однако этот вопрос так и остался нерешенным.

В 1895 г. в Комитете министров был рассмотрен вопрос о передаче начальных училищ Сибири, состоявших в ведении Министерства внутренних дел и государственных имуществ, в ведомство Министерства народного просвещения или в ведение местных епархий. Из Томской и Тобольской губерний были получены отрицательные ответы, в которых отмечалось, что школы гражданского ведомства предпочтительнее церковноприходских школ. Ответ был подробно мотивирован, в нем указывалось:

1. Министерство народного просвещения в отличие от епархиальных ведомств располагает опытным персоналом для подготовки кадров.

2. Чиновнику министерства народного просвещения не приходится раздваиваться в своей деятельности, что неизбежно для священников.

И. В. Малиновский. Из истории становления и развития народного образования..

3. Большинство приходов, занятых своими прямыми обязанностями, не в состоянии в достаточной мере следить за школами.

4. Школы Министерства народного просвещения в большей степени удовлетворяют потребности земледельческого и промыслового населения, в то время как школы духовного ведомства не соответствуют потребностям края.

Этот вопрос долго обсуждался, и в ноябре 1895 г. обер-прокурор Святейшего Синода подписал документ «Об утверждении проекта Положения и штата управления церковными школами ведомства Православного Исповедания». В этом документе особая роль отводилась Училищному совету при Святейшем Синоде, который координировал всю работу по устройству и развитию церковных школ. Училищный совет разработал «Программы для церковноприходских школ», «Правила для уездных епархиальных училищных советов», «Правила школ грамоты» и другие документы. С 1895 г. ежегодно ассигно-

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

В начале XX в. на Севере Томской области в местах компактного проживания остяков действовали школы двух типов: церковноприходские и школы грамотности. Такие учебные заведения размещались в церквах или наемных домах. По I щиональному составу школы были в основном смешанными, но были и специализированные остяцкие школы первой ступени, например в 1896 г. открылась передвижная инородческая школа, обучение велось в Юртах Церковных, Калганак, Айполовых. Учителем был скупщик пушнины мещанин Рычков, попечитель -пристав Г. Плотников.

В Парабельском районе церковноприходские школы работали: в с. Тымском (учитель - меща-

вание из средств государственного казначейства составляло 3 279 145 р. на содержание церковноприходских школ и школ грамоты.

Таким образом, к концу исследуемого периода ситуация по повышению образовательного уровня сибирского населения меняется. В состав Томской епархии в этот период входили Томск, Каинск, Барнаул, Бийск, Кузнецк, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. На этой территории действовали 616 школ различных ведомств. Однако 110 670 (78%) детей школьного возраста не получали никакого образования. Подобная картина наблюдалась и в других регионах Сибири. На территории епархии действовали 393 прихода и только в 9 не имелось никакой школы.

Несмотря на все сложности, успехи в повышении образовательного уровня сибирского населения наметились, и церковные школы в этом деле сыграли заметную роль. Но требовались еще значительные силы и средства, чтобы эту проблему разрешить окончательно.

нин Петр Андреевич Белоусов), с. Каргасок (учитель - Никита Якимович Кодаков), д. Алатаево (учитель крестьянин Андрей Павлович Фадеев). Школы грамотности работали в с. Городище, д. Луговой, д. Толмачево, с. Парабель, д. Но-восельцево. В Кегской волости - с. Инкино, д. Волковой, д. Пановой, д. Атяевой, д. Курейс-кой. В Колпашеве был приют для детей-сирот инородцев. В 1909 г. в Нарыме в церковноприходской школе работала жена священника Елизавета Федоровна Никольская, окончившая гимназию, там же работало и городское училище (попечитель - Порфирий Агеев), учителями служили супруги Назаровы, окончившие Омскую учительскую семинарию.

Литература

Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск,1896. С. 6.

Жеравина А.Г. Томск в XVIII веке // Томску 375 лет. Томск. 1979. С. 41.

Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск, 1896. С. 41.

Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (1884-1809 гг.). Спб., 1909. С. 3.

Спасский А. К вопросу о народном образовании в Сибири // Сб. статей о Сибири и прилегающих к ней странах, Томск, 1898.

С. 480.

Краткий историко статистический очерк Томской епархии, Томск, 1897. С. 73.

Отчет Епархиального Училищного Совета о церковных школах епархии за 1892-1893 учебный год. Томск, 1894. С.53. Там же. С. 59. Там же. С. 61.

И. В. Малиновский

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Томский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.