НАЧАЛО РЕФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ И УЧЕТА
РАСЧЕТОВ В СФЕРЕ ЖКХ
А.Ю. Калинчева, студент
Тюменский государственный университет
(Россия, г. Тюмень)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11238
Аннотация. С 1 января 2019 года в России началась «мусорная реформа», практическое применение которой последовало за собой ряд проблем. Все субъекты реформы, а именно управляющие организации, жители и даже региональный оператор и местные власти оказались не готовы к ней. В данной статье приведены проблемы, с которым столкнулись участники реформы, и варианты их решения. Предложенные в данной статье рекомендации, призывают УК перейти к раздельному учету жилищных и коммунальных услуг, что позволит формировать в бухгалтерском учете достоверную детализированную информацию о расходах и доходах субъекта ЖКХ, необходимую для управления хозяйственной деятельности с целью получения максимальной прибыли.
Ключевые слова: мусорная реформа, региональный оператор, обращение с твердыми коммунальными отходами, жилищно-коммунальное хозяйство, управляющая организация.
С 1 января 2019 года в России началась «мусорная реформа». На практике управляющие организации, жители и даже региональный оператор (РО) и местные власти оказались не готовы к ней. Рассматривать сложившеюся ситуацию будем со стороны управляющей компании (далее УК), на которую законодательно, были возложены многочисленные обязательства.
Основным законом, который запустил реформу в действие, стал ФЗ от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ», в результате которого были внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) стало входить в состав платы за коммунальные услуги [1].
Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года был предусмотрен ФЗ от 28 декабря 2016 г. N 486 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года. В результате вступления указанного ранее закона,
на субъектов РФ возложили следующие обязательства:до 1 мая 2018 года - заключить соглашения с РО; до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу - регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования; до 1 января 2019 год - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО [2].
При неисполнении субъектом РФ своих обязательств, запуск реформы будет отложен, т.к. РО начнёт свою работу только при выполнении двух условий: в субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО, а так же по итогам конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключил с ним соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО» [3].
На практике возникла серьезная проблема, а именно неготовность субъектов РФ к «мусорной реформе», в следствии чего ее запуск был отложен. Сложилась ситуация, при который, если УК, обслуживают жилой фонд в разных субъектах РФ, то она будет вести учет услуги по «обращению с ТКО» по разным статьям затрат. Иными словами, будут дома, как объект
учета, по которым формируется выручка и себестоимость по ТКО в разделе жилищных услуг и будут те, по которым выручка и себестоимость будут сформированыв разделе коммунальных услуг. Эта проблема делает учет УК менее прозрачным или даже «некорректным» для управленческого учета и отражения финансового результата, т.к. УК является прямым исполнителем жилищных услуг, но не является исполнителем коммунальных, а значит, является посредником, и не может повлиять на себестоимостьили выручку.
Прошло 9 месяцев после планируемого запуска реформы по обращению с ТКО, однако «наличие» в регионах «мусорного» оператора и утверждённого тарифа невелики по отношению к российским масштабам. Появилась еще одна проблема, а именно при большой базе нормативно-правовой конкретики не был отработан алгоритм действий при заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Детальная проработка до-говорабыла невозможна, т.к. на урегулирование разногласий между сторонами отведено не более 20 дней, иначе по умолчанию типовая форма договора вступит в силу без возможности внесения изменений. В регионах, где реформа уже вступила в силу, большинствоУК не успели заключить договор в установленный срок. В результате, договор на практике был заключен спустя несколько месяцев после начала года, но фактически подписан от 01.01.19. Произвести начисление «новой коммунальной услуги» жителям можно только после наличия первичных документов, а это означает, что жители в одной квитанции и одном платежном периоде получили счет сразу за несколько месяцев, более того резко возросла дебиторская и кредиторская задолженность, что тоже плохо с точки зрения эффективности управления компанией.
Еще одной причиной неготовности РО и УК к реформе стало изменение порядка расчета. Ранее планировалась взымать плату за «коммунальную услугу» аналогично жилищным, т.е. с квадратного метра, но, например, в Тюменской области, вследствие массовых недовольств граж-
дан, распоряжение департамента от 25.12.2018 №623/01-21 «Об оплате потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области», которым предусматривалась оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, утратило силу [4].
Теперь плата взымается исходя из количества проживающих, включая временно проживающих, либо если никто не проживает, то по количеству собственников. Для корректных начислений необходимо было в кратчайшие сроки разработать новый алгоритм взаимодействия между РО и УК. Основная нагрузка легла, прежде всего, на работу паспортного стола, ведь как только был изменен порядок расчета в Тюменской области были зафиксированный «массовые выписки» по причине того, что на практике люди прописаны в нескольких местах, либо имеют несколько помещений в собственности, а значит, обязанность по внесению платы возникнет одновременно в нескольких местах.
Основной сложностью является поддержание актуальной базы для начисления, и ее дальнейшая передача РО, а так же внесение изменений в программу, в которой производятся начисления, доведения механизма до автоматизации. Помимо этого, в законе четко прописана обязанность в перерасчете жителю в течении 5 дней после обращения, при наличии ошибки в начислениях, однако нигде не сказано конкретно каким именно образом, а так же форм для заполнения сведений, необходимых для перерасчета тоже не разработано - заявление пишется в свободной форме. На практике, во всех информационных каналах можно было наблюдать, что были допущены массовые ошибки, которые привели к большому количеству недовольных жителей, требующих перерасчета [5].
Также, УК нужно придерживаться действующего законодательства РФ в части исключения услуги по сбору и вывозу ТКО из состава услуг по содержания общего имущества МКД на основании пись-
ма Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04: «...размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО» [4].
Иными словами, если в договоре управления многоквартирным домом (МКД) в тарифицированном перечне отдельно выделена строка «вывоз ТБО» - ее просто необходимо исключить. Если же она включена в более обширную услугу, то возникает еще одна проблема, т.к. просто так ее нельзя исключить, потому что нет однозначного понимания какой вес в тарифе у данной услуги. Данная проблема решается только путем проведения общего собрания собственников и изменение тарифицированного перечня. Данный процесс займет более 2 месяцев и не факт, что будет реализован, а с экономической точки зрения это дополнительные затраты связанные с расчетом нового тарифа, предоставлением и обоснованием калькуляции, а также сами затраты на проведение голосования и утверждения нового тарифа.
«Новая коммунальная услуга» должна оказываться УК совместно с РО по обращению с ТКО. Зоной ответственности УК будет являться содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), регионального оператора - оказание самой коммунальной услуги, начиная от места накопления. Появляется еще одна, не мало важная проблема: ранее в тариф на жилищную услугу «вывоз ТКО» УК включали в калькуляцию утилизацию ТКО, утилизацию ртутьсодержащих расходов, вывоз строительного мусора и содержания мест накопления вышеуказанных отходов, а теперь, при исключении данной услуги по вывозу ТКО, денежные средства на оказание оставшихся услуг должны быть найдены за счет иных источников. В тариф регионального оператора, безусловно, заложены ежемесячные затраты в размере не более 1% от выручки, связанные с заменой мусорных контейнеров, но как правило,
они не будут соответствовать тем, что были установлены ранее застройщиком, особенно в новых жилых кварталах. В сложившейся ситуации, УК необходимо принимать решение либо она за свой счет будет проводить данные работы, для того чтобы сохранить уровень «комфорта» своих жителей, либо согласиться на установку мусорных контейнеров от РО. Т.к. выручки по данной услуги, как жилищной, больше не будет, а постоянные затраты остались, это приведет к уменьшению чистой прибыли компании. Учесть данные затраты можно в любой другой жилищной услуге, утвердив новый тариф, но для этого нужно будет организовывать общее собрание собственников, сложности проведения которого указаны ранее.
Для того чтобы получить эффект от реализации реформы по «обращению с ТКО», как это было запланировано, должно пройти время, пока каждый участник мусорной реформы адаптируется к новым условиям. Для управляющей организации можно сформулировать ряд рекомендаций, которые применимы, как для тех, кто уже столкнулся с описанными ранее проблемами, так и для тех, кто осуществляет свою деятельность в регионах, где «мусорная реформа» еще не запущена полноценно.
Во-первых, необходимо еще до начала запуска реформы по обращению с ТКО начать работу по подготовке договора с РО: учесть сроки подачи информации, сроки оплаты, сроки и порядок предоставления сведений, необходимых для перерасчета, а так же формы для заполнения, т.к. типовой договор не включает их в себя. Необходимо заранее вести работу по заключению договора, т.к. типовая форма не учитывает интересы жителей, прописанных в договоре управления каждого многоквартирного дома. Для того, чтобы успеть заключить договор на своих условиях, необходимо в первый день, после запуска реформы, направить заявку РО, иначе можно столкнуться с проблемой подписания договора «задним числом». Так же необходимо до начала начислений в тестовом режиме проработать механизм начислений, для того чтобы не нарушить
сроки и порядок выставления платежных документов жителям. Для тех регионов, где реформа уже вступила в силу, но договор не заключен, можно рекомендовать вести работу по заключения договора с РО на своих условиях, ссылаясь на интересы жителей, прописанные в договоре управления. Если договор подписан, но ранее жителям не начислялась услуга по «обращению с ТКО», и теперь ее необходимо выставить сразу за несколько месяцев, то для снижения эмоциональной и финансовой напряженностисо стороны жителей и уровня дебиторской задоженностинеобхо-димо разбить начисления на несколько периодов, а не выставлять в один, опубликовать информацию с разъяснениями через все информационные каналы, и ввести дополнительные часы приема жителей.
Во-вторых, если сложилась ситуация, когда УК обслуживает жилой фонд в разных субъектах, в одном из которых реформа принята, а в другом нет, рекомендуем перейти к раздельному учету жилищных и коммунальных услуг, для того чтобы продолжать видеть и анализировать факторы, оказавшие влияние на финансовый результат. Введение субсчетов для жилищных и коммунальных услуг позволит разделять затраты УК, на которые можно повлиять напрямую или косвенно, принимать наиболее рациональные управленческого решения. На необходимость подробной детализации информации формируемой в бухгалтерском учете УК, указывают многие авторы, в частности, Токмакова Е.Г. и Кашкарова Э.В. [6].
В-третьих, рекомендуем тарифицированный перечень жилищных услуг сделать максимально подробным. Таким образом, УК обезопасит себя от возникновения иной подобной ситуации, сделает информацию для жителей более прозрачной. На практике не более 10% УК делают тарифицированный перечень услуг в договоре управления расширенный, т.к. есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, чем меньше жители знают, тем меньше задают вопросов, а так же тем больше возможностей у УК в каждой си-
туации менять калькуляцию в свою пользу. С другой стороны, все чаще в работе возникает необходимость отстаивать перед жителями острую нехватку выручки по какому либо направлению деятельности, как в нашем примере о включении в тариф услуги «по вывозу ТБО, КГМ» затрат на содержание мест накопления, утилизацию ртутьсодержащих отходов, утилизацию строительного мусора. Т.е. жителям уже проще объяснить причину повышения тарифа по другим статьям, из-за перехода услуги по «вывозу ТБО, КГМ» в раздел коммунальных.
Так как реформа вступила в силу относительно недавно, ежедневно появляются прецеденты решения Государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Так, в одном из таких решений ГЖИ ссылается на то, что если в составе размера платы не выделена услуга по «вывозу ТБО, КГМ», после вступления реформы в законную силу ее можно не исключать из состава размера платы, если в договоре управления не прописано какой удельный вес она занимает, несмотря на приведённое ранее письмо Минстроя России. Однако, если мы не исключим из состава размера платы жилищную услугу «Вывоз ТБО, КГМ» и начнем начислять новую коммунальную услугу «Вывоз ТКО» у УК может возникнуть незаконное обогащение, и вызовет массу недовольств со стороны жителей о взимании двойной платы - какое решение принимать решать только руководителю УК. Даже если УК примет решение провести общее собрание собственников об изменении состава размера платы, нужно всегда понимать - оно может не состоятся, т.е. не будет набран кворум. Таким образом, предложенные в данной статье рекомендации призывают УК перейти к раздельному учету жилищных и коммунальных услуг, что позволит формировать в бухгалтерском учете достоверную детализированную информацию о расходах и доходах субъекта ЖКХ, необходимую для управления хозяйственной деятельности с целью получения максимальной прибыли.
Библиографический список
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 N 176-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181820/ (дата обращения: 14.05.2019).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2016 N 486-ФЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209863/: (04.05.2019).
3. Постановление АС ЗСО от 27.12.2016 № Ф04-5585/2016. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.audar-info.ru/na/article/view/type_id/7/doc_id/20375/: (04.05.2019).
4. Распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 № 07/01-21 "Об оплате потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области". - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/price_tarif/How_much_we_pay/more.htm?id=11603653@ cmsArticle: (04.05.2019).
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/ (дата обращения: 20.05.2019).
6. Токмакова, Е.Г., Кашкарова, Э.В. Учет расчетов по недопоставленным услугам в жилищно-коммунальном хозяйстве // Вестник Омского университета Серия «Экономика». -2017. - № 1. - С. 45-53.
THE BEGINNING OF REFORMS FOR HANDLING MUNICIPAL WASTE: PROBLEMS OF PRACTICAL APPLICATION AND ACCOUNTING OF PAYMENTS
IN THE HOUSING SECTOR
A.Yu. Kalincheva, Student Tyumen State University Institute of Finance and Economics (Russia, Tyumen)
Abstract. On January 1, 2019, "garbage reform " began in Russia, the practical application of which followed a number ofproblems. All the subjects of the reform, namely managing organizations, residents and even the regional operator and local authorities, were not ready for it. This article describes the problems faced by the reform participants and their solutions. The recommendations proposed in this article call on the Criminal Code to switch to separate accounting of housing and communal services, which will allow for the formation in the accounting system of reliable detailed information on the expenses and incomes of the housing and communal services subject, necessary for managing economic activities in order to maximize profits.
Keywords: garbage reform, regional operator, solid municipal waste management, housing and communal services, managing organization.