Научная статья на тему 'Начальные страницы Великой литературы для иностранных читателей'

Начальные страницы Великой литературы для иностранных читателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN LITERATURE / OLD RUSSIAN LITERATURE / SLAVIC ALPHABET / LITERATURE / FOREIGN STUDENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ложкова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальные страницы Великой литературы для иностранных читателей»

88

Филологический класс, 1(47)/2017

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ_

УДК 378.016:821.161.1091

ББК Ш33(2Рос=Рус)4р ГСНТИ 17.82.09 Код ВАК 10.01.08

Т. А. Ложкова

Екатеринбург, Россия

НАЧАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

(Рец. На кн.: Andrea Grominova. Обзор русских литературных памятников XI-XVII веков. Univerzita sv. Cyrila A Metoda v Trnave. Filozoficka fakulta . Tribun EU, Brno, 2016)

Ключевые слова: русский язык, русская литература, древнерусская литература, славянская письменность, русская словесность, иностранные студенты.

T. A. Lozhkova

Ekaterinburg, Russia

GREAT PIECES OF LITERATRUE FOR FOREIGN STUDENTS

(A Review of the monograph.: Andrea Grominova. Russian Literary Masterpieces of XI-XVII centuries. Univerzita sv. Cyrila A Metoda v Trnave. Filozoficka fakulta. Tribun EU, Brno, 2016)

Keywords: Russian language, Russian literature, Old Russian literature, Slavic alphabet, literature, foreign students.

Рецензируемое издание разработано преподавателем Философского факультета Университета свв. Кирилла и Мефодия (Трнава, Словакия) Андреа Гро-миновой в рамках грантового проекта KEGA 025 UCM — 4/2014 «Повышение эффективности образовательного процесса в русско-словацкой компара-ции» и адресовано словацким студентам, изучающим русский язык и литературу. Древняя русская словесность рассматривается в рамках учебного пособия как важный источник, позволяющий в значительной мере повысить профессионализм будущих специалистов в сфере делового общения на русском языке. Перед автором «Обзора...» стояла сложная задача: отобрать произведения, с одной стороны, наиболее репрезентативные, отличающиеся высоким художественным уровнем, оказавшие несомненное и значительное влияние на классическую русскую литературу последующих веков, а с другой стороны, доступные для студентов, осваивающих современный русский язык. Поэтому представляется вполне оправданным выбор обзорно-хрестоматийного принципа изложения изучаемого материала.

Материал пособия структурирован в соответствии с периодизацией, традиционно используемой в учебных изданиях для российских студентов-филологов. Таким образом, древняя русская литература представлена в пособии в ее динамической целостности, как непрерывно развивающийся процесс.

Пособие открывается разделом, раскрывающим основные особенности древней русской литературы, обусловленные как спецификой средневекового мировоззрения, так и условиями бытования (рукописный характер). Обозначены факторы формирования древней русской словесности, ее основные источники (христианская книжность, в том числе апокрифы, переводные произведения, устное народное творчество). Охарактеризована жанровая система, освеще-

на проблема периодизации. Краткие очерки историко-литературного характера предваряют все последующие разделы пособия, позволяя обозначить основные этапы развития ранней русской словесности.

Безусловным достоинством является стремление автора включить предложенные к ознакомлению литературные тексты в исторический контекст: благодаря очеркам, кратко освещающим своеобразие исторической ситуации, важнейших событий, определявших напряженный характер общественной и культурной атмосферы, в которой развивалась русская литература, студенты получают возможность глубже вникнуть в суть художественного замысла, героического пафоса изучаемых памятников. Произведения, написанные в кризисные, ключевые периоды русской истории, таким образом, воспринимаются как живые свидетельства эпохи, позволяют ощутить дух времени, побуждавший книжников к поэтическому выражению волновавших общество идей, постановке актуальных проблем и напряженному поиску их решений.

Вопросы, предложенные в конце каждого раздела, позволяют не только организовать самостоятельную работу студентов над изучаемым материалом, развивать коммуникативные навыки, но и стимулируют их интерес к русской культуре, философии в целом, побуждают к расширению читательского кругозора.

Следует особо отметить стремление автора дать представление о жанровом составе древней русской литературы. В пособии представлены практически все магистральные жанры: летопись, жития, хожения, воинские повести, проповеднические жанры, образцы русского красноречия, публицистика, бытовая повесть и демократическая сатирическая литература XVII века. Студентам дается возможность увидеть перечисленные жанры в их историче-

© Ложкова Т. А., 2017

89

ском развитии. Так, русская агиография последовательно развернута в перспективе исторического развития: от раннего княжеского жития («Сказание о Борисе и Глебе»), канонических и смежных форм («Житие Феоодосия Печерского», «Житие Александра Невского») к новаторским формам XVI-XVII века («Повесть о Петре и Февронии», «Житие Юлиании Лазаревской», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). Широко представлен жанр воинской повести на разных этапах его развития: от XIII века («Повесть о разорении Рязани Батыем») к произведениям Куликовского цикла и «За-донщине». Значительное внимание уделено «Слову о полку Игореве» как ключевому произведению периода феодальной раздробленности Руси.

Учитывается всемирный аспект функционирования древнерусской литературы: уделено специальное внимание переводным памятникам, их роли в становлении и развитии русской литературы.

Областные литературы представлены в пособии новгородскими памятниками, что дает возможность познакомиться с региональными особенностями функционирования общерусского историко-литературного процесса.

Чтение избранных фрагментов из «Домостроя», бытовых повестей, низовой сатирической литературы XVII века дает студентам возможность познако-

миться с внутренней жизнью русского общества, в том числе демократических слоев, ее обыденными реалиями, увидеть ее глазами обычного человека, осознающего ценность своей личности и стремящегося выразить собственные духовные запросы в разнообразных художественных формах.

Произведения древней русской литературы представлены в пособии в переводе на современный русский язык, что, по-видимому, продиктовано учебными целями. Однако думается, что было бы полезно для ознакомительного просмотра включить в «Обзор...» и один-два фрагмента оригинальных текстов: это позволило бы словацким студентам яснее представить своеобразный облик древней славянской литературы.

Несмотря на относительно небольшой объем, «Обзор русских литературных памятников XI-XVII веков» Андреа Громиновой позволяет студентам, изучающим русский язык, получить достаточно цельное представление о начальных веках русской словесности. Пособие рекомендуется к публикации и использованию в учебном процессе. Оно будет, несомненно, полезно и для широкого круга читателей, стремящихся расширить свое представление о русской литературе и совершенствовать навыки чтения на русском языке.

Данные об авторе

Татьяна Анатольевна Ложкова — доктор филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: [email protected].

About the author

Tatyana Anatolyevna Lozhkova, Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Literature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.