Научная статья на тему 'Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек, приступивших к занятиям в 13-14 лет'

Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек, приступивших к занятиям в 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ / ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / METHODOLOGY OF ELEMENTARY EDUCATION TO TECHNIQUE OF VOLLEYBALL / TECHNICAL TRAINING / INTENSITY OF EXERCISES / EVALUATION OF LEVEL OF TECHNICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Ольга Васильевна

В статье приводятся данные изменения показателей длины тела спортсменок в волейболе, раскрываются вопросы особенностей начального обучения технике основных приемом игры волейбол высокорослых девочек, начинающих занятия в 13-14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек, приступивших к занятиям в 13-14 лет»

Шленков, Е.В. Табанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 4 (62). - С. 129-135.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.325

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛА ВЫСОКОРОСЛЫХ ДЕВОЧЕК, ПРИСТУПИВШИХ К ЗАНЯТИЯМ В 13-14 ЛЕТ

Ольга Васильевна Селезнева, аспирант,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ)

Аннотация

В статье приводятся данные изменения показателей длины тела спортсменок в волейболе, раскрываются вопросы особенностей начального обучения технике основных приемом игры волейбол высокорослых девочек, начинающих занятия в 13-14 лет.

Ключевые слова: методика начального обучения технике приемов игры волейбол, задачи технической подготовки, интенсивность выполнения упражнений, оценка уровня технической подготовленности.

INITIAL TRAINING TO THE TECHNICAL VOLLEYBALL SKILLS OF TALL

GIRLS, COMMENCED THEIR TRAINING AT THE AGE OF 13-14 YEARS

Olga Vasilievna Seleznevа, the post-graduate student,

Belgorod State University

Annotation

This article describes the changes in body length among the female sportswomen in volleyball, it focuses on issues of the features of primary education to technology of major game methods by tall volleyball girls, beginning the training at the age of 13-14 years.

Keywords: methodology of elementary education to technique of volleyball, technical training, intensity of exercises, evaluation of level of technical preparation.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в волейболе увеличился средний рост показатель игроков. Так, в 1988 году показатели длины тела спортсменок в среднем составляли 178 см. К 2011 г. эти показатели увеличились в среднем на 10 см: рост спортсменок в командах, занявших призовые места по итогам Чемпионата Росси 2010-2011 гг. составлял 188 см (от 187 до 204 см) [2].

Согласно планам примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу начальное обучение необходимо начинать в возрасте 9-10 лет [1]. В этом возрасте у детей определить их будущий рост можно с низкой долей вероятности [5]. При отборе девочек в 13-14 лет для начального обучения технике игры волейбол определить астеноидный тип конституции юных спортсменок можно с высокой долей вероятности [3,5]. В связи с этим необходимо разработать методику начального обучения технике приемов игры волейбол высокорослых девочек, начинающих занятия в 1314 лет, которая позволила бы решить задачи этапа начальной подготовки, рассчитанного на три года согласно примерной программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу за один учебно-тренировочный год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью определения эффективности разработанной методики начального обучения технике приемов игры волейбол с июня 2007 года по май 2008 года в группе подготовки на базе СДЮСШОР № 2 УФК и спорта по Белгородской области под руково-

дством тренера высшей категории Ноздрина С.Г. был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие девочки 13-14 лет в количестве 15 человек.

В экспериментальной группе (ЭГ) в ходе педагогического эксперимента проведено три обследования технической подготовленности: в сентябре 2007 г., январе 2008 г. и мае 2008 г.

Весь процесс начального обучения технике приемов игры высокорослых спортсменок 13-14 лет, занимающихся в группе подготовки при команде мастеров, был разделен на три этапа. Первый этап продолжался с июня по август 2007 г, второй этап - по декабрь 2007 г, и третий этап - с января по май 2008 г.

Из таблицы 1 видно, что объем учебно-тренировочной работы в ходе педагогического эксперимента в ЭГ плавно возрастал. Это произошло за счет увеличения количества занятий в неделю и продолжительности занятий.

По данным Карауловой Л.К. [3] подростки-акселераты опережают своих сверстниц на 3-5 лет и в 13-14 лет по показателям физического развития могут соответствовать 18-летним спортсменкам. В связи с этим высокорослым девочкам 13-14 лет окажется по силам выполнение учебно-тренировочных нагрузок с двумя тренировками в один день.

Таблица 1

Объем учебно-тренировочных занятий в ЭГ_____________________

№ недели Кол-во УТЗ в 1 неделе Продолжительность 1-го УТЗ Всего часов в 1 неделю Всего часов на этапе Всего часов в год

I этап (июнь-август) 1 неделя 5 УТЗ Вечер - 2 ч 10 ч 285 ч 1250 ч

2 неделя 5 УТЗ Вечер - 3 ч 15 ч

3 неделя 10УТЗ Утро - 1ч Вечер - 2 ч 15 ч

4 неделя 10УТЗ Утро - 2 ч Вечер - 2 ч 20 ч

5 неделя 10УТЗ Утро - 2 ч Вечер - 3 ч 25 ч

II этап (сентябрь-декабрь) 14-30 неделя 10 УТЗ Утро - 2 ч Вечер - 3 ч 25 ч 425 ч

III этап (январь-май) 31-42 неделя 10 УТЗ Утро - 2 ч Вечер - 3 ч 25 ч 540 ч

43-50 неделя 10 УТЗ Утро - 3 ч Вечер - 3 ч 30 ч

На первом этапе учебно-тренировочной работы в экспериментальной группе основное место в тренировочном процессе занимали общеподготовительные и общеразвивающие упражнения. На их долю приходилось до 36% от всех средств, применяемых в этот период в учебно-тренировочной деятельности. Упражнения по технической подготовке в первые три месяца работы занимали в среднем до 22% от общего количества часов. С каждым месяцем доля упражнений по технике увеличивалась примерно на 1%, тогда как количество упражнений по физической подготовке, как общей, так и специальной, наоборот, уменьшалось также в среднем на 1%.

На первом этапе экспериментальной работе главным образом решались следующие задачи: 1) овладение движениями, составляющими технические приемы игры; 2) подготовить опорно-двигательный аппарат и мышечную систему к предстоящей работе по физической и технической подготовке [4,6].

На втором этапе экспериментальной работе главным образом решались следующие задачи: 1) обучение выполнению движений в целостный двигательный акт приема игры; 2) развитие специальных физических способностей, звеньев опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении приемов игры волейбол.

Доля упражнений по ОФП в этот промежуток учебно-тренировочной работы составляла 32% от общего количества средств, а СФП - 16%. Упражнения по технической подготовке на втором этапе педагогического эксперимента занимали в среднем до 27% от общего количества часов.

По окончании педагогического эксперимента занимающиеся ЭГ должны были уметь выполнить технически верно все основные приемы игры волейбол. Эта задача активно решалась на третьем этапе педагогического эксперимента. В это время основное место в учебно-тренировочной работе с юными спортсменками занимали упражнения по технике. Их доля составляла в среднем 31% от всех средств. На третьем этапе стояла задача закрепления и совершенствования техники элементов игры. Упражнения, развивающие группы мышц, участвующие в выполнении приемов игры, также применялись на каждом учебно-тренировочном занятии. Их доля в общем объеме УТЗ составляла в среднем 15%.

В результате педагогического эксперимента установлено, что при итоговом выполнении технических приемов игры волейбол у девочек ЭГ наблюдалось уменьшение количества ошибок в технике приемов игры (таблица 2).

Передача мяча двумя руками сверху была оценена в среднем на 8,5 баллов. В технике этого приема игры наблюдалось наличие лишь трех мелких ошибок, грубые не присутствовали. Передача мяча двумя руками снизу выполнена испытуемыми в среднем на 9 баллов, а остальные приемы игры в среднем на 8 баллов. При выполнении подачи и нападающего удара экспертами были выявлены в среднем по 4 мелкие ошибки, грубые ошибки не наблюдались. По результатам предварительного и итогового тестирований этих элементов техники выявлены достоверные различия с уровнем достоверности 0,95.

Все данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика технической подготовленности девочек ЭГ

в ходе основного педагогического эксперимента____________________

Сентябрь 2007 г Январь 2008 г Май 2008 г

Кол-во ошибок Итоговая оценка Кол-во ошибок Итоговая оценка Кол-во ошибок Итоговая оценка

Передача сверху грубые - 4 2,5 грубые - 2 5,5 грубые - 0 8,5

мелкие - 3 мелкие - 3 мелкие - 3

Передача снизу грубые - 4 2,5 грубые - 2 6 грубые - 0 9,0

мелкие - 3 мелкие - 2 мелкие - 2

Подача грубые - 4 2 грубые - 2 5 грубые - 0 8

мелкие - 4 мелкие - 4 мелкие - 4

Нападающий удар грубые - 4 2 грубые - 2 5 грубые - 0 8

мелкие - 4 мелкие - 4 мелкие - 4

Блокирование - - грубые - 4 3,5 грубые - 1 7,5

- мелкие - 1 мелкие - 2

В целом же, проведённый эксперимент позволяет сделать следующий вывод. При начале обучения технике основных приемов игры волейбол высокорослых девочек в 1314 лет, необходимо весь процесс технической подготовки строить в течение одного учебно-тренировочного года. В течение этого времени в учебно-тренировочном процессе должны решаться задачи по технической подготовке трехлетнего обучения в спортивной школе по волейболу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волейбол : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный) / Ю. Д. Железняк [и др.]. - М. : Советский спорт, 2007. - 112 с.

2. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

- 520 с.

3. Караулова, Л.К. Физиология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.

4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.

5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 448 с.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.

7. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 614.256.5:616.89-008.48+796/799

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИКОВ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П.

Павлова

Аннотация

Врачебная деятельность сопровождается воздействием широкого спектра стресс-факторов, обусловленных высокой интенсивностью межличностного общения. В статье описывается предпринятая попытка ослабить синдрома эмоционального выгорания на организм медиков посредством использования двигательной терапии.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, физическая активность, врач.

PHYSICAL ACTIVITY AT PREVENTION AND REHABILITATION OF EMOTIONAL BURNOUT OF MEDICS

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University

Annotation

Medical activity is accompanied by the influence of a wide range of stress factors, caused by high intensity of interpersonal communication. The article describes the attempt to weaken the influence of the syndrome of emotional influence on the body of medics through the application of movement therapy.

Keywords: emotional burnout, physical activity, medic.

ВВЕДЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние эмоционального и физического истощения, возникающее вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Хотя стресс в какой-то степени физиологичен и является нормальным компонентом обыденной жизни, слишком сильный или длительный стресс - токсичен. Наиболее подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями. СЭВ свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются личностно вовлечёнными в них. Главную роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые отношения в системе человек-человек, например,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.