Научная статья на тему 'Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей'

Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛИСТКИ 12-14 ЛЕТ / КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / 12-14-YEAR-OLD VOLLEYBALL PLAYERS / COMPLEXES OF SPECIAL ACROBATIC EXERCISES / TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилова Светлана Валентиновна

В статье изучена эффективность обучения технике игры в волейбол девочек 12-14 лет на основе реализации специфических координационных способностей. В методе использованы комплексы специальных акробатических упражнений. Установлен более существенный рост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensification of Volleyball Technique Learning Efficiency on the Basis of Specific Coordination Abilities Realization

The article studies the learning efficiency of 12-14-year-old girls' volleyball playing technique on the basis of specific coordination abilities realization. Complexes of special acrobatic exercises are used in the methods. More essential indicators growth of technical readiness in the experimental group is established.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей»

УДК 796.325 ББК 74

Новожилова Светлана Валентиновна

соискатель кафедра физического воспитания и спорта Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

г. Ярославль Novozhilovа Svetlana Valentinovna Applicant for a Degree Chair of Physical Education and Sports Yaroslavl State University named after P.G. Demidov

Yaroslavl

Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей

Intensification of Volleyball Technique Learning Efficiency on the Basis of Specific Coordination Abilities Realization

В статье изучена эффективность обучения технике игры в волейбол девочек 12-14 лет на основе реализации специфических координационных способностей. В методе использованы комплексы специальных акробатических упражнений. Установлен более существенный рост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе.

The article studies the learning efficiency of 12-14-year-old girls’ volleyball playing technique on the basis of specific coordination abilities realization. Complexes of special acrobatic exercises are used in the methods. More essential indicators growth of technical readiness in the experimental group is established.

Ключевые слова: волейболистки 12-14 лет, комплексы специальных акробатических упражнений, техническая подготовленность.

Key words: 12-14-year-old volleyball players, complexes of special acrobatic exercises, technical readiness.

Многие исследователи [1, 2, 3, 4] считают, что высокий уровень развития

координационных способностей и игровой ловкости является «базой», своеобразным фундаментом, на котором можно совершенствовать техникотактическую подготовленность. На практике используется преимущественно путь обучения юных игроков узкому кругу технических приёмов и обеспечение надёжности их воспроизведения в игровых условиях за счёт огромного количества повторений в соответствующих упражнениях и играх [5]. Практика показывает, что уровень физических кондиций новичков во многом определяет успешность обучения техническим приемам в волейболе. Это выражается как в скорости освоения двигательных навыков, так и в правильности выполнения технических элементов игры [6]. Исследования механизма формирования удар-

ного движения юных волейболистов ДЮСШ г. Братска, проведённых Шалаевым А.Н. [6] позволили установить, что волейболисты на этапе начальной подготовки отличаются высоким уровнем физического развития и низким уровнем развития координационных способностей, что затрудняет процесс обучения нападающему удару.

Мы предполагаем, что применение специально разработанных нами комплексов акробатических упражнений, использование специального оборудования, отягощений и увеличение тренировочного времени, отводимого на развитие специальных скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств, приведёт к улучшению техники игры в защите и в нападении. Использование акробатических упражнений сходных по биомеханическим характеристикам с техническими действиями в волейболе позволит сократить сроки обучения техническим действиям и создаст предпосылки для дальнейшего повышения спортивного мастерства. Мы считаем, что создание специальной методики подготовки юных волейболисток (12-14 лет) является достаточно актуальной на сегодняшний день.

Целью исследования было оценить динамику изменения показателей технической подготовленности у волейболисток под влиянием метода обучения с использованием комплекса специальных акробатических упражнений.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие юные девочки (п=14, возраст 12-14 лет), занимающиеся в ДЮСШ г. Ярославля и г. Рыбинска волейболом в течение 2-3 лет. В экспериментальную группу (ЭГ) вошло 14 человек, тренирующихся по специальной программе в ДЮСШ г. Ярославль. В контрольную группу (КГ) вошли 14 человек, которые тренировались по обычной программе для учебно-тренировочного этапа 1-2 года обучения [1] (соотношение средств на виды подготовки общая и специальная физическая подготовка - 40%, технико-тактическая, интегральная - 60%), рекомендованной для занятий волейболом, в ДЮСШ г. Рыбинск. В течение 10 недельного макроцикла обе группы находились под наблюдением. Обследование проводилось до и после экспериментального (10 недель) периода. Эксперимен-

тальная группа тренировалась по тренировочному макроциклу, состоящему из трех мезоциклов: базового (3 недели), контрольно-подготовительного (4 недели) и предсоревновательного (3 недели). Особенностью экспериментальной программы было:

1) применение специально разработанных нами комплексов акробатических упражнений на скоростно-силовую и двигательно-координационную подготовку;

2) увеличение тренировочного времени (50 х 50%), отводимого на развитие специальных скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств. Распределение времени на основные формы тренировочной работы в экспериментальной группе: акробатическая подготовка (базовый мезоцикл - 37%, контрольно-подготовительный - 21%, предсоревновательный - 17%), развитие скоростно-силовых качеств соответственно: (21%, 37%, 17%), развитие игровой деятельности с компонентами технико-тактической подготовки волейболисток (42%, 42%, 66%).

Методы оценки технической подготовленности.

1.Показатель «Нижняя (верхняя) передача над собой». Определяется количество передач снизу (сверху) в круге диаметром 3 метра;

2. Показатель «Нижняя (верхняя) передача над собой с касанием пола». Определяется количество передач снизу (сверху) с касанием пола в круге диаметром 3 метра;

3. Показатель «Нападающий удар из 4 зоны», «Нападающий удар из 2 зоны». При ударах из зоны 4 (2) в зоны 4-5 (1-2) площадь попадания ограничивается лицевой, боковой и линией нападения расстояния 3 метра от боковой. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток. Определяется количество попаданий в цель;

4. Показатель «Прием подачи». Принимая мяч в зоне 6, волейболистка должна направить его в зону 2-3 выше сетки. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Определяется количество попаданий в цель;

5. Показатель «Верхняя передача в цель», «Нижняя передача в цель» (30 передач). Количество передач сверху (снизу) без «провала» в цель на стене диаметром 1 метр, расстояние до стены и от пола до цели на стене - 2 метра;

6. Показатель «Верхняя в цель за 30 сек», «Нижняя в цель за 30 сек». Определяется количество попаданий в цель за 30 секунд.

7. Показатель «Подача на точность в зону 1,6,5». Волейболисткам предлагается выполнить подачи на точность в зоны площадки. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Определяется количество попаданий в цель.

Комплексы упражнений используемые в экспериментальной методике включали: элементы акробатики, специальные акробатические упражнения волейболиста, акробатические прыжки, парные упражнения, прыжки через предметы (фишки, скамьи, лёгкоатлетические барьеры), напрыгивания на предметы, серии упражнений на мини батуте, упражнения с амортизаторами для мышц рук и ног, упражнения с фитболом для развития силы ног. Для «закрепления» волейбольной стойки применялись упражнения на качающейся доске и перемещения с набивными мячами в квадрате.

Результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования представлены в таблице. Можно отметить, что за 10-ти недельный тренировочный макроцикл произошли положительные сдвиги в обеих группах. Необходимо отметить, что до эксперимента показатели технической подготовленности волейболисток выше в КГ: КГ и ЭГ «Нижняя передача над собой» (136,7±71,0 и 86,2 ±63,1) р=0,110; «Нападающий удар из 2 зоны» (4,0± 1,2 и 2,5± 0,8) р=0,006; «Подача на точность в зону 1, 6, 5»: (4,0±1,1 и 2,5±1,0) р=0,004, (4,2±0,9 и 2.2±1,4) р=0,001, (3,9±1,1 и 2,6±1,2) р=0,02; «Сумма подач в 1,6,5 зоны» (12,1±2,7 и 7,3±3,0) р=0,001. После эксперимента в ЭГ выше показатели по сравнению с КГ: ЭГ и КГ «Верхняя передача в цель» (24,0±7,9 и 13,4±7,8) р= 0,007; «Верхняя в цель за 30 сек» (29,9±7,3 и 21,9±7,1) р=0,024. В КГ выше по сравнению с ЭГ: КГ и ЭГ «Прием подачи» (7,7±1,8 и 5,2±1,2) р=0,002; «Подача на точность в зону 1, 6, 5» (3,7±0,9 и 2,7±1,2) р=0,049; (3,9±1,1 и 2,7±0,9) р=0,018; (3,9±0,9 и 2,9±1,1) р=0,037. Сравнение динамики показателей техниче-

скои подготовленности после проведенного макроцикла показало что статистически значимое улучшение произошло в ЭГ по сравнению с КГ по следующим показателям: «Верхняя передача над собой» (р=0,042), «Нижняя передача над собой» (р=0,072), «Приём подачи» (р=0,021); «Нападающий удар из 4, 2 зоны» ( соответственно р=0,059, р=0,032) , «Верхняя передача в цель» (р=0,031), «Нижняя передача в цель» (р=0,076), «Верхняя в цель за 30 сек» (р=0,033), «Подача на точность в зону 1, 6» ( соответственно р=0,029, р= 0,044) «Сумма подач в 1,6,5 зоны» (р=0,043). Под влиянием тренировок за экспериментальный период в обеих группах произошло достоверное увеличение показателя «Верхняя передача в цель» (р<0,05 в ЭГ и КГ). В ЭГ «Верхняя передача над собой» р<0,05, «Нижняя передача над собой» р<0,1 «Нападающий удар из 4 зоны» р<0,05. «Прием подачи» р<0,01 «Верхняя в цель за 30 сек» р<0,01.

Таблица

Изменение показателей технической подготовленности за макроцикл в исследуемых группах

№ Показатели ЭГ КГ р

1 Верхняя передача над собой % 45,7±54,4* 5,3±21,4 0,042

2 Нижняя передача над собой, % 90,9±136,1А 6,6±31,5 0,072

3 Верхняя передача над собой с касанием пола, % 77,3± 121,6 27,8±68,7

4 Нижняя передача над собой с касанием пола, % 117,8±211,1 117,4±130,2**

5 Передача в баскетбольное кольцо, % -9,4±41,1 -1,6±25,1

6 Нападающий удар из 4 зоны, % 50,0±82,3* -3,3±15,8 0,059

7 Нападающий удар из 2 зоны, % 38,3±52,1 0,0±0,0 0,032

8 Прием подачи, % 53,7±62,9** 2,9±6,2 0,021

9 Верхняя передача в цель, % 86,7±109,8* 5,0±7,4* 0,031

10 Нижняя передача в цель, % 58,5±91,1 4,1±6,9* 0,076

11 Верхняя передача в цель за 30 сек, % 59,1±69,5** 7,1±16,1 0,033

12 Нижняя передача в цель за 30 сек, % 10,4±37,3 24,6±35,8А

13 Подача на точность в зону 1, % 6,7±14,1 -6,5±10,6А 0,029

14 Подача на точность в зону 6, % 53,0±84,9 -6,5±18,4 0,044

15 Подача на точность в зону 5, % 39,7±102,7 8,0±35,0

16 Сумма подач в 1,6,5 зоны% 8,3 ±2,4 11,5±2,5 0,01

Примечание: А, *, **, - р<0,1, <0,05, <0,01 достоверность различий при сравнении показателей до и после макроцикла по парному критерию Вилкоксона. р - достоверность различий между группами по непарному критерию Манна-Уитни.

В КГ: «Нижняя передача над собой с касанием пола» р<0,01, «Нижняя передача в цель» р<0,05 «Нижняя в цель за 30 сек» р<0,1, «Подача на точность в зону 1» р<0,1. Процент изменений показателей технической подготовленности ЭГ и КГ: «Верхняя передача над собой» 45,7% и 5,3% «Нижняя передача над собой» 90,9% и 6,6% , «Нападающий удар из 4 зоны» 50% и 3,3%. «Прием подачи» 53,7% и 2,9%, «Верхняя передача в цель» 86,7% и 5,0%, «Верхняя в цель за 30 сек» 59,1% и 7,1 %. С нашей точки зрения, улучшение показателей точности выполнения верхней и нижней передачи, повышение точности ударных движений при выполнении нападающего удара, приёма мяча с подачи в экспериментальной группе связано с включением в тренировочный процесс специально разработанных комплексов акробатических упражнений.

Рядом авторов также было доказано что эффект от применения специальных упражнений легко переходит на упражнение в избранном виде спорта, оказывает положительное влияние на его технику и результативность [4, 8, 9, 11]. По мнению Жукова Ю.Е. [8] акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать. Шустова Е.В. [9] определила повышение эффективности обучения технике прыжка в длину на основе реализации специфических координационных способностей. Тополь А.И. [4] применил метод сопряжённой методики тренировки, направленной на воспитание скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств юных теннисистов. Определил, что можно улучшить эффективность отражения мячей, летящих в стороне от спортсмена, за счёт повышения быстроты и увеличения расстояний перемещений в сторону. Исаев М.М. [11] применил принцип сопряжённых воздействий в процессе тренировки борцов вольного стиля.

Заключение. Анализ литературных данных и полученные экспериментальные данные подтверждают предположение, что вопросы техники и техни-

ческой подготовки спортсменов должны свестись к выявлению условий эффективного и экономичного решения двигательных задач. Использование акробатической подготовки на всех этапах подготовки способствует развитию координационных способностей волейболиста: показателей точности выполнения верхней и нижней передачи, повышение точности ударных движений при выполнении нападающего удара, приёма мяча с подачи. Применение специально разработанных комплексов акробатических упражнений сходных по биомеханическим характеристикам с техническими действиями в волейболе позволяет повысить эффективность совершенствования техники волейбола. Материалы исследования могут быть использованы для методической работы в ДЮСШ по волейболу (разработка рабочих программ, подбора комплекса средств, использование разнообразных условий и т.д.).

Библиографический список

1. Железняк Ю Д., Чачин А.В. Волейбол: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный). М.: Советский спорт. 2007. 112с.

2. Чачин А.В. Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15-17 лет в процессе тренировки.: дисс. канд. пед. наук - М. 1998. 140 с.

3. Каширин В. А. Значимость структурного содержания ловкости в повышении технико-тактической подготовленности волейболистов. //Теория и практика физической культуры.

2006. №6. С.78.

4. Тополь А.И. Сопряжённая методика тренировки, направленная на воспитание скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств юных спортсменов 12-13 лет : ав-тореф. дисс. канд.пед.наук -М. 2002. 204с.

5. Исаев М.М. Применение принципа сопряжённых воздействий в процессе тренировки борцов вольного стиля. //Теория и практика физической культуры. 2008. №2. С.43.

6. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов. М., 2005. 384 с.

7. Шалаев А.Н. Акробатическая подготовка волейболистов. //Современные наукоемкие технологии. Ханты - Мансийск. 2008. №7

8. Коркин В.П. Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).

9. Жуков Ю.Е. и др. Акробатическая подготовка волейболистов. - М.: ФИС, 1967. 50с.

10. Шустова Е.В. Повышение эффективности обучения технике прыжка в длину на основе реализации специфических координационных способностей //Теория и практика физической культуры. 2006. №4. С.35.

Bibliography

1. Chachin, A.V. Interrelation of Special Physical and Technical Training of 15-17-Year-Old Volleyball Players in the Course of Training.: Diss. Cand. of Ped. - M., 1998. - 140 p.

2. Isaev, M.M. Conjugate Influence Principle Using in the Course of Freestyle Fighters Training// Theory and Practice of Physical Training. - 2008. - №2. - P.43.

3. Kashirin, V. A. The Importance of Dexterity’s Structural Content in the Improvement of Volleyball Players’ Technical and Tactical Training // Theory and Practice of Physical Training. -

2006. - №6. - P.78.

4. Korkin, V.P. Acrobatics. - М: Physical Training and Sports, 1983. - 127 p. - il. - (The Sports Alphabet).

5. Rytsarev, V.V. Volleyball: The Attempt of the Game Techniques Causal Interpretation and the Process of Volleyball Players’ Training. - М,, 2005. - 384 p.

6. Shalaev, A.N. Volleyball Players’ Acrobatic Training // Modern Higher Technologies. -Khanty-Mansiysk, 2008. - №7.

7. Shustova, E.V. Learning Efficiency Improvement of Broad Jump Techniques on the Basis of Specific Coordination Abilities Realization // Theory and Practice of Physical Training. - 2006. -№4. - P.35.

8. Topol, A.I. Conjugate Training Methodology Directed at Development of Speed-and-Power and Motorial-and-Coordination Qualities of the Young 12-13-Year-Old Sportsmen: Diss. ... Cand. of Ped. - M., 2002. - 204 p.

9. Zheleznyak, Yu. D., Chachin A.V. Volleyball: Athletic Performance Program for Children and Juvenile Sport Schools, Specialized Children and Juvenile Sport Schools of the Olympic Reserve Forces (Recreational, Initial Training, Instructional and Training Stages).- М: Soviet Sports,

2007. - 112 p.

10. Zhukov, Yu. E. Volleyball Players’ Acrobatic Training. - М: PHIS, 1967. - 50 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.