НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ НАУКУ УПРАВЛЕНИЯ
I I рошло 15 лет с принятия решения о создании системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в России. Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина стала составной частью, звеном, в котором реализуются цели и задачи, определенные этой системой. Этому в немалой степени способствовала продуманная, целенаправленная работа в сфере налаживания международных контактов.
Международное сотрудничество является неотъемлемой частью многогранной деятельности ПАГС. Оно подчинено решению стратегической задачи - интеграции академии в мировое образовательное и научное пространство, в мировую науку управления. Понимание важности этой задачи предопределяет формы и методы работы по всестороннему изучению и внедрению передового зарубежного опыта, современных образовательных технологий и программ, обеспечивающих подготовку государственных и муниципальных служащих в соответствии с европейскими и мировыми стандартами качества. Сегодня без учета процессов, происходящих в сфере образования в Европе и мире, вряд ли удастся осуществить качественное реформирование высшего образования, привести его в соответствие с требованиями времени. Влияние международных факторов на всю систему образования постоянно усиливается. Трудно найти общий язык с зарубежными партнерами, если не будет отчетливого понимания сути глобализации, Лиссабонской стратегии ЕС, Болонской декларации, представления о том, как они влияют на жизнь и деятельность высшей школы, что следует ожидать от этих процессов.
Нам не безразлично, как воспринимают за рубежом вузы России, как оценивают процесс подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и отечественных специалистов-управленцев. Учитывая это, ПАГС проводит последовательный курс на расширение меж-
дате— да
дународных связей с зарубежными учебными заведениями аналогичного профиля, принимает меры по повышению эффективности этих контактов, шаг за шагом приближаясь к поставленной цели - интегрироваться в мировую науку управления.
Академия, являясь членом Международного форума высших учебных заведений государственного управления и менеджмента, поддерживает тесные контакты с вузами Германии, Италии, Франции, США, Канады, Бельгии, Нидерландов, Венгрии, Болгарии, Словакии, Узбекистана. Наши партнеры за рубежом с большим желанием работают над совместными проектами, делятся своим опытом, помогают в продвижении идей и предложений, практическими делами подтверждают свою готовность к сотрудничеству.
ПАГС принимает все необходимые меры, чтобы международное сотрудничество давало желаемые конечные результаты, оказывало плодотворное влияние на образовательную и научно-исследовательскую деятельность вуза. Участие в совместных международных проектах, организация и проведение международных научных конференций и симпозиумов, «круглых столов» стали уже традицией. Профессора и преподаватели зарубежных партнерских вузов Германии, Италии, Франции, Бельгии, США, Словакии, Узбекистана принимают в них самое активное участие, многие из них считают за честь выступить со своими научными докладами перед профессурами, преподавателями и студентами ПАГС. Как правило, такое сотрудничество помогает более полно раскрыть актуальность выносимых на обсуждение тем, внести конструктивные предложения по применению иностранного опыта в условиях России.
Настоящей трибуной обмена опытом в сфере государственного и муниципального управления стали ежегодно проводимые Летние академии Международного форума государственного управления и менеджмента. Объединяя в своих рядах многие вузы Европы, этот форум по сути превратился в центр обобщения и распространения положительного опыта в области подготовки специалистов для органов публичной власти всех уровней, трибуной для дискуссий по наиболее актуальным проблемам государственного и муниципального управления. Так, на Летней академии, проведенной в ПАГС, обсуждалась тема «Политика и практика разграничения полномочий между центральными органами власти и местным самоуправлением», на Летней академии, состоявшейся в ФРГ, была поднята тема «Планирование и контроль в государственном управлении», в Венгрии рассматривалась тема «Современная практика и организация повышения квалификации профессиональных работников в области государственной службы», в Болгарии - «Про-
цессы децентрализации и развития местного самоуправления». Развернувшиеся на этих форумах дискуссии свидетельствуют, что сфера государственного и муниципального управления, проблемы, присущие ей, актуальны не только для России, но и для стран Запада. Подтверждением тому служат и научные конференции, проведенные ПАГС совместно с зарубежными партнерами: «Местное самоуправление в системе публичной власти» (приняли участие ученые США, Италии, Словакии), «Актуальные проблемы развития «горизонтального» федерализма в России и за рубежом» (совместно с учеными США), «Модернизация местных администраций» (выступили ученые Франции, Германии и Бельгии).
Важной формой в достижении поставленной цели являются совместные международные проекты, имевшие, на первый взгляд, разноплановый характер, но в конечном итоге работавшие на одну цель: повысить эффективность подготовки специалистов для органов государственной и муниципальной власти. В частности, проблеме совершенствования учебного процесса и повышения квалификации научных и педагогических работников был посвящен российско-американский проект «Партнерство между вузами в области государственного управления», финансируемый Госдепартаментом США.
В процессе реализации проекта были разработаны 19 новых учебных курсов, восемь преподавателей академии в течение трех месяцев находились на стажировке в университете Индиана; семь профессоров этого университета прочитали в ПАГС лекции по проблемам государственного управления, экономики и финансов, управления человеческими ресурсами, связей с общественностью, охраны окружающей среды. Прочитаны два специализированных курса лекций по вопросам налоговой и социальной политики США - 132 слушателя получили сертификаты университета Индиана. Совместно с американскими учеными проведены две научные конференции и четыре «круглых стола» по проблемам государственного управления. В рамках проекта библиотека академии приобрела научную литературу и новые учебники.
В центре внимания совместного российско-германского проекта «Эффективная подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Поволжского региона (Россия) и федеральной земли Баден-Вюртемберг (ФРГ)», финансируемого Немецкой службой академических обменов (DAAD) находятся проблемы студенческого обмена. Проект дает возможность студентам ПАГС и Высшей школы государственного управления и финансов г. Людвигсбург познакомиться с работой законодательных и исполнительных органов власти, отдельных предприятий, объектов культурной и социальной сферы России и Герма-
дате— да
нии. Студенты слушают лекции, проводят «круглые столы» по наиболее актуальным проблемам государственного управления, обмениваются своим опытом и знаниями. С 1999 по 2006 г. в рамках этого проекта ряд студентов и преподавателей ПАГС посетили Германию, а студенты и преподаватели Высшей школы - Саратов и Саратовскую область, несколько студентов ПАГС прошли производственную практику на предприятиях и в организациях федеральной земли Баден-Вюртемберг.
Совместные международные проекты способствуют совершенствованию работы органов власти, повышению уровня профессиональных знаний государственных и муниципальных служащих. В этой деятельности ПАГС выступает в роли и организатора совместной работы, и обучающего центра, используя прочные связи, установившиеся за последние годы с зарубежными партнерами.
Проект «Модернизация местных администраций» осуществлен в рамках программы Европейского Союза «Темпус». Через обучение государственных и муниципальных служащих этот проект содействовал реализации общероссийской программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» и разработке определенных в этом контексте тем научных исследований, проводимых в ПАГС. Проект реализован совместно с Высшей школой государственного управления и финансов, г. Людвигсбург (ФРГ), Региональным институтом администрации, г. Лилль (Франция), Высшей школой, г. Гент (Бельгия), Правительством Саратовской области и Администрацией Тамбовской области (Россия).
Оказание практической помощи органам законодательной и исполнительной власти в деле повышения квалификации сотрудников администраций различного уровня в регионах Приволжского федерального округа (Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Пензенской областях, Республике Татарстан) ПАГС считает своей обязанностью и долгом. Целый ряд проектов с партнерами из Франции, Канады, Германии, Бельгии был направлен на решение именно этой непростой задачи.
За 1999-2006 гг. в Саратове, городах Саратовской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Астраханской областей проведены 65 обучающих семинаров и научных конференций для 1200 государственных и муниципальных служащих различных ветвей власти. Проведена 31 стажировка во Франции, Германии, Бельгии, Канаде. В них приняли участие около 120 профессоров, доцентов и сотрудников ПАГС, представителей органов законодательной и исполнительной власти Поволжского региона.
В современной России заметно возрастает интерес к Болонскому процессу. Главное понять, в чем его суть, как безболезненно внедрить
3 1
рекомендации декларации в наших условиях. Академия, используя опыт, накопленный партнерскими вузами стран Европы, Канады и США, сделала определенные шаги по реализации Болонской декларации. Переход на новую образовательную систему далеко не завершен, предстоит затратить немало усилий, чтобы предпринимаемые в этом направлении меры отвечали духу Болонского процесса, а опыт зарубежных партнеров изучался и активно внедрялся.
Реализуемые международные проекты затрагивают также научную и исследовательскую работу. Совместно с учеными Высшей школы государственного управления и экологии университета Индиана (США) проведено исследование по теме «Финансовый менеджмент в России и США: сравнительный анализ», продолжаются исследования в рамках проекта «Совершенствование управления земельными ресурсами и разработка активной экономической политики по вовлечению земли в экономическую деятельность муниципальных образований». Последний проект реализуется в содружестве с учеными университета Индиана при финансовой поддержке Института земельной политики имени Линкольна (США). Он интересен как с научной, так и с практической точки зрения, поскольку работа по его реализации поможет в определенной мере дать обоснованный ответ на многие нерешенные вопросы, связанные с землепользованием, в частности в Саратовской области и Поволжском регионе.
Об эффективности международных связей свидетельствует издательская деятельность ПАГС: публикация зарубежных авторов в научном журнале «Вестник ПАГС», в сборниках и монографиях, издаваемых академией, стала одним из направлений международного сотрудничества, что особенно высоко ценится зарубежными коллегами. Научные статьи ученых Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии были опубликованы в изданиях академии: «Стратегия развития России и стран Восточной Европы в условиях трансформации социально-экономических систем» (2004), «Модернизация местных администраций» (2005), «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» (2004, 2005), «Глобализация: проблемы международного сотрудничества и решение общечеловеческих задач» (2005). В частности, в последнем из них опубликованы статьи пятнадцати профессоров и преподавателей партнерских вузов Европы.
Формы и методы работы по достижению стратегической цели - интегрироваться в мировую науку управления - многообразны. Не все они приносят желаемый результат как в силу объективных, так и субъективных причин. Но важно, что поиск новых форм сотрудничества, расширение его границ, вовлечение его в сферу деятельности как можно больше-
дате— да
го числа профессоров и преподавателей, студентов, аспирантов, специалистов продолжается, ибо лишь подобный подход будет способствовать развитию академии, а следовательно, росту конкурентоспособности вуза.
Расширение связей академии с зарубежными партнерами, фондами и организациями не является самоцелью. Это совершенно определенная задача: «отфильтровать» и использовать в практической работе все то из зарубежного опыта, что отвечает интересам ПАГС, специфике и возможностям вуза. Слепое копирование при этом исключено!
ПАГС в целом удалось создать благоприятную атмосферу для изучения положительного опыта зарубежных вузов, готовящих кадры для государственной и муниципальной службы, использовать его в практической работе с определенной целью: готовить таких специалистов, которые владели бы обширными научными знаниями, смогли бы достойно конкурировать на рынке труда и быть востребованными в обществе.
Мир постепенно приходит к пониманию того, что знания должны стать определяющим фактором качества управления как в сфере экономики, так и в государственном и муниципальном строительстве. Только управление, базирующееся на знаниях, обеспечит динамичное развитие российского общества, будет способствовать решению насущных социально-экономических проблем, качественному образованию подрастающего поколения и создаст условия для сохранения в интересах России интеллектуального, научного, педагогического потенциала страны. Находиться в стороне от процессов, происходящих в европейской и мировой системе образования, - значит обречь вуз на изоляцию, отставание, потерю конкурентоспособности. Академия создала хороший задел для осуществления стратегической задачи - интегрироваться в мировую науку управления, в европейскую образовательную систему.
Рост авторитета России за рубежом формируется не только за счет крупных внешнеполитических акций, но и благодаря международной деятельности таких структур, как высшая школа. Именно на «низовом» уровне, на основе личных контактов и совместных мероприятий формируется атмосфера взаимного доверия, доброжелательности и взаимопонимания, готовность делиться опытом и совместно решать проблемы. Именно поэтому ПАГС продолжит курс на активное участие в интеграционных процессах европейской и мировой науки управления.
В.М. Поляков,
начальник управления международных связей, кандидат исторических наук