На нашем гипоаллергенном диванчике
Александр Зарецкий
Взорвав в середине 90-х годов теле- и радиоэфир своими песнями - бодрыми, но одновременно лиричными (что удивительно) и вдобавок бесконечно мелодичными (это для нашей эстрады попросту уникально), группа “Старый приятель” запомнилась многим любителям популярной музыки. Поклонники “битлов”, которых в нашей стране, пожалуй, больше, чем у остальных групп вместе взятых, даже считают: вот так могла бы звучать ливерпульская четверка, вырасти она в московском дворе. О жизни, творчестве и, увы, о болезни с автором текстов, музыки, вокалистом и лидером группы Александром Зарецким беседует Григорий Ходасевич.
Г.Х. Александр, по Вашим песням можно судить не только о музыкальных пристрастиях, но и о серьезной музыкальной подготовке. Расскажите о Вашей любимой музыке. Кстати, какое у Вас музыкальное образование?
А.З. Если говорить о фортепьянной игре и вообще о классической музыке — я люблю Гершвина. Тот, кто понимает, может услышать некоторые интонации в мелодиях. Чайковский мне очень нравится. В рок-музыке для меня “номер один”, безусловно, Джон Лен-нон... Музыкально и в тембре голоса — то, что очень сильно меня впечатлило в свое время. Учился я на фортепьяно в школе при консерватории имени Чайковского. Не закончил школу из-за хоккея...
Г.Х. Хоккея?.. А я-то думал, что у Вас астма. Кем же Вы были на площадке?
А.З. Я всегда хотел быть вратарем. Во вратарях было что-то такое притягательное — щитки, маски. С семи лет я занимался дома. Я посвящал этому очень много времени, и у меня была собственная методика. Обои вытерлись от мячей, которыми я кидал об стенку и ловил, приседая. Профессионально занимался лет с одиннадцати-двенадцати. С двенадцати лет я играл в команде “Москвич”, а потом уже в школе ЦСКА. Дальше служил в спортроте. Потом у нас начались неудачи — и у меня лично. Вратарь третьим не может быть. Мы проиграли в финале, сменился тренер, я стал третьим. Тут-то я и признался честно, что у меня астма. Положили меня на пару месяцев в подольский госпиталь.
Г.Х. И прощай, армия?
А.З. Ну, после экспертизы, подтвердившей у меня астму, я, конечно, надеялся, что меня отправят из армии домой, но мне предложили нестроевую службу. Я сказал: “Ни в коем случае”.
Г.Х. То есть в конце 80-х в СССР астматики еще служили?
А.З. Да. А в наше время?
Г.Х. Теперь наличие диагноза “астма”, подтвержденного независимой экспертизой, освобождает от службы в армии.
А.З. Я помню, мне делали бронхоскопию, проверяли частоту дыхания. Но вообще-то астму достаточно сложно идентифицировать?
Г.Х. Нет, в специализированном медицинском учреждении вовсе не сложно. А аллергия у Вас на что?
А.З. Наиболее сильная аллергия — весеннего периода. потом на амброзию, на сосну — на любимые хвойные леса. На даче я не бываю — там много сосен, но в детстве бывал. Тогда еще не было сальбутамола.
Г.Х. А что Вы принимали в детстве?
А.З. Был димедрол, солутан, что-то еще. Приступы тяжело было снимать. Иногда — целая ночь; для меня это “детские травмы”. Помню, что я был у профессора-гомеопата. Он мне прописал какие-то шарики, но эффекта я не помню. Потом — в районной поликлинике. Но основную часть юности я был в спорте и комиссии проходил.
Г.Х. ...“На раз”?
А.З. Ну да, астма ведь так просто не диагностируется. А когда появился сальбутамол, проблемы с астмой просто исчезли. Приступы легко купируются.
Г.Х. А как у Вас с вредными привычками?
А.З. Выпиваю, бывает, но не курю. Я вообще не люблю дым.
Г.Х. Вернемся к творчеству. Я знаю, что еще в 1990 году Вы выиграли международный фестиваль “Битлз — навсегда” в городе Днепродзержинске.
А.З. Да, тогда у меня был товарищ, партнер очень хороший, но он гораздо меня старше и уже перестал музыкой заниматься. Действительно очень талантливый человек, я его всегда уважал и как партнера, и как автора, — Андрей Шуриков. Если бы меня спросили, что мне помогало сочинять, то именно как поэт-пе-
24|
ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ 2007/4
сенник он мне очень помог. Ну а группа “Старый приятель” берет отсчет с 96-го года, тогда был успех, успех весьма спонтанный. Состав 1996-го был удачным, у нас всё сложилось: мы регулярно репетировали и вообще делали весьма целенаправленные шаги. После того как мы выпустили альбом в 96-м году (Альбом “Не плачь!” с одноименным хитом, а также песнями “Новый день календаря” и “Московская любовь”. — Прим. ред.), к дефолту был некий тупик, потому что у нас был не очень удачный контракт. Возможно, это было причиной того, что у нас в коллективе конфликты возникли — мы не видели перспективы. Плюс мы всегда сидели именно на моем творческом потенциале, и некоторым другим участникам группы, возможно, стало тесно так продолжать.
Г.Х. Как Вы считаете, Ваше творчество меняется по сравнению с первым, “хитовым” альбомом?
А.З. Стопроцентно. Я так уверенно отвечаю потому, что на это обращают внимание и другие люди. По крайней мере как автор я меняюсь. Когда мне было двадцать с копейками, а не тридцать с копейками, я слышал какую-нибудь классную песенку (например, на английском языке), и мне хотелось сочинить такую же. Я брал гитару и сочинял тему; для того, чтобы получилась песня, нужно было срочно присобачить слова — садился и высасывал из пальца. А сейчас. В новый альбом тоже, может быть, что-то попало, хотя не хотелось бы так думать. На 80% (хотя и сам я, и другие считают, что музыка — это мой конек) я начинаю с текста. У меня долго может “висеть” какая-нибудь мелодия, но если темы нет, мне неинтересно над ней работать. Я знаю, что это пустой звук. Меня уже не убеждает музыкальный язык — мне трудно поверить, что, скажем, российскому гражданину (для которого я и делаю всё) будет интересно, что в этой песне что-то от группы Chicago или от группы Yes. Я думаю, что ему будет интересно о чем-то своем услышать — с чем он живет. Мне тоже интересно об этом думать.
Г.Х. Каким Вы представляете Вашего слушателя?
А.З. Трудный вопрос. Мне всегда говорили о целевой аудитории. Вряд ли я пишу для восемнадцатилетних, а тридцати- и тем более сорокалетние в принципе не слушают новую музыку, не пытаются искать друзей “во внешнем мире”. Так что пишу для себя — с большим удовольствием! Вот у нас и репертуар такой, что за нашу музыку надо бороться в нынешней ситуации — тому, кто это продает.
Г.Х. Расскажите, пожалуйста, о работе над альбомом “Бублик и батон”.
А.З. С Евгением Осиным классно работать! Я такое удовольствие получил. После песни “Новый год” (Эта песня была исполнена силами “звезд” российской эстрады, среди которых был и Евгений Осин. — Прим. ред.) Женя говорит: "Ты мелодист, а у нас их не так уж много. Давай поработаем вместе. Для детей так мало песен. Кто сейчас ими будет заниматься, проталкивать в мультфильмы. Пошли ко
Группа “Старый приятель”. Слева направо — Александр Зарецкий, Сергей Андрианов, Игорь Комаров, Антон Басов.
мне — и начнем”. Он готовил огромную кастрюлю риса (Женя хорошо это умеет делать), мы выпивали рюмочку водки. Съедали этот рис. Очень приятные воспоминания. В общем, кастрюли за три альбом уговорили. Мы договорились так: тебе пять текстов, мне пять текстов. потом собираемся вместе и дорабатываем. А заглавная песня “Бублик и батон", она отражает наши роли. Я бублик, он батон.
Г.Х. Специально над вокалом Вы работаете?
А.З. Я занимался два года. Ходил к преподавателю в начале 2000-х. Парадоксально: ко мне приехал Хавтан (Евгений Хавтан — лидер группы “Браво”. — Прим. ред.), когда мы писали второй альбом, и говорит: “Почему ты перестал петь так, как ты пел?.. Ерунда какая-то — раньше правильно было”. Теперь я стараюсь петь как раньше. Постановка вокала дает и преимущества, и недостатки.
Г.Х. Расскажите о новом альбоме...
А.З. Его рабочее название “Всё в нас”. Я задумался о том, что мы часто ищем что-то вовне и пытаемся что-то достать именно оттуда, но при этом себя самих и на сотую часть не знаем. Человеку всё дано. Поэтому я и изучаю психологию — заканчиваю институт в этом учебном году.
Г.Х. Спасибо, Саша, за содержательную беседу. Будем ждать выхода нового альбома и концертов “Старого приятеля”. Удачи и творческих успехов!
А.З. Спасибо. Хочу пожелать всем читателям журнала крепкого здоровья в наступающем новом году. Не грустите о прошлом, не пропадайте в будущем, любите настоящее!
ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ 2007/4