ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 3 (19). С. 297-306. УДК 930.1
DOI 10.25513/2312-1300.2018.3.297-306
А. В. Антощенко
«НА НАС ЛЕЖИТ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО ДОЛГОТЕРПЕНИЯ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Г. И. НОВИЦКОМУ. 1949 г.*
Данная публикация продолжает знакомить читателей с письмами, написанными профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже А. В. Карташёвым его другу Г. И. Новицкому, жившему в Нью-Йорке. Адресант характеризует положение в Западно-Европейском экзархате русских приходов и новые политические тенденции среди эмигрантов. Он последовательно отстаивал идею возглавления всех русских православных эмигрантов в Западной Европе Вселенским патриархом. Будучи сторонником идеологии центризма, Карташёв критикует как старорежимный монархизм русских эмигрантов в Европе, так и республиканизм их политических оппонентов в США. Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторского написания отдельных слов и пунктуации.
Ключевые слова: А. В. Карташёв; Г. И. Новицкий; Западно-Европейский экзархат русских приходов.
A. V. Antoshchenko
"FEAT OF GREAT PATIENCE BURDENS US". ANTON V. KARTASHEV'S LETTERS
TO GEORGE I. NOVITSKII. 1949
This publication continues to acquaint the readers with letters written by the professor of the St. Sergius Theological Institute in Paris, Anton V. Kartashev, to his friend George I. Novitskii, who lived in New York. The addressee characterizes the situation in the Western European Exarchate of the Russian parishes and new political trends among emigrants. He consistently defended the idea of leading all Russian Orthodox emigrants in Western Europe by the Ecumenical Patriarch. As a supporter of the ideology of centrism, Kartashev criticizes both the old regime monarchism of Russian emigrants in Europe, and the republicanism of their political opponents in the United States. The text of letters is brought into correspondence with modern norms of spelling with preservation of some features of author's spelling of separate words and punctuation.
Keywords: Anton V. Kartashev; George I. Novitskii; Western European Exarchate of the Russian parishes.
Число писем А. В. Карташёва к Г. И. Новицкому за 1949 г. незначительно. Отчасти это объясняется тем, что переписка с ним с 1948 г. дополнялась письмами Антона Владимировича и его жены к брату Георгия Иса-
киевича - Евгению. Причём, если за 1948 г. в Бахметьевском архиве Колумбийского университета отложилось всего одно письмо к Е. И. Новицкому, то за следующий год -уже шесть. Впрочем, тематика их во многом
* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 18-09-00172.
© Антощенко А. В., 2018
перекликалась, так как порой предполагалось взаимное ознакомление братьев с содержанием писем четы Карташёвых.
Наиболее злободневной темой стали противоречивые процессы, вызванные активной политикой, проводимой Московской патриархией и поддерживаемой государственной властью СССР, направленной на воссоединение под омофором патриарха всех русских православных, находящихся под различными юрисдикциями в эмиграции. А. В. Карташёв последовательно отстаивал идею возглавления всех русских эмигрантских православных приходов в Западной Европе Вселенским патриархом, критикуя позицию «карловчан». Письма характеризуют очень сложную ситуацию в Западно-Европейском экзархате, при описании которой, а также отдельных персонажей церковных «интриг», историк был достаточно откровенен со своим корреспондентом. Вместе с тем в них фиксируется усиление взаимодействия экзархата с Северо-Американской митрополией и усиления влияния её представителей в европейских церковных делах.
В письмах можно заметить и аналогичный процесс перемещения политической жизни российской эмиграции из Европы в Америку. Правда, и там, по мнению А. В. Карташёва, политические позиции
эмигрантов ослабляются отсутствием политического «центра», т. е. непопулярностью идеи объединения вокруг идеологии «центризма», сторонником которой выступал историк, критиковавший как старорежимный монархизм карловчан, так и ограниченный республиканизм эмигрантских политиков в США («Лига борьбы за народную свободу»). Как сторонник «непредрешенства», он необоснованно предсказывал радужные перспективы «Союзу борьбы за свободу России».
Наконец, сквозной теме переписки -финансовому положению Свято-Сергиевского института и его деятельности - в 1949 г. также уделялось некоторое внимание.
При публикации текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением авторского написания отдельных слов и пунктуации. Сокращённые слова расшифрованы в квадратных скобках. В примечаниях данные об упоминаемых в письмах лицах приводятся лишь относительно тех, чьи имена встречаются впервые. За информацией о ранее упоминавшихся в письмах людях и изданиях можно обратиться к примечаниям в предшествующих публикациях. В одном случае идентифицировать названную персону не удалось.
1
16.1Х 1949. Париж.
Дорогой Георгий Исакиевич,
Продолжаю по инерции письмо, в тот же день.
Да, мы от «Общ[ест]ва друзей» чудес не ждём и не требуем. Мы понимаем, что с открытием Св[ято]-Влад[имирской] ак[адемии] появилась невольная конкуренция для сборов в русской среде, что Вам, м[ожет] б[ыть], уже и не удастся больше собирать прежнюю сумму. Но для нас драгоценен факт вашей «Дружбы», как агитационная пружина перед американцами и женевскими экуменистами. Ваш «укор» им они вынуждаются покрывать нам сторицею. А о Белосель-ском1 мы, к сожалению, не знали. Сам он к нам не заглянул, да ему, конечно, и «запретили» его сердечные друзья - здешние карловчане: еп[ископ] Нафанаил2 (сын сумасшедшего об[ер]-прокурора Львова3) и его секретарь Трубников4 - богословские недоучки, ханжи и хранители 100%-го трупного яда старого режима, от которого гибла Россия и Рус[ская] Церковь и ещё будут болеть при их восстановлении. К сожалению, миряне, позволяя себе жить в атмосфере светской культуры в полном свободомыслии, как только приходят на неск[олько] часов в церковь, так сразу же отдают свой кредит самому тёмному безудержному невежественному консерватизму, и поддерживают в церкви языческую тьму суеверия. Небось, они 99 часов позволяют себе жить в светской культуре без малейших цепей, «без руля и без ветрил», а заглянут на часок к нам, так сейчас же помогают нашим мракобесам набрасывать на нас арканы и кандалы. А мы-то ведь все 99 часов живём внутри церкви. Это наше главное и даже просто всё
существование. Мы не балуемся только, не гурманствуем на часок молитвенным душком, а живём здесь полными человеками, со своим ч[еловеческ]им достоинством, с разумом, со свободой, прикованные к Богу не страхом зверей перед стихией, а любовью сынов к Отцу Небесному. Они рабы ветхозаветные и даже досинайские, языческие. Они не имеют и потому не понимают разумной, твёрдой, несокрушимой никаким человеческим «умишком» веры. Они трепещут за свою тёмную, никак разумом не обоснованную веру, боятся всякого рационалистического аргумента. Он подавляет их. Они трусы, потому что невежды. Боятся «ведения», ибо не доросли до него, по лености или бездарности. Они спалили бы нас на кострах, да, слава Богу, безбожное государство охраняет нас... Какой трагический парадокс!.. И всё-таки «свет Разума» и подлинной богосл[овской] науки их, как варваров, фатально побеждает. Спустя 50 и даже иногда 100 лет они заносят в свои элементарн[ые] учебники Закона Божия те положения, которые им казались «отрицанием веры». На нас лежит подвиг великого долготерпения. Они шипят и лаются, а мы, скрепя сердце, молчим ради «малых сих».
Мы-то их признаем как «немощных в вере» и снисходительно терпим их глупую злобу. Признаем их практическую добродетель и заслуги пред церковью (не всем же дано быть мудрецами!). Но они-то не способны нас понять и перенести.
Я характеризую здесь не только внешних карловчан, но и наших «карловчан» внутренних. Мракобесна вся господствующая атмосфера. Но это не сближает наш экзархат канонически с Мюнхеном. Канонически наш экзархат единственный безупречно-корректный среди всех заграничных фракций русск[ой] ц[ерк]ви. Но ни у карловцев, ни у Вас в Сев[ерной] Амер[ике] не хватит сил повести непросвещённое сознание церковных масс в русло канонической законности. Они (начиная с самого духовенства) к этому не подготовлены, не воспитаны, не способны пока. Я пессимист в вопросе «объединений». Считаю, что православное сознание темно, превратно, нецерковно. Православие - это аксессуар русского быта; это вопрос политический и даже партийной позиции. С таким убожеством никакой «революции» в нашей русс[кой] ц[ерк]ви не произойдёт. А «объединение» без «революции» в сознании, без отказа от всей накопленной демагогической лжи и полемических клевет и ругани невозможно. Единственно реально возможное - это перемена тона во взаимных отношениях. Стыдливая отмена низкопробной, мове-тонной5 полемики. И - нащупывание в этой атмосфере каких-то маленьких возможностей сближения. Как историк я убеждён, что расколы в ц[ерк]ви делать оч[ень] легко, а изменить их почти невозможно, пока не вымрут целые поколения или не изгладят их целые политические] катастрофы с разрушением целых империй и запустением областей (как было в Сев[ерной] Африке).
Наш ближайший епарх[иальный] съезд (28.IX - 5.X) заготовил воззвание о примирении юрисдикций, но на предпосылках общего возглавления всех авторитетом Вселен[ско]го п[атриар]ха. Иначе объединиться церковно, канонически не на чем. Не на «русскости» же? Ведь русскость - это «плоть и кровь», а ц[ерко]вь - союз духовный. Слово раздастся и. будет гласом вопиющего в пустыне. И ничего не изменится. Люди не доросли ещё до ц[ерк]ви.
Что предлагает еп[ископ] Иоанн [Шаховской] - никто не знает. Он в Ницце был у м[итрополита] Владимира и о чём-то говорили. О чём? М[ожет] б[ыть], он явится на съезд гостем?
Здесь вообще во всех кругах к нему отношение не доверчивое. Слишком ярко, до анекдотичности он всю свою духовную карьеру истратил на переходы из юрисдикции в юрисдикцию. Считают, что на него нельзя положиться: куда его ветер занесёт? Вполне понятен его блеск на фоне серости америк[анско]го духовенства. Прирождённый писатель. Говорит и пишет неудержимо, как птица поёт: это почти небывалое явление в нашем епископате. Этим он отличается от старого епископата, как некий феномен. Но нет в нём надёжной опоры ни для кого, а время наше таково, что только такой опоры и ищет. Но я понимаю, что у вас он на конкурсе победит и может получить первенство. Вероятно, такое насыщение личного самолюбия сделает человека, наконец, устойчивым, и его словесные и дипломатические дарования сослужат всем хорошую службу.
Что касается вашей предсоборной «записки 5-ти»6, я всегда понимал её софистическое построение, как вынужденное ухищрение вынужденной тактики. Эту «карпатчину» иначе ничем не взнуздаешь. И, тем не менее, надо думать об эволюции к будущему. А нормативное будущее: в вылезании из «старорежимного» российского патриотизма и в переходе к патриотизму американскому, т. е. в создании автокефальной территориально-американской поместной
церкви, которая должна объединить (формально) все национальные (языковые) ветви всех православных. Конкретно все жили бы национально, как теперь, «как у себя дома, по своим привычкам», а канонически (формально) были бы объединены в общем контактном архиерейском Синоде из епископов всех национальностей под отвлечённым протекторатом Вселенского. Тогда не нужно было бы возглавляться ни Москвой, ни Бухарестом, ни Софией, ни Белградом, ни Антиохией, ни Сирией, ни Александрией, ни Афинами. Все должны вылезти из своих национальных болотец. И гречишек, и арабов, и славян, и всех (а не только русских) надо заставить уважать прежде всего церковь и её каноны, а не свои политические] партии и комитеты. Такова славная задача всего Православия в Америке. Её надо осознать, сделать путеводной звездой, целью и к ней идти. Теперь нет канонической цели, а вместо неё не церковные, а националистические и политические раздирания, страсти и свары - невылазные, безысходные. Жалкая белиберда, позор православия и посмешище для римо-католиков. «Где же ваша по символу веры "Единая" церковь?» Над этим надо работать, мож[ет] б[ыть], лет 50! А сейчас даже руки опускаются.
А в общем «объединённом» (в сущности «контактном» только) Синоде председательствовали бы по установленной очереди старшие митрополиты всех национальных] ветвей, пока не свыклись бы выбирать общими силами примаса всей америк[анск]ой церкви как постоянного «архиепископа», «патриарха» или «католикоса» вообще из достойнейших. Пора же, наконец, Православию перестать быть 38-летним расслабленным и разбитым на кусочки хуже протестантизма. Бог дал в Америке православным свободу, а они суют свои головы в рабьи мешки своих рабьих государств...
*****
А положение финансовое нашей Академии перед началом учебн[ого] года оказалось подавленное. Женевский экуменич[еский] центр прогорел финансово. Через это и наш патрон заместитель П. Ф. Андерсона Д. И. Лаури оказался с пустой кассой. А за ним и мы. Мы зверски сократились. Вместо 20 новых принимаем только 10 на стипендии, сбросили со стипендий сирийцев, почти всех сербов. Прекратили все ремонты и покупки книг. Всем сократили жалованье на 1% - 2 тыс[ячи] фр[анков], двоих сбросили совсем с бюджета (Ковалевского6 и Ельчанино-ва8), но всё равно дыра огромная. Когда получим сентябрьское жал[ованье] не известно. А дальше? Только вера, что америк[анский] дядюшка (Лаури) «как-то» (?) достанет. А франк всё падает, все бастуют и все получают прибавки, а цены зверски растут. Ничего не остаётся кроме веры и надежды.
Сердечно Ваш, А. Карт[ашёв].
2
17.1Х 1949. Париж.
Дорогой Георгий Исакиевич,
(Продолжаю). За Ваше письмо мы все Вам оч[ень] благодарны. Перечитали его и еп[ископ]
Кассиан, и о[тец] В. Зеньковский, и Спасский. Интересуемся мы и намерениями еп[ископа] Ни-
кона9. Он - наш ученик. Мы знаем его вдоль и поперёк. Он простенький, ограниченый и добродетельный офицерик! Усердный работник на маленькие дела. Кандидат[ской] степени он у нас
не получил, сочинения написать не мог, сколько я ему ни подсказывал, ни тянул его. Добрая кляча церковная, но не кучер и не вождь. И даже не заносчив и не честолюбив. Но его соблазняют в бесцеремонную авантюру: возглавить всех нас вместо м[итрополита] Владимира. Последний пассивен, аскетичен и искренне жаждет уйти от дел на покой молитвенный, затворнический. Этим его соблазном пользуются интриганы, пускают слухи, что м[итрополит] В[ладимир] совсем разваливается (74 г. - мой однолетка), и ему внушают, чтобы он на предстоящем епарх[иальном] съезде объявил свой уход. А заместителем подбрасывают Никона. Почему же не ректора Академии еп[ископа] Кассиана, Р[ос1о]г'а церковных наук, говорящего и пишущего на 4-х иностр[анных] языках, в том числе и на греческом? А именно потому, что он учён, глава Академии, столь ненавистной лентяям и невеждам. Наш экзархат достойно представляет
русс[кую] ц[ерко]вь во всём мире на экуменической сцене. И фигура еп[ископа] Кассиана един-
ственная, пока никем незаменимая, при нашем малолюдии. Поставить во главе самого видного рус[ского] экзархата серого деревенского попика - это вандализм, унижение русского имени, русской культуры на радость их врагам. Это и самооплевание, это садизм мракобесов, по мелочам унижающих и оскорбляющих Академию и жаждущих оплевать её побольнее.
А маленькому Никону эта интрига, конечно, вскружила голову. Но подводных камней ин-тригантам немало. Никон - архиерей Московского поставления (в момент «падения» м[итрополита] Евлогия10), без сношений с К[онстантинополем]. У К[онстантинопо]ля в экзархате он не значится. Нужно, чтобы м[итрополит] Вл[адимир] ещё вымолил его принятие в экзархат. Глупый Никон забывает, что Америка спасла ему честь и лицо. И взлетать авантюрой на неподобающую ему высоту, по меньшей мере, ещё рано.
Вот одна из наших болячек.
Так как еп[ископ] Иоанн сам авантюрный человек, то с его появлением здесь распространили целый букет самых фантастич[еских] слухов. Один из них гласит, что еп[ископ] Иоанн поедет к Афинагору: реабилитировать Никона и порекомендовать в заместители м[итрополиту] Вл[адими]ру, а если и не так, то сам напросится на возглавление Зап[адно]-Европ[ейско]го экзархата. Чепуха, но характерная для момента интриг.
Но мы всё-таки думаем: «Бог не выдаст - свинья не съест».
*****
Теперь о наших делах политических. То, чего вам в Америке не достаёт, что у нас в Париже едва маячит, т. е. политич[еского] центра, это - русская болезнь органическая. Ещё не дожили мы, несмотря на величайшую революцию и адские испытания, до вкуса к созданию центра. Нас, как незрелых ещё в политической] жизни, удовлетворяет зазвонистость двух крайностей; если это не уродство (непоправимое) нашей пресловутой русскости. Ещё в Белой борьбе верным инстинктом нащупывали и цеплялись за среднюю линию (Колчак11 - Деник[ин] -Вранг[ель]12, наш «Национальный] ком[ите]т», Струвевское «Возрождение»13), но теперь опять развинтились. Рус[ская] Америка повторила слепоту Милюкова, не поняв и осудив власовское движение. Николаевский14, едва сунув нос, однако понял трагическую правду власовцев. А бестрагичная сытая Америка не поняла и отступила на лёгкую, но нереальную, бездейственную позицию писания красивых демократических] программ. В результате - узкая Лига15, только «республиканская». Это признак бессилия возвыситься над партийностью, когда наступит деловой, решающий момент, когда американский интервенционный фронт вынужден будет завербовать все русские антибол[ьшевистск]ие силы. Тут поможет наш «Союз борьбы»16 с его непредрешёнством. Предсказываю: морально и количественно он будет самым многочисленным и подлинно отражающим лик эмиграции. Конечно, останется и меньшинство монархистов-самодержавников. Без государственной] поддержки, без денег мы все «слева до права» останемся ничтожными.
Но, как скауты, обязаны сказать «готов!», когда пробьёт час. А потому приходится просто существовать и ждать, не давать пустого места захватчикам. Итак, пока одно «идеологически существовавшее», т. е. знамя политического журнальчика. Кому это скучно - тот и не нужен. Нам не скучно томиться жаждой «свержения»... А времена «страшного суда» не за горами... По русскому «безвкусию» к политич[еским] центрам Вам трудно будет что-ниб[удь] состряпать в Америке. Малость и жалость выявлять не выгодно для престижа идеи «центра». Поэтому, до времени, можно лепить оч[ень] маленький, но интимно крепкий кружок, чтобы в минуту тревоги сразу выступить «со властью» и быстротой и натиском покорить всегда инертную и обывательщину, и массу.
*****
17
Был у нас на днях Вишняк . Докладывал откровенно и о внутр[енних] разногласиях в «Лиге», и о её безденежьи и скромных возможностях, но упорно защищал «узость» Лиги, исключившую всех и всяких монархистов. Не понимают они, что этим они все остатки белого воинства толкают в объятия именно монархистов, что и проделывается здесь умным (и гибким) генералом] Лампе18 вместе с неумным вел[иким] кн[язем] Андреем Влад[имирови]чем19.
*****
20
У нас здесь неожиданная новость. И. И. Тхоржевский , стряпающий оч[ень] живые книжки «Возрождения», внезапно заболел (род удара - паралича). Гукасов довольно безжалостно от-
ставил его и пригласил Мельгунова, с правом выправить и политич[ескую] линию журнала. Это наш выигрыш, но, увы, на фоне финансового изнеможения Мельгунова. Дёрнуло доверчивого и горячего Мельгунова связаться с «писателем» Р. Гулем21 (в 20х гг. он в Берлине демонстративно уходил к большевикам, но потом как-то вырвался и присоединился к антибольшевикам). Гуль увлёк Мельгунова изобличить одного хорошо известного провокатора - Гевлича (жил в Париже, а теперь в Бельгии). Гевлич - дворянин, офицер, чуть ли не гвардеец, в Пензе ещё в первые годы большевизма смалодушествовал: для сохранения шкуры должен был служить Чеке. Можно жалеть ч[елове]ка, но, увы, это факт, хорошо известный Гулю, прошлое которого тоже темно и многогрешно. Мельгунов ляпнул вызывающе в своём журнальчике. Гевлич формально привлёк его к Бельгийскому суду. А Гуль, разругавшись с Мельгуновым, отказался от своего свидетельства. Чужой суд в чужом деле решил в пользу Гевлича. И это, по-моему, косвенный признак помощи полпредства своему ч[елове]ку. Мельгунов должен оплатить огромную сумму. Журнал этим разорён22. Между тем «Лига» облекла Гуля полным доверием и на её деньги он издаёт здесь тоже республиканско-левый - 2хнедельник «Народная (?) правда». Демагогия чистой воды. Вишняк выслушал всё это без удовольствия. Что-то он расскажет в Америке об «избраннике» Лиги Гуле? Мельгунов требует третейского суда.
Конечно, всё это не к славе Лиги в Европе.
*****
21.1Х. 1949. Сегодня после обедни еп[ископ] Иоанн зашёл к еп[ископу] Кассиану и затем ко мне. Он побывал в Германии, рассказал кое-что о «мюнхенцах». Поговорили об америк[анских] ц[ерковных] делах. О принципах, о тактике. Наконец, он сам спросил меня о еп[ископе] Никоне. Я откровенно ему «ляпнул», что эта интрига для унижения Академии и для понижения нашего экзархата до уровня бескультурной «поповщины» и обывательского «прихожанства», что он может передать моё мнение и еп[ископу] Никону. И что Никон, несмотря на «черносотенный» плебисцит, рискует быть неутверждённым К[онстантинопо]лем. К[онстантинопо]ль теперь последняя наша защита от погромного ц[ерковно]го «большевизма» в восстании низших на высших.
Еп[ископ] И[оанн] верит в неизбежность войны. А сказал, что бежать от своего дела мы не склонны. Но, сказал он, «мы не всесильны, но всё, что сможем, сделаем для спасения Академии в крайнюю минуту». Я поблагодарил.
Ну, вот конец моему письму.
Ещё раз низкий поклон Вам и Марии Георгиевне от нас. Сердечно Ваш, А. Карташёв.
3
16.Х. 1949. Воскресение
Дорогой Георгий Исакиевич,
Спешу ответить Вам на срочный запрос Вашего письма от 12.Х, котор[ое] я получил вчера.
Все демагоги - жулики, ибо баранье стадо прославленных «масс» жаждет очередного «обмана», и они его кормят сладкой ложью. И откуда только берётся бессовестность у самых искренне благочестивых людей?
Да, внешность факта верна. Но суть его оболгана. Она - другая.
Ещё в 1946 г. м[итрополит] Владимир, после того, как он, не струсив советских налётчиков, вытащил наш воз из трясины, в которую завёл м[итрополит] Евлогий, вскоре же написал м[итрополиту] Анастасию предложение - объединиться. М[итрополит] Вл[адимир] делал это неформально, в виде разведки. Ни от кого не таил, говорил всем окружающим, и ни в ком не встречал возражателей. Но в чём суть предложения? - Перестать болтаться в канонической пустоте; войти в канонич[ескую] систему, т. е. признать авторитет Вселенского и стать его экзархатом. В таком случае м[итрополит] Владимир предлагал своё посредство, чтобы просить Вселенского назначить экзархом и возглавителем всех объединившихся частей рус[ской] ц[ерк]ви старейшего по возрасту и сану м[итрополита] Анастасия. Конечно, от м[итрополита] Анастасия последовал отказ. Спустя год м[итрополит] Вл[адимир] повторил своё предложение - с тем же результатом. Я не знаю, что отвечал м[итрополит] Ан[астас]ий м[итрополиту]
Вл[адимир]у. Но последний просил и меня написать Ан[астас]ию о том же. Я кратко написал. М[итрополит] Ан[астас]ий ответил мне длинным, водянистым, оскомину набившим самооправданием, выдуманным карловчанами ещё в 1921 г., будто они имеют право (не считаться с канонами!!) на основании указа от 20.XI.1919 г. п[атриарха] Тихона управляться «самостийно». Патриарх рассуждал в пределах канонов, т. е. имел в виду разделённость фронтами (мыслилось -кратковременную), частей русской территориальной церкви в её границах, т. е. в границах России. А не за границей, на чужих церковных территориях, в которых по духу и букве канонов нельзя «врываться со своим уставом», нельзя хозяйничать в чужом доме. На этом софизме построено всё иллюзорное существование карловацкой церкви. Дружески прикрытое сербским патриархатом, оно ещё имело видимость законности. Но и эту видимость потеряло, убежав в Германию. Теперь «филькину грамоту» каноничности карловцев без церемонии (в расчёте на всеобщее невежество) проповедует о[тец] М. Польский23. Эта концепция - образец испанского замка, висящего в воздухе. Успех этой фикции в том, что она льстит национализму «масс». Но, увы, и у нашего священства и иерархов в большинстве - на первом месте национализм, и уже только на втором плане церковь, как служебное орудие национализма.
У нас на съезде значительная группа мирян-националистов, а за ними и кучка иереев, прямо рычала, требуя от «кого-то» (? м[итрополита] Влад[имира]?, еп[архиального] совета? Академии?..) без всяких мотивов немедленного соединения с «карловцами». Это «рычание» было выражено убого, глупо, истерически-сентиментально. Конечно, ему противопоставлена была трезвая, канонически-грамотная база нашего экзархата. Но для тёмных людей - это «не в коня корм». Тогда м[итрополит] Вл[адимир] встал и заявил, что он уже дважды обращался к м[итрополиту] Ан[астасию] с предложением мира и получал отказы. Теперь он обратится с тем же в третий раз. Тёмные миряне, ничего не знающие, были поражены и даже по-глупому восхищены... Письмо м[итрополиту] Анастасию м[итрополит] Вл[адимир] уже написал, несмотря на длительный грипп (уже более 10 дней он в постели), и на днях оно будет послано. Но, конечно, письмо о подчинении Вселенскому. Сам м[итрополит] Вл[адимир] предлагает м[итрополиту] Ан[астас]ию взять на себя бремя экзарха, а самому остаться митрополитом нынешней его епархии, само собой разумеется, с прекращением канонич[еского] безобразия в виде дублетной «епархии» еп[ископа] Нафанаила и бандитского захвата отдельных приходов.
Конечно, всё это теперь публикуется (urbi et orbi24) и в «Церк[овном] вестн[ике]», и в местной газетке «Рус[ская] мысль» (появится в среду 19 октяб[ря]). И, конечно, карловацкое «Политбюро» (граф-протоиерей Граббе25, П. С. Лопухин26 и др[угие] «повелители» безвольного м[итрополита] Анастасия) отвергнет всё с треском. И тогда обнаружится для всех глупых «миротворцев»: кто виноват в непримиримости?.. Церковная чёрная сотня тогда подымет другой рёв: «письмо м[итрополита] Вл[адими]ра - это де провокация, это желание выставить м[итрополита] Анаст[ас]ия в невыгодном свете.». Да, это невыгодно карловцам, ибо истина действительно невыгодна демагогам. Но пусть же они и расхлёбывают то, чего искали! Не жалко!
Поездка еп[ископа] Иоанна здесь не оставила следа. Почесали языки и забыли.
Перед съездом и здесь «пускался» пробный слух, что м[итрополит] Вл[адимир] заявит на съезде о своём уходе, а еп[ископ] Никон приедет гостем на съезд и par acclamation27 будет провозглашён приемником экзарха. Старался создать этот миф, вероятно, друг-собутыльник Никона - Савва28, нынешний секретарь м[итрополи]та и еп[архиального] управления. Конечно, он внушал это и м[итрополиту] Вл[адими]ру. Но Саввина роль, несмотря на его чары над м[итрополи]том, по-видимому, сыграна. Вопрос об уходе м[итрополита] Вл[адимира]ра и не подымался. Не допускает его м[итрополит] Владимир и в своём письме к м[итрополиту] Анастасию. В его проекте он твёрдо остаётся м[итрополи]том своей епархии (=ныне экзархата). А унижения возглавлением еп[пископа] Никона наш экзархат не допустит.
Теперь о финансах. Горячо благодарим за все экстренные меры и за затрату и запасных 8500. Благодаря им мы получили уже и за октябрь (15-го квартирные термы - обычно выпла-чив[аем] до 20 числа). В наличности ещё есть до 175 тыс[яч]. Не могу пока ничего сказать о расписках. Спасский только что уехал в Швейцарию на 2 недели с хором «христославить» в протест[анских] церквах в пользу «Движения» и «Академии». По возвращении его узнаю и на-
29
пишу. Что касается антиципированных (в счёт 1950 г.) взносов Б. А. Бахметьева , то по нашему теперешнему положению, кризисному и исключительно напряжённому, мы с еп[ископом] Кас-сианом имели совещание и решили откровенно просить поддержать нас авансом теперь же
в расчёте, что и Church Council, да и др[угие] друзья в 1950 г. дадут нам нечто extra по случаю нашего 25-летн[его] юбилея, да и сами женевские казначеи как-то поправят свой крах.
Нас, разумеется, утешает Ваша забота и мысль о Комитете американских спонсоров, если П. Ф. Андерсон не возразит с точки зрения своей «ревности». Вам виднее.
Сведения Н. А. Лемтюгова о д[окто]ре Edw. V. Saher'e и его дружеском отношении к Академии звучат для меня и для еп[ископа] Кассиана новостью, мы оба его не знаем. Расспрошу ещё Зандера и о[тца] Вас[илия] Зеньковского. Так что, к сожалению, сейчас, в срочном порядке, ничего сказать Вам не в состоянии.
Пришлю Вам № «Рус[ской] мысли» с резолюциями съезда. Там есть и моя статейка (некий урок «карлофилам»).
Кто-то сболтнул, что вы ждёте к себе из-за железного занавеса о[тца] Георгия. В добрый час! Дал бы Бог освободиться!
По слухам здесь прибыл «Ал[ексан]др Фёдор[ови]ч»30. С какими делами?
22.X юбилей, 25-л[етн]ий основания Врангелем Общевоин[ского] союза. По старой памяти и меня приглашали генералы сказать наряду с ними своё слово.
Доброго здоровья всей семье Вашей. Ваш А. Карташёв.
4
19. XI. [19]49. Paris
Дорогой Георгий Исакиевич,
Простите, затрудняю Вас пересылкой прилагаемого письма А. Л. Толстой. Простите, увидите, в чём дело. Ходатайствую об ускорении дела. Вы знаете: по какому адресу нужно лучше всего направить письмо Ал[лександре] Л[ьвовн]е, чтобы оно попало ей лично, а не в прорву секретариата, где оно может и не дойти до адресата и даже м[ожет] б[ыть] сознательно засабо-тировано.
Вынужденные наивными (и злонамеренными) мирянами попытки к «примирению» церковных юрисдикций, как и следовало ожидать, привели только к большему обострению несоединимых канонических схем, а главное - несоединимых психологий (чисто и только! политических!!). Дело обернулось шумной газетной полемикой. Даже, кажется, м[итрополит] Анастасий склонен заткнуть рот своему шустрому «фашистскому» вралю - еп[ископу] Нафанаилу. Но толпе демагогич[еские] пошлости более по вкусу. Мюнхенцы захватывают новые приходы во Франции, ввозят сюда 15 монахов и Курскую икону Богоматери для фигурирования, под соусом благочестия, во всех наших храмах. Plus ça change, plus c'est la même chose...31
Из политических] группировок ничего солидного не получается. Множество генер[альск]их штабов без войска. Нет пафоса объединения. Атом[ная] бомба застанет всех в разделении.
С трудом (из-за проклятых виз) набираем Iй курс. Едва прорвался один из Африки. Германия как заколдована. Фран[цу]зы психопаты по отношению ко всему, что из Герм[ании].
Послезавтра экзаменуем и принимаем первых 4х и со среды, 23.XI, начинаем им читать лекции, чтобы как-ниб[удь] начать дело.
Надо мне нечто школьно-учёное написать нашему проф[ессору]-византологу Ал[ександ]ру А[лексан]дровичу Васильеву32. Забыл записать его адрес, когда он был у нас этим летом. Будьте добры заблаговрем[енно] узнать его адрес. А письмо к нему тоже направлю к Вам. А Вы уже там перешлите Ал[ексан]дру Ал[ександрови]чу.
Фатально идём к хаосу III-й мировой в[ойны]. И даже с приближением и темп начинает ускоряться.
Желаю Вам и Марии Георгиевне всякого благополучия. Ваш А. Карташёв.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Возможно, речь шла об общественном и политическом деятеле российской эмиграции Сергее Сергеевиче Белосельском-Белозерском (18951978).
2 Архиепископ Нафанаил (Львов Василий Владимирович, 1906-1986) - епископ Русской заграничной церкви (РЗЦ), управляющий епархией РЗЦ в Западной Европе (1946-1950).
3 Львов Владимир Николаевич (1872-1930) -российский политический и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в составе Временного правительства. А. В. Карташёв был его преемником в данной должности.
4 Трубников Александр Георгиевич (19081988) - протоиерей РЗЦ, исполнял обязанности секретаря Западно-Европейской епархии.
5 От «mauvais ton» (дурной тон - фр.).
6 Упоминалась «Записка о положении русской православной церкви в Америке», составленная М. М. Карповичем, Н. С. Тимашевым, Г. П. Федотовым, П. П. Зубовым и Г. И. Новицким и опубликованная в Нью-Йорке в «Новом русском слове» 27 октября 1946 г., накануне VII-го Всеамериканского православного церковного собора в г. Кливленде. Авторы признавали необходимость духовной связи с Московской Патриархией при условии широкой автономии. См. подробно о значении «Записки» и републикацию её текста: [1].
7 Ковалевский Пётр Евграфович (1901-1973) -преподаватель латинского языка в Свято-Сергиевском православном богословском институте (ССПБИ) (1925-1949).
8 Ельчанинов Кирилл Александрович (19232001) - выпускник ССПБИ (1946), секретарь юношеского отдела Русского студенческого христианского движения (РСХД) (1949), с 1952 г. преподавал философию и апологетику в ССПБИ.
9 Епископ Никон (Греве Алексей Иванович, 1895-1983) - архиепископ Бруклинский и Манхэт-тенский. Эмигрировал после Гражданской войны во Францию, окончил ССПБИ (1928) и рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеромонаха, в 1936 г. возведён в сан архимандрита. После Второй мировой войны вместе с митрополитом Евлогием вошёл в подчинение Московского Патриархата и по указу патриарха Московского Алексия 24 февраля 1946 г. в Париже хиротонисан во епископа Сергиевского. После смерти Евлогия отказался пребывать в юрисдикции Московского Патриархата и примкнул к Константинопольскому. В 1947 г. переехал в США.
10 С конца августа 1945 г. митрополит Евлогий считал себя в юрисдикции Московского Патриархата. 7 сентября 1945 г. без получения отпускной грамоты Константинопольского Патриарха и вопреки мнению значительной части паствы состоялось решение Священного Синода РПЦ о воссоединении митрополита Евлогия с Московским Патриархатом в должности Экзарха Западноевропейских православных церквей.
11 Колчак Александр Васильевич (1874-1920) -адмирал, военный и политический деятель, один из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны.
12 Врангель Пётр Николаевич (1878-1928) -генерал-лейтенант, один из руководителей Белого движения.
13 П. Б. Струве был редактором издававшейся в Париже газеты «Возрождение» в 1925-1927 гг.
14 Николаевский Борис Иванович (1887-1966) -историк и политический деятель.
15 Упоминалась «Лига борьбы за народную свободу», созданная в Нью-Йорке в марте 1949 г.
16 Упоминался «Союз борьбы за свободу России», который с 1948 г. возглавлял С. П. Мельгу-нов.
17 Вишняк Марк Вениаминович (1883-1976) -журналист и общественный деятель.
18 Лампе Алексей Александрович фон (18851967) - генерал-майор, участник гражданской войны, один из создателей и лидеров РОВС.
19 Романов Андрей Владимирович (1879-1956) -четвёртый сын великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны, внук Александра II.
20 Тхоржевский Иван Иванович (1878-1951) -журналист, поэт и переводчик.
21 Гуль Роман Борисович (1896-1986) - писатель и общественный деятель в эмиграции.
22 Подробнее о «деле Гевлича» см.: [2].
23 Польский Михаил Афанасьевич (1891-1960) -священнослужитель РПЦЗ, протопресвитер.
24 Букв.: Граду (Риму) и миру (лат.). Так начинались важные объявления в Древнем Риме, затем - название торжественного папского благословения.
25 Епископ Григорий (Граббе Юрий (Георгий) Павлович, 1902-1995) - епископ РПЦЗ, епископ Вашингтонский и Флоридский (1981-1986).
26 Лопухин Пётр Сергеевич (1885 - 1962) -церковно-общественный деятель, редактор журнала «Православное дело» (1945-1962).
27 Путём аккламации (т. е. без голосования) (франц.).
28 Архимандрит Савва (Шимкевич Сергей Александрович, 1899-1961) - архимандрит, выпускник ССПБИ, епархиальный секретарь (19431952).
29 Бахметьев Борис Александрович (18801951) - учёный, политический и общественный деятель. Созданный им Гуманитарный фонд оказывал финансовую поддержку ССПБИ.
30 А. Ф. Керенский.
31 Сколько ни меняй - всё одно и то же будет (фр.).
32 Васильев Александр Александрович (18671953) - историк-востоковед, арабист, византинист, с 1925 г. в эмиграции, профессор Вискон-синского университета (1926-1938), исследователь Гарвардского института византиноведения (с 1944 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Курков Н. В. Всеамериканский православный церковный собор 1946 года и «Записка пяти профессоров» // Американский ежегодник. -1999. - М. : Наука, 2001. - С. 252-267.
2. Мельгунов С. П. Неожиданный эпилог // Российский демократ : ежемесячный журнал. -Paris : Les Indépendants, 1948. - № 2 (Сб. 16). -С. 2-3.
Информация о статье
Дата поступления 3 июня 2018 г.
Дата принятия в печать 14 сентября 2018 г.
Сведения об авторе
Антощенко Александр Васильевич - профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия) Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33
E-mail: ant@petrsu.ru Для цитирования
Антощенко А. В. «На нас лежит подвиг великого долготерпения». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1949 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 3 (19). С. 297-306. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.3.297-306.
Article info
Received June 3, 2018
Accepted
September 14, 2018 About the author
Antoshchenko Aleksandr Vasil'evich - Professor of the Department of Russian History of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)
Postal address: 33, Lenina ul., Petrozavodsk, 185910, Russia
E-mail: ant@petrsu.ru For citations
Antoshchenko A. V. "Feat of Great Patience Burdens Us". Anton V. Kartashev's Letters to George I. Novitskii. 1949. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 3 (19), pp. 297-306. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.3. 297-306 (in Russian).