УДК: 1.61(09)+929 ББК: 5
Н.В. СКЛИФОСОВСКИЙ: ВЕЛИКИЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО
А.Ю. УГОЛЬНИКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия Н.М. ШЛЕПОТИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] Е.М. ВОРОБЬЕВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Россия
Аннотация
У всех великих учителей были свои учителя. Не стал исключением и выдающийся русский хирург Н.В. Склифосовский. Его наставниками были такие видные ученые, как Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев, Р. Вирхов, Б. фон Лангенбек и многие другие. Все они сыграли немалую роль в становлении великого русского ученого, внесшего неоценимый вклад в развитие отечественного здравоохранения.
Ключевые слова: Николай Васильевич Склифосовский, преемственность, наставничество.
Актуальность. У всех великих учителей были свои учителя. Безусловно, тернистый путь в науке даже для молодого ученого с выдающимися способностями практически не проходим без научного наставника. Особенно хорошо это прослеживается в медицине, где очень важен обмен коллегиальным опытом. Формирование будущего врача начинается уже на первом курсе обучения. Именно поэтому в медицинских вузах особое внимание уделяется раннему привитию практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также привлечению студентов к научно-исследовательской работе с младших курсов [6, 8]. Приобщение к специальности начинается при первой попытке наложить хирургический шов на тренажере, провести интубацию трахеи на манекене под руководством опытного наставника, роль которого чрезвычайно важна в учебном процессе: он должен не только быть профессионально компетентным, но и сочетать в себе качества организатора, тьютора и новатора [5, 7].
Детство выдающегося ученого Н.В. Склифосовского выдалось тяжелым, в семье было двенадцать детей, денег не хватало даже на еду. Проведенные в приюте для сирот детские годы закалили характер Николая Васильевича. Вопреки всем сложностям Н.В. Склифосовский всецело отдавался учебе, в результате чего блестяще окончил Одесскую гимназию с серебряной медалью и смог с отличием пройти вступительные испытания на медицинский
факультет Московского государственного университета [1]. В студенческие годы для Николая Васильевича научным наставником стал талантливый русский хирург, профессор Ф.И. Иноземцев, во многом определив вектор интереса будущего корифея медицины к хирургии. Годы студенчества стали для Николая Васильевича одними из самых тяжелых и голодных, но он был настолько выдающимся студентом, что его рекомендовали для продолжения научно-исследовательской
деятельности и защиты диссертации - и вот уже в 27 лет он получает степень доктора медицины [1, 2, 3]. Столь стремительный взлет карьеры требовал открытия новых горизонтов.
В 1866-1867 годах Н.В. Склифосовский пребывал в Европе, где смог перенять опыт у основателей ведущих европейских медицинских научных школ. Находясь в Германии, Н.В. Склифосовский работал в институте патологии под руководством выдающегося ученого, педагога и общественного деятеля Рудольфа Вирхова. За это время он смог глубоко изучить вопросы цитологической диагностики различных патологических состояний, патогенез морфологических изменений на клеточном уровне. В дальнейшем Николай Васильевич провел собственные исследования, основанные на микроскопии клеток и тканей органов, подвергшихся хирургическому вмешательству. Также Н.В. Склифосовскому удалось побывать в стенах клиники выдающегося немецкого хирурга Бернгарда фон Лангенбека. Он славился необычайной
универсальностью своей хирургической оперативной практики, выполняя операции на костях скелета, суставах, пластические операции на челюстно-лицевой области, оперативные вмешательства на органах малого таза и многие другие. Н.В. Склифосовский в последующем также стал хирургом широчайшего профиля. Будучи в Германии, Николай Васильевич проявил особый интерес к вопросам военно-полевой хирургии -транспортировке раненых, их сортировке, вопросам организации медицинской помощи в полевых условиях [2, 3].
Во Франции Н.В. Склифосовский работал в клинике академика Французской медицинской академии Огюста Нелатона. Здесь Николай Васильевич ознакомился с особенностями выполнения самых различных видов операций, а также получил возможность усовершенствовать свою оперативную технику, например, за счет использования пуговчатого зонда, мягкого катетера. Кроме того, Н.В. Склифосовский приобрел опыт применения хлорформного наркоза при выполнении операций [2, 3, 4].
В Великобритании Н.В. Склифосовский прошел практику в клинике выдающегося шотландского акушера, профессора Джеймса Янга Симпсона, где ознакомился с результатами изучения изменений сердечной деятельности плода при различной патологии у матери. В стенах этой же клиники Николай Васильевич освоил технику множества практических акушерских манипуляций, таких как, например, внутренний поворота плода в условиях узкого
таза, применение акушерских щипцов Симпсона, металлического маточного зонда, выполнение плодоразрушающих операций, а также применение эфира и хлороформа в качестве наркоза в акушерской практике [3, 4].
По возвращении в Российскую империю Н.В. Склифосовский продолжал перенимать опыт у своих коллег, следуя постулату о том, что образование настоящего врача должно продолжаться в течение всей профессиональной деятельности. Николая Ивановича Пирогова можно по праву считать наставником Н.В. Склифосовского. Они наиболее часто встречались на фронтах войн. Николай Васильевич стал продолжателем тех начал, которые внедрял в медицину Н.И. Пирогов, таких как асептика и антисептика, сортировка раненых и принципы этапного оказания медицинской помощи в полевых условиях, широкое использование эфирного и хлороформного наркоза при проведении операций, создание условий для получения медицинского образования женщинами, акцент на изучении топографической анатомии [1, 2, 4].
Прошли годы, авторитет Н.В. Склифосовского получил признание мирового медицинского сообщества, вокруг него уже сформировалась целая плеяда знаменитых учеников, но он не забыл своего великого учителя Н.И. Пирогова: Николай Васильевич сыграл важную роль в деятельности "Пироговского общества", а также оказал большое содействие в воздвижении памятника своему наставнику.
Список литературы
1. Ермолов, А.С. Н.В. Склифосовский (к 100-летию со дня смерти) / А.С. Ермолов, М.М. Абакумов, Т.Н. Богницкая // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2004. - №11. - С. 70-71
2. Кованов, В.В. Н.В. Склифосовский /В.В. Кованов. -М.: Медицина, 1972. - 64 с.
3. Крачун, Г.П. Н.В. Склифосовский - выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения /Г.П. Крачун //Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2011. - №12. - С. 78-87
4. Крачун, Г.П. Достижения профессора Н.В. Склифосовского (1836-1904) в развитии и организации высшего медицинского образования в России / Г.П. Крачун // Склифосовские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием, 16 ноября, 2012 г. - Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2012. - С. 9-15
5. Паточкина, Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 80-82
6. Пешиков, О.В. Мониторинг качества знаний студентов в медицинском вузе / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - №3. - С. 3
7. Пешиков, О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №2. - С. 3-6
8. Пешикова, М.В. Научно-исследовательская работа студентов как средство повышения качества обучения /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия", 2011. - С. 87-89
N.V. SKLIFOSOVSKY: THE GREAT WAY OF THE GREAT SCIENTIST
A.YU. UGOLNIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia N.M. SHLEPOTINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] E.M. VOROBYEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
Abstract
All the great teachers have also their great teachers. The outstanding Russian surgeon N.V. Sklifosovsky was no exception. His tutors were such prominent scientists as N.I. Pirogov, F.I. Inozemtsev, R. Virchow, B. von Langenbeck and others. All of them played an important role in becoming of the great Russian scientist who made an invaluable contribution to the development of national health care.
Keywords: Nikolay Sklifosovsky, continuity, mentoring.