Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
временном кинематографе» обусловлена распадом страны в 1991 году, когда стало возможным верующим выйти из подполья, начать движение по дороге к храму, свободно говорить о Боге. Утрата фундамента, утрата направления в построении коммунистического светлого будущего переориентировало общество в поиске нравственных основ. Кинематограф чутко реагирует на подобные поиски человека. Отсюда такой интерес к православию и его месту в жизни русского народа. Осознания себя и своего места в пространстве страны, общества, семьи приводит к пониманию важности молитвы в жизни человека.
Автора интересует проблема осознания себя свободной личностью, имеющей право выбора. Важность культурологического исследования основана на уверенности автора в том, что молитвенное слово, подобно чуду. В статье С.С. Орищенко, делает выводы, что кинематографические молитвы, основаны на канонических православных молитвах, именно поэтому они имеют такое эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей, что несут в себе корневое, исконное, риторически опробованное, усиленное многократным повторением. Кроме феномена личности, возвращающейся через молитвенное слово к Богу, автора интересуют истоки, традиция этого пути. Здесь интересны наблюдения, связанные со скрещением дорог: философии, филологии и культурологии. Молитва в литературе XIX века - естественна. В ХХ веке это, скорее художественный приём, который может в себя вмещать многое, иногда прямо противоположное, антиклерикальное, атеистическое. XXI век возвращается к традиции. Молитвы звучат из уст разных писателей и поэтов, желающих подчеркнуть своё отношение к слову, обращённому к Богу. Актуальность проблематики статьи заключается в повторяемости молитвы в современном кинематографе с завидным постоянством. Автор зафиксировал этот феномен. Названы три автора и три кинокартины, на самом деле, это поле гораздо шире. Автор пытается скрупулёзно его исследовать, не упуская из виду ни одной детали.
Статья исследует кинематографические молитвы и доказывает, что они возникли не на пустом месте. Они принадлежат отцам церкви, зафиксированы тексты в православных книгах, у многих молитв есть авторы. Другое информационное поле - русская литература, как классическая, так и современная. Исследуя образ киноге-
роя, автор выдвигает гипотезу, что в современной Росси не выжить без молитвы. Анализ слова, обращенного к Богу, позволяет автору сделать вывод о важности молитвы в жизни современного человека. Православный дискурс не был бы целостным, если бы в нём отсутствовало молитвенное слово. Тем и ценно культурологическое исследование С.С. Орищенко, что этот материал может быть полезен всем, кого интересует отражение православия в современном кинопространстве. Работу считаем перспективной. Рекомендуем к опубликованию статью С.С. Орищенко «Потребность молитвы в современном кинематографе» в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные медико-биологические науки».
Рецензия на статью Н.Н. Ярушкин, Н.Н. Сатонина «Отношение студентов к миграции и мигрантам»
© 2017 А.В. Капцов
Кандидат технических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии управления Самарской гуманитарной академии
Представленная на рецензию статья (с.45-48) «Отношение студентов к миграции и мигрантам» объемом 3 страницы посвящена острой современной проблеме внешней и внутренней миграции населения и отношения к ней со стороны представителей местного населения в лице студенчества.
Содержание статьи имеет прикладную направленность, так как в ней раскрывается ряд важных психологических и социально-экономических аспектов проблемы современной миграции: факторы, вызывающие это социальное явление; трудности и различные стратегии адаптации мигрантов к новой социальной среде; отношение местного населения к мигрантам и самому процессу миграции; причины обострения межэтнических отношений при массовой миграции.
Несомненна актуальность статьи, которая затрагивает одну из острых проблем современности - миграцию населения. Авторы выдвигают научно обоснованные положения относительно источников, позитивных и негативных сторон внутренней и внешней миграции, особенностей восприятия этого явления со стороны студенчества и путей его оптимизации. Полученные авторами статьи результаты опроса студентов по
Рецензия Review
проблеме миграции и их отношения к мигрантам позволяют вскрыть некоторые психологические механизмы межэтнических конфликтов между мигрантами и местным населением, наметить пути совершенствования работы с мигрантами и местным населением в целях недопущения обострения межэтнических отношений.
Научная новизна исследования заключается в выявленном расхождении между реальным конфликтным поведением участников межэтнических отношений и сложившимися у них взаимными негативными социальными установками в виде этнических предубеждений, которые, в случае непринятия соответствующих профилактических мер, в дальнейшем могут провоцировать более масштабные межэтнические конфликты. В статье приводится перечень научно обоснованных практических мероприятий, призванных содействовать более адекватному восприятию и пониманию друг друга представителями местного населения и мигрантов.
Теоретический анализ, полученные в ходе опроса результаты, а также предложенные авторами рекомендации можно рассматривать значимым научным вкладом в решение острой современной многоаспектной проблемы - создание оптимальных условий для бесконфликтной адаптации внешних и внутренних мигрантов к новой для них социальной среде, формирования у местного населения должного уровня толерантности к мигрантам и возможностей у обеих сторон к эффективному взаимодействию в сферах личностных и профессиональных отношений.
Проблематика статьи соответствует разделам журнала «социальные науки», «гуманитарные науки», данную статью можно рекомендовать к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью И.В. Никулина, А.М. Санько «Мотивация научно -исследовательской деятельности преподавателя университета»
© 2017 О.П. Карникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических и информационных технологий «Самарского государственного института культуры»
Представленная на рецензию статья И.В. Никулиной и А.М. Санько (с. 27-32) посвящена актуальной теме - исследованию мотивации научно-исследовательской деятельности
преподавателя университета. Вопрос мотивации труда преподавателя традиционно занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Однако, с введением эффективных контрактов научно-педагогических работников в высшей школе проблема мотивации научно-исследовательской деятельности становится ключевой при определении условий активизации научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета. Авторы статьи, опираясь на фундаментальные положения отечественной психологической науки, рассматривающие мотивационный аспект как важнейшее условие деятельности личности (А.Н. Леонтьев) и определяют мотивацию как направленный процесс развития содержательного состава мотивационной сферы человека и его направленности. В статье выделены основные мотивы научно-исследовательской деятельности преподавателей университета, как важнейшее условие реализации мотивационного потенциала.
В статье представлено описание хода и результатов исследования деятельности преподавателей, что позволяет анализировать тенденции развития мотивационной сферы различных возрастных и должностных групп. Сформулированные выводы представляют практический интерес и позволяют планировать дальнейшее исследование.
В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, она содержит теоретическое обоснование проблемы, а также достаточно подробное описание хода эмпирического исследования и полученных результатов. Статья рекомендуется к публикации в журналах, включенных в перечень ВАК.
Рецензия на статью А.П. Журавлев «Категоризация действительности как часть когнитивной функции языка»
© 2017 В.М. Савицкий
Доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Самарского государственного социально-педагогического университета
В рецензируемой статье (с.62-66) рассматривается категоризация действительности как инструмент для организации массива концептов и построения иерархически упорядоченной языковой картины мира. Темой статьи является история становления когнитивной лингвистики