Научная статья на тему 'Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг'

Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
542
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. СЕДОВА-ТРОЦКАЯ / ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ / СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЫВОЗ ЦЕННОСТЕЙ / 1920-Е ГГ. / N. I. SEDOVA-TROTSKAYA / MONUMENTS OF ART AND ANTIQUITIES / CONSERVATION SYSTEM / EXPERTS / LEGISLATION / PROTECTION MEASURES / EXPORT VALUES / 1920-S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личак Наталия Алексеевна

Статья акцентирует внимание на мероприятиях Музейного отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата просвещения РСФСР под руководством Н. И. Троцкой. Благодаря известным специалистам в области русского и европейского искусства, направляемым Н. И. Троцкой, многие губернские памятники Советской России были спасены. На основе принятых нормативно-правовых актов начали создаваться музеи в качестве эффективных инструментов народного просвещения, основных хранилищ культурных ценностей. Автор, вводя в оборот новые архивные материалы, привела конкретные примеры учета старинных усадеб и дворцов, сохранения древнерусской архитектуры и живописи, создания новых музеев, вывоза из бывших дворянских имений произведений искусства, библиотек и фамильных архивов. В статье показана практическая деятельность специалистов, а также негативные тенденции, сопутствовавшие охране памятников в 1920-х гг. Взятые под контроль храмы считались с этого момента отделениями музеев, ответственность за их сохранность и поддержание в надлежащем виде как ценнейших памятников старины возлагалась на сотрудников музеев. Многие произведения искусства и старины были спасены благодаря исключительной инициативе Н. И. Троцкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. I. Sedova-Trotskaya as an Organizer and Leader of Preservation of Monuments of Art and Antiquities in Provinces of Soviet Russia in the 1920s

The article focuses on the Ministry’s Museum Department and Monument Protection activities under the direction of N. I. Trotskaya. Due to well-known specialists in the field of Russian and European art many Soviet Russia provincial monuments were saved. On the basis of the adopted regulations there were established museums as effective tools of the public education, the major repositories of cultural values. On the basis of the new archival material the author cited specific examples of accounting of the old estates and palaces, the preservation of ancient architecture and painting, the creation of new museums, the removal works of art, libraries and family archives from the former noble estates. The article shows the practical specialist’s activities and the negative trends surrounding the protection of monuments in the 1920-s. The departments of museums took the most valuable ancient monuments under their protection. Many works of art and antiquities were saved thanks to the initiative of N. I. Trotskaya.

Текст научной работы на тему «Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг»

УДК 069.4(09)

Н. А. Личак

Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг.

Статья акцентирует внимание на мероприятиях Музейного отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата просвещения РСФСР под руководством Н. И. Троцкой. Благодаря известным специалистам в области русского и европейского искусства, направляемым Н. И. Троцкой, многие губернские памятники Советской России были спасены. На основе принятых нормативно-правовых актов начали создаваться музеи в качестве эффективных инструментов народного просвещения, основных хранилищ культурных ценностей. Автор, вводя в оборот новые архивные материалы, привела конкретные примеры учета старинных усадеб и дворцов, сохранения древнерусской архитектуры и живописи, создания новых музеев, вывоза из бывших дворянских имений произведений искусства, библиотек и фамильных архивов. В статье показана практическая деятельность специалистов, а также негативные тенденции, сопутствовавшие охране памятников в 1920-х гг. Взятые под контроль храмы считались с этого момента отделениями музеев, ответственность за их сохранность и поддержание в надлежащем виде как ценнейших памятников старины возлагалась на сотрудников музеев. Многие произведения искусства и старины были спасены благодаря исключительной инициативе Н. И. Троцкой.

Ключевые слова: Н. И. Седова-Троцкая, памятники искусства и старины, система сохранения, специалисты, законодательство, охранные мероприятия, вывоз ценностей, 1920-е гг.

N. A. Lichak

N. I. Sedova-Trotskaya as an Organizer and Leader of Preservation of Monuments of Art and Antiquities in Provinces of Soviet Russia in the 1920s.

The article focuses on the Ministry's Museum Department and Monument Protection activities under the direction of N. I. Trotskaya. Due to well-known specialists in the field of Russian and European art many Soviet Russia provincial monuments were saved. On the basis of the adopted regulations there were established museums as effective tools of the public education, the major repositories of cultural values. On the basis of the new archival material the author cited specific examples of accounting of the old estates and palaces, the preservation of ancient architecture and painting, the creation of new museums, the removal works of art, libraries and family archives from the former noble estates. The article shows the practical specialist's activities and the negative trends surrounding the protection of monuments in the 1920-s. The departments of museums took the most valuable ancient monuments under their protection. Many works of art and antiquities were saved thanks to the initiative of N. I. Trotskaya.

Keywords: N. I. Sedova-Trotskaya, monuments of art and antiquities, a conservation system, experts, legislation, protection measures, export values, 1920-s.

Интерес к памятникам искусства и старины с наибольшей силой и остротой проявляется в переломные исторические эпохи, когда общество пытается осмыслить прошлое и заглянуть в будущее. Не являются исключением и 20-е гг. ХХ в., отмеченные всплеском интереса к отечественной истории и культуре, активизацией исследований в сфере охраны раритетов. Изучение «белых пятен» историко-культурного процесса, возвращение незаслуженно забытых и вычеркнутых из истории культуры имен - важные шаги к восприятию, осознанию, а нередко и переосмыслению духовного опыта предшественников.

Особый интерес в данном ключе представляет судьба жены наркома по военным и морским делам, председателя Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкого - Натальи Ивановны Седовой-

Троцкой. Именно этой женщине потомки должны быть благодарны за сохранение огромного историко-культурного наследия дореволюционной России. Ее жизненный путь фактически определил спасение сотен тысяч материальных и духовно-исторических памятников.

В течение десяти лет Н. И. Седова-Троцкая возглавляла Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (Музейный отдел Нарком-проса), - первый советский государственный орган, связанный с защитой памятников и исторических мест [3, л. 153]. Данное учреждение было создано в мае 1918 г. по инициативе известного русского живописца и искусствоведа И. Э. Грабаря [3, л. 155].

© Личак Н. А., 2016

Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг.

Н. И. Седова-Троцкая, обладая значительными организаторскими способностями и административным ресурсом, сумела за короткий срок сплотить вокруг отдела оставшихся в стране профессионалов в сфере сохранения памятников искусства и старины. Сохранив на всех руководящих постах «команду Грабаря», она не стала стеснять ее действия административными рамками [4, л. 1]. «...Возможность доступа во все "тайники" открывала им огромные, новые возможности в области научной работы», - отмечала Наталья Ивановна в статье «Музейное строительство и революция» [17, с. 29]. Более того, Н. И. Седова-Троцкая зачастую защищала своих сотрудников от обысков и арестов, старалась облегчить их материальное положение [9, с. 33]. Новая власть оценивала их по-своему, считая «буржуазными специалистами» и оттого «политически неблагонадежными» [1].

В книге воспоминаний «Моя жизнь», изданной в Берлине в 1930 г., Л. Д. Троцкий так писал о работе своей жены: «Ей приходилось бороться за памятники прошлого в обстановке гражданской войны. Это была нелегкая задача. Ни белые, ни красные вообще не склонны были очень заботиться об исторических усадьбах, кремлях или церквах... Хранители дворцов и музеев обвиняли военных в недостаточном уважении к культуре, военные же и комиссары обвиняли хранителей в предпочтении мертвых вещей живым людям. Формально выходило, что я находился в непрерывном ведомственном препирательстве с собственной женой. На этот счет было немало шуток...» [18, с. 80].

С большим трудом при сопротивлении ряда ведомств Н. И. Седовой-Троцкой удалось добиться принятия Совнаркомом 5 октября 1918 г. декрета «О регистрации, принятии на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» [7. Ст. 794]. Позже она с гордостью признавалась: «Музейным отделом был проведен через Совнарком основной и главный декрет от 10 октября 1918 г. (время опубликования документа в печати) - поистине Исторический декрет!». Данный документ занял главенствующее положение в советском законодательстве, регламентирующем отношения в области охраны памятников искусства и старины в первые послереволюционные годы. В пункте первом Декрета отмечалось, что в целях охранения, изучения и возможно более полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искус-

ства и старины, находящимися в России, Совет Народных Комиссаров постановлял «произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились» [7. Ст. 794].

В тяжелых условиях Гражданской войны по всей стране в 1918-1920 гг. было взято на учет свыше пятисот старинных усадеб и дворцов, создано более двухсот новых музеев, вывезено из бывших дворянских имений около ста тысяч произведений искусства и старины, сотни библиотек и фамильных архивов. То, что удалось тогда сделать главе Музейного отдела для сбережения национального культурного достояния, нарком просвещения А. В. Луначарский называл «положительным чудом» [12, с. 112].

Примечательно участие Н. И. Седовой-Троцкой в деле сохранения памятников г. Ярославля. Пострадавшие памятники в ходе белогвардейского мятежа летом в 191 8 г. требовали безотлагательного ремонта [2, л. 20]. 12 сентября 1918 г. на руках у руководителя реставрационных работ П. Д. Барановского имелся список, включавший 25 памятников архитектуры [8, с. 173]. В условиях полной хозяйственной разрухи и нехватки материалов, когда даже гвозди и стекло приходилось доставать с большим трудом, за короткий (менее двух месяцев) срок силами 90 рабочих и 9 научно-технических работников кровли всех разрушенных церквей были покрыты железом, подперты и укреплены слабые каменные части зданий, поврежденные части заложены кирпичом, вставлены стекла, приняты меры к укреплению отставших слоев фресок [13, с. 3].

Судя по документам, П. Д. Барановский, заручившись поддержкой руководителя Музейного отдела Наркомпроса в лице Н. И. Седовой-Троцкой, в ноябре 1918 г. получил суммы на ремонт памятников зодчества. Данные расходы были выделены на основании утвержденного ст. 3 п. «г» бюджета НКП как «расходы по архитектурной реставрации» [2, л. 19]. В условиях военного времени Комиссия по охране памятников искусства и старины при Московском Совдепе выдала лично П. Д. Барановскому ссуду в размере 5000 рублей на предварительные работы, а в 1919 г. осуществила перевод в 1 млн рублей [2, л. 19]. Из изложенного следует, что финансирование ввиду важности объектов, имеющих огромное культурно-историческое и художественное значение старинных памятников архи-

тектуры XVII в., велось при постоянной поддержке Н. И. Седовой-Троцкой [19, л. 42], а также Наркомата по военным и морским делам, возглавляемого Л. Д. Троцким [10].

Использование срочных мер и финансовой поддержки привело в дальнейшем к целенаправленной планомерной работе в течение всего десятилетия. Были проведены мероприятия по капитальному ремонту сооружений, выведению их из аварийного состояния. Сорок памятников Ярославля были разделены на 3 категории по ис-торико-художественной ценности [5, л. 26]. В 1921 г. П. Д. Барановский, выступая на I Всероссийской реставрационной конференции с докладом, привел результаты работ, проведенных в Ярославле, среди которых значились ансамбль Спасского монастыря, Митрополичьи палаты (Соборный дом) и колокольни церквей Николы Мокрого и Рождества Христова [5, л. 181].

Малоизвестным является также тот факт, что невероятно сложным, а зачастую непреодолимым препятствием для сохранения культурного наследия был принятый в 191 7 г. знаменитый Декрет о земле, который передавал бывшие усадьбы и дворцы, расположенные в сельской местности, в распоряжение местных Советов, которые использовали их по своему усмотрению. Показательным примером является судьба усадьбы Марьино в Курской губернии, принадлежавшей князям Барятинским. По своему богатству усадьба входила в число крупнейших и богатейших поместий России. Попав в руки крестьян и солдат, в короткий срок она была разграблена представителями волостных комитетов. Безграмотным представителям было не под силу составить описи усадебных собраний [6, с. 562]. Находившиеся в 180 залах дворца уникальные произведения искусства (картины, фарфор, мебель, книги и архивные бумаги), путем переговоров Н. И. Седовой-Троцкой с местными властями, были перевезены в центральные и местные музеи, в том числе Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей.

Подводя итоги, отметим, что под руководством Н. И. Седовой-Троцкой впервые была создана и начала функционировать административно-правовая система охраны памятников искусства и старины на территории всей Советской России. Главным делом жизни Н. И. Седовой-Троцкой явилось спасение и сохранение для по-

томков российского историко-культурного наследия.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А. - 2306. - Оп. 2. - Д. 39.

2. ГАРФ. Ф. А. - 2307. - Оп. 2. - Д. 7.

3. ГАРФ. Ф. А. - 2307. - Оп. 8. - Д. 135.

4. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. Р. - 1401. - Оп. 1. - Д. 21.

5. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.: Ист. очерки [Текст] . - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 784 с.

6. Декрет СНК «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» от 5 октября 1918 г. [Текст] // ГАРФ. Ф. -19410. - Оп. 1. - Д. 2. - Ч. 1. - Л. 29.

7. Добровольская, Э. Д. Из истории реставрации памятников архитектуры Ярославля 1918-1921 [Текст] / Э. Д. Добровольская // Краеведческие записки. - 1960. - Вып. 4. - С. 172-187.

8. Долгополова, С. А. Двойной портрет Тютчевых [Текст] / С. А. Долгополова, В. И. Малютина // Наше Наследие. - 2010. - № 95. - С. 32-38.

9. Жизнь Замечательных людей (Фрида и Диего) -Слон и Голубка. Сюжет для мексиканского сериала (Часть 2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.liveinternet.ru /users /2010239 /post 78171203. Проверено 12.11.2015.

10. Кончин, Е. Революция в Мертвом переулке [Электронный ресурс] / Е. Кончин. - Режим доступа: http: //moscow.clow.ru /information /1 /1 /arbat6 _1_3.html. Проверено 12.11.2015.

11. Ленин, В. И. Переписка, доклады, документы [Текст] / В. И. Ленин, А. В. Луначарский. - М. : Наука, 1971. - 776 с.

12. Памятная записка И. И. Князева. Работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры и живописи в Ярославле за период с 1919 по 1930 годы [Текст] // Архив ОАО «Ярреставрация» (неразобранн.).

13. Равикович, Д. А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР [Текст] / Д. А. Равикович // История СССР. - 1967. - № 2. - С. 192-206.

14. Реставрация в Советской России [Текст] // Грабарь, И. Э. О русской архитектуре [Текст] / И. Э. Грабарь. - М. : Наука, 1969. - 423 с.

15. Смирнов, Д. Она спасала «буржуйское добро» [Электронный ресурс] / Д. Смирнов. - Режим доступа: http: //www.flexites.com /02-04-2002 /5 /a307.html. Проверено 12.11.2015.

16. Троцкая, Н. Музейное строительство и революция [Текст] / Н. Троцкая // Наука и искусство. -1926. - № 1. - С. 29-53.

17. Троцкий, Л. Моя жизнь [Текст] / Л. Троцкий. -М. : Панорама, 1991. - 621 с.

18. Центральный архив города Москвы

Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг.

(ЦАГМ). - Ф. Р. - 1. - Оп. 1. - Д. 1.

19. Эфрос, A. M. Музейное строительство в Советской республике [Текст] / A. M. Эфрос // Советская культура. - М. : Изд-во «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1924. - С. 161-187.

Bibliograficheskij spisok

1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. A. - 2306. - Op. 2. - D. 39.

2. GARF. F. A. - 2307. - Op. 2. - D. 7.

3. GARF. F. A. - 2307. - Op. 8. - D. 135.

4. Gosudarstvennyj arhiv Jaroslavskoj oblasti (GAJaO). F. R. - 1401. - Op. 1. - D. 21.

5. Dvorjanskaja i kupecheskaja sel'skaja usad'ba v Rossii XVI-HH vv.: Ist. ocherki [Tekst] . - M. : Editorial URSS, 2001. - 784 s.

6. Dekret SNK «O registracii, prieme na uchet i sohranenii pamjatnikov iskusstva i stariny, nahodjashhihsja vo vladenii chastnyh lic, obshhestv i uchrezhdenij» ot 5 oktjabrja 1918 g. [Tekst] // GARF. F. -19410. - Op. 1. - D. 2. - Ch. 1. - L. 29.

7. Dobrovol'skaja, Je. D. Iz istorii restavracii pamjatnikov arhitektury Jaroslavlja 1918-1921 [Tekst] / Je. D. Dobrovol'skaja // Kraevedcheskie zapiski. -1960. - Vyp. 4. - S. 172-187.

8. Dolgopolova, S. A. Dvojnoj portret Tjutchevyh [Tekst] / S. A. Dolgopolova, V I. Maljutina // Nashe Nasledie. - 2010. - № 95. - S. 32-38.

9. Zhizn' Zamechatel'nyh ljudej (Frida i Diego) - Slon i Golubka. Sjuzhet dlja meksikanskogo seriala (Chast' 2) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.liveinternet.ru /users /2010239 /post7817120 3. Provereno 12.11.2015.

10. Konchin, E. Revoljucija v Mertvom pereulke [Jelektronnyj resurs] / E. Konchin. - Rezhim dostupa: http: //moscow.clow.ru /information /1 /1 /arbat6_1_3.htm l. Provereno 12.11.2015.

11. Lenin, V. I. Perepiska, doklady, dokumenty [Tekst] / V I. Lenin, A. V Lunacharskij. - M. : Nauka, 1971. - 776 s.

12. Pamjatnaja zapiska I. I. Knjazeva. Raboty po vosstanovleniju i restavracii pamjatnikov arhitektury i zhivopisi v Jaroslavle za period s 1919 po 1930 gody [Tekst] // Arhiv OAO «Jarrestavracija» (nerazobrann.).

13. Ravikovich, D. A. Ohrana pamjatnikov istorii i kul'tury v RSFSR [Tekst] / D. A. Ravikovich // Istorija SSSR. - 1967. - № 2. - S. 192-206.

14. Restavracija v Sovetskoj Rossii [Tekst] // Grabar', I. Je. O russkoj arhitekture [Tekst] / I. Je. Grabar'. - M. : Nauka, 1969. - 423 s.

15. Smirnov, D. Ona spasala «burzhujskoe dobro» [Jelektronnyj resurs] / D. Smirnov. - Rezhim dostupa: http: //www.flexites.com /02-04-2002 /5 /a307.html. Provereno 12.11.2015.

16. Trockaja, N. Muzejnoe stroitel'stvo i revoljucija [Tekst] / N. Trockaja // Nauka i iskusstvo. - 1926. -№ 1. - S. 29-53.

17. Trockij, L. Moja zhizn' [Tekst] / L. Trockij. -M. : Panorama, 1991. - 621 s.

18. Central'nyj arhiv goroda Moskvy (CAGM). -F. R. - 1. - Op. 1. - D. 1.

19. Jefros, A. M. Muzejnoe stroitel'stvo v Sovetskoj respublike [Tekst] / A. M. Jefros // Sovetskaja kul'tura. -M. : Izd-vo «Izvestij CIK SSSR i VCIK», 1924. - S. 161187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.