УДК 378 ББК 74.03(2)
Н.И. ПИРОГОВ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В РОССИИ
Е.К. ЕЛСУКОВА, ФГБОУВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В данной статье рассмотрена работа великого русского врача Н.И. Пирогова как основателя педагогической конфликтологи в России. Проанализированы его взгляды на взаимоотношения между преподавателем и учеником и способы разрешения и предотвращения конфликтов между ними. На основе этого анализа был выявлен огромный вклад в развитие русской педагогики и конфликтологии Николаем Ивановичем Пироговым
Ключевые слова: Пирогов Н.И., педагогика, конфликтология, воспитание, философия образования, педагогические идеалы.
Актуальность. В наше время конфликт в педагогике становиться очень частым явлением, так как нормальное развитие личности и общества невозможно без конфликтов. В связи с этим обострилась актуальность изучения конфликтов в педагогической сфере [11]. Тем не менее, исторический опыт в данной сфере очень часто остаётся невостребованным. Великий русский врач и педагог Николай Иванович Пирогов стал одним их основателей педагогической конфликтологии в России. Его вклад в изучение данной проблемы является очень нужным современной отечественной педагогике.
Изучая становление и развитие педагогических норм и правил того времени, выясняется, что вплоть до XIX века в педагогической сфере регулировались религиозными канонами и заповедями, нарушение которых жестоко карались. Поэтому педагогические нормы того времени допускали насильственные действия и принудительные в отношении учеников, для поддержания порядка. А характерной чертой воспитания того времени являлся деспотичный стиль. Следует отметить, что телесные наказания применялись не только как карательная мера, но и как профилактическая. Однако вопросы воспитания становились все острее и в 50 годы XIX века достигли своего апогея, в связи с ослаблением царской власти, изменений в обществе и появлением новых, нестандартных идей в области педагогики и воспитания. В свете всех этих изменений отношения между людьми тоже стали другими, совершенно новыми. Следовательно, изменились и взгляды на
причины возникновения конфликтов и способов их разрешения, в том числе и в педагогической сфере [4, 5].
Деятельность Николая Ивановича Пирогова проходила в атмосфере демократического подъёма и развития гуманистических идей в России. Его первая статья, посвящённая педагогике "Вопросы жизни" стала настоящей сенсацией и вызвала бурные обсуждения в обществе того времени. В ней он активно продвигает идею общечеловеческого воспитания, раскрывает все проблемы и недостатки образовательной системы. Главной целью является воспитание
высоконравственного человека, патриота своей Родины. "В чём состоит цель нашей жизни? Каково наше значение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?" - таковы главные вопросы, выдвинутые Пироговым в этой статье. Основой для написания этой статьи стали педагогические гуманистические идеи Жан-Жака Руссо, французского философа и мыслителя эпохи просвещения, который провозгласил главный педагогический тезис о том, что "ребёнок, не есть маленький взрослый". Пирогов выступает в защиту гуманистического образования, считая, что "надо созреть и окрепнуть внутреннему человеку". Однако в самостоятельном решении этих вопросов заинтересовано не только общество в целом, но и каждый отдельно взятый человек, ведь именно педагогическая мысль очень ясно отображает положение дел в обществе и является двигателем для его развития и процветания. Важно подчеркнуть, что все эти вопросы
актуальны и в наше время, когда страну охватил социально-экономический кризис [6, 10].
Николай Иванович резко критикует религиозный подход в воспитании молодёжи, который совсем не готовил к жизни в реальном обществе. Пирогов первый обратил на это внимание, описал всю нелепость данного конфликта, особенно между людьми, имеющими одинаковые духовные и нравственные убеждения. Поэтому, он предложил заменить религиозный подход в решении конфликтов более светским [9].
Огромное внимание Николай Иванович уделял принципам взаимоотношений между учеником и преподавателем. Он был первым, кто выдвинул идею о доверии и взаимопонимании между педагогом и учащимся, и в несомненном авторитете первого, что зачастую играет главную роль в "мирном" разрешении конфликта. Пирогов считал, что главной причиной возникновения конфликтов между учеником и преподавателем является недоверие студента к правильности научных взглядов наставника. "Новому поколению наших профессоров предстоит труд понять хорошенько значение авторитета в науке и его необходимость для учащихся..." - говорил Николай Иванович. Поэтому, для решения данной проблемы Пирогов прилагает все свои усилия, чтобы в университетах всё больше развивалась коллективная работа
преподавателей и создавались педагогические советы, которые бы пользовались высоким авторитетом среди учащихся. "Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуется доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор". Таким образом, можно сделать вывод, что справедливые и коллективные решения педагогических советов оказывают наиболее глубокое влияние на студентов и становятся главным фактором в решении конфликтов между преподавателем и учеником [2, 8, 9].
А так же очень остро стоял вопрос о телесных наказаниях учащихся, к которым Пирогов относился кране негативно, являлись на взгляд многих педагогов того времени наиболее эффективной мерой не только в решении конфликтов, но и как мера превентивная. Впервые, за долгую историю развития отечественной педагогики, Пирогов заговорил
об отмене телесных наказаний, которые сильно ранили хрупкую детскую психику. В своей новой статье " Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?", вышедшей в 1858 году, Николай Иванович рассматривает наказания не как воспитательную меру, а как меру, унижающую и запугивающую учащегося. В результате у ученика формируется не осознание своих ошибок, а слепое повиновение воле учителя и страх перед новым наказанием, а никак не является способом для разрешения конфликтов. Формируется личность
озлобленная, ищущая расплаты за свои унижения и обиды. Н.И. Пирогов полагал, что эффективность поддержания дисциплины базируется на комплексном рассмотрении всех факторов, повлекших за собой конфликт, и определением воспитывающей меры наказания, а не унижающей достоинства провинившегося
[3].
Впрочем, Пирогову всё же пришлось внести коррективы в свою позицию под влиянием консервативно настроенного общества, касательно телесных наказаний. В новом педагогическом циркуляре " Основные начала правил о проступках и наказаний учеников гимназий Киевского учебного округа", опубликованного в 1859 году, он всё же допускает возможность использования таких наказаний, но только в самых необходимых случаях и по решению педагогического совета. Но, не смотря на все трудности, которые пришлось преодолеть великому русскому врачу, в 1864 году, "Уставом гимназий и прогимназий" телесные наказания были отменены. Главная заслуга Н.И. Пирогова заключается в том, что он стал рассматривать пути решения различных конфликтов в достижении согласия и взаимопонимания, а не путём насилия [1, 7, 12].
Несомненно, Николай Иванович Пирогов был новатором в сфере педагогической конфликтологии, который ввёл такие понятия как уважение человеческого достоинства, доверительные отношения между учеником и учителем. Главной задачей для педагогов Н.И. Пирогов считал изучение способностей и талантов учеников, а так же индивидуализацию воспитания отдельно каждого учащегося. По его мнению, главным действующим лицом в воспитании ребенка становится учитель, старающийся понять его чувства и мысли, развивающий его способности во всех возможных направлениях. Его работы вызвали бурную реакцию среди педагогов того времени,
и заложил основу для развития современной каждым годом становится всё более значимой педагогической конфликтологии, которая с наукой в области современной педагогики.
Список литературы
1. АлексюкА.Н. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок-М.: Педагогика, 1985.
- 493 с.
2. Гизингер О.А. Повышение заинтересованности студентов - членов студенческого научного кружка в научно-исследовательской деятельности / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.В. Колбина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 34-37
3. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А Константинов, Е.Н. Медынский, М.Н. Шабаева. - М.: Просвещение.
- 1982. - с. 447.
4. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова /А.А. Красновский -М.: Учпедгиз, 1949. - с. 196.
5. Николаев А.В. К вопросу о роли общественных организаций в воспитании гражданственности учащейся молодежи / А.В. Николаев, О.В. Пешиков // Материалы VII итоговой научно-практической конференции молодых ученых Челябинской государственной медицинской академии, посвященной 65-летию ЧелГМА. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 28.10.2009 - с. 84-86.
6. Пешиков О.В. Выбор будущей специальности. осознанный выбор или случайный факт? / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве". - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ. - 25-26.05.2010. - с. 154-156.
7. Пешиков О.В. Тип преподавания наиболее подходящий для дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" / О.В. Пешиков, В.А. Иваненко // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 53-54
8. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 93-95
9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов -М.: Педагогика, - 1985. -с. 482-496.
10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь /Н.И. Пирогов //Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, - 1985. - с. 752.
11. Соболева, Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - с. 68-71
12. Matveeva E.S. Role of administration in formation of domestic medicine / E.S. Matveeva, I.S. Tarasova // Сборник научных работ II международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Пироговские чтения ". -Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2012. - с. 28-31
N.I. PIRO GOV AS THE FOUNDER OF PEDAGOGICAL ^NELICX IN RUSSIA*
E.K. ELSUKOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
This article describes the work of the great Russian doctor N.I. Pirogov as the founder of pedagogical konflikotlogii in Russia. In analyzing his views on the relationship between teacher and pupil, and ways to resolve and prevent conflicts between them. On the basis of this analysis it has been revealed a huge contribution to the development of Russian pedagogy and Conflict Nikolai Ivanovich Pirogov
Keywords: N.I. Pirogov, education, conflict management, education, philosophy of education, educational ideals.
* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., к.псих.н., доц. Соболева Е.В.