№ 2 (77), 2020 "Теория и история культуры" ^
14. Кайлы М.Л., Невская П.В. Профессиональное аудирование как метод повышения коммуникативной компетенции в рамках курса «иностранный язык» // Вопросы педагогики. 2019. № 5-2.
Reference
1. Ulrich P., Troitsky S. The Complexity of «Borders»: Research Agendas, Terminology and Classification // Zhurnal frontirnyh issledovanij. 2019. № 4-2.
2. Park J. Sociocultural concept of high ability and heart-mind epistemology in Confucian societies // International Studies in Sociology of Education. 2017. Vol. 26. Is. 4.
3. Cerna C., Samit-Oroz S., Veliz L. Altiridades, intercambio y marchantes en Codpa, extremo norte de Chile, mediados del siglo xx // Antipoda: Revista de Antropologia y Arqueologia. 2018. № 32.
4. Reshetnikova T.S. Reconstruction of the remembrance: Palace of Culture in Slantsy // Frontiers of Architectural Research. 2019. Vol. 8. Is. 4.
5. Plets G.Exceptions to Authoritarianism? Variegated sovereignty and ethno-nationalism in a Siberian resource frontier // Post-Soviet Affairs. 2019. Vol. 35. Is. 4.
6. Stepin VS., Smirnova N.M., Sineokaya J.V. Does the methodological isomorphism between natural and social sciences exist? // Filosofskij zhurnal. 2018. Vol. 11. № 3.
7. Baeva A.V. Historization of Scientific Observation in Modern Scientific Researches // Epistemologiya i filosofiya nauki. 2020. Vol. 56. № 4.
8. Orlova E.V. Sociocultural Space: to the Definition of a Concept // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 7 (81).
9. Zhurkov M.S. On the question of the main frontiers of the theater // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. 2019. № 4 (75).
10. Goldman I.L. Contemporary art criticism in the media educational and media cultural space // Mediaissledovaniya. 2017. № 4-1.
11. Okonechnikova L.V., Lyubyakin А.А., Chalikova O.S. Information security of media environment for children: on the example of modern // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2017. Vol. 6. № 4A.
12. Mikhailov V.V. Some aspects of the use of multimedia in presentations and manuals // Srednee professionalnoe obrazovanie. 2007. № 4.
13. Saukova N.M. Psychological, pedagogical and methodological features of teaching multimedia technologies to students of creative specialties // Vysshee obrazovanie segodnya. 2008. № 10.
14. Kayly M.L., Nevskaya P.V. Professional listening as a method of increasing communicative competence in the framework of the course «foreign language» // Voprosy pedagogiki. 2019. № 5-2.
УДК 008
Е.А. НАЙДЕНКО, А.В. ТОНКОВИДОВА
Н. АББАНЬЯНО: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН ФАНАТИЗМА В СПОРТЕ
Найденко Елизавета Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культу-роведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Краснодар, ул. Буденного, 161), naidenko07@mail.ru
Тонковидова Анна Викторовна, старший преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Краснодар, ул. Буденного, 161), tonkovidova@mail.ru
"Культурная жизнь Юга России" 132---
№ 2 (77), 2020
Аннотация. Предметом исследования в нашей статье является феномен фанатизма в спорте как социально-культурное явление. Рассматриваются взгляды известного итальянского философа Н. Аббань-яно1 на проявление фанатизма в спорте. Диалектический метод, примененный авторами, позволяет сопоставить в соотношении и развитии такие социальные феномены как фанатизм, спорт и насилие в их социокультурной трансформации и проявлении. Используя метод системного подхода, авторы анализируют воззрения культуролога и философа на фанатизм как важный, но далеко не полностью изученный аспект общего процесса дегуманизации, что определяет актуальность и новизну исследования. Действительно, в таком рассмотрении сам спорт можно определить в качестве одного из основных «витальных» компонентов культуры современного социума, что послужит культурологической парадигмой дальнейших исследований. Ключевые слова: спорт, насилие, фанатизм, игровой дух.
UDC 008
E.A. NAIDENKO, A.V. TONKOVIDOVA
N. ABBAGNANO: SOCIOCULTURAL VIEW ON THE PHENOMENON
OF FANATICISM IN SPORTS
Naidenko Elizaveta Anatolyevna, Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (161, Budennogo st., Krasnodar), naidenko07@mail.ru
Tonkovidova Anna Viktorovna, Senior Lecturer at the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (161, Budennogo st., Krasnodar), tonkovidova@mail.ru
Abstract. The subject of research in our article is the phenomenon of fanaticism in sports as a sociocultural phenomenon. The article considers the views of the famous Italian philosopher N. Abbagnano on the manifestation of fanaticism in the sports. The dialectical method adopted by the authors allows us to compare in relation and development such social phenomena as fanaticism, sports and violence in their sociocultural transformation and manifestation. Using the method of a systematic approach, the authors analyze the views of the culturologist and philosopher on fanaticism as an important, but not fully studied aspect of the General process of dehumanization, which determines the relevance and novelty of the study. Indeed, in this view, sport itself can be defined as one of the main «vital» components of the culture of modern society, which will serve as a cultural paradigm for further research. Keywords, sport, violence, fanaticism, spirit of the game.
В настоящее время одной из актуальных проблем в области социокультурных исследований спорта является определение тенденций, способствующих дегуманизаци-онным процессам в физкультурно-спортивной сфере [2; 3; 4, с. 206-207]. Но если в указанных работах наиболее проблемно представлена эмпирическая актуализация современных реалий, то в настоящей статье мы хотели обратить внимание на одну из них, а именно на феномен так называемых фанатов. Можно предположить, что это явление появилось ближе ко второй половине ХХ века. В начале 80-х годов вышла в свет книга видного итальянского экзистенциалиста Н. Аббаньяно «Мудрость жизни», содержащая ряд статей, касающихся актуальных проблем современного европейского общества. Одну из них автор посвятил спорту, назвав ее «Если спорт становится фанатизмом, он утрачивает свое значение и порождает насилие».
Мы неслучайно полагаем данную статью в качестве источниковой базы, поскольку при диалектическом методе исследования и системном подходе она представляет, на наш взгляд, несомненную новизну для собственно культурологического осмысления процесса дегуманизации, к которому обращено в настоящее время внимание научного сообщества.
1 См. [1].
№ 2 (77), 2020
"Теория и история культуры"
Именно в данной статье, впервые в новейшей истории философской мысли, Н. Аббань-яно выражает серьезную обеспокоенность все возрастающим количеством случаев насилия, поводом к которым выступают собственно спортивные события, отмечая, что в прессе даже появилась рубрика «спортивное насилие». В связи с этим Н. Аббаньяно сосредотачивает внимание на противоречивости данного словосочетания: насилие с очевидностью преследует утилитарные цели или является проявлением несдерживаемых эмоций, тогда как спорт по своей сути лишен прагматических интересов и основан на строгой дисциплине, определенных конвенциальных установках. Итальянский философ задается вопросом, почему командная игра столь привлекательна в качестве зрелища. Одна из причин - «игровой дух», под которым Н. Аббаньяно понимает бескорыстный характер спортивной деятельности, заключающей «цель в самой себе», то есть актуализацию «своей наилучшей формы», и именно это привлекает зрителя. Другая причина - состязательность, которая наиболее ярко проявляется именно в командных играх. Однако непозволительно позиционировать соревнование как конфликт, уничижение противника, поскольку оно протекает в границах определенных правил, принимаемых обеими командами.
Заметим, что при этом Н. Аббаньяно обращает внимание на то, что спортивный фанатизм в первую очередь проявляется в наиболее популярных видах спорта, например в футболе. Причем это явление интернациональное. Англия не является исключением, хотя, как отмечает философ, именно этой стране принадлежит приоритет в определении строгих правил, организации игрового процесса. Философ размышляет о том, что в явлении фанатизма заключен некий парадокс: казалось бы, в процессе игры внимание зрителей должно быть всецело приковано к разворачивающимся на поле событиям, способствуя отвлечению человека от повседневной суеты, доставляя ему удовольствие от созерцания красоты игры и мастерства спортсменов. Однако поведение так называемых фанатов, как правило, выходит за границы «спортивной страсти». Насилие, разрушения, беспорядки - следствие такого рода действий. Следовательно, первопричину следует искать в иных социокультурных реалиях.
Итальянский философ обращается к анализу феномена «фанатизм», подчеркивает его негативную роль в истории человечества: многие войны и разного рода конфликты, имевшие место даже среди общностей, принадлежавших к одной культурной традиции, порождались действием именно этого явления. Согласно мнению Н. Аббаньяно, в политической сфере фанатизм - величина убывающая, поскольку противоречит основным требованиям демократического общественного устройства. В современной культуре он «просочился» в одну из значимых социальных сфер, в спортивную сферу, превращая спорт «из повода к развлечению в повод к конфликту» [1, с. 148].
Еще одно интересное замечание автора, на которое хотелось бы обратить внимание: спортивные соревнования в Средние века в коммунах также порождали стычки между сторонниками противоположных команд. Но философ полагает, что явление современного спортивного фанатизма носит эпизодический характер (заметим, что это суждение относится к 80-м годам ХХ века), хотя настораживает. Как видим, опасения Н. Аббаньяно были не напрасны, эпизодический характер теперь носят матчи, где явления фанатизма отсутствуют.
Одним из способов объяснения насилия является позиция, согласно которой «агрессивный дух» - свойство, присущее природе человека и, будучи подавленным интенсификацией повседневной жизни людей, выливается в спортивное насилие. Философ не разделяет подобную точку зрения, полагая, что ее сторонники не понимают истинной роли повседневности в нашей жизни. Что же, по мнению Н. Аббаньяно, мешает развитию спорта? Это - нетерпимость ко всякого рода нормам, дисциплине как таковой; отказ от объективных суждений, противоречащих хоть в какой-то мере желаниям человека; стремление к победе «любой ценой и с малыми затратами» [1, с. 149]; и,
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (77), 2020
наконец, тщеславие, определяющееся не реальными, но мнимыми достижениями. В этом контексте будет уместным вспомнить некоторые черты, характеризующие общество постмодерна, определяющие состояние сознания современного человека, образ его жизни.
Деконструкция - разрушение основных традиционных оппозиций: добра и зла, истинного и ложного, причем разрушению подлежит все, что ограничивает свободу человека, помещает его в определенные поведенческие рамки, а это прежде всего нравственные нормы. Плюрализм, который полагает отсутствие универсальной системы соотнесения истинного и ложного, предполагая множественность суждений без возможности их объективной оценки. Как видим, итальянский философ определил эти черты почти полвека назад.
H. Аббаньяно затрагивает еще один важный аспект анализируемой проблемы: нередко негативное отношение к явлению фанатизма, сопровождаемого ненавистью, агрессией, переносится на спортивную деятельность. Сторонники этой позиции стараются доказать, что именно специфика спорта порождает подобные феномены. В общественном мнении спорт часто ассоциируется с восхвалением физической силы в ущерб интеллектуальному развитию. Философ выражает свое несогласие с подобным пониманием сущности спорта, обращаясь к античности, где победителей Олимпийских игр почитали наравне с богами, прославляли в произведениях искусства. Н. Аббаньяно полагает, что, если нравственного воспитания не хватает, чтобы сдерживать спортивное насилие, эту функцию может взять на себя любовь к спорту, поскольку спорт не может быть спортом, если не реализует свою природу, не подчиняется собственным правилам, не является соревнованием, где победу одерживает только сильнейший. Корысть, высокомерие и тщеславие противоречат духу спорта. Мы считаем, что при таком рассмотрении взгляды Н. Аббаньяно предвосхищают современную проблематику в работах, посвященных дегуманизационным процессам в спорте, полагая их в качестве основы формирования новой парадигмы для ряда дальнейших культурологических исследований в современной ситуации постмодерна.
По нашему мнению, «новейшим» подтверждением актуальности предлагаемого подхода, стали события в США и Европе, когда в протестных акциях, направленных якобы против расизма, наряду с маргинальными группировками активизировались именно фанаты, «тифози», используемые как заведомо организованные и хорошо управляемые агрессивные группы. Надеемся, что предпринятое нами рассмотрение фанатизма в спорте как витального, культурологического, феномена позволит определить вектор научной новизны дальнейших культурологических исследований в этой сфере.
Литература
I. Аббаньяно Н. Если спорт становится фанатизмом, он утрачивает свое значение и порождает насилие // Мудрость жизни. Санкт-Петербург, 1996. С. 145-150.
2. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социальных наук. Социология спорта. Москва, 2016. 460 с.
3. Столяров В.И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский анализ) // Взаимоотношение спорта и политики с позиции гуманизма. Вып. 3. Москва, 2005. 256 с.
4. Мишина Т.В. Спорт как культурная универсалия // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: материалы Международной научно-практ. конф. Кубанского государственного университета физкультуры, спорта и туризма. Краснодар, 2019. С. 206-207.
References
1. Abbagnano N. If sport becomes fanaticism, it loses its meaning and generates violence // Wisdom of life. Saint Petersburg, 1996. P. 145-150.
2. Peredelsky A.A. Fizicheskaya kultura i sport v otrazhenii filosofskih i socialnyh nauk. Sociologiya sporta [Physical culture and sport in the reflection of philosophical and social Sciences. Sociology of sport]. Moscow, 2016. 460 p.
№ 2 (77), 2020
"Teopun u ncmopnn KyRbmypbi"
3. Stolyarov V.I. The relationship between sport and politics (sociophilosophical analysis) // The relationship between sport and politics from the position of humanism. Issue 3. Moscow, 2005. P. 5-123.
4. Mishina T.V. Sport as a cultural universal // Physical culture and sport. Olympic education: materials of the International scientific and practical conference. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, 2019. P. 206-207.