Научная статья на тему 'Спортивный фанатизм как социокультурный феномен'

Спортивный фанатизм как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2328
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНАТИЗМ / ФАНАТИК / БОЛЕЛЬЩИК / СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / FANATICISM / FANATIC / FAN / SPORTS FANATICISM / SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шекалов Александр Павлович

В данной статье представлены результаты теоретического анализа особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Актуальность исследования, показала, что спортивный фанатизм является распространенной проблемой в современном обществе. Проблема исследования заключается в ежегодном возрастании количества спортивных фанатов, к самым популярным видам спорта относится футбол. Цель исследования теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Задачи исследования: 1. провести теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена; 2. определить характерные особенности личности фанатов. Методы исследования: для решения поставленных в работе задач использовались теоретические методы теоретический анализ, систематизация, обобщение, классификация научных данных об особенностях спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Проведенный теоретический анализ выявил, что существуют различные точки зрения по отношению к проблеме спортивного фанатизма как социокультурного феномена. С одной стороны, данный феномен рассматривается, социокультурная проблема, из-за агрессивного поведения фанатов и их антисоциальных настроений, а с другой поведение фанатов рассматривается как отклонение от нормы, психическое заболевание, которое требует специального лечения. Личность фаната имеет такие особенности, как: направленность внимания на спортивную деятельность любимой команды, ее успехи и поражения; единственными важными интересами в жизни фанатов являются спортивные, другие отходят на второй план; увлеченность жизнью команды настолько, что фанат стремиться ее сопровождать в других городах; в общении любимая тема спорт и успехи команды-кумира; агрессивное поведение к людям не разделяющим их интересы или имеющих отрицательное отношение к любимой команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шекалов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports fanaticism as a socio-cultural phenomenon

This article presents the results of a theoretical analysis of the characteristics of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon. Relevance of the research sports fanaticism is a sociocultural phenomenon that needs to be studied. The problem of research is the popularity of sports games in modern society, contributes to the annual increase of fans. The average age of the fan is 1718 years old, therefore, the age of the fans is getting younger every year. The purpose of the study is a theoretical analysis of the characteristics of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon. Objectives of the study: 1. to conduct a theoretical analysis of the features of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon; 2. to determine the characteristic features of the personality of the fans. Methods: theoretical methods theoretical analysis, systematization, generalization, classification of scientific data about the features of sports fanaticism as a socio-cultural phenomenon. As a result of the research, the following conclusions can be made that sports fanaticism is a sociocultural problem of modern society. The characteristic personality traits of the fan include the absence of other interests besides sports interests; focus on the achievements of your favorite team; aggressive attitude towards people who do not share their point of view. The personality of the fan has such features as: focus on the sports activities of your favorite team, its success and failure; the only important interests in the lives of fans are sports, others fade into the background; the enthusiasm of the team’s life so much so that the fan wants to accompany her in other cities; favorite topic in communication is sport and the success of the idol team; aggressive behavior towards people who do not share their interests or have a negative attitude to their favorite team.

Текст научной работы на тему «Спортивный фанатизм как социокультурный феномен»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 25.10.2018; опубликована 22.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шекалов А.П. Спортивный фанатизм как социокультурный феномен // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shekalov A.P. (2018). Sports fanaticism as a socio-cultural phenomenon. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 394

Шекалов Александр Павлович

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», Вологда, Россия

«Инженерно-экономический» факультет Преподаватель кафедры «Физической культуры» E-mail: adiv11@yandex.ru

Спортивный фанатизм как социокультурный феномен

Аннотация. В данной статье представлены результаты теоретического анализа особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Актуальность исследования, показала, что спортивный фанатизм является распространенной проблемой в современном обществе. Проблема исследования заключается в ежегодном возрастании количества спортивных фанатов, к самым популярным видам спорта относится футбол. Цель исследования - теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Задачи исследования: 1. провести теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена; 2. определить характерные особенности личности фанатов. Методы исследования: для решения поставленных в работе задач использовались теоретические методы - теоретический анализ, систематизация, обобщение, классификация научных данных об особенностях спортивного фанатизма как социокультурного феномена. Проведенный теоретический анализ выявил, что существуют различные точки зрения по отношению к проблеме спортивного фанатизма как социокультурного феномена. С одной стороны, данный феномен рассматривается, социокультурная проблема, из-за агрессивного поведения фанатов и их антисоциальных настроений, а с другой - поведение фанатов рассматривается как отклонение от нормы, психическое заболевание, которое требует специального лечения. Личность фаната имеет такие особенности, как: направленность внимания на спортивную деятельность любимой команды, ее успехи и поражения; единственными важными интересами в жизни фанатов являются спортивные, другие отходят на второй план; увлеченность жизнью команды настолько, что фанат стремиться ее сопровождать в других городах; в общении любимая тема - спорт и успехи команды-кумира; агрессивное поведение к людям не разделяющим их интересы или имеющих отрицательное отношение к любимой команде.

Ключевые слова: фанатизм; фанатик; болельщик; спортивный фанатизм; социокультурный феномен

Актуальность исследования

В современной психологической литературе актуальной является проблема изучения особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена, в частности особенностей личности фаната. Современное общество существует в условиях глобализации. Интеграция, которая осуществляется в условиях взаимодействия разнообразных социальных систем и культур, формируют условия для спортивного фанатизма.

Спортивной фанатизм, рассматриваемый как социокультурный феномен, возникает в любом обществе и связан с глобализацией. К характерным особенностям социального функционирования спортивного фанатизма относятся стремления фанатиков к получению положительных эмоций, удовлетворения потребностей в уважении и повышении самооценки. В обществе ставка на фанатизм связана с интересами власти, контроля общества и обогащения вышестоящих лиц.

Одним из важных факторов, которые способствует формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум.

Фанатизм как социальный феномен - связан с различными проблемами общества. С точки зрения общества фанаты - представляют собой группу индивидов, которые поддерживают любимую команду, сопровождают ее на выездных матчах. Фанаты могут проявлять свое отношение к происходящему на поле в виде агрессивных вербальных реплик или драк, вандализма и т. д. Общество отрицательно относится к данным проявлением фанатизма, которые являются антисоциальным проявлением и наносят урон бюджету города и страны.

Агрессивное поведение фанатов, вызывает недоверие к ним местных властей и усиленные меры охраны матчей во время игры их любимых команд. Обычные болельщики, наблюдающие антисоциальное поведение фанатов, могут прекратить посещение матчей, что снизит популярность данного вида спорта в регионе. Как результат, количество фанатов на трибунах увеличиться, что приведет к более ярким проявлениям агрессии и драк между фанатами противоположных клубов. Следовательно, существование субкультуры фанатов различных видов спорта приводит к социальной дезорганизации.

Фанатизм с точки зрения психологии, проявляется в психологической зависимости личности от спорта. Сознание индивида полностью направлено на происходящие события на спортивном поле. Все интересы связаны с любимой командой и ее успехами и неудачами. Личностные потребности и нужды отходят на второй план, по сравнению со спортивными увлечениями.

Таким образом, феномен спортивного фанатизма требует тщательного изучения и выявления причин возникновения фанатизма, психологических особенностей поведения фанатов и т. д.

Постановка проблемы. В современной России ежегодно возрастает количество спортивных фанатов. Наиболее популярным видом спорта является футбол. Возраст фанатов ежегодно молодеет, средний возраст среднестатистического фаната 17-18 лет. В связи с популярность фанатичной субкультуры среди молодежи, возникает проблема изучения спортивного фанатизма как социокультурного феномена и его психологического аспекта.

Анализ последних исследований и публикаций. Особенности спортивного фанатизма как социокультурного феномена изучали следующие ученые: Д. Бримсон, В.А. Дихорь, Е.П. Ильин, Н.А. Калюжная, В.В. Ким, В.В. Козлов, А. Маннанов, А.П. Спорник и т. д.

Цель исследования - теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена, а также особенностей личности спортивного фаната.

Задачи исследования:

1. провести теоретический анализ особенностей спортивного фанатизма как социокультурного феномена;

2. определить характерные особенности личности фанатов.

Методы исследования: для решения поставленных в работе задач использовались теоретические методы - теоретический анализ, систематизация, обобщение, классификация научных данных об особенностях спортивного фанатизма как социокультурного феномена.

Изложение основного материала исследования

Впервые понятие «фанатизм» ввел Ж. Боссюэ, католический епископ, который являлся главным идеологом французского абсолютизма. Ж. Боссюэ считал, что фанаты - это протестанты, данное утверждение было основано на убеждении в том, что данные личности имели убежденность в том, что все их деяния имеют Божественное начало [2].

Следовательно, фанатизм связан с религиозной праведностью. Религиозное направление было актуальным в данное время, люди воспринимали церковь и епископов, как авторитет и часто посещали храм.

В 1777 г. автор статьи о фанатизме М. Делейр, дает отличное от Ж. Боссюэ определение понятия «фанатизма». Фанатизм представляет собой введенное в действие суеверие или особенности иррационального сознания.

Таким образом, М. Делейр рассматривает явление фанатизма с точки зрения его призрачности и научной необоснованности. Автор считает, что фанатичное сознание не имеет право на существование [2].

П. Бейль и «Французская энциклопедия» предлагают под фанатизмом рассматривать ранние формы религии, а также религиозное чувство вообще [2].

Таким образом, фанатизм представляет чувство, которое сопровождает определенные действия человека или группы лиц. Фанатизм, рассматривается относительно религии.

Отличающееся от вышеописанных определений понятия «фанатизм», которое стало классическим, дает Ф. Вольтер в вышедшем в 1764 г. в Женеве «Философском словаре».

Согласно Ф. Вольтеру фанатик, отстаивает ортодоксию, считая себя ее хранителем, в процессе отстаивания своих убеждений, фанатик лишать людей жизни, при этом его действия всегда сопровождаются силой [2].

Исходя из вышесказанного, фанатичные люди, представляют собой угрозу обществу, поскольку они могут применять силу и агрессию для достижения своих фанатичных целей.

Н.А. Бердяев в написанной в 1937 г. статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» делает вывод, что для фанатика легко совершить насилие. Фанатик, имеющий силу и власть, имеет убеждения, что он совершает благое дело и своими действиями приносит благо обществу и миру в целом [1].

Мы согласны с автором, что фанатичные люди, руководствуются своими убеждениям и могут применять силу для достижения фанатичных идей и целей. Таким образом, изучение проблемы фанатизма начинается с точки зрения религиозной идеологии. Фанатизм распространенное явление в религии. Для фанатиков характерна приверженность и следование определенной идее-фикс, они могут пожертвовать жизнью или убить кого-либо ради своей идеи. Совершение насилия для фанатичных людей не составляет моральную проблему, они

https://mir-nauki.com

слепо верят своему кумиру и фанатично исповедуют свои идеи, фанатами, которых они являются.

В современном обществе проблема спортивного фанатизма становится популярной с каждым годом все больше и больше. Молодежь, придает значение спорту, находит себе кумиров и становится их фанатами. С одной стороны, спорт - поддерживает здоровье и способствует ведению здорового образа жизни, а с другой - фанатизм, отрицательно отражается на личности и в итоге, приводит к ее деградации. Явление спорта играет важную роль для миллионов людей во всем мире. Во всем мире все больше и больше людей любят играть, смотреть и обсуждать различные виды спорта. Спорт занимает видное место в разных культурах, реализуя значительные социальные влияния.

Следовательно, спортивная деятельность рассматривается как значительная форма социальной активности, которая влияет на систему образования, экономику и ценности граждан. В частности, в настоящее время в нашем обществе, социальное воздействие и значимость спорта огромны. Молодое поколение, занимающееся спортивной деятельностью, поддерживает здоровый образ жизни и гармонично развивается как личность.

Спорт и физическое воспитание создают возможности для улучшения развития в физической, когнитивной и социальной сферах. Спорт - это популярная культура и демократическая деятельность. Благодаря спорту и физическому воспитанию мы можем столкнуться и преодолеть проблемы и выработать заботу о совершенстве. Через спорт возможно развитие и выражение морального достоинства, демонстрация важности таких ценностей, как лояльность, самоотверженность, честность и мужество. Спортивная деятельность выполняет социально-психологическую функцию обеспечения чувства возбуждения, радости и т. д.

Спорт - один из самых мощных инструментов в индустрии развлечений в мире. Существуют различные виды спортивной деятельности и игр, к ним относятся: футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, большой и малый теннис и т. д. Наиболее популярным видом спорта среди болельщиков и фанатов является футбол. Футбол - это универсальный феномен, за которым наблюдают миллиарды людей через средства массовой информации или непосредственно на стадионах. Многочисленные футбольные клубы, способствуют порождению различных фан-клубов и фан-движений.

Рассмотрим особенности возникновения понятия «фанатизм» в науке. Понятие «фанатизм» переводится с латыни как «исступление». Данный вид поведения, считается патологическим, поскольку фанатики всецело поглощены идеей и верят в нее, обожествляют свой идеал и т. д. Фанатики, могут пожертвовать своим здоровьем, связями с друзьями и близкими, а также социальными нормами, ради идеи, которой они следуют. Данные субъекты не осознают своей психологической зависимости от кумира, спортивной команды и ее достижений.

А. Маннанов утверждает, что люди, которые переживают положительные эмоции при победе любимой команды, испытывают чувство страсти и эйфории, а также разочарования и агрессии в результате ее проигрыша называются фанатами [8].

Фанатизм - представляет собой психическое заболевание, которое может проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности. Существуют следующие разновидности фанатизма:

1. политический;

2. здоровья;

3. идейный;

4. научный;

5. религиозный;

6. спортивный;

7. культурный [8].

В данной работе, мы будем рассматривать спортивный вид фанатизма. Данный вид фанатизма является актуальным в современном обществе, поскольку молодое поколение является поклонниками многочисленных футбольных команд.

Фанатизм бывает двух степеней - средняя и крайняя. Средняя степень наиболее распространенная, которая характеризуется тем, что личность имеет определенную сверхценную идею, но для нее не характерно навязывать данную идею другим людям. Крайняя степень выявляется реже, чем первая и для нее свойственно жесткое навязывание своего выбора окружающим и близким людям, различные виды физического насилия над личностью.

Следовательно, разнообразные степени фанатизма указывают на зависимость личности фанатика от своего кумира. Доминирующие идеи-фикс, стремление следовать за кумиром и быть всегда рядом, указывают на фанатическую зависимость. Данный вид психического расстройства отрицательно отражается на всех сферах жизнедеятельности личности от социальной до семейной сферы.

Фанат, чаще всего, отказывается от социальной жизни, может уволиться с работы для того, чтобы иметь возможность посещать выездные матчи команд в других городах. Данная личность, может иметь пагубные привычки - алкогольную и наркотическую зависимость и т. д. Семейные взаимоотношения, в данном случае, также имеют негативные последствия, поскольку внимание фаната направлено на успехи и поражения команды, а не жизненные события их близких.

Характерные особенности личности спортивного фаната, которые отличаются от нормы функционирования здоровой личности:

1. данный субъект идентифицирует себя с кумиром и принимает как свои собственные его успехи и поражения. Для него характерны страдания, депрессивные состояния, а также стремления уйти из жизни;

2. субъект, стремится стать ближе к кумиру и внешне быть похожим на него, в одежде выбирает аналогичный стиль и т. д.;

3. данные личности склонны в любых разговорах уделять внимание своей сверхценной идее, в ущерб другим интересам;

4. различные увлечения и семья - отходят на задний план;

5. для фанатика свойственны проявления агрессии по отношению к людям, которые не разделяют его увлечений или отрицательно высказываются о его кумире [4].

Данные симптомы, указывают на формирование фанатической зависимости. Спортивный фанатизм - представляет собой социальный феномен, который положительно воспринимается в современном обществе. Разрешительное и негативное воздействие фанатизма на личность фаната не учитывается.

С психологической точки зрения, фанатизм является проявлением зависимого поведения, которое относится к отклоняющемуся о нормы психическому поведению. Фанаты не имеют личных интересов и хобби, а живут интересами спортивной команды. В данной ситуации страдают близкие люди и семейные отношения, поскольку фанатики не уделяют им должного внимания и заботы. Стремление следовать за любимой командой, вынуждает

фанатов часто отпрашиваться с работы или в крайней степени зависимости, приводит к увольнению с работы ради свободы передвижения. Общий кругозор данных личностей узконаправленный, их интересует только определенный вид спорта и команда. Фанаты могут проявлять агрессию по отношению к людям, которые на разделяют их увлеченности или являются фанатами противоположной команды.

В результате постоянного увлечения деятельностью и достижениями спортивной команды, фанат теряет интерес к собственной жизни и окружающим людям. Он может перестать приносить пользу для общества, поскольку разрушительная сила эмоций, сопровождающая спортивные соревнования, часто наносит ущерб витринам, вывескам и другим членам общества.

Агрессия - возникает в результате неудач и поражений любимой команды. Фанаты идентифицируют себя с командой и поэтому, ее поражения, они воспринимают, как свои собственные. Поклонники футбола приезжают в другие города и страны, вслед за своими кумирами. Обычно, матчи заканчиваются мирно или сопровождаются драками. В современном обществе данное поведение называют фан-движением или субкультурой.

Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают личность к данному поведению:

1. зависть к чужим успехам;

2. заниженная самооценка;

3. интерес к личности, которая добилась успехов и является для них авторитетом

[4].

Фанатизм является психическим расстройством и требует прохождения специальной терапии. Зависимая личность сможет эффективно справиться с фанатической зависимостью при определенных условиях:

1. осознание ложности представлений и устремлений;

2. способность к осознанию навязчивости мысли и умение увидеть сложившуюся ситуацию со стороны;

3. умение переключаться на другие жизненные события и цели;

4. новое увлечение и хобби;

5. желание взаимодействовать с семьей и друзьями;

6. адекватная самооценка [4].

Исходя из вышеописанного, следует, что фанатизм представляет собой психическое расстройство и требует прохождения специальной терапии. К основным причинам фанатизма относят - зависть к успехам, низкая самооценка, а также авторитет определенной личности (кумира). В случае спортивного фанатизма данным кумиром является спортивная команда или конкурентный игрок.

С точки зрения В.В. Ким понятие «фанатизм» от латинского слова «Рапит» («^апайсш» - «храм», «жертвенник»). Фанатик происходит от латинского слова «^апит», популярное еще в Древнем Риме. До XVII века данное слово относилось исключительно к культу религии. Популярность фанатизм приобрел с конца XIX века.

Фанатизм - это социально-психологический феномен, предполагающий взаимоотношения личности с определенной группой, которая для нее является значимой. Для

фанатичной личности свойственно соблюдение определенных ритуалов, связанных с личностью кумира.

В спортивном фанатизме встречаются такие традиции, как собрания группы фанатов после окончания матча и шествие по улицам, выкрикивание спортивных кличек и лозунгов, распевание песен, гимна и т. д.

Выделяют такие причины фанатизма:

• фанатический уход от негативной жизненной ситуации, возникновение чувства поддержки и единения с другими людьми, чувство значимости своего «Я» и т. д.;

• фанаты своим поведением стремятся нарушать те запреты, которые существуют в обществе, тем самым бросая ему вызов;

• политические причины - помогает управлять человеческим сознанием для достижения различных целей;

• психологические - средство ухода от реального мира в мир фантазии;

• религиозные - применяется по отношению к верующим прихожанам [6].

Следовательно, существуют различные причины вызывающие фанатичное поведение от личностной неудовлетворенности до ухода от реальности в мир фантазии.

Спортивный фанатизм - это особенный вид фанатизм, сопровождающийся фан-движениями во всем мире. Участников данного движения называют суппортерами, или спортивными хулиганами. Данные фанаты предпочитают не только болеть за любимые команды, но и вместе совершать различные асоциальные поступки. Мелкое хулиганство, вызывает у них чувство вседозволенности и превосходства, повышает самооценку и уверенность в себе.

К данной группе фанатов относятся подростки и юноши в возрасте 17-19 лет. Данный возраст - это возраст самоопределения и поисков себя. Участие в фан-движениях в данном возрасте отрицательно воздействует на развитие личности и саморазвитие, поскольку любые другие интересы и хобби, не относящиеся к спорту, не воспринимаются и категорически отвергаются. У фанатов, также может наблюдаться плохая академическая успеваемость, из-за частых прогулов и отсутствие мотивации к обучению.

Фанаты злоупотребляют алкоголем непосредственного перед матчем и на трибунах, что способствует нарастанию агрессивности и появлению чувства всесильности. Они объединяются в группы и вместе совершают погромы магазинов и грабеж, в результате данных инцидентов, каждый участник чувствует себя единым целым и не несет ответственности за совершенные действия. В группе возникает коллективная эйфория, чувство вседозволенности и безнаказанности и т. д. [6].

Для фанатов характерно пение на трибунах, размахивание шарфами и флагами с атрибутикой любимой команды. Шум на трибунах не мешают зрителям белеть за любимые команды. Фанаты радостно выкрикивают имена лидеров любимых команд и могут сопровождать свои возгласы свистом и топотом ног. Данное поведение является нормальным, поскольку оно свидетельствует о выявлении сильных эмоций радости и ликования. Фанатами могут быть как представители женского, так и мужского пола. Преимущественно в фан-движениях принимают участие молодые мужчины от 17-35 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышесказанного, следует, что фанатизм представляет собой патологический вид поведения, которое характеризуется увлеченностью определенной сверхценной идеей, которая движет мотивами и действиями фаната. Выделяют среднюю и крайнюю степени

фанатизма. Первая встречается среди фанатов чаще, чем последняя и характеризуется доминирование определенной идеи в сознании личности. К основным симптомам фанатизма можно отнести - поглощенность идеей участия в жизни кумира или спортивной команды. Отсутствие других жизненных интересов и хобби, а также проявление агрессии по отношению к людям приверженным другой точки зрения или имеющих другого кумира. Фанатизм вызывает чувство единения с другими фанатами, эмоциональный подъем и эйфорию.

С точки зрения Е.П. Ильина спорт - существует для зрителей и болельщиков. Следует различать болельщиков и фанатиков. Существуют такие группы болельщиков:

1. первичные - активные участники спортивных соревнований, стремятся следовать за командой, даже в другой город;

2. вторичные - наблюдают за ходом игры по СМИ;

3. третичные - активно обсуждают результаты игры, прочитав о них в газетах [4].

Болельщики, чаще всего имеют определенное единое «баскетбольное», «гандбольное» или каким-либо еще сознание, что и определяет схожесть их эмоциональных проявлений. Болельщики разделяют других болельщиков на «своих» и «чужих». Для них характерен ограниченный кругозор, зацикленность на спортивных соревнованиях и узкий круг интересов, который включает исключительно информацию о любимой команде и предстоящих матчах. Первичные болельщики предпочитают встречаться только в день соревнований, после завершения которых, расходятся по домам и больше не контактируют. Фанаты, в отличие от болельщиков, могут собираться и встречаться за пределами матча и обсуждать предстоящую игру, а также планировать какие-либо действия на трибунах.

Как утверждает Е.П. Ильин фанатизм - это крайняя степень привязанности к команде, которая сопровождается негативным отношением к людям, не поддерживающим данную команду [4].

Спортивные фанаты, предпочитают общаться с людьми близкими им по духу, которые имеют общие темы для разговора и положительно отзываются по поводу их любимой команды или игрока. При знакомстве с новыми людьми, фанаты, могут первым делом выяснять, увлекается ли данный человек спортивными играми, а также за какую команду он болеет. Если собеседник отказывается называть любимую команду, то фанат может прийти в негодование, поскольку в своем представлении он будет уверен, что собеседник поддерживает команду -противника.

Следовательно, фан-движение связано, в основном, с футболом и представляет собой сообщество активных болельщиков, которые существуют по определенным, известным только узкому кругу лиц нормам и правилам. Возраст фанатов в основном юношеский, но встречается и молодой и средний возраст. Чаще всего большая часть фанатов не имеют какое-либо отношение к спортивной квалификации и не насыщают спортивные секции. Для фанатов свойственно влияние группы, конформизм. Они имеют определенную атрибутику - шарфы с логотипом любимой команды, шапки или флажки.

Фанаты, считают, что во время матча важно единения фанатов на стадионе, тогда они переживают наиболее высокий эмоциональный подъем, вплоть до состояния аффекта. Субъекты объединяются в группы и вместе могут совершать асоциальные действия - погромы магазинов, витрин, грабеж граждан, рукоприкладство и т. д.

В.А. Дихорь выделяет следующую характеристику фанатов футбола. Первые -«местечковые», они преимущественно поддерживают различные команды своего города, испытывая гордость за свою родину. Вторые - «клубные» - поддерживают только конкретную команду [3].

Таким образом, существуют различные виды фанатов в футболе. Данные разновидности отличаются месторасположением команд в городе или стране. Фанаты, переживают чувство гордости и радости за достижения местных команд, которые повышают рейтинг их города. Поражения данных команд, воспринимаются как пятно на репутации их города и вызывают эмоции грусти, печали или, наоборот, сильные эмоции - агрессия, злость и гнев.

В.А. Дихорь выделяет характерные черты для футбольных фанатов. Мотивами поведения являются получение положительного психологического напряжения, чувство принадлежности к группе. Для фаната характерна идентификация с командой. Данное соотношение себя с командой, позволяет фанатам повысить свою самооценку и испытывать чувство удовлетворения, в случае победы любимой команды. В случае проигрыша команды -снижение самооценки и проявления агрессивных реакций по отношению к фанатам выигравшей команды [3].

Фанаты представляют собой особую субкультуру, которая имеет определенный сленг и группировки. Футбольные фанаты состоят в фирмах. «Фирма» согласно В.А. Дихорь, представляет собой долговременную организованную группировку футбольных фанатов, приверженных определенному футбольному клубу и принимающих участие не только в сопровождении и поддержке своих команд во время игр, но и в драках (межклубных столкновениях) за пределами стадионов. Рассмотрим ее структуру:

• моб - это основная сила футбольной фирмы. Обычно любая крупная фирма состоит из нескольких мобов. Мобы делятся на два типа: «карлики» - те, кто недавно пришел движение и еще не заслужил доверия; «бойцы» - опора фирмы, они дисциплинированны, выносливы и всегда готовы к бою;

• скауты («разведчики»). Они высматривают и оценивают противников для будущих битв, выбирают только сформировавшиеся или уже серьезные фирмы, но не маленькие группки неорганизованных болельщиков. Для статуса «фирмы» действительно значимо правильно выбрать равных соперников, а не слабых и беспомощных. Скауты не афишируют себя как часть «фирмы», а действуют под прикрытием. Обычно это умные и обеспеченные люди, которые одеваются в дорогие костюмы, и их внешний вид внушает доверие;

• фанаты. Это творческий актив «фирмы». Они заранее готовят баннеры и прочее сопровождение, чтобы устраивать яркие представления на матчах, носят одежду с атрибутикой клуба и поют подбадривающие песни. Редко участвуют в драках и потасовках, обычно после матча уединяются и обсуждают результаты игры [3].

«Фирма» также после каждого матча подводит итоги, обсуждает результаты и исправляет ошибки. У большинства зарубежных и российских крупных клубов есть своих несколько «фирм». Основная цель «фирмы» - это активная поддержка национального футбола всеми доступными средствами [3].

Д. Бримсон отмечает, что для многих фанатов важен конечный результат игры, а не содержание, чувство удовлетворения и эйфории, они переживают только в случае победы любимой команды. Фанаты по натуре являются максималистами, любые эмоции, как положительные - радость, веселье, так и отрицательные - злость, агрессия, выражают бурно и эмоционально.

Футбольный фанатизм является особым видом фанатизма, поскольку большинство людей - поклонники конкретной командой. Есть люди, что являются фанатами футбола как игры (и все, что связано с ним), но футбол - это командный вид спорта, и большинство фанатов, таким образом, являются поклонниками команды. Некоторые могут быть поклонниками

https://mir-nauki.com

отдельных игроков, но без особых исключений они одновременно являются поклонниками команд, которые играют и т. д.

Часто фанатизм дает возможность переживать положительные эмоции вместе с командой, вызывает чувство единения, нужности и уверенности в себе. Некоторые люди в конечном итоге становятся поклонниками более «настоящих» команд, таких как местные команды, где собираются увидеть матчи в прямом эфире, что является намного проще или даже возможно, по сравнению с другими командами, находящимися в других городах и странах.

Другие выбирают команды, из других стран и ездят за ними на соревнования и матчи. Пребывание на трибуне вызывает у них радость, восхищение и эйфорию. Для некоторых фанатов вначале было более важно быть частью чего-то потенциально большего, быть частью мира в мире их команд. Следует иметь в виду, что многие фанаты выбирают команду на ранней фазе знакомства с футболом, когда они еще недостаточно ознакомлены с правилами игры и ее особенностями. Со временем, фанаты могут разочароваться в выбранной команде или игроке и найти себе другого кумира [2].

Следовательно, можно сказать, что особенности спортивного фанатизма проявляются в приверженности любимой спортивной команде. Фанатики стремятся посещать матчи своих кумиров, следуя за ними по всем городам и странам, в которые они ездят. Пребывание на трибуне, вызывает у них чувство единения с командой. Победа любимой команды вызывает поднятие настроения, самооценки, уверенности в себе, а также чувство эйфории. Поражение кумиров - вызывает прямо противоположные чувства и эмоции - депрессию, угнетенность, подавленность настроения, а также агрессивные проявления по отношению к фанатам команды, которая победила.

Драки - нередкое явление после матчей. Агрессивно настроенные фанаты стремятся снизить напряжение, возникающее после просмотра матча и выместить отрицательные эмоции на ком-то или чем-то. Чувство единства и отсутствия наказания, поскольку вместе вся группа фанатов является сильной и сплоченной, способствует нарастанию агрессии среди участников фан-движения.

Часто фанаты идут по улицам и выкрикивают названия своих любимых команд или имена любимых игроков. Данным поведением, они нарушают спокойствие окружающих людей. По отношению к данному поведению фанатов, полиция не принимают каких-либо мер, поскольку в современном обществе такое поведение считается нормой. К асоциальным действиям относятся - грабеж и вандализм, совершаемые фанатами под воздействием сильных эмоций и затемненного сознания.

Результатами агрессии разъяренных фанатов являются - разбитые витрины, порисованные стены фасадов зданий или вагонов метро. Обычные прохожие испытывают страх перед толпой фанатов, поскольку их поведение, чаще всего, является неуправляемым. Некоторые действия фанаты могут совершать под воздействием аффекта, следовательно, после данного действия они не помнят о его совершении и могут отрицать содеянное. Вербальная агрессия по отношению к фанатам противоположных клубов, проявляется в агрессивных и нецензурных выражениях по отношению к фанатам и командам-конкурентам.

Проведенный теоретический анализ выявил, что существуют различные точки зрения по отношению к проблеме спортивного фанатизма как социокультурного феномена и его психологического аспекта. С одной стороны, данный феномен рассматривается, социокультурная проблема, из-за агрессивного поведения фанатов и их антисоциальных

Выводы

настроений, а с другой - поведение фанатов рассматривается как отклонение от нормы, психическое заболевание, которое требует специального лечения.

Для личности фанатов характерны следующие особенности:

• увлеченность победами и поражениям любимой команды;

• отсутствие хобби и других жизненных интересов, кроме спортивных интересов;

• стремление быть везде рядом с кумиром, сопровождение команды в различные города и страны, чтобы быть всегда рядом;

• постоянные разговоры о спортивной команде и ее достижениях;

• проявления агрессии по отношению к людям, не поддерживающим его увлечений, а также отрицательно высказывающимся по отношению к его кумиру.

Следовательно, личность фаната претерпевает определенные негативные изменения, которые сопровождаются отказом от социального взаимодействия с окружающими людьми и полной деградацией личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине http://www.vehi.net/ berdyaev/fanatizm.html.

2. Бримсон, Д. Фанаты / Д. Бримсон; под ред. А.Л. Дунаевского - СПб.: Амфора, 2005. - 266 с.

3. Дихорь, В.А. Основы психологии футбольных болельщиков: учеб. пособие / В.А. Дихорь, А.М. Буркова, А.В. Гизуллина; [науч. ред. Н.Б. Серова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 76 с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с: ил. -(Серия «Мастера психологии»).

5. Калюжная, Н.А. Фанатизм: личностные и групповые черты / Н.А. Калюжная // Философские науки - 2007. - №9. - С. 66-82.

6. Ким, В.В. Фанатизм как социальный феномен / В.В. Ким - М.,2003. - 112 с.

7. Козлов, В.В. Фанаты. Прошлое и настоящее околофутбола / В.В. Козлов - М., 2008. - 106 с.

8. Маннанов, А. Я - фанат! / А. Маннаков; под ред. А.Л. Дунаевского - М.: Росмэн-Пресс, 2008. - 320 с.

9. Спорник, А.П. Институциализация спортивного фанатизма в контексте социального управления / А.П. Спорник // Вестник Новгородского государственного университета - 2015. - №87. - Ч.1. - С. 123-126.

10. Туев, В.А. Динамика потребностей личности / В.А. Туев - Саарбрюккен: Ламберт Академик Публикейшн, 2015. - 168 с.

Shekalov Alexander Pavlovich

Vologda institute of law and economics of the Federal penitentiary service of Russia, Vologda, Russia

E-mail: Kadiv11@yandex.ru

Sports fanaticism as a socio-cultural phenomenon

Abstract. This article presents the results of a theoretical analysis of the characteristics of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon. Relevance of the research - sports fanaticism is a sociocultural phenomenon that needs to be studied. The problem of research is the popularity of sports games in modern society, contributes to the annual increase of fans. The average age of the fan is 1718 years old, therefore, the age of the fans is getting younger every year. The purpose of the study is a theoretical analysis of the characteristics of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon. Objectives of the study: 1. to conduct a theoretical analysis of the features of sports fanaticism as a sociocultural phenomenon; 2. to determine the characteristic features of the personality of the fans. Methods: theoretical methods - theoretical analysis, systematization, generalization, classification of scientific data about the features of sports fanaticism as a socio-cultural phenomenon. As a result of the research, the following conclusions can be made that sports fanaticism is a sociocultural problem of modern society. The characteristic personality traits of the fan include the absence of other interests besides sports interests; focus on the achievements of your favorite team; aggressive attitude towards people who do not share their point of view. The personality of the fan has such features as: focus on the sports activities of your favorite team, its success and failure; the only important interests in the lives of fans are sports, others fade into the background; the enthusiasm of the team's life so much so that the fan wants to accompany her in other cities; favorite topic in communication is sport and the success of the idol team; aggressive behavior towards people who do not share their interests or have a negative attitude to their favorite team.

Keywords: fanaticism; fanatic; fan; sports fanaticism; sociocultural phenomenon

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.