МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ПРОДУКТОВОГО ЭМБАРГО
Лисицын А. Б., академик РАН, Захаров А. Н., канд. техн. наук, Небурчилова Н. Ф., канд. эконом. наук, Волынская И. П.
ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова»
П связи с введением секторальных санкций в адрес В Российской Федерации со стороны ряда западных стран Президент РФ подписал Указ №560 от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Данный документ установил запрет (или серьезно ограничил) сроком на один год ввоз сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны ЕС, Австралия, Канада и Королевство Норвегия.
УДК 687.5:339.9 Ключевые слова:
секторальные санкции, запрет на импорт, мясо и мясная продукция, импортозамещение, продуктовый рынок, мониторинг цен
Во исполнение Указа Президента РФ Правительством РФ от 7 августа 2014 года было принято постановление № 778, которое определило перечень запрещенных к импорту продуктов из этих стран. В список вошли: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы, рыба и другие морепродукты, молоко, молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, колбасы, сыры. Постановлением Правительства РФ № 830 от 20.08.2014 из этого перечня были исключены БАДы, витамины, безлактозное молоко, мальки лосося и форели, семенной картофель, гибридная сахарная кукуруза и лук.
Санкции не коснулись также детского питания и алкоголя.
Чтобы оценить долю этих стран в поставках мяса и мясной продукции на российский рынок, рассмотрим данные таможенной статистики за 2013 год (таблица 1).
Мяса КРС, свежего или охлажденного в, 2013 году было завезено порядка 87,3 тыс. т, в том числе из США, Канады, Австралии и стран ЕС 16,2 тыс. т или 18,6% от общего количества. Доля этих стран в поставках мяса КРС замороженного была еще ниже - порядка 7,5%.
Высокий удельный вес занимали
эти страны в поставках свинины - почти 73%. Больше половины всей импортной баранины в 2013 году наша страна получила из Австралии - 5,6 тыс. т или 55,6% от общего количества импорта данного вида мяса.
Основными импортерами мяса и субпродуктов домашней птицы были США и страны ЕС, которые поставили в Россию 338,7 тыс. т или 64,3% от всего объема, завезенного в нашу страну. Практически весь объем жира свиного и домашней птицы поступал из стран Евросоюза - 251,7 тыс. т или 96,2%. Евросоюз был также крупным поставщиком колбас и аналогичных продуктов из мяса - 14,2 тыс. т (27,5%), а в целом доля этих стран в объеме импорта колбас составила 34,5%. Свыше 24 тыс. т или 63,4% от общего объема готовых или консервированных мясных продуктов в 2013 году было завезено из стран Евросоюза.
Сравнительный анализ импорта за 1 полугодие 2014 г. и 2013 гг. по основным видам мяса и мясной продукции представлен в таблице 2.
Анализируя динамику импорта за I полугодие 2014 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, следует отметить сокращение ввоза всех
видов мяса, субпродуктов и жира-сырца, за исключением мяса птицы, объем которого практически не изменился (99,6% к уровню 2013 г.). В то же время импорт говядины снизился на 9,3%, свинины - на 36%, баранины - на 24,2%, субпродуктов убойных животных - на 36%, свиного жира и жира домашней птицы - на 78%. Но при этом наблюдался рост импорта колбас и аналогичных продуктов из мяса - на 19,6%.
Значительное снижение импорта свинины связано с введением запрета на ввоз мяса из-за вспышки АЧС в ряде зарубежных стран.
Доля импорта в общем объеме ресурсов мяса убойных животных и колбасных изделий в 2013 году и за первое полугодие 2014 г. представлена в таблице 3.
За 2013 г. доля импорта в общем объеме ресурсов говядины составила 28,7%, а в первом полугодии 2014 г. уже 29,2%, то есть возросла на 0,5 процентных пункта. По итогам первого полугодия доля импорта свинины в объеме ее ресурсов сократилась на 6,5 процентных пункта по отношению к среднегодовым данным за 2013 г. Доля импорта колбасных изделий практически не изменилась.
После введения эмбарго на поставку продовольствия из ряда
Таблица 1. Импорт мяса и мясных продуктов в РФ в 2013 году (тонны)
Код ТНВЭД и наименование Всего в том числе
США Канада Австралия Страны ЕС Итого % от общего объема
0201-Мясо КРС, свежее или охлаждённое 87 247 33 8 2 578 13 610 16 229 18,6
0202-Мясо КРС, замороженное 571 195 23 36 24 510 18 247 42 816 7,5
0203-Свинина свежая, охлаждённая или замороженная 619 765 5 937 79 360 - 365 488 450 785 72,7
0204-Баранина или козлятина свежая, охлаждённая или замороженная 10 061 - - 5 591 4 5 595 55,6
0205-Мясо лошадей (конина), ослов, мулов или лошаков, свежее, охлаждённое или мороженое 15 999 - - 1 481 - 1 481 9,3
0206-Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлаждённые или замороженные 204 251 683 1 347 15 817 118 885 136 732 66,9
0207-Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлаждённые или замороженные 527 013 266 476 - - 72 254 338 730 64,3
0208-Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты, свежие, охлаждённые или замороженные 4 939 - - 1 315 1 711 3 026 61,3
0209-Свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлаждённые, замороженные, солёные, в рассоле, сушёные или копчёные 261 482 122 6 033 - 251 727 257 882 98,6
1601-Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе 51 665 3 563 25 - 14 243 17 831 34,5
1602-Готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови прочие 38 279 - - 6 24 258 24 264 63,4
стран Запада некоторые российские государственные и политические деятели стали говорить о новых возможностях по импортозамеще-нию для отечественной сферы АПК. Оправданны ли эти ожидания? Мнения экспертов на этот счет сильно расходятся.
Часть из них склонны к осторожной оценке происходящего, они считают,
что такие решения требуют соответствующего переходного периода, который позволил бы бизнесу завершить начатые контракты, подготовить новые соглашения с другими контрагентами, серьезно продумать кредитную политику, оценить возможность получения государственной поддержки с тем, чтобы должным образом обеспечить импортозамещение.
Однако президентский указ о запрете импорта продуктов питания после подписания его В.В. Путиным незамедлительно вступил в силу. В результате пострадали российские компании, которые осуществляли свою деятельность в соответствии с уже подписанными контрактами на поставку продовольствия из стран, попавших под ответные санкции. Они понесли серьезные по-
Таблица 2. Сравнительный анализ импорта мяса и мясных продуктов за I полугодие 2014 г. и 2013 г.
Код ТНВЭД и наименование I полугодие 2013 г., тонны I полугодие 2014 г., тонны Изменение, %
0201-Мясо КРС, свежее или охлаждённое 29 115 50 062 171,9
0202-Мясо КРС, замороженное 241 192 195 152 80,9
0203-Свинина свежая, охлаждённая или замороженная 272 397 174 420 64,0
0204-Баранина или козлятина свежая, охлаждённая или замороженная 5 233 3 965 75,8
0205-Мясо лошадей (конина), ослов, мулов или лошаков, свежее, охлаждённое или мороженое 9 165 7 540 82,3
0206-Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлаждённые или замороженные 99 149 63 469 64,0
0207-Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлаждённые или замороженные 210 371 209 633 99,6
0208-Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты, свежие, охлаждённые или замороженные 2 188 1 598 73,0
0209-Свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлаждённые, замороженные, солёные, в рассоле, сушёные или копчёные 126 621 27 865 22,0
1601-Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе 22 273 26 631 119,6
1602-Готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови прочие 15 801 15 911 100,7
тери в связи с неожиданно принятыми и одномоментно вступившими в силу мерами российского правительства. Причем в первую очередь пострадал бизнес, связанный со сферами переработки сельскохозяйственного сырья и логистикой (например, мясоперерабатывающие предприятия, импортеры сырья и транспортные компании). Для перезаключения контрактов, поиска дополнительных источников финансирования и контрагентов в других странах потребуются дополнительные время и деньги.
В то же время глава правительства Д.А. Медведев, комментируя принятое постановление, особый акцент сделал на недопущении роста цен на продуктовом рынке в результате им-портозамещения и переориентации на новых зарубежных партнеров. Од-
нако эксперты считают, что в условиях дефицита, например, импортной говядины или свинины на рынке мяса, отечественные поставщики сельскохозяйственного сырья будут постепенно повышать цены. При этом мясная промышленность будет терпеть убытки, а российские потребители - нести дополнительные расходы, не имея возможности выбора или отказываясь от покупки дорогостоящей продукции.
В качестве примера можно привести динамику закупочных цен на мясное сырье по данным одного из ведущих мясокомбинатов Нижегородской области с 1.01.2014 по 21.08.2014 (таблица 4).
Данные таблицы показывают высокий рост закупочных цен на 06.08.2014 по отношению к ценам на 01.01.2014. Особенно значительно в
этом периоде подорожал шпик колбасный - на 72,1%, щековина свиная - на 67,8%, свиная бескостная лопатка - на 53,2% и свиная бескостная шейка -на 48,6%. Отмечается также большой рост цен на мясо кур - более чем на 30%. При этом говядина подорожала менее всего: бескостные задние четвертины - на 7,1%, а говяжий тримминг - на 11,4%.
Показателен рост закупочных цен на мясное сырье после шестого августа: за пятнадцать дней к 21 августа шпик колбасный подорожал еще на 62,4%, шпик хребтовый - на 32,5%, свинина полужирная - на 12,7%.
Таким образом, за весь рассматриваемый период колбасный шпик подорожал почти втрое - на 279,4%, а другие виды свиных продуктов почти вдвое.
Таблица 3. Доля импорта в общем объеме ресурсов мяса убойных животных и колбасных изделий
Производство (П), тыс. т Импорт (И), тыс. т Общий объем ресурсов (П+И) Доля импорта, %
2013 г. I полугодие 2014 г. 2013 г. I полугодие 2014 г. 2013 г. I полугодие 2014 г. 2013 г. I полугодие 2014 г.
Говядина 1633 595 658 245 2291 840 28,7 29,2
Свинина 2816 1336 620 174 3436 1510 18,0 11,5
Колбасные изделия 2461 1259 52 27 2513 1286 2,1 2,1
Ряд экспертов считает, что ограничения на ввоз продуктов в Россию из других зарубежных стран вряд ли укрепят позиции отечественных сельхозпроизводителей, так как для успешного импортозамещения необходима длительная и тщательная подготовка. Сначала произойдет всего лишь перераспределение импортных потоков: наша страна будет закупать мясо и мясную продукцию не в Европе и в США, а, например, в Аргентине, Бразилии, Индии или Китае.
Процесс перераспределения импорта между другими странами и одновременно импортозамещения за счет отечественного производства будет происходить в условиях введения новых правил Таможенного союза, в соответствии с которыми с 1 мая текущего года убой скота поступающего из всех категорий хозяйств можно производить только на специализированных убойных площадках или бойнях, которыми регионы страны пока обеспечены не в достаточной степени. В связи с этим будет сильно подорвана база личных подсобных хозяйств населения и мелких фермерских хозяйств, которые не смогут организовать сдачу скота на убой, так как кооперация, получившая широкое распространение в аграрном секторе западных стран, в российской действительности практически не развита.
Но даже если будут приняты дополнительные меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей, потребуется несколько лет для получения положительных результатов, следовательно, установленные ограничения по импорту помогут отечественному АПК при более длительном сроке действия
и в комплексе с введением мощной системы субсидий. Таким образом, для радикального импортозамещения мясного сырья, особенно говядины, потребуется не менее пяти-десяти лет. При этом следует отметить, что дело не только в увеличении объемов собственного производства, но главным образом в обеспечении эффективности всей цепочки товародвижения «от поля до прилавка». Необходимо принять дополнительные меры государственной поддержки по улучшению условий кредитования, регулированию цен, снижению налогов.
В связи с необходимостью выполнения Указа Президента РФ №560 и постановления Правительства №778 12 августа 2014 г. Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал поручение Заместителю Председателя Правительства РФ А.В. Дворковичу, Министру сельского хозяйства Н.В. Федорову, главе Минэкономразвития А.В. Улюкаеву и главе Минфина России А.Г. Силуанову совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) разработать и представить в Правительство РФ проект акта Правительства РФ о внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Предполагается предусмотреть формирование новых и корректировку существующих мероприятий действующей государственной программы, которые будут направлены на развитие производства отечественной сельскохозяйственной продукции, в значитель-
ной степени зависящей от импортных поставок, с учетом долгосрочной экономической целесообразности и условий финансового обеспечения существующих мероприятий указанной государственной программы сверх ранее одобренных объемов бюджетных ассигнований.
Предварительные расчеты Мин-сельхоза показывают, что для дополнительных мер реализации государственной программы по развитию сельского хозяйства потребуется 636 млрд руб. на шесть лет - с 2015 по 2020 гг.
Из этих денег Минсельхоз предполагает 252 млрд руб. направить на развитие животноводства, в том числе в 2015 году - 25,3 млрд руб. Растениеводство потребует вложений в объеме 178 млрд руб. (в том числе 35 млрд руб. в 2015 г.). Кроме того, деньги будут направлены на развитие оптово-логи-стических центров, техническую и технологическую модернизацию и инновации, развитие финансово-кредитной системы.
Действующий вариант госпрограммы развития АПК на 2013-2020 гг. предусматривал господдержку примерно в 200 млрд руб. ежегодно. Если предложение Минсельхоза по дополнительному финансированию будет принято, то ежегодный бюджет министерства с 2015 г. может вырасти сразу в 1,5 раза, т.е. в среднем на 106 млрд руб. в год.
Кроме того, по мнению экспертов, потребуется дополнительно еще около 40 млрд руб. на шесть лет для обеспечения импортозамещения в условиях сокращения производства свиней в личных подсобных хозяйствах для на-
Таблица 4. Закупочные цены на мясо с 01.01.2014 г. по 21.08.2014 г.
Вид сырья на 01.01.2014 г. на 06.08.2014 г. на 21.08.2014 г.
руб./кг руб./кг % к 01.01.14 г. руб./кг % к 06.08.14 г. % к 01.01.14 г.
Говядина I сорт лопатка 194 213 109,8 225 105,6 116,0
Говядина б/к задние четвертины 224 240 107,1 249 103,8 111,2
Говядина б/к тримминг 158 176 111,4 193 109,7 122,2
Свинина п/ж 70/30 149 213 143,0 240 112,7 161,1
Шпик хребтовый 127 166 130,7 220 132,5 173,2
Шпик колбасный 68 117 172,1 190 162,4 279,4
Щековина свиная 90 151 167,8 165 109,3 183,3
Свиной б/к окорок 176 242 137,5 270 111,6 153,4
Свиная б/к лопатка 154 236 153,2 260 110,2 168,8
Свиная б/к шейка 212 315 148,6 340 107,9 160,4
Тушка цыпленка ройлер 75 101 134,7 106 105,0 141,3
Филе грудки отечеств. 147 192 130,6 215 112,0 146,3
ращивания около 600-700 тыс. тонн свинины в убойной массе в сельскохозяйственных организациях.
Кроме того, в настоящее время Федеральная антимонопольная служба в срочном порядке открыла «горячую линию» в регионах для отслеживания фактов повышения цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие. Мониторинг цен будет вестись: по говядине (кроме бескостного мяса), свинине, курам (кроме куриных окороков), мороженой рыбе, сливочному маслу, молоку, картофелю, капусте, репчатому луку, моркови и яблокам.
Российские потребители пока не ощутили значительного сокращения
мясной продукции на полках магазинов, но убытки мясоперерабатывающих предприятий растут, что обусловлено острой нехваткой импортного сырья и дороговизной отечественного. При этом политика сдерживания розничных цен в торговле не дает возможности обеспечить перерабатывающим предприятиям хотя бы минимальный уровень рентабельности, не оказывая при этом позитивного влияния на спрос. И в такие «тиски» попали не только проблемные, но и вполне благополучные и успешные до недавнего времени предприятия. Поэтому если российским руководством не будут приняты срочные меры по поиску новых источников сырья, кризис в мясной отрасли
и банкротство многих предприятий, не имеющих собственной сырьевой базы, неизбежны. |
КОНТАКТЫ:
Лисицын Андрей Борисович
+ 7 (495) 676-95-11 Захаров Александр Николаевич + 7 (495) 676-66-91 Небурчилова Нина Федоровна + 7 (495) 676-67-31 Волынская Ирина Петровна + 7 (495) 676-99-94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
2. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. - Утв. постановлением Правительства РФ от 7.08.2014 г. №778.
3. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2014 г. N 830 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778»
4. Сизов А. Почему российским аграриям не поможет продуктовое эмбарго // РБК daily. - №155(1930), 25.08.2014.
5. Пузырев Д. и др. Нужны деньги на мясо и молоко // РБК daily. - №155(1930), 25.08.2014.
6. Фомченко Т. Уважаем домашнюю заготовку // Российская газета. - №186(6458), 19.08.2014.