Научная статья на тему '«Мягкая исламская революция» в современной Адыгее'

«Мягкая исламская революция» в современной Адыгее Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая исламская революция» в современной Адыгее»

Таким образом, процесс реисламизации татар рубежа XX-XXI вв. имеет достаточно сложный, неоднозначный характер. Возрождение ислама происходит в двух ипостасях: как народной традиции и как мировоззрения. Для первого десятилетия постсоветского периода в большей степени характерен процесс этно-конфессионализации, основанный на взаимосвязи и взаимообусловленности этнического и конфессионального в самосознании, нормативных представлениях, праздничной и бытовой культуре народа, восстановлении традиционного для татар мусульманского статуса. Мусульманская идентичность татар тогда чаще имела этноконфессиональный характер, сейчас «мусульманство» татар все более стало наполняться собственно религиозным содержанием.

Гражданская, этническая и региональная идентичность: Вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. -

М., 2013. - С. 119-125.

И. Бабич,

главный научный сотрудник (Институт этнологии и антропологии РАН) «МЯГКАЯ ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ АДЫГЕЕ

24 ноября 2012 г. состоялся очередной съезд мусульман Адыгеи и Краснодарского края в г. Майкопе. Предыдущий съезд проходил 12 ноября 2008 г. Как нам представляется, данный съезд стал «судьбоносным» для будущего возрождения ислама в Адыгее: на съезде произошла смена дальнейшей парадигмы религиозной жизни в республике. На мероприятие были приглашены 225 делегатов, но присутствовали лишь 177 человек (из числа зарегистрированных) . Информация о съезде, опубликованная в газете Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК), отчасти разнится с той, полученной мною лично во время моего присутствия на съезде2. Согласно газете, присутствовали 176 делегатов из 201 заявленных.

В ходе съезда нынешним муфтием ДУМ Н. Емижем был сделан отчетный доклад. Прежде всего он отметил, что организацией данного мероприятия занимался Оргкомитет во главе с одним из «молодых мусульман» Ибрагимом Шхалаховым3, однако Н. Емиж не принимал в этом участия. Ибрагим Шхалахов (1975 г.

рожд., аул Б. Псеушхо Туапсинского района) в 1993 г. окончил Морское профессиональное техническое училище. В 2007 г. начал работать зам. муфтия в ДУМ РА и КК и имамом Соборной мечети г. Майкопа. Любопытно, что он едва ли не единственный среди тех, кто был отправлен на учебу в исламские институты в Сирию и Саудовскую Аравию, и кто окончил учебное заведение4. В своем докладе Н. Емиж отчитался о деятельности и финансовом состоянии ДУМ РА и КК. Вопросов и замечаний по его работе и работе ДУМ у делегатов не было. Сам Нурби акцентировал внимание на любопытном факте, что многие адыгейцы в последние годы предпочитают идти не в мечеть, а в различные «секты»5, поэтому еще в 2012 г. ДУМ РА и КК приняло следующее постановление: если член адыгейской семьи уходил в секту, то его и его членов семьи ДУМ РА и КК запретило хоронить на местном мусульманском кладбище6.

Ключевым событием съезда стали выборы нового муфтия. В ходе обсуждения данного вопроса на съезде сразу же сформировались две группы: одни выступающие предлагали голосовать за действующего муфтия - Н. Емижа, а другие - за «молодых», таким образом, граница прошла между мусульманами старшего и условно «молодого» возраста (около 40 лет). Среди претендентов на должность нового муфтия ДУМ РА и КК было четыре человека: действующий муфтий Н. Емиж, который был готов остаться на своей должности, имам мечети г. Майкопа А. Карданов, имам Соборной мечети РА И. Шхалахов, имам аула Мафехабль, репатриант из Косово X. Мухамад. Трое последних являлись членами Оргкомитета по подготовке данного съезда мусульман РА и КК.

Среди претендентов на должность муфтия лидерскими качествами и амбициями выделялся Ибрагим Шхалахов. Тем не менее в последний момент, уже на самом съезде, он снимает свою кандидатуру, уступая место Аскербию Карданову - человеку, хотя и амбициозному, и близкому к республиканским органам власти, однако не глубоко образованному и обладающему скромными лидерскими качествами, скорее мягкому и интеллигентному. В своем выступлении в качестве претендента на должность муфтия РА и КК И. Шхалахов сказал, что пришло время «дать дорогу молодым». Всем троим претендентам около 40 лет. X. Мухамад также снял свою кандидатуру в пользу А. Карданова. В результате открытого голосования 44 человека были за Н. Емижа и 125 человек - за А. Карданова.

По нашему мнению, выборы новым муфтием А. Карданова являются «переходным этапом» «мягкой исламской революции» в

РА и КК: в настоящее время к власти внутри исламской общины Адыгеи пришли «молодые мусульмане». Для переходного периода был выбран более нейтральный кандидат, который, по нашему мнению, стал скорее формальным лидером, чем реальным. В действительности, духовная власть перешла к новому Совету ДУМ, в который и вошли более сильные исламские лидеры - члены Оргкомитета по подготовке съезда, а также кандидаты на должность нового муфтия - И. Шхалахов и X. Мухамад. И. Шха-лахов остался на должности зам. муфтия ДУМ РА и КК. И именно эти исламские лидеры стали главными действующими лицами в новой исламской действительности в РА после декабря 2013 г., поэтому неслучайно интервью газете «Аргументы и факты» 26 октября 2013 г. о положении дел в исламской общине Адыгеи и Краснодарского края давал не муфтий, а зам. муфтия ДУМ РА и КК И. Шхалахов. Любопытно, что в ходе выборов на съезде членов нового Совета ДУМ РА и КК Н. Емижу было предложено войти в его состав, однако тот отказался от этого.

Очевидно, что на данном съезде демократическим путем произошла смена власти в ДУМ РА и КК - к руководству пришли новые мусульманские силы - так называемые «молодые мусульмане», которые отстаивают право на собственные методы, формы и видение исламского возрождения в РА, во многом отличные от тех, которые использовал Н. Емиж7. Таким образом, закончилось 12-летнее правление ДУМ РА и КК Нурби Емижа. Рассмотрим в данной статье, каковы результаты деятельности Н. Емижа на посту муфтия и его команды и каков предполагаемый, а во многом уже и реальный, вектор деятельности нового муфтията.

Прежде всего подчеркнем, что подобная борьба «за власть» внутри исламского сообщества и исламских институтов характерна для многих республик Северного Кавказа, в частности, мы ее наблюдали в течение последних 10-15 лет в Кабардино-Балкарии, где так называемые «молодые мусульмане» в лице А. Астемирова, М. Мукожева и др. стремились к «легальному» получению «исламской власти» в республиканском муфтияте (используя исключительно допустимые российскими законами методы воздействия на мусульманское сообщество), между тем потерпели поражение, перейдя на нелегальное положение и обратясь к насильственным методам борьбы, что закончилось их полным разгромом со стороны республиканских и федеральных силовых и властных струк-тур8. Встает закономерный вопрос: почему в Кабардино-Балкарии случилось «поражение» «молодых мусульман», а в Республике Ады-

гея имел место спокойный и достаточно мирный «переход» власти в их руки? В чем сходство и различие сложившихся обстоятельств, связанных с противостоянием мусульман старшего и более молодого поколения в этих двух республиках Северного Кавказа? И главное - будут ли различия в развитии дальнейших событий?

На протяжении всех лет нахождения на посту муфтия Н. Емиж проводил определенную и достаточно продуманную политику в области исламского возрождения в РА. В своей работе он проявлял большое внимание и поддержку ученых, и мы всегда чувствовали его доброжелательный настрой и честное отношение к своей работе, к исламским общинам. В 2002-2006 гг. мы много беседовали с муфтием РА и КК Нурби Емижем.

В своих беседах мы не раз обсуждали вопрос о «противостоянии» мусульман разных поколений, о его неизбежности, особенно после известных событий в г. Нальчике в октябре 2005 г., когда имела место быть вооруженная борьба так называемых «молодых мусульман» против исламской и более республиканской власти в Кабардино-Балкарии. Мы обсуждали с муфтием возможность развития подобного сценария в Адыгее. Н. Емиж был уверен в себе, в своем положении, в правильности выбора своего курса, считая, что выстроенная им сеть контроля и активной деятельности, в том числе и в области установления правильного и грамотного взаимопонимания со всеми мусульманами, позволит ему «удерживать» власть в своих руках и «контролировать» активность «молодых» мусульман.

Между тем в конечном итоге этого не произошло. «Молодые» мусульмане пришли к власти в ДУМ РА и КК, тем не менее переход власти в данном случае оказался не столь радикальным, как это имело место в Кабардино-Балкарии. Каковы причины этого? На наш взгляд, переход власти в руки молодых мусульман -это естественный и во многом неизбежный процесс, который вряд ли можно предотвратить, оставаясь в легальном, правовом поле. Н. Емиж как человек, разумеется, опытный и дальновидный, это хорошо понимал, и передача им власти в руки молодых мусульман произошла вполне достойно и грамотно. Его безусловной заслугой является то, что, предвидя эту ситуацию, правильно оценив все ее возможные последствия, он не начал борьбу с молодыми мусульманами, используя методы «обвинения молодежи в радикализме» и необходимости борьбы с ней с помощью силовых и властных ресурсов, как это имело, по нашему мнению, место в Кабардино-Балкарии9.

Итак, прошел год деятельности нового состава ДУМ РА и КК. Каковы тенденции в жизни мусульман РА и КК? В отличие от Н. Емижа, который много работал со старшим поколением, стараясь внедрять среди них исламские традиции, который много работал именно со старшим поколением, борясь со сложившимися в начале 1990-х годов «странными» похоронными традициями с не национальными и неисламскими элементами, новое руководство Духовного управления мусульман во многом оставило стариков в покое и в настоящее время ориентировано исключительно на молодежь. Об этом свидетельствует интервью зам. муфтия ДУМ РА и КК И. Шхалахова газете «Аргументы и факты»10. Ибрагим говорит: «Новому поколению мы хотим дать правильное представление об исламе. Поэтому мы читаем лекции, проводим уроки, обращаемся к прихожанам с проповедями, проводим выездные проповеди, беседуем с ребятами...». Ключевым в деятельности нового муфтията становится образование молодежи, т.е. работа с религиозным сознанием, религиозными знаниями и поведением молодого поколения. Проведенное нами интервью с нынешним муфтием А. Кардановым показывает правдивость слов И. Шхала-хова. Еще во время подготовки съезда новый Оргкомитет, в который входили члены будущего муфтията, проводил большую работу в районах республики именно среди молодого поколения для привлечения их на свою сторону. По мнению И. Шхалахова, в настоящее время слабо «охваченными» остались еще Шовгенов-ский и Красногвардейский районы Адыгеи11.

По мнению муфтия, в настоящее время в РА всего пять образованных имамов, поэтому ДУМ планирует собирать районных имамов и проводить для них лекции образовательные по исламу. По подсчетам муфтията, таких набирается около 45 человек. Причем, зам. муфтия подчеркивает трудности проведения работы среди молодежи, поскольку огромное влияние на молодежь оказывает Интернет и это влияние не всегда сочетается с теми принципами, которые стремятся «внедрить» в умы и сердца молодежи Адыгеи и Краснодарского края члены муфтията. Как нам представляется, в настоящее время идет процесс своего рода «наращивания массы», во время которого новое руководство ДУМ стремится создать мощный фундамент своей поддержки среди молодого поколения на местах, в районах12. Те же самые процессы имели место в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда «молодые мусульмане» Кабардино-Балкарии проводили мощную пропаганду своих идей и взглядов в сфере исламского возрождения. В республике была

создана целая система исламского образования и воспитания среди молодежи, которая имела позитивные для «молодых мусульман» последствия: в регионах сформировались многочисленные последователи не официального ДУМ КБР, а именно молодых лидеров А. Астемирова и М. Мукожева.

21 июня 2013 г. глава РА Аслан Тхакушинов встретился с представителями ДУМ РА и КК: муфтием - Аскарбием Кардано-вым, имамом Собо-Мафехабль Мухамеда Хасани . Президент обсуждал с новыми лидерами вопрос о похоронных обрядах адыгейцев, которые бытуют последние 20 лет, считая, что многие из них не являются мусульманскими: проведение поминок 7 дней, 40 дней и годовщины смерти. Предыдущий муфтий Н. Емиж уделял много времени в «борьбе» против этих нововведений. Нынешнее руководство согласилось, что с этим надо бороться. Они также, как и Н. Емиж, проводят в различных районах республики встречи с населением по этому вопросу, однако довольно скоро «перевели» разговор с президентом РА на другие проблемы, которые их волнуют в большей степени, а именно: на открытие в Республике Адыгея собственного медресе - учебного заведения, которое будет готовить образованных имамов для работы в районах, а также проводить курсы для эфендиев. Президент РА А. Тхаку-шинов поддержал эту идею.

Заключение

Известные адыговеды Х.С. Ханаху и О.М. Цветков в своих работах по исламоведению в Адыгее прогнозируют в ближайшем будущем усиление конфликта между мусульманами старшего и молодого поколения, так называемыми «традиционными» и «мо-

14

лодыми» мусульманами , однако, по нашему мнению, сценарий развития ислама в Адыгее будет несколько иным: «молодые мусульмане» уже победили, получив легально власть внутри исламской общины, и им уже нет необходимости вести борьбу со старшим поколением за сферы влияния. Имевшийся в прежние годы конфликт между «традиционными» и «молодыми» мусульманами все же лежал не в плоскости соблюдения обрядов, а в сфере борьбы за власть внутри исламского сообщества. Поэтому, как нам представляется, они скорее сконцентрируются на работе с молодежью, «обрабатывая» их сознание и душу в нужном для них направлении, оставляя старшее поколение в покое. Скорее всего, в ближайшей перспективе в Республике Адыгея произойдет некото-

рое усиление противоречий между Духовным управлением мусульман РА и КК, с одной стороны, и различными властными

(а может быть и силовыми) институтами - с другой.

Примечания

1 Полевые материалы автора, съезд мусульман РАН и КК (далее - ПЗА), 24.12.2012, Майкоп, Республика Адыгея.

2 Состоялся очередной съезд мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края // Свет. Газета ДУМ РА и КК - 2012. - № 7 (65).

3 www.adigea.aif.ru

4 Полевые материалы автора, Республика Адыгея, Т. 1, Д. 1, 25 ноября 2012 г.

5 Бабич И.Л. Протестантское движение в Адыгее // Бабич И.Л., Соловьева Л.Т. (отв. ред.). Христианство на Северном Кавказе: История и современность. -М., 2011. - С. 162-185.

6 ПЗА, 24.12.2012, Майкоп, Республика Адыгея.

7 Бабич И.Л. Республика Адыгея: Ислам и общество на рубеже веков // Центральная Азия и Кавказ. - 2004. - № 4. - С. 68.

8 Бабич И.Л. Антропология власти и ислам. - М., 2009; Бабич И.Л., Ярлыка-пов А. А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии. - М., 2003; Бабич И. Л. Современные исламские общины в Кабардино-Балкарии // Россия и мусульманский мир. - 2003. - № 7. - С. 48-61; Бабич И.Л. Современные исламские движения в Кабардино-Балкарии // Бабич И. Л., Ярлыка-пов А. А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии. - М., 2003. - С. 76-112; Бабич И.Л. Ислам и право в России // Бабич И.Л., Соловьева Л.Т. (отв. ред.). Ислам и право в России. - М., 2004. - Вып. 1; Бабич И.Л. (отв. ред.). Правовой статус ислама на Северном Кавказе. - Кабардино-Балкария, Адыгея, Краснодарский край // Ислам и право в России. - Вып. 3. - 2004.

9 Бабич И. Л. Современные исламские общины в Кабардино-Балкарии // Россия и мусульманский мир. - 2003. - № 7. - С. 48-61; Бабич И.Л. Современные исламские движения в Кабардино-Балкарии // Бабич И. Л., Ярлыкапов А. А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии. - М., 2003. -С. 76-112.

10 Ибрагим Шхалахов. «Радикализация ислама исходит от малограмотных людей» // Аргументы и факты, 26 октября 2013 г // www.adigea.aif.ru

11 Полевые этнографические материалы автора, Республика Адыгея, 2013 г., (далее - ЭМА), Т. 1, Д. 2, 8 ноября 2013, интервью с И.К.

12 Полевые этнографические материалы автора, Республика Адыгея, 2013 г., (далее - ЭМА), Т. 1, Д. 1, 6 ноября 2013, интервью с Р.Ц.

13 Свет. Газета ДУМ РА и КК - 2013. - № 3 (68).

14 Ханаху Р.Х., Цветков О.М. Исламская община в Адыгее: Внутренняя динамика и перспективы эволюции (по итогам социологического исследования) // Вестник Адыгейского государственного университета. Вып. 1 (92). - 2012. -С. 132-138.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.