Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание как реабилитационная технология в современной педагогической практике'

Музыкальное воспитание как реабилитационная технология в современной педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / SOCIOCULTURAL REHABILITATION / INTEGRATION / INCULTURATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / MUSICAL UPBRINGING / DISABLED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

Статья посвящена анализу социокультурной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, в целом, и средствами музыкального воспитания, в частности. Выявлено, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности обеспечены творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical education as a rehabilitation technology in modern teaching practice

This article analyses the socio-cultural rehabilitation and integration of children with disabilities in general, and the means of musical education in particular. It has been revealed that the cultural and recreational activities are an essential resource to optimise the sociocultural rehabilitation of children with disabilities. Its ability to stimulate the process of socialisation, enculturation and personal fulfillment is provided by the creativity of musical activity, its compensatory nature.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание как реабилитационная технология в современной педагогической практике»

УДК 371.4

Гудина Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Череповецкий государственный университет

[email protected]

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Статья посвящена анализу социокультурной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, в целом, и средствами музыкального воспитания, в частности. Выявлено, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности обеспечены творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, интеграция, инкультурация, дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкальное воспитание, дети-инвалиды.

Необходимость принципиально новых ориентаций и подходов в практике социально-культурной реабилитации детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. В мировом сообществе все более заметным и значимым становится поворот к новой парадигме: от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В контексте этой концепции, человек с ограниченными возможностями здоровья независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи, ориентированной на реабилитацию и создание условий для полной самореализации его личности, равноправном участии в современных социальных, культурных взаимодействиях. Такой подход заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсиру-юще-развивающую систему не только медико-социального характера [3].

Отработанная в мировой практике реабилитационная деятельность в отношении детей-инвалидов предполагает:

- развитие духовных и физических способностей ребенка, начиная с дошкольного периода;

- содействие в подготовке и получении соответствующего школьного образования в объеме и качестве, предусмотренном государственным образовательным стандартом;

- вовлечение в социокультурную жизнь общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

- формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации на позитивное взаимодействие, преодоление барьеров современной информационно-культурной среды;

- реализацию принципов педагогики сотворчества в процессе взаимодействия субъектов педагогического процесса;

- помощь в организации так называемой «безбарьерной среды» (отсутствие пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сур-

допереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.);

- формирование культуры отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья в социуме, преодоление устоявшихся в обществе стереотипов к инвалидам как физически и психологически «иным» людям;

- организацию свободного времени, освоение в комплексе культурных форм жизнедеятельности, позволяющих реализовать возможности инвалида как культурного индивидуума, расширить и дополнить информацию, полученную в общеобразовательных учреждениях, а также способствующую профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Острота проблем социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов в сложных современных условиях предполагает корректировку деятельности существующих институтов и средств освоения знаний и навыков, необходимых для полноценного участия в жизни социума, обеспечение стандартными схемами поведения и взаимодействия, преодоление или предотвращение ощущения собственной неполноценности.

Активное использование ресурсов социокультурной реабилитации и интеграции позволит успешно решать основные социальные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя тем самым их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.

Творческая реабилитация детей с ОВЗ не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира, с другой стороны, средством формирования толерантного отношения к детям-инвалидам.

Следует отметить, что процесс инкультурации может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который актуален в том случае, когда иные механизмы социализации не эффективны. Погружение в мир культуры помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья «смириться»

© Гудина Т.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

227

с неравными социальными и бытовыми условиями, вызванными характером дефекта.

В статье представлен авторский опыт реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт по реабилитации детей-инвалидов в целом и средствами музыкального воспитания, в частности.

Выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, получили свое развитие в теории и практике арт-терапии. Данные положения отечественных и зарубежных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми-инвалидами (А.С. Брусиловский, О.А. Ворожцо-ва, А.Л. Готендинер, И.М. Гринева, Н.Д. Малова, Ю.Б. Некрасов, В.И. Петрушин, Е.Ю. Рау, С.В. Шу-шарджан и др.) [4; 5; 6].

При разработке и реализации программы по музыкальному воспитанию (разрабатывается общая программа на каждого ребенка отдельно, в зависимости от степени заболевания) использовались разнообразные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения (в зависимости от физических возможностей детей), игра на детских музыкальных инструментах, творческие задания, изучение элементов нотной грамоты, а также игровые приемы на занятиях.

Опытно-экспериментальная работа носила поисковый характер и проводилась в двух направлениях: изучения индивидуальных музыкальных

способностей детей-инвалидов младшего школьного возраста и исследования их личностных особенностей.

Для проведения диагностирования индивидуальных музыкальных способностей ребенка автором использовались следующие методики (табл. 1) [1].

Обследование детей в течение года проводилось в два этапа.

Первый этап - сентябрь; его цель - выявления индивидуальных музыкальных способностей ребенка. В конце обследования подводились итоги, и подсчитывалось общее количество баллов по каждому ребенку на начало года.

Второй этап - май. Полученные данные позволили увидеть уровень развития ребенка в динамике.

В рамках исследования нами были определены критерии и показатели социокультурной реабилитации. Критерием является эффективность социокультурной реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания.

Критерий включает в себя комплекс определенных, тесно взаимосвязанных показателей: способность ребенка к общению со сверстниками, педагогами и другими людьми; определенный статус в коллективе (группе); проявление активности; наличие практических знаний, умений, навыков; эмоциональная отзывчивость и адекватность восприятия окружающего мира (табл. 2) [2].

Данные констатирующего эксперимента позволили выстроить формирующий эксперимент по следующим направлениям: апробировалась дополнительная образовательная программа музыкального воспитания детей-инвалидов; выявлялась динамика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; анализировались полученные результаты.

Таблица 1

Диагностические методики музыкальных способностей детей-инвалидов

Музыкальные способности Диагностические методики

1. Ладовое чувство а) внимание ребенка; б) эмоциональная отзывчивость на музыку; в) эмоционально-поведенческие проявления: мимическая реакция ребенка (выражает эмоции в соответствии с характером произведения); пантомимические реакции (соответствие эмоциональной окраски движения и характера музыки); г) узнавание знакомой мелодии; д) высказывание о характере музыки; г) интерес ребенка к занятию

2. Ритмический слух а) выделение сильной доли в попевках; б) воспроизведение ритмического рисунка; в) соответствие ритма движения ритму музыки.

3. Музыкально-слуховые представления а) пение знакомой и малознакомой мелодии с сопровождением; б) пение знакомой мелодии без сопровождения.

4. Мелодический слух а) определить на слух восходящее, нисходящее движение мелодии; б) волнообразное, скачкообразное движение мелодии.

5. Динамический слух а) исполнение попевки тихо, громко, крещендо, диминуэндо; различить на слух тихую и громкую музыку, крещендо и диминуэндо.

б. Тембровый слух а) восприятие на слух звучание тембров различных инструментов.

228

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Таблица 2

Показатели социокультурной реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания (в %)

Низкий Средний Высокий

Показатели уровень уровень уровень

начало обучения конец обучения начало обучения конец обучения начало обучения конец обучения

1. Способность ребенка к общению со сверстниками, педагогами и другими людьми 14,3 7,7 28,6 30,8 57,1 61,5

2. Определенный статус в коллективе (группе) 7,1 7,7 64,3 61,6 28,6 30,7

3. Проявление активности 14,3 7,7 28,6 30,8 57,1 61,5

4. Наличие практических знаний, умений, навыков 14,2 7,2 57,2 49,9 28,6 42,9

5. Эмоциональная отзывчивость и адекватность восприятия окружающего мира 14,3 7,1 57,1 35,8 28,6 57,1

С этой целью в опытно-экспериментальной работе были условно выделены три основные группы, обладающие средним, высоким и низким уровнями социокультурной реабилитации. У детей, имеющих высокий уровень реабилитации, преобладает активность в общении как со сверстникам, так и со взрослыми. Они готовы принимать решения в серьезных ситуациях, имеют свое мнение, претендуют на лидерство, деятельны, отзывчивы, адекватно воспринимают окружающий мир, отличаются высоким уровнем сформированности знаний, умений и навыков.

Группа детей со средним уровнем не проявляет особой инициативы в установлении контактов. Могут сами принимать решения в игровых ситуациях, не претендуют на лидерство. Дети умеренно активны, обладают средним уровнем сформиро-ванности знаний, умений и навыков. Испытывают затруднения с ориентацией в окружающей действительности.

Дети с низким уровнем социокультурной реа-билитированности теряются в новой обстановке, трудно идут на контакт, избегают общения. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, отказываются от какой-либо деятельности. Имеют низкий уровень знаний, умений и навыков. Поведение отличается спонтанностью эмоциональных реакций. Данной категории детей требуется помощь психолога, дефектолога в оценке своих действий.

Работа с детьми-инвалидами, обладающими высоким уровнем реабилитированности, была направлена на организацию такого процесса обучения, при котором ребенок не испытывал чувства неполноценности, дефект не становился фатальным препятствием в социальном взаимодействии; занятия были четко спланированы, объем информации не ограничивался.

Для детей-инвалидов со средним уровнем социокультурной реабилитированности был важен индивидуальный подход. Развитию их творческой деятельности способствовало посещение различных занятий (по ознакомлению с окружающим

миром, зоотерапии, гарденотерапии, рисованию, лепке, кулинарии и т.д.), встречи с авторитетными людьми.

Дети-инвалиды с низким уровнем социокультурной реабилированности нуждались в периодическом одобрении, внушении, демонстрации успеха для достижения положительных результатов.

Составной частью опытно-экспериментальной работы стало повышение эффективности воспитательной деятельности родителей, способствующей реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители включались в совместную деятельность по подготовке и проведению праздников, конкурсно-игровых мероприятий, с ними проводились беседы с целью углубления знаний о специфике реабилитационной деятельности, ее целях и ожидаемых педагогических результатах.

В итоге проведенной работы число детей-инвалидов, имеющих высокий уровень социокультурной реабилированности, увеличился на 14%, средний уровень - 3%, низкий уровень понизился на 17%.

Нами была предпринята попытка совместных встреч на мероприятиях детей в норме и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, осуществлялась интеграция детей-инвалидов в среду нормально развивающихся сверстников.

На всех этапах обучения использовались упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение или произвольные движения под музыку. В экспериментальной работе были использованы упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, сотрудничества в группе, уверенности в себе, умение слушать и концентрировать внимание, на развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы и т.д.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положение о том, что включение детей-инвалидов в творческую деятельность, приобщение к музыкальной культуре

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

229

способствует эффективной реабилитации и интеграции детей в среду нормально развивающихся сверстников. Очевидно, что применение разработанной программы музыкального воспитания положительно повлияло на психоэмоциональное состояние детей и позволило оптимизировать адаптационно-приспособительные возможности детского организма.

Таким образом, авторский опыт социокультурной реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания позволил сделать следующие выводы:

1. Музыкальное воспитание обладает существенным потенциалом, позволяющим преодолеть такие социальные ограничения развития, как агрессивность, тревожность, эмоциональную де-привацию, сегрегацию, а также развить коммуникативные, творческие и другие способности.

2. Применение методов, форм и средств музыкального воспитания создает по отношению к традиционным методикам педагогические условия, способные оптимизировать процессы социокультурной реабилитации, а затем и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

3. Педагогическая эффективность занятий обеспечивается не только объективными возможностями музыкальной деятельности, как в индивидуальных занятиях, так и в ее коллективных формах, но и максимальным учетом индивидуальных физических, психологических, интеллектуальных особенностей каждого ребенка.

В целом результаты опытно-экспериментальной работы показали, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации,

инкультурации, самореализации личности обеспечивается творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой.

Социально-культурная реабилитация не менее актуальна, чем реабилитация медицинская, трудовая и социальная. Она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов расширения духовного пространства детей-инвалидов, с другой стороны, средством обеспечения равных возможностей социализации и инкультурации наряду с нормально развивающимися сверстниками.

Библиографический список

1. Гудина Т.В. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной педагогической теории и социокультурной практики: монография. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - 152 с.

2. Гудина Т.В. Социокультурная реабилитация и интеграция детей-инвалидов средствами музыкального воспитания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 4. - С. 156-160.

3. Денисова О.А., Бучилова И.А., Поника-рова В.Н. Характеристика социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорными нарушениями // Социально-гуманитарные знания. -2007. - № 7. - С. 151-158.

4. Красильников Ю.Д. Проектное обеспечение социально-культурной адаптации инвалидной среды // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. - М.: МГУКИ, 2001. -С. 26-34.

5. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Ин-т психологии РАН, 1999. - 240 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 176 с.

230

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.