Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
аспирант кафедры истории и теории музыки Факультета церковного пения ПСТГУ
Корнилова Ирина Петровна,
2017. Вып. 28. С. 170-180
Российская Федерация, 127051,
г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1, Новокузнецкая, д. 23, стр. 5а kornilowa-mezzo2012@yandex.ru
Музыкальное воплощение
«житийных» особенностей
во Второй симфонии А. П. Курченко «Житие преподобного Сергия Радонежского»
И. П. Корнилова
В данной статье, посвященной Второй симфонии Александра Петровича Курченко «Житие преподобного Сергия Радонежского», особое внимание уделено выявлению особенностей использования канонической формы жития и основных элементов топики, характерной для житий преподобных, а также деталям их музыкального воплощения в названном сочинении. В ходе исследования было установлено, что сюжетная основа симфонии отличается от канонической схемы пространного жития отсутствием вступительной и заключительной частей. Таким образом, симфония А. Курченко раскрывает основную часть канонической схемы пространного жития, включающую ряд мотивов (топосов), таких, например, как мотив Божественных знамений, предшествующих рождению святого, мотив неспособности к грамоте, преодолеваемой с Божией помощью, мотив при описании преставления святого, о котором обычно святой знает заранее. И ряд топосов, свойственных именно житиям преподобных и устроителей монастырей, таких как топос ухода будущего святого в пустыню, топос собрания братии и устроения монастыря, топос предсмертного наставления братии и других.
Вторая симфония была написана в 1993 г. для оркестра русских народных инструментов, чтеца, солистов-инструменталистов и вокального ансамбля. Премьера сочинения по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с большим успехом прошла в октябре того же года. Исполнителями были Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н. Н. Калинина, В. Короп (чтец), детский хор ДМШ имени С. В. Рахманинова (руководитель Л. А. Гостинцева). Одну из сольных партий — блокфлейты, ставшей лейттембром мальчика Варфоломея (в будущем Сергия), — исполнил ученик той же школы Михаил Чекрыгин (преподаватель Н. М. Лазарева). Отметим, что в 90-е гг. Н. Н. Калинин еще не раз дирижировал этой симфонией в других городах России, выступая с другими исполнительскими составами.
Известный отечественный композитор Александр Курченко взял в качестве литературной основы своего сочинения книгу «Житие и подвиги преподобного
и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», составленную иеромонахом, впоследствии архиепископом Никоном (Рождественским) (1904). Это последнее и наиболее полное издание данного труда архиепископа, куда были включены жития, написанные учеником Сергия Епифанием Премудрым в XV в., Платоном (Левшиным), митрополитом Филаретом (Дроздовым), архиепископом Московским; в него вошли Ипатиевская, Лаврентьевская, Нижегородская и другие летописи; «История государства Российского» Н. М. Карамзина; речь о преподобном Сергие В. О. Ключевского и проч. Помимо текста жития в литературную основу симфонии вошли стихи 140 псалма «Господи воззвах» и тексты воззвашных погласиц.
Обозначая жанр произведения, Курченко вводит термин «клеймо», в основном используемый в иконописи. «Клеймо» — сюжетно и композиционно самостоятельная часть житийной иконы, изображающая сцены из жизни святого или чудеса, содеянные им. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником1.
Вторая симфония А. П. Курченко состоит из восьми частей-клейм, повествующих о жизни преподобного Сергия. Каждая часть-клеймо произведения вкратце излагает главные вехи жизни святого, в соответствии с канонической структурой основной части жития литературного. Каноническая форма жития сложилась в Византии в IV в. и перенесена в древнерусскую литературу в XII— XIII вв.
Сюжет жития в греческой и древнерусской литературах состоит из трех разделов: предисловия, основной части и заключения. Как правило, основная часть жития святого включает несколько разделов:
• краткое упоминание о родителях святого;
• повествование о поведении будущего святого в детстве;
• о подвижнической жизни святого, большей частью в монастыре или в пустынном уединении, сопровождаемой аскетическим умерщвлением плоти и борьбой со всяческими страстями;
• о тихой и мирной кончине святого и чудесах на его могиле;
• похвала святому2.
Отечественные медиевисты отмечают, что древнерусская литература как часть средневековой литературы строится на принципе подобия (¡шНаНо)3.
1 См.: Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. СПб., 2006. Т. IV.
2 См.: Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2003. Изд. 8. С. 37.
3 O принципе imitatio см.: Piccio R. Models and Patterns in the Literary Tradition of Medieval Orthodox Slavdom// American Contributions to the Seventh International Congress of Slavists (Warsaw, August 21-27, 1973). Vol. 2. Literature and Folklore / Victor Terras, еd. The Hague; P., 1973; ЛопаревХ. М. Греческие жития святых VIII и IX веков: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной: [Дис.]. Ч. 1. Петроград, 1914; Руди Т. Р. Средневековая агиографическая топика (принцип imitatio и проблемы типологии) // Литература, культура и фольклор славянских народов. XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003): Доклады российской делегации / Л. И. Сазонова, отв. ред. М., 2002.
Исследования в области агиографической литературы, посвященные житиям преподобных, выявили вариант традиционной агиографической схемы, включающей ряд устойчивых мотивов (топосов), свойственных именно этому типу памятников (мотив божественных знамений до рождения святого и/или во младенчестве, свидетельствующих о его избранности и посвященности Богу, мечты будущего святого о постриге, уход в монастырь или пустыню и т. д.)4. Западноевропейский исследователь-болландист так описывает топику житий преподобных: «Если речь идет о святом монахе, то он должен упражняться во всех соответствующих его статусу добродетелях, и потому можно, не боясь ошибиться, описывать его пост, бдение, его выносливость в молитвах и чтении. И поскольку Бог особенно через чудеса открывает заслуги служащих Ему, можно быть уверенным, что монах, будучи святым, исцеляет слепых, хромым дает возможность ходить, изгоняет бесов и т. д.»5
Как уже говорилось выше, сюжетная линия симфонии отличается от канонической схемы жития отсутствием как таковых вступления и заключения. Потому основная часть, вернее некоторые ее главнейшие эпизоды, раскрывающие наиболее ярко образ преподобного Сергия, образуют законченную сюжетную схему.
Рассмотрим сочетание литературной основы симфонии с ее музыкальным воплощением. Для этого представляется необходимым выявить важнейшие эпизоды, характерные для основного раздела канонической схемы, сюжетные и текстологические, мотивы (топосы), свойственные житиям преподобных, и их воплощение в музыкальном целом.
I часть «Сын радости, умиротворитель» — предисловие жития преподобного Сергия. Обычно в литературном жанре жития вступительная часть посвящена рассуждению о необходимости почитания святых, о величии Бога; автор, как правило, говорит о своей скромности и той ответственности, которую он берет на себя, взявшись за жизнеописание святого. Все это пронизано цитатами из библейских текстов, изобилует эмоциональными восклицаниями и сравнениями6. Но в начальной части симфонии автор дает нетипичное для агиографического канона лаконичное обобщение, лишь выделяя главные качества личности преподобного Сергия, которыми являются глубокое смирение и детская простота.
Эта основная мысль, высказанная сначала архиепископом Никоном, а далее процитированная композитором в I части симфонии, звучит на фоне псалма: «Господи воззвах»7. Исполнение псалма автор симфонии доверяет детскому ансамблю или детскому голосу solo. Очень нежно и по-ангельски просветленно звучит троекратно псалом «Господи воззвах», исполняемый в унисон детским ансамблем и I группой малых домр. Теплый и ласковый тембр малых домр в среднем регистре выполняет поддерживающую функцию по отношению к хрупким, интонационно неустойчивым детским голосам, не подавляя их своим зву-
4 См.: Руди Т. Р. Композиция и топика житий преподобных. ТОДРЛ. СПб. С. 436.
5 Delehaye H. Les legends hagiographiques. Brussel, 1905. P. 92.
6 См.: Дмитриев Л. А. Жанр северорусских житий. С. 2.
7 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Рукопись. Ц. 1.
чанием. В основу мелодического материала молитвы легла цитата погласицы8 1 гласа из книги Н. Д. Успенского «Древнерусское певческое искусство» (1971). Погласицы, исследуемые Успенским в данном издании, оказываются основой тематизма симфонии. Исполнение их автор поручает и детским голосам, и инструментам: свирели, блокфлейте и другим.
Постепенно оркестровая фактура становится более плотной, из погласицы вычленяются отдельные интонационные обороты. «Ангельское» пение вытесняется грубыми, крикливыми мотивами. С цифры [3] партитуры, на фоне звучащего кластера в партиях I, II баянов и гармоник, поочередно вступают группы домр и балалаек, ускоряется темп, постепенно наращивается звучность, разработка приходит к кульминации в 34 такте партитуры. Здесь на фоне плотно звучащих фигураций, октавный унисон мотива погласицы 1 гласа в исполнении деревянных духовых, рожков, баянов и гармоник «прорывает» фактуру, постепенно успокаивая волнение.
В заключительном построении части, как эхо псалма, звучащего в начале ее, доносится лишь слово-просьба к Господу в исполнении solo детского голоса «Услыши!»9. В эту часть симфонии композитор не включил повествование о родителях святого, традиционное для житий литературных, но троекратное повторение псалма «Господи воззвах», исполняемое детским ансамблем или solo детского голоса, отождествляется с сюжетным топосом о Божественном знамении, свидетельствующем об избранности преподобного Сергия и его посвященности Богу, описанном в житии архиепископа Никона в первой части «Сын радости»: «В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном вместе с прочими женами. Началась литургия, пропели уже Трисвятую песнь, и вот незадолго пред чтением святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви <...> литургия продолжалась. Священник возгласил: "Вонмем! Святая святым!" — младенец вскрикнул в третий раз»10.
Именно с этого места начинается основная часть жития, которая делится в свою очередь на два раздела. Первый обычно повествует о благочестивых
8 Погласица, в отличие от самостоятельных жанров, — вспомогательный мнемонический напев знаменных песнопений. Это короткая музыкальная строка (на которую может ложиться и не богослужебный текст), на нескольких звуках, часто в небольшом диапазоне (терция, кварта, квинта, иногда также септима или более широкий интервал). Но этот комплекс звуков наделяется в знаменном распеве существенной конструктивной ролью: он составляет ладо-мелодический остов некоторых песнопений, с дифференциацией по гласам — отсюда и название погласицы. Различны погласицы псалмов «Господи воззвах», самогласнов, стихир на «Господи воззвах» малого знаменного распева, заупокойных песнопений и т. д.
9 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Рукопись. Т. 13—14 от Ц. 13.
10 Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленные иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL: //www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
(реже не благочестивых) родителях святого; о рождении подвижника, которому часто предшествует Божественное знамение (как в данном случае); описание его детства. Второй описывает подвижничество в соответствии с чином святости11.
Остановимся прежде на первом разделе.
II часть «Благословенное дитя» звучит attacca и начинается текстом из Священного Писания: Послание святого апостола Павла к Галатам (1 гл. 15—16), исполняемым чтецом в распевной манере. Этот текст был также процитирован в житии архиепископа Никона в первой главе «Сын радости»: «Кирилл и Мария рассказали этот случай12 священнику, и он, как сведущий в Священном Писании, указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова <...> Апостола Павла: "Бог, избравый мя от чрева матере моея... явити Сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех" (Гал. 1, 15—16) <...> и утешил их благодатною надеждою относительно их новорожденного. "Не смущайтесь, — говорил он им, — а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы"». Эта часть также является продолжением топоса о рождении Богом избранного младенца. Исследователь отмечает: «Мотив знамений, предшествующих рождению святого, является универсальным житийным топосом: он хорошо известен не только в восточнохри-стианской, но и в западной агиографической традиции»13.
Далее тепло и простодушно звучит мелодия 3-го гласа, а затем 6-го гласа в исполнении блокфлейты soto на фоне выдержанного звука «с» у треугольника и легкого колыхания у домр piccolo, малых и альтовых домр14. Как уже говорилось, композитор использует блокфлейту в качестве лейттембра мальчика Варфоломея, доверяя исполнение сольной партии юному музыканту. Лейттембр мы услышим и в III части симфонии. Далее, начиная с цифры [5], оркестровая фактура становится более плотной, и мелодия погласицы 5-го гласа звучит в унисон свирели и альтовой флейты solo.
III часть «Встреча со старцем». В ней раскрывается сюжетный мотив обучения будущего святого грамоте, который входит в каноническую схему основной части жития. Наиболее часто данный топос повествует о том, как отроку, будущему святому, легко дается обучение Священному Писанию, но в житии Сергия вводится более редкий вариант, когда неспособность к обучению преодолевается Божией помощью. Вот как этот топос описывается в «Житии преподобного Сергия» архиепископом Никоном: «На поле под дубом увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу вездесущему и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону, не желая прерывать его беседы с Богом, и стал
11 См.: Руди Т. Р. Топика русских житий: Вопросы типологии // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / Под ред. С. А. Семячко, Т. Р. Руди. СПб., 2005.
12 Здесь имеется в виду случай, произошедший с Марией, описываемый ранее.
13 Руди Т. Р. Композиция и топика житий преподобных. ТОДРЛ. СПб. С. 439.
14 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 4.
вблизи, ожидая окончания молитвы. Старец окончил молитву; он с любовию взглянул на доброе дитя и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святаго Духа, ласково подозвал его к себе, благословил его, отечески поцеловал и спросил: "Что тебе надобно, чадо?" Хотя мальчик был послан искать коней, но его тоскующая душа и теперь была всецело занята невеселыми мыслями о своей неспособности к учению; он забыл на этот раз о конях и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе.
— Меня отдали учиться грамоте, — сказал сквозь слезы Варфоломей, — и больше всего желала бы душа моя научиться читать слово Божие, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное, я верю, что Бог примет твои молитвы.
Умилился старец от таких речей малого отрока; он видел его усердие и, любуясь красотой детской души, отражавшейся на его кротком лице, воздел руки, возвел очи на небо, вздохнул к Богу из глубины сердечной и стал молиться, испрашивая дитяти просвещения свыше»15.
III часть симфонии музыкально иллюстрирует описанный выше фрагмент вербального текста и начинается восьмитактовым оркестровым вступлением. Мелодия погласицы 1-го гласа, порученная партиям гуслей щипковых и клавишных и звучащая в октавном удвоении и плотной аккордовой фактуре, знаменует сошествие благодати Божией на юного Варфоломея, Божию помощь в преодолении им трудностей в обучении.
Далее распевается текст молитвы «Боже, очисти грехи моя, и помилуй мя» на мелодию погласицы 5-го гласа мужским голосом solo или мужским ансамблем16. В данном случае выбранные композитором исполнитель/исполнители олицетворяют старца, творящего уединенную молитву. Затем, к мужскому голосу подключается детский голос solo. Мелодия погласицы 6-го гласа, распеваемая на текст «Добро есть нам книги внимать, услыши мя, Господи»17, помещена сначала в партии мужского голоса, затем в партии детского голоса и имеет имитационное развитие. Очень точно описал эту совместную молитву, совершаемую старцем и отроком Варфоломеем, архиепископ Никон: «В этом трогательном единении двух душ — убеленного сединами старца и малого отрока — их общая молитва, как чистый фимиам, восходила на небо и достигла престола Всевышнего...»18.
С цифры 12 вновь торжественно и просветленно под колокольный звон звучит погласица 1-го гласа у групп домр, балалаек, гуслей щипковых и клавишных,
15 Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленные иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL: //www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
16 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 9.
17 Данный текст был предназначен для выучки мелодии погласицы 6-го гласа. Подробнее о погласицах см.: Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 74—81.
18 Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленные иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL: //www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
олицетворяя победу над трудностями в обучении отрока Варфоломея с Божией помощью19.
В окончании клейма в исполнении чтеца звучит цитата из Псалтири (54-й псалом): «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасаю-щаго мя от малодушия и от бури». Этот текст представляет собой текстологический топос об уходе будущего святого в пустыню, свойственный житиям преподобных. Данный мотив, названный исследовательницей Т. Руди как «цитата вселения»20 в пустыню, имеет давнюю литературную традицию, идущую от византийской агиографии.
В симфонии данный топос не имеет музыкального воплощения и несет на себе функцию сюжетной связки между III частью симфонии и IV, повествующей о строительстве монастыря в пустыне.
Следующая, IV часть «Монастырь в пустыне» иллюстрирует один из важнейших сюжетных топосов, характерных не только для житий преподобных, а также для житий основателей монастырей. В этой оркестровой части изображается строительство монастыря братией во главе с преподобным Сергием. Здесь композитор вводит дополнительные шумовые инструменты (деревянный брусок, колотушку, малый барабан, бубен, рубель), имитирующие «удары молотков и топоров».
Как справедливо отмечает один из отечественных исследователей, здесь «в погласице первого гласа звучит величественная, торжественная молитва, ассоциирующаяся со славословием и благодарением в построенном храме»21.
V часть — «Искушения дьявольские», — раскрывающая мотив борьбы святого с бесами, присуща различным типам житий, но «в житиях преподобных особенно широко распространен и является их основным топосом»22. Перед музыкальным воплощением данной части автор помещает в партии чтеца цитату из VI главы «Наедине с Богом» Жития преподобного Сергия Радонежского архиепископа Никона: «Это был истинный воин Христа Бога, облеченный во все оружия Божии противу слабостей человеческих и искушений бесовских. <...> Однажды в церковь явился сам сатана <...>, а в другой раз вся келлия пред взорами преподобного наполнилась страшными змиями.<...>Невидимые враги нередко принимали видимый образ диких зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника.<...>Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго. Боже, не пре-молчи, ниже укроти, яко се врази Твои возшумеша. Да воскреснет Бог и расточатся вси ненавидящии Его, и да погибнут грешники от лица Божия»23.
19 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 12.
20 См. об этом: Руди Т. Р. Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню») // От Средневековья к Новому времени: Сб. статей в честь О. А. Белобровой / Отв. ред. М. А. Федотова. М., 2005.
21 Белик П. Образ Сергия Радонежского с житием во Второй Симфонии А. Курченко // Музыкальная академия. 2015. № 4. С. 48.
22 Руди Т. Р. Композиция и топика житий преподобных. ТОДРЛ. СПб. С. 53.
23 Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленную иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL: //www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
Данный топос условно можно разделить на два элемента: первый — оригинальный текст архиепископа Никона, повествующий о наступлении на преподобного Сергия бесов; второй — текст канонический со слов «Не убоишися...». Примечательно, что в этом элементе композитор соединил строки трех псалмов. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго» (Пс 90. 5—6). «Боже, не премолчи, ниже укроти, яко се врази Твои возшумеша» (Пс 82. 2—3). И «Да воскреснет Бог и расточатся вси ненавидящии Его, и да погибнут грешники от лица Божия» (Пс 67. 2—3). Этот последний 67-й псалом является наиболее распространенным текстологическим топосом борьбы святого с бесами.
Последние строки, произносимые чтецом, композитор накладывает на музыкальную основу, тем самым плавно совершая переход из собственно повествовательной сферы в музыкально-изобразительную. Погласицы здесь24 трансформируются и предстают в искаженном виде, музыка звучит в быстром темпе vivace. Возникающие варианты представляют темы в различных преобразованиях: уменьшении, увеличении, ракоходном движении, обращении (инверсии), ракоходной инверсии, словно змеи оплетают преподобного. Постепенное музыкальное развитие достигает кульминации к цифре [22]. После 13 тактов кульминационного оркестрового ff в течение одного такта происходит стремительный спад динамики, фактура становится более разряженной. Далее детский ансамбль, мужской хор и чтец, словно олицетворяя преподобного Сергия, молитвенно, тихо произносят текст 82-го псалма, процитированный выше: «Боже, не премолчи, ниже укроти, яко се врази Твои возшумеша». Композитор неслучайно поручает этот текст данному составу исполнителей. Мужской хор и чтец представляют здесь преподобного Сергия как «воина Христова», а детские голоса напоминают о той самой «детской простоте», которую сохранил преподобный Сергий до седых влас.
В это же время оркестрантам отводится совсем иная роль. На фоне хоровой псалмодии, вразнобой, то говорком, то срываясь на крик произносят: «Уходи, уходи, беги отсюда скорее! Иначе смерть тебе и погибель от когтей бесовских!». Это бесы гонят преподобного Сергия из церкви. Вот как описывает этот случай архиепископ Никон: «Рассказывал впоследствии сам преподобный своим ученикам: однажды ночью вошел он в уединенную церковь свою, чтобы петь утреню, но лишь только он начал молитвословие, как вдруг пред его взорами расступилась стена церковная, и в это отверстие, как тать и разбойник, не входящий дверьми, вошел сатана видимым образом; его сопровождал целый полк бесовский — все в остроконечных шапках и в одеждах литовцев, которых тогда боялись на Руси не меньше татар. С шумом и дикими воплями, скрежеща зубами от адской злобы, мнимые литовцы бросились как бы разорять церковь, пламенем дышали их богохульные уста...
— Уходи, уходи отсюда, беги скорее, — кричали они подвижнику. — Не смей долее оставаться на этом месте, не мы на тебя наступили — ты сам нашел на
24 См.: Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 16.
нас! Если не уйдешь отсюда, мы разорвем тебя на части, и ты умрешь в наших
руках»25.
Напряжение в оркестре нарастает, бесы срываются на крик, хоровая псалмодия сменяется декламацией псалма. Пауза. На с возгласами: «А-а-а!» бесы отступили, не выдержав крепкой молитвы преподобного Сергия26. Завершается часть победным, светлым псалмом «Господи воззвах» (как в I части симфонии), распеваемым мужским хором и детским ансамблем.
VI и VII части симфонии — «Смиренный чудотворец» и «Святитель Куликовской битвы» — повествуют о земных чудесах и подвигах преподобного Сергия и не содержат в себе текстологических и сюжетных топосов житий преподобных и устроителей монастырей, но являются обязательными элементами основной части житийного канона. Так, в VI части описывается чудо, когда после молитвы преподобного пробил из земли источник. А в VII части раскрывается дар «прозорливости» преподобного и подвиг заступничества земли Русской.
Последняя, VIII часть — «Блаженный исход» — содержит мотив «посмертного наставления братии», характерный для житий устроителей монастырей: «При описании преставления святого (о котором подвижник, как правило, знает заранее) помимо традиционных, общих для всех типов житий топосов используются особые формулы, свойственные этому агиографическому поджанру»27. Одна из таких формул звучит в тексте чтеца перед VII частью симфонии: «Я ухожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: «Она будет вам прибежищем и стеною от стрел вражеских!». Этот топос называется «последним словом игумена» и чаще всего содержит предсмертную фразу святого: «.в руце Твои, Господи, предаю дух мой» (Лк 23. 46). Существует также второй вариант с заменой объекта действия: настоятель передает в руки Господа или Богородицы, иногда — святых братию своего монастыря. Как мы видим, в текст чтеца помещен последний вариант данного топоса, в котором преподобный Сергий оставляет монашескую братию на попечение Господу и Божией Матери.
Следом за данным топосом на фоне прозрачной фактуры оркестра и едва уловимого колокольного звона в партии чтеца звучит последний топос житий основателей монастырей — «плач великий» братии о преставлении их игумена: «О преблаженный авво Сергие великий! Молись за нас, отче священный, за детей твоих!.. Мы не считаем тебя умершим — нет, дух твой с нами, — не отступай же от нас, пастырь наш добрый!..»28. В продолжении данного топоса тихо и умиротворенно звучит погласица 5-го гласа, исполняемая закрытым ртом мужским хором и детским ансамблем, олицетворяя одновременно и единение братии в святой
25 Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленную иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL: //www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
26 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 24.
27 Руди Т. Р. Композиция и топика житий преподобных. ТОДРЛ. СПб. С. 431.
28 Курченко А. П. Вторая симфония в восьми клеймах «Житие преподобного Сергия Радонежского». Ц. 51.
молитве о новопреставленном, и возврат к образу «детской простоты и глубокого смирения» самого преподобного Сергия, созданному в I части симфонии.
В ходе исследования было выяснено, что сюжетная схема симфонии отличается от канонической схемы жития отсутствием вступительной и заключительной частей. Первая из них включает ряд типических тем, мотивов и формул, общих для большинства памятников житийного жанра, как то: обоснование обращения агиографа к написанию жития святого, формулы авторского самоуничижения, сетование на невозможность перечесть все добродетели и подвиги святого и обещание описать лишь «малое от многих» и другие; вторая — похвальное слово святому. Таким образом, симфония А. Курченко раскрывает основную часть канонической схемы жития, включающую ряд мотивов (топосов), а именно: мотив Божественных знамений, предшествующих рождению святого, мотив неспособности к грамоте, преодолеваемой с Божественной помощью, мотив при описании преставления святого, о котором святой знает заранее. Кроме того, композитор воплощает в своем сочинении топосы, свойственные именно житиям преподобных и устроителей монастырей: топос ухода будущего святого в пустыню, топос собрания братии и устроения монастыря, топос предсмертного наставления братии и другие.
Ключевые слова: агиография, топос, топика, жития святых, монашеские жития, музыкальное воплощение топоса, симфония.
Список литературы
Белик П. Образ Сергия Радонежского с житием во Второй симфонии А. Курченко // Музыкальная академия. М., 2015. № 4. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.
СПб., 2006. Т. IV. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2003. Изд. 8. Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленные иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским). URL://www.stsl.ra/lib/book1/chap1.php (15.06.2017). Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. Delehaye H. Les legendes hagiographiques. Brussel, 1905.
St. Tikhon's University Review. Kornilova Irina,
Series V: Problems of History Graduate Student,
and Theory of Christian Art. St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities,
2017. Vol. 28. P. 170-180 6/1 Likhov pereulok, Moscow,
127051, Russian Federation kornilova-mezzo2012@yandex.ru
The Musical Embodiment of Life Features in the Second Symphony "The Life of St. Sergius of Radonezh" by A. Kurchenko
I. Kornilova
This article deals with the Second Symphony by Alexander Petrovich Kurchenko " The Life of St. Sergius of Radonezh" and pays special attention to features of the use of the canonical form of Life and main elements of topics typical of Lives of saints, as well as to details of their musical embodiment in the work in question. It was found that that the structure of the symphony differs from the canonical scheme of the extensive Life due to the absence of the introductory and final parts. The symphony by A. Kurchenko exposes the main part of the canonical scheme of an extensive Life and includes a number of motifs (topoi) such as, for example, the motif of the Divine Signs preceding the birth of the saint, the motif of his inability to read and write overcome with God's help, the motif of describing the decease of the saint, about which he usually knows in advance. The range of topoi also includes those that are specifically typical of Lives of monks and founders of monasteries, such as the future saint's departure for the desert, the assembly of the brethren and the arrangement of the monastery, the deathbed instruction for the brethren.
Keywords: hagiography, topos, Lives of saints, monastic Lives, musical reflection of topos, symphony.
References
Belik P., "Obraz Sergiya Radonezhskogo s zhi-tiem vo Vtoroj Simfonii A.Kurchenko", in: Muzykalnaya Akademiya, 4, 2015.
Vlasov V. G., Novyj ehnciklopedicheskij slovar izobrazitel'nogo iskusstva: V 10-ti t., St. Petersburg, IV, 2006.
Gudzij N. K., Istoriya drevnej russkoj literatury, Moscow, 2003.
Delehaye H., Les legendes hagiographiques, Brüssel, 1905.
Dmitriev L. A., "Zhanr severnorusskikh zhitij ", in: TODRL, 27, Leningrad, 1972.
Zhitie i podvigi Prepodobnogo i Bogonosnogo otsa nashego Sergiya, igumena Radonezhskogo i vseya Rossii chudotvortsa, sostavlen-nuyu ieromonahom, vposledstvii arhiepisko-pom, Nikonom (Rozhdestvenskim), available at: www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
Rudi T. R., "O kompozitsii i topike zhitij pre-podobnykh", in: TODRL, 57, St. Petersburg, 2006.
Uspenskij N. D., Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo, Moscow, 1971.