Научная статья на тему 'Музыкальное творчество как средство актуализации личностного потенциала обучающихся'

Музыкальное творчество как средство актуализации личностного потенциала обучающихся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТОНАЦИОННО-ОБРАЗНЫЙ БАГАЖ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / МЕТОД СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Энтальцева Ольга Васильевна

Автор статьи, опираясь на собственный педагогический опыт, в том числе, работы с хором мальчиков, а также научные и философские выводы исследователей, обосновывает эффективность музыкального образования (воспитания) для развития как собственно музыкальных, так и творческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное творчество как средство актуализации личностного потенциала обучающихся»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Энтальцева Ольга Васильевна

учитель музыки МБОУ гимназия № 18 E-mail: gimnaziya18@e-tagil.ru г.Нижний Тагил

J ^

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

S__________________________________________г

Аннотация. Автор статьи, опираясь на собственный педагогический опыт, в том числе, работы с хором мальчиков, а также научные и философские выводы исследователей, обосновывает эффективность музыкального образования (воспитания) для развития как собственно музыкальных, так и творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: личностный потенциал, интонационно-образный багаж, эмоциональный отклик, метод сопереживания.

Во всех детях живет потребность в занятиях музыкой и искусством, так как это один из самых естественных и доступных для ребенка способов самовыражения. Обучение музыке один из важнейших путей развития личности ребенка [1,2].

На уроках музыки главным является не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. В таком случае образование становится не только имманентным (внутренне присуще личности: пока живу - учусь), но и открытым (может учить все и вся). В основе такого образования лежит индивидуальная образовательная траектория обучающегося. Следовательно, весь спектр форм и методов необходимо направить на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от творческого самовыражения, от ощущения наслаждения музыкальным творчеством.

Индивидуальная образовательная траектория на

уроках музыки и во внеурочной деятельности строится с опорой на дидактические принципы:

• принцип связи музыкального обучения с жизнью;

• принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

• принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень

сформированности исполнительских навыков).

Основной из них -принцип связи музыкального обучения с жизнью.

Для того, чтобы уроки музыки не были пустыми и формальными необ-

ходимо использовать на занятиях разнообразные методы и формы деятельности, способству-

ющие чередованию различных видов деятельности, самоактуализации личности учащихся.

Эффективным и проверенным временем является метод сопереживания разработанный А.А. Мелик-Па-шаев [3, с.119]. Он отмечал, что если работе с терминами, понятиями предшествует развитие эмоционально-чувственного опыта ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внеш-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

них факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовной культуры народов [3, с.119].

Для включения детей в активную деятельность при слушании или исполнении произведения можно использовать ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Игра в оркестр. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, я предлагаю им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение.

Рисование «образа песни». После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже

будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Широко распространенный словесный метод в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. Например, сочинение стихотворного текста к мелодиям песен.

Ученикам предлагается сочинить слова на мелодии музыкальных произведений. Рекомендую начинать такую работу с народных мелодий.

Сначала разучивается с детьми мелодия данного сочинения.

Затем определяется ее образное содержание: о чем или о ком поется, особенности жанра, какова главная мысль и т.д.

После этого предлагается сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к этой мелодии.

Используя метод контрастных сопоставлений, мною разработана система заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, различные варианты интерпретации одного произведения.

Примеры заданий:

1. «Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева. «Девочки танцуют» - музыка И. Арсеева.- Определить характер произведений, прием исполнения, динамику. Передать в движениях характерные особенности пляски и танца. (Мальчики танцуют под музыку вальса - танец плавный и нежный. Движения их мягкие. Музыка звучит негромко и легко.)

2. Русскую народную песню «Во поле береза стояла» в исполнении детского хора сравнить с интерпретацией её в финале симфонии № 4 П.И. Чайковского. Оба музыкальных примера исполнить пластическим интонированием (движением). Музыкально-пластическое движение - индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей её развития пластическими средствами.

3. Песня «Наш край» музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца интерпретирована в концерте № 3 для фортепиано с оркестром. Анализ музыки. Выражение собственных чувств, мыслей о прослушанном, исполненном музыкальном произведении. Словесно характеризовать произведение помогают различные знания о музыке, понимание музыкальных терминов. Полезны вопросы, побуждающие к сравнению и сопоставлению («Что разное вы слышите?», «Что в них общее?, «Чем отличаются?»).

4. «Жаворонок» - романс, музыка М.И. Глинки, слова Кукольника. «Жаворонок» - пьеса-фантазия, музыка М. Балакирева. Индивидуальное и коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах в процессе разучивания и исполнения произведений. Сочинение ритмического аккомпанемента.

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образцами «взрослой» классической музыки полезно использовать метод парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбираю аналогичную по настроению несложную детскую пьесу, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, предлагаю послушать уже «серьезное» произведение.

Педагогическая практика показала, что понять искусство можно только с позиции со-творца, когда ребенок сам будет проходить тот путь, который проходил композитор или великий исполнитель. Достижение цели полноценного музыкально-эстетического воспитания возможно только через детское музыкальное исполнительство. Поэтому музыкальное образование детей продолжается на занятиях в хоре.

Хор мальчиков в гимназии существует 6 лет, и в нем занимаются учащиеся со 2 по 6 класс, и был смысл разделить процесс обучения на две ступеньки.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, песен. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.

Чем разнообразнее и активнее деятельность детей на хоровых занятиях, тем успешнее осуществляется развитие музыкальных способностей, в том числе вокально-хоровых навыков.

На каждом занятии хора можно выделить следующие основные виды музыкальной деятельности.

1. Хоровое пение, целью которого является формирование всех основных певческих понятий и умений. На занятиях использую приемы наглядного изображения высоты звука (движения руки или указки), применяю красочные графические записи, рисунки-схемы, карточки. Правильное певческое развитие голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

2. Восприятие музыки, как вид деятельности на хоровых занятиях - это анализ с детьми музыкальные произведения, установление связи между общим характером музыки и использованными композитором средствами выразительности. Анализ музыкального произведения способствует развитию слуха, наблюдательности, понимания средств музыкальной выразительности.

3. Музыкально-ритмическое творчество направлено на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Музыкальная игра - ведущая форма организации ритмических движений, которые развивают чувство метроритма.

4. Творческое развитие музыкальных способностей невозможно представить без точности музыкальной интонации, поэтому в хоровое занятие необходимо включать вокальную импровизацию. В импровизации ребенок раскрепощается, не боится спеть ее неверно. В результате создаются условия для раскрытия вокально-слуховых способностей.

5. Драматизация - один из интересных и самых любимых моментов на музыкальном занятии - это разыгрывание сюжетов песен и стихов. Развитие творческих способностей происходит в процессе освоения игровых ролей, умения слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Схема №1

Виды педагогической деятельности, актуализирующие личностный потенциал обучающихся

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТ

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Следующая ступенька развития музыкально-творческих способностей учащихся - занятия в старшем хоре.

Имеющийся педагогический опыт позволил разработать программу «Развитие вокальных способностей в хоре мальчиков». Перед детским коллективом были поставлены более сложные задачи:

• воспитание универсальных учебных действий и качеств, необходимых участникам хора (умение слушать общее звучание, чувствовать и соблюдать пульс произведения);

• выработка единой тембровой окраски голосов;

• воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

Критериями музыкальных способностей детей педагоги и психологи [4, с.35; 6, с.262-288; 8, с.25; 10, с.4-25] считают развитие:

• музыкального слуха;

• музыкальной памяти;

• чувства ритма;

• эмоциональной отзывчивости.

Анализ педагогической деятельности с позиции названных критериев, позволяет констатировать: созданные педагогические условия оказались эффективными в развитии данных способностей. Диагностика результатов развития музыкальных способностей включала комплекс мер, а именно: индивидуальное прослушивание; тестирование; музыкально-игровые ситуации; метод педагогического наблюдения. [7, с.137-150; 9, с.32-33].

Хоровое пение, бесспорно, обладаем преимуществом перед другими видами детского творчества -оно осуществляется коллективно. Дети, прошедшие человечную школу хорового пения, имеют развитое чувство общего дела, коллективной ответственности и взаимопомощи. Они легче ладят с окружающими, потому что привыкли сопоставлять свои потребности с желаниями других людей.

Сама суть хорового пения вырабатывает у детей умение видеть, слышать и чувствовать состояние другого человека, других людей и сливаться с ними в едином душевном движении. Именно чувство коллективизма и личная ответственность за результат своего труда позволяет хору мальчиков ежегодно одержи-

вать победы в областных и городских творческих конкурсах.

Хотелось бы отметить следующее:

Концертная деятельность хора - одно из важных условий его жизни и главная награда детям за их труд. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, ситуацию успеха, почувствовать благодарность слушателей - все это мощный стимул самореализации, самоутверждения личности.

Иван Ильин писал: «Есть только одно истинное «счастье» на земле - пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло».

Литература

1. Матюшина Л.Е. Интенсификация музыкально-образовательной деятельности как педагогическая проблема. // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 3.

2. Мекаева Е.А. В чём сила музыки? // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 4.

3. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- с.119.

4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988.

5. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М., 1976. (Качества творческой личности и творческие способности: 262-288.)

7. Способности и склонности. Комплексные исследования.- М., 1989. (Проявление музыкальных способностей: 137-150.)

8. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.- с.25.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1981.-с.32., Там же.- с.33.

10. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.- М., 1986. (Способности и личность: с.4-32. Самооценка и способности: с.41-55.)

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.