Научная статья на тему 'Музыкальное развитие в период раннего детства'

Музыкальное развитие в период раннего детства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2483
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волчегорская Е. Ю., Ногина О. А.

Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности, креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное развитие в период раннего детства»

Музыкальное развитие в период раннего детства

Волчегорская Е. Ю. доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой ФГБОУВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Ногина О. А. ассистент ФГБОУ ВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности, креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста.

Ключевые слова: Музыкальное развитие детей раннего возраста, музыкально-интонационные модели.

Ранний возраст - особый этап в жизни ребенка, характеризующийся быстрым темпом физического, психического, социального развития ребенка, активным формированием разнообразных умений и поведения. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. По оценкам современных исследователей разных стран мира период раннего детства признан уникальным по силе эмоционально-чувственного восприятия. В раннем возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, играют ведущую роль во всех видах деятельности малыша: только то, что эмоционально впечатлило малыша, вызывает интерес, становится источником активного исследования, взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающей действительности. При этом сами эмоциональные проявления - эмоционально-выразительные возгласы и движения (мимика, жесты, пантомимика) -выступают для ребенка в качестве носителей информации, выполняя функцию «сигналов», позволяющих ему почувствовать, что происходит вокруг, а также показать, проявить те ощущения и переживания, которые испытывает он сам. Не случайно в педагогике раннего детства музыку и музыкальную деятельность, главное содержание которых составляют чувства и эмоции, относят к одним из первых естественных и доступных для малышей средств активного освоения окружающего мира, специфических «инструментов» выражения ребенком своих мыслей, чувств, желаний. Подтверждением этому являются современные отечественные и зарубежные психолого-педагогические и музыкально-педагогические исследования. Так, раннее музыкальное развитие сравнивается с овладением детьми таких базовых жизненных навыков как ходьба и речь (J.Peery, L.Levinowitz, К.Guilmartin), оно сопоставляется по значению с логико-математическим, лингвистическим, телесно-кинестетический развитием малышей (О.Оагёиег). Музыка в период раннего детства признается особой, первичной системой познания, которая способствует развитию пространственного мышления, активизации зрительного восприятия, внимания, кратковременной памяти у детей (Т.Аш81хоп§, 1Но1аЬап, L.Davidson).

Многие исследователи отмечают, что все дети рождаются с высоким потенциалом музыкального восприятия, позволяющего малышам уже в раннем возрасте чувствовать и понимать язык музыки (^.Впё§ег, Б.ТгеЬиЬ, .Г^апШеу, С.МаёБеп, М.2еп1;пег), При этом первичным в онтогенезе музыкального восприятия признается эмоциональное реагирование на интонационно-выразительные элементы музыкального языка, способность к «интонационно-слуховому различению, отождествлению, узнаванию» [5]. Музыкальные интонации представляют собой синтез всех выразительных средств музыкальной речи и выступают в роли эмоционально-смыслового, содержательного начала в музыкальном произведении. По мнению ряда исследователей (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, А.А. Леонтьев, А.Н. Сохор, Б.Л. Яворский, Д.К. Кирнарская, А.В. Торопова) интонационный слой музыки содержит ряд априорных значений, восходящих к истокам слуховой коммуникации - древним возгласам, голосовым сигналам, которые служили человеку ориентирами в окружающем мире. Они «расшифровываются» человеком подсознательно, с первых дней жизни, являясь информационными компонентами коммуникативной системы более древнего происхождения, чем речь. Поэтому музыкальные интонации без усилий распознаются малышами, вызывая у них палитру ощущений, эмоций, образов.

Особую роль в эмоциональном и адекватном восприятии интонационной стороны музыки играет присущая малышам моторно-двигательная активность - непроизвольная двигательная реакция, которая является для детей раннего возраста своего рода эквивалентом переживания музыкального времени (ощущения ритма пульсации) и зрительно-пространственных представлений (ощущения темного или светлого оттенка звука, близости или удаленности музыкального объекта, чувства плотности, насыщенности или разреженности звучания представления о музыкальных линиях и т.п.) Кроме того, за восприятием музыкального звука в процессе музыкального интонирования у детей раннего возраста стоит непроизвольное внутреннее пропевание интонации, «сопровождающее особого рода поисковый процесс» [2]. При этом музыкальная интонация не только ощущается ребенком на слух, но и двигательно «проживается», «соинтонируется» в активном взаимодействии с музыкой.

Способность детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне, идентифицировать и эмоционально реагировать на музыкальные интонации как смысловые единицы музыкального языка позволяет рассматривать музыкальное развитие в раннем возрасте как процесс музыкально-интонационного развития. Ключевым звеном данного процесса является комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации, представленные в музыке в виде обобщенных конструктов, стереотипов общения [3]. Являясь сенсорно-образными эталонами, они помогают ребенку правильно «расшифровать» получаемую музыкально-сенсорную информацию, адекватно воспринять музыкальный образ.

Музыкально-интонационные модели представляют собой устойчивые мелодические образования интерсенсорного характера, с определенным звуковысотным, ритмическим, динамическим и тембральным соотношением звуков. Они ассоциируются с определенным визуальным образом и имеют двигательно-пространственное игровое отображение. Например, музыкально-интонационная модель «Плача», состоящая из нисходящих, близко расположенных мелодических ходов-вздохов имеет визуальный образ плачущего зайки, которого ребенок «изображает», закрыв ладонями глаза и слабыми наклонами головы вниз. Интонационный профиль музыкально-интонационной модели «Маятника», построенный на чередовании двух звуков в спокойном размеренном темпе, ассоциируется с образом часов с маятником, двигательно-пространственным отображением которого являются укачивание на руках воображаемой куклы или покачивание из стороны в сторону.

В процессе раннего музыкально-интонационного развития музыкально-интонационные модели выступают в качестве объектов музыкальной деятельности и служат источником активного включения детей в процесс восприятия и воспроизведения музыки. В игровых заданиях малыши пропевают музыкально-интонационные модели, озвучивая музыкальные образы. С помощью мимики, движений корпуса и рук, отражающих характер интонаций, дети «перевоплощаются» в воспринимаемый образ. Используя музыкально-интонационные модели, придумывают инструментальное сопровождение музыкальным произведениям и исполняемым песням, иллюстрируют рассказы, стихи, сказки; пробуют интерпретировать музыкально-образные представления в продуктивной и игровой деятельности.

Процесс раннего музыкально-интонационного развития, основанный на восприятии и понимании малышами музыкально-интонационных моделей как интонационных единиц музыкального языка, опирающихся на образно-смысловые, символические коммуникативные архетипы, способствует вовлечению детей в процесс общения с музыкальным искусством, активизирует у них потребность в выражении своих ощущений, впечатлений, эмоций, желание создавать новые музыкальные образы.

Сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт ребенка, не только активизирует развитие таких компонентов музыкальности ребенка как звуковысотный слух (способность различения детьми низких и высоких звуков и способность звуковысотного воспроизведения музыкальной фразы) и интонационно-образное восприятие (умение ребенка находить визуальные и двигательные ассоциации интонационным характеристикам музыкальных звуков), но и побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Музыкальный образ посредством воображения изменяется, трансформируется. За счет комбинирования, вариативного использования выразительных средств и технических приемов он может быть дополнен, перенесен в сферу других видов искусств. В результате малыш создает собственный субъективный образ - новый «продукт», новую единицу в сфере личного мировосприятия, расширяющую его представление об окружающей действительности. При этом соотношение между музыкально-интонационным развитием и креативностью ребенка тем яснее и определеннее, чем выше интонационно-слуховая активность, которая и порождает заинтересованное, творческое отношение к музыке и музицированию. По-видимому, сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт малыша, активизирует и процесс творческого самовыражения ребенка в различных формах деятельности [4].

Процесс создания нового - песенки, танца, рисунка или сказки - вызывает у ребенка чувство свободы и радости, ощущение удовольствия от своей созидательной деятельности. Особенно важно, что осуществляемое в раннем возрасте музыкальное развитие позволяет создавать ситуации эмоциональной комфортности, выступая доминантой в комплексе воспитательных средств, направленных на формирование позитивного, гармоничного мироощущения ребенка. Общение с музыкой приносит детям радость, насыщает жизнь яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Закрепляясь в раннем детстве, позитивные эмоциональные проявления являются показателем полноценности жизни, удовлетворения внешних и внутренних, психологических потребностей ребенка.

Существенным моментом является и то, что раннее музыкальное развитие реализует естественную потребность малыша выражать свои эмоциональные переживания в действии - простейших танцевальных движениях, вокализации, пластических импровизациях. Переживание радостных состояний в голосовом и двигательном самовыражении в процессе музыкальной деятельности можно рассматривать как важнейшее, природосообразное средство формирования оптимистического мировоззрения [5]. Это подтверждается выводами современной гуманистической педагогики и психологии, утверждающей, что первичная,

биологическая ориентация жизни направлена на получение телесно-двигательного удовольствия, поскольку это способствует физическому и психическому здоровью.

Таким образом, раннее музыкально-интонационное развитие, осуществляемое на основе активного восприятия детям в период раннего детства интонационного слоя музыки, содержащего основную смысловую, эмоционально-образную музыкальную информацию, дает малышам коммуникативный, двигательный, интерсенсорный опыт, оказывая огромное влияние на становление эмоционально-ценностного отношения к миру, актуализацию личностного потенциала каждого ребенка.

Библиография

1. Беляева-Экземплярская С.Н. 1974 Заметки о психологии восприятия в современной музыке // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского. М. С. 45-49.

2. Арисменди А.Л. 1989. Дошкольное музыкальное воспитание. М.

3. Кирнарская Д.К. 2004. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.

4. Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. 2011. Раннее музыкально-интонационное развитие: ключ к формированию креативности младших дошкольников // Искусство и образование. №5. С.49-54.

5. Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. 2012. Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. №4. С.115-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.