Музыкально-игровые проекты для детей раннего возраста
Волчегорская Евгения Юрьевна, Ногина Ольга Анатольевна
ЧГПУ, г. Челябинск
Ключевые слова:
раннее музыкальное развитие, музыкально-игровые проекты
Аннотация: Целью статьи является описание видов музыкально-игровых действий, включенных в структуру музыкально-игровых проектов для детей раннего возраста.
Введение. C начала ХХ века и по настоящее время педагоги и психологи говорят о значении музыки для развития ребенка. Согласно Ж. Пиаже, считавшего первые годы жизни ребенка оптимальным периодом для его интеллектуального развития, дети в возрасте от 2-х лет, на так называемом «предэксплуатационном» этапе начинают думать и реагировать посредством символов, в том числе и музыкальных. Именно поэтому ранний возраст является идеальным для начала процесса обучения музыке. Это подтверждают исследования гарвардского психолога Г. Гарднера, который утверждает, что некоторые дети начинают «думать музыкально» в очень раннем возрасте. И хотя они составляют небольшой процент, однако, по мнению Г. Гарднера, цифры могут возрасти, если начинать учить музыке как можно раньше [1]. Ребенок уже в раннем возрасте начинает интуитивно понимать музыку в процессе музицирования. Кроме того, малыши имеют генетическую предрасположенность слышать, запоминать и воспроизводить музыкальные паттерны независимо от их музыкального окружения.
Исследования последних лет показывают, что раннее музыкальное воспитание повышает качество раннего опыта жизни ребенка. Оно помогает развивать слуховые навыки; способствует развитию моторных навыков (как крупных, так и малых групп мышц); увеличивает диапазон и гибкость голоса. Влияние музыки выходят далеко за рамки интеллектуального и физического развития ребенка. Музыка может принести ребенку огромное эмоциональное удовольствие. Возникающие при этом музыкальные переживания способствуют росту чувствительности и выразительности детей. обеспечивают получение удовольствия и радости от творческого самовыражения. Групповые формы раннего музицирования помогают укрепить терпение и уважение к другим детям в группе. Музыкальные игры развивают упорство и ответственность, помогают детям регулировать свое поведение. Музыкальные импровизационно-игровые действия приводят к возникновению у детей сильного чувства удовлетворения в своем прогрессе и развивают чувство собственного достоинства. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, их музыкальное развитие должно быть организовано в форме музыкально-игровых проектов.
Цель исследования: Выявить структуру музыкально-игровых проектов для детей раннего возраста, виды музыкально-игровых действий.
Описание музыкально-игровых проектов. Музыкально-игровые проекты спланированы как тематические, интегрированные музыкально-игровые действия. В них сквозным сюжетом объединены такие виды детской музыкальной деятельности как слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на простейших музыкальных инструментах. В ходе реализации музыкально-игровых проектов необходимо включать в них элементы продуктивной деятельности, а также чтение художественной литературы.
Структура музыкально-игрового проекта включает:
• Распознавание музыкально-интонационных моделей (Игры, Веера, Угрозы, Круга, Ухода,Маятника, Призыва, Плача, Мольбы, Взлета, Созерцания) [2].
• Звукоподражание и определение на слух немузыкальных звуков: голосов животных, птиц, насекомых, звуки движущихся самолетов, машин, паровозов и т.п.
• Двигательно-пластическая импровизация, которая включает как элементы танца и ритмопластики, так и образно-имитационные движения: изображение шагов медведя, котенка, черепахи, прыжков зайца, бега лошади, полета птенчика, бабочки (под музыку К. Сен-Санса Цикл «Карнавал животных», Е. Тиличеевой, Т. Кудрина и др.).; показ жестами, движением героев музыкальных игр (игра «Музыкальная угадайка»); передача музыкальных образов в движении (музыкально-пластические этюды «Деревья в лесу», «Шмели и пчелки», «Аквариум» др.).
• Музыкально-ритмические игры и импровизации: игра-импровизация «Солнышко -дождик»; «Мишки и Зайчики», «Пчелки на цветочках», «Кот и мыши», «Танцевальная полянка», «Научи матрешку танцевать», «Лисичка хвастается, пугается, сердится».
• Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие способностей к различению высоты звука, его громкости и длительности, а также тембра голоса или музыкального инструмента; на определение простейших музыкальных жанров: музыкально-дидактические игры «Что звучит», «Курочки и цыплята», «Птицы и птенчики», «Музыкальные загадки», «Автомобильная дорога», «Куда ведет дорожка?», «Учим зверят играть на музыкальных инструментах», «Зайцы спят - зайцы пляшут», «Прятки», «Путаница» и др.
• Музыкальные инсценировки сказок (например, «Сказка про зайчика и петушка», «Про лису и зайца», «Теремок, «Колобок» и др.). В известных детских сказках можно придумывать свой неожиданный финал, вводить новых героев, связанных с музыкальным архетипом. В ходе инсценировки малыши, еще не владеющие речью в достаточной степени, могут с помощью одной из одиннадцати освоенных музыкально-интонационных моделей показать героев сказок (например, изобразить Волка с помощью интонации Угрозы, Зайчика с помощью интонации Плача и т.п.).
• Игра на простейших музыкальных инструментах, включающая как элементарное инструментальное сопровождение песенок (например, «Дон-дон»), коротких музыкальных инструментальных фрагментов (В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»), так и «музыкальное украшение» стихов и сказок (например, «Мышиная История»), в которых текст после одной-двух фраз озвучивается короткими последовательностями звуков. Музыкально-игровые проекты предполагают демонстрацию звучания детских музыкальных инструментов, а также приемов игры на самых простых из них - дудочке, погремушке, колокольчике, бубне, металлофоне.
• Игры, направленные на развитие вокально-слуховой координации, предполагающие двигательно-пространственное отображение музыкальных интонаций: небольшие наклоны головы вниз или стороны в сторону, укачивание на руках воображаемой куклы, покачивание корпуса из стороны в сторону, медленное горизонтальное движение руки, энергичное вертикальное движение руки, рисование в воздухе рукой кругов большого и малого диаметра в зависимости от пропеваемой мелодии, плавное возвратное движение рукой снизу вверх и обратно, хватающие движения руками.
Результаты. Разработаны две группы музыкально-игровых проектов. Первая группа музыкально-игровых проектов состоит из 38 музыкальных игр-сказок, направленных на формирование у детей раннего возраста умения распознавать музыкальные образы и отражать их в пении и движении: вводные игровые проекты «Звучащий мир», «Музыкальный город», музыкально-игровые проекты «У нас в гостях Мишка и Зайка», «Часы», «Веселый Петушок», «Добрый Мишка», «Веселые путешественники», «Наши друзья», «В гостях у куклы», «Теремок», «Маленький Гномик», «Шествие гномов», «Колобок», «В гости к бабушке», «Гномик и солнышко», «Осенний лес», «Город Игрушек», «Необычный зоопарк», «Мы -путешественники», «Снегурочка», «Волшебный сад», «Щелкунчик». Вторая группа включает музыкально-игровые проекты «В гостях у сказки», «Любимые игрушки», «Сказочный домик», «Весенние мелодии и краски». Они направлены на поиск детьми собственных простейших интерпретаций движений сказочных музыкальных героев, мелодичных возгласов, фантазийных сочетаний звуков на музыкальных инструментах.
Заключение. Участвуя в музыкально-игровых проектах, дети раннего возраста получают возможность развития внутренних резервов: музыкального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, саморегуляции и самоконтроля.
Список литературы:
1. Gardner H., Kornhaber M.L., Wake W.K. 1996. Intelligence: multiple perspectives. Fort Worth, TX. 218 p.
2. Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. 2010. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей // Начальная школа плюс до и после. № 10. С. 36-40.