Рис.8. Открытие совместного доступа другим пользователям
Перспективы и дальнейшая реализация проекта
• Выбор наиболее экономически выгодного облачного сервиса, с возможностью реализации всех заявленных требований.
• Внедрение облачного сервиса на уровне всего вуза в целом, с возможностью получения доступа к электронным изданиям из фонда библиотеки ИрГТУ и учебно-методическим комплексам дисциплин по усмотрению преподавателей.
Библиографический список
1. drive.google.com- Google^i/icK.
2. http://russiacloud.ru/cr2012/ - Вторая международная конференция RussiaCloud 2012.
3. http://www.osp.ru/2012/01/13012475/ - Облачные вычисления - №01, 2012 | Журнал сетевых решений LAN|№-дательство «Открытые системы».
4. http://slon.ru/future/microsoft_otkryvaet_ofis_v_oblakah-137269.xhtml - Microsoft открывает офис в «облаках» -
Slon.ru
5. http://webtun.com/webservices/3061 -oЫachnye-semsy-izme-nyayut-nashe-videnie-mira-dannyh.html - Облачные сервисы изменяют наше видение мира данных.
6. http://winter.lvee.org/en/reports/LVEE_2011_03 - Облачные вычисления и сервисы: классификация, основные функции, преимущества и недостатки.
УДК 373.1.02:372.8
МЕСТО МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
© К.Ю. Плотников1
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.
Поднимается актуальная проблема современного информатического образования - поиск оптимальных средств и методик школьного обучения информатике в секторе аудиовизуальной информации. Проведён анализ актуальных документов Минобрнауки РФ (как действующих, так и проектов, подготовленных для реализации в ближайшем будущем). Приведены факты обоснования положительного эффекта, ожидаемого от применения музыкально-компьютерных технологий для обучения информатике в общеобразовательной школе. В качестве организационного и методического ресурса автор предлагает идею создания самими учащимися учебных пособий по музыке.
Табл. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии (МКТ); информатика и ИКТ; информатическое образование; аудиовизуальная информация; общее образование.
Плотников Константин Юрьевич, соискатель, учитель музыки МАОУ ЦО №47 г. Иркутска, муз.рук. анс. «Калина» НИ ИрГТУ, тел.: 89027664883, e-mail: [email protected]
Plotnikov Konstantin, Competitor for a scientific degree, Teacher of Music (Center of Education \ Secondary School no.47, Irkutsk); Musical Director of Ensemble "Kalina" of the National Research Irkutsk State Technical University, tel.: 89027664883, e-mail: [email protected]
PLACE OF MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES (MCT) IN SCHOOL COURSE OF "INFORMATION SCIENCE AND INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES" K.Yu. Plotnikov
A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Naberejnaya Reki Moyki St., St. Petersburg, Russia, 191186.
The article raises the actual problem of the modern informatics education associated with the searching for the best tools and methods for teaching information science at school in the sector of audio-visual information. It analyzes relevant documents of the Russian Ministry of Education (both in force and prepared to be implemented in the nearest future); provides the facts justifying the expected positive effect from using musical and computer technologies for teaching information science at secondary schools (as a general-education subjects). The author proposes an idea of creating textbooks for Music by the pupils themselves as an organizational and methodological resource. 8 sources.
Key words: musical and computer technologies (MCT); information science and information communication technologies (ICT); informatics education; audio-visual information; basic education.
Педагогическая наука пришла к выводу, что информационная компетентность стала ключевой для нашего современника. Одним из основных требований к образованию в XXI веке является подготовка населения к участию в наукоёмкой экономике, включению в общественную и культурную жизнь. Электронное обучение, в том числе на уровне общеобразовательной школы - краеугольный камень образования в эпоху информационного общества. Именно поэтому нельзя в этом смысле переоценить значение школьного курса информатики, сформировавшегося с конца 1990-х как трёхуровневая структура (пропедевтический, основной и профильный уровень) общего информационного образования.
Одной из составляющих информационного образования является обучение и воспитание учащихся в секторе аудиовизуальной информации. При этом приходится констатировать, что данное направление школьного курса информатики в смысле поиска оптимальных средств и методик обучения остаётся практически не изученным. Так, до сих пор почти не были изучены с точки зрения возможностей использования в школьном информационном образовании музыкально-компьютерные технологии (МКТ). И это, несмотря на то, что МКТ в последнее десятилетие вошли в качестве профессионально-образовательного профиля в ФГОС ВПО по направлениям «Педагогическое образование» и «Художественное образование» (а ещё с середины 1980-х гг. в качестве учебной дисциплины -в систему университетского образования таких стран, как Франция, США, Германия). Одним из единичных примеров научного интереса в этом образовательном направлении является деятельность учебно-методической лаборатории «МКТ» РГПУ им. А.И.Герцена, рассматривающей (наряду с профессиональным музыкальным образованием и реабилитацией людей с ограниченными возможностями) сферу использования МКТ в общем образовании.
Данная статья, предлагая ответ на вопрос «Почему и в какой мере организационным и методическим ресурсом в аудиовизуальном секторе школьного курса информатики могут стать музыкально-компьютерные технологии», содержит анализ:
- возможностей МКТ в рамках аудиовизуального сектора школьного курса «Информатика и ИКТ» (I часть);
- проблем и противоречий данного сектора школьного информационного образования (II);
- ресурсов и организационно-методического потенциала МКТ в размежевании и уточнении направления общего образования, в отличие от образования специального музыкального (III).
Данный анализ проведён на основе системного подхода (В.С.Леднев, И.В.Блауберг), с учётом таксономии учебных целей (А.В.Хуторской, В.П.Беспалько), научных исследований и методического опыта в МКТ-секторе информационного образования:
- это работы Л.Л.Босовой, Е.И.Гужвенко, Л.А.Шестаковой, Н.А.Бергер, Ю.Ю.Терентьева, М.С.Помеловой, Л.С.Носовой, Е.Ф.Командышко и др.;
- учебно-методическая продукция лаборатории МИПКРО, центра дистанционного обучения «Эйдос», учебно-методической лаборатории «МКТ» РГПУ им. А.И.Герцена, образовательной деятельности Робот-ландского сетевого университета;
- отдельные учебно-методические комплексы действующих программ школьного курса «Информатика и ИКТ»;
- материалы сайтов «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», «Федеральный образовательный портал "ИКТ в образовании"», «Единая коллекция ЦОР», открытых сетевых сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей».
I. Музыкально-компьютерным технологиям в области информатики как науки находится место во всех трёх основных аспектах: техническом (hardware), программном (software), алгоритмическом (brainware). К таким выводам приходит Э.В.Кибиткина [2, с. 63-64], перечисляя практически весь инструментарий применения современной информатики в музыкальной сфере: от дискретной математики, математической логики и программирования через теории алгоритмов, конструирования компиляторов и обработки сигналов до структур данных, архитектуры вычислительных систем, компьютерной графики и искусственного интеллекта.
В рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» МКТ-сектор представляет выполнение операций с аудио-, видеофайлами, знакомство хотя бы с некоторыми программами создания, обработки и записи музыки, освоение при этом самых элементарных действий в качестве выполнения учебных заданий, а так-
же поддержки творчества (музыкального, звукового оформления, создания семейной видеохроники, семейной фонотеки). В МКТ-сектор позволительно отнести и основы работы с видеорядом, т.к. в данном случае «изображение становится ещё одним полифоническим слоем музыкального или аудиовизуального произведения» [2, с. 34].
В «Фундаментальном ядре содержания общего образования - 2010» [1, с. 188] в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделены 4 блока: а) личностный; б) регулятивный (включающий и действия саморегуляции); в) познавательный; г) коммуникативный. Музыка же, аудиовизуальные её формы, представляемые в информационном образовании музыкально-компьютерными технологиями, явно реализуют все четыре блока:
- личностный (экзистенциально),
- регулятивный (и эмоционально - как проявление эффекта самовыражения; и технологически, где некий итог - музыкальное творчество, МКТ-продукт становится критерием успешности освоения соответствующей технологии),
- познавательный (как онтологический опыт отдельного конкретного человека; как опыт всего человечества - закодированный филогенез),
- коммуникативный (процесс сотворчества с поющими, играющими партнёрами, слушателями).
О наличии вышеуказанного потенциала МКТ-сектора школьного курса информатики указано в таких работах, как: «Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта» (А.Камерис, 2007), «Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека» (Л.И.Уколова, 2008); «Теория музыки в современной практике музицирования» (Н.А.Бергер, 2012) и др. Так, к примеру, в последней из перечисленных работ говорится: «Современные музыкально-компьютерные технологии выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом».
Можно согласиться с анализом Л.Л.Босовой [3] пропедевтического курса информатики в 5-7 классах, при этом отнеся её выводы о совершенствовании методической системы обучения: на уровне целей (а), отбора содержания обучения (б), методов (в) - на весь школьный курс (в полной мере - для 2-4, в определённой степени - для 8-11 классов). Среди предлагаемых направлений совершенствования надо особо выделить: а) приоритетное развитие операциональных личностных ресурсов и достижение метапредмет-ных образовательных результатов, б) метапредмет-ную направленность и учёт потребностей личности учащегося в самореализации, развитии мотивацион-ной, интеллектуальной и когнитивной сфер; в) органичное единство преемственности и инновационности. Примерив к каждому пункту потенциал МКТ, надо признать обоснованность включения этой сферы информационного образования в школьную программу.
Авторы действующих в настоящее время про-
грамм школьной информатики, решая поставленные ФГОС перед курсом цели, делают акцент:
- на создании основы информационной культуры на базе системного и объектно-ориентированного подхода за счёт организации межпредметных связей (Н.В.Макарова, УМК, 2006);
- на освоении средств и методов информатики и ИКТ, ориентированном на формирование универсальных способов учебной деятельности, развитие личностных ресурсов учащихся (Л.Л.Босова, 2010);
- на овладении умениями работать с различными видами информации, на выработке навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, учебной деятельности и будущей профессии (Н.Д. Угринович, 2008).
Именно эти задачи в курсе «Информатика и ИКТ» решают опять-таки музыкально-компьютерные технологии (МКТ), поскольку являются ресурсом, совмещающим в себе потенциал: личностно-экзистенциального, культурно-воспитательного, технологически актуального, художественно привлекательного.
Таким образом, применение МКТ в школьной информатике превращает её в такой учебный курс, в основу отбора содержания которого, кроме всего прочего, положены требования «метапредметной направленности, учёта потребностей личности учащегося в самореализации» [3, с. 8].
II. Наряду с представленным выше образовательным потенциалом МКТ, в секторе МКТ-компетенций школьного курса «Информатика и ИКТ» содержится ряд противоречий. Анализ материалов ФГОС и действующих учебных программ всех ступеней [1] показывает следующее.
В рекомендациях Федерального БУПа [1, с. 278] по оснащению учебного процесса говорится про устройства для создания аудио-информации, позволяющие создавать аудио-файлы, мелодии, аранжировать, прослушивать, редактировать, но при этом предполагаемые комплекты редакторов звука есть далеко не в каждой школе (информационно-аналитические материалы «Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России», подготовленные в 2009 г. Государственным НИИ ИТ и телекоммуникаций «Информика»). Это свидетельствует о том, что возможности МКТ-сектора школьной информатики не находят применение в практике.
В статье ФГОС ООО [1, с. 232], посвящённой материально-техническому оснащению образовательного процесса, говорится, что оно должно обеспечивать возможность занятий музыкой с использованием компьютерных технологий. Для реализации этого предполагается создание информационно-образовательной среды, должной обеспечивать возможность: «создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации, записи и обработки изображений и звука, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением; доступа обучающихся <...> к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры» [1, с. 234-235]. С другой стороны, не прописана методика освоения данного направления, а
это, по выводам I части данной статьи, - методика МКТ.
Наибольший воспитательный эффект, согласно деятельностному, практико-ориентированному подходу к обучению [7], возможен в случае личного творческого соучастия учащегося (в акте создания, воссоздания, интерпретации; с возможностью выбора вариантов освоения культурного наследия, выбора версии), что вновь согласуется с идеей использования МКТ в школьном курсе информатики.
ФГОС ООО (2010) заявляет о том, что учебно-методическую и информационную реализацию основной образовательной программы должна обеспечивать «укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами <...>, в т.ч. учебниками с электронными приложениями, дополнительной литературой» [1, с. 236]. Образовательная область «Искусство. Музыка», обладающая значительным воспитательным потенциалом, в данный момент, по признанию учителей-практиков (в т.ч. на опыте участия автора в 2-х Международных конкурсах учителей музыки - 2008, 2011 гг.), не обеспечивает каждого учащегося возможностью домашнего прослушивания, музицирования. Музыкально-компьютерные технологии же предоставляют возможность оперативного и «самостоятельного» обеспечения учащихся самих себя такими ресурсами, - осуществлять проектную деятельность на основе применения МКТ (к примеру, создание в рамках уроков информатики учебных пособий по музыке). Именно такой вектор развития ученика прописан в Федеральном БУП [1, с. 282]: использование влияния интеграции на осознанность усвоения знаний, формирование целостных представлений об окружающем мире, формирование интеллектуальных умений и познавательного интереса.
В «Примерной программе по информатике и ИКТ» статья «Результаты изучения предмета» для 7-9 классов [1, с. 240] перечисляет личностные образовательные результаты: готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации <...>, владение навыками соотношения её с принятыми в обществе морально-этическими нормами, приобретение опыта использования информационных ресурсов общества. В сфере трудовой деятельности: «создание, редактирование <... > аудио-и видеозаписей, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы» [1, с. 245]. При этом механизмы достижения обозначенных личностных воспитательных и инструментальных результатов разработаны школьной методикой информатики только для инструментальных и менее всего - в аудиовизуальном секторе. Это касается и методики обучения в 7-9 классах, и методики обучения в 2-4, 5-6 классах. МКТ же в работе с музыкальным материалом способны реализовывать оба указанных направления, причём на уровне как пропедевтического, так и основного (профильного) курсов школьной информатики.
Те же противоречия присутствуют в требованиях ФГОС ООО: «Выпускник должен защитить индивиду-
альный проект <...> в рамках 1 предмета или на межпредметной основе. К результатам индивидуальных достижений обучающихся <...> относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.» [1, с. 209]. Не давая ответа, каким путём будут достигнуты эти результаты, эта целевая установка даёт сразу два аргумента в пользу применения МКТ: а) как проектная деятельность в аудиовизуальном секторе, б) как средство, обеспечивающее решение воспитательных задач.
Пропедевтический курс школьной информатики, подготовленный под руководством проф. Н.В.Макаровой (2010), ориентирован на детей 9-12 лет, прежде не умевших работать на компьютере. Анализируя данный учебный курс с позиций описанных выше возможностей МКТ, можно прийти к выводам о недостаточном раскрытии в нём потенциала музыкально-компьютерного творчества, а предлагаемая работа в ЛогоМирах по виду деятельности является игрой, соответствующей возрастным особенностям данной категории учащихся, не имеет достаточного «прикладного» продолжения на других ступенях образования.
В «Методике раннего обучения информатике» (Ю.А.Первин, 2008) представлен опыт «Роботландии» в начальной школе, где «... наглядность учебного материала является важнейшим дидактическим требованием, обучение без компьютеров принципиально невозможно». Представленный выше анализ, опять-таки, позволяет заявлять о целесообразности применения возможностей МКТ как «наглядности» (с дидактической стороны, в т.ч. аудиальной) для связи с досугом, для активного подключения потенциала культуры в образовательный процесс на уровне общеобразовательной школы.
В некоторых случаях на региональном уровне (к примеру, Москва) базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям возможность привлекать к проведению уроков с использованием ИТ одновременно двух преподавателей (предметника и преподавателя информатики), что создаёт необходимые организационные и финансовые условия для активизации процесса использования существующих программно-методических комплексов в процессе преподавания общеобразовательных предметов. Но примеров подключения музыки с возможностями МКТ (их образовательным потенциалом) среди представляемых предметов до сих пор не отмечено.
Обобщая, перечислим противоречия, имеющиеся в МКТ-секторе школьного информационного образования:
- разительная диспропорция доли аудио-, видеосферы: значительная - в информационном потоке (в таких областях, как культура, досуг, СМИ) / почти иллюзорная - в предполагаемом (часто не реализуемом оснащением, представленностью в учебных программах, методикой) её освоении в школьном курсе «Информатика и ИКТ»;
- провозглашение преемственности курса «Информатика и ИКТ» [1, с. 146] / отсутствие часов в фе-
деральной части учебного плана (1-4, 5-7 классы) [1, с. 35-46],[ 4, с. 276];
- всё большая и всё более ранняя (по возрасту) компетентность аудитории пользователей современной бытовой электроники в сфере аудио- и видео, с одной стороны / отсутствие научного описания фактов целенаправленного образовательного процесса, ведущегося в этом направлении на уровне общеобразовательной школы - с другой;
- стремление обеспечить образовательные области электронными учебниками, пособиями вкупе с формированием целостного взгляда на мир (в т.ч. через межпредметные связи) / отсутствие описаний проектов и методик реализации разработок подобной направленности;
- активное и плодотворное освоение МКТ в специализированном музыкальном образовании (в т.ч. через курсы информационного образования; на уровне начального, среднего, высшего) / отсутствие научно описанных (в проектировании и методическом сопровождении) примеров обучения музыкально-компьютерным технологиям учащихся в общеобразовательной школе (в т.ч. в направлении, предложенном ещё в 2000 году для самообразования [6]).
III. Возможности МКТ в рамках аудиовизуального сектора школьного курса «Информатика и ИКТ» (представленные в I части данной статьи) целесообразно использовать для разрешения имеющихся противоречий (обозначенных во II части). Для этого необходимо определить ресурсы и организационно-методический потенциал МКТ в курсе «Информатика и ИКТ» для общего образования (в отличие от образования специального музыкального).
Направления применения образовательного эффекта МКТ [5] распределяются по четырём группам следующим образом:
1. МКТ в рамках основного курса предмета «Музыка» (в общеобразовательной школе): «Электронное музыкальное творчество» (И.М.Красильников); «Мультимедийный УМК» (Р.И.Борисенко); «МКТ на основе программы "Garageband"» (Ю.С.Рудеева).
2. МКТ в системе начального музыкального образования (ДМШ, ДШИ): «Клавишный синтезатор» (О.А.Гущина); «Сольфеджио» (О.С.Алексеева); «Видеорежиссура» (О.А.Бадеева); «Музыкально-компьютерное моделирование и импровизация» (как иллюстрация к видеоролику, П.М.Гущенков); «Мультимедийный проект» (Е.В.Копий); а также «Творческое развитие дошкольников в классе синтезатора» (Е.Е.Подольская).
3. МКТ в системе среднего и высшего специального образования (музыкального направления): «Современные программно-аппаратные комплексы» (для вузов; М.М.Брянцев, А.Камерис); «Формирование информационной компетентности» (для СУЗов; Е.А.Ложакова).
4. МКТ в обучении информатике: «Обучение информатике учащихся музыкальных школ на базе ЭМИ» (М.Ю.Чёрная); «МКТ как один из компонентов формирования информационно-образовательной среды в школе "Музыка"» (И.О.Товпич, С.Ю.Прива-
лова). К этой же, пока самой немногочисленной, группе относится работа автора данной статьи - «ВСЕМ! или {информатика для музыкантов} + {музыка для ин-форматиков}», в которой представлена идея школьного курса музыкальной информатики и эффект его применения [5, с. 164-167].
Как видно из вышеприведённой классификации, предметом исследования места МКТ в школьном курсе «Информатика и ИКТ» более других должна быть 4-я группа, но в ней, на данный момент, нет примеров описания использования МКТ в информационном образовании именно для общеобразовательной школы. Именно поэтому, за неимением фактов использования МКТ в данном секторе информационного образования, необходимо использовать для анализа опыт, обозначенный в других группах.
Организационно-методические условия реализации информационного образования в секторе МКТ [2, с. 123], в основе своей, схожи как для общего среднего, так и для специального музыкального образования. Различие состоит в уровне освоения МКТ, при этом получившие лишь первый опыт применения МКТ учащиеся общеобразовательной школы на основе этой базы получают возможность позже продолжить своё обучение (в т.ч. самообразование) в данном направлении.
Оправданно различие в основных требованиях к ИКТ-подготовке учащихся общеобразовательной школы и студентов музыкальных специальностей [2, с. 125]. При этом все основные принципы формирования информационной компетентности (наглядности и доступности, системности и последовательности знаний, индивидуально-творческого подхода, сознательности), кроме принципа профессиональной ориентированности, будут схожи [2, с. 125-126].
Немногим отличаются основные теоретические разделы системы занятий для учащихся, получающих общее среднее (в т.ч. начальное, неполное среднее) образование, и для студентов музыкальных специальностей. Для профессионального пути это: 1. Архитектура современного мультимедийного компьютера и его основные возможности работы со звуком; 2. Мультимедиа-плееры. Воспроизведение MIDI-, аудио-, видеофайлов и музыкальных дисков на компьютере. Программы конвертирования различных форматов звуковых файлов; 3. Нотоиздательские системы: разновидности, принципы работы; 4. Программные MIDI-аранжировщики. Технология создания и редактирования аранжировки; 5. Аудиоредакторы. Технология записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере; 6. Программы-секвенсеры, их особенности и возможности; 7. Возможности и формы применения информационных технологий в музыкальной педагогике [2, с. 129]. Для общего образования (на уровне начальной и средней школы) все перечисленные выше разделы (кроме 7-го, не включаемого в общий школьный курс) имеют обзорный характер, выступая в роли минимальной теоретической основы, достаточной для практической деятельности.
Аппаратный комплекс реализации обучения на основе МКТ (в том числе музыкальный компьютер [2,
МКТ-шаги реализации курса «Информатика и ИКТ»
Шаги Алфавит видовой информации Электронный аналог
Формализованный Чувственный Компьютерный
1 этап - «Основы МКТ-грамоты»
1 Звуковой набор (ряд) Звук (в т.ч. шум) Музыкальные и речевые среды (в т.ч. аппараты* ввода и вывода звука)
2 Сигнал (в т.ч. световой) Специальный звук или набор звуков Шаблон звуковой (sample...)
3 Нота /знак нотной грамоты Нота визуализиров Нотный текст (в нотном редакторе)
4 Мелодия (звуковая ткань как структура) (Интонация) Звуковые данные (в т.ч. базы данных; разные форматы записи)
5 (Игра, пение) Музыкальные инструменты и голос (тембр) Синтезатор звука (в т.ч. MIDI), фонограф (микрофон и ПО к нему)
6 Длительность, динамика, штрихи, др.сред.муз.выр. Ритм (физика звука) Длительность вывода на динамик; автоаккомпанемент
2 этап - «Проект»
7 Команда - действие. Технологическая карта План, сюжет, сценарий (в т. ч. с видеорядом, текстом) Программа (ПО*). Маршрут компьютерной инструментальной деятельности. Движение по меню. Движение по информационному дереву
* В т.ч. числе аппаратура (колонки / наушники, монитор, камера)
с. 189-193]) для профессионального и общего образования имеет абсолютно аналогичные компоненты. При этом, несомненно, для специализированной подготовки предоставляются более широкие возможности, создаваемые большим разнообразием используемого ПО (в том числе в разных операционных системах ОС Windows, Linux, Mac OS). А для общего образования в данный момент предоставлены, к примеру, редактор звуковых файлов «Audacity» и др. программы свободно распространяемого ПО («Методическое письмо издательства о преподавании предмета "Информатика и ИТК"» в электронном сопровождении УМК М.А.Плаксина и др. [2, с. 321]).
Для реализации через МКТ аудиовизуального сектора информационного образования наиболее целесообразно использовать следующие организационно-методические ресурсы:
- 1 этап - уроки информатики и музыки: проведение презентационных занятий с фронтальными формами работы; постановка учебных и творческих задач по операциям с информационными объектами (в текстовой, графической, аудиальной форме; как создание элементов учебных пособий);
- 2 этап - уроки информатики: освоение технологии, выполнение отдельных составляющих проекта «Учебное пособие по музыке»;
- 3 этап - а) уроки информатики и музыки: демонстрация, обсуждение подпроектов проекта «Учебное пособие по музыке», выполненных учащимися; б) внешкольное время (семейный досуг, клубы по интересам): пользовательское творчество.
Отдельные МКТ-шаги реализации курса «Информатика и ИКТ» представлены в таблице, составленной по аудиальной части «Опорных точек информационно-теоретического перехода» М.С. Цветковой [8].
Методическими ресурсами применения МКТ в аудиовизуальном секторе курса «Информатика и ИКТ» становятся методики реализации отдельных
составляющих (подпроектов) проекта «Учебное пособие по музыке»:
- «Имя» - выполнение заданий по подбору названия стиха, слайда, рисунка, аудио- или видеофрагмента; набор этого названия в текстовом редакторе; выполнение обратного задания - создание или поиск изображения, музыки к определённому названию;
- «Театр» - создание голосом, сигналами телефонов звуковой «картины» («Звуки весны», «Тайна 3-й планеты», «Городское многоголосие»);
- «Наборщик нот» (освоение навыков перемещения объекта - размещение нот на электронном нотном стане);
- «Рингтон» - создание звукового сигнала будильника для телефона, сигнала обозначения звонков определённой группы (друга, родителей, новых знакомых) сначала голосом, позже «нарезкой» музыки;
- «Моя анкета» (заполнение разделов анкеты -фото, любимая песня, любимое инструментальное
произведение, в т.ч. определённое настроение: ©, ©...);
- «Привет с Дальнего Востока» (импровизация по чёрным клавишам синтезатора; с выбором-сменой тембра, темпа ритмического автоаккомпанемента; с записью в память синтезатора);
- «Палиндром» - запись произнесённой через микрофон голосовой фразы-палиндрома «Аргентина манит негра»; «Лилипут сома на мосту пилил»; запись фразы (пословицы, афоризма), записанных по-арабски (справа налево); выполнение в звуковом редакторе инверсии данной записи;
- «Додекафония» - составление темы-серии (из 12 неповторяющихся звуков октавы); редактирование её в ракоход, модуляцию, стретту (в 2 раза быстрее) или расширение (в 2 раза медленнее); подключение голосов в их полифоническом звучании;
- «Оркестр» - воспроизведение всем классом оркестровой партитуры, состоящей из партий, созданных
отдельными учащимися в нотно-звуковом редакторе;
- «Хор» - вариант подпроекта «Оркестр» в вокальном исполнении (возможный репертуар: «Гимн России», «Гимн школы», канон «Во поле берёза стояла»).
Завершая (в объёме данной статьи) обзор возможностей музыкально-компьютерных технологий (I), обозначение места МКТ в разрешении противоречий МКТ-сектора школьного курса «Информатика и ИКТ» (II) и представление организационно-методических ресурсов МКТ в общем образовании (III), можно сделать следующие выводы:
- МКТ могут и должны быть использованы как незаменимое ничем другим представление аудивизу-ального сектора информационного образования в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ».
- Информатика как школьная дисциплина при реализации МКТ-проекта предоставляет учащемуся возможность освоения информационных операций данного направления (работа с текстовыми, графическими, звуковыми редакторами, музыкальными программами), материализуясь в реальный учебный продукт, составляющий портфолио творческих работ конкретного ученика. Музыка в МКТ-проекте школьной ин-
форматики предстаёт как средство целостного и эмоционально окрашенного объединения материала учебного курса, как искусство, опирающееся на синестезию ощущений (А.П.Мерриам, В.П.Сраджев), являясь деятельностью, основанной на работе 3-х из 5 сенсорных систем (слуха, зрения и осязания), «выводящих мышление на дискретные измерительные шкалы» (Н.А.Бергер).
- Мобильность проекта «Учебное пособие по музыке» (реализующего МКТ в аудиовизуальном секторе курса «Информатика и ИКТ») компенсирует отсутствие таковой у учебников (в т.ч. электронных; из-за процедур официального утверждения и др.). При этом отдельного внимания, конечно же, требует отбор иллюстративного материала (по принципу художественной ценности и степени воспитательного воздействия).
- Требует изучения степень эффективности реализации основных теоретических подходов (системного, личностно-деятельностного, контекстного, модульного, синергетического [2, с. 121-122]) к обучению информатике на основе МКТ учащихся общеобразовательной школы.
Библиографический список
1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н.Бородин. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 584 с.
2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 221 с.
3. Босова Л.Л. Развитие методической системы обучения информатике младших школьников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. 13.00.02. М.: Институт содержания и методов обучения, 2010. 47 с.
4. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012. 228 с.
5. Современное музыкальное образование - 2011: мат. междун. науч.-практ. конф. / под общ.ред. И.Б.Горбуновой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 307 с.
6. Фролов М.И. Учимся музыке на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. 272 с.
7. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 152 с.
8. Цветкова М.С. Информационные технологии в межпредметной деятельности учащихся начальной школы (публикация БМС-2011) [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании [сайт]. URL: http://ito.edu.ru/ sp/SP/SP-0-2011_11_08.html (дата обращения 11.07.2012).
УДК 911. 3
СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА: ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО ПОДХОДА
© М.В. Рагулина1
ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Уланбаторская, 1.
Впервые рассмотрены возможности применения спиральной динамики к интегральному исследованию культурного ландшафта, раскрыты особенности данного подхода, описана роль стадиальных концепций в исследовании. Определение ценностного уровня культурного ландшафта дает возможность подбора «кодов» к территориальным проблемам и их оптимального решения. Это предоставляет широкие возможности гармонизации культурного ландшафта на практике и его целостного исследования в теории. Показана перспективность спиральной динамики в качестве инструмента аналитики, диагностики и планирования развития культурного ландшафта и населяющих его сообществ. Табл.1. Библиогр. 17 назв.
1Рагулина Милана Владимировна, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории георесурсоведения и политической географии, тел.: 89041483942, e-mail: [email protected]
Ragulina Milana, Doctor of Geography, Leading Researcher of the Laboratory of Georesource Studies and Political Geography, tel.: 89041483942, e-mail: [email protected]