УДК 374(082)
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ ИСКУССТВ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
© 2010 Т. В. Ерофеева
канд. пед. наук, докторант e-mail: erf()4 asinn.ni
Шуйский государственный педагогический университет
Проанализирована структура среды школы искусств, включающая в себя следующие компоненты: содержательно-методический, предметно-материальный,
субъектный и духовный. Обсуждается влияние музыкально-эстетической среды на развитие творческого потенциала школьников.
Ключевые слова: музыкально-эстетическая среда, школа искусств, творческий потенциал
В современных условиях реформирования российского образования возникает потребность в создании новых форм образовательной системы, переосмыслении ценностных ориентаций, в передаче подрастающему поколению ценностей культуры, использовании нравственного потенциала искусства как средства творческого развития личности. В «Национальной доктрине образования» говорится о необходимости развития творческих способностей детей, формирования у них навыков самообразования, самореализации личности. В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного образования, в том числе школ искусств, которые являются важным фактором гуманизации образовательной системы и создают условия для развития творческого потенциала школьника [Журкина 2000: 6].
К проблеме развития творческого потенциала личности обращались многие отечественные педагоги (Д. Б. Богоявленская [2002], В. Н. Зягвязинский [2006],
В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров [Кан-Калик, Никандров 1990], Н. В. Кузьмина [1984], В. А. Сластенин [2002]). Г. М. Гладышев и И. И. Букина [Гладышев,Букина 2008] рассматривали педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога, А. И. Щетинская [2001] анализировала теорию и практику развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей. В последнее время появляются исследования, изучающие развитие творческого потенциала учащихся не только в школах и учреждениях дополнительного образования, но и в учреждениях инновационного типа (школа-центр, школа полного дня, школа искусств) на основе взаимодействия базового и дополнительного образований. В исследованиях на эту тему «творческий потенциал» рассматривается как общенаучное понятие и предлагаются различные трактовки данного понятия.
В работах Н. И.Тимаковой [2006] творческий потенциал определяется как интегративная характеристика личности, включающая в себя ценностно-смысловое отношение школьника к деятельности, самостоятельность в поступках, в выборе принимаемых решений и удовлетворенность достигнутым результатом, способность школьника включиться в разнообразную деятельность, обеспечивающую выход за ее пределы.
К. В. Петров [2005] рассматривает творческий потенциал как личностные возможности человека по реализации творчества, характер проявления которых зависит от
конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и др.).
В состав данного феномена входят такие категории, как «творчество», «творческая деятельность», «творческая активность», «результативность творческого труда». Творческий потенциал характеризуется как непрерывный процесс, способствующий саморазвитию личности, повышению самостоятельности и инициативы, формированию ценностного отношения к процессу обучения.
В ряде исследований формирования творческого потенциала школьников рассматривается зависимость развития творческого потенциала от организации среды школы. В. И. Антонова [2007], рассматривая развитие творческого потенциала учащихся сельских школ искусств, необходимым условием этого развития ставит создание художественно-эстетической среды в сельской детской школе искусств, которая представлена свето-, цвето-, и формообразующими элементами, в своей совокупности создающими особую атмосферу в сельской детской школе искусств, и влияет на образ жизни школьников, на восприятие окружающей школьной действительности через эстетическое оформление интерьера и экстерьера здания школы (соответствующее возрасту цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление) и обеспечение материально-технической базы (наличие оснащенных кабинетов).
В исследованиях О. Ф. Пахомовой [2007] художественно-образовательная среда школы выступает источником развития творческой активности учащихся и в содержательно-структурном наполнении предусматривает организацию предметнопространственного и природного окружения школы (изобразительные средства, дизайн, декоративно-прикладное пространство среды и т.д.), содержательнометодическое сопровождение процесса создания среды, коммуникативное взаимодействие субъектов образования.
Нами рассматривается музыкально-эстетическая среда школы искусств, которая представляет собой организованную социокультурную среду, способствующую развитию и саморазвитию учащихся в направлении художественно-эстетической деятельности. Структура среды школы искусств включает следующие компоненты: содержательно-методический, предметно-материальный, субъектный и духовный.
Содержательно-методический компонент включает содержательную сферу (учебные планы и программы дисциплин, учебники и дополнительная литература ) и методическую (планирование, организацию и методическое оснащение различных типов уроков, концертов, конкурсов, фестивалей искусств, экскурсий и других мероприятий ).
Духовно-нравственному становлению личности способствуют проводимые в рамках школы искусств мероприятия, связанные с традициями русского народа («Масленица», «Святки» и т.д.);
общешкольные концерты, посвященные памятным датам страны («день победы», «день защитников отечества» и др.), направлены на патриотическое воспитание школьников;
интеллектуальному и духовному развитию личности способствует цикл общешкольных концертов, знакомящий слушателей с различными инструментами, с музыкальными формами и стилями, который включает в себя следующие концерты: «музыкальный магазинчик» (знакомство с инструментами симфонического оркестра), «куклы танцуют» (танец в музыке), «природа в музыке», «сказка в музыке» и т д.
В практике школы находят применение различные формы занятий (индивидуальные, групповые, коллективные), позволяющие реализовать дифференцированный подход к детям через разноуровневое содержание образования.
Автором предложена и реализована программа, позволяющая связать индивидуальные интегрированные уроки с посещением школьных и филармонических
тематических концертов. Программа предполагает модульное обучение, учитывающее возрастные особенности детей (дошкольный и младший школьный возраст, средний и старший школьный возраст). Каждый модуль включает в себя «живое» исполнение музыки учениками и учителем, прослушивание записей этих произведений с CD-дисков, виртуальные посещения музеев, где ученики могут подобрать картины, близкие по стилю и содержанию к прослушанной музыке, а также тематический подбор и чтение стихов учениками.
Предметно-материальный компонент среды подразумевает организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьного здания и дизайн интерьера, структура и техническое оснащение учебных кабинетов, символика школы - герб, гимн и т.д.). Этот компонент среды школы включает в себя как оснащение предметных кабинетов средствами новых технологий, так и оформление интерьера путем создания школьной галереи живописи: экспозиции картин учащихся в кабинетах, вернисажи работ учащихся и преподавателей в здании школы.
Субъектный компонент подразумевает специфику межличностных отношений учителей, учеников, родителей, зрителей; духовный складывается из образа жизни в среде и реализуется в творческом содружестве педагогов и учеников, их взаимопонимании и участии всех субъектов в организации музыкально-эстетической среды школы искусств.
Все рассмотренные нами компоненты музыкально-эстетической среды находятся в тесной взаимосвязи, и эффективность действия каждого зависит от работы остальных компонентов. Среда школы искусств является частью динамичного, постоянно расширяющегося пространства, способствующего развитию творческого потенциала включенных в него людей (детей и взрослых).
Библиографический список
Антонова В. И. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2007. №3. С. 20-28.
Богоявленская Д. Б. Психологи я творческих способностей. М.: Академия, 2002.
320 с.
Гладышев Г. М., Букина И. И. Диссеминация инновационного опыта учителей и образовательных учреждений - новая педагогическая стратегия российского образования: учеб.-методическое пособие. Оренбург: Гос. учреждение "Регион. центр развития образования". 2008. 176 с.
Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. №9. С. 6.
Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах. М.: Академия, 2006.
160 с.
Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 20-26.
Пахомова О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспиранские тетради: научный журнал. СПб.,2007. № 19.
Петров К. В. Концепция развития творческого потенциала учащихся // Акмеология. 2005. № 3. С. 71-74.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика М.: Академия, 2002.
576 с.
Тимакова Н. И. Творческий потенциал личности М.: Междун. академия акмеологических наук, 2006. С. 248-253.
Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога: опыт Центра детско-юношеского творчества, г. Оренбург // Воспитание школьников. 2001. № 7.
С. 23-26