УДК 371 Карпова Светлана Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, ректор Одинцовского гуманитарного института [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Karpova Svetlana Ivanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Rector at Odintsovo Institute for the Humanities
MUSICAL RHYTHMIC EXERCISES AS A MEANS OF ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности музыкальной ритмики, включающей музыку, драматизацию, пластику и танец, для художественнотворческого развития учащихся начальных классов. Автор считает, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для художественно-творческого развития, чтобы искусство и занятия художественной деятельностью оказывали свое плодотворное влияние на становление личности ребенка.
Ключевые слова:
музыкальная ритмика, искусство, художественно-творческое развитие, младший школьный возраст.
Summary:
The article discusses resources of the musical rhythmic exercises, including music, drama, plastique and dance, for the primary schoolchildren development. The author considers elementary school-age (6-10 years old) to be the most opportune for the artistic and creative development, when the art and art activities successfully contribute to the personality formation.
Keywords:
musical rhythmic exercises, art, artistic, art and creative development, primary school age.
Каждый возрастной период развития человека характеризуется особой восприимчивостью к определенным видам деятельности, в процессе которых становление всех личностных качеств и свойств происходит наиболее интенсивно.
Младший школьный возраст (6-10 лет) психологи называют сенситивным, то есть особенно восприимчивым и благоприятным именно для художественного развития, а также для того, чтобы художественное развитие начало оказывать свое плодотворное влияние на становление личности в целом.
Как отмечает в своих работах А.А. Мелик-Пашаев: «Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок - художник» звучит наиболее убедительно. Не случайно творчески ориентированные программы преподавания разных художественных дисциплин наиболее успешно и безотказно работают на занятиях с младшими школьниками» [1, с. 17].
Практика педагогической работы в начальных классах свидетельствует о том, что задаче художественного воспитания детей уделяется мало внимания, и это является большой педагогической ошибкой. Специалисты считают, что современные школьники многое теряют в своем личностном развитии из-за острого дефицита творчества, которое по природе необходимо человеку. А ведь именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт, и не только специфически художественный, но творческий опыт как таковой, то есть опыт возникновения и воплощения собственных замыслов [2].
Наряду с фактором возрастной сенситивности, необходимость введения в воспитательно-образовательную работу начальной школы систематических занятий различными видами художественной деятельности обусловлено двумя важными факторами:
- сложностью периода адаптации детей к школе, особенно первоклассников;
- крайне рациональным характером современного образования.
Первоклассники в школе сталкиваются с «другим миром». Придя из дошкольных учреждений, где художественно-эстетическая деятельность (музыкальная, театральная, изобразительная, выступления на праздничных утренниках и концертах) составляла неотъемлемую часть их жизни, в школе они попадают в мир отвлеченных понятий, схем, условных знаков того или иного рода, числовых отношений. И тот богатый чувственный опыт (эмоциональная отзывчивость на полученные впечатления, острота восприятия звуков, цветов, формы, богатство воображения) вдруг становится не востребованным в школьной жизни. «При этом вопреки воз-
растным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорируется, обесценивается как нечто «несущественное», скудеет и отмирает чувственный опыт ребенка. А с ним уходит и чувство непосредственной связи и ответственности за тот единственный реальный мир, в котором протекает наша необратимая жизнь. Такое однобокое развитие - серьезный дефект современного образования» [3, с. 67].
Сегодня изменился тип социального заказа общества на личность выпускника образовательных учреждений. Мировая образовательная система в качестве приоритетной цели определяет формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способной быстро интегрироваться в современный мир высоких технологий и информации, применять полученные знания на практике и достигать высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности. Поэтому важной задачей общего и профессионального образования является подготовка компетентного человека, владеющего основными ключевыми компетентностями (познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной), позволяющими быстро адаптироваться в социуме и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Школьное образование все больше приобретает безликий рациональный характер, при котором игнорируется сфера чувств растущего человека, пускается на самотек его эмоционально-нравственное развитие, его внутренний мир. Такой подход, по справедливой оценке А.А. Мелик-Пашаева, закономерно ведет к «эмоциональной тупости, к отсутствию чуткости по отношению к другому человеку и к природе, ведет к опасной диктатуре узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло» [4, с. 66]. Занятия художественно-творческой деятельностью и приобретенный в ходе них творческий опыт, напротив, ведут к развитию душевной чуткости и эмоционального интеллекта - способности понимать себя и окружающих, уметь сопереживать и помогать нуждающимся.
Поэтому многие психологи и педагоги (Д. Богоявленская, Н. Ветлугина, Т. Комарова, А. Мелик-Пашаев, А. Савенков) считают, что именно приобщение к художественному творчеству, действительно, способно сохранять цельность личности ребенка в условиях односторонне рационализированного образования.
Практика работы в школе и наблюдения за детьми свидетельствует о том, что современные школьники, не смотря на обилие и обладание различными видами информационных коммуникативных средств, в любом возрастном периоде нуждаются в творчестве и в средствах самовыражения. Занятия различными видами искусства и художественная практика помогают им гармонично выразить себя, свое отношение к окружающему миру, то есть творчество по природе необходимо человеку.
Все виды художественной деятельности обеспечивают глубокое влияние на растущую личность. Мы остановились на музыкально-ритмической деятельности в силу следующих особенностей:
- во-первых, музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. И занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры;
- во-вторых, ритмика является синтетическим по своей природе видом деятельности, объединяющим несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое. К тому же занятия ритмикой опираются на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, поэтому включение их в учебный день школьников поможет снять психическое напряжение, утомление от интеллектуальной работы на уроках, поднять настроение.
Система музыкально-ритмического воспитания имеет богатую историю развития. Ее основоположником считается швейцарский музыкант композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), выдвинувший идею использования движения под музыку как средства формирования общей музыкальности детей. Около восемнадцати лет Э. Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории (1892-1910) и обратил внимание на тот факт, что у многих учеников не развито чувство ритма. Разработав комплекс ритмических упражнений, который он назвал «Сольфеджио для тела», Далькроз стремился развить у учеников хорошую слухо-двигательную реакцию, способность непосредственно и адекватно отвечать движением на звучащую музыку. «Развивая постепенно находчивость, ясность представлений и точность физических действий мы приближаемся совершенно незаметно для ребенка, к достижению общей цели всех педагогов: создать поколение людей, полных физических и душевных сил», - подчеркивал Далькроз [5, с. 61]. Представляя человека как единство душевных и физических сил, Далькроз считал, что если тело воспитывается физическими упражнениями, то «дух» воспитывается музыкой, которая является движением во
времени, а мелодия - ритмическим чередованием звуков. Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, поскольку у них общая основа - движение. «Ритм тело музыки, его стержень, поэтому помогает найти смысл правильный заложенный композитором. Почувствовав ритм, пропустив его через себя, вы поймете смысл музыки» [6, т. 1, с. 36].
Рассматривая музыкальную ритмику в контексте художественного воспитания и развития, исследователи считают, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте музыкально-ритмическая деятельность является одним из наиболее оптимальных видов детской художественной деятельности для развития творческих качеств личности и формирования художественно-творческих способностей. Прежде всего, это связано с двигательной природой детского воображения. По словам выдающегося советского психолога Л.С. Выготского «действенностью воссоздания его образов детьми при посредстве собственного тела» [7, с. 9]. А также особым эмоциональным воздействием музыкального движения, побуждающим детей к активным действиям, что создает предпосылки для формирования творчества.
Процесс творчества определяется, с одной стороны, усвоением разнообразных движений, исполняемых под музыку на обучающих занятиях, а с другой - развитием свободной импровизации движений по желанию детей, предусматривающей сочинение и исполнение детьми упражнений, этюдов, игр, плясок, танцевальных сценок, небольших спектаклей, в сотворчестве с педагогом и другими детьми.
В ходе такой деятельности у детей совершенствуется память (особенно зрительная и моторно-пластическая), формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное, совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, выделение сходства и различия двигательного образа, использующегося детьми в качестве средства передачи творческого замысла.
Благодаря своей синтетичности и наличию многих компонентов, этот процесс развернут во времени. Ему присущи основные фазы протекания художественно-творческого процесса -подготовительная, поисковая и исполнительная.
Подготовительная фаза включает предварительное обдумывание, размышление. Активное восприятие музыки, многообразие ее выразительных средств, стимулирует фантазию детей, помогает вообразить определенный сюжет, установить взаимоотношение между персонажами, распределить роли. Музыка, поэтический текст песен, название музыкальных произведений являются программой дальнейших действий ребенка по определению своего замысла. Они служат источником, из которого дети выносят представления о возможных и желательных действиях, получают образные характеристики персонажей, намечают последовательность хода своих композиций.
Поисковая фаза предусматривает поиск выразительно-изобразительных средств для персонажей. Этими средствами служат разнообразные музыкально-пластические, танцевальные и пантомимические движения. Дети стараются найти те из движений, которые моделируют характерные черты музыкального образа. При этом они изображают не только движения персонажей и последовательность их действий, но и отношение к ним, сформированное эмоционально-образным восприятием музыки. Дети проникаются чувствами, переданными в музыкальном произведении, и стремятся выразить их. На первый взгляд нужные средства выражения находятся как бы сами собой, интуитивно, подсказанные образным значением музыки. Но, как показывает практика, возникновение этих интуитивных действий основано на обобщении многих повторных исполнений, на базе усвоения предыдущего музыкального опыта, владения навыками правильной двигательной реакции на музыку, приобретенными в процессе обучения на занятиях.
Исполнительная фаза характеризуется завершением воплощения художественного образа, то есть применением в практике готовой продукции. Это находит выражение в исполнении детьми собственных сочинений.
Созданная детьми композиция воспринимается уже как художественная продукция. Оценка может быть сделана как самим ребенком, так и теми, кто ее воспринимает. Происходит своеобразное взаимодействие зрителя с «автором», интересы которого направлены не только на процесс, но и на результат, полученный им.
Схема 1 - Структура творческого процесса младших школьников
Представленная схема в обобщенном виде раскрывает специфику творческого процесса детей 6-10 лет.
Специалисты (С. Букатина, А. Ветлугина, Е. Горшкова, Т. Комарова) отмечают характерную особенность музыкально-ритмического творчества, объединяющего его с игровой деятельностью. Это наличие коллективного начала. Также как и в игре, в музыкально-ритмической деятельности осуществляется совместный выбор темы, составление сюжета, обсуждение содержания, распределение ролей. Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей требует ощущения своего партнера, умения ему подыграть, четко согласовывать совместные действия, дети учатся навыкам ролевого взаимодействия партнеров и овладевают навыками коллективной творческой деятельности. Связь с игровой деятельностью обеспечивает интенсивность формирования интереса детей, как к предмету, так и к процессу деятельности, что является важной предпосылкой для развития детского художественного творчества.
В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности (чувства ритма, двигательной координации, воображения), так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла, уровень развития которых характеризует творческую личность.
Основным условием формирования художественно -творческого развития способствует специальное обучение детей на уроках музыкальной ритмики с целью накопления у них необходимого музыкального и пластического опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками.
Практика исследовательской работы свидетельствует о том, что уроки музыкальной ритмики в начальной школе обладают большими потенциальными возможностями для художественнотворческого развития детей 6-10 лет в силу их психофизиологических особенностей: наличия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов. В младшем школьном возрасте движение и действие являются важным условием формирования восприятия, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность, основанная на моторно-пластическом воплощении музыкальных образов, является прекрасным средством развития сенсомоторной сферы у детей и оказывает положительное влияние на развитие общих компонентов художественно-творческих способностей: эмоциональной отзывчивости, интеллектуальной инициативы, творческой активности.
Ссылки:
1. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования, методическое пособие. М., 2008.
2. Там же.
3. Мелик-Пашаев А.А. Для чего нужно искусство в школе? // Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования / под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 6. М., 2002. С. 63-75.
4. Там же.
5. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 200б.
6. Ритм. Ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин, 2012.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,19б7.
References (transliterated):
1. Melik-Pashaev A.A. Khudozhnik v kazhdom rebenke: tseli i metody khudozhestvennogo obrazovaniya, manual. M., 2008.
2. Tam zhe.
3. Melik-Pashaev A.A. Dlya chego nuzhno iskusstvo v shkole? // Shkola 2100. Puti modernizatsii nachal'nogo i srednego
obrazovaniya / under sci. ed. of A.A. Leont'ev. Issu. б. M., 2002. P. б3-75.
4. Ibid.
5. Zhak-Dal'kroz E. Ritm. M., 200б.
6. Ritm. Ezhegodnik instituta Zhak-Dal'kroza v Gellerau bliz Drezdena. Berlin, 2012.
7. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. M.,1967.