Научная статья на тему 'МУЗЫКА И ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ'

МУЗЫКА И ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное пространство / антропологический ландшафт / музыковедение / постмодерн / музыкальная антропология / феноменология музыки / социология музыки / musical space / anthropological landscape / musicology / postmodernism / musical anthropology / phenomenology of music / sociology of music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович, Тимощук Игорь Алексеевич

Музыкальная культура интегрирует художественно-эстетические смыслы, выступает посредником коммуникации народов, инициирует культурные инициативы. Географические открытия XV–XVI веков оказали влияние на светскую музыкальную культуру Нового времени, содействовали секуляризации и формированию единого европейского культурного пространства, основанного на обмене идеями и достижениями в областях композиторского и исполнительского искусства. Концентрация космополитической культурной элиты в европейских столицах оказывала глубокое влияние на социальную жизнь и культуру, включая музыкальную. Формируются привычки – привязанность к опере и публичным концертам. В этом смысле, музыкальное пространство Нового времени – это начало современной эпохи. Индустриализация и становление нового богатства содействовали созданию класса влиятельных людей, что расширяло культурное пространство, ранее сосредоточенное при дворах монархов. Эти люди, назвавшие себя beaumonde, знали друг друга лучше, чем старая изолированная элита. Бомонд определял музыкальные вкусы, моду, перемежая сплетни с политикой и новостями оперы. Музыкальная жизнь, и в первую очередь опера, представляют собой превосходное поле для изучения вопросов урбанистики музыкальной культуры. Музыка представляет собой социальный индикатор первого порядка: она приводит в действие как общественную, так и частную деятельность и играет, в свое время, заметную роль, как в религиозных, так и в светских церемониях. Хотя мир музыки имеет свои собственные традиции, его связь с политическими и социальными структурами делает его хорошим индикатором общественного поведения и взаимоотношений среднего и высшего классов в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND GLOBAL COMMUNICATION OF MODERNITY

Musical culture integrates artistic and aesthetic meanings, acts as a mediator of communication between peoples, and initiates cultural initiatives. The geographical discoveries of the 15th and 16th centuries influenced the secular musical culture of the New Age, contributed to secularization and the formation of a single European cultural space based on the exchange of ideas and achievements in the fields of composition and performing arts. The concentration of the cosmopolitan cultural elite in European capitals had a profound impact on social life and culture, including music. Habits were formed – an attachment to opera and public concerts. In this sense, the musical space of the New Age is the beginning of the modern era. Industrialization and the emergence of new wealth contributed to the creation of a class of influential people, which expanded the cultural space previously concentrated at the courts of monarchs. These people, who called themselves beaumonde, knew each other better than the old isolated elite. The beaumonde determined musical tastes, fashion, interspersing gossip with politics and opera news. Musical life, and especially opera, is an excellent field for studying the urbanity of musical culture. Music is a social indicator of the first order: it sets in motion both public and private activities and plays, in its time, a significant role in both religious and secular ceremonies. Although the world of music has its own traditions, its connection with political and social structures makes it a good indicator of social behavior and the relationships of the middle and upper classes in this period.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА И ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

453

УДК 316.74:78(045)

А. С. Тимощук, И.А. Тимощук

МУЗЫКА И ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Музыкальная культура интегрирует художественно-эстетические смыслы, выступает посредником коммуникации народов, инициирует культурные инициативы. Географические открытия XV-XVI веков оказали влияние на светскую музыкальную культуру Нового времени, содействовали секуляризации и формированию единого европейского культурного пространства, основанного на обмене идеями и достижениями в областях композиторского и исполнительского искусства. Концентрация космополитической культурной элиты в европейских столицах оказывала глубокое влияние на социальную жизнь и культуру, включая музыкальную. Формируются привычки - привязанность к опере и публичным концертам. В этом смысле, музыкальное пространство Нового времени -это начало современной эпохи. Индустриализация и становление нового богатства содействовали созданию класса влиятельных людей, что расширяло культурное пространство, ранее сосредоточенное при дворах монархов. Эти люди, назвавшие себя beaumonde, знали друг друга лучше, чем старая изолированная элита. Бомонд определял музыкальные вкусы, моду, перемежая сплетни с политикой и новостями оперы. Музыкальная жизнь, и в первую очередь опера, представляют собой превосходное поле для изучения вопросов урбанистики музыкальной культуры. Музыка представляет собой социальный индикатор первого порядка: она приводит в действие как общественную, так и частную деятельность и играет, в свое время, заметную роль, как в религиозных, так и в светских церемониях. Хотя мир музыки имеет свои собственные традиции, его связь с политическими и социальными структурами делает его хорошим индикатором общественного поведения и взаимоотношений среднего и высшего классов в этот период.

Ключевые слова: музыкальное пространство, антропологический ландшафт, музыковедение, постмодерн, музыкальная антропология, феноменология музыки, социология музыки.

DOI: 10.35634/2587-9030-2024-8-4-453-458

Ссылка на статью:

Тимощук А.С., Тимощук И.А. Музыка и глобальная коммуникация Нового времени // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2024. Т. 8, вып. 4. С. 453-458. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2024-8-4-453-458

Введение

Музыка представляет сложный объект изучения с разных аспектов - эстетических, онтологических, гносеологических. Отдельную сложность представляет социология музыки, которая обращает внимание на то, какие общественные структуры используют организованный шум как способ познания мира, инструмент понимания. Ведь через звуковые волны до нас доходят различные вибрации и символы, из которых состоит общество.

Причина, по которой музыка порождает смысл и эмоции, кроется не только в идеях и исполнении создателей и певцов, в чувствах и интерпретациях слушателей, но также и в том, что производство, регулирование, распространение, потребление, воспроизведение и даже признание музыки - все это непрерывный и динамичный социальный процесс, включающий диалектику структуры и действия, связь между ситуацией и взаимодействием. Социальное формирование музыки - это экономика культуры, политика идентичности, отражение меняющихся времен в музыкальном хронотопе.

Основные исследовательские подходы и результаты

Со второй половины 20-го века музыкальная антропология в значительной степени опиралась на идеи постмодерна, что привело к значительному развитию самой дисциплины. «Относительность культурных ценностей», «множественные музыкальные культуры», «инсайдер-аутсайдер», «тема-объект», «антиэссенциализм и музыкальное мировоззрение» - подобные концепции соответствуют постмодернистской, постколониальной критике и другим идеологическим тенденциям и адаптированы к политике, экономике и культуре новой эпохи сложных отношений. Не связывая антропологию музыки с постмодернистской мыслью, трудно понять изменения и развитие этой дисциплины, а также проблемы, с которыми она сталкивается.

2024. Т. 8, вып. 4

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Музыкальный антропологический взгляд на музыку тесно связан с антиэссенциализмом в постмодернистской мысли. Антиэссенциализм отрицает, что «музыка» имеет универсальное понятие, и в ходе развития музыкальной антропологии (благодаря большому количеству полевых исследований) он пришёл к тому, что «музыка» в разных культурах просто составляет совокупность различений. Если классическая музыкальная теория представляет собой размышление о традиционной философии с её стабильными категориями, то антиэссенциализм опирается на исследование и обобщение музыки в различных культурах. Музыкальная антропология естественным образом реагирует на антиэссенциа-листские философские взгляды или поглощает их как предмет своей деятельности. Антиэссенциалист-ская постмодернистская философская мысль возникает в результате размышлений над традиционной философией и создаётся академическими кругами. Один из первых философских вопросов - «что такое мир?» Древняя западная философия убеждена, что мир определён и вещи имеют неизменную сущность; человеческие познавательные способности бесконечны и могут распознавать сущность вещей; способность человеческого языка бесконечна и может выражать познанную сущность. Таким образом, «сущность» онтологии вещей, «сущность», которую узнают люди, и «сущность», которую люди выражают в языке, одинаковы и могут быть отождествлены друг с другом. В период барокко, с развитием науки, люди начали осознавать, что их познавательные способности ограничены и что люди не могут понять весь мир. Форма вопросов стала: «Каков мир, который я знаю?» Но люди все еще думают, что язык может быть способен выразить сущность понимания, то есть все, что признается, может быть выражено в языке. Таким образом, западная философия переходит от онтологии к эпистемологии. К 20 веку люди обнаружили, что возможности языка ограничены, и многие спорные вопросы коренятся в языковом самовыражении. Таким образом, форма вопроса трансформируется: «Какой мир я знаю, который выражаю?» В академических кругах это называется «лингвистическим поворотом» [1].

Музыкальная культура интегрирует художественно-эстетические смыслы, выступает посредником коммуникации народов, инициирует культурные инициативы. Влияние географических открытий ХУ-ХУ1 веков оказало влияние на светскую музыкальную культуру Нового времени. Авторы указывают на взаимосвязь географических открытий, на секуляризацию и формирование единого европейского культурного пространства, основанного на обмене идеями и достижениями в областях композиторского и исполнительского искусства [3, 4, 5]. Сочетание музыки и антропологического ландшафта образует полноценный символический текст культуры, составленный из множества культурных контекстов. При этом «пространство» в музыкальной антропологии часто является не чисто физическим, а культурным или даже опосредованным. В этом музыкально-пространственном тексте культуры обнаруживается ряд жанров, сформированных изменением основных элементов семиотического текста. Первый подтип, в котором пространство является основной функцией, а музыка - дополнением, представляет собой главным образом ритуальный звуковой ландшафт, продолжающийся с древних времен до наших дней; второй подтип, в котором музыка является основной функцией, а пространство - дополнением, представляет собой общий ландшафт как «место проведения музыкальных выступлений», появившееся в наше время. Пространство стало опосредовано новыми медиа, представленными кинофильмом, который сочетается с музыкой; образовались особые подтипы визуальных источников звука и визуальных незвуковых источников. Постепенные изменения этих четырех подтипов также являются путем эволюции разных типов символической риторики, отражающих здоровую практику человеческой культуры.

Феноменологические методы могут помочь в полевых и этнографических исследованиях креативного класса, создающего музыку. Феноменолог, задающийся вопросами музыкальной антропологии, формулирует проблемы межкультурного диалога: 1) как концепции феноменологии, особенно прямое социальное восприятие, эмпатия прямого восприятия и воплощение, помогают в исследовании экспрессивной культуры разных этносов, которые коммуницируют посредством звука? 2) как феноменология может способствовать нашему пониманию межкультурной звуковой коммуникации? 3) что может быть приобретено (и утрачено), если этномузыкологи переориентируют свои исследования с изучения людей, создающих музыку, на экоэтномузыкологию, изучение звуков повседневности?

«Этномузыкология» и «музыкальная антропология» иногда рассматриваются как разные названия одного и того же предмета. Разница в культурном фоне создаёт пространство для двух дисциплин с близким объемом исследования, но с разными углами исследования, методами и целями исследования. Феноменология использует методологию редукции (эпохе), многослойность, интенциональность,

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

конкретизацию, интерсубъективность. Предмет является междисциплинарным предметом музыковедения, антропологии и феноменологии, и он ориентирован на гуманистическое использование музыки как средства достижения индивидуальной и коллективной терапии. Комплексное исследование музыки, культуры, человека расширяет контекст, в котором возникает музыка, а основное внимание уделяется музыкальному звучанию и структуре, тем самым подчеркивая музыковедческие факторы и исключая антропологические факторы. «Музыка» в «музыкальной антропологии» является модификатором, а «антропология» - ее «центральным словом», указывающим на то, что это главным образом раздел антропологии и дисциплина, изучающая человека посредством музыки. «Этномузыкология» и «музыкальная антропология» - не совсем одни и те же дисциплины, обе они выступают за изучение музыки и музыкальных явлений в сочетании с культурным и символическим прошлым.

Таким образом, музыкальные культурные символы считаются «восприятиями, несущими смысл». Музыкальная антропология - это символический текст, единая совокупность идеограмм. Идеографическую роль играют не отдельные символы, а текст символа. Любой семиотический текст содержит текст и сопровождающие его тексты. Целостный текст - это совокупность основного текста и сопутствующих ему элементов (музыка, контекст, интерпретация). Это целостный объект интерпретации, образованный совокупностью культурных элементов, поглощающий часть сопроводительного текста. Как несемантический слуховой символ, музыкальное значение всегда было предметом академических дискуссий, от самых крайних, описывающих музыкальное пространство как сон, пережитый бестелесным разумом или как буржуазный мир потребления до самых умеренных, вроде интерпретации музыкальной антропологической культуры как особого музыкального пространства.

Феноменология снимает конфликт между пониманием музыки как культуры и искусства. Феноменология исходит, что в различных культурах мира «музыка» не имеет так называемой единой «сущности» в традиционном философском мышлении, и во всем мире не существует универсальной теоретической концепции музыки. Музыка в Африке, Евразии, Австралии, Америке имеет разное наполнение и поэтому феноменология изучает условия сознания, воспринимающие звуки как музыку. Этнические группы и социальные классы выбирают разнообразные типы музыки, поэтому сложно обобщить их в универсальную концепцию. Так, в Китае существует несколько десятков этнических групп, каждая из которых имеет свою музыкальную культуру, и в разных регионах разная «музыка». «Музыка китайской нации» или «китайская музыка» будет выступать удобным теоретическим конструктом, но это не проясняет, что она означает и каковы ее общие существенные характеристики [7]. Вместе с тем, музыкальный символ никогда не был самостоятельным текстовым символом, и понимание музыки не может быть отделено от сопровождающего ее текста. Существует множество сопроводительных текстов к музыке, таких как исторические и культурные предпосылки создания музыки, название музыки, комментарий к музыке, звукозаписывающая компания, издающая музыку, дизайн обложки музыкального альбома, музыкальные обзоры и рекламные объявления, оформление сцены живого выступления и даже костюмы концертирующих певцов и т. д. При этом Возрождение создало основные элементы музыкального пространства и дало универсалистскую базу для интерпретации. Можно сказать, что музыке необходимо пространство, чтобы стать объектом интерпретации, и музыкальное антропологическое пространство представляет собой целостный текст, который получил устойчивое развитие с эпохи Возрождения.

Вопреки разным трактовкам музыки, искусство выступает мощным воспитательным средством через вдохновение, катарсис, эстезис, профессиональное мастерство, наставничество [2]. Рассмотрим, как универсальная музыка влияет на глобальный дискурс.

Музыка и глобализация

Музыкальная антропология разделяет концепцию постмодернизма, что традиция - это река, где смешиваются разные культуры. Культурные объекты в ней постоянно меняются, и музыка также постоянно мутирует. Категория «музыка» здесь добавляет материала для спора об универсалиях, ибо этот сигнификат опирается на устойчивую идентификацию для поддержания связи между именем и референтом в культуре. Пока цепочка идентификации не прерывается, люди там будут знать, что такое «музыка», и иметь четкое представление о ней. Все проблемы музыкального понимания возникают в результате межкультурного контакта. В колониальный период европейцы впервые соприкоснулись с неевропейскими музыкальными культурами и рассматривали музыкальные явления в своей культуре

2024. Т. 8, вып. 4

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

согласно собственному понятию «музыка». В результате они сделали множество выводов, которые сегодня кажутся весьма неправильными или даже абсурдными. Мы, например, до сих пор под классикой понимаем Бетховена или Грига, но не музыку суфиев или баулов. Развитие следует эволюционной траектории западной художественной музыки от монофонической к полифонической, и исходит из того, что музыка во многих культурах является «монофонической» и, следовательно, примитивной и отсталой. Этот взгляд на однолинейную эволюцию подвергся критике со стороны более поздней глобалист-ской постколониальной антропологии.

«Музыка» как понятие имеет разные толкования в разных культурах. То, что является музыкой (хорошей музыкой) для некоторых этнических групп, может не быть музыкой или хорошей музыкой для других этнических групп. Например, «религиозная музыка» - это разновидность музыки в европейской культуре, эстетическая ценность которой не так высока, как у художественной музыки. В исламской культуре «религиозная музыка» - это не просто музыка, а форма богослужения. Если и сравнивать прикладную и художественную музыку, но первая поощряется, а вторая - нет.

Кроме того, в пределах одной и той же культуры, на разных исторических этапах и в разных контекстах значение музыки также различно. Например, в европейской культуре музыка изначально была связана с именем Музы, дочери бога, отвечающей за искусство. Вначале она относилась ко всем ремеслам, а позже, конкретно к слуховым искусствам. В средние века сложилось представление, что существует три типа музыки: одна - музыка Вселенной, отражающая порядок Вселенной, другая -человеческая музыка, воплощающая физический и психический порядок веры; третья - музыка для повседневного исполнения. Первые два вида имеют высокий уровень, но их нельзя услышать физически, а последний - низкий уровень, но эта музыка доступна для восприятия.

С точки зрения жанра, ранняя «музыка» в основном относится к вокальной музыке, а инструментальная музыка является лишь аккомпанементом, поскольку в эпоху Возрождения вокальная музыка и инструментальная музыка постепенно сопоставлялись, и партитуры, созданные композиторами того времени, могли быть использованы как для пения, так и для игры. Начиная с эпохи барокко, с появлением инструментальной музыки, более поздняя музыка, в основном, относится к инструментальной музыке.

В китайской ханьской культуре «звук инь» и «музыка» также различаются: «инь» относится к организованному «звуку», а «музыка» относится к пению и танцам, это комплексные занятия для развлечения. Внутри культуры «музыка» одного и того же периода имеет разные значения в разных контекстах. Например, прослушивание песен о сборе чая в деревне на юге имеет определенное значение; прослушивание того, как старушка поет ту же песню в деревне ночью, имеет другое значение; прослушивание аудиовизуальной адаптации этой народной песни, музыкальные обработки изначальной композиции в городской среде имеют третье значение. Этнические представления о музыке полностью отражают постмодернистскую антиэссенциалистскую точку зрения «философии отношений» - при разных отношениях вещи имеют разные объектные значения.

Заключение

Основополагающим вопросом, поставленным здесь, является вопрос о современности. Каждая сфера, включая музыку, имеет свои внутренние структуры и, в некотором смысле, свою политическую логику: именно поэтому к отношениям, которые можно выявить между различными сферами общества, следует относиться очень серьезно, например, связи между наукой, религией, университетами и высокой политикой. Определяющим для общественной жизни в Новое время стал динамизм обмена идеями и взаимного влияния между соседними областями культуры и общества, несмотря на любые границы, наложенные интеллектуальными или профессиональными традициями. Это объясняется несколькими факторами: открытостью, воздержанием от навязывания форм контроля над прессой и деловым сообществом, смена мегаполисов для проживания среди элиты. Музыкальный мир, возникший в Новое время, породил общественные институты и социальные практики, которые до сих пор лежат в основе социологии музыки.

Структура социального звукового ландшафта включает практики слушания и исполнения, музыкальное мировоззрение, тематизацию и концептуализацию музыки. Дальнейшее исследование темы социологии музыки может быть продолжено в терминах рационализация музыки и музыкализация рацио, потребление музыкальной культуры и повседневность, социально-эстетическое воображение, индустрия звукозаписи.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев В.А. Лингвистический поворот в философии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 172-180.

2. Тимощук А.С. Проблема воспитания эстетической культуры молодёжи на современном этапе // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 2: Сб. науч. тр. Владимир: ВГГУ, 1998. С. 78-84.

3. Тимощук Е.А. Феноменология и диалог культур // Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Набережные Челны: НГПУ, 2020. С. 180-183.

4. Тимощук И.А. Формирование светской музыкальной культуры в эпоху Возрождения // Дни науки студентов Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2023. С. 1506-1511.

5. Тимощук И.А. Влияние эпохи Великих географических открытий на музыкальную культуру Нового времени // Дни науки студентов Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: ВлГУ, 2023. С. 1515-1519.

6. Шамилли Г.Б. Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого // Философский журнал. 2012. № 1 (8). С. 103-119.

7. Юнусова В.Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае. 2014. Т. 44, № 2. С. 780-788.

Поступила в редакцию 08.10.2024 Передана на рецензирование 09.10.2024 Рекомендована к печати 24.10.2024

Тимощук Алексей Станиславович, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин юридического факультета ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России»

600020, Россия, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67-е E-mail: [email protected]

Тимощук Игорь Алексеевич, студент 3 курса бакалавриата Педагогического института Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

600021, Россия, г. Владимир, ул. Проспект Строителей, 11 E-mail: [email protected]

A.S. Timoshchuk, I.A. Timoshchuk

MUSIC AND GLOBAL COMMUNICATION OF MODERNITY

DOI: 10.35634/2587-9030-2024-8-4-453-458

Musical culture integrates artistic and aesthetic meanings, acts as a mediator of communication between peoples, and initiates cultural initiatives. The geographical discoveries of the 15th and 16th centuries influenced the secular musical culture of the New Age, contributed to secularization and the formation of a single European cultural space based on the exchange of ideas and achievements in the fields of composition and performing arts. The concentration of the cosmopolitan cultural elite in European capitals had a profound impact on social life and culture, including music. Habits were formed - an attachment to opera and public concerts. In this sense, the musical space of the New Age is the beginning of the modern era. Industrialization and the emergence of new wealth contributed to the creation of a class of influential people, which expanded the cultural space previously concentrated at the courts of monarchs. These people, who called themselves beaumonde, knew each other better than the old isolated elite. The beaumonde determined musical tastes, fashion, interspersing gossip with politics and opera news. Musical life, and especially opera, is an excellent field for studying the urbanity of musical culture. Music is a social indicator of the first order: it sets in motion both public and private activities and plays, in its time, a significant role in both religious and secular ceremonies. Although the world of music has its own traditions, its connection with political and social structures makes it a good indicator of social behavior and the relationships of the middle and upper classes in this period.

Keywords: musical space, anthropological landscape, musicology, postmodernism, musical anthropology, phenomenology of music, sociology of music.

The article was received by the editorial office on October 08, 2024 Submitted for review on October 09, 2024 Recommended for publication October 24, 2024

458

2024. T. 8, Bbm. 4

A.C. THMO^VK. H.A. THMO^VK

СOЦHO.ПOГHtf. nOHHTOnOrHM. ME^^yHAPOAHME OTHOfflEHHM

REFERENCES

1. Vasiliev V.A. Vasil'yev V.A. Lingvisticheskiy povorot v filosofii [Linguistic turn in philosophy] // Bulletin of Moscow state linguistic university. Humanities. 2017. No. 1. P. 172-180. (In Russ.)

2. Timoshchuk A.S. Problema vospitaniya esteticheskoy kul'tury molodozhi na sovremennom etape [The problem of education of aesthetic culture of youth at the present stage] // Actual problems of pedagogy. Issue. 2: Collection of scientific works. Vladimir: VGGU. 1998. P. 78-84. (In Russ.)

3. Timoshchuk E.A. Fenomenologiya i dialog kul'tur [Phenomenology and dialogue of cultures] // Dialogue of cultures in the context of educational activities. Naberezhnye Chelny: NGPU. 2020. S. 180-183. (In Russ.)

4. Timoshchuk I.A. Formirovaniye svetskoy muzykal'noy kul'tury v epokhu Vozrozhdeniya [Formation of secular musical culture in the Renaissance] // Days of Science of Students of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Vladimir: VlSU Publishing House. 2023. P. 1506-1511. (In Russ.)

5. Timoshchuk I.A. Vliyaniye epokhi Velikikh geograficheskikh otkrytiy na muzykal'nuyu kul'turu Novogo vremeni [The Influence of the Age of Great Geographical Discoveries on the Musical Culture of the New Time] // Days of Science of Students of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Vladimir: VlSU. 2023. P. 1515-1519. (In Russ.)

6. Shamilli G.B. Klassicheskaya muzyka islamskogo mira v aspekte problemy chasti i tselogo [Classical Music of the Islamic World in the Aspect of the Problem of Part and Whole] // Philosophical Journal. 2012. No. 1 (8). P. 103-119. (In Russ.)

7. Yunusova V.N. [Izucheniye kitayskoy muzyki v Rossii: k probleme stanovleniya otechestvennoy muzykal'noy si-nologii] The Study of Chinese Music in Russia: On the Problem of the Formation of Domestic Musical Sinology // Society and State in China. 2014. Vol. 44. No. 2. P. 780-788. (In Russ.)

For citation:

Timoshchuk A.S.. Timoshchuk I.A. Music and global communication of modernity // Bulletin of Udmurt University.

Sociology. Political Science. International Relations. 2024. Vol. 8. iss. 4. P. 453-458. https://doi.org/10.35634/2587-9030-

2024-8-4-453-458 (In Russ.).

Received October 08. 2024 Submitted for review on October 09. 2024 Recommended for publication October 24. 2024

Timoshchuk A.S.. Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines. Faculty of Law VLI ot the FPS of Russia

B. Nizhegorodskaya st., 67-e, Vladimir. Russia. 600020 E-mail: [email protected]

Timoshchuk I.A., 3rd year bachelor's student of the Pedagogical Institute Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov Prospekt Stroiteley, 11. Vladimir. Russia. 600021 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.