Научная статья на тему 'Музейные проекты кооператоров Европейского Севера (первая четверть ХХ В. )'

Музейные проекты кооператоров Европейского Севера (первая четверть ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ / КООПЕРАТИВНЫЕ / КУСТАРНО-ПРОМЫСЛОВЫЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ / MUSEUM PROJECTS / LOCAL HISTORY / COOPERATIVE / COTTAGE INDUSTRY AND AGRICULTURAL MUSEUMS AND EXHIBITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

В данной статье освещаются музейные проекты кооператоров Европейского Севера первой четверти ХХ века. Музейное дело рассматривалось ими как важная составная часть культурно-просветительной работы кооперации. На Европейском Севере кооператоры вместе с краеведами разрабатывали проекты по созданию краеведческих, кооперативных, кустарных и сельскохозяйственных музеев. Они составляли списки музейных предметов, участвовали в сборе экспонатов для будущих музеев, оказывали материальную поддержку в создании музеев родного края, музеев сельского хозяйства, музеев кустарных промыслов и музеев истории кооперации. Некоторые из музейных проектов кооператорам удалось воплотить в жизнь, но многие из них не были реализованы по причинам объективного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum projects of cooperators of the European North (first quarter of the 20th century)

This article highlights the museum projects cooperators of the European North of the first quarter of the 20th century. Museum case was considered by them as an important component of cultural and educational work of cooperation. In the European North cooperators together with local historians developed projects on creation of the local history, cooperative, handicraft and agricultural museums. They constituted lists of museum objects, participated in collection of exhibits for future museums, gave material support in creation of the museums of the native land, the museums of agricultural industry, the museums of domestic industries and the museums of history of cooperation. Cooperators managed to realize some of museum projects, but many of them weren't realized for the reasons of objective nature.

Текст научной работы на тему «Музейные проекты кооператоров Европейского Севера (первая четверть ХХ В. )»

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

УДК 069

Е. В. Дианова

МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ КООПЕРАТОРОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА (ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ ВЕКА)

Музейное дело было одним из важных направлений культурно-просветительной работы русской кооперации. Кооперативные деятели как представители социально активной группы населения считали необходимым собирание письменных и вещественных источников, связанных с кооперативным движением, выступали с различными проектами по созданию музеев с целью сохранения для потомков памятников истории и культуры, изделий кустарных промыслов и предметов повседневной жизни уходящей в прошлое эпохи. История появления различных музейных проектов освещалась современными исследователями. Так, проектам создания провинциальных музеев революции посвящена статья Ю. Г. Саловой1.

Музейные начинания кооператоров совпали с ростом просветительного движения в стране. Кооперативные работники считали, что в первую очередь музеи являются учреждениями для организации досуга населения. На съезде по вопросам организации разумных развлечений, созванном в 1915 г. Харьковским обществом грамотности, было принято постановление о том, что устройство музеев желательно «в наиболее населенных местностях при существующих культурно-образовательных и экономических учреждениях и организациях»2. Дальнейшее существование музеев обеспечивали средствами правительство, земства и кооперативные учреждения.

Участник Харьковского съезда Е. Г. Монтвид, говоря о музеях родного края, настаивал на том, что музейные коллекции должны быть «составлены из экспонатов местной культуры, природы, сельского хозяйства, техники», чтобы «наглядно представлять жизнь данного района в научном, историческом, этнографическом, экономическом и других отношениях». Для ознакомления населения с изделиями кустарных промыслов и произведениями народного творчества могли быть устроены передвижные художественно-промышленные выставки3.

После революции 1917 г. создание музеев приобрело особое значение, так как «в момент перелома всей жизни, в момент перехода к новому строительству» необходимо было «оглянуться на те здоровые корни из прежней жизни, которые дадут силы новому

1 СаловаЮ.Г. Провинциальные музеи революции в 1920-е гг.: проекты и практика // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 76-85.

2 Труды созванного Харьковским Обществом грамотности съезда по вопросам организации разумных развлечений. Постановления и доклады: в 2 т. Харьков, 1915. Т. 2. С. 24.

3 Там же. С. 185.

строительству, без которых дерево новой жизни не вырастет, как бы его ни пересаживали и как бы за ним ни ухаживали». Кооператоры должны были «эти корни разыскать и сохранить», а музеи, созданные с помощью кооперативов, сохранив памятники истории и культуры, могли внести свой вклад в строительство новой жизни4.

Кооперация, обладавшая «наиболее организованным, гибким аппаратом, соприкасающимся со всеми сторонами жизни населения, скорее и легче других организаций могла провести работу по созданию музеев, столь необходимых и для науки, и для населения, и для самой кооперации»5.

Общественные деятели осознавали, что медлить со сбором материалов было нельзя, так как они видели: «Сколько драгоценной красоты гибнет теперь в революционное время по деревням и селам великой России! Сколько замечательных помещичьих домов, которыми республиканская и демократическая Россия могла бы гордиться так же, как гордилась ими старая помещичья Русь, уничтожено бессмысленно, уничтожено навсегда! Сколько погибло и гибнет в них художественной драгоценной мебели, замечательной старой посуды, утвари, картин, бесценных мелочей и много другого!» А ведь из этих предметов можно было бы создать замечательный музей, что принесло бы немалую пользу для России, «страны с демократической культурой»6.

В то же время кооператоры, занимаясь культурно-просветительной деятельностью, заметили, что «население совсем не знает своего родного края, не знает, чем беден и богат родной край, часто и не подозревает, какие богатства вокруг него рассыпала природа, что скрыто в ее недрах, и как можно использовать эти богатства». А о том, что «никто не знает истории прошлой жизни своей местности», даже не стоило и говорить. Понимая важность краеведческих знаний для освоения природных богатств и развития хозяйства, Дмитровский и Коломенский кооперативные союзы обратили внимание на изучение своих уездов. С целью организации музеев родного края они стали собирать книги, рукописи, образцы продукции местных промыслов, чучела животных и птиц, образцы почв и растений7.

В 1918 г. алтайские кооперативы предложили помощь по реорганизации музея Барнаульского экономического общества. Совет кооперативных съездов Черниговской губернии приступил к созданию губернского краеведческого музея. Союз кооперативов Енисейского края, ассигновав 7 тыс. руб., командировал инструктора для изучения быта тунгусских племен. В Пермской губернии съезд уполномоченных Шадринского союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ перечислил 100 тыс. руб. на культурно-просветительную деятельность в своем уезде и 3600 руб. на содержание научного музея8.

Известный теоретик кооперации А. А. Николаев предлагал создавать маленькие деревенские музеи. В сельской местности их можно было устроить в Народных домах. Экспонатами могли быть коллекции насекомых, гербарии, фенологические наблюдения, образцы семян, орудий труда, упряжь, изделия и продукция местных промыслов, записи песен и устного народного творчества. Кооперация была заинтересована в развитии местных

4 Северный хозяин. 1919. № 11. С. 25.

5 Там же. С. 10.

6 Орлов В. Прекрасная Россия // Общее дело. 1918. № 8. С. 10.

7 Настольный календарь Московской губернии на 1919 год / Издание Московского кредитного союза кооперативов. М., 1918. С. 108.

8 Просвещение и кооперация. 1918. № 2. С. 48-49; Северный хозяин. 1918. № 7-8. С. 22.

музеев, поскольку изучение родного края имело большое значение для нее как хозяйственной организации, которая «посвящает свои силы хозяйственному благоустройству трудового народа», и ей «не безразлично, как живет трудовой народ»9. Музей в этом отношении мог бы оказать кооперации незаменимые услуги. Тогда, зная природно-климатические условия, природные ресурсы, кооператоры имели бы больше возможностей лучше определить основные пути социально-экономического развития своей местности.

Кооперативные деятели полагали, что музеи родного края можно устраивать не только в Народных домах, но и в кооперативных школах. Музеи должны были стать «органической частью всей системы кооперативных школ», но не складом пособий, которым пользуются преподаватели по мере надобности, а самостоятельным образовательным учреждением, отражающим «в наглядной форме основные процессы природы и общественной жизни»10. В музее преподаватели могли проводить учебные занятия, а учащиеся выполнять самостоятельные работы и задания.

В 1917 г. Вологодское центральное общество сельского хозяйства (ВЦОСХ) решило организовать Высшую крестьянскую школу в Вологде. Поскольку эта школа была тесно связана с жизнью вологодского крестьянства, руководителям и преподавателям школы полагалось «вдумчиво изучать все местные условия и строить преподавание, основываясь на них»11.

Музей Высшей крестьянской школы был призван стать не только «хранилищем ценностей старины, искусства, но и рассадником знаний о родном крае». В Музее природы и истории родного края предполагалось устроить аудитории для чтений и лекций, экспозиционные залы и передвижные выставки, аудитории для народных чтений и лекций, «прекрасно обставленные наглядными пособиями, сами представлявшие собой громадное наглядное пособие»12.

Коллекции музея собиралась за счет добровольных пожертвований. В собирании краеведческих материалов для музея Высшей крестьянской школы приняли участие учащиеся, учителя, работники кооперации. Вологодские кооператоры обращались ко «всем живым силам» города и деревни с просьбой приносить старинные вещи, случайно найденные в поле, при рытье ям, канав, колодцев, после разлива рек, при размывании ов-рагов13.

Журнал «Северный хозяин» регулярно сообщал о предметах, поступивших в правление ВЦОСХ для Музея Высшей крестьянской школы. Так, до 11 января 1918 г. поступили следующие пожертвования: кусок известняка с ископаемыми остатками из То-темского уезда, четыре серебряные монеты (одна румынская и одна австрийская, две старинных русских монеты); 12 медных монет; книга «Четьи минеи» старинной печати; повойник из Тотемского уезда.

Иногда в журнале сообщались имена дарителей. Так, А. В. Камкина подарила старинное серебряное кольцо. С. И. Суховский передал музею три старинные русские медные монеты, одну старинную русскую серебряную монету, одну китайскую монету, бронзовую медаль, парчовый полушубок Архангельской губернии, юбилейный романовский рубль. Работник ВЦОСХ А. И. Швецов передал старинный серебряный рубль. В период

9 Николаев А. А. Музей и кооперация // Общее дело. 1919. № 5-8. С. 17.

10 Кильчевский В. А. Общественно-кооперативная школа. Ярославль, 1918. С. 11.

11 Северный хозяин. 1917. № 4. С. 5.

12 Там же. 1919. № 11. С. 24.

13 Там же. № 2-3. С. 15.

с 11 по 27 января от С. И. Суховского поступили еще 24 старинные медные монеты. Другие дарители принесли две старинные медные монеты и «брюшные околенки» (из деревни Жаровиха Шонско-Николаевской волости Никольского уезда)14.

В Музей Высшей крестьянской школы были переданы предметы, связанные с общественно-политическим движением в крае: знамя Богородского отдела Союза русского народа Вологодского уезда, две пары ручных кандалов, оставленных в дар правлению ВЦОСХ политическими каторжанами, освобожденными Февральской революцией 1917 г. Вологодским издательством «Знание и борьба» был передан комплект газеты «Вольный голос Севера» за 1917 г. Также были переданы издания XIX в. — журнал «Колокол» (1860, № 76) и «Под суд» (1860, № 5)15.

С 28 января по 21 февраля 1918 г. в Музей Высшей крестьянской школы поступили предметы, конфискованные в дворянских имениях. Среди них были портрет неизвестной из помещичьей усадьбы Грязовецкого уезда; старинная картина, на ней была изображена женщина с черепом; старинная тетрадь со стихами; боярский кокошник; старинная тетрадь с хозяйственными записями; рукописная тетрадь, датированная 1822 г.; рукописная книга религиозного содержания. Также музею были переданы предметы крестьянского быта: молотило, кичига для околачивания льна, десять манерников для окраски тканей. От крестьянки деревни Марьинской Новленской волости Вологодского уезда поступил медный нательный крест16. В дальнейшем сбор экспонатов продолжался, а в 1920-е годы коллекции предметов, собранных Музеем Высшей крестьянской школы, были переданы Вологодскому краеведческому музею.

Музеи родного края были открыты при сельских кооперативах. В 1918 г. в Никольском уезде Северо-Двинской губернии Музей родиноведения создало Вознесенско-Вохомское культурно-просветительное сельскохозяйственное общество. В музее были оборудованы естественноисторический, медицинский, географический, технический, сельскохозяйственный отделы. Коллекции Музея родиноведения частично были составлены из экспонатов, полученных из Никольского земского музея, некоторые экспонаты были собраны членами общества. Посещаемость музея зависела от сезона: летом в музей приходило 5-10 человек ежедневно, а зимой—уже 15-20 человек в день. Для детей проводились музейные экскурсии по природе и истории Никольского уезда17.

Кооператоры России выступали в поддержку как краеведческих, так и кооперативных выставок и музеев, поскольку они являлись одной из форм кооперативного про-свещения18. На Всероссийском кооперативном съезде (Киев, 1-7 августа 1913 г.) от делегатов поступило предложение об открытии музея по кооперации, созданного самими кооперативными учреждениями. Предполагалось, что музей будет открыт при Кооперативном институте и предназначен «для лиц, специально работающих в области теории и практики кооперативного дела», с целью «облегчить их труд путем организации специальной библиотеки, подбора и систематизации уставов, диаграмм, отчетов, диапозитивов и иных материалов, касающихся кооперации, а также путем учреждения премий за выдающиеся труды»19.

14 Северный хозяин. 1918. № 2. С. 25.

15 Там же. № 3-4. С. 26.

16 Там же. № 5. С. 22.

17 Там же. № 19. С. 12.

18 Просвещение и кооперация. 1918. № 2. С. 51.

19 АнциферовА.Н. Кооперативный институт и музей. Харьков, 1914. С. 14.

В Западной Европе уже имелся опыт создания музея, посвященного общественным движениям. Таким был, например, Социальный музей в Париже. На Социальный музей как «новое и оригинальное учреждение» были возложены задачи «собирать и представлять безвозмездно в распоряжение публики материалы, планы и уставы, относящиеся к социальным учреждениям разного рода, имеющим цель поднятие духовного и материального благосостояния рабочих». При Социальном музее была создана библиотека, там устраивались лекции и занятия. Также при музее было образовано семь секций, в том числе секция рабочих и кооперативных ассоциаций. Социальный музей проводил анкетирование и различные социологические исследования, в 1895 г. послал своих представителей на Лондонский кооперативный конгресс20.

В России после Февральской революции 1917 г. среди кооператоров усилилось движение за организацию кооперативных музеев или кооперативных отделов в краеведческих музеях. Они считали, что кооперация приобрела в народно-хозяйственной жизни большое значение, поэтому «создание таких музеев, открытых и интересных для самой широкой публики, является весьма желательным во всех культурных центрах». К примеру, для пропаганды кооперативного дела музей кооперации собирался создать Тверской союз кооперативов. Совет Приуральских кооперативных съездов тоже решил основать кооперативный музей21.

В Перми в 1918 г. на кооперативных курсах была организована выставка «Частная торговля и потребительская кооперация». Также «во исполнение постановления собрания уполномоченных союза потребительских обществ Пермского союза» в Пермском музее был открыт отдел кооперации. Как сообщалось в кооперативной печати, «культурно-просветительная комиссия этого союза уже получила помещение в музее и приступила к устройству кооперативного отдела. Пока размещены всякого рода плакаты, литература, кооперативные журналы. В скором времени будет организован подотдел „Образцы кооперативного производства"»22.

В 1918 г. Вологодское центральное общество сельского хозяйства (ВЦОСХ) предполагало оборудовать при своем культурно-просветительном отделе выставку-музей, показывающую развитие внешкольного образования и культурно-просветительной работы кооперации в Вологодской губернии. Руководители ВЦОСХ обратились ко всем кооперативным организациям и культурно-просветительным обществам с просьбой присылать отчеты, анкеты, диаграммы, сметы, программы лекций, чтений, каталоги библиотек, а также фотографии, рисунки, планы и прочие материалы, характеризующие их культурно-просветительную деятельность. Правление ВЦОСХ подчеркивало, что «особенно желательно было бы иметь образцы, чертежи или снимки самодельных декораций, бутафории, наглядных пособий и других предметов творчества местных сил при организации спектаклей, чтений, библиотек и прочих просветительных мероприятий»23.

Отдел наглядных пособий ВЦОСХ предложил создать центральный музей кооперации и экономики северного края с сетью мелких музеев. Предполагалось летом 1919 г. изготовить диапозитивы по сельскому хозяйству и кооперации, одновременно проводить работу по собиранию материалов о местных кооперативах24. Создание при отделе

20 Озеров И. Х. Социальный музей в Париже. СПб., 1898. С. 1, 5.

21 Просвещение и кооперация. 1918. № 2. С. 48, 49.

22 Товарищеское дело. 1917. № 1. С. 13.

23 Вольный голос Севера. 1918. 9 апреля. С. 3.

24 Северный хозяин. 1919. № 2-3. С. 15.

наглядных пособий учреждения музейного типа позволяло обществу «шире развернуть свою культурно-просветительную работу, сосредоточить около музея не только учебные, но и исследовательские силы». Будущий музей должен был «выявить всю жизнь края, охватив, главным образом, экономический базис населения», через кооперацию «указывать новые пути к поднятию благосостоянии этого края»25, но этот проект вологодских кооператоров не был реализован.

Вопрос о создании кооперативного музея Олонецкого края подробно рассматривался 9 ноября 1919 г. на совещании неторговых отделов Олонецкого губернского кре-дитно-производительного союза и Петрозаводского уездного союза кооперативных товариществ. Участники совещания единогласно решили приступить в самом ближайшем будущем к организации кооперативного музея, а также признали целесообразным «иметь при местном музее Олонецкого губернского отдела народного образования особый уголок олонецкой кооперации и содействовать его устройству»26.

Инструктору неторгового отдела Петрозаводского союза кооперативных товариществ Т. В. Бунякину поручалось разработать план создания местного кооперативного музея. Другим инструкторам были даны задания по сбору соответствующего материала для музея. Спустя некоторое время в неторговый отдел Петрозаводского союза поступило письмо Т. В. Бунякина: «Согласно постановлению инструкторской коллегии, мне было поручено разработать вопрос об устройстве при союзе кооперативного музея. Обсудив этот вопрос с заведующим неторговым отделом В. И. Крыловым, вместо того, чтобы создавать музей в помещении конторы Петрозаводского союза, для чего соответственно требуется оборудовать это помещение, предложено просить администрацию городского музея отвести в здании музея помещение для отдела музея под названием „Уголок местной кооперации" (или иначе). Удобнее это не только по материальным соображениям, но и потому еще, что союз не имеет пока собственного здания, а переносить музей в случае перехода на другую квартиру—большое дело, сопряженное с большими хлопотами и издержками. Безопаснее это и в пожарном отношении. Для детального обсуждения поднятого вопроса я полагал бы выступить с докладом об учреждении музея на ближайшем собрании уполномоченных»27.

Инструктор Петрозаводского союза кооперативных товариществ Т. В. Бунякин разработал проект Положения о музее под названием «Уголок местной кооперации» и 8 ноября 1919 г. представил его неторговому отделу союза на рассмотрение. По проекту инструктора Т. В. Бунякина «Уголок местной кооперации» учреждался при неторговом отделе Петрозаводского союза кооперативов. Для руководства музеем избирался Комитет музея, который состоял из представителей (по одному от всех организаций, принимавших материальное участие в создании и развитии музея).

Цели музея «Уголок местной кооперации» состояли в том, чтобы «углубить интерес к кооперативному движению; служить пропаганде кооперативных идей, знаний и кооперативных принципов (особенно); служить пособием для кооперативных курсов; служить собирателем кооперативного творчества в Петрозаводском уезде»28.

В будущем музее предполагать выделить бытовой, учебный, культурно-просветительный, кооперативный и краеведческий отделы. В кооперативном отделе должна была

25 Северный хозяин. 1919. № 11. С. 24.

26 Олонецкий кооператор. 1919. № 15-16. С. 34.

27 Национальный архив Республики Карелия. Ф. 158. Оп. 1. Д. 3/52. Л. 57.

28 Там же. Л. 69.

отражаться торговая, производственная, издательская, культурно-просветительная деятельность кооперативов Петрозаводского уезда и Олонецкой губернии. При музее планировалось организовать кооперативную библиотеку и информационный отдел по кооперации и смежным с ней областям (производственной, продовольственной). Информационному отделу поручалось собирать сведения о кооперативном движении; издавать плакаты, каталоги, книги; проводить лекции в музее; организовывать «выставки кооперативного производства и других проявлений хозяйственной деятельности кооперативов, а также выставки по неторговой деятельности».

В число музейных экспонатов входили коллекции снимков, фотографии кооперативных деятелей, учредителей кооперативов Олонецкой губернии; альбомы с вырезками из газет; серии диапозитивов; модели; диаграммы, отражающие состояние сельского хозяйства, охоты, рыболовства, кустарных промыслов; картограммы, схемы, «рисующие историческое развитие кооперативного движения и современное состояние кооперации как на Западе, так и в России»29.

В силу разных причин музейный проект олонецких кооператоров не был воплощен в жизнь, но в последующие годы экспонаты, касающиеся кооперативного движения в крае, прежде всего, кустарно-промысловой кооперации, были представлены в Карельском краеведческом музее.

В других губерниях проекты создания музеев истории кооперативного движения не только разрабатывались, но и претворялись в жизнь. Летом 1919 г. Ярославский кредитный союз кооперативов приступил к работе по организации в Ярославле кооперативного музея, который должен был «собрать самые разнообразные предметы, характеризующие кооперативную жизнь и деятельность района, начиная со снимков и моделей разных кооперативных учреждений и кончая произведениями кооперативных организаций». К разработке плана кооперативного музея были привлечены кооператоры Ярославля, в самом союзе работа по созданию музея была возложена на его культурно-просветительный отдел30.

В 1920 г. Воронежский союз потребительных обществ приступил к созданию музея потребительской кооперации. При союзе была создана музейная комиссия. На организацию и содержание музея музейной комиссии союзом был выдан аванс в 100 тыс. руб.31 В 1923 г. в Харькове был открыт кооперативный музей. В нем были оборудованы исто-рико-организационный, сельскохозяйственный, кустарный отделы, отдел экспортного сырья. В историко-организационном отделе нашли полное отражение кооперация и ее организационное строительство, начиная с 1865 г., когда было создано первое в России ссудо-сберегательное товарищество32.

В Петрограде кооперативный музей был создан при активном участии таких крупных кооперативных организаций, как Трудсоюз и Оптосоюз (Общество оптовых закупок). Впервые идея о создании кооперативного музея возникла в 1919 г., когда исполнительное бюро при Совете кооперативных съездов Северной области выступило с обращением ко всем кооперативным союзам о создании Общества Музея северной кооперации и о вступлении в него в качестве члена. Кооперативные союзы Европейского Севера выступили с поддержкой музейного проекта кооператоров Петрограда. Так, совещание инструкторов

29 Национальный архив Республики Карелия. Ф. 158. Оп. 1. Д. 3/52. Л. 70-71.

30 Северный хозяин. 1919. № 27. С. 22-23.

31 Северное хозяйство. 1920. № 1-4. С. 27.

32 Кооперация Севера. 1923. № 22. С. 46; 1924. № 1-2. С. 66.

Вельского союза кооперативов 9 августа 1919 г. признало необходимым вступление Вельского союза в члены Общества Музея северной кооперации33.

Музей северной кооперации был создан в 1919 г. при Совете кооперативных съездов Северной области и Кооперативном институте в Петрограде. Музей преследовал научные, просветительные и практические цели. В музее хранился архив Санкт-Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. В 1923 г., когда Кооперативный институт вошел в состав Института народного хозяйства, туда же был перенесен и музей. В 1926 г. в музее насчитывалось 522 экспоната. Экспозиция была разделена по видам кооперации, где была представлена лишь история кооперации России, но уже была свернута экспозиция, повествующая о кредитной кооперации, мало экспонировалось материалов по кооперации 1920-х годов, отсутствовала экспозиция по западноевропейской кооперации34.

В России как аграрной стране особенно важно было иметь музеи по земледелию, в которых «как можно полнее, яснее и нагляднее» должны были быть представлены «успехи этого дела под влиянием научного знания, распространяемого среди сельского населения». Общественный деятель Н. Я. Данилевский выражал надежду, что музей по земледелию вместе с опытными полями и показательными фермами «сумеет через толстую броню косности, недоверия и невежества внести в сознание хлебороба доверие к научному знанию». Даже в том случае если эта цель не будет достигнута скоро, тем не менее, был гарантирован «такой моральный успех», который «будет иметь несравненно большее значение для всей жизни, для всего народного хозяйства и просвещения, чем передача целой массы фактических сведений»35.

Музеи сельского хозяйства можно было открыть в Народных домах. Среди музейных экспонатов желательно было иметь образцы сортовых и несортовых семян, гербарии; коллекции растений, показывающие влияние почвы, погоды, минеральных удобрений; модели машин, плакаты о пользе удобрений и очистке семян, способах обработки почвы. Предлагалось демонстрировать лучшие образцы товарной продукции сельского хозяйства, а также образцы порченых продуктов и фальсификаты. Товары и сведения по коммерческой географии представляли большой интерес для жителей городов и торговых сел.

Сельскохозяйственная выставка, проводившаяся в Вологодском уезде в селе При-луки в 1918 г. с участием Вологодского центрального общества сельского хозяйства (ВЦОСХ), показала необходимость организации сельскохозяйственного музея со стационарной и передвижной выставкой, экспонаты которой можно было бы использовать при чтении отдельных лекций по сельскому хозяйству. Такой музей, особенно если он обладал богатым подбором экспонатов, инструментов, приборов, препаратов, картин, карт, естественнонаучных коллекций, был полезен для проведения курсов по сельскому хозяйству. Создание музея сельского хозяйства имело значение и для населения, он давал возможность сравнить результаты своего хозяйства с образцовыми экспонатами опытных полей и участков своей волости и других мест. Агрономы ВЦОСХ надеялись, что музей «вызовет желание достичь лучших результатов и стремление найти пути к этому улучшению»36.

33 Северный хозяин. 1919. № 31-32. С. 27; № 33-34. С. 17.

34 Щегло М. Музей кооперации // Кооперативное строительство. 1927. № 3-4. С. 32.

35 Данилевский Н. Я. Задачи и общественное значение Народных домов // Народные дома как культурно-просветительные центры. Харьков, 1918. С. 60.

36 Государственный архив Вологодской области. Ф. 653. Оп. 3. Д. 135. Л. 27.

В инструкторском отделе ВЦОСХ был составлен список наглядных пособий для музея и передвижной выставки сельского хозяйства. На выставке планировалось показать модели и настоящие орудия, образцы семян, растений, почв, удобрений. Все экспонаты были распределены по отделам полеводства, животноводства, луговодства, льноводства, садоводства, пчеловодства, усадебного хозяйства. Предполагалось оборудовать отдел вредителей сельского хозяйства.

В отделе усадебного хозяйства предлагалось поместить модель дома с двором для скота; модели зерносушилки и телеги, модели молотильного сарая, амбара, погреба, модель упряжи (обыкновенной крестьянской и улучшенной). В отделе полеводства должны были находиться образцы почв, коллекции плохих и хороших семян, модели орудий труда, снопы полевых культур (рожь, овес, ячмень, пшеница), образцы корнеплодов и культурных трав, коллекции минеральных удобрений.

В отделе животноводства планировалось разместить как подлинные предметы (цепи для привязки коров на дворе и на выгоне), так и разборные модели коровы и лошади, рисунки пород скота. В северных районах с развитым молочным животноводством большое внимание уделялось правильному кормлению скота, поэтому в отделе присутствовали коллекции кормов и весы для взвешивания кормов.

В отделе луговодства крестьяне могли увидеть образцы почв пустошных и болотных почв; гербарии растений естественных лугов; модели орудий (луговой нож, кочкорез, косилка, конные грабли, сеноворошилка); настоящие инструменты (мотыги, лопаты, грабли, лейки, кирки). Отдел луговодства должен был убедить сельских хозяев в пользе мелиорации заболоченных земель37. Однако Вологодское центральное общество сельского хозяйства не смогло приступить к организации сельскохозяйственного музея в связи с тем, что осенью 1919 г. оно было ликвидировано. В это же время деятель промысловой кооперации В. Тиханов предложил создать в Вологде музей народного творчества. Этот музей должен был стать собирателем и хранителем художественных ценностей, изделий народных промыслов северного края. В. Тиханов призывал «напрячь все свои силы для того, чтобы собрать как можно большее количество произведений народного искусства из всех его областей», так как переживаемая эпоха, безусловно, была «временем перелома бытового уклада населения, когда все остатки прошлого обихода так легко гибнут и отметаются»38.

Идея создания музея народного творчества в Вологде нашла поддержку со стороны кооперативных организаций Вологодской губернии. Те могли придти на помощь музею «не только своими средствами, но и, что еще ценнее, своим знанием населения, отысканием в его среде художественных ценностей»39. Для вологодских кооператоров вопрос об организации музея народного творчества был чрезвычайно важным. Они, не теряя времени, обратились к кооперативам с просьбой оказать содействие собиранию таких предметов в музей, как старинная одежда, вышивки, кружево, резные изделия из рога и дерева.

Для реализации просветительных и воспитательных задач музея все музейные предметы предлагалось сделать доступными для всеобщего обозрения, но «предметы особенно редкие, требующие особенно бережного хранения, должны были быть воспроизведены с возможной точностью», и на выставках экспонировались бы только их копии40.

37 Государственный архив Вологодской области. Ф. 653. Оп. 3. Д. 135. Л. 28.

38 Тиханов В. Заметки о музее народного искусства в г. Вологде и его задачи // Северный хозяин. 1919. № 11. С. 7, 8.

39 Там же. С. 10.

40 Там же.

Музей народного творчества мог стать центром развития кустарных промыслов и ремесел, а музейные экспонаты — служить наглядным пособием при проведении кооперативных кустарных курсов. Коллекции вологодского кружева можно было использовать при подготовке кружевниц. Вологодские мастерицы, производившие кружевные изделия на рынок, придумывали множество узоров, причем ни одно изделие не походило по рисунку на другое. Между тем рынок требовал не единичных экземпляров, а целые партии однородного по рисунку и качеству товара. При этом узоры должны были быть местные, а не скопированные с фабричных или заграничных изделий. Вот тут-то музей и должен был выбрать «самобытный вологодский орнамент, может быть, даже улучшить рисунок и очистить его от всего наносного, подобрать ассортимент изделий, и передать организации, занимающейся сбытом кружева»41.

После закрытия осенью 1919 г. Вологодского центрального общества сельского хозяйства его преемником стал Союз союзов кооперативов северного края (Северосоюз), позднее — Вологодский губернский союз, при котором было создано кустарно-промысловое кружевное отделение, которое и занималось сбытом кружевных изделий. В 1920 г. кустарно-промысловая кооперация была объединена с потребительской кооперацией. Кружевное отделение вошло в Вологодский союз потребительских обществ как губернская промысловая секция (губпромсекция).

Для пополнения изделиями народных промыслов будущего музея Северосоюз приобрел коллекцию известного собирателя старинных изделий из текстиля К. Д. Далмато-ва. В этой коллекции находились образцы кружев, вышивки, ткачества Архангельской, Вологодской, Костромской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Черниговской, Ярославской губерний и восточной Польши. На средства кооперации проводились экспедиции и поездки по Вологодской губернии с целью приобретения старинных кружевных изделий. К 1 января 1921 г. Северосоюз предполагал открыть в Вологде Музей кружевного промысла, проводить передвижные выставки кружевных изделий42, но воплотить в жизнь данный проект не удалось.

В Вологде Музей вологодского кружева был открыт только в ноябре 2010 г. В его экспозиции представлены кружевные изделия, в том числе работы 1920 г. — шелковый кружевной коврик с надписью «Северосоюз», причем эта надпись отделана граненым стеклом, и кружевные, сплетенные из льняных нитей портьеры с вышитой надписью «Губпромсекция».

Подводя итог, можно сказать, что музейное дело стало частью культурно-просветительной работы северной кооперации. Кооператоры, поддерживая краеведческое движение, принимали активное участие в формировании коллекций музеев родного края, оказывали им материальную помощь. Кооперативные деятели не только участвовали в организации краеведческих музеев, но и разрабатывали музейные проекты по созданию общих и специальных музеев сельского хозяйства, кустарных промыслов и истории кооперации. Некоторые из них удалось воплотить в жизнь, но многие музейные проекты не были реализованы в связи с трудностями военного времени.

Информация о статье Автор: Дианова Елена Васильевна—кандидат исторических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, elena-dianowa@yandex.ru.

41 Тиханов В. Заметки о музее... С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Северное хозяйство. 1920. № 37-38. С. 16-17.

Заглавие: Музейные проекты кооператоров Европейского Севера (первая четверть ХХ века).

Абстракт: В данной статье освещаются музейные проекты кооператоров Европейского Севера первой четверти ХХ в. Музейное дело рассматривалось ими как важная составная часть культурно-просветительной работы кооперации. На Европейском Севере кооператоры вместе с краеведами разрабатывали проекты по созданию краеведческих, кооперативных, кустарных и сельскохозяйственных музеев. Они составляли списки музейных предметов, участвовали в сборе экспонатов для будущих музеев, оказывали материальную поддержку в создании музеев родного края, музеев сельского хозяйства, музеев кустарных промыслов и музеев истории кооперации. Некоторые из музейных проектов кооператорам удалось воплотить в жизнь, но многие из них не были реализованы по причинам объективного характера.

Ключевые слова: кооперация, музейные проекты, краеведческие, кооперативные, кустарно-промысловые и сельскохозяйственные музеи и выставки.

Information on article Author: Dianova Elena Vasilyevna—PhD in History, Associate Professor, Petrozavodsk state university, Petrozavodsk, Russia, elena-dianowa@yandex.ru.

Title: Museum projects of cooperators of the European North (first quarter of the 20th century). Abstract: This article highlights the museum projects of cooperators of the European North of the first quarter of the 20th century. Museum case was considered by them as an important component of cultural and educational work of cooperation. In the European North coopera-tors together with local historians developed projects on creating the local history, cooperative, handicraft and agricultural museums. They made lists of museum objects, participated in collecting exhibits for future museums, gave material support to the creation of the museums of the native land, the museums of agricultural industry, the museums of domestic industries and the museums of history of cooperation. Cooperators managed to realize some of museum projects, but many of them weren't realized for objective reasons.

Keywords: museum projects, local history, cooperative, cottage industry and agricultural museums and exhibitions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.