Научная статья на тему 'Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ В. )'

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ / КООПЕРАЦИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА / МУЗЕЙ / ЭКСПОНАТ / MUSEUMS OF LOCAL LORE / COOPERATION / LOCAL HISTORY SOCIETIES / MUSEUM / EXHIBITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

В статье рассказывается о сотрудничестве краеведческих музеев Архангельской, Вологодской губерний и Карелии с кооперативными союзами в первой четверти ХХ в. Взаимодействие кооперативных организаций с музеями рассматривается с точки зрения оказания им материальной помощи, сбора музейных предметов и пополнения фондов местных музеев, участия самих кооператоров в работе по созданию и руководстве музеев. В свою очередь музеи и краеведческие общества Европейского Севера проявляли большой интерес к кооперации, многие краеведы были членами и руководителями различных кооперативных объединений. На основе новых источников показана совместная деятельность Архангельского общества изучения Русского Севера и Архангельского союза кооперативов по организации музея кооперации. Также освещено участие архангельской кооперации в краеведческом движении в 1920-е гг. Наиболее плодотворным было сотрудничество вологодской кооперации и музея Вологодского общества изучения Северного края и участие вологодских кооператоров в музейной работе. Приведенные факты подтверждают, что деятельность краеведческих музеев Европейского Севера была тесно связана с кооперативным движением. Краеведы Архангельска, Вологды и Петрозаводска первой четверти ХХ в. видели в кооперации надежного партнера в деле изучения родного края и развитии его производительных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums of local lore and cooperation of the European North: experience of cooperation (the first quarter of the XX century)

In this article it is told about cooperation of museums of local lore of the Arkhangelsk, Vologda provinces and Karelia with the cooperative unions in the first quarter of the XX century. Interaction of the cooperative organizations with the museums is considered from the point of view of rendering to them financial support, collecting museum subjects and replenishment of funds of the local museums, participation of cooperators in work on creation and the management of the museums. In turn the museums and local history societies of the European North showed a great interest to the cooperation, many regional specialists were members and heads of various cooperative associations. On the basis of new historical sources joint activity of the Arkhangelsk society of studying of the Russian North and the Arkhangelsk union of cooperatives for the organization of the museum of cooperation is shown. Participation of the Arkhangelsk cooperation in local history movement in the 1920th is also shined. Cooperation of the Vologda cooperation and the museum of the Vologda society of studying of the Northern region and participation of the Vologda cooperators in museum work was the most fruitful. The given facts confirm that activity of museums of local lore of the European North was closely connected with cooperative movement. Cooperatives took active part in providing the museums with money, supply by materials and museum subjects, helped to organize museum expeditions on collecting of ethnographic collections, products of traditional national crafts. Regional specialists of Arkhangelsk, Vologda and Petrozavodsk first quarter of the XX century saw in cooperation of the reliable partner in studying of the native land and development of its productive forces.

Текст научной работы на тему «Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ В. )»

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

УДК 069.02:908

Е. В. Дианова

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ И КООПЕРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ в.)

В истории музейного дела Европейского Севера России можно найти немало примеров взаимодействия кооперации и музеев, его основы были заложены в первые десятилетия ХХ в., когда и краеведение, и кооперативное движение получили широкое развитие, что привлекает внимание российских исследователей. К примеру, история местных музеев на Европейском Севере в первые десятилетия ХХ в., становление музейного дела в провинции рассматриваются в работах М. И. Бурлыкиной1, Н. П. Рязанцева1 2 и других авторов.

Взаимодействие кооперативных организаций с музеями можно рассматривать с точки зрения оказания им материальной помощи, сбора музейных предметов и пополнения фондов местных музеев, участия самих кооператоров в работе по созданию музеев и их руководстве. В свою очередь музеи и краеведческие общества Европейского Севера проявляли большой интерес к кооперации, многие краеведы были членами и руководителями различных кооперативных объединений. В данной статье рассказывается о сотрудничестве краеведческих музеев Архангельской, Вологодской губерний и Карелии с кооперативными союзами в первой четверти ХХ в., показано участие кооператоров в музейной работе.

Эффективное сотрудничество кооператоров и краеведов проявилось в организации и деятельности Музея образцов старинных женских рукоделий в селе Сумский Посад Кемского уезда Архангельской губернии. Инициатор создания музея Александр Александрович Каменев был секретарем Поморского отдела Архангельского Общества изучения Русского Севера (далее - АОИРС) и работал одновременно делопроизводителем Сумского кредитного товарищества. Поморский отдел АОИРС, «изучая разные стороны местной промышленности в целях выяснения экономического положения туземного населения», установил, что в прежние годы в районе деятельности Сумского кредитного товарищества среди женского населения в значительной степени был развит кружевной и вышивальный промысел. В селе Сумский Посад, деревнях Колежемской, Лапинской и Сорокской волостей Кемского уезда им было занято почти 80 % поморских женщин, но, не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, данный промысел стал быстро приходить в упадок. А. А. Каменев предложил создать в Сумском Посаде музей образцов женских рукоделий, который смог бы собрать уникальные произведения золотошвейной вышивки и поморского кружевоплетения, сберечь данные промыслы от полного исчезновения.

Музей для сумских краеведов должен был стать тем учреждением, которое будет не только местом хранения старинных кружевных и вышитых изделий, но и учебным центром волости по возрождению традиционных ремесел. Для сохранения и развития тради-

1 БурлыкинаМ. И. Становление музейного дела в Коми (первая четверть ХХ в.) // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 56-64.

2Рязанцев Н. П. Формирование сети провинциальных музеев России в 1920-е гг. // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 65-75.

55

Е. В. Дианова

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера...

ционных женских промыслов при музее предполагалось «организовать постоянные курсы под руководством мастерицы, знакомой с помянутыми промыслами». Поэтому обратившись 17 июля 1913 г. с письмом в Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Главного Управления землеустройства и земледелия, А. А. Каменев обосновал цель создания музея - «поднятие местных промыслов - кружевного и вышивального». А. А. Каменев ходатайствовал об отпуске единовременного пособия в 600 рублей на устройство в Сумском Посаде Музея образцов местных женских рукоделий, а также ежегодного пособия в 300 рублей на содержание музея и мастерицы при нем3.

Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики выделил требуемую сумму. В результате летом 1914 г. в Сумском Посаде был открыт Музей старинных женских рукоделий, который вызвал «значительный интерес местного населения». В 1915 и 1916 гг. музей получал пособия на содержание в размере 300 рублей от Главного Управления землеустройства и земледелия4. Кустарный музей в Сумском Посаде действовал вплоть до начала Гражданской войны и иностранной интервенции. В июле 1918 г. организатор музея, кооператор и краевед А. А. Каменев как руководитель Кемского уездного Совета был расстрелян интервентами5.

Состоявшийся в феврале 1918 г. Всероссийский кооперативный съезд принял постановление о сохранении и развитии русской культуры, призвал кооперативные союзы к организации охраны культурно-художественных памятников. В марте 1918 г. при Совете Всероссийских кооперативных съездов был образован Комитет по охране культурных и художественных сокровищ России. Комитет включал пять комиссий, в том числе, музейную. В задачи Комитета входили популяризация художественной культуры в широких слоях населения, организация кооперативными союзами повсеместной охраны культурно-художественных собраний и памятников, содействие организации и работе местных музеев.

Руководствуясь постановлением Совета Всероссийских кооперативных съездов и призывом Комитета по охране культурных и художественных сокровищ России, архангельские кооператоры решили создать собственный музей. В июне 1918 г. в правлении Архангельского союза кооперативов обсуждался вопрос о создании музея, в котором «должны быть собраны все материалы, как относящиеся к кооперативному движению, так и материалы характеризующие культуру и быт края»6.

В это время в Архангельске существовало несколько самостоятельных музеев: Древлехранилище при Архангельском Церковно-археологическом комитете (1887), Архангельский публичный городской музей (1898), Рыбопромышленный музей Крайнего Севера (1906), музей АОИРС (1910). На первых порах музей АОИРС располагался в одном здании с Рыбопромышленным музеем Крайнего Севера, а в 1916 г. часть экспонатов была переведена в Техническое училище7.

Музейное начинание кооператоров нашло поддержку у местных краеведов. Председатель правления АОИРС В. В. Шипчинский обратился с письмом к руководству Архангельского союза кооперативов, в котором изложил мнение краеведов: «Общество давно

3 Российский Государственный исторический архив (Далее - РГИА). Ф. 395. Оп. 2. Д. 2785. Л. 4, 5, 6.

4 Там же. Л. 21, 36.

5 История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001. С. 389.

6 Государственный архив Архангельской области (Далее - ГААО). Ф. 362. Оп. 1. Д. 25. Л. 1.

7 Известия АОИРС. 1912. № 4. С. 169.

56

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

уже пришло к убеждению, что все существующие городские музеи должны быть объединены и соединены в одном помещении, причем предполагалось наиболее желательным устроить один общий Ломоносовский музей». Правление АОИРС считало, что «предложение Архангельского союза кооператоров, если оно может воплотиться в более близком будущем, является вполне приемлемым»8.

Из переговоров культурно-просветительного отдела Архангельского кооперативного союза с председателем правления АОИРС В. В. Шипчинским выяснилось, что «правление Общества Архангельскому союзу охотно передаст библиотеку, ценное собрание фотографий, картин и различных предметов по изучению края, имеющееся в музее Архангельского Общества изучения Русского Севера». Краеведы лишь просили сохранить их музейный этикетаж, надписи над предметами, принадлежавшими Обществу, - «Музей Общества изучения Русского Севера», «во всем остальном имущество может быть целиком передано Союзу в его полное распоряжение»9.

Однако планы кооператоров и краеведов об объединении всех музеев Архангельска были реализованы только после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции. В 1920 г. на основе Архангельского городского публичного музея, Епархиального древлехранилища при Архангельском Церковно-археологическом комитете, Рыбопромышленного музея Крайнего Севера и музея Архангельского общества изучения Русского Севера был создан Северный краевой музей, в настоящее время - Архангельский областной краеведческий музей.

Архангельские краеведы не смогли сохранить свою организацию. 31 марта 1920 г. состоялось последнее собрание членов АОИРС, на котором обсуждались вопросы изменения статуса Общества, после чего было решено, что АОИРС формально должно войти в состав Архангельского губернского совета народного хозяйства в качестве научно-справочного отдела, что означало фактическую ликвидацию АОИРС10 11.

В Архангельске после ликвидации АОИРС все попытки объединить «немногочисленную семью» краеведов не имели успеха, существовали лишь разрозненные краеведческие ячейки, в том числе краеведческий кружок при Архангельском губернском союзе кооперативов11. Северный краевой музей в это время переезжал с места на место, но музейное собрание пополнялось предметами, полученными во время реквизиций. Так, в музей поступила коллекция японских ковров и китайского фарфора контр-адмирала С. А. Посохова. Изъятие церковных ценностей и монастырских ризниц Антониево-Сий-ского, Николо-Корельского и Пертоминского монастырей обогатило музей экспонатами высокой художественной значимости (золотошвейное с жемчугом шитье, медная пластика, изделия из золота и серебра)12.

В 1923 г. было образовано Архангельское общество краеведения. В его задачи входили объединение работ по исследованию природных условий края, содействие музейному делу и коллекционированию, охрана памятников старины. В правление АОК был избран известный краевед и кооператор А. А. Евдокимов, который утверждал, что «Рус-

8 ГААО. Ф. 362. Оп. 1. Д. 25. Л. 8.

9 Там же. Л. 1, 8.

10 ГААО. Ф. 83. Оп. 1. Д. 89. Л. 16-а; Ф. 177. Оп. 1. Д. 129. Л. 17.

11 Попов А. Культурное строительство на Севере // Север. 1923. Кн. 2. С. 205.

12 Евдокимов А. А. Краеведческое дело в Архангельске // Север. 1923. Кн. 2. С. 206.

57

Е. В. Дианова

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера...

ский Север имеет уже значительный накопленный краеведческий материал. Необходимо вовлечь в краеведение учительство, кооперацию, школьников и учащихся вообще»13.

Летом 1923 г. в Архангельске по инициативе Архангельского общества краеведения состоялись краеведческие курсы для учителей и работников народного образования из различных уездов Архангельской губернии. Организацию курсов помогли осуществить хозяйственные и кооперативные организации Архангельска14. Для слушателей курсов было организовано 14 экскурсий на различные предприятия и в учреждения Архангельска: в Дом крестьянина и сельскохозяйственный техникум, на гипсовый и мыловаренный заводы, опытное поле и лесозавод. Несколько раз курсисты посещали Северный краевой музей, причем тематические экскурсии предполагали посещение какого-нибудь одного из отделов музея: отдела этнографии, отдела фауны, отдела археологии с предварительной лекцией «Доисторический человек», отдела промыслов музея, отдела минералогии и геологии с предварительной лекцией «Материальные богатства Севера»15. Основные функции краеведческих музеев в понимании работников народного образования 1920-х гг. сводились к распространению знаний по родному краю и просвещению взрослых и детей. Музеи как культурно-просветительные учреждения должны были содействовать разностороннему развитию личности.

Примером постоянного сотрудничества музейных работников и кооператоров является деятельность вологодских краеведов. В 1911 г. в Вологде был открыт Музей родиноведения Вологодского общества изучения Северного края (далее - ВОИСК). В начале ХХ в. родиноведение было синонимом краеведения, так что Музей родиноведения был краеведческим музеем. До революции 1917 г. в содержании этого музея и пополнении его фондов принимало участие вологодское земство. С установлением Советской власти и ликвидацией земств при отсутствии собственных денежных средств Музей родиноведения ВОИСК оказался в трудном финансовом положении, но свое существование он поддерживал благодаря помощи вологодской кооперации.

В Вологде был музей «Домик Петра Великого», связанный с пребыванием первого русского императора в этом городе. До весны 1918 г. музей «Домик Петра Великого» находился в ведении Вологодского губернского земства, а затем он перешел к Вологодскому Обществу изучения Северного края. В 1919 г. основная деятельность ВОИСК сосредоточивалась вокруг Музея родиноведения, в котором были собраны различные коллекции и предметы по изучению Северного Края. Музей родиноведения ВОИСК нуждался в постоянном пополнении своих фондов новыми собраниями и экспонатами. Общество изучения Северного края «убедительно просило местное население помочь ему доставлением коллекций и предметов, имеющих значение для музея». Деятели Общества понимали, что «только при таких условиях музей может давать достаточное представление о местной природе, народном быте и творчестве, о занятиях местного населения, об истории и археологии края»16.

Летом 1919 г. Общество изучения Северного Края организовало экспедицию для собирания этнографических и археологических сведений в Кадниковском, Вельском и Кирилловском уездах. На организацию экспедиции Вологодский губернский отдел народ-

13 Там же. С. 209.

14 Север. Вологда, 1923. Кн. 3-4. С. 267-268.

15 Северное хозяйство. 1923. № 7. С. 110.

16 Государственный архив Вологодской области (Далее - ГАВО). Ф. 4389. Оп. 1. Д. 6. Л. 15.

58

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

ного образования выделил 10 000 рублей. В этой экспедиции участвовал член ВОИСК

А. А. Шустиков. Работая около двух месяцев, он собрал и записал около 30 сказок, более 60 песен, до 1 000 частушек, много пословиц, поговорок, простонародных слов и выражений. Кроме того, он приобрел для музея «значительное количество старинных предметов домашнего обихода и женских костюмов». Им была куплена «очень ценная коллекция кокошников, головных платков, повязок, штофных и парчовых сарафанов, душегреек, серег, посуды и других вещей, собранных в средних и северо-восточных уездах Вологодской губернии»17.

Данную коллекцию для музея правлению ВОИСК удалось купить благодаря денежной помощи Северосоюза (Союза Северных кооперативных союзов) и общества потребителей «Вологжанин». В пользу Вологодского Общества изучения Северного края правление Северосоюза перечислило 20 000 рублей, а общество потребителей «Вологжанин» - 5 000 рублей. В связи с чем 4 августа 1919 г. на заседании правления Общества изучения Северного края вологодской кооперации была выражена благодарность18.

В 1920 г. Музей родиноведения пополнился многими коллекциями и предметами, из которых одни были куплены на государственные средства, другие - пожертвованы частными лицами и общественными учреждениями. Среди пожертвований можно назвать образцы изделий целлюлозной фабрики «Сокол»; предметы, поступившие от Вологодского кредитного союза кооперативов, в том числе роговые изделия Устьянской трудовой артели кустарей-роговщиков19.

Сотрудники библиотеки при Музее родиноведения ВОИСК подготовили к печати капитальный труд писателя вологжанина П. А. Дилакторского «Библиография Северного Края с 1766 г. по 1903 г. включительно». Редактированием рукописи, ведением корректуры и всей перепиской по изданию занимался ученый секретарь ВОИСК И. А. Тюрнин. Издание этой книги началось весной 1920 г., а закончилось в ноябре 1921 г. Выход из печати труда П. А. Дилакторского осуществился «главным образом на средства кооперативов Северного Края, которые дружно откликнулись на призыв Правления Общества дать средства на издание этого труда»20.

Правление ВОИСК выражало «искреннюю признательность местным кооперативам за их нравственную и материальную поддержку интересов Общества». Вологодское Общество изучения Северного края надеялось, что «оно будет от них пользоваться и в дальнейшем тем же вниманием и поддержкой», по мере своих сил и возможности кооперативы еще не раз «окажут помощь обществу в его работах для пользы и счастья родного нам Севера»21.

Правление ВОИСК, считая необходимым «издавать свои печатные труды для ознакомления населения с жизнью Северного края», занималось выпуском журнала «Известия Вологодского Общества изучения Северного Края». Общество установило связи с другими краеведческими обществами и кооперативными организациями, вело обмен печатными трудами. В 1922 г. вместо «Известий ВОИСК» стал выходить журнал «Северный край». В журнале «Северный край» сообщалось о финансовой поддержке Общества

17 Там же. Д. 4. Л. 4, 8.

18 Северный край. Вологда, 1922. Кн. 1. С. 44.

19 ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 6. Л. 13.

20 Там же. Д. 4. Л. 12; Д. 6. Л. 11.

21 Там же.

59

Е. В. Дианова

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера...

изучения Северного края кооперативными организациями. Общество не имело никаких дополнительных источников доходов, а средства отпускались только на содержание Музея родиноведения, поэтому в 1920 г. из-за отсутствия денег на покупку дров правление Общества было вынуждено закрыть для посещения «Домик Петра Великого». Правление ВОИСК обратилось к кооперативным организациям с просьбой о назначении пособия на развитие своей деятельности. На просьбу краеведов «сочувственно отозвались» кооператоры Севера. Так, собрание уполномоченных Союза Северных кооперативных союзов (Северосоюза) назначило субсидию в размере 10 млн. рублей, правление Союза лесопромышленных трудовых артелей Северного края («Лесоартель») - 3 млн. руб., Вожегодское отделение Северосоюза - 3 млн. рублей. Журнал «Северный край» сообщал, что «правление Общества приносит названным организациям глубокую признательность»22.

В начале 1920-х гг. в Вологде было четыре музея: Вологодское епархиальное древлехранилище, переименованное в Музей церковной старины, картинная галерея Северного кружка любителей изящных искусств, Дом-музей Петра I и Музей родиноведения. В июне 1922 г. ВОИСК выступило с предложением объединения всех музеев и сосредоточения их в здании бывшей духовной консистории и бывшем архиерейском доме. Совместно с Вологодским губернским отделом народного образования был разработан проект Положения о Вологодском объединенном музее. Кроме того, был подготовлен проект соглашения о передаче Обществу в безвозмездное и бессрочное пользование бывшего архиерейского дома и здания бывшей духовной консистории. 13 марта 1923 г. оба проекта были утверждены президиумом Вологодского губисполкома.

Музей родиноведения предполагалось разместить в здании бывшей духовной консистории, где до ноября 1923 г. помещался детский приемник-распределитель. Прежде чем музей мог переехать в новое помещение, здание бывшей духовной консистории требовалось привести в порядок, потому что оно оказалось в «хаотическом состоянии». Хранители музейных реликвий были вынуждены признать: «Приведенное за несколько лет бесхозяйственного пользования в чрезвычайно грязное состояние, с массой разбитых стекол, разобранных устьев печей, с поломанными дверными ручками и замками, с загрязненными стенами и дверными пролетами, - здание это производило гнетущее впечатление»23.

До переезда музея Обществу пришлось в спешном порядке произвести ремонт полов, стен, окон и дверей. Средства на ремонт были предоставлены кооперацией, в течение месяца все было выбелено и вычищено, и только в декабре 1923 г. началось перемещение коллекций музея в новое здание. Первыми были приведены в порядок естественно-исторический и историко-культурный отделы, отдел народного хозяйства24. Так в 1923 г. на территории Вологодского кремля в зданиях бывшего Архиерейского двора XVII-XIX вв. появился Вологодский государственный объединенный музей (ныне - Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Первым директором объединенного музея стал член Вологодского Общества изучения Северного края А. А. Колычев25.

Правление ВОИСК, занимавшееся изучением традиционных кустарных промыслов и сельского хозяйства, установило тесную связь с местными кооперативными организа-

22 Северный край. Кн. 1. С. 60.

23 Север. Орган научного северного краеведения. Вологда, 1924. № 1 (5). С. 156.

24 ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 19. Л. 3.

25 Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2006. С. 145-146.

60

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

циями, которые передали целый ряд экспонатов в отдел по народному хозяйству Вологодского государственного музея и организовали новый Кооперативный отдел. Сотрудники Вологодского государственного музея не раз обращались к Вологодскому союзу кустарнопромысловых кооперативов (Артельсоюзу), объединявшему артели по производству кружевных, роговых, трикотажных и сапожных изделий, с просьбой выделить по одному образцу кустарной продукции, в том числе вологодские кружева, и станки для экономического отдела музея26.

В свою очередь руководство промысловой кооперации рассматривало музейные выставки кустарных изделий, образцов форм и моделей «ценным, могучим, постоянно действующим средством производственной агитации и пропаганды». Выставки являлись «мощным двигателем производственных улучшений в промысле». В целях постановки массовой производственной пропаганды работу местных музеев необходимо было направить «по линии собирания и изучения опыта кустарной промышленности, организации выставок лучшей техники и показательных трудовых процессов, более высокой доходности промыслов в результате технических и организационных улучшений». К организации выставок кустарных изделий нужно было привлекать всю кооперативную систему от производственного кружка в артели до всего промыслового союза включительно27.

Также можно отметить совместную выставочную деятельность музеев и кооперации. Так, в октябре 1923 г. в Вологде на территории бывшего архиерейского дома и двора состоялась губернская сельскохозяйственная и кустарно-промысловая выставка, в проведении которой приняли участие правительственные, кооперативные и общественные организации. В числе экспонатов выставки были представлены сельскохозяйственные культуры и кустарные изделия, экспонаты музея Общества изучения Северного края и Тотемского музея местного края28.

Кооператоры посещали мероприятия, организованные краеведами, например, Первый Северный областной краеведческий съезд, состоявшийся 20-22 марта 1924 г. в Вологде29, торжественное заседание ВОИСК 4 мая 1924 г. по случаю 15-летнего юбилея со дня открытия Вологодского Общества изучения Северного края30. Кооперативные работники, придавая большое значение краеведческой работе, признавали необходимым оказывать ВОИСК и краеведческим организациям всевозможную поддержку, принимать «участие в дальнейшей организации и расширении отдела кооперации в Вологодском государственном объединенном музее и пополнении этого отдела необходимыми экспонатами»31.

В свою очередь краеведы были постоянными участниками собраний кооператоров, их присутствие всегда сопровождалось докладами о краеведческой работе. Общество изучения Северного края выражало надежду, что «кооперативы - эти лучшие силы деревни - и в дальнейшем примут живое непосредственное участие в деле изучения родного края и всемерно поддержат начинания Общества в этом направлении»32. Взаимное сотрудничество вологодских кооператоров и краеведов продолжалось вплоть до закрытия ВОИСК в 1930 г.33

26 ГАВО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 261. Л. 102.

27 Там же. Л. 273.

28 Север. Кн. 1. С. 197-198.

29 ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 85. Л. 1.

30 Там же. Д. 26. Л. 3.

31 Там же. Д. 26. Л. 1.

32 Там же. Д. 29. Л. 1.

33 Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г В. Судаков. С. 145-146.

61

Е. В. Дианова

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера...

В Карелии, до 1920 г. - Олонецкой губернии, также можно найти примеры взаимного сотрудничества музейных и кооперативных работников. В начале ХХ в. в Петрозаводске было несколько музеев: Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, созданный в 1871 г. при Губернском статистическом комитете, и образованное в 1903 г. Олонецкое епархиальное древлехранилище. В октябре 1913 г. при Обществе изучения Олонецкой губернии (далее - ОИОГ) был открыт собственный музей. Его создатели планировали, что музей станет ядром для будущего «Романовского музея» губернского земства, так как открытие музея было приурочено к 300-летию Дома Романовых34. В октябре 1914 г. музею ОИОГ были переданы экспонаты Олонецкого естественнонаучного и историко-этнографического музея.

В начале 1918 г. Общество изучения Олонецкой губернии было распущено, а Естественно-этнографический музей и библиотека ОИОГ были переданы Олонецкому губернскому наркомату просвещения. На основе уцелевших предметов Олонецкого епархиального древлехранилища был образован новый Церковно-исторический музей. В 1919 г. Церковно-исторический музей был объединен с Олонецким Естественно-этнографическим музеем, но музей не успел полностью развернуть экспозиционную деятельность, т.к. с приближением войск интервентов и Белой армии к Петрозаводску он был эвакуирован в Вытегру, где находился до 1922 г.35

В 1923 г. по инициативе бывших членов Общества изучения Олонецкой губернии было создано «Общество изучения Карелии». При активном содействии нового объединения краеведов оживилась работа музея. В это время в музее были геологический, кустарно-производственный, церковно-исторический и нумизматический отделы. Определенную роль в развитии музея сыграл В. И. Крылов, который в 1925 г. был назначен на пост директора музея.

Виктор Иванович Крылов (1874-1928) окончил историческое отделение Казанской духовной академии, после чего преподавал в Олонецкой духовной семинарии и Женском епархиальном училище в Петрозаводске, а в 1906 г. перешел в Петрозаводскую учительскую семинарию. В. И. Крылов был одним из организаторов и активных членов Общества изучения Карелии (1923-1924). В 1918-1924 гг. он руководил Петрозаводским союзом кооперативов, редактировал журнал «Олонецкий кооператор». В 1925-1928 гг. Крылов занимал пост директора музея в Петрозаводске. Кроме того, Крылов занимался редактированием журналов «Известия общества изучения Карелии» и «Экономика и статистика Карелии», был автором более 50 статей и заметок, посвященных вопросам краеведения, в различных газетах и журналах Европейского Севера36. Благодаря энергичной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. И. Крылова Карельский областной музей стал центром краеведческой работы в крае.

В местной печати В. И. Крылов писал: «Музей, представлявший до 1925 г. просто складочное помещение, где «смешались в кучу кони, люди», систематизирован и беспрерывно пополняется; положено начало общественному отделу истории революции, заново организованы зоологический и этнографический отделы»37. В. И. Крылов был убежден, что каждый краевед должен выполнять важную задачу - «собирать, собирать и соби-

34 Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1914. № 8. С. 155.

35 Афанасьева А. И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии. Петрозаводск, 1983. С. 45.

36Дианова Е. В. Общественная деятельность В. И. Крылова в 1918-1924 гг. // Музеи в северном измерении: сб. науч. тр. Петрозаводск, 2007. С. 47-52.

37 Карело-Мурманский край (КМК). 1926. № 21. С. 21.

62

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

рать. Даже более того - спешить собирать. Краевед должен помнить, что в вихре несущихся событий часы равняются десятилетиям, дни - векам, и что, если будут упущены эти быстро уходящие дни, ничто не поможет вернуть их, что целые груды предметов, которые лежали бы в краевом музее для просвещения будущих поколений, очутятся в мусоре и хаосе и будут окончательно забыты»38.

Карельскому областному музею удалось установить связи с различными ведомствами, государственными органами, советскими учреждениями и хозяйственными организациями Карелии, которые бесплатно предоставили музею предметы, имеющие музейную ценность, и оказывали помощь краеведческого характера. Кооперативные организации также помогали музею пополнять его фонды и коллекции. Союз охотников подарил винтовки, шкуры зверей и чучела птиц. Каронегсоюз (Карельско-Прионежский союз потребительных обществ) отдал предметы, характеризующие сельское хозяйство Карелии. Вех-ручейское общество потребителей Петрозаводского уезда передало в музей точила, бруски, образцы точильного камня и диабаза. Граждане по собственной инициативе сдавали в музей церковные предметы, жемчужные серьги-бабочки, ученики принесли 18 старинных монет, красноармейцы - бумажные дензнаки времен Гражданской войны. Карельское военное потребительское общество и Мурманское транспортное общество отдали в музей свои боны и чеки39.

Следует сказать, что с музейным делом связали свою жизнь и другие краеведы Карелии, занимавшиеся в разное время кооперацией. Василий Александрович Трошин (1882-1966) в 1913-1914 гг. был членом Общества взаимного вспомоществования учителей Олонецкой губернии. С 1944 г. В. А. Трошин работал в краеведческом музее КФССР. 22 марта 1946 г. Совнарком Карело-Финской ССР принял постановление об организации музея в деревне Дворцы, ныне - поселок Марциальные Воды Кондопожского района. В 1948-1958 гг. В. А. Трошин был директором музея «Марциальные воды»40.

В 1920-е гг. в организации сельских кооперативов принимал участие Николай Григорьевич Прилукин (1909-1983). В 1926 г. в д. Верховье Рыпушкальской волости Олонецкого уезда Карелии он создал машинное товарищество41. В 1959 г. по инициативе Н. Г. Прилу-кина в Олонце был открыт краеведческий музей, а Н. Г. Прилукин стал его первым директором. В 1994 г. Олонецкий музей получил статус Национального, а в 1999 г. музею было присвоено имя основателя и первого директора Н. Г. Прилукина.

Историко-краеведческий музей в Беломорске был открыт благодаря деятельности Кондратия Яковлевича Игнатьева (1902-1970). В 1950-е гг. К. Я. Игнатьев руководил предприятиями промысловой кооперации Беломорского района. Во время частых рабочих командировок по Беломорскому району он имел возможность собирать предметы старины, многие из них были подарены ему местными жителями, например, берестяной кошель, стеклянные буйки. Постепенно собралось много ценных вещей, на основе которых в 1958 г. в Беломорске был открыт краеведческий музей, его первым директором стал К. Я. Игнатьев.

38 Вестник Карело-Мурманского края. 1925. № 14. С. 9-10.

39 Национальный архив Республики Карелия (Далее - НАРК). Ф. 630. Оп. 1. Д. 11/104. Л. 226.

40 Дианова Е. В. Музеи в контексте исторического краеведения Карелии: В 3 ч. Петрозаводск, 2014. Ч. 1. С. 49.

41 Прилукин Н. Г. Заре навстречу // На фронте мирного труда. Воспоминания участников социалистического строительства в Карелии. 1920-1940. Петрозаводск, 1976. С. 130.

63

Е. В. Дианова

Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера...

Подводя итог, можно сказать, что деятельность краеведческих музеев Европейского Севера была тесно связана с кооперативным движением. Кооперативы принимали активное участие в обеспечении музеев денежными средствами, снабжении материалами и музейными предметами, помогали организовывать музейные экспедиции, оказывали помощь по собиранию этнографических коллекций, изделий традиционных народных промыслов. Краеведы Архангельска, Вологды и Петрозаводска первой четверти ХХ в. видели в кооперации надежного помощника в деле изучения родного края.

Информация о статье

Автор: Дианова Елена Васильевна - канд. ист. наук, доцент, Россия, Петрозаводский государственный университет, elena-dianowa@vandex.ru.

Заглавие: Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ в.)

Абстракт: В статье рассказывается о сотрудничестве краеведческих музеев Архангельской, Вологодской губерний и Карелии с кооперативными союзами в первой четверти ХХ в. Взаимодействие кооперативных организаций с музеями рассматривается с точки зрения оказания им материальной помощи, сбора музейных предметов и пополнения фондов местных музеев, участия самих кооператоров в работе по созданию и руководстве музеев. В свою очередь музеи и краеведческие общества Европейского Севера проявляли большой интерес к кооперации, многие краеведы были членами и руководителями различных кооперативных объединений. На основе новых источников показана совместная деятельность Архангельского общества изучения Русского Севера и Архангельского союза кооперативов по организации музея кооперации. Также освещено участие архангельской кооперации в краеведческом движении в 1920-е гг. Наиболее плодотворным было сотрудничество вологодской кооперации и музея Вологодского общества изучения Северного края и участие вологодских кооператоров в музейной работе. Приведенные факты подтверждают, что деятельность краеведческих музеев Европейского Севера была тесно связана с кооперативным движением. Краеведы Архангельска, Вологды и Петрозаводска первой четверти ХХ в. видели в кооперации надежного партнера в деле изучения родного края и развитии его производительных сил. Ключевые слова: краеведческие музеи, кооперация, краеведческие общества, музей, экспонат.

Information on article

Author: Dianova Elena Vasilyevna - Candidate of Science in History, Associate Professor, Russia, Petrozavodsk State University, elena-dianowa@yandex.ru.

Title: Museums of local lore and cooperation of the European North: experience of cooperation (the first quarter of the XX century).

Abstrac t : In this article it is told about cooperation of museums of local lore of the Arkhangelsk, Vologda provinces and Karelia with the cooperative unions in the first quarter of the XX century. Interaction of the cooperative organizations with the museums is considered from the point of view of rendering to them financial support, collecting museum subjects and replenishment of funds of the local museums, participation of cooperators in work on creation and the management of the museums. In turn the museums and local history societies of the European North showed a great interest to the cooperation, many regional specialists were members and heads of various cooperative associations. On the basis of new historical sources joint activity of the Arkhangelsk society of studying of the Russian North and the Arkhangelsk union of cooperatives for the organization of the museum of cooperation is shown. Participation of the Arkhangelsk cooperation in local history movement in the 1920th is also shined. Cooperation of the Vologda cooperation and the museum of the Vologda society of studying of the Northern region and participation of the Vologda cooperators in museum work was the most fruitful. The given facts confirm that activity of museums of local lore of the European North was closely connected with cooperative movement. Cooperatives took active part in providing the museums with money, supply by materials and museum subjects, helped to organize museum expeditions on collecting of ethnographic collections, products of traditional national crafts. Regional specialists of Arkhangelsk, Vologda and Petrozavodsk first quarter of the XX century saw in cooperation of the reliable partner in studying of the native land and development of its productive forces.

Key words: museums of local lore, cooperation, local history societies, museum, exhibits.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.