А.В. Стрельникова
МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ
«Рабочий и колхозница» как значимый символ советского прошлого и «эталон соцреализма» имеет свою непростую биографию в городском пространстве столицы. В данной статье автор рассматривает особенности функционирования и восприятия памятника «Рабочий и колхозница», опираясь на концепцию политики памяти. Автор анализирует меняющиеся векторы символической нагруженности памятника за последние десятилетия, а также рассогласованность смыслов, генерируемых памятником и находящимся при нем музейно-выставочным центром.
Ключевые слова: городское пространство, коллективная память, политика памяти, историческая память, памятник.
Памятники, посвященные различным событиям, персоналиям и объектам, представляют собой овеществленную коллективную память. По мнению П. Нора, места памяти (музеи, архивы, монументы, коллекции) призваны поддерживать существование сообщества, поскольку несут в себе материальный, символический и функциональный смысл1. Коллективная память как «канал передачи сведений о прошлом»2 зависит от тех групп общества, которые являются ее непосредственными носителями, и «от тех идей и образов, которыми более всего интересуются эти группы»3. Предположение об изменчивости этих интересов и образов приводит нас к рассмотрению концепции «политики памяти», которая становится все более популярной в междисциплинарных исследованиях последних лет.
Под политикой памяти понимается идея о непрерывном реконструировании исторической памяти в зависимости от текущей социально-политической ситуации, о тех или иных практиках и нормах, регулирующих коллективную память, о «ранжировании»
© Стрельникова А.В., 2015
исторических сюжетов по степени их важности, о смещении фокуса интерпретации и т. д. Иными словами, содержание коллективной памяти может меняться в соответствии с актуальными приоритетами: «Переупорядочивание или изменение коллективной памяти означает постоянное "изобретение прошлого", которое бы подходило под настоящее»4. Политика памяти в отношении тех или иных городских памятников проявляется в символической реконструкции определенного взгляда на запечатленное в нем прошлое. В свою очередь, от «поворота» в символической реконструкции может зависеть судьба памятника в разные временные периоды. При этом, по мнению А. Миллера, «границы базового исторического сюжета могут расширяться и сужаться, его изучение может допускать обнародование большего или меньшего количества "негатива", а истолкование - большую или меньшую свободу мнений»5.
В статье мы рассмотрим, как происходила подобная символическая реконструкция на примере памятника «Рабочий и колхозница» - важного образа советской эпохи, растиражированного в фильмах и сувенирах советского времени в качестве неофициальной эмблемы советского государства в период его расцвета. Памятник был сконструирован для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Скульптура представляет собой юношу и девушку на высоком пьедестале, которые уверенно шагают вперед и держат в руках символ Советского Союза (серп и молот). Автором монумента является скульптор Вера Мухина, концепция и композиционный замысел принадлежит архитектору Борису Иофану. Скульптура оказалась столь обсуждаемой и заметной, что было принято правительственное решение о ее установке в Москве. После возвращения из Парижа памятник был установлен на подъездной аллее к Главному входу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Наше исследование опиралось на анализ публикационного массива, который формировался по наличию ключевых слов «Рабочий и колхозница»: новостные ленты, массовые печатные издания, он-лайн-дискуссии (временной интервал - последние 15 лет). Также мы использовали результаты наблюдений на территории музейно-выста-вочного центра «Рабочий и колхозница» и полуформализованных интервью с посетителями музейно-выставочного центра6.
Социально-исторический контекст функционирования памятника «Рабочий и колхозница» неразрывно связан с 77-летним отрезком истории нашей страны, пережившей за этот период немало переломных моментов. С момента установки в 1937 г. в Москве перед Главным входом ВСХВ памятник находился на одном и том же месте (сейчас это Северный вход на ВДНХ с пр. Мира). В период
1990-х монумент был в забвении, находился под угрозой утраты (разрушения либо продажи третьим лицам), в 2003 г. был разобран для реставрации, которая была завершена в 2009 г. В настоящее время памятник является частью музейно-выставочного центра, который и служит пьедесталом для памятника.
Вписываясь в городское пространство, памятники превращаются в городские символы, отображаются в кино и литературе. Начиная с 1939 г. скульптурная группа «Рабочий и колхозница» стала одним из символов советского кинематографа - как значимый элемент московского городского пейзажа, затем - как символ кинокомпании «Мосфильм»7. С 1938 г. монумент стал изображаться на советских почтовых марках, пластинках, других объектах массовой культуры. Подобная растиражированность привела к всеобщей узнаваемости образов рабочего и колхозницы и появлению стойких ассоциаций этих образов с советской повседневностью.
С 1953 г., после смерти И.В. Сталина, монумент некоторое время воспринимался как одно из олицетворений культа личности, памятник не охранялся, повреждался посторонними надписями. Позднее в Большой советской энциклопедии «Рабочего и колхозницу» назвали «эталоном социалистического реализма». А в 1960 г. скульптурная группа «Рабочий и колхозница» стала госохранным объектом культурного наследия (памятником монументального искусства) федерального значения (охранный № 18, Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.)8.
В 1976 г. памятнику потребовалась реконструкция, обсуждалась также возможность его переноса. Но реконструкции помешала смерть архитектора памятника Б. Иофана. Спустя 11 лет, в 1987 г., был объявлен конкурс на реконструкцию памятника, но перестройка (а вместе с нею и рост негативных настроений по поводу памятников советского прошлого) отодвинула эту инициативу. Как отмечает А. Миллер, «в конце 80-х могло возникнуть ощущение, что вся страна решила осудить сталинизм и покаяться»9. Таким образом, крупные события и перемены в социальных условиях, накопление и осмысление нового опыта порождают изменение сознания и переоценку прошлого.
Начиная с 90-х годов и по настоящее время самыми обсуждаемыми событиями, связанными с «Рабочим и колхозницей», стали реставрация монумента и открытие музея внутри постамента, а также дискуссии вокруг символики и смысла памятника. Именно эти информационные поводы освещались чаще всего в медиапро-странстве. В период до реставрационных работ «Рабочего и колхозницу» неизменно сопровождали тема ветхого состояния мону-
мента, его заброшенности, а также слухи о продаже скульптуры за рубеж. Новостной шлейф вокруг «Рабочего и колхозницы» в конце 1990-х имел скорее скандальный характер: новость о том, что памятник якобы покупает гражданин США и увозит за рубеж (февраль 1998 г.), облачение рабочего и колхозницы в форму 560 размера, выполненную в цветах российского триколора (март-апрель 1998 г.), при этом СМИ подробно описывали состояние памятника в негативных тонах: «завелись бомжи», «прогнил каркас», «монумент в плачевном состоянии» и т. д., делался акцент на «равнодушии» властей10.
В 2002 г. была начата реконструкция скульптурного сооружения, которая длилась почти семь лет и не обошлась без скандалов и финансовых разногласий. Неоднозначность с бюджетным финансированием и несоблюдением сроков реставрации активно обсуждалась в медиапространстве 2003-2010 гг., в том числе на различных площадках сети Интернет11. Как правило, подобные обсуждения были связаны с резкой критикой и разоблачениями, на этом фоне происходило столкновение ностальгирующих и негативно относящихся к советской эпохе. Кроме того, в течение реставрационного периода активно обсуждался внешний вид и внутреннее наполнение памятника: изменение высоты пьедестала, создание многофункционального комплекса внутри павильона-пьедестала. Так, озвучивались идеи с кинотеатром, ресторанами, конгресс-центром, гостиницей, офисами, огромной многоярусной парковкой и даже драматическим театром («За всё, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом»12, «неудивительно будет, если в голове рабочего будет ресторан...»13). Также значительное внимание на форумах в этот период было уделено слухам по поводу переноса памятника и заморозки реставрации: «Даже не верится, что его установят», «уже давно говорят, что их невыгодно реставрировать и скорее всего так и не установят обратно»14. Часть дискуссий посвящалась пересмотру смысла памятника: «. та статуя - символ единения. она воспевала труд, подвиг -вечные ценности, не имеющие отношения к какому бы то ни было политическому строю»15, «не станешь же ты отрицать, что это своего рода символ, и не только Мосфильма, но и ушедшей эпохи... Никуда не денешься от того, что историю переписывают, но то, чем гордились, нельзя же так просто на слом...», «И мне очень приятно, что символы Родины сохраняются. И итальянским друзьям буду показывать с гордостью»16.
В день города Москвы 4 сентября 2010 г. состоялось торжественное открытие монумента после реставрационных работ. В основании скульптуры был создан музей, в нем разместились материалы, посвященные истории создания памятника, макеты экспозиции, фотографии монтажа, награды, полученные в Париже, а также личные вещи В. Мухиной и архитектора Б. Иофана, которым был спроектирован павильон.
К моменту открытия памятник «Рабочий и колхозница» продолжал быть предметом борьбы разных политических сторон. Символическую ленту перед входом в комплекс перерезал мэр Москвы Юрий Лужков, который отметил: «Этот монумент, как никакой другой, показатель развития советского государства, показал всему миру, что страна стремится к прогрессу»17. Таким образом руководство города подчеркивало «советскую» символику скульптуры для массового сознания россиян. В то же время один из руководителей реставрационной группы отметил, насколько неоднозначным был политический контекст: «Было очень обидно слышать критику в свой адрес в связи с начавшейся травлей Ю.М. Лужкова. Также на открытие не приехал ни Д.А. Медведев, ни В.В. Путин»18. Опальность уходящего мэра Ю. Лужкова негативно отразилась на реставраторах и на самом памятнике. Реставрацию обсуждали как чрезмерно затратную: «.мне никогда этот памятник не нравился. Столько денег на реконструкцию потратили, лучше бы в детские дома отдали»19.
Упоминания о «Рабочем и колхознице» с отсылкой к советскому прошлому нередки в коммунистических СМИ. Так, Д. Дубовен-ко в коммунистической газете «Правда» за август 2012 г. пишет о 25-м Кипрском фестивале молодежи20. В рамках статьи он упоминает, что на входе в здание фестиваля стоит уменьшенная копия памятника «Рабочий и колхозница», что вызывает улыбку гордости у русского человека: «У нас много общего. Каждый год 1 Мая федерация организует массовые митинги и шествия. Транспаранты, красные флаги, лозунги - всё напоминает о советском прошлом». Таким образом, памятник представляется читателю символом эпохи, вызывающим гордость и олицетворяющим величие СССР.
Также в СМИ последних лет поднимается вопрос о всплеске интереса к советской архитектуре как к наблюдаемому тренду: «До недавнего времени гигантские дома с огромными портиками и устремленными в светлое будущее фигурами счастливых строителей коммунизма казались инородными телами в исторической застройке Москвы. Но вот им присваивают статус памятников истории и культуры, ставят на охрану и реставрируют. Что случилось? С чего это вдруг мы полюбили то, что еще недавно недолюблива-
ли?»21. Больше всего при этом обсуждается именно «Рабочий и колхозница», поскольку «летящие в едином порыве, взмывающие ввысь, эти люди-символы прославляют государство победившего народовластия».
Не политизированные медиаресурсы в 2011-2013 гг. сообщают читателю о различных артсобытиях, проходящих в выставочном центре «Рабочий и колхозница». В целом прослеживается общий позитивный фон, памятник по-прежнему воспринимается как гордость страны, символ силы государства и советского прошлого. Негативные выступления связаны с непрозрачностью финансирования в ходе реставрационных работ, чрезмерными затратами бюджетных ресурсов. В публикациях 2012-2013 гг. продолжается обсуждение факта, что «Рабочий и колхозница» является одним из самых дорогостоящих московских памятников за последние 20 лет22.
Следует отметить, что исходная структура музейных выставок «Рабочего и колхозницы» отличалась о той, которая функционирует на данный момент. После реставрации в течение двух лет (с 2010 до 2012 г.) соблюдался следующий формат. Три верхних этажа занимали сменные экспозиции, в основном посвященные советскому периоду 30-х годов (развитию техники и отражению того времени в работах художников). На первом этаже были размещены небольшие постоянные экспозиции: первая - о становлении сталинского стиля в архитектуре 1930-х годов, и вторая - архивные документы и фотографии, макеты сооружений, живописные работы и скульптура, а также мемориальные вещи, принадлежащие Б. Иофану и В. Мухиной; демонстрировался фильм о творчестве В. Мухиной и о подготовке к Всемирной выставке 1937 г.
Интересно, что в 2012 г. планировалось поддерживать профиль музея в рамках истории СССР. М. Лошак, артдиректор МВО «Столица», в которое входит и комплекс «Рабочий и колхозница», озвучил эту идею в интервью: «Из "Рабочего и колхозницы" планируется сделать музей, посвященный истории СССР. Одна из его будущих выставок так и будет называться - "История СССР в коврах"... Откроется зал, где будут демонстрироваться киноленты студии "Мосфильм"»23.
Однако с января 2013 г. произошло несколько изменений в статусе и функционировании памятника-музея. Во-первых, му-зейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» присоединили к музейно-выставочному объединению «Манеж». Как следствие, формат выставочных мероприятий был переориентирован на общегородскую досуговую тематику, исчез официальный сайт «Рабочего
и колхозницы», информация об экскурсиях перестала обновляться. Историческая экспозиция, посвященная Мухиной и Иофану, была сильно сокращена. Вместо этого в музее стали проводиться выставки для взрослых и детей, которые совершенно не связаны тематически с советским прошлым (выставка детской школы искусств, выставка фоторабот «Мужские игры» и т. д.). Таким образом, символическая целостность памятника-музея была нарушена.
В противовес отсутствию официального сайта монумента отметим наличие нескольких неофициальных сайтов, где посетители обмениваются актуальной информацией о посещении музейно-вы-ставочного центра, об основных исторических материалах24. Наличие такой неофициальной активности подтверждает важность данного исторического объекта для общественного сознания.
Интересно было изучить отзывы посетителей музея-памятника. Примечательно, что подавляющее большинство отзывов имеет позитивную окраску. Люди, которые оставляли отзывы, знакомы с историей памятника, считают его олицетворением советской эпохи, напоминанием о существовавшем СССР, памятником человеческим возможностям. По мнению посетителей музея, киностудия «Мосфильм» сделала его своим символом неслучайно, так как «фильмы того времени были посвящены рабочим подвигам и жизни трудовых коллективов». Соответственно «в советский период не было людей, которые не знали бы о существовании памятника "Рабочий и колхозница"». Таким образом, символика «Рабочего и колхозницы» достаточно глубоко укоренена в сознании россиян и интерпретируется положительно.
Интервью с посетителями музейно-выставочного комплекса говорят о том, что посетителям это место нравится прежде всего как историческая достопримечательность, а не как музей: «Это такая достопримечательность. Причем, когда памятник был на старом постаменте, еще не было никакого музея. А тут вроде памятник отреставрирован. И музей вдруг открыли. А мы с тех пор так и не были.», «Мне всё это очень даже импонирует - сохранение истории, какая бы она ни была» (посетители возле «Рабочего и колхозницы», 20-25 лет, март 2014 г.). В условиях, когда жители нашей страны не обладают достаточным объемом непротиворечивой коллективной памяти для формирования национальной идентичности, «Рабочий и колхозница» являются одной из точек опоры на мирную, неопасную повседневность прошлого.
Текущий репертуар выставок музейно-выставочного центра вступает в противоречие с памятником «Рабочий и колхозница». Экспозиции о советском прошлом в настоящий момент не демон-
стрируются (2014 г.). Однако сама скульптура «Рабочий и колхозница», по мнению посетителей данного места памяти, по-прежнему является ярким символом городского пространства столицы. Посетители активно фотографируются на ее фоне, интересуются композицией «Рабочего и колхозницы», с готовностью рассказывают интервьюерам об истории памятника. Впрочем, с такой же частотой фотографируются и с расположенной на той же территории малой скульптурной формой «Я люблю Москву».
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» - одна из столичных достопримечательностей. Это памятник монументального искусства, символ советской эпохи. За период его существования наблюдались попытки пересмотра идеологического содержания. В политике памяти отражалось критическое восприятие советского периода в истории страны, в результате происходил перенос этого восприятия на памятник. Волна негативного отношения к памятнику была связана с затратными реставрационными работами. Несмотря на это, «Рабочий и колхозница» по-прежнему является заметным сооружением в городском пространстве столицы и узнаваемым объектом, символически обращенным к позитивной стороне советского прошлого.
В настоящий момент мы наблюдаем противоречие в воспроизводстве памяти о прошлом: один контекст создается через символику «Рабочего и колхозницы», другой - через те материалы, которые предлагает музейный комплекс. Объединение музея с более крупной структурой Департамента культуры г. Москвы привело к тому, что в музее стали проводиться разноплановые выставки, никак не связанные с историей самого памятника. В отличие от скульптуры сам музей стал частью публичного пространства без своего собственного исторического лица. Внешняя символика при этом обращена к прошлому. В результате посетители в первую очередь рассказывают об истории памятника, но не о его нынешнем использовании в качестве общетематического музея.
Примечания
1 Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.
2 Репина Л.П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 3.
3 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зепкипа. М.: Новое издательство, 2007. С. 24.
4 Репина Л.П. Указ. соч. С. 5.
5 Миллер А.О. О политике памяти [Электронный ресурс] // The Prime Russian Magazine. URL: http://primerussia.ru/article_materials/13 (дата обращения: 30.11.2014).
6 10 наблюдений и 13 интервью, объем публикационного массива - свыше 60 единиц. Автор выражает благодарность за участие в первичном сборе данных магистрантке НИУ ВШЭ Н. Дапиловой, студентам РГГУ О. Бессмертной, С. Заботипой, О. Мохпачевой, Н. Курносовой, П. Кривошеевой, Ю. Королевой.
7 «Рабочий и колхозница». Сложная судьба эталона соцреализма [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20070411/63472592.html (дата обращения: 30.11.2014).
8 Там же.
9 Миллер А.О. Указ. соч.
10 См., например: Костиков Р. Опи уходят [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/192043 (дата обращения: 30.11.2014); «Рабочего и колхозницу» американцам не продадут [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=181545 (дата обращения: 30.11.2014); Папилова Ю. «Рабочий и колхозница» пока невыездные [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/192428 (дата обращения: 30.11.2014).
11 См., например: Пуля И. У стальных людей - не железное здоровье [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2006/04/03/ skulptura.html (дата обращения: 30.11.2014); Ветрова В. Рабочий и колхозница загостились в ангаре [Электронный ресурс] // Труд. URL: http://www.trud. ru/article/15-03-2006/101753_rabochij_i_kolxoznitsa_zagostilis_v_angare.html (дата обращения: 30.11.2014).
12 «Рабочий и колхозница». Сложная судьба эталона соцреализма [Электронный ресурс].
13 Рабочий и колхозница (памятник па ВДНХ) [Электронный ресурс] // Бо-соногое.ру - сайт о нашем счастливом советском детстве. URL: http://www. bosonogoe.ru/blog/23.html (дата обращения: 30.11.2014).
14 МВЦ «Рабочий и колхозница» па ВДНХ [Электронный ресурс] // ВДНХ-отдых. URL: http://вднх-отдых.рф/mvc-rabochij-i-kolxoznica (дата обращения: 30.11.2014).
15 Кан А. «Рабочий и колхозница» - идеология или искусство? Интервью с внучкой В. Мухиной [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. URL: http:// www.bbc.co.uk/russian/entertainment/2009/12/091207_muhina_monument. shtml (дата обращения: 30.11.2014).
16 Форум «Клуб Я.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://clubs. ya.ru/4611686018427387983/replies.xml?item_no=3486 (дата обращения: 10.03.2014).
17 Мэр Москвы открыл музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/moscow/ 20100904/272249208.html (дата обращения: 30.11.2014).
18 Интервью проведено П. Кривошеевой.
19 «Рабочий и колхозница» снова на месте [Электронный ресурс] // Италия по-русски. URL: http: //italia-ru.com/forums/2009/12/04/rabochii-kolkhoznitsa-snova-meste (дата обращения: 30.11.2014).
20 Дубовенко Д. Советский опыт вдохновляет новое поколение [Электронный ресурс] // Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации». URL: http://kprf.ru/pravda/issues/2012/83/article-40217/ (дата обращения: 30.06.2015).
21 Кашницкий С. Сталинский ампир: юбилей имперского стиля // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/culture/35113 (дата обращения: 30.11.2014).
22 Мерцалова А. Цена камня: сколько стоят самые дорогие московские памятники [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/realty/ city/37278 (дата обращения: 30.11.2014).
23 В «Рабочем и колхознице» будут показывать картины «Мосфильма» [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «MK.ru». URL: http:// www.mk.ru/moscow/news/2012/09/17/749495-v-rabochem-i-kolhoznitse-budut-pokazyivat-kartinyi-mosfilma.html (дата обращения: 30.11.2014).
24 МВЦ «Рабочий и колхозница» на ВДНХ [Электронный ресурс].