УЕБТЫНС
мвви
УДК 69 + 730
Т.А. Молокова
ФГБОУВПО «МГСУ»
СКУЛЬПТУРА В.И. МУХИНОЙ «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»: СТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
Рассмотрены проблемы создания и реконструкции известной скульптурной группы В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданной в 1930-е гг. для советского павильона Всемирной выставки (1937 г) в Париже. Изучены конструктивные и культурологические особенности памятника, отмечен синтез архитектуры и скульптуры в павильоне Б.М. Иофана. Проведен сравнительный анализ скульптуры до и после реконструкции с особым вниманием на строительные аспекты, в т.ч. на строительство нового современного павильона-постамента скульптурной группы.
Ключевые слова: строительство, архитектура, скульптура, реконструкция, павильон, конструктивные основы, композиция, нержавеющая сталь, контактная точечная электросварка, постамент.
Сегодня трудно представить себе Москву без известной на весь мир скульптурной группы «Рабочий и колхозница» — главного произведения В.И. Мухиной (1889—1953). История создания этого уникального произведения монументального искусства, ставшего символом нашей страны в период строительства социализма, до сих пор вызывает определенный интерес не только у искусствоведов, скульпторов, архитекторов, но и у строителей, так как именно строительные составляющие имели огромное значение в возведении и дальнейшей реконструкции этого памятника ушедшей эпохи.
В 1930-е гг. происходили серьезные события не только в нашей стране в целом, но и в архитектуре в частности. В 1932 г. образовался Союз советских архитекторов, сгладились резкие противоречия между конструктивистами и традиционалистами. Успехи индустриализации, пуск новых заводов и фабрик, строительство Днепрогэса, Магнитогорска, Турксиба и других гигантов тяжелой промышленности порождали энтузиазм и патриотические порывы в искусстве, в т.ч. в архитектуре и скульптуре. Тогда же появилась идея пафосного, прославляющего нашу страну и ее людей, искусства. При этом деятели культуры в своем творчестве опирались на культурное наследие прошлых эпох, на мировой художественный опыт.
Именно такую архитектуру предложил Б.М. Иофан (1891—1976) в своем конкурсном проекте советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Воспитанный в традициях классической школы, в свое время он тщательно изучил старую архитектуру Италии, в то же время прекрасно знал современную ему западную практику. Б.М. Иофан в своем творчестве проявлял особый интерес к синтезу архитектуры и скульптуры в масштабах одного здания, что нашло отражение в ряде его работ, где скульптура использовалась в декоративных целях, были рельефы, отдельные группы на пилонах и пр. Но именно в Парижском павильоне Иофан исходит из «однообъектного» объеди-
нения архитектуры со скульптурой. Позже архитектор писал: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи...
Советский павильон представляется как здание с динамичными формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой» [1].
Особенностью строительства павильона в Париже было и то, что он сооружался над тоннелем, проложенным для пропуска уличного движения по территории выставки. Это вызвало необходимость в специфических инженерных конструкциях (кстати, сегодня павильон-постамент «Рабочий и колхозница» также находится рядом с транспортным тоннелем на проспекте Мира). Б.М. Иофан писал, что образ скульптуры родился у него во время работы над проектом павильона «.юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот» [2].
Был объявлен конкурс на проект статуи «Рабочий и колхозница», в котором победила В.И. Мухина. К этому времени она уже проявила себя как мастер преимущественно монументального направления. На ее счету были проекты памятников Н.И. Новикову, В.М. Загорскому, а также монументы «Освобожденный труд» (1919 г.), «Пламя революции» (1922—1923 гг.), «Крестьянка» (1927 г.). В начале 1936 г. в одной из журнальных статей под названием «Я хочу показать в моих работах нового человека» В.И. Мухина так сформулировала свое творческое кредо: «Образ творца — строителя нашей жизни, в какой бы сфере он ни работал, вдохновляет меня больше, чем какой-либо другой» [3].
В.И. Мухина всегда стремилась работать в архитектуре, понимая при этом, что это накладывает некоторые ограничения на деятельность скульптора, но одновременно дает и ряд преимуществ. Она говорила о необходимости связи скульптуры с архитектоническими и конструктивными основами сооружения. Не случайно работа над статуей для Парижского павильона так увлекла ее. В.И. Мухина приняла общую идею композиции Б.М. Иофана: две фигуры, делающие шаг вперед, подняв над головами руки, держат серп и молот. При этом В.И. Мухина высказала свою точку зрения, что группа должна выражать не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который повсюду в нашей стране. Исходя из этой трактовки образов, В.И. Мухина решала пластические задачи, опираясь на свой опыт работы в архитектуре. Она резко усилила горизонтальную направленность группы и движение статуи вперед. Существенной частью композиции стало полотнище материи, как бы летящее за фигурами. Создание этой летящей материи дало возможность скульптору решить целый ряд пластических задач. Мухина писала: «Этот "шарф" был настолько необходим, что без него развалилась бы вся композиция и связь статуи со зданием» [1]. Шарф обеспечивал ажурность статуи, он подчеркивал новизну и специфические пластические качества необычного скульптурного материала — нержавеющей хромоникелевой серебристой стали. Откинутая назад рука женщины сжата в кулак и держит конец развева-
ющегося полотнища. Мужская рука повернута вниз раскрытой ладонью. Этот жест, по замыслу автора, символизировал бесконечные просторы огромной страны. За рукой стального рабочего раскинулась советская страна, в которой трудятся миллионы людей труда. Невольно возникает аналогия с другой простертой рукой — рукой Петра I в памятнике Э. Фальконе, которая символизировала разбуженную Великим царем Россию.
В.И. Мухина увлеченно работала над одеждой, выбрав для своих героев костюмы наименее подверженные влиянию времени и моды, которые как бы характеризовали их профессии — рабочий комбинезон для мужчины и сарафан для женщины, оставляющие обнаженными плечи и шеи персонажей, не скрывающие форм торсов и ног колхозницы. Кроме этого, складки юбки как бы развеваются от ветра, усиливая впечатление стремительного движения. Интересно, что прообразом мухинской героини стала 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская. В 1931 г. она работала телефонисткой в НКВД и полностью соответствовала определению «комсомолка, спортсменка, красавица». Когда девушка с друзьями возвращалась из Серебряного Бора, на нее обратили внимание сидевшие в парке на скамейке скульптор Н.А. Андреев (1873—1932) и В.И. Мухина и предложили позировать. После долгих раздумий Аня согласилась, так именно она стала символом страны Советов. А.И. Богоявленская прожила долгую, сложную жизнь. В старости, оставшись одинокой, столичная жительница переехала в деревню Верхнее Ламоново Тульской области, где, как и ее героиня, занялась сельским хозяйством и увлеклась искусством. Она выкладывала картины из соломы, некоторые из них выставлялись в музее г. Алексина. О своем отношении к мухинской скульптуре откровенно говорила: «Не нравится. Большая она, грубая какая-то. Сделали бы ее гладенькой что ли, а то из каких-то лоскутков... Но я похоже получилась. Просто какая была — такую и сделали» [5]. Кто явился прообразом ее «вечного» спутника, она не знает, не встречалась с ним никогда в жизни.
Основной стальной каркас скульптурной группы изготовлялся на заводе «Стальмост», детали статуи и ее полная сборка производились опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ) под руководством профессора П.Н. Львова. Именно он сыграл важную роль в процессе сборки статуи в Москве и в Париже, являясь автором метода и специального приспособления для контактной точечной электросварки нержавеющей стали. Для инженеров, которым поручили постройку этой более чем 24-метровой металлической статуи с оболочкой из листовой стали, это было совершенно новым делом, не имеющим примеров в истории техники. Консультантом проекта был видный ученый, специалист по металлическим конструкциям, профессор МИСИ Н.С. Стрелецкий (1885—1967). В 1933 г. он основал и возглавил в МИСИ кафедру металлических конструкций, которой руководил, будучи членом-корреспондентом АН СССР, Героем социалистического труда, вплоть до своей кончины. В 1930-х гг. им было начато статистическое исследование свойств строительных сталей и изменчивости нагрузок, которое положило начало разработке методики расчета конструкций по предельным состояниям [6]. Крупный специалист в области металлических конструкций, Н.С. Стрелецкий назвал конструкцию скульптурной группы «экзотической». Сборка конструк-
ции была очень ответственной, ошибка в 1.2 мм вела к крупным искажениям. В целом в процессе изготовления статуи в натуральную величину на поверхности модели было замерено около 200 тысяч координатных точек, в этой работе участвовало 23 техника. Стальные листы сваривались специальными аппаратами, сконструированными по проектам П.Н. Львова. Скрепленные точечной сваркой листы выправлялись в форме, а затем еще соединялись легким металлическим каркасом. На швы накладывались укрепления из углового железа. В.И. Мухина и ее помощники непосредственно участвовали в производственном процессе, они вместе с рабочими соединяли отдельные листы стали, сваривая их при помощи сварочной машины. Вся работа длилась около 4 месяцев, при этом энтузиазм был таков, что рабочие, техники, инженеры, забыв об отдыхе, не выходили из цеха сутками. С инженерной точки зрения самым трудным элементом композиции стал развевающийся шарф. Его длина составляла 30 м, вынос 10 м, весил он 5,5 т и должен был держаться по горизонтали без подпорки. Этот шарф был одним из важнейших композиционных узлов, образно связывающих скульптурную группу с архитектурой павильона. Инженеры Б. Дзержкович и А. Прихожан рассчитали специальную ферму для шарфа, обеспечившую его свободное положение в пространстве, и вскоре произвели ее сварку.
В марте 1937 г. началась сборка статуи. В работе участвовало 160 человек, которые работали в три смены, используя 35-метровый кран с выносом стрелы в 15 м. Когда работы были закончены, уточнили габариты монумента: высота его до конца серпа — 23,5 м, длина руки рабочего — 8,5 м, высота его головы — более 2 м, общий вес статуи — почти 75 т, в т.ч. вес стальной листовой оболочки — 9 т [1]. Сразу же приступили к разборке статуи, ее разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и отправили в 28 вагонах в Париж. Там сборка скульптурной группы была завершена силами советских специалистов и с помощью 28 французских рабочих всего за 11 дней. 25 мая 1937 г. «Рабочий и колхозница» гордо возвысились над Парижем. Парижане и многочисленные гости Всемирной выставки с восторгом восприняли невиданное ранее произведение искусства. Французы сравнивали скульптуру с классическими статуями Древней Греции [8], на что автор, Вера Игнатьевна Мухина, реагировала со свойственной ей скромностью, она говорила: «Высшая радость художника — быть понятым». Советский павильон на Всемирной выставке в Париже получил «Гран-при». Французы просили оставить монумент Мухиной в Париже, но правительство СССР распорядилось вернуть его в Москву. Было решено установить его к открытию в столице СССР 1 августа 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Так, после окончания работы Парижской выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву, где ее смонтировали на постаменте в три раза ниже Парижского павильона у северного входа на ВСХВ (в настоящее время ВВЦ). Сама В.И. Мухина неоднократно высказывала свои возражения против такой установки скульптуры, как она говорила «на пеньке», но при жизни ей не удалось настоять на более высоком постаменте. Практически почти полвека ее коллеги и друзья обращались в различные инстанции с просьбой произвести переустановку скульптурной группы на более высокий постамент, но уже к 1980 гг. авторитетная комиссия
установила, что внутренний металлический каркас нуждается в полной замене из-за коррозии, поэтому переноса на новый постамент скульптура может просто «не пережить».
В сложные для нашей страны 1990-е гг., после распада СССР часто сносили памятники вождям революции и строителям социализма, показывая тем самым, что новая Россия порывает со своим социалистическим прошлым. И в этой обстановке неожиданно для всех в марте 1998 г. скульптура В.И. Мухиной оказалась «одетой» в огромное полотнище российского триколора (худ. И. Ортегова), тем самым, с одной стороны, демонстрируя, что «Рабочий и колхозница» остаются и при новом режиме символом обновленной России, с другой стороны, привлекая внимание общественности к необходимости срочной реставрации монумента.
В январе 2002 г. было принято постановление Правительства Москвы о реставрации скульптурной композиции «Рабочий и колхозница». Руководителем проекта реставрации был назначен скульптор В.М. Церковников. В сентябре 2003 г. было принято решение срочно разобрать монумент на части. 40 фрагментов поместили в опытно-экспериментальном цехе НИИ строительных конструкций. Над ним работали реставраторы, а в помощь им были привлечены авиаторы. Специалисты ВНИИ авиационных материалов каждый фрагмент просветили рентгеном, каждый миллиметр стали обследовали с лупой в руках. 250 стальных листов заменили полностью. Были написаны 120 томов отчетов о состоянии монумента, в которых 6 тыс. отдельных листов нержавеющей стали были признаны в той или иной степени коррозийными. Придумали рецепт чудо-пасты, удаляющей повреждения и одновременно укрепляющей сталь. Внутренний силовой каркас был практически полностью разрушен, поэтому новый «скелет» монумента было решено изготовить на Белгородском заводе металлоконструкций ЗАО «Энергомаш». По словам В.М. Церковникова: «В процессе реставрации пришлось полностью заменить 250 квадратных метров оболочки, оставшиеся листы требовали фрагментарной реставрации» [9]. В 2005 г. возникли проблемы с финансированием строительства павильона-постамента, и только в 2009 г. правительством Москвы были выделены деньги. В середине года работа началась. Было принято решение передвинуть скульптуру на 70 м ближе к проспекту Мира для лучшего обозрения. Павильон решено сделать, как в Париже, длиной 65,5 м, пилон-постамент — 34,5 м, сама скульптура — 24,5 м. В августе был построен бетонный павильон, а рядом возвели из легких конструкций ангар для сборки скульптуры. Главный реставратор В.М. Церковников сообщил, что группа состоит из 6 тыс. листов нержавеющей стали толщиной от 0,5 до 2 мм. Новый внутренний каркас стал в два раза тяжелее. Всю скульптуру сгруппировали в 42 блока, которые при необходимости можно менять. К 25 ноября 2009 г. скульптурная группа была собрана в ангаре. Ее вес составил 185 т, из них 125 т весит каркас. Пока собирали скульптуру, шла облицовка павильона-постамента гранитом 7 цветов: от темно-коричневого до золотистого (в Париже павильон был облицован мрамором). Над центральным входом несущего пилона был вмонтирован герб Советского Союза образца 1937 г. весом 9 т, выполненный по эскизу знаменитого художника Владимира Фаворского, сохраненный в музее архитектуры. Справа и слева от павильона
расположены горизонтальные стелы, украшенные бронзовыми горельефами на тему «Дружба народов 11 союзных республик».
Для подъема скульптуры на постамент из Финляндии был привезен и собран уникальный кран и 28 ноября 2009 г. финские специалисты менее чем за час установили скульптурную группу на свое место. Этого события москвичи ждали 6 лет. 4 сентября 2010 г. в павильоне-постаменте открыт музейно-вы-ставочный центр «Рабочий и колхозница», экспозиционная площадь которого составляет примерно 3,2 тыс. м2.
В 2013 г. исполняется 60 лет со дня смерти Веры Игнатьевны Мухиной, хочется верить, что она осталась бы довольна тем, что главное ее творение наконец-то имеет достойный постамент, внутри которого подробно представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.
Библиографический список
1. Воронов Н.В. Рабочий и колхозница. М. : Московский рабочий, 1990. 78 с.
2. Самин Д.К. Самые знаменитые зодчие России. М. : Вече, 2004. 43 с.
3. «Рабочий и колхозница» // Скульптура и время / Автор-составитель О. Костина. М. : Советский художник, 1987. 101 с.
4. Гурьянова И. Колхозница — это я // Московские ведомости. 20 марта 2000 г. № 10(158). С. 3.
5. Московский государственный строительный университет: история и современность. М. : Изд-во АСВ, 2001. С. 130—131.
6. Молокова Т.А., Фролов В.П. Памятники культуры Москвы: из прошлого в будущее. М. : Изд-во АСВ, 2010. 121 с.
9. Московское наследие. 2009. № 9. С. 46.
Поступила в редакцию в апреле 2013 г.
Об авторе: Молокова Татьяна Алексеевна — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-21-29, history@mgsu.ru.
Для цитирования: Молокова Т.А. Скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»: строительные аспекты создания и реконструкции // Вестник МГСУ. 2013. № 6. С. 35—41.
T.A. Molokova
V.I. MUKHINA'S SCULPTURE «WORKER AND COLLECTIVE FARM GIRL»: CONSTRUCTION ASPECTS OF CREATION AND RECONSTRUCTION
The article covers the problems of reconstruction of the famous sculptural group designed by V.I. Mukhina «Worker and Collective Farm Girl», created in the 1930s for the Soviet pavilion of the universal exposition in Paris in 1937. The author considers the structural and cultural features of the monument and drives attention to the synthesis of architecture and sculpture in the pavilion designed by B.M. Iofan.
The author also emphasizes some constructive features of the sculpture such as the scarf which is an important compositional and constructive element, and describes the process of preparation of the sculpture to construction in Paris and assembly in Moscow after The Paris World Exposition. The author touches the problem of the sculpture installation in Soviet period.
The author performs a comparative analysis of the sculpture before and after its reconstruction and covers the aspects of construction works, including the construction of a new modern pavilion, or a pedestal for the sculpture.
Key words: construction, architecture, sculpture, reconstruction, pavilion, structure foundation, composition, stainless steel, contact point, electric welding, pedestal.
References
1. Voronov N.V. Rabochiy i kolkhoznitsa [Worker and Collective Farmer Girl]. Moscow, Moskovski Rabochi Publ., 1990, p. 78.
2. Samin D.K. Samye znamenitye zodchie Rossii [The Most Famous Architects of Russia]. Moscow, Veche Publ., 2004, 43 p.
3. Kostina O. «Rabochiy i kolkhoznitsa». Skul'ptura i vremya [Worker and Collective Farmer Girl. Sculpture and Time]. Moscow, Sovetski Khudozhnik Publ., 1987, 100 p.
4. Gur'yanova I. Kolkhoznitsa — eto ya [I Am the Collective Farm Girl]. Moskovskie ve-domosti [Moscow Chronicles]. No. 10(158), March 20, 2000, p. 3.
5. Moskovskiy Gosudarstvennyy Stroitel'nyy Universitet: istoriya i sovremennost' [Moscow State University of Civil Engineering: History and Present Days]. Moscow, 2001, ASV Publ., pp. 130—131.
7. Molokova T.A., Frolov V.P. Pamyatniki kul'tury Moskvy: iz proshlogo v budushchee [Landmarks of Moscow Culture: from the Past into the Future]. Moscow, ASV Publ., 2010, 121 p.
9. Moskovskoe nasledie [Moscow Legacy]. 2009, no. 9, p. 46.
About the author: Molokova Tat'yana Alekseevna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chair, Department of History and Culture Studies, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; history@mgsu.ru; +7 (499) 183-21-29.
For citation: Molokova T.A. Skul''ptura V.I. Mukhinoy «Rabochiy i kolkhoznitsa»: stroitel''nye aspekty sozdaniya i rekonstruktsii [V.I. Mukhina's Sculpture «Worker and Collective Farm Girl»: Construction Aspects of Creation and Reconstruction]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 5, pp. 35—41.