Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
УДК 378
З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Модернизация профессиональной подготовки будущего учителя в последние два десятилетия связана с изменением содержания образования (приняты и реализуются ФГОС, обсуждается Профессиональный стандарт педагога) и требований к организации образовательного процесса. В ФГОС ВПО определены требования к подготовке будущего учителя: способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5) (ФГОС ВПО, 2011; п.5.2). Но именно в Профстандарте педагога прописано требование «уметь использовать средства музейной педагогики».
Общетеоретические вопросы музейной педагогики, формирование личности ребенка на различных возрастных этапах с использованием музейной педагогики, значение музейной педагогики в подготовке будущего учителя рассмотрены в трудах многих ученых. Как показал обзор научно-педагогической литературы, проблема использования средств музейной педагогики при формировании личности будущего учителя освещена недостаточно, что подтверждает актуальность проведенного авторами статьи исследования.
В настоящей статье авторы описывают опыт решения задачи формирования личности будущего учителя в условиях педагогического вуза при изучении учебного курса «История педагогики и образования». Мы предлагаем сочетать теоретическую и практическую работу по изучению истории педагогики (лекции, семинары, изучение первоисточников и др.) с организацией внеучебной деятельности по предмету, используя технологию музейной педагогики (подготовка музейных экспозиций, творческо-поисковая деятельность, защита проектов, театрализация)1.
В современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». На сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Одни авторы (М. В. Кларин, В. М. Монахов и др.) понимают педагогическую технологию как совокупность установок, определяющих формы, методы и способы достижения педагогической цели. В определениях других (С. М. Вишнякова, Е. В. Ширшов и др.), педагогическая технология предстает как некий набор технологических процедур, обеспечивающих воспроизводимость и гарантированность результата. Важной характеристикой педагогических технологий, по мнению этих авторов, является измеримость и
1 Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Яковлева Е. Н. Музейная педагогика как технология профессионального образования педагога // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Сб. статей по материалам Международ. науч.-практ. конф. СПб., 2013. Ч. 1. С. 221-226.
149
З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова
Музейная педагогика как технология ...
воспроизводимость результатов. Любая технология обучения должна удовлетворять главным методологическим требованиям, таким как: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
В обсуждаемом на сегодняшний день Проекте профессионального стандарта педагога выделено требование «владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся» (Проект профессионального стандарта педагога (2013 г.)), что подчеркивает актуальность проведенного исследования. В современной школе достаточно редко используются возможности музейной педагогики при организации учебновоспитательного процесса, а педагогические вузы зачастую не готовы обучать основам музейной педагогики будущих учителей. Особенности музейно-педагогического подхода проявляются в следующем:
- музейная педагогика как форма подачи музейного материала предполагает использование общих принципов педагогики в специфических условиях открытой музейной среды;
- музейно-педагогический подход подразумевает диалог, когда посетитель рассматривается не как пассивный созерцатель музейных экспозиций, а активный участник процесса общения, осуществляемого в музейной среде;
- в основе музейно-педагогической деятельности лежит система или цикл музейных мероприятий для конкретной аудитории (детей, подростков, молодежи), причем центром восприятия является музейный предмет;
- музейная педагогика как технология активного обучения ориентирована на активное включение студентов в деятельность по созданию музейных экспозиций и сопровождению выставок, экскурсий.
Для решения задачи формирования общепедагогических компетенций в условиях педагогического вуза мы предлагаем вовлечь студентов - будущих педагогов в работу по созданию музейных экспозиций в рамках работы музея «История развития образования в России». Следует отметить, что исследовательская и экскурсионная деятельность студентов в музее позволяют им эмоционально окрасить получаемые знания по истории педа-гогики2.
Идея создания Музея истории образования и использование возможностей музейной педагогики в педагогическом вузе позволяют создавать условия формирования компетентного педагога, готового к реализации региональной образовательной политики. За пять лет существования музея в его работе приняло участие более 700 студентов физико-математического, филологического факультетов и факультета педагогики и психологии.
Для результативности деятельности студентов в процессе подготовки экспозиции было применено поэтапное планирование: организационный, исследовательский, экспозиционный, экспертный этапы.
Этап организационный традиционно подразумевал постановку целей и задач экспозиций, разработку тематики исследовательских проектов, распределение заданий по исследовательским группам и написание сценария.
Второй этап работы - исследовательский, направлен на поиск (изучение историкопедагогической литературы и архивных материалов) и систематизацию материала, под-
2 Они же. Формирование культурно-просветительской компетентности будущего учителя посредством музейной педагогики // Образование и наука. 2013. № 2 (101). С. 147-156.
150
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
разумевает консультацию с преподавателем-сотрудником музея, подготовку студентами историко-педагогических исследований в форме медиапрезентаций и видеофильмов.
Экспозиционный этап включает оформление выставочных экспонатов и экспозиций (фотографии, плакаты и др.), участие в проведении экскурсий с элементами театрализации. Фонды музея насчитывают более 2 500 предметов и постоянно пополняются новыми материалами из семейных архивов студентов, преподавателей и сотрудников Лесосибирского педагогического института (далее - ЛПИ), гостей музея.
Важнейшим этапом подготовки экспозиции музея, на наш взгляд, стал этап экспертный. Именно в ходе экспертизы рождаются новые идеи музея.
За время работы музея было подготовлено более 20 экспозиций по разной тематике: «Детские и молодежные организации России ХХ в.»; «История студенчества», «Развитие педагогического образования в России», «Просветительская деятельность декабристов в Сибири», «История детской игрушки», «История развития ТСО», «История детских театров и концертов в России», «История школьной формы», «История гимназического образования в России» и др.3
Большую роль в формировании общепрофессиональных компетенций студентов, в контексте использования технологии музейной педагогики, играет экскурсионная работа со школьниками. Ученики проявляют неподдельный интерес к экспонатам музея, которые можно не только рассматривать, но и потрогать. Разновозрастной состав посетителей (5-11 классы) музея предполагает адаптацию рассказа экскурсовода к возрастным интересам.
Перед изучением курса «История педагогики и образования» и работой по подготовке и проведению музейной экспозиции студенты (2-4 курс) заполняют анкету, в которой отмечают собственный уровень сформированное™ общепрофессиональных компетенций. Нами были опрошены 50 студентов физико-математического и филологического факультетов ЛПИ.
Таблица 1.
Изучение сформированности общепрофессиональных компетенций у студентов педвуза
Компетенции уровни, %
в с н
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); 37,5 54,2 8,3
Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); 29,2 66,7 4,2
Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); 41,7 50 8,3
Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); 70,8 20,8 8,3
Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5); 50 45,8 4,2
3 Лобанова О. Б., Кояокольникова З. У., Плеханова Е. М. Организация просветительской деятельности студентов педагогического вуза в процессе подготовки музейных экспозиций // Глобальный научный потенциал. 2012. № 2 (11). С. 43-46.
151
З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова
Музейная педагогика как технология ...
В результате опроса только 45,8 % студентов отметили высокий уровень сформированное™ у себя общепрофессиональных компетенций. В частности, такая компетенция, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4) имела наивысший показатель (70,8 % опрошенных), а такая компетенция, как способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач имела самый низкий показатель (ОПК-2) - 29,2 %. Стоит заметить, что также достаточно высокий уровень сформированности в спектре общепрофессиональных компетенций имеют следующие компетенции: владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) - 41,7 % опрошенных, способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания ОПК-5 (50 % опрошенных). Из пяти компетенций, составляющих группу общепрофессиональных компетенции, три (ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5) имеют показатели высокого уровня сфор-мированности у 40 % и более опрошенных студентов, что подтверждает эффективность работы музея по формированию общепрофессиональных компетенций.
Рефлексивный отчет включал написание отзывов и впечатлений по подготовке и проведению музейной экспозиции, почти все студенты оценивали свою деятельность в музее как интересную и полезную. Представляют интерес конкретные примеры отзывов студентов: «впечатления только положительные, так как мне представилась возможность ознакомиться со средствами обучения прошлого века», «очень интересно, открыл не только много нового для окружающих, но и для себя сделал открытие <.. .> получил опыт выступления перед публикой - это важно в нашем деле», «я, конечно, не был рад участвовать в проведении музейных экспозиций, но и не был против этого <...> участие в проведении помогло пересмотреть мне свои способности в организаторской деятельности, и лишний раз показало, как правильно выступать перед аудиторией, за это я и благодарен», «я считаю, что проведение музейных экспозиций позволяет студентам учиться работать с аудиторией, что пригодится в дальнейшем при работе учителем в школе», «было все очень интересно, сначала трудно выступать, но это я преодолел», «все было интересно: сам процесс добывать и обрабатывать информацию и преодолевать свои страхи», «благодаря музею можно узнать много нового, что не затрагивают в учебном процессе <...> очень интересно наблюдать за людьми в процессе подготовки, которые совершенствуют свое знание в выбранной теме», «интересно анализировать, видеть свои ошибки и ошибки других, чтобы в дальнейшем их не допускать», «особенно запомнилась коллективная работа студентов, взаимопомощь, понимание», «музей в целом, прошел интересно, подготовка и создание презентации разработало некоторую способность правильного извлечения из всей информации, только самую полезную и нужную, и наглядно-образного ее представления в виде презентации». Приведенные отзывы еще раз подтверждают наше предположение об эффективности использования музейной педагогики при формировании общепрофессиональных компетенций у студентов-будущих педагогов. Немаловажным является формирование спектра умений, связанных с представлением и защитой результатов творческо-поисковой работы будущего учителя. Студенты отмечают практико-ориентированный и деятельностный характер освоения новых знаний, возможность увидеть образцы выступления на публику, проанализировать свои и чужие ошибки, преодолеть трудности, присутствие эмоционального отклика на проделанную работу, формирование
152
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
способностей и приобретение собственного опыта, что собственно и составляет компетенцию.
Таким образом, приобщение студентов педагогического вуза к музейной работе с целью формирования общепедагогической компетенции, на наш взгляд, представляется эффективным, что подтверждают результаты опроса, анализ собственной педагогической деятельности авторов статьи и отзывов студентов о проделанной работе. Музейная педагогика, опираясь на теоретическую и практическую составляющие курса «История педагогики и образования», имеет большие возможности для формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.
Информация о статье
Авторы: Колокольникова Зульфия Ульфатовна - канд. пед. наук, доцент, Россия, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского Федерального университета, kolokolnikova zu@ mail.ru; Лобанова Ольга Борисовна - канд. пед. наук, доцент, Россия, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского Федерального университета, [email protected].
Заглавие: Музейная педагогика как технология формирования личности будущего учителя. Абстракт: В статье авторы показывают возможности музейной педагогики как технологии профессионального образования педагога в ходе организации музейных экспозиций и проведения экскурсий в музее «История развития образования в России» (создан в 2008 г. на кафедре педагогики Лесосибирского педагогического института); дают характеристику основных компонентов музейной педагогики как технологии профессионального образования; описывают опыт решения задачи формирования личности будущего учителя в условиях педагогического вуза при изучении учебного курса «История педагогики и образования» с использованием средств музейной педагогики; доказывают, что значительную роль в формировании общепрофессиональных компетенций студентов-будущих педагогов, в контексте использования технологии музейной педагогики, играет экскурсионная работа со школьниками.
Ключевые слова: Музей, музейная педагогика, технология, личность учителя, ФГОС ВПО, Профессиональный стандарт педагога.
Information on article
Authors: Kolokol’nikova Zulfiya Ulfatovna - Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor, Russia, Lesosobirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, kolokolnikova [email protected]; Lobanova Olga Borisovna - Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor, Russia, Lesosobirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University, [email protected]. Title: Museum pedagogy as the technology of the formation of teachers.
Abstract: In this article the authors show the possibilities of museum pedagogic as a technology for professional education of a teacher during the organization of museum exhibitions and guided tours in the Museum «The History of the development of education in Russia» (created in 2008 at the Department of pedagogy of Lesosibirsk Pedagogical Institute, branch of Siberian Federal University); give a description of the basic components of museum pedagogic as a technology professional education; describe the experience of solving the problem of the formation of future teachers in conditions of higher establishments in the study of the course «History of pedagogics and education» with the use of the funds of museum pedagogic; prove that a significant role in the formation of professional competence of students - future teachers, in the context of use of technologies of museum pedagogic, plays an excursion work with pupils.
Key words: Museum, museum pedagogy, technology, teacher’s personality, state educational standard of higher professional education, Professional standard for teacher.
153