28
Актуальные проблемы педагогики
]
С.В. Кахнович
Музейная педагогика
как средство социокультурного развития
детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему социокультурного развития детей дошкольного возраста. Под влиянием музейной педагогики у дошкольников накапливаются эстетические представления об окружающем мире предметов и человеческих отношений. Социокультурное развитие ребенка выражается в социальной адаптации к межличностным отношениям. Музейная педагогика ассимилирует всю полноту проявлений человеческих отношений и выступает средством социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: музейная педагогика, социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста, эстетическое воспитание, культура межличностных отношений.
Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности ребенка. Социокультурное развитие ребенка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, культурой социума в целом. Социальная ситуация развития создается, формируется взрослыми в процессе живого взаимодействия между ребенком и его окружением, ее можно охарактеризовать как уникальную для определенного возраста. Она не повторяется и изменяется с переходом с одного возрастного периода на другой. Социокультурные условия развития, которые созданы для
дошкольника, не могут удовлетворить потребности школьника, это уже совершенно иная система отношений.
Музейная педагогика ассимилирует в себе весь накопленный адаптированный социальный опыт человечества, представляя материал для сенсорной перцепции детей. Изобразительное искусство как специфическая форма отражения окружающей жизни, как педагогически адаптированный опыт человечества, позволяет развивать у детей дошкольного возраста практически все познавательные психические процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение и др., необходимые для дальнейшего совершенствования личностных качеств и творческих способностей.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. В процессе изобразительной деятельности формируются представления об окружающем предметном и социальном мире. Общение со взрослым является этапом познания социального мира. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром, передавая его отличительные особенности в художественном образе. Кроме того, у ребенка складывается отношение и к самому себе как к активному участнику этого процесса. Мы выделяем совокупность этих видов отношений: к предметному миру; к социальному миру окружающих людей; к самому себе.
Формирование личности ребенка охватывает совокупность выделенных видов отношений в соответствии с концепциями отечественных ученых Л.И. Божович [2], Л.С. Выготского [4], А.Н. Леонтьева [8] и др.
Изобразительная деятельность (рисование) является, по праву, первой образовательной деятельностью, в которой ребенок учится передавать свои впечатления об окружающей действительности не посредством слов, общения, а посредством художественных образов, знаков, символов, что, естественно, готовит его к овладению другими видами учебной деятельности: письму и чтению. Поэтому мы полагаем, что первыми учителями ребенка должны стать родители и, прежде всего, мама, а первой образовательной деятельностью - рисование. Ребенок примерно в возрасте одного года и шести месяцев начинает самостоятельно, но под присмотром взрослого, рисовать точки, линии, штрихи.
Процесс социализации наиболее эффективно проходит в изобразительной деятельности. Социализация ребенка отражает опыт его духовного вхождения в общество. Причем преобладание положительных или отрицательных аспектов в процессах социализации личности ребенка в период его детства создает предпосылки для последующей позитивной или негативной социализации вполне взрослого человека. Необходимо отметить, что отрицательные аспекты социализации в детские годы при-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
водят к девиантному (маргинальному) или даже преступному поведению человека. Поэтому истоки социализации следует искать в детстве. Современная социология выделяет четыре этапа социализации человека: первый этап характеризуется первичным опытом общения с близкими взрослыми в раннем детстве; второй этап - это передача культуры как формы деятельности через социальные институты; третий связан с категорией интерактивного общения и взаимовлияния людей в процессе их совместной деятельности и, наконец, четвертый этап определяется через возможности саморегуляции поведения, социальное приспособление, воспитание, социокультурное совершенствование личности человека как результата положительных аспектов социализации в детские годы (Г.М. Андреева [1], А.И. Кравченко [6], В.Н. Панферов [10] и др.).
С детьми дошкольного возраста, начиная с 3-х лет, можно посещать музей, в частности, выставки художественных работ, останавливаясь на доступном для них дидактическом материале, а также использовать репродукции картин для рассматривания. При восприятии произведений изобразительного искусства дети дошкольного возраста не только знакомятся с индивидуальным стилем и техникой художника, но и с его личностными особенностями, получают библиографические сведения, проникаются мыслью о безграничности человеческих возможностей в искусстве, приобретают важные личностные качества - уважение к творческой самобытности человека, умение понимать других людей.
Под музейной педагогикой мы понимаем педагогическое направление, имеющее обучающие, а также воспитательные и развивающие признаки восприятия произведений широко признанных мастеров изобразительного искусства, в том числе декоративного, прикладного и народного искусства. К слову, народное изобразительное искусство наиболее близко детскому творчеству своей яркостью красок и простой формой.
Музейная педагогика, в целом изобразительное искусство оказывают воздействия на развитие познавательных способностей и творческую активность ребенка, т.к. затрагивают эмоциональную сферу. Л. Г. Савенкова отмечает: «С помощью современного оборудования удалось зафиксировать “эмоции” и “голоса” мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые - гибкие, необходимые для нетипичных действий, появляющихся впервые. Следовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе играет эмоционально-чувственная сфера и творче-
ская активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством» [11, с. 18].
Влияние музейной педагогики на сенсорный опыт ребенка является очевидным. Под сенсорным опытом мы понимаем совокупность перцептивных действий восприятия свойств и признаков предметов, объектов, явлений. Восприятие окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств ребенка и сопровождается словесным пояснением близкого взрослого, педагога. Казалось бы, что сенсорный опыт накапливается у ребенка стихийно, без организованного обучения, но это не совсем так. Работая с детьми, педагог часто отмечает особое удовольствие детей, которое они испытывают при рассматривании нового предмета или явления. Дети буквально замирают, когда знакомятся с чем-то неизвестным. Если процесс восприятия проходит стихийно, то часто ребенок может вообще не обратить внимание на тот или иной объект. Например, ребенок часто видит дерево и, если взрослый не обращает его внимание на этот объект, то и малыш не отмечает перемен, происходящих с деревом весной, зимой, летом. А стоит пояснить детям, что дерево живое - растет, изменяется и даже плачет (березовый сок ранней весной из надреза на стволе), почти сразу же отношение ребенка к дереву изменяется. Он начинает жалеть дерево, а иной раз и разговаривать, играть с ним. Поэтому без обучения сенсорный опыт ребенка будет небогатым, а психическое развитие существенно замедлится.
Наиболее удачными в плане накопления сенсорного опыта являются картины Бориса Михайловича Кустодиева, в частности, «Голубой домик». Ребенок рассматривает картину по частям, отмечая все нюансы. На первых этапах восприятия он может просто перечислить действия персонажей. Другая картина Б.М. Кустодиева «Масленица» интересна тем, что кроме ярких красок, ее сюжет довольно знаком детям, т.к. в последнее время принято достаточно широко отмечать праздник Масленицы. Педагог поясняет детям, что Масленица - это веселый праздник в конце зимы перед Великим постом. Две картины Б.М. Кустодиева, посвященные празднику Масленицы, написанные им в разное время в 1916 и 1919 гг., как нельзя лучше подходят для рассматривания. Дети могут просто перечислить многочисленные действия персонажей картины «Масленица» (1916 г.): взрослые веселятся в балагане, покупают товары на ярмарке, катаются в санях, запряженных лошадьми; дети катаются на санках с горки. Педагог обращает внимание детей на краски зимнего неба в картине, отмечая, что художник, таким образом, показывает мороз, на улице холодно. В картине «Масленица» (1919 г.) еще больше эпизодов с различными действиями: торгующий мальчик, беседующие купцы, торговка сыром, икрой
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
и др. Герои картин Б.М. Кустодиева близки русскому фольклору, которые гораздо раньше, чем в станковой живописи, оживали в деревянных и глиняных игрушках, в декоративных росписях по дереву, в лаковых миниатюрах народных умельцев. Педагогу следует обратить внимание детей на яркость красок, которые использует художник. Яркость и свежесть красок Б.М. Кустодиева характеризует его индивидуальную технику, создает радостное и приподнятое настроение у зрителя. Сам Б.М. Кустодиев по поводу своих картин говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно, какие они яркие да красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость» [4, с. 11].
Несмотря на радостное впечатление от работ «веселого художника» (так часто характеризуют Б. М. Кустодиева специалисты в области изобразительного искусства [9]), сам художник был тяжело больным человеком, не мог ходить, ездил в инвалидной коляске, его правая рука была ограничена в движениях. И, как его охарактеризовали в одной детской книжке, «...А чем шибче болеет, тем веселее картины пишет» [3, с. 10]. В данном примере выражается социокультурный потенциал музейной педагогики, когда детям рассказывается, что, несмотря на болезнь, художник продолжает создавать жизнерадостные художественные образы.
В этой связи хотелось бы привести еще один пример социокультурного подхода к анализу творчества великих мастеров изобразительного искусства. В картине «Рожь» (1878 г.) И.И. Шишкина единственная деталь навевает на зрителя грустное впечатление - засохшее и погибшее дерево. Возможно, живописец И.И. Шишкин подчеркивает таким художественным приемом реалистичность композиции. Но мы разделяем мнение авторов журнала «50 художников: шедевры русской живописи», что «... засохшая сосна выступает здесь эхом недавних (середина 1870-х гг. - К.С.) переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей» [13, с. 19].
Социокультурный потенциал музейной педагогики заключается в подходе воспитателей, прежде всего, к ребенку как субъекту воспитания, в обогащении знаний и опыта воспитанников о человеке, человечестве и человечности. Культурологическая концепция содержания образования, разработанная сотрудниками лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики Академии педагогических наук под руководством В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, рассматривает социокультурный компонент образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, соответствующий человеческой культуре во всей ее структурной полноте» [7, с. 37].
Важное значение в культурологической концепции образования придается региональным условиям. Дети, проживающие в Республике Мордовия, знакомятся с произведениями всемирно известного мордовского скульптора С. Д. Эрьзи (Нефедова), узнают факты из его биографии. Первые свои скульптуры он подписывает «Эрьзя», это псевдоним показательно демонстрирует принадлежность художника к мордовскому народу. Та часть мордвы, которая селилась вблизи реки Мокша, получила название «мокша», а другая часть, проживающая ближе к русским поселениям, называется «эрзя».
Эрьзя не работает в привычной для многих других скульпторах манере, у него практически нет скульптур, выполненных с натуры. Степан Дмитриевич по поводу своего творчества на вопросы журналистов отвечал: «Работаю без модели и без рисунков. Я вижу фигуры прямо в дереве. По возможности сохраняю его конфигурацию. Таким же образом, как мы часто угадываем, как нам кажется, в облаках формы людей и предметов, я нахожу их в извилистых стволах кебрачо или альгаррабо» [12, с. 21].
Скульптуры Эрьзи обладают магическими свойствами, они передают обобщенные художественные образы, позволяют увидеть полет творческой фантазии, просто впечатляют.
Для формирования нравственных качеств у детей, в особенности любви к родному краю, мы предлагаем знакомить с ремеслами, которые традиционно имели место в Мордовии, т.е. с вышивкой на мордовских костюмах. Интересным для детей является знакомство с женским головным убором - панго у эрзянок и златной у мокшанок, украшениями -сюлгам (металлическая застежка выреза горловины рубахи).
Необходимо знакомить детей и с произведениями живописи современных мордовских художников В. А. Попковым, В. А. Бедновым, В. Д. Илюхиным и др. Знакомство с изобразительным искусством Мордовии происходит в Музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзя.
Посещая музей, ребенок знакомится с художественным образом, легко находит сходство изображения с реальным и радуется такому открытию. Результатом сенсорного опыта у детей является представление. После действия определенного раздражителя или стимула на органы чувств ребенка, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остаются нервные следы (связи), которые при вербальном упоминании активизируются (оживляются). Накапливая представления, ребенок имеет возможность создавать художественный образ по памяти.
На основе восприятия художественных образов признанных мастеров изобразительного, прикладного и народного искусства у детей формируется личностное отношение к собственному творчеству, развивается
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
образное мышление [5]. Образное мышление влияет на развитие функций правого полушарий головного мозга ребенка. Одна из главных функций правого полушария - холистическая, или нелинейная, особенно развита у художников. Она заключается в том, что человек способен охватить проблему целиком. Так, запоминая черты лица, человек запоминает лицо не частями, а в целом, образно. Развивая правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую деятельность к формированию интуиции, т.е. способности постигать истину средствами ее непосредственного усмотрения без логических доказательств.
Восприятие произведений искусства обогащает детский сенсорный опыт и подводит к пониманию сущности техники выполнения тех или иных художественных работ. Рассматривая работы признанных художников, дети стараются им подражать. Подражание как первичная деятельность, направленная на приобретение опыта, является весьма развитой у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра в основном строится на подражании деятельности взрослых и данную возрастную особенность необходимо учитывать. В практике мы нередко наблюдали, что после посещения выставки художественных работ интерес ребенка к изобразительной деятельности усиливался. У детей возникает изобразительный замысел, в особенности в сюжетном рисовании. Многие дети испытывают желание нарисовать сюжеты, подобные увиденным картинам. Так, к примеру, репродукция картины Б.М. Кустодиева «Голубой домик» вызвала у детей желание нарисовать рисунки с подобным сюжетом. Дети часто на этапе анализа творческих работ предлагают устроить выставку самых лучших произведений и пригласить родителей, детей из других групп. Некоторые из них берут на себя роль экскурсовода. Получается сюжетно-ролевая игра «Музей», причем активность, как правило, исходит от самих детей. В процессе такой игры у детей формируется важное личностное качество - культура межличностных отношений. Дети обращаются друг к другу, используя местоимение «вы», с уважением относятся к творческим работам своих товарищей, приобретают способности разделять точку зрения другого человека, смотреть на окружающий мир глазами художника, отмечая эстетическую привлекательность увиденного.
Музейная педагогика выступает средством социокультурного развития ребенка. Рассматривая произведения изобразительного искусства, которые представлены в форме подлинников, находятся в музеях под охраной, у ребенка формируются представления об истинных ценностях человеческой культуры. Любое произведение искусства признанного мастера является неповторимым, у него есть собственная биография, характер и настроение. В процессе приобщения к шедеврам мировой изобрази-
тельной культуры у ребенка возникает чувство сопричастности к достижениям человека-творца. Развивая сенсорный опыт и эстетические представления об окружающей действительности, мы подготавливаем психическую деятельность ребенка к дальнейшему обучению и последующему совершенствованию личностной культуры, выраженной в социокультурном становлении личности.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1980.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
3. Ветрова Г.В. Сказка о веселом художнике. Кустодиев. М., 2003.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь: Сб. избр. соч. М., 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования: Учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду. М., 2005.
6. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. М., 2010.
7. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: Монография. М., 1965.
9. Мастера русской живописи: энциклопедия мирового искусства / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др. М., 2007.
10. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека: Учеб. пособие. СПб., 2009.
11. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества // Педагогика. 2006. № 5. С. 17-23.
12. Степан Дмитриевич Эрьзя (1876-2001). Переписка. Статьи о творчестве. Воспоминания. Каталог произведений / Сост. В.С. Дворецкая. Саранск, 2001.
13. Шишкин // Шедевры русской живописи: 50 художников. 2010. № 1. С. 19.
Педагогика и психология