Научная статья на тему 'Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации'

Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2564
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД / ПОСЕТИТЕЛЬ / MUSEUM / SOCIAL AND CULTURAL SPACE / CULTURAL COMMUNICATION / MODERN CITY / VISITOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутакова Дарья Андреевна, Гаврилова Наталья Игоревна

Статья посвящена изучению музея как составляющей социокультурного пространства современного города. В тексте анализируются данные авторского исследования, описывающего особенности культурной коммуникации современных музеев на примере музея истории г. Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF CITY: FEATURES OF CULTURAL COMMUNICATION

The article is devoted to the museum as a part of social and cultural space of modern city. The data of authors' research describing the cultural communications of modern museums on the example of Irkutsk museum of history are analyzed in the text.

Текст научной работы на тему «Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации»

УДК 304

Бутакова Дарья Андреевна

Butakova Darya Andreevna

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии и социальной работы

Национального исследовательского

Иркутского государственного технического университета

тел.: (3952) 40-52-99

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of sociology and social work, National Research Irkutsk State Technical University tel.: (3952) 40-52-99

Гаврилова Наталья Игоревна

Gavrilova Natalya Igorevna

кандидат исторических наук,

доцент кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета тел.: (3952) 40-52-99

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of sociology and social work, National Research Irkutsk State Technical University tel.: (3952) 40-52-99

МУЗЕИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА: ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ коммуникации

MUSEUM IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF CITY: FEATURES OF CULTURAL COMMUNICATION

Аннотация:

The summary:

Статья посвящена изучению музея как составляющей социокультурного пространства современного города. В тексте анализируются данные авторского исследования, описывающего особенности культурной коммуникации современных музеев на примере музея истории г. Иркутска.

The article is devoted to the museum as a part of social and cultural space of modern city. The data of authors’ research describing the cultural communications of modern museums on the example of Irkutsk museum of history are analyzed in the text.

Ключевые слова:

музей, социокультурное пространство, культурная коммуникация, современный город, посетитель.

Keywords:

museum, social and cultural space, cultural communication, modern city, visitor.

Социокультурное пространство современного города представляет собой динамично изменяющуюся среду, стимулирующую тенденции, связанные, в том числе, с переоценкой нравственных ценностей и поиском новых идеалов, необходимостью обновления форм межпоколенческой передачи культурного капитала. Данная ситуация заставляет обратиться к проблеме трансформации механизмов функционирования культуры в современных условиях.

Одним из специфических аспектов заявленной темы выступает анализ музея как традиционного «хранителя» культурного наследия, напрямую коммуницирующего с обществом, и в то же время как важного элемента изменяющейся социокультурной среды современного города. «Неслучайно в обществе формируется представление о музее как исторически обусловленном многофункциональном инструменте социальной информации, предназначенном не только для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации, но и помогающем решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии» [1, с. 6].

Ведь отвечая на вызовы современности, музею приходится изменяться, встраиваться в динамику развития города, расширять свои границы за пределы экспозиционных форм работы, предоставлять свои ресурсы для креативного самовыражения современного города с учетом региональной специфики. Перед современным музеем стоит задача активного участия в решении актуальных проблем региона, умение соответствовать социальному заказу, предъявляемому как обществом, так и отдельными посетителями.

Вместе с тем в ситуации культурного релятивизма и состояния общей дезорганизации музей получает возможность дать людям ориентиры стабильности и надежности, являясь в сознании большинства одним из столпов или даже храмов культуры, образцом, с которым можно сравнивать появляющиеся культурные «вещи». То есть, адаптируясь к изменяющимся условиям сам, музей может способствовать адаптации большого количество людей, являющихся его посетителями.

Особое значение в связи с этим приобретает анализ осуществляемой современным музеем социокультурной концепции, реализуемой в рамках коммуникативной системы «музей - музейный работник - посетитель - городская среда». Подчеркнем, что в современных условиях коммуникативная функция музея приобретает особую значимость. Соглашаясь с мнением Е.М. Акулича, следует отметить, что «музейная коммуникация развивается в современном информационном обществе не просто на основе памятников культурного наследия, как это считалось нормой ранее, а как комплекс информационных данных об истории, культурном и природном наследии, региональной культуре и среде проживания и творчества людей» [2, с. 31].

Анализируя компоненты данной коммуникативной системы, видится целесообразным обратиться к реализации концепта взаимосвязи прошлого и настоящего через материальную представленность экспозиций; отношению к традиционным и современным формам музейной работы со стороны посетителей; а также визуальной представленности музейных форм в контексте современных музейных практик.

В качестве конкретных исследовательских задач видится анализ потребности различных слоев населения в музее как учреждении культурного просвещения и досуга; мотивов выбора музея для посещения; степени удовлетворенности населения качеством работы музеев.

В основу данной статьи положены материалы социологического исследования «Музей истории города Иркутска в социокультурном пространстве города», проведенного в г. Иркутске в ноябре 2011 г. В исследовании приняли участие иркутяне ^= 601 человека) в возрасте от 14 лет и старше. Выборкой была выбрана случайная квотная, квотирование проводилось по району проживания, полу (42,2 % мужчин и 56,7 % женщин) и возрасту (14-25-летних было опрошено 26,6 %; 26-45-летних - 32,7 %; 46-60-летних -24,1 %; старше 60 лет - 16,5 %).

Полученные в ходе исследование результаты позволили сделать выводы о состоянии музейной сферы в отдельно взятом городе, а также выявить особенности выстраивания культурной коммуникации на примере конкретного музея.

Следует отметить достаточно плотную сеть музеев современного Иркутска, являющуюся результатом раннего аккумулирования культурных достижений данным городом. Уже во 2 половине XVIII в. Иркутск отличался насыщенной культурно-просветительской жизнью. В 1782 г. по инициативе губернатора Ф.Н. Клички открылся первый не только в Иркутске, но и провинциальной России, в целом, «музейный кабинет» и публичная библиотека. В настоящее время в городе действуют 5 крупных музеев с филиалами (Иркутский областной краеведческий музей, Иркутский областной художественный музей, архитектурноэтнографический музей «Тальцы», Музей декабристов, Музей истории города Иркутска).

Музейный сегмент социокультурного пространства города, с одной стороны, неплохо знаком иркутянам: по усредненным показателям только 10 % опрошенных ничего не знают о музеях своего города. В то же время активность горожан в данной сфере невысока: диапазон «ничего не знающих о музее» и «только лишь слышавших о нем» составляет от 33 до 58 %. Такая амплитуда ответов обусловлена разницей отношений и предпочтений иркутян относительно конкретного музея, а также сформированностью собственной аудитории каждого музея. Не случайно большинство иркутян затруднились четко проранжи-ровать по степени нужности музеи областного центра, объяснив свою позицию тем, что «у каждого музея “свое лицо” и их нельзя сравнивать» (58,2 % опрошенных).

По рейтингу посещаемости музеи распределились следующим образом. Наиболее посещаемыми музеями являются музеи художественной направленности - 20 % (в среднем), а также краеведческой -16 % (в среднем). Относительная популярность первых можно связать с периодически привозимыми из центральных музеев выставками, активно рекламируемыми в СМИ (Эрмитаж, Третьяковская галерея и другие). Популярность вторых связана с реализацией в условиях данных музеев большого количества мероприятий и наличия интерактивных экспонатов. Данное заключение подтверждается и ответами горожан. Главной причиной, заставляющей иркутян «заглянуть в музей», является открытие в Иркутске выставок из фондов центральных российских и зарубежных музеев (38,8 % и 26,9 % соответственно). Каждый третий иркутянин (34,7 % респондентов) готов посетить музей, чтобы побывать на выставке из собственных фондов музея или пройтись по залам постоянной экспозиции (18,6 % и 16,1 % соответственно). Таким образом, реализуемая музеем образовательная и культурно-просветительская функция остается востребованной и оправданной, находя поддержку со стороны иркутян.

В то же время обращает на себя внимание увеличение числа иркутян (прежде всего, молодежи и подростков), для которых музей становится привлекательным как центр досуга и развлечения, а не только выступает центром просвещения в рамках школьных экскурсий. Такие мероприятия, как «Ночь в музее», бал-маскарад или костюмированная экскурсия вызывают живой интерес и желание пойти в музей у половины опрошенных респондентов (56,9 %). Участие же в групповой экскурсии является значимым мотивом посещения музея у трети опрошенных иркутян (32,6 %).

Следует отметить, что результаты проведенного опроса, в целом, подтверждают тенденции динамики посещаемости иркутских музеев, выявленные в начале 2000-х гг. [3, с. 285]. В частности, еще в 1 половине 2000-х гг. была отмечена невысокая «эффективность» экскурсионной деятельности музеев: при значительном возрастании числа выставок количество посетителей увеличивалось крайне незначительно. В то же время наблюдался некоторый рост числа индивидуальных посещений [4, с. 40], что свидетельствует о снижении в современных условиях значения традиционной формы массовой музейной коммуникации и возрастании роли собственных коммуникационных систем в рамках музейной сферы.

Количественные показатели выявленных предпочтений и мотивов посещения музея оказались сопоставимы со шкалой общих представлений иркутян о музее, его сущности и функциях. Для 60 % горожан музей является «хранилищем историко-культурного наследия, призванного способствовать просвещению». К подобному «образу» музея тяготеют еще 22,8 % иркутян. Для них музей выступает «центром формирования культуры» (13,5 %) и «средством, способным оказать существенное влияние на развитие образования» (9,3 %). В качестве же «центра досуга и развлечения» музей рассматривает лишь 10,5 % респондентов, относящихся к молодежи. Можно предположить, что последние в большей степени ориентированы на новые интерактивные формы работы музея, позитивно воспринимают изменение коммуникативных музейных технологий. «Антиподом современности и хранителем архаики, эдаким “складом”» музей у иркутян практически не воспринимается (5,5 % опрошенных).

Одним из последних по времени создания музеев Иркутска стал открытый в 1996 г. музей истории города Иркутска. Сегодня в городе о нем ничего не знают только около 15 % горожан, треть же иркутян (35,5 %) хотя бы 1 раз в нем побывала. 77,2 % опрошенных нами респондентов уверены в необходимости существования наряду со всеми другими музеями областного центра. При этом главной причиной посещения этого музея большинство опрошенных назвали интерес к истории города (33 %).

Действительно, ставя своей целью отражение истории города Иркутска во всем ее многообразии, музей, в целом, сумел выстроить достаточно эффективное коммуникативное поле, хотя и опирающееся в большинстве своем на традиционные технологии.

И хотя подавляющее большинство иркутян, побывавших в нем, согласны порекомендовать музей для посещения своим друзьям и знакомым (89,6 %), но вместе с тем данный музей является одним из наиболее типичных с точки зрения концентрации стоящих перед ним проблем развития современных форм музейной коммуникации. В нем слабо разработана методика музейной деятельности, соответствующая современному информационному обществу; на начальной стадии находится маркетинг, выступающий обязательным условием простраивания музейной коммуникации.

В частности, подавляющую долю информации об этом музее горожане получают не по каналам СМИ (пресса, телевидение, Интернет), а от «знакомых, родных, коллег, друзей» (60 %). Причем, «сарафанное радио» действует достаточно эффективно: «советом родных, друзей и знакомых» при принятии решения посетить музей истории города Иркутска воспользовался каждый пятый иркутян (24 %). То есть один из элементов коммуникации - реклама в СМИ, практически отсутствует.

Попав в музей, иркутяне хотели бы видеть в нем «больше разных экспонатов» (21,3 %) и, в частности, «интерактивных экспонатов» (16,6 %), «интересных экспозиций и выставок», а также «необычных мероприятий» (54,9 % и 19,1 % соответственно). Имеющийся эмпирический материал требует более подробного анализа потребительских предпочтений граждан как условий эффективной коммуникации в системе «музей - посетитель».

Данные, полученные в ходе описанного социологического исследования, являются характерным примером, иллюстрирующим обозначенную в статье проблему необходимости реализации взвешенного, сбалансированного подхода к простраиванию коммуникации в системе «музей - музейный работник - посетитель - городская среда», направленного на поиск новых интерактивных форм взаимодействия с посетителем и включение музеев в решение актуальных проблем города и региона в целом.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Лисикова О.В. Музеи мира. М., 2002.

2. Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт: авто-реф. дис. ... д-ра социологич. наук. Тюмень, 2004.

3. Гаврилова Н.И. Тенденции развития музеев Иркутской области как элемента социокультурной сферы региона. 1996-2002 гг. // Социогенез Северной Азии: прошлое, настоящее, будущее. Иркутск, 2003. С. 284-287.

4. Гаврилова Н.И. Проблемы развития музеев Иркутской области на современном этапе // Диалог культур. Музей в современном мире: традиции и инновации. Иркутск, 2003. С.39-46.

1. Lisikova O.V. Muzei mira. M., 2002.

2. Akulich E.M. Muzey kak sotsiokul'turniy institut: avtoref. dis. ... d-ra sotsiologich. nauk. Tyumen', 2004.

3. Gavrilova N.I. Tendentsii razvitiya muzeev Irkutskoy oblasti kak elementa sotsiokul'turnoy sfery regiona. 1996-2002 gg. // Sotsiogenez Severnoy Azii: proshloe, nastoyashchee, bu-dushchee. Irkutsk, 2003. P. 284-287.

4. Gavrilova N.I. Problemy razvitiya muzeev Irkutskoy oblasti na sovremennom etape // Dialog kul'tur. Muzey v sovremennom mire: traditsii i innovatsii. Irkutsk, 2003. P. 39-46.

- B1 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.