Научная статья на тему 'Музей современного искусства имени Дягилева СПбГУ в свете прошлого и настоящего будущего цели и задачи первого в России университетского музея современного искусства. Опыт преподавателя и директора музея'

Музей современного искусства имени Дягилева СПбГУ в свете прошлого и настоящего будущего цели и задачи первого в России университетского музея современного искусства. Опыт преподавателя и директора музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
378
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ С. П. ДЯГИЛЕВА СПБГУ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ МУЗЕЙНОЕ СОБРАНИЕ / ЦЕНТР ИСКУССТВ ИМЕНИ С. П. ДЯГИЛЕВА / БАЛТИЙСКАЯ БИЕННАЛЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСТАВКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / АРТ-ДВИЖЕНИЕ / DIAGHILEV MUSEUM OF MODERN ART / UNIVERSITY MUSEUM COLLECTION / DIAGHILEV CENTRE OF ART / BALTIC BIENNALE / STUDENTS YOUTH / EDUCATIONAL AND OUTREACH PROGRAMS / EXHIBITIONS OF CONTEMPORARY ART / ART MOVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрьева Татьяна Семёновна

Статья посвящена, созданному в 2008 г. Музею современного искусства имени Дягилева СПбГУ. (На основе коллекции Дягилевского центра искусств, основанного в 1990 году). Музей нового типа, обладающий специальной программой совместного творчества преподавателей и студентов рассматривается в статье его директором, автором концепции развития, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусства факультета свободных искусств и наук СПбГУ Т. С. Юрьевой с актуальных и личностных позиций. Музейное собрание — маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальности, решать проблемы не только научного плана, но и мировоззренческого. Важно представить уровень интегрированности музея в студенческое сообщество. Жизнь университетского Музея современного искусства имени Дягилева о настоящем, но постоянно обращена к будущему. До настоящего времени внимание отечественных исследователей привлекали отдельные аспекты музейной практики. Если учесть, что такой музей современного искусства — единственный в России, ибо обладает не только статусом университетского, учебного, но и собранной коллекцией современного искусства, постоянно пополняющейся, благодаря авторитету университета и создателей музея, то, естественно, его опыт в той же степени как и ближайшие перспективы имеют значение не только для развития музейного дела, для анализа состояния современного отечественного и зарубежного искусства, но прежде всего для понимания той социокультурной ситуации, в которой мы оказались. Музей рассматривается как уникальная площадка для эксперимента и исследования того или иного результата на основе не только выставочного материала, но и регулярно проводимых музеем с факультетом свободных искусств и наук в СПбГУ научных конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Diaghilev Museum of Modern Art of St. Petersburg State University in the lightof the past and present of the future. Purposes and tasks of the first Russian University Museum of Modern Art. Experience of the teacher and the director of the museum

The article focuses on the analysis of setting up Diaghilev Museum of Modern Art in 2008 in St. Petersburg State University (on the basis of the collection of Diaghilev Center of Arts in 1990). The museum of a new type which has a special program of mutual work of students and teachers is described in the article by its director, an author of development concept, professor of department of interdisciplinary research and practices in field of art of Federal Penitentiary Service, Yuryeva Tatiana from contemporary approaches and her own positions. Museum collection is a small model of the world which helps to orient oneself and adjust to reality, sort out not only scientific problems but moral ones, too. It is important to understand the level of museum integration into student community. Life of Diaghilev Museum of Modern Art is about the present but is always directed to the future. Up to the present moment, Russian researchers paid attention mostly to separate aspects of museum practice. Taking into consideration the fact that this museum of Modern Art is the only one in Russia as it has not only status of university and academic museum, but also has a growing collection of modern art due to position of university and founders of the museum, we can admit that its experience as well as its perspectives are significant not only for development of the museum, not only for analysis of condition of current Russian and foreign art but, first of all, for understanding the very socio-cultural situation we are experiencing. The museum is considered to be a unique place for experiment and research of some results on the basis not only expositional materials but also conferences regularly held by the museum and faculties in the University, at first, with the faculty of philology and arts, and then due to appearance of new faculties, with the faculty of free arts and sciences. During its development period there were more difficult moments, than positive ones. It was established less than 5 years than it could be but much more than others could do in conditions of total absence of sources for museum development. I must give the right to the young ones to realize themselves. Let their creativity be in different sciences, it’s important to hear their pulse, understand their hurt, nature of their ambitions, their initial wish to have the future they need. To overcome the birth of the new inside the old is the task for the whole university. I have my own programs both in old stages and in future ones. Projects of intellectual communication through art should be realized due to famous scientists of all generation. Science no matter if it’s mathematics or philology is art too. This is the topic we are going to speak about.

Текст научной работы на тему «Музей современного искусства имени Дягилева СПбГУ в свете прошлого и настоящего будущего цели и задачи первого в России университетского музея современного искусства. Опыт преподавателя и директора музея»

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 15 Вып. 4

MISCELLANIA

УДК 5527 Т. С. Юрьева

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ ДЯГИЛЕВА СПбГУ В СВЕТЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО БУДУЩЕГО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОГО В РОССИИ

УНИВЕРСИТЕТСКОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ

Университетское музейное собрание нового типа — маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться в реальности, решать проблемы не только научного плана, но и мировоззренческого. Важно представить уровень интегриро-ванности музея в студенческое сообщество. Жизнь университетского Музея современного искусства имени Дягилева посвящена настоящему, но постоянно обращена к будущему.

Если учесть, что университетский Музей современного искусства — единственный в России, ибо обладает не только статусом университетского, учебного, но и собранной коллекцией современного искусства, постоянно пополняющейся, благодаря авторитету университета и создателей музея, то, естественно, его опыт, в той же степени, как и ближайшие перспективы, имеют значение не только для развития музейного дела, не только для анализа состояния современного отечественного и зарубежного искусства, но прежде всего для понимания той социокультурной ситуации, в которой мы оказались.

Музей рассматривается как уникальная площадка для эксперимента и исследования того или иного результата на основе не только выставочного материала, но и регулярно проводимых музеем в СПбГУ научных конференций сначала с факультетом филологии и искусств, затем по мере создания новых факультетов, с факультетом искусств и факультетом свободных искусств и наук. Трудностей

Юрьева Татьяна Семёновна — доктор искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; заслуженный деятель искусств РФ, директор Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, член Союза художников, член международной ассоциации художественных критиков; e-mail: yurieva@smolny.org

© Т. С. Юрьева, 2013

на пути становления музея оказалось гораздо больше, чем позитива. За пять лет развития сделано меньше, чем могло бы быть, но гораздо больше, чем сделали бы остальные при условии полного отсутствия средств на развитие музея. В течение учебного года мы проводим 15 выставок, в том числе преподавателей и студентов СПбГУ.

Преодолевать рождение нового в старых стенах — задача всего университета и тут есть личности куда более важные, чем я. Но у музея своя программа и в тех стенах, которые есть, и в тех, которые хочется верить, будут благодаря известным ученым всех поколений реализовывать проекты интеллектуального общения через искусство. Не стоит забывать, что наука, будь то математика или филология, тоже искусство.

Музей с давних времен воспринимается как сложный комплекс собирательства коллекции, ее изучения, хранения, пропаганды и создания многочисленных учебно-просветительских программ. Общеизвестное положение. И, безусловно, принимая это определение, поставлена задача впервые высказать то, что накопилось за эти годы в представлении о том, ради чего может существовать университетское сообщество в арт-пространстве собственного музея. Коллекция, собранная для музея, — верстовые столбы личностной долгой дороги к искусству, к музею. Собранная «Дягилевским Центром» и Музеем уникальная коллекция современного искусства 1978-2013 годов, в том числе скульптура, установленная в парке факультета филологии С. И. Богдановым, была передана в дар СПбГУ и находится на хранении Музея современного искусства имени Дягилева. (Скульптурная композиция, посвященная И. Бродскому (К. Симун), и памятник А. Блоку (Е. Ротанов) поставлены по нашей инициативе. Работа музея проводится в сотрудничестве с Эрмитажем, Музеем театрального и музыкального искусства, Музеем истории города, Музеем Г. Р. Державина, ЦВЗ «Манеж» На пути создания коллекции и музея мы сотрудничали со Смольным институтом (ныне факультет свободных искусств и наук), где я начала преподавать с 1997 г. и с филологическим факультетом СПбГУ Мы всегда стремились создавать программы большого общественного звучания, при этом уровень произведений и их создателей был высоким. (Благодаря журналистам, с которыми я дружу по сей день, о нас писали и пишут.) Нами самым серьезным образом строилась вместе с Пушкинской 10 новая художественная политика, мы были своего рода революционерами, первооткрывателями. Если бы в то время Дя-гилевский центр искусств не поддержали Владимир Овчинников, Анатолий Белкин, Тимур Новиков, Сергей Курёхин, Елена Фигурина, Валентин Герасименко, Евгений Орлов, Сергей Ковальский, Глеб Богомолов, Левон Лазарев, Анатолий Васильев, Феликс Волосенков, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Владимир Духовлинов, Юрий Люкшин и многие другие (заранее прошу прощения перед всеми, кого не назвала), ничего сделано бы не было. Их имена в то время так открыто прозвучали впервые и достаточно громко, ибо о залах Мраморного дворца никто и не мечтал. Но именно так и произошло.

Еще в 1990 г. «Дягилевский Центр» — некоммерческая — общественная организация, начал проводить выставки «неофициального» искусства и художников «русского зарубежья» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина). Таков был авторский замысел. В залах Мраморного дворца прошла выставка «Мои друзья — герои мифов». Впервые в 1992 г. были экспонированы произведения М. Шемякина, К. Си-

муна, А. Басина (из частных коллекций), имена которых были соединены с художниками, их друзьями, которые все время жили здесь.

В 1993 г. «Дягилевский Центр» участвовал в программе «Диалоги» в рамках Представительства Президента РФ по Северо-Западному округу «Диалоги» (выставки прошли в Петрозаводске, Калининграде, Новгороде, Пскове).

Центром искусств имени С. П. Дягилева издан каталог-альбом «Дягилевский центр искусств представляет...» (1993 г.), в котором приведены сведения о 60 художниках. Открывает каталог приветствие А. А. Собчака. Также был издан альбом к 10-летию центра (2000). При нашем непосредственном участии прошли выставки, посвященные первым Конгрессам соотечественников (возвращены на родину из Мюнхена произведения московского художника Петра Валюса). Мы стали участниками фестивалей «Серебряный век» (1992 г.), «От авангарда до наших дней» (1993; 1994 гг.), «Конгресса экслибристов» (1992-1994 гг.), Несколько лет подряд мы представляли художников на Петербургской Биеннале Современного искусства в ЦВЗ «Манеж» и на первых Арт-ярмарках в Москве.

К 90-летнему юбилею «Русских сезонов» в Таврическом дворце в память о проекте Сергея Павловича Дягилева в 2000 г. открылась выставка «Портреты деятелей русской культуры», включавшая произведения из музеев города и современных художников.

После юбилейных торжеств, посвященных по нашей инициативе С. П. Дягилеву, мы получили в качестве подарка от мэрии возможность представить проект представления петербургского искусства во время регаты на паруснике «Мир». (Было две регаты подряд в содружестве с легендарным капитаном Виктором Антоновым.) Таким образом, имя Сергея Дягилева звучало в разных европейских городах.

Пять лет Центр работал в здании Мраморного дворца (где в то время размещался филиал Центрального музея В. И. Ленина) и эта активность во многом способствовала дальнейшей передаче этого дворца Русскому музею для программ по современному искусству. Из крупных международных проектов, проведенных Дя-гилевским центром в Петербурге, следует отметить совместный российско-германский проект «Интерференции (Искусство Западного Берлина 1960-1990)». В большинстве изданий, по истории и значимым мастерам современного петербургского искусства, Музей современного искусства имени Дягилева СПбГУ непременно упоминается как этапная веха. С 1993 г. Центром искусств имени С. П. Дягилева и Музеем современного искусства имени Дягилева СПбГУ (с 2008 года) было проведено множество выставок в России и за рубежом.

В 1993 г. впервые в нашем городе и в России была открыта мемориальная доска С. П. Дягилеву (автор Левон Лазарев). С 1996 г. в каждом из событий Дягилевского центра искусств участвовал Смольный институт свободных искусств и наук, и реклама Институту и соответственно филологическому факультету давалась постоянно. В 2002-2003 гг. Центр провел совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Представительством Президента РФ по Северо-Западному округу выставочный проект к 300-летию города — «Взгляд из Петербурга» по городам Северо-Запада. Этот сложный проект должен был воссоздать единое культурное пространство и не только в городах Северо-Запада представить многогранное петербургское искусство, но и познакомить своих зрителей с художниками Петрозаводска, Калининграда, Великого Новгорода, Вологды и т. д. Первый каталог, посвященный Петрозавод-

ску, вышел в 2001 г. В русле этого проекта Центром искусств имени С. П. Дягилева проведены выставки, лекции, мастер-классы петербургских художников в Новгороде, Петрозаводске, Калининграде.

В 2003 г. в Париже, в театре Шатле состоялась передача в дар городу бюста С. П. Дягилева, выполненного гениальным петербургским скульптором Левоном Лазаревым. В 2004 г. по инициативе Т. С. Юрьевой была учреждена ежегодная университетская премия «За преданность искусству», две номинации: художник, балетное искусство — дягилевская большая бронзовая медаль (автор Л. Лазарев). Члены оргкомитета — профессора С. И. Богданов, В. М. Монахов И. В. Ступников, Т. С. Юрьева. Премии были вручены Г. Богомолову, А. Осипенко, Ф. Волосенкову, В. Лукке, К. Симуну, Б. Эйфману, Д. Каминкеру, В. Михайлову, Е. Ухналёву, В. Овчинникову, Ф. Рузиматову.

В 2006 г. прошла выставка памяти В. Д. Набокова в музее В. В. Набокова, в том же году выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачёва «Дяги-левский полк». В г. Тарту в 2007 г. состоялась выставка «Семантика живописи», приуроченная к 85-летию Ю. М. Лотмана

В 2000 г. Дягилевский центр отметил свой десятилетний юбилей большой выставкой в Таврическом дворце, посвященной Миллениуму. А в 2010 г. двадцатилетие центра было отмечено международным проектом — выставкой российских и европейских художников в престижной петербургской галерее «Ви1Шаир». Из значимых проектов также необходимо отметить специально подготовленный к научной международной конференции, посвященной проблеме СПИДА и правам человека, проект «Художники против СПИДА» (Ф. Волосенков, В. Лукка, Н. Сажин, К. Симун (октябрь 2005 года).

В 2008 г. в ЦВЗ «Манеж» прошла первая Балтийская Биеннале, президентом которой стал Михаил Борисович Пиотровский, что для меня и по сей день (уже прошли три Биеннале при его президентстве) огромная честь. Тогда было представлено творчество более ста художников из стран Балтии, Скандинавии и России. Но к этому проекту, как и ко многим другим, мы еще вернемся. Совершенно очевидно, что мы с 1991 года стали работать по программе музея, абсолютно не обращая внимание на галерейные проблемы запроса рынка, и выстраивали свою художественную программу, занимая, как выяснилось, на несколько десятилетий свою нишу сначала в Ленинграде, потом в Петербурге, потом в Европе и в США. Мы были абсолютно свободны от всякой власти! Я, всегда преподававшая сначала в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, потом в СПбГУ, училась у наших замечательных директоров музеев, в частности, у Нины Ивановны Поповой, Сергея Михайловича Некрасова и, конечно, у Михаила Борисовича Пиотровского.

Некоторые общие соображения.

Наблюдая за искусством

Переживание человеческой общности и боль одиночества — не эта ли тема стала краеугольным камнем искусства конца ХХ — начала XXI в. Программа нашего арт-движения, ставшего международным, выражена в стремлении к открытому пространству всеобщности. Это главная идея — ХХ век оказался наиболее сконцентрирован на проблеме личности: эпоха самообольщения и самоуглубления проходит. Новое поколение стоит перед новыми вызовами. Понятие идентичности

переросло состояние термина и превратилось в метафору. Каждый из художников вносит свою эмоциональную и многообразную интерпретацию уникального пласта нашего бытия. Есть огромный извечный мир и никто сегодня не может чувствовать себя вне оного. Выход за пределы частного к общему осуществляется на территории искусства, где деятели культуры стремятся раскрыть этическую возможность жизни, хотя бы и в обстановке катастроф XXI в. Здесь создаются произведения, питающие наше воображение идеями многомерности, неоднозначности и вариабельности мира. Интуитивно нащупан путь к спасению собственной души. Никуда не исчезла художническая память. Достаточно посмотреть движение «Непокорённые» .или «Новая Академия».

Сам процесс эстетизации переживаемых чувств сближает разные поколения. В произведениях художников разных групп и возрастов, представленных в музее, соединились миф и реальность, трагическое и обыденное, очевидное и неизведанное — все то, что есть в жизни. Но каждое поколение обладает своим мифом, целенаправленно его выбирая. Все решает личность автора и умение сконструировать вокруг него определенный миф. Для этого требуются талант и деньги, и адекватная репрезентация их идей. Постепенно становилось ясно, что работать в этом направлении творчески интересно. Добиться положения о меценатстве не удалось и по сей день. В осуществлении общегородских проектов нам иногда помогал Комитет по культуре, а в проведении Балтийских Биеннале помогает Комитет внешних связей. Но цель была столь ясна, что не достигнуть ее не представлялось возможным.

Не стоит называть ценимых мною «неофициальных» художников, чьи работы составляют основу университетской коллекции, — классиками петербургского нонконформизма. Они еще живы. Важна не их биография со всеми известными и тяжелыми, постыдными фактами из жизни нашей страны, а само искусство, ими созданное и уже оставшееся в истории как немой укор тем, кто украл у них тридцать лет нормальной жизни. Энергия власти и разрушений выражалась в особом пластическом закодированном решении произведения. Настало время, когда XX век предстал не только в полном и многогранном виде, но и как век, превратившийся на наших глазах в прошлое. Волнующее и великое прошлое в истории мировой культуры. И многое увиделось на расстоянии в летописи отечественного искусства. Бунтари становятся «классиками». А «враги народа» его героями.

На наших глазах родилось сообщество молодых художников, творящих свой международный миф современного искусства. Молодые творцы проходят свою школу общения, ведут откровенные диалоги и экспонируют произведения, пронизанные личностными желаниями и волей жить в том мире, который они пропитают своим творчеством.

В сопоставлении с неким идеальным представлением о том, какой должна быть культура, реальная культура любого современного общества представляет собой, как писал философ Густав Радбрух, микст гуманизма и варварства, вкуса и безвкусицы, истины и заблуждений. Для первого десятилетия XXI века — вполне актуально. Назвать это не искусством, к чему призывают многие старшие, по праву считающие себя представителями петербургского искусства, я не соглашусь.

Представленные в учебном году (2012-2013) произведения имеют разные корни, но художники поглощены новообретенными пластическими кодами, поражает невероятное интонационное разнообразие.

Молодые любят ощущать границы своей территории. Для многих живописцев характерно настроение виртуальности, иронии, театрального перформанса, полярность состояний и вслед за классиками XX в. создание массированной реальности. Искусство нельзя назвать ни свободным, ни автономным.

Картину можно понимать и как площадку для высказывания. Неважно, как написано, важна идея — это основная мысль даже не столько критиков, сколько времени. Важно затронуть нерв актуальности, и тогда картина, вопреки расхожему мнению, будет жить, что и было представлено на наших разных выставках. При всей утопичности веры в сверхвозможность представлять реальность, возродить забытые традиции и укрепить художественные инновации остается задачей искусства. Само понятие искусства размыто, неопределенно, и как будто многое забыто, уничтожено или вычеркнуто.

Стремление «переорганизовать пространство» (П. Флоренский), сформулировать для себя формообразующую цель, преодолеть чувственную видимость и найти «общественное» в действительности — таков глубинный смысл творческих исканий тех, совершенно разных художников, кто экспонируется на музейных выставках. В каждом из задуманных, в частности, мною проектов, ощущается стремление соединить несоединимые, не сочетаемые, игнорирующие друг друга явления, но, безусловно, составляющие существенную часть современной художественной жизни Санкт-Петербурга. Университет живет наполеоновскими планами, связанными с будущим. Но в том, чему отдана жизнь каждого педагога, это настоящее. Сегодня читаем лекцию, приобщаем к искусству тех, чьи идеи и поступки определят будущее. И тут личностное начало является определяющим. Магистрантам предоставляется возможность получить от преподавателя весьма разные свойства знаний, они познают путь и логический и интуитивный и эмоциональный. В совокупности это воспитывает свое отношение к искусству. Кроме того, учитывая постоянный научный интерес автора статьи к современному искусству, магистр получает возможность на разнообразных арт-объектах проникнуть в суть поисков и проблем художников. Искусство пропитано разными мифами, героями которых становятся художники.

Пример персональных выставок и выдержки из их представления в стенах университетского музея

Юрий Штапаков — одно из самых популярных имен в нашей художественной жизни. В его графической и печатной мастерской много молодых, включая и бакалавров факультета свободных искусств и наук. Афродите посвятил художник свою выставку в университете. Для студентов бакалавров, магистрантов данная выставка стала приобретением бесценного опыта в их стремлении освоить ремесло художника.

«Развернутый окнами к Неве и имеющий овальную форму выставочный зал музея и так тяготеет к некой торжественности и алтарности. Следуя за архитектурой, Штапаков размещает в геометрическом центре объемную башню — пирамиду. Башня имеет строгую прямоугольную геометрическую форму, сложенную из темных фрагментов, большие железные «холсты» (кровельная жесть, снятая с крыш) из известной штапаковской серии «Секреты красоты». Двумерные полотна, составленные в башню, переводят всю эту историю в новое качество монументальной скульптуры, давлеющей над пространством. По окружности зала, создавая «храмовый круг»,

развешены небольшие по размеру картины (назовем их так для простоты). По сути, это «штудии» — камерная работа художника с моделями в мастерской, которую он практиковал в течение последних четырех лет. Но, в отличие от обычных академических штудий, художник здесь не просто тренирует руку, а проводит исследование об обнажении как идеале греческо-римской красоты и ее противоположности — полном скрытии тела под паранджой в мусульманской культуре». Из выступления научного сотрудника музея Д. Пиликина.

Иван Оласюк. Известный петербургский художник представляет в Музее современного искусства имени Дягилева СПбГУ выставку «Рисунки из воздуха». В экспозиции демонстрируются несколько десятков в основном черно-белых, выполненных тушью, пером, кистью, шариковой ручкой, рисунков на бумаге 9 х 15 см. Эти рисунки художник создавал с самого начала 1990-х годов по сегодняшний день. Фактически, эти скетчи выполняли для него роль блокнота — формы для наиболее емкой и быстрой фиксации идеи. Эта форма рисования оказалась наиболее удобной в конце 1990-х, когда в художественном сквоте на ул. Пушкинской, 10 были отключены электричество и отопление, и приходилось рисовать при свечах. В то же время рисунок малого формата, как замечает Оласюк, часто оказывается наполненнее и внутренне энергичнее масштабного живописного полотна. Это маленькие произведения, которые можно легко увеличить, без ущерба для их качества.

Идеи рисунков приходят к художнику интуитивно, внезапно, «непонятно откуда». В данном случае художник — «призма», через которые преломляется мир, а рисование — способ размышления, попытка наладить связь с окружающим нас космосом. Иван Оласюк считает, что он относится к людям, явившимся в мир что-то узнать. Но поймать правду целиком, как замечает художник, — невозможно, да и не нужно, иначе не имело бы смысла работать. Из выступления главного хранителя музея Андрея Xлобыстина.

Евгений Свердлов. Уже не в первый раз мы возвращаем изменившийся или метафизический портрет отечественных художников из разных стран в Россию, в Санкт-Петербург. Для таких программ чрезвычайно важным представляется возможность проследить на конкретных произведениях и судьбах проблему взаимопроникновения российской и западной культур и их взаимодействия. И магистрантам и зрелым ученым такие художественные проекты дают наглядный материал для исследований. В данном случае музей принял участие в общегородской программе «Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге», июнь 2013 и открыл проект Е. Свердлова, выпускника Института им. И. Е. Репина — «Мифы и "непредставимое"» (куратор Т. Юрьева). Евгений не был в родном городе 22 года.

Взрыв сознания, открытие в себе способности видеть явления, рождающиеся в подсознании или интеллектуальные накопления, или и то и другое привело к значимому результату. Xудожник вступает в непрямой диалог с Гойя. В композициях Мастера — устрашающие символико-мифологические образы, воспринимаемые как воплощение идеи неразрешимости проблем противостояния прошлого и будущего, необозначенного времени — от первобытных форм до сюрреалистических откровений. Такой театр жестокости, о котором мечтал Арто. Выставка вызвала огромный интерес со стороны самых широких кругов, и не только университетских.

Продолжение хроники проектов (2008-2013 гг.)

Долгосрочный проект музея — Балтийская международная художественная Биеннале (Baltic Biennale). Организаторами Биеннале выступают: Музей современного искусства имени Дягилева СПбГУ Центр искусств имени С. П. Дягилева, Санкт-Петербургский государственный университет. Балтийское Биеннале проводились уже трижды в 2008, 2010 и 2012 гг. в престижных городских площадках: ЦВЗ «Манеж», Музей Г. Р. Державина, Rizzordi Art Foundation. Именно на Балтийских Биеннале, о которых члены петербургского правительства писали в 2010 г. как «о масштабном и социально-значимом проекте» и при поддержке Полномочного Представителя Президента Российской Федерации И. Клебанова нам неожиданно отказал в финансовой поддержке Комитет по культуре и мы проводили Биеннале только при поддержке Комитета по внешним связям. Точно в такой же ситуации мы оказались и в 2012 г. при огромном успехе самой арт-акции. Если бы не моральная поддержка СПбГУ, финансовая в выпуске каталогов (2010) Комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга, эта замечательная традиция просто бы рухнула. А планы у нас конкретные и серьезные. Мы будем продолжать привлекать студентов, бакалавров, магистрантов к выставочной деятельности, к самому прямому участию в жизни музея. Работаем над нашим главным проектом « IV Балтийские Биеннале» (октябрь 2014). Мечтаем о форуме, о настоящем и будущем в культурных связях стран Балтийского региона.

Наши научные конференции Вечность «Русских сезонов» Взаимовлияние и развитие русской и западной культуры в жизни и творчестве «русского зарубежья» рубежа тысячелетий

Первым серьезным и удачным опытом нашего музея стала организация международной научной конференции «К столетию «Русских сезонов» (2008).

Программа проведения Международной конференции, посвященной «Русскому зарубежью», представляла собой совершенно новый учебный проект сотрудничества с разнообразными направлениями деятельности факультета свободных искусств и наук СПбГУ, и проходила под руководством декана факультета свободных искусств и наук, профессора А. Л. Кудрина.

Главной составной частью программы стала научная конференция, посвященная художникам, писателям, музыкантам, кинорежиссерам, актерам, представителям оперного и балетного искусства, ученым, критикам, философам, покинувшим по разным причинам Россию в ХХ веке. Проведение данной конференции в тесном сотрудничестве с Бард Колледжем, представляющем страну, давшей возможность В. Набокову, С. Рахманинову, И. Бродскому, М. Ростроповичу, С. Довлатову и сотням других героев отечественной культуры и науки развивать свой талант и продолжать свою творческую жизнь, — чрезвычайно ценно.

Организаторами программы являлись: СПбГУ, факультет свободных искусств и наук, Музей современного искусства имени Дягилева.

Международная конференция, хронологические рамки которой охватывают период 1990-2010 гг., состояла из следующих разделов.

1. Новые измерения в жизни российского общества. История. Идеология. Культура.

2. Идеология и преображение «культурных контактов» в 1990-2010 гг.

3. Проблема памяти в истории «русского зарубежья».

4. «Власть» и «реальность» в жизни «русского зарубежья».

5. Глобализм и «узнаваемость» в искусстве «русского зарубежья».

6. Новые информационные технологии и транснациональные культурные контакты.

8. Современные концепции в развитии музейного дела.

Все направления, существующие на факультете свободных искусств и наук и на других факультетах смогли принять самое активное участие в данном проекте. Приглашение иностранных ученых и деятелей культуры, выступивших с фундаментальными докладами, известных российских ученых сделало эту конференцию чрезвычайно позитивной по творческим результатам. Важность издания сборников по таким конференциям прекрасно осознает руководство факультета свободных искусств и наук.

Совпадение или несовпадение высказанных точек зрения, если и не приводит к истине, то, безусловно, расширяет наши горизонты познания. На этом положении основаны научные конференции СПбГУ, к которым мы специально открываем и международные выставки. К данной конференции была организована выставка «Художники русского зарубежья из частных коллекций. Классики и новаторы», на которой были экспонированы произведения таких известных в мире художников, как Г. Брускин, В. Комар и А. Меламид, Э. Неизвестный, К. Симун, М. Шемякин.

Биография одиночества. Такова ключевая идея следующей международной научной конференции «Известные и неизвестные открытия ХХ века» (декабрь 2013), которую мы проводим вместе с факультетом свободных искусств и наук СПбГУ. ХХ век оказался удивительно богат открытиями в разных областях человеческой деятельности. В XXI в. заново переосмысливаются целые пласты мировой культуры. Происходит открытие новых и просто забытых имен. Всякое подлинное, ценное исследование всегда строится на данных внутреннего опыта. Каждого ученого притягивает определенный круг имен, который a priori может быть как общепринятым, так и спорным. Приблизиться к истине помогает дискуссия, обнаруживающая точки сближения разных позиций. Чрезвычайно важным представляется выявить имена исследователей, которые вели свои поиски на пересечении точных и гуманитарно-художественных научных проблем своего времени. Данный подход оказывается актуальным и в настоящее время.

Авторские идеи проектов для представителей студенчества и молодежной культуры. Истинное в человеке — это не его лицо и не его социальный статус, а душа. Культура стала более ироничной, рефлексирующей. Невозможно отстоять царство одной идеи, одной истины. Многогранность творческих индивидуальностей в личностном поведении, в умении формулировать и отстаивать свои взгляды станет важным фактором нашей универсиады. Продуманная стратегия позволит сделать данный международный проект заметным явлением современной художественной жизни и усилит роль молодежи в современном мире, привлечет много талантливых

людей, станет платформой для новых связей в пространстве культурной географии университетов. Мы сможем увидеть беспрерывное взаимовлияние преподавателей и студентов разных стран, что само по себе расширит наши представления о современном состоянии мира и России, вскроет проблемы и противоречия XXI века.

Формирование централизованного музея Цели и задачи

1. Пополнение и расширение коллекции (концептуализация линии музейной коллекции: какие периоды и этапы должны быть дополнены для создания полноценной картины истории и современности СПб искусства, создание при отделе графической коллекции музея подотдела фотографии)

2. Очевидна необходимость издания настоящего каталога университетского собрания. Мы абсолютно рентабельны, ибо только за последние два года коллекция пополнилась на 49 произведений. И это передано в дар университету.

3. Создание в одном из небольших залов музея камерной фотографической галереи с возможностью показа одновременно серии из 10-20 фотографий (как вариант возрождение имени одной из знаменитых СПб фотографических галерей 90-х <^OTOIMAGE»). Открытие фотогалереи позволит охватить один из важных современных медиаискусств эпохи «технической воспроизводимости». А это значит широкий спектр: от показа серий мастеров СПб фотографии, лекций и открытых семинаров до показа лучших студенческих работ.

4. Лекции и видеопоказы (формат «дополнительного обучения»). Документальное кино, фильмы о художниках, арт-хаус, видео-арт, web-art, искусство новых технологий.

5. Создание и развитие сайта музея — полная виртуальная репрезентация его деятельности и оперативная информация о событиях и выставках.

6. Организация «арт-клуба» для проведения семинаров и круглых столов со студентами — разбор и анализ проходящих в Петербурге и Москве выставок, обзоры крупных зарубежных проектов: Венецианская Биеннале, Документа в Касселе, Скульптурная Биеннале в Мюнстере.

7. Продолжать организацию волонтерства студентов как рабочей практики участия в крупных международных проектах и конференциях, проводимых с участием нашего музея.

8. Подготовка и показ (совместно с преподавателями) художественных проектов выпускников Университета (ИЗО, дизайн, сценография),популяризация лекций и программ дополнительного обучения для широкого зрителя, проходящих в Музее (платные абонементы).

Наши ближайшие планы

Организация Международной студенческой конференции «Творчество молодых в интерпретации молодых исследователей». Июнь 2014. Подготовить издание докладов.

Проведение «IV Балтийской Биеннале». 2014.

Мы сохраним наши выставочные направления, среди которых «Искусства бакалавров и магистрантов факультета свободных искусств и наук и факультета искусств СПбГУ», «Творчество педагогов СПбГУ», «Искусство и общество», «Русское зарубежье», «Мир молодых».

При должном финансировании, которое сейчас практически отсутствует, наша коллекция будет пополнена произведениями ведущих российских и известных западных художников. (От академических до пост-пост модернистских направлений). Произведения, уже переданные нами в дар Университету заслуживают быть экспонированными.

К проблеме понимания молодых. В рамках III Балтийской Биеннале «Архипелаг Балтия» (25.10-8.11.2012) по моему предложению аспиранткой Марией Каменецкой (научный руководитель проф. Л. Почебут) было проведено социально-психологическое исследование, в котором приняли участие художники — участники Балтийской Биеннале (n = 30). Респондентами стали студенты художественных вузов и недавние выпускники, а также зрелые, состоявшиеся художники разной профессиональной специализации.

Преобладала возрастная группа «20-30» (25 респондентов), что обусловлено характером Балтийской Биеннале как площадки, где выставляются и могут заявить о себе молодые, начинающие, еще не «засвеченные» художники.

Нами были выдвинуты следующие содержательные гипотезы.

1. Художники, обладающие позитивным самовосприятием, в профессии ориентируются на свободу и самостоятельность.

2. Существует взаимосвязь между не вовлеченностью в общественные процессы и тенденцией к жизни «одним днем» и незаинтересованностью в коллективном будущем.

3. Художники, чей уровень субъективной профессиональной удовлетворенности формулируется как ситуация поиска, в профессии также ориентируются на поиск.

4. Современные молодые художники полагают, что успех в профессии — это прежде всего признание, слава и финансовое благополучие.

5. Современные молодые художники склонны скорее фокусироваться на себе, чем на актуальных социальных процессах, и с оптимизмом смотрят в будущее.

Статистические гипотезы

Гипотеза 1. Художники с позитивным самовосприятием выбирают профессиональную ориентацию под условным названием «Свобода, независимость, самостоятельность».

Гипотеза 2. Заинтересованность в общественных процессах отрицательно коррелирует с показателем «Тенденция к жизни «одним днем».

Гипотеза 3. «Ситуация поиска» как характеристика профессиональной удовлетворенности положительно коррелирует с профессиональной ориентацией на «Поиск, познание, изучение».

Гипотеза 4. Современные молодые художники статистически значимо чаще предпочитают ориентироваться на «Славу, признание, авторитет» и «Финансовую успешность».

Гипотеза 5. Молодые художники статистически значимо чаще фокусируются на своей деятельности и на себе, чем на социальной жизни. При этом их взгляд в будущее позитивен.

На мой взгляд, проведенное исследование обладает актуальными исследовательскими выводами и чрезвычайно полезно для ознакомления.

О возможных исторических осложнениях нас заранее оповещали символы искусства. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» — этот вечный лозунг стал символом превращения понятий — «правда» и «ложь» в чисто условные. Не стоит забывать, что покаяния так и не произошло.

Профессора часто говорят на своем языке, молодежь на своем. Нам следует подумать о достижении большей гравидации. Наши молодые достойны любви и внимания. Голос искусства пронизывает уже несколько факультетов, но мы максималисты и полагаем, что он может звучать сильнее на всех факультетах СПбГУ.

Многие программы музея направлены прежде всего на вовлечение в процесс обсуждения творческих замыслов магистрантов и бакалавров.

Молодые от нас, от государства не хотят лицемерия, лжи. И мы обязаны это понять... Мы слишком эгоистичны и в этом причина трудностей нашего искреннего общения. Мы знаем о них меньше, чем они о нас. Наши учебные темы, наша социальная риторика в сегодняшней России недостаточны. («Если землятресение, то мы за это не отвечаем», — справедливо в разговоре со мной заметил известный и бесконечно талантливый философ Николай Иванов, давний поклонник нашей деятельности.) О демократии и политкорректности, к которым они чаще всего равнодушны, вероятно, стоит думать вслух. Беспредельность цинизма в обществе, где все продается и покупается, безгранична, и молодые все видят и ждут на это ответа от своих преподавателей, кураторов, научных руководителей. Совершенно ясно, что остается оценочная шкала даже в наше время, когда «апу1Ы^ goes» — «все позволено» не мешает профессионалам видеть разницу между искусством и не искусством. Эстетический тупик совпал с нравственным.

Стоит подумать о преобразовании самих наук, о синтезе языков и культур, о включении художественного опыта в контекст разных лекций. Математику тоже нужен катарсис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому наш следующий проект будет посвящен осознанию проблем региона Балтийского моря и России и называться «Архипелаг Балтия. Новее нового».

К 2015 г. найдет свое оформление долгосрочный международный проект, способствующий процессу развития современного высшего образования, молодежной культуры. Понимание между странами формируется не только экономической интеграцией. В поле гуманитарных наук и искусств, созданном благодаря таланту студенческой молодежи, представителей университетов России и балтийского региона наглядно произойдет развитие культурно-генетического процесса. Учитывая почти полное отсутствие международных культурных брендов, мы создаем свой. Мы разбиваем окно стереотипов и придаем универсиадам, не происходившем ранее в таком виде и масштабе, не только интеллектуальный, но и эмоционально-нравственный толчок. Мы стираем границы и предоставляем возможность открытого, демократического общения друг с другом и с искусством. Мы вырабатываем иммунитет к коммерческой продукции, мы прививаем опыт и навык восприятия мировой современной культуры. Осуществление про-

екта будет способствовать повышению престижа президентского университета Санкт-Петербурга.

Любовь к России воспитывает русская культура — научить ее чувствовать и понимать задача и различных факультетов и организованных при них музеях.

Когда Аристотель прогуливался по оливковой роще с преданными учениками (роща Ликеон — ли-кей или ли-цей), роща становилась священной, ибо беседы философа, любимого ученика Платона, были о смысле бытия, о душе. Определение души отвечало на вопросы, как мы живем, ощущаем, мыслим. Если в стенах Музея родится Дух, то наша университетская жизнь станет плодоносить для всего российского общества. Ибо мы за любовь, за свободу, за открытость отношений, за ответственность. Мы обретаем смысл существования в стремлении видеть горизонт социального высказывания. Искусство — единственный шанс возродить разговор человека с человеком. А разве без этого может жить такой организм, как Университет?

Статья поступила в редакцию 5 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.